Работы влияющие на безопасность объектов капитального строительства это
Нормативно-правовые документы в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативных документов, объединенных общими целями и задачами по обеспечению безопасности, повышению эффективности и качества строительства и применяемых на обязательной и добровольной основе при проектировании, изыскании, строительстве, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений. Система нормативных актов в строительстве формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере архитектуры, строительства и градостроительной деятельности — Минстрой России.
Гражданский кодекс Российской Федераци
Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
Расчеты за выполненные работы по объектам,при финансирование строительства за счет бюджета г. Москвы
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 « О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства»
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений
Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)»
Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и Порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения (РД-11-02-2006)»
ИсточникРИСКЭ 12ноября2021
Проектирование. Лицензия МЧС или допуски СРО?
Нужна ли сегодня лицензия МЧС на проектирование пожарной сигнализации или организациям достаточно иметь допуски CРО на определенные виды работ? И какие разрешительные документы необходимы частному проектировщику, то есть «инженеру — фрилансеру», для осуществления им данной деятельности в установленных правовых полях?
Давайте попробуем разобраться с этим вместе. Сначала мы предлагаем поговорить про лицензии МЧС на проектирование.
С момента вступления в силу механизма технического регулирования (ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), с 28 апреля 2009 г. прекратилось лицензирование определенных видов деятельности, в число которых также входило проектирование установок пожарной сигнализации.
То же самое произошло и с лицензиями Госстроя. В соответствии с ФЗ №136 от 19.07.2007 года «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» по вопросам лицензирования строительной деятельности» с 1 июля 2008 года прекращено лицензирование по проектированию зданий и сооружений.
Допуск СРО вместо лицензий
В дальнейшем, функции контроля и регуляции перешли к саморегулируемым организациям (СРО), которые стали выдавать своим членам свидетельства о допуске к определенным видам работ.
Перечень таких работ был утвержден Приказом Минрегиона от 09.12.2008 г. №274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», где в пункте №8 значились работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Позднее данный приказ утратил силу в связи с выходом Приказа Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года №624 с одноименным названием, где работы по проектированию противопожарной защиты были включены в состав видов работ, указанных в пункте 10.
В дальнейшем, законом от 22.07.2008 года №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса была изменена и изложена следующей редакции:
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
То есть, начиная с середины 2008 года, организация или индивидуальный предприниматель могли легально осуществлять свою проектную деятельность без каких-либо разрешительных документов, правда лишь по некоторым, крайне незначительным видам работ.
Для оказания услуг по разработке разделов противопожарной защиты, как впрочем и по разработке других решений, охваченных перечнем Приказа №624, организациям и ИП необходимо было иметь допуски СРО.
Однако в 2017 году ситуация кардинально изменилась.
Отмена допусков СРО
Федеральный закон от 03.07.2016 г. №372 (ред. 28.12.2016) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в своей шестой статье постановил:
С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Соответственно, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а в частности часть 4 статьи 48 теперь выглядит так:
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
То есть, допуски к работам упразднены, но проектные организации по-прежнему должны являться членами СРО. Исключением могут быть лишь унитарные предприятия, муниципальные и прочие государственные учреждения, а также юридические лица с госучастием, но только по некоторым типам контрактов.
При этом субподрядчикам, то есть подрядчикам указанных выше организаций, вовсе не обязательно являться членами СРО, в соответствии с указаниями части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, а также части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ.
Иными словами, если организация или ИП не работают напрямую с владельцами объектов, а также не играют на торгах и не являются в сделке «первыми руками», то теоретически членство в СРО для них в этом случае необязательно.
Тогда, может быть, им нужна лицензия МЧС? Тем более что сейчас активно муссируется слух о скором возврате лицензий МЧС в связи с отменой допусков СРО?
Слухи о возврате лицензий МЧС
Эти слухи беспочвенны. Дело в том, что перечень всех видов деятельности, для ведения которых в РФ требуется наличие соответствующей лицензии, закреплен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Этот перечень является исчерпывающим, и в нем, в пункте 15 обозначена только лишь деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, в настоящий момент действует Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 года №1225 (в редакции 06.10.2017 г.) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», в котором вообще нет ни одного слова про проектирование.
Правда это Постановление утрачивает силу с 01.01.2021 г. в связи с изданием ПП №1128 от 28.07.2020 г., и в нем, так же как и в его предшественнике, слово «проект» в тексте документа не встречается.
Ну и напоследок стоит сказать о том, что указанную лицензию получить просто технически нереально, сейчас ведь МЧС такие лицензии не выдает, а кроме них это делать некому.
МЧС лицензирует лишь деятельность по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также деятельность по тушению пожаров в лесах, населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Достаточно просто зайти на сайт МЧС, чтобы убедиться в этом самостоятельно — Главная/Деятельность/Государственные услуги/Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, деятельность по проектированию пожарной сигнализации не требует ни лицензии МЧС, ни обязательного во всех случаях членства в СРО.
Значит ли всё вышесказанное, что теперь любое юридическое лицо, как впрочем и ИП, могут легально заниматься проектными работами для строительства, в том числе и проектированием автоматических установок пожарной сигнализации без каких-либо разрешительных документов?
Проектирование без лицензий и СРО
Осуществлять подготовку проектной документации по системе пожарной сигнализации можно и без указанных документов. Для этого юридическим лицам и ИП необходимо соответствовать минимум двум требованиям:
• Юрлица или ИП работают на подряде (обязательное требование).
Упомянутые лица могут и не иметь членства СРО, однако та организация, которая заключила договор непосредственно с заказчиком/застройщиком и взяла упомянутых лиц к себе на подряд, сама должна состоять в саморегулируемой организации.
• Юрлица или ИП имеют нужные коды ОКВЭД (необязательное требование).
Основной код ОКВЭД для деятельности в области архитектуры — 71.11, для деятельности, связанной с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора — 71.12.1.
Однако, если у юрлица или ИП таких кодов не заявлено, то в соответствии со cтатьей 14.25 КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений им грозит лишь административный штраф от 5 000 до 10 000 рублей.
Да и внести новые сведения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП обычно не составляет никакого труда. При желании можно указать хоть весь существующий перечень, законодательно это не запрещено.
Технически больше ничего не мешает созданной позачера организации, не имеющей ни офиса, ни телефона и не состоящей в СРО без малейших проблем браться за проектирование любых разделов на любых объектах, работа на которых не связана с необходимостью получения отраслевой лицензии, как, например, при работе на объектах атомной энергетики, работе с гостайной и т.п.
Такая организация может вообще состоять из одного человека без среднего образования и при этом весьма далекого от проектирования, ведь требование иметь в штате минимум двух специалистов с высшим образованием соответствующего профиля накладывают только лишь квалификационные требования СРО.
А каким критериям должно соответствовать физическое лицо (индивидуальный предприниматель, самозанятый фрилансер или просто частный проектировщик), чтобы осуществляемая им проектная деятельность не выходила за рамки закона?
Фриланс для инженеров проектировщиков
С индивидуальными предпринимателями уже всё более — менее понятно, между ними и юрлицами в этом плане нет вообще никакой разницы и ИП могут вести проектирование без допусков СРО на совершенно законных основаниях.
А что с фрилансерами?
Если фрилансер имеет статус самозанятого (плательщика НПД), то у него, в принципе, больше нет никаких препятствий для ведения самостоятельной проектной работы по договорам гражданско-правового характера как с частными лицами, так и с организациями.
На данный момент не существует никакого официального списка разрешенных видов деятельности для самозанятых. В тексте закона ФЗ №422 от 27.11.2018 года указан лишь перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим и проектировщики к ним не относятся.
Поэтому для выполнения проектных работ, а также подработок и всяческих «халтур», самозанятому фрилансеру, занимающемуся инженерным проектированием не нужны никакие лицензии и допуски СРО. Фактически, такому самозанятому ничто не мешает выполнять такие же серьезные и объемные работы, какие выполняет маститый проектный институт.
А вот для частного проектировщика, не оформившего самозанятость, здесь будет всего лишь одно ограничение, препятствующее его легальной работе в подобном формате. Я имею в виду механизм получения доходов, ведь незаконная предпринимательская деятельность это наказуемое деяние, караемое по статьям вплоть до уголовной.
Безусловно, в большинстве случаев заказчик предпочтет работу с организацией, да и инженеров, готовых работать на себя не так уж и много, но эта проблема решаема, нужно лишь знать с какой стороны к ней подойти.
Ну и напоследок стоит отметить, что наличие или отсутствие фамилии инженера из любой указанной категории физлиц в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ), никак не влияет на возможность или невозможность осуществления им обозначенной выше предпринимательской деятельности.
Источник