В современном динамично развивающемся мире трудно оспорить эффективность проектного подхода к реализации многих задач инфраструктурного строительства и управления объектами недвижимости. С давних пор правильное планирование и управление позволяли создать колоссальные по своим масштабам проекты, многие из которых пережили не одно тысячелетие.
Развитие проектного менеджмента и его проникновение во все большее количество сфер деятельности человека позволяет систематизировать имеющиеся знания и эффективно использовать их на его же благо. Сегодня эффективное и рациональное использование ресурсов и времени является приоритетной задачей во многих отраслях народного хозяйства и строительство недвижимости и объектов коммунального хозяйства не является исключением. Мировая практика применения проектного подхода к управлению задачами любой сложности давно доказала свою пользу на практике. О реализованных нашей компанией проектах вы найдете информацию на сайте 1pm.com.ru.
Какие перспективы открывает проектный менеджмент в сфере строительства
Строительство является одной из тех сфер деятельности человека, где проектный менеджмент давно стал наиболее распространенным подходом для реализации любых целей.
Рациональное использование природных ресурсов
Что же является ключевыми преимуществами использования проектного менеджмента, и какого эффекта он позволяет достичь в реализации практических задач? Если проанализировать основные аспекты проектного менеджмента, то главными его преимуществами будут:
- Возможность существенного сокращения издержек и расходов на операционную деятельность компании и подготовку самого проекта.
- Максимизация эффективности сотрудников занятых в конкретном проекте и сокращение издержек на персонал.
- Эффективное использование временных, финансовых и материальных ресурсов.
- Оптимизация производственных процессов.
Это лишь ключевые выгоды, которые обеспечивает проектный менеджмент в строительстве и на производстве. В некоторых случаях этот список может быть расширен в зависимости от задач и реализуемых проектов.
Особенности проектного менеджмента
Основное отличие проектного подхода к управлению рабочими процессами и программами в его матричной структуре, когда к традиционной вертикальной иерархии добавляется горизонтальная проектная иерархия. В таком случае производственные и управленческие связи становятся более гибкими, что позволяет эффективнее подходить к решению многих задач или проектов.
Еще одной важной особенностью проектного подхода к управлению является то, что для решения конкретных задач и управлению операционной или проектной деятельности специально подбирается команда профессионалов, которая максимально эффективно решает поставленные перед ней задачи. Убедиться в этом вы можете ознакомившись на сайте 1pm.com.ru с проектами, которые были успешно реализованы нашей компанией.
Источник: www.volzsky.ru
Рациональное использование природных ресурсов
Рациональное использование строительных материалов
Древесина на сегодняшний день представляет собой достаточно ценный строительный материал. Причем его стоимость постоянно увеличивается. Это объясняется тем, что деревьев становится все меньше и меньше. Вырубка древесины в больших масштабах является настоящим бичом экологии не только нашего государства, но и всего мира. Молодые деревья попросту не успевают вырастать.
Так что такое положение вещей — это настоящая проблема, требующая немедленного решения. Залогом успеха в этом случае является более рациональное использование древесины в промышленности в целом и в строительстве в частности. И каждый человек осознает, что он в силах помочь обществу в решении этой проблемы, то в ближайшем будущем ситуация исправится.
С другой стороны древесина — это настолько дорогой строительный материал, что его перерасход невыгоден и самим людям. Ведь зачем, как говорится, платить больше. Для уменьшения количества отходов во время строительства нужно прибегнуть к помощи рационального использования леса в строительстве. Именно здесь кроется успех в решении этой проблемы. Итак, как же это работает.
Прежде всего, нужно точно оценить необходимое количество строительных материалов и их вид. Так, например, если вы строите дом из оцилиндрованного бревна, то нужно точно определить количество бревен, их диаметр и длины. Естественно, что, например, при необходимой длине бревна четыре метра, лучше покупать пятиметровой, а не шестиметровое изделие.
То же качается и других строительных материалов из дерева. В целях экономии сырье для его обработки нужно использовать исключительно современные инструменты, которые обеспечивают наименьшее количество таких отходов, как стружка и опилки. Использование устаревшего оборудования не даст желаемого результата.
Итак, древесину нужно расходовать экономно. Все об этом знают, но, к сожалению, далеко не все это делают. И только высококлассное планирование, а также использование новейших технологий и передового оборудования способно изменить эту достаточно плачевную на сегодняшний день ситуацию.
Преимущества использования техногенного сырья
Вторичные ресурсы — все отходы производства и потребления, которые в соответствии с состоянием науки и техники могут быть использованы в народном хозяйстве.
- • резко сокращаются объемы добычи дефицитных природных строительных материалов;
- • утилизируется и химически прочно связывается огромное количество загрязняющих окружающую среду промышленных отходов;
- • освобождаются ценные земельные участки, отчуждаемые под хвосто- и шламохранилища и др.
Виды техногенного сырья
- • Зола и золошлаковые отходы
- • Доменные, мартеновские и ферросплавные шлаки
- • Шахтные терриконики
- • Стеклобой
- • Отходы обогащения асбеста и отходы асбестоцементного производства
- • Отходы камнепиления и дробления
- • Фосфогипс
- • Древесные отходы
- • Макулатура и вторичные текстильные материалы
- • Полимерные материалы
- • Изношенные шины
- • Алюминийсодержащие отходы
- • Нефелиновый шлам
- • Пиритные огарки
- • Отходы строительной реконструкции
- • Отходы нефтяной и нефтехимической, гидролизной промышленности
- • Органические отходы сельскохозяйственного производства
Рассмотрим преимущества использования техногенного сырья на примере «Фосфогипса»
В настоящее время в мире накоплено значительное количество фосфогипса, который является отходом производства фосфорной кислоты и других фосфорных удобрений по «мокрой» технологии. В состав фосфогипса входят такие элементы, как Ca, Mg, F, Р, Si.
Содержание в фосфогипсе сопоставимо с количеством природном гипсе, поэтому более рациональным представляется использование фосфогипса в качестве строительных материалов. К сожалению, он содержит значительные количества вредных примесей и его структура отличается от структуры природного гипса. Это создает трудности в применении фосфогипса как строительного материала. Поэтому до сих пор основным методом утилизации фосфогипса является захоронение его на свалках.
В данной работе представлен разработанный нами в КНР один из вариантов технологии переработки фосфогипса в строительный гипс. Для получения гипсостружечных или гипсоволоконных плит в фосфогипс добавляют растительные волокна и иные добавки и с помощью «полусухой технологии» получается материал, который обладает рядом ценных свойств, и его производство экономически целесообразно.
Применение фосфогипса для получения строительного материала
Исследованныйфосфогипс не представляет радиационной опасности по стандарту для использования в строительных материалах. В некоторых странах фосфогипс применяется для улучшения свойств почвы. Кроме этого, фосфогипс используется как строительный материал, например, в качестве добавок при производстве цемента, а также как строительный гипс и т.п..
Использование фосфогипса для производства строительного гипса вместо природного гипса требует решения ряда проблем. Для того чтобы строительный гипс обладал нужными свойствами и не представлял вреда человеку, обычно применяют предварительное промывание фосфогипса водой. Промывкой из фосфогипса можно удалить растворимые примеси и органические соединения, однако такой метод имеет недостатки, связанные с большими капитальными затратами, высокими затратами энергии, образованием большого объема загрязненных промывных вод и т.д.
В данной работе рассматривался химический состав фосфогипса, на основании которого были исследованы технологические стадии процесса обработки фосфогипса и добавления растительных волокон и прочих веществ в фосфогипс с получением гипсостружечных или гипсоволоконых плит. Технологическая схема переработки состоит из следующих этапов:
- 1) измельчение фосфогипса в порошок;
- 2) корректировка свойств фосфогипса с помощью добавления гидроксида кальция и других веществ в количестве 10-20%, перемешивание и выдержка в течение 24 ч;
- 3) добавление к фосфогипсу двойного объема воды, перемешивание, отстаивание, удаление с поверхности маслянистого слоя; процедура повторяется до тех пор, пока слой на поверхности не перестанет появляться, причем отделенная вода может использоваться повторно;
- 4) высушивание фосфогипса в сушильной камере при постепенном повышении температуры до 170-190 °С и выдерживание при этой температуре в течение 2 ч, затем самостоятельное охлаждение.
- 5) выдержку образовавшейся b — фазы гипса в течение 3-5 суток, в результате чего безводный гипс частично превращается в
- 6) смешивание растворенных в воде специальных добавок с растительными волокнами и добавление полученной смеси в продукт обработки фосфогипса; при этом требуется соблюдения точных стехиометрических соотношений и гомогенности перемешивания.
- 7) равномерное распределение образовавшейся смеси на стальной подложке с защитным слоем.
- 8) холодная прессовка смеси до определенной толщины, и выдержка смеси в течение 4 ч под давлением.
- 9) сохранения полученных плит в течение 12 ч.
- 10) сушка плит от 6 до 8 ч при температуре 60-80 °С.
- 11) механическая обработка плит для придания им нужной формы.
В результате всех названных процедур из фосфогипса образуется изделие композиционного материала.
Из табл. 8.1 видно, что прочность плит из фосфогипса, не обработанного водой, близка к прочности плит из природного гипса, а при добавлении соответствующих модификаторов их можно использовать на производстве.
Строительные свойства плит, изготовленных на основе фосфогипса с добавками растительных волокон и некоторых других веществ сравнимы со свойствами плит из природного гипса с добавками.
В качестве внутренних строительных материалов эти плиты в течение длительного время сохраняют свои характеристики. Такая простая и надежная технология производства фосфогипса строительных элементов является достаточно эффективным и рациональным способом использования отхода.
Источник: studwood.net
Экономия материальных ресурсов в строительстве .
Экономия материальных ресурсов. При огромных масштабах строительства в нашей стране борьба за экономию строительных материалов, деталей, конструкций и полуфабрикатов приобретает важное народнохозяйственное значение.
Снижение сельскими строителями расхода материалов при выполнении строительно-монтажных работ на 3—5% даст экономию свыше 30 млн. руб. Этих средств хватило бы построить жилых домов на селе более чем на 30 тыс. чел., или около 70 заводов по изготовлению сборного железобетона мощностью 15 тыс. м3.
Основными путями экономии строительных материалов в сельском строительстве являются: увеличение степени сборности зданий и сооружений из конструкций заводского изготовления, повышение уровня индустриализации строительства, широкое применение местных строительных материалов, совершенствование проектирования, организации и технологии строительного производства, бережное расходование всех материальных ценностей.
Улучшение организации, повышение технического уровня и индустриализация в сельском строительстве — главные направления в достижении экономии материальных ценностей. Экономия строительных материалов возможна при правильном их использовании, устранении случаев бесхозяйственности, нерадивого отношения к расходованию и храпению строительных материалов.
Одним из важных источников экономии материальных средств является также повышение качества строительных работ и материалов. Широкое применение местных строительных материалов (фибролита, арболита, аглопорита, Кастро блоков, торфа, самана и многих других) позволит сберечь материальные ресурсы и снизить себестоимость строительства.
Развитие механизации СМР.
Механизация СМР сопровождается заменой ручного труда механизмами, что приводит к повышению производительности труда, сокращению сроков строительства и снижению его стоимости. С развитием механизации существенно меняется технология строительного производства, создаются предпосылки для полной ликвидации тяжёлого физического труда в строительстве.
Производительность труда на механизированных процессах значительно выше, чем при их ручном выполнении: на земляных работах — в 6-7 раз, при погрузочно-разгрузочных в 7-8 раз, на бетонных работах в 4-5 раз, на отделочных работах в 3-4 раза.
+Индустриализация строительства существенно влияет на выполнение работ на строительной площадке: широкое внедрение в строительно-монтажных процессах сборных элементов привело к увеличению объёма монтажных работ и уменьшению работ бетонных, каменных и отделочных. В связи с тем, что в условиях индустриального труда основными видами работ стали земляные, монтажные, подъёмно-транспортные и погрузо-разгрузочные, для них преимущественно и развиваются средства механизации.
49В строительстве функционируют три формы эксплуатации строительных машин, зависящие от вида строительства, условий производства и объёмов выполняемых работ:
— строительные машины, находящиеся на балансе строительного подразделения;
— строительные машины, находящиеся в составе и на балансе управлений механизации, входящие в состав строительного треста;
— строительные машины и оборудование, находящиеся в составе и на балансе трестов механизации или им подобных предприятий.
В последние годы появилась четвёртая форма эксплуатации строительных машин: строительные машины и механизмы, принадлежащие лизинговым компаниям (лизинг — долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, дорогостоящей оснастки, сооружений производственного назначения и др.).
Для строительства линейно-протяжённых сооружений (дороги, ЛЭП, магистральные трубопроводы, железные дороги) в условиях рассредоточенного строительства создаются механизированные колонны со своей техникой, которые, по
существу, являются мобильными строительными организациями, выполняющими механизированные работы.
Строительные машины, находящиеся на балансе общестроительных подразделений, обслуживают, как правило, механизированные строительные работы внутри подразделения. Работой таких машин руководит главный механик строительного подразделения; машины на объекты выделяются по заявкам линейных работников. Эксплуатация незначительного количества строительных машин в такой организационной форме затруднена: небольшое количество техники требует относительно большой номенклатуры и количества запасных частей и эксплуатационных материалов. Отсутствие широкого фронта работ в подразделении для этих машин приводит к их систематическим простоям, а машины большой мощности используются часто на случайных работах с малыми объёмами. Такая форма эксплуатации машин оправдана для работ в отдалённых районах с отрывом от основных баз или для строительных организаций, выполняющих узкоспециализированные работы со специальным набором механизмов (свайные, кессонные и работы, связанные с замораживанием грунтов).
К положительным факторам эксплуатации машин, находящихся на балансе первичного строительного подразделения, можно отнести возможность более оперативного руководства этими машинами.
Наибольшее распространение в крупных строительных организациях получила следующая форма эксплуатации строительных машин, находящихся на балансе управлений механизации строительных трестов, осуществляющих оперативное руководство по распределению и использованию техники: эксплуатация машин на условиях подряда, аренды или услуг.
В крупных промышленных центрах существует следующая форма эксплуатации строительных машин, находящихся на балансе специализированных трестов механизации, обслуживающих строительные и монтажные организации в определённых регионах строительства. Тресты механизации в своём составе имеют управления механизации и специализированные управления, выполняющие по заказам генподрядных трестов различные виды механизированных работ (земляные и свайные работы; работы, связанные с дорожным строительством; механизмы, обеспечивающие вертикальный транспорт).
Главными задачами трестов механизации и входящих в их состав специализированных подразделений являются:
— осуществление механизации строительно-монтажных работ;
— обеспечение роста производительности труда и сокращение затрат ручного труда;
— эффективное использование парка машин, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта машин.
Концентрация строительных машин и оборудования в крупных предприятиях механизации позволяет более эффективно использовать парк строительных машин и механизмов, внедрять наиболее прогрессивные методы производства работ.
Строительные машины должны интенсивно эксплуатироваться, поскольку такое их использование обеспечивает снижение себестоимости работ, снижает расходы на эксплуатацию машин, уменьшает потребность в машинах и позволяет не допустить их морального старения.
Анализируя рабочее время машины, можно найти резервы увеличения продолжительности полезного машинного времени. Этого можно добиться за счёт уменьшения простоя машины по организационным причинам, за счёт подготовки фронта работ, своевременного обеспечения материалами, транспортом и другими ресурсами.
Рациональное использование строительной техники оценивается двумя основными показателями:
— годовой выработкой машины — выполненные в течение года физические объёмы работ;
— продолжительностью отработанного в течение года рабочего машинного времени.
При анализе годового режима работы машины учитываются потери рабочего времени, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями (в особенности при работы с кранами — предельные скорости ветра, крайне низкие температуры и т.п.), проведение плановых и внеплановых ремонтов, перебазировка машин с объекта на объект и другие недостатки в использовании техники.
При анализе работы машины должны учитываться эксплуатационные качества машины, организация её технического обслуживания, технический уровень ремонтной базы, методы управления парком машин.
В процессе эксплуатации строительные машины требуют эксплуатационного и технического обслуживания, а также периодического ремонта.
Под эксплуатационным обслуживанием подразумевается обеспечение машин горючим, смазочными и другими видами материалов, перебазирование машин и их хранение.
Техническое обслуживание включает мероприятия по предупреждению износа частей машины сверх допустимых норм. Для этого предусматривается своевременный профилактический осмотр, замена износившихся деталей, устранение обнаруженных неисправностей. Техническое обслуживание строительных машин производится по планово-предупредительной системе в определённое время и в определённом объёме для соответствующих видов и моделей машин.
Транспорт занимает важное место в системе строительного производства, являясь технологическим звеном, связывающим строительные объекты с предприятиями строительной индустрии, карьерами, строительной базой, складами и другими источниками материально-технического обеспечения строительства.
Роль транспорта в строительстве объясняется высокой материалоёмкостью строительного производства, необходимостью в непрерывных поставках строительных грузов. В особенности возрастает роль транспорта, когда в строительстве увеличилась его сборность.
Строительство использует практически все существующие виды транспортных средств — автомобильный, железнодорожный, водный, тракторный, воздушный. Основная нагрузка при перевозках строительных грузов падает на автомобильный транспорт (свыше 80% перевозок), железнодорожный и водный (соответственно 15% и 5%).
На выбор транспортного средства влияют дальность перевозок, характер строительных грузов, местные дорожные и климатические условия (на вновь начинаемых дальних стройках в начальный период строительства, когда отсутствуют постоянные дороги используются автозимники).
Железнодорожный транспорт, имеющий высокую производительность, чаще всего применяют при дальних перевозках (свыше 50 км), учитывая, что железнодорожные тарифы меньше автомобильных.
Водный транспорт при перевозке массовых грузов часто оказывается дешевле железнодорожного, однако нужно учитывать наличие в пунктах приёма грузов причалов и погрузо-разгрузочных средств. Кроме того, приходится учитывать, что в различных регионах водный транспорт имеет сезонный характер работы.
Особенность строительных грузов такова, что часто невозможно выбрать эффективный вид транспорта без надлежащего технико-экономического обоснования.
Классификация строительных грузов
Строительные грузы классифицируются по их физическим характеристикам на девять видов:
1. сыпучие: песок, гравий, щебень, грунт;
2. порошкообразные: цемент, известь, гипс;
3. тестообразные: мастики, растворно-бетонные смеси;
4. мелкоштучные: кирпич, бутовый камень, цемент в мешках и т. д.;
5. штучные: фундаментные блоки, стеклопакеты, ж/б перемычки и т. д.;
6. тяжеловесные: технологическое оборудование, тяжеловесные ж/б конструкции и т. д.;
7. длинномерные: колонны, фермы, сваи, трубы и т. д.;
8. крупнообъемные: резервуары, блок – комнаты, контейнеры и т. д.;
9. жидкие: вода, ГСМ, растворители и т. д.
Организации перевозок и монтажа строительных конструкций на строительную площадку может быть организована следующим образом:
— детали и конструкции доставляются на приобъектный склад стройки. В этом случае транспорт быстро освобождается, его производительность повышается, но сокращаются свободные площади склада, затрудняются манёвры монтажного крана, монтажная бригада вынуждена отрываться от основной работы для разгрузки транспорта;
— детали могут доставляться на площадку с последующим монтажом с транспортных средств («с колёс»). При этом исключаются работы по разгрузке и складированию конструкций, улучшаются условия для работы монтажного крана, но такой метод монтажа серьёзно увеличивает время транспортного цикла: тягач простаивает как на площадке в период монтажа, так и на заводе в период погрузки. Когда монтаж элементов производится «с колёс», рекомендуется выбирать такую машину, которая способна сделать с учётом погрузки, перевозки, манёвров один или половину полного рейса за время, необходимое для монтажа перевозимых ею сборных элементов;
— детали на строительную площадку доставляются на прицепных средствах (способ челнока). При этом способе доставки грузов на строительную площадку эффективнее используется тягач, исключается необходимость немедленной разгрузки конструкций, но требуется дополнительное количество прицепов и дополнительные площади для манёвра и размещения прицепов, как на строительной площадке, так и на заводах стройиндустрии.
Вид транспорта и его количество зависят от рода груза, объёмов и характера грузопотоков, дорожных условий, условий погрузо-разгрузочных работ и других особенностей строительного производства.
Для расчёта необходимого транспорта необходимо знать объём перевозок, грузооборот и грузопоток.
Объём перевозок — это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах на единицу времени.
Грузооборот — это объём транспортной работы в тонно-километрах за определённый промежуток времени (месяц, квартал, год).
Грузопоток — это часть грузооборота в определённом направлении.
По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатываются варианты рационального использования транспорта. При разработке проекта производства работ потребность в транспортных средствах определяют следующим образом:
— выявляют потребность в перевозках (в физических объёмах);
— составляют схемы грузопотоков;
— рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам строительных грузов;
— составляют транспортный график завозки материалов (или заявку на автотранспорт).
План — это заранее намеченный порядок работы, последовательность осуществления программы действий строительного подразделения.
Главной задачей планирования в строительстве является своевременное обеспечение потребностей региона, области, района, города, отдельных государственных, общественных, кооперативных, акционерных и частных предприятий в основных фондах в виде зданий и сооружений, возводимых в соответствии с договором (контрактом) между подрядчиком и заказчиком.
Планирование строительного производства должно осуществляться на основе таких принципов, как конкретность, стабильность, непрерывность, демократичность, директивность.
Конкретность планирования предусматривает учёт реальных возможностей и условий, при которых должны реализовываться намеченные к выполнению планы. Эти планы требуют тщательных обоснований и в полном объёме должны быть обеспечены проектной документацией, материальными и трудовыми ресурсами, полным финансированием.
Стабильность планирования должна реализовываться в неизменности плановых заданий, в результате чего основные положения плана работ должны быть незыблемы в течение всего планового периода. Любое изменение плана вызовет обязательную перестройку производства, переброску людей и техники с объекта на объект, перераспределение материальных ресурсов, что неизбежно приведёт к дополнительным затратам, потерям рабочего времени, увеличению продолжительности строительства и, в конечном счёте, к его удорожанию.
Непрерывность планирования означает, что сами планы по времени, как и сам процесс строительного производства, должны быть непрерывными. Исполнитель должен владеть не только текущим планом, но и иметь чёткое представление о предстоящих работах и желательно на длительную перспективу.
Демократичность планирования должна проявляться в широком обсуждении планов на всех уровнях строительных организаций, которые должны принимать участие в его реализации.
С момента принятия плана вступает в силу принцип директивности планирования, когда планы становятся обязательными для всеобщего выполнения.
Производственно-экономические планы являются программой деятельности строительно-монтажных организаций и их подразделений на определённый период времени. В процессе разработки этих планов определяются задачи, выполнение которых должно обеспечить ввод объектов в установленные сроки и увеличить прибыль строительной организации.
Планы производственно-экономической деятельности -это основные документы в управлении строительным производством. На их основе оценивают результаты деятельности строительных подразделений и их производственных единиц.
Основные направления разработки производственных планов:
— ввод в действие производственных мощностей, объектов, сооружений, жилых домов, объектов социального назначения и др.;
— назначение объёмов работ, подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда на пусковых объектах планируемого года;
— задание по выполнению объёмов работ на задельных объектах.
На основе производственных планов разрабатываются соответствующие планы по техническому развитию производства, по труду и заработной плате, по материально-техническому снабжению, прибыли, социально-культурному развитию коллектива, что в целом составляет производственно-экономический план строительно-монтажного подразделения.
Характерной чертой планирования в строительных организациях является наличие системы планов в зависимости от заключённых контрактов, рассчитанных на периоды различной продолжительности и охватывающих строительное производство в различных масштабах.
Плановое выделение капитальных вложений на перспективное планирование может осуществляться по следующим признакам:
— по территориальному, когда размещение производительных сил планируется с учётом необходимости преимущественного развития отдельных экономических районов (например, Западная Сибирь, Дальний Восток и т.п.);
— по отраслевому, когда капитальные вложения планируются по отдельным отраслям народного хозяйства с преимущественным выделением производств, развитие которых определяют основные направления научно-технического прогресса (машиностроение, электроника, нефтехимия и т.п.);
— по сравнительной эффективности нового строительства, реконструкции и перевооружения. Реконструкция позволяет значительно снизить затраты на строительство с одновременным улучшением условий производства, повышением качества продукции и сокращением продолжительности строительства.
— по готовности объектов, когда в первую очередь и в полном объёме выделяются средства на объекты, подлежащие к вводу в плановом периоде.
— по соблюдению норм продолжительности строительства. В этом случае выделяемые на календарный год капитальные вложения должны быть не меньше, чем указанные в нормах продолжительности строительства.
На основе планов капитального строительства, наличия сметной документации, в соответствии с нормами продолжительности строительства заказчиком разрабатывается титульный список стройки.
Титульный список стройки — это перечень объектов, строящихся в течение установленного периода времени. Он включает в себя следующие данные: наименование и место нахождения стройки, год начала и окончания строительства, объёмы капитальных вложений, строительных и монтажных работ по годам и на весь период строительства, сроки ввода в действие производственных мощностей и основных фондов.
На основании титульных списков строек ежегодно по каждой стройке заказчик составляет внутрипостроечный титульный список, в котором конкретизируются подлежащие к выполнению объёмы работ.
Титульный список стройки составляется на весь период строительства, и он должен быть неизменным документом во времени.
Значение внутрипостроечных титульных списков заключается в том, что они служат средством увязки планов капитальных вложений с планами деятельности строительных организаций.
Объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, группируются по четырём разделам:
— объекты производственного назначения;
— объекты жилищного строительства;
— объекты культурно-бытового строительства;
— объекты материально-технической базы строительства, возводимые за счёт средств, предусмотренных сметой данной стройки.
Все объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, подразделяются на три группы:
— пусковые, подлежащие к вводу в эксплуатацию в плановом году;
— переходящие, начало и окончание строительства которых лежит вне планового периода;
— задельные, строительство которых начинается в плановом году, а сдача их в эксплуатацию планируется в последующие годы.
57.Производственно-экономический план (стройфинплан)
План годовой деятельности строительной организации, определяющий ожидаемые производственные и финансово-экономические результаты ее деятельности за календарный год. Производственно-экономический план Составляется на основе титульных списков заказчиков.
Производственно-экономический план состоит из следующих разделов:
1. Производственная программа, являющаяся основой разработки всех остальных разделов плана;
2. План повышения экономической эффективности строительного производства, отражающий экономический результат работы строительной организации и уровень использования ее материальных и трудовых ресурсов;
3. План развития и использования производственной мощности, при помощи которого достигается сбалансированность производственной программы с производственными возможностями строительной организации в зависимости от ее ресурсов;
4. План развития и внедрения новой техники, содержащий перечень организационно-технических мероприятий, связанных с внедрением новых материалов, средств механизации, новых технологий и организационных решений;
5. План механизации строительных и монтажных работ, предусматривающий обеспечение строительного производства машинами с выявлением уровня интенсивности их использования;
6. План собственных капитальных вложений, направленных на обеспечение денежными средствами объектов производственного, жилищного и культурно-бытового назначения для нужд самой строительной организации;
7. План материально-технического обеспечения и комплектации, позволяющий определить потребность в материально-технических ресурсах, разместить заказы на них, организовать их доставку на строительные площадки;
8. План по труду, выявляющий обеспечение строительной организации трудовыми ресурсами, уровень производительности и оплаты труда;
9. План работы подсобных производств, связанный с работой предприятий и хозяйств, находящихся на балансе строительной организации;
10. План по себестоимости и прибыли, где формируется допустимый уровень затрат, обеспечивающий строительной организации необходимый уровень рентабельности;
11. План образования и использования фондов экономического стимулирования, где определяется доля прибыли, остающаяся в распоряжении строительной организации для материального стимулирования, развития мощностей, совершенствования материально-технической базы и социальных затрат различного назначения. Одновременно определяется размер средств, поступающих в фонды стимулирования из других источников;
12. Финансовый план, в котором производится сопоставление доходов (поступивших денежных средств) по всем источникам с их расходованием на производственную деятельность, взносы в бюджет, плату за кредит и на другие нужды;
13. План социального развития коллектива, направленный на улучшение социальной структуры трудового коллектива строительной организации, условий труда, материального положения; жилищных условий, быта работников;
14. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (например, мероприятий по обеспечению надлежащего состояния строительных площадок, водных источников, воздушного бассейна).
58. План технического развития — этот система технических и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на повышение технического и организационного уровня производства, повышения качества строительства, выполнения важнейших плановых показателей (прибыль, производительность труда).
План технического развития занимает особое место в составе плана строительного предприятия, поскольку обеспечивает своими мероприятиями повышение эффективности производства и внедрение интенсивных способов развития производства (экстенсивный путь повышения (прибыли) — тянуть с заказчика). Интенсивный путь — техническое развитие.
Составление плана технического развития начинается с отбора мероприятий по целевым признакам, т. е. задается исходя из конечных целей строительной организации. А именно:
· своевременный ввод в действие объектов;
· повышение производительности труда;
· снижение удельных затрат на производство;
· повышение качества продукции.
По направлениям научно-технического прогресса мероприятия плана технического развития могут быть сгруппированы следующим образом:
· внедрение новой техники и технологии строительного производства;
· применение прогрессивных проектных решений, новых эффективных материалов, конструкций и изделий;
· совершенствование организации строительного производства, труда и управления;
· улучшение качества строительной продукции;
· совершенствование материально-технического снабжения;
· улучшение использования материально-технических ресурсов;
· улучшение условий труда и техники безопасности.
Разработка плана технического развития осуществляется с целью обеспечения снижения себестоимости строительных работ, намеченного планом по прибыли. При этом в качестве исходной информации используются данные приложения 6, в котором содержится перечень мероприятий с указанием по каждому из них удельных величин снижения себестоимости, экономии затрат труда, а также капитальных вложений.
При отборе мероприятий в план необходимо учитывать результаты, полученные при планировании производственной программы в натуральном выражении (ведомость потребности в материальных ресурсах): максимальный объем внедрения мероприятия не должен превышать планируемый на год объем соответствующего вида работ
59. Планирование материально-технического обеспечения осуществляется в два этапа. На первом этапе составляется проект годового плана с определением потребности в материалах, централизованно распределяемых вышестоящими организациями, и объемов грузооборота по видам ресурсов, на втором этапе годовой план уточняется в соответствии с производственной программой, фондами и лимитами на материальные и энергетические ресурсы.
Годовой план по материально-техническому обеспечению состоит из трех документов:
1) плана материально-технического снабжения, где определяется потребность в ресурсах и источники их покрытия. Потребность определяется на основе производственных норм расхода материальных и энергетических ресурсов с учетом предприятий и подсобных производств, субподрядных организаций, необходимости создания переходящих запасов, обеспечивающих непрерывность производства в послеплановом году.
Потребность материалов определяется в натуральных единицах по основным видам материалов по укрупненной номенклатуре (конструкции бетонные и железобетонные, конструкции металлические и т. д.). Прочие материалы, расход которых не превышает 15% от стоимости всех материалов, учитываются только в денежном выражении.
Для определения источников покрытия материальных ресурсов составляются балансовые расчеты, где учитываются ресурсы, выделенные вышестоящими организациями; продукция собственных производств; остатки ресурсов на начало года на складах; экономия материалов за счет внедрения мероприятий по плану технического развития; межрайонные и межведомственные поставки, децентрализованные поставки и закупки;
2) плана поставок материальных и энергетических ресурсов, где определяется объем поставок пообъектно с выделением по каждому материалу поставок транзитом, через производственно-комплектовочные базы, в контейнерах и пакетах в натуральном и стоимостном выражениях;
3) плана комплектации объектов строительства, разрабатываемого на основе унифицированной нормативно-технологической документации по комплектации, составление которой регламентируется СНиП 3.01.01—85 «Организация строительного производства».
При разработке плана комплектации рассчитываются следующие показатели: объем поставок в комплектах в стоимостном выражении, уровень комплектации в процентах (отношение стоимости поставок в комплектах к общей стоимости поставки ресурсов по каждой укрупненной их группе, например по металлическим конструкциям).
Стоимость материалов при планировании материально-технического обеспечения устанавливается: для определения плановой себестоимости строительно-монтажных работ по статье «Материалы»— по сметным ценам франко-строительная площадка; объема поставок и финансовых результатов деятельности управлений производственно-технологической комплектации — по планово-расчетным ценам.
При составлении балансовых расчетов по источникам покрытия потребности в материальных ресурсах учитывается, что часть потребности удовлетворяется за счет собственных предприятий строительных организаций и подсобных производств. По ряду причин, например ввиду необходимости обеспечения непрерывности производства, удаленности от централизованных баз, наличия источников дешевого местного сырья, нетранспортабельности конструкций, в строительных организациях создаются подсобные производства на строительных площадках или на базах строительных управлений. В их состав могут входить бетонные и растворные хозяйства (карьеры, мастерские, ремонтные предприятия и пр.).
Планирование их деятельности осуществляется путем разработки плана работы подсобных производств в составе производственно-экономического плана строительной организации. В этом плане устанавливаются следующие показатели: объем производства в натуральном и стоимостном выражении, плановая себестоимость продукции. Последний показатель определяется на основе плановых калькуляций, учитывающих стоимость материальных ресурсов, с затратами на перевозку, стоимость энергетических ресурсов, основную и дополнительную заработную плату, прочие производственные расходы, в том числе амортизацию зданий и оборудования, накладные расходы. Из полученной себестоимости вычитается ее запланированное снижение за счет организационно-технических мероприятий, разрабатываемых подсобными производствами.
60. План собственных капитальных вложений
Для развития собственных производственных мощностей строительная организация может использовать капитальные вложения, которые носят название собственных капитальных вложений и могут быть направлены на новое строительство предприятий строительной базы, расширение и реконструкцию действующих производств, приобретение новой техники, замену морально устаревших машин и оборудования, внедрение мероприятий по плану технического развития и повышения эффективности производства, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся, финансирование других мероприятий в соответствии с планом социального развития коллектива.
Источниками финансирования собственных капитальных вложений могут быть:
— ассигнования из фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, образуемые в строительных организациях от результатов их деятельности;
— кредиты банков на внедрение новой техники;
— средства, предусмотренные заказчиком на развитие производственной базы, заложенные в его смете на строительство заказанных объектов, учтённые в договорной цене и контракте;
— государственные и муниципальные вложения в развитие производственной базы (теперь уже крайне редко).
Осуществляя строительство объектов за счёт собственных капитальных вложений, строительная организация выступает одновременно в качестве подрядчика и заказчика (в том случае, если она не передаёт это строительство на подряд другой строительной организации).
Источник: infopedia.su
Рациональное использование бетона и железобетонных изделий в строительстве
Теоретические основы экономии ресурсосбережения. Особенности потребления материальных ресурсов в строительстве. Направления и источники экономии бетона и железобетона в строительстве. Анализ потребления материальных ресурсов на примере предприятия.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.11.2011 |
Размер файла | 35,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Хабаровский Государственный Технический Университет
по ресурсосбережению на тему: «Рациональное использование бетона и железобетонных изделий в строительстве»
Выполнил: ст. 2 курса
Проверил: Крутикова Л.В.
1) Теоретические основы экономии ресурсосбережения
2) Роль нормирования в ресурсосбережении
3) Особенности потребления материальных ресурсов в строительстве
4) Направления и источники экономии бетона и железобетона в строительстве
5) Анализ потребления материальных ресурсов на примере конкретного предприятия
Проблема экономии и рационального использования материальных ресурсов в условиях нынешнего этапа развития экономики приобрела особую актуальность. Экономия материальных ресурсов является залогом успеха как отдельного предприятия, так и экономики страны в целом.
Значение экономии как средства расширения и укрепления сырьевой базы страны возрастает в последние годы в связи с ростом объемов производства и потребления материалов. Уменьшение материальных затрат оказывает непосредственное влияние на снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, так как они составляют 80% издержек предприятий, из которых 63,6% приходится на сырье и материалы, 4,1% на топливо, 2,8 — на энергию и 7,9 — на амортизацию. Сокращение материальных затрат на производство единицы продукции — это значительное более крупный резерв экономии по сравнению со снижением трудоемкости и фондоемкости промышленного производства. Все это обуславливает постоянное и все более возрастающие внимание, уделяемое в нашей стране проблеме экономии материальных ресурсов.
Существуют разные способы экономии материальных ресурсов, такие как: сокращение их расхода на единицу продукции и уменьшение запасов ресурсов на предприятиях. экономия бетон железобетон строительство
Большие потери связаны с несовершенством нормирования, неправильном определение потребности в ресурсах на предприятиях. Но неправильно будет оценивать роль нормирования материальных ресурсов только с позиции их использования для определения потребности в них.
Это непосредственная, прямая задача нормирования потребления материальных ресурсов. Есть и другая не менее важная задача — использовать нормы в качестве рычага для воздействия на различные звенья производственной цепочки с целью приближения фактических затрат ресурсов к необходимым. Поэтому целью написания курсовой работы является изучение возможностей организации рационального потребления материальных ресурсов, а в частности — бетона и железобетонных конструкций в строительстве, направлений и источников их экономии, закономерностей, методов прогрессивного нормирования с учетом передовых технологий.
1. Теоретические основы экономии ресурсосбережения
Прежде чем перейти к теоретическим основам экономии ресурсосбережения, следует ввести несколько определений.
Ресурсы — это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Из этого определения следует, что:
материальные ресурсы — это комплекс вещественных элементов, предназначенных для обработки в процессе труда.
Ресурсосбережение — это процесс обеспечения роста объема полезных результатов при относительной стабильности материальных затрат.
Экономия материальных ресурсов — это экономическая категория, которая характеризуется снижением удельного расхода материальных ресурсов на единицу продукции по сравнению с базисным или текущим периодом, но без снижения качества и технического уровня продукции.
Рациональный (латинское слово rationalis) — разумный, целесообразный, обоснованный. Так что рациональное потребления материальных ресурсов является качественной характеристикой процесса разумного потребления материальных ресурсов.
Рационализация — усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо. Рационализация производства представляет собой комплекс мероприятий, направленный к более целесообразной организации производственного процесса с целью достижения наивысшей производительности труда при наименьших затратах производственных ресурсов.
Под рациональным потреблением обычно понимают процесс осознанного, общественно необходимого потребления материалов. Этот процесс — явление непрерывного характера, связанное с развитием человеческой мысли и деятельности. Поэтому то, что еще вчера было рациональным, сегодня может стать нерациональным в результате научных достижений.
Прежде всего, необходимо провести четкую дифференциацию между понятиями «рациональное потребление» и «экономия». Ведь эти термины обозначают не одно и тоже. Рациональное потребление — понятие, характеризующее процесс, а экономия материальных ресурсов — понятие, характеризующее тот или иной результат процесса рационализации материалопотребления. Таким образом, экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.
После ввода основных понятий, можно приступить непосредственно к общим теоретическим основам ресурсосбережения.
Ресурсосбережение — это процесс обеспечения роста полезных результатов про относительной стабильности материальных затрат.
Основной задачей ресурсосбережения, как науки, является экономия материальных ресурсов. Экономить МР можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии.
Усиление потребления материальных ресурсов вызывается усилением технического развития мира. Причины увеличения расхода материальных ресурсов является:
1) увеличение объема производства
2) значительное исчерпание материальных ресурсов в освоенных районах
3) перенос добычи материальных ресурсов в труднодоступные районы
Поскольку добыча и доставка материальных ресурсов резко повышает стоимость готовой продукции вопросы снижения материальных затрат приобретают ведущие значение.
Одно из общих направлений в мировой экономике последние 10 лет это то, что от 50-70% всех инвестиций осуществляется не в создании новых предприятий, а идут на модернизацию уже готовых. Именно поэтому так важно рациональное использование материальных ресурсов. А инструментом, позволяющим наладить контроль, учет, анализ и планирования использования материальных ресурсов является нормирование.
2. Роль нормирования в ресурсосбережении
Совершенствование нормирования расхода (производственного потребления) материальных ресурсов в классификации направлений их экономии поставлено на первое место. В чем же состоит сущность нормирования как направления рационализации потребления МР?
Норма (от латинского norma — руководящее начало, правило, образец) как понятие, используемое в практике управления народного хозяйства, означает: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок;
2) установленную меру, среднюю величину какого-либо показателя См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 898. . Существенные признаки нормы следующие: момент обязательности ее выполнения, наличие каких-то объективных условий для ее существования, наличие стимулов для претворения в жизнь.
Норма— величина, переменная во времени. Ее изменение обусловлено изменениями в развитии той области человеческой деятельности, для которой она установлена.
Нормирование в общем случае представляет собой процесс установления нормы.
Нормы расхода служат, во-первых, основой для планирования, организации и управления производством соответствующих видов. МР на отдельных предприятиях, в отраслях, народном хозяйстве; во-вторых, для планирования материально-технического снабжения конкретного производства; в-третьих, для определения затрат на производство; в-четвертых, позволяют вести борьбу за рациональное, экономное использование МР.
Сложившиеся ныне в России товарно-денежные отношения используют много индивидуальных цен, возмещающих фактически любые затраты отдельных предприятий.
Роль закона стоимости и выполняет механизм нормирования ресурсных затрат путем сведения их также к необходимому уровню. И действовать он должен столь же жестко, как действует закон стоимости.
Нормирование в капиталистической экономике выступает как процесс установления меры затрат живого и машинного труда на производство единицы готовой продукции или на выполнение определенного объема работ.
На современном этапе отчетливо проявилась объективная необходимость в практике планирования соединять показатели конечных результатов деятельности отраслей, объединений и предприятий с нормативами ресурсных затрат. Повышение доли материалопотребления (в 1960 г. она составляла 72%; в 1970 г.— 76, в 1980 г.—80 и в 1985 г. была близка к 82%) с каждым годом делает острее постановку вопроса: какой ценой достигается выпуск каждой единицы продукции и какова эффективность затрат ресурсов на ее изготовление?
Проявление этой объективной необходимости находит отражение в современном опыте планирования на предприятии — во всех капиталистических странах в той или иной мере наблюдается планирование производства в увязке выходных (конечных) и входных (ресурсных) параметров плана.
Нормативы ресурсных затрат одновременно выступают и как объект, и как инструмент планирования производства. Они представляют собой единство объективного — экономически целесообразного и субъективного — осознанного учета стоящих перед предприятием задач.
Нормы служат целям установления многообразных пропорций, складывающихся в планомерно осуществляемом процессе расширенного воспроизводства.
Развитие экономики капиталистического государства обусловливает повышение требований к методам разработки нормативов, изменение их роли и значения в практике плановой работы. Уже неоправданно оценивать роль нормирования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) только с позиции их использования для определения потребности в ресурсах, планирования их распределения. Это непосредственная, прямая задача нормирования потребления ресурсов. Но есть и другая, не менее важная задача — использовать нормы в качестве рычага для планомерного воздействия на различные звенья технологического процесса с целью приближения фактических затрат ресурсов к рациональным затратам.
Нормирование как процесс охватывает разработку норм потребления материальных ресурсов (на вновь выпускаемую продукцию, на планируемый объем работ), корректировку действующих норм; утверждение новых норм в установленном порядке, доведение норм до работников.
Совокупность нормативных показателей (норм расхода и запасов, коэффициентов использования, заданий по экономии и т. д.) составляет нормативную базу потребления (расхода) МР. С её помощью обеспечивается сбалансированность планов экономического и социального развития, реализуются принципы режима экономии МР.
Основная цель процесса нормирования материальных затрат на современном этапе нашего развития — обеспечить такое воздействие на производство, чтобы потребление материальных ресурсов сводилось к общественно необходимому уровню. Поэтому проблема снижения «расходных» нормативов выдвинулась сейчас в число основных. Возникают различные проблемы совершенствования структуры отрасли в направлении всемерного снижения энерго- и материалоемкости производства.
На разных уровнях управления применяются сотни миллионов различных норм и нормативов использования рабочего времени, материалов, энергии, технологического оборудования, призванных выполнять роль рычага для установления уровня расхода ресурсов, отражающего современные достижения. Все эти нормы к тому же находятся в постоянном движении. Получается, что нормативное хозяйство стало по существу неуправляемым. Это лишает возможности использовать его как рычаг экономического воздействия на конечные результаты. Значительная часть норм экономически недостаточно обоснована, устарела и не может обеспечить нужного воздействия плана на производство с целью экономии ресурсов м.: Белоусов Р. В. Активное воздействие на рост эффективности — глав-ная черта планирования, 80-х годов//Плановое хозяйство. 1982. № 6. С. 48. .
Уменьшение норм расхода до рационального уровня будет оставаться текущей задачей всех последующих пятилеток развития нашего народного хозяйства. Это делает необходимым глубокое осмысление теоретических основ нормирования рационального расхода материальных ресурсов.
3. Особенности применения бетона в строительстве
Бетон и железобетон широко применяют во всех странах для возведения самых разнообразных объектов. И в дальнейшем они останутся наиболее используемыми материалами по всех областях строительства.
Общими предпосылками к широкому применению бетона являются практически неисчерпаемые запасы сырья для производства вяжущих и заполнителей бетона; экологическая целесообразность использовании отходов промышленности в качестве сырья для вяжущих и заполнителей; возможность снижения средней плотности бетона путем замены природных заполнителей искусственными, пористыми; возможность удовлетворения возрастающих и разнообразных требований гражданского и промышленного строительства, включая создание подземных, подводных и плавучих сооружений; низкая энергоемкость технологического процесса изготовления конструкций, сравнительная простота технологии, возможность придания изделиям из бетона любой формы и отделки; конструктивная совместимость бетона со многими строительными и отделочными материалами в целях придания железобетонным конструкциям требуемых эксплуатационных и архитектурных свойств.
Развитию железобетона сопутствовали и в значительной степени его определяли факторы, которые можно условно разделить на две группы: факторы, обеспечивающие возможность совершенствования конструктивных решений или появления новых конструкций, что позволило решать их достаточно эффективными и надежными способами, организовать выпуск железобетонных изделий и возведение монолитных конструкций во все возрастающих объемах; факторы, определяющие потребность в совершенствовании параметров конструкций и сооружений, оказавших влияние на состав номенклатур железобетонных изделий для различных областей строительства, а также на направления дальнейшего обновления проектных решений.
К первой группе факторов относятся: развитие теории бетона и железобетона и практических методов расчета; создание различных видов бетона (тяжелых, легких, ячеистых, жаростойких и др.), эффективных арматурных сталей и арматурных изделий, разработка новых и совершенствование существующих технологий в производственных процессов, создание мощной разветвленной промышленности для заводского производства железобетонных изделий и конструкций.
Вторая группа факторов включает развитие объемно-планировочных решений производственных, общественных и жилых зданий, унификацию и типизацию конструкций, расширение применения железобетонных конструкций в новых видах строительства (сооружения транспорта, связи, атомной энергетики, подземные, плавучие, подводные сооружения, строительство в районах Севера и др.).
Высокая надежность и долговечность бетонных и железобетонных конструкций, стойкость их к воздействию высоких температур и агрессивных сред, способность бетона твердеть и наращивать прочность под водой, возможность возведения из бетона и железобетона зданий, сооружений и конструкций самых разнообразных форм в соответствии с их назначением и эксплуатационными требованиями издавна привлекала строителей.
Применение железобетона в России началось с 80-годов XIX века. Наибольшее распространение он получил на юге страны, где особенно был велик объем строительства и существовали благоприятные условия (короткая зима, близость цементных и металлургических заводов, дешевые высококачественные заполнители) для возведения железобетонных конструкций (в то время только монолитных). В основном железобетон использовали при строительстве многоэтажных производственных и гражданских зданий, портовых сооружений и мостов.
В строительстве в 1918—1928 годы было применено свыше 18 млн. м 3 бетона и железобетона; только к 1928 г. было уложено не менее 4,7 млн. м 3 бетона и железобетона, израсходовано 1,4 млн. т цемента и 370 тыс. т арматуры, или 11,5% произведенного проката.
Область применения железобетона в 1930-1941 годах стала довольно обширной. Из монолитного железобетона выполняли основные несущие конструкции одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий (фундаменты, колонны, подкрановые балки, покрытия и даже стены, балочные и безбалочные перекрытия), многоэтажные жилые здания, элеваторы, бункеры, емкости и подземные сооружения. Так, на Харьковском турбинном заводе были сделаны из монолитного железобетона подкрановые балки под 200-тонные краны. Целиком в монолитном железобетоне всего за 8 мес. возведено здание Госпрома (объемом 306 тыс. м 3 ) в Харькове (1930—1931).
В годы Великой Отечественной войны в условиях острейшего недостатка стали бетон и железобетон широко использовались на строительстве важнейших объектов оборонной промышленности в восточных районах страны.
Высокие качества железобетона как долговечного, прочного и стойкого строительного материала особенно убедительно подтвердились во время войны, когда железобетонные здания и сооружения, в особенности пространственно работающие (элеваторы, резервуары, дымовые трубы, мосты и т. д.), выдерживали многочисленные попадания артиллерийских снарядов и авиационных бомб.
В первые послевоенные годы железобетон широко использовался в восстановительном строительстве. Были разработаны оригинальные методы устранения повреждений основных несущих конструкций зданий и сооружений, в том числе мостов и гидротехнических сооружений.
Значительное внимание уделялось использованию местных материалов в качестве заполнителей для бетона (шлака, кирпичного боя и т. д.). К 1948 г. ликвидация последствий войны была в основном закончена. Выпуск строительных материалов достиг довоенного уровня, а в ряде отраслей и превысил его. В течении всего остального периода своего существования, СССР только наращивала темпы выпуска и использования бетона и железобетона. Это позволило СССР увеличить объемы строительно-монтажных работ с 9,3 млд. руб. в 1954 году до 70 млд. руб. в 1985 году, что обеспечило невиданную до этого скорость постройки жилищного массива.
После развала СССР производство бетона и железобетона, как и почти любая другая отрасль промышленности, резко сократилась. Часть заводов остались на территории стран СНГ, что привело к потери их навсегда для России. На данном этапе истории отрасль понемногу возрождается, ведь актуальность и необходимость этих материалов не пропала. Особенно это важно сейчас, когда многое предстоит отремонтировать, восстановить и построить вновь.
4. Направления и источники экономии бетона и железобетона в строительстве
В мире и у нас стране используют разные виды бетонов и железобетонных изделий. Каждые из них используются в разных областях строительства. Какие же бывают бетоны? Ответить на этот вопрос довольно сложно, потому что их огромное количество, но классифицировать их можно.
Железобетонные изделия бывают:
Бетоны могут делится про прочности, жаростойкости, по теплоизоляционным свойствам, по виду наполнителя, по виду используемого при его производстве цемента, а так же по другим признакам. При правильном выборе вида бетона при строительстве могут быть сэкономлены довольно большие деньги.
Например, преимущество сборного железобетона по сравнению с монолитным — возможность широкого использования эффективных, более прочных арматуры и бетона. Особенно это проявляется при заводском изготовлении сборных преднапряженных конструкций применением высокопрочной стержневой и проволочной арматуры, что весьма важно для совершенствования и повышения эффективности железобетонных конструкций.
Предварительное напряжение арматуры в железобетоне позволяет расширить область его применения как для большепролетных и высотных сооружений, в том числе уникальных, так и для массовых конструкций и изделий, повысить прочность, жесткость и трещиностойкость железобетонных конструкций. Наиболее рационально использовать сборные железобетонные изделия при выпуске плоских конструкций (балки, перегородки, площадки и т.д.), а так же при постройке производственных зданий, транспортные галереи, опор мостов, крупнопанельные жилые дома и т.д.
Монолитные железобетонные изделия и бетоны используют в районах со сложными геологическими условиями, при повышенной сейсмичности, в местах, где отсутствуют развитые сети автомобильных дорог, а так же в сельской местности.
Сборное домостроение по сравнению с монолитным имеет ряд достоинств, основным из которых является перенос мокрых процессов формования и твердения бетона в помещение и уменьшение величины трудозатрат на стройке. Однако строительство из сборного железобетона требует огромных затрат на создание его базы, увеличивает транспортные расходы, а также инертность строительного комплекса. По экономичности и эффективности сборный железобетон значительно проигрывает монолиту, так как здание из сборного железобетона заранее как бы разрезается на отдельные элементы, которые на строительстве полноценно не объединяются, что резко снижает экономичность конструкции Материал из «Строительные материалы, оборудование, технологии XII века» №1/2000 .
Также при выборе бетона и железобетонных изделий для строительства необходимо учитывать свойства материала. Например, зачем строить из тяжелого бетона высокой прочности одноэтажный амбар в селе? Куда рациональнее использовать для этих целей ячеистый бетон с песочным наполнителем. Выйдет гораздо дешевле, а зачем переплачивать за одинаковое качество.
Еще один путь к экономии бетона и железобетона является использования новых технологий. Ученые во многих странах работают над проблемой улучшения свойств бетона, разработкой новых добавок, поиском новых технических решений монтажа и т.д. На конференциях и на выставках они обмениваются опытом, показывают достигнутые результаты.
Огромные средства вкладываются в эту отрасль государствами и разными предприятиями. Последние десятилетия XX в. ознаменовались большими изменениями в теории бетона и изделий на его основе. Появились и получили широкое применение эффективные химические модификаторы вяжущих веществ и бетонов, активные минеральные наполнители, новые технологические приемы. Обогатились наши представления о структуре и свойствах бетона, процессах структурообразования, появились возможности прогнозирования свойств и управления структурообразованием, успешно развивается компьютерное проектирование бетона и изделий на его основе.
Особенностью новых технологий является эффективное воздействие на структурообразование материала на всех этапах производства. Подготовка и выбор материалов, проектирование состава в соответствии с проектными требованиями, приготовление смеси и формование изделия, первоначальная выдержка и схватывание, последующие твердение — все эти этапы увязываются в единый комплекс.
Постепенно наблюдается тенденция перехода от низкокачественных бетонов к средне- и высококачественным. Доля низкокачественных сегодня составляет около 17% от общего объема использования бетонов. Это является положительной тенденцией, так как более качественный бетон меньше подвержен разрушению и, соответственно, меньше требует ремонта.
Так же предприятие может сэкономить на производстве железобетонных изделий при улучшении или замене на более современный материал составляющих. Так, например, в настоящее время в стране на изготовление железобетонных конструкций ежегодно расходуется свыше 10 млн. т арматурной стали. Сокращение расхода металла может быть обеспечено за счет повышения качества арматурной стали, производства и поставки ее в необходимом ассортименте. При условии производства предприятиями черной металлургии арматурной стали соответствующих марок и необходимых профилей и обеспечения органами материально-технического снабжения требуемых запасов арматурной стали на предприятиях сборного железобетона возможно, по данным исследовательских институтов, снизить расход металла примерно на 500 тыс. т в год.
Однако вопросы поставки соответствующих арматурных сталей длительное время не решаются, в результате в строительстве практически не достигнуто удельного снижения расхода металла за счет эффективных видов арматурных сталей.
Снижение удельного расхода цемента сдерживается в значительной степени еще и потому, что не налажено производство высококачественных заполнителей инертных: щебня, гравия, песка. В настоящее время мытых заполнителей выпускается 20 %, а обогащенных и фракционных песков — 4—5 % общего объема производства. Первоочередными мерами по сокращению расхода цемента на изготовление железобетонных и бетонных конструкций являются: пересмотр и улучшение проектов этих конструкций, изделий, коренная перестройка работы промышленности нерудных материалов и, в частности, строительство дробильно-сортировочных заводов щебня, организация производства многооборачиваемой инвентарной опалубки для железобетонных и бетонных конструкций, пластификаторов бетонной смеси, автобетоновозов, автобетоносмесителей, автобетононасосов и вакуумных насосов, увеличение объемов применения монолитных железобетонных и бетонных конструкций, особенно в южных районах страны.
Все эти способы экономии материальных ресурсов хороши, причем, каждый по своему. Но существует способ, который является по-моему мнению главным, и называется он нормированием. Какую бы новую технологию не применяло бы предприятие, какие бы ультрасовременные компоненты не использовало, без жесткого и обоснованного нормирования достойного эффекта они не дадут.
Это было ярко выражено в СССР, когда со строек мешками тащили себе домой цемент. Целые поселки вырастали на ворованном стройматериале. А все это явилось причиной необоснованно завышенных норм и плохого качестве строительства. Именно поэтому так важна разработка прогрессивных норм для экономии материальных ресурсов.
5. Анализ потребления материальных ресурсов на примере предприятия по производству теплоизоляционного пенобетона (ООО «Интра-строй», Омск)
Производство теплоизоляционного бетона — это перспективная отрасль. Именно поэтому мне хотелось бы рассмотреть данную область. Ведь пенобетон в данный момент востребован на рынке товаров.
Преимущество комбинированных стен в настоящие время мало у кого вызывает сомнения, а применение пенобетона в качестве утеплителя находит все большее распространение в практике строительства. Самым крупным потребителем теплоизоляционного пенобетона становится монолитное домостроение. Как показал опыт реализации на рынке стройматериалов, частный застройщик уже знает этот материал, и объем продаж мелкоштучных и крупных блоков в этом секторе постоянно растет.
Чтобы рассмотреть технологию производства и показать методы экономии материала, мною был выбран один из цехов по выпуску пенобетона. Схема участка показана на рисунке 1. См. приложение №1 Производство организованно таким образом, что летом участок выпускает до 400 м 3
блоков в месяц, а зимой ведутся опытно-экспериментальные работы. А так как зимы в Сибири долгие, наработано достаточное количество интересных результатов, которые могут быть использованы при освоении производства.
Изначально было запланировано совершенствование технологии особо лёгкого пенобетона, самого эффективного в строительстве и самого сложного в освоении производства. Сложность производства легкого безпесчаного пенобетона связанна с его малой прочностью в первые сутки твердения и склонностью к усадке и трещинообразованию в дальнейшем.
Основные рекомендации, полученные из собственного опыта и результатов обследования работающих цехов пенобетона:
1. Для обеспечения саморазогрева, самопропаривания и упрочнения пенобетона в форме необходимо иметь температуру смеси 40—50°С, что решается установкой ТЭНов в бак-дозатор для воды. Однако в осенне-весенний, и особенно зимний период, когда температура цемента в наружном бункере опускается ниже 0°С, весьма затруднительно поддерживать температуру смеси на необходимом уровне. Хорошие результаты в этом случае дает установка промежуточного расходного бункера в цехе (рис. 2) См. приложение № 2 . Между бункером, установленным снаружи 5и промежуточным бункером / желательно установить сито для просеивания цемента 4, так как в цементе часто встречаются инородные включения, способные вывести из строя технологическую линию.
2. Пенобетоносмесители выпускают несколько заводов, однако не все они соответствуют оптимальному технологическому процессу. Во-первых, емкость смесителя должна быть не менее 1,2 м 3 и обеспечивать заливку, как минимум одной формы. Во-вторых, угол разворота лопаток и число оборотов должно обеспечивать высокую скорость перемешивания с минимальным разбрызгиванием смеси, что учтено не во всех конструкциях. Наш смеситель сконструирован таким образом, что при вращении лопастного вала производится одновременная зачистка стенок и днища смесителя. Пенобетоносмеситель следует устанавливать на высоте 1,6—2,2 м для обеспечения заливки формы самотеком (рис. 3) См. приложение № 2 .
Применение для разливки пенобетона героторных насосов на стационарном участке считаем малоэффективным, так как усадка смеси составляет от 10 до 25%.
3. При решении вопроса лить в формы или разрезать, нами был выбран компромиссный вариант — отливка в формы крупноразмерных блоков и затем их разрезка на мелкоштучные изделия. Резка затвердевшего пенобетона осуществляется дисковой пилой (рис.
4) См. приложение №2 . Это позволяет получать блоки с удовлетворительной геометрией и избегать основного недостатка цельнолитых блоков — сложности оштукатуривания поверхностей, соприкасавшихся со стенкой формы и имеющих дефекты структуры. Длина крупноразмерных блоков — 2м, высота 0,6 м, а по ширине 3 варианта форм — 3 блока по 300 мм, 4 блока по 240 мм, 5 блоков по 200 мм. Объем заливки соответственно 1,08; 1,15; 1,2м 3 . После твердения (через 12—24ч) блоки разрезаются дисковой пилой на любую требуемую толщину. Это позволяет, имея 3 вида форм, получить практически весь спектр мелкоразмерных блоков.
До изготовления пильного станка крупноразмерные блоки разрезались вручную пилой, при этом использовались 2 кондуктора — для снятия «горбушки» и для деления на блоки (рис. 5) См. приложение №3 . Производительность при этом способе невелика — до 7 м 3 в смену на двух рабочих. Остатки распила («горбушка») и производственный брак измельчаются в установке переработки отходов (рис. 1, поз. 18,) См. приложение №1 и возвращаются в технологическую линию для повторного использования.
Были опробованы различные способы обработки стенок форм, однако для легкого пенобетона не удалось найти подходящих смазок, предотвращающих прилипание пенобетона к стенкам, наблюдалось частичное разрушение блоков. Выход был найден при укладке в формы тонкой полиэтиленовой пленки (10 мкм), которая к тому же полностью герметизирует форму. Дополнительные затраты при этом составляют около 50 р/м 3 пенобетона, поверхность блоков не испорчена смазкой, что важно при отделочных работах.
Последовательное совершенствование формы позволило сократить ее металлоемкость до 450 кг на 1 м 3 пенобетона, а применение легкоразборных соединений снизило время разборки и сборки форм до 5 мин. В конструкции формы всего несколько мелких деталей, требующих механической обработки, и они могут быть изготовлены в условиях любой мастерской.
Стоимость изготовления одной формы составит не более 3 тыс. р. Конструкция форм защищена свидетельством на полезную модель № 29873.
4. Как уже было сказано выше, если использовать подогретую до 40—50°С пенобетонную смесь, то после заливки идет процесс саморазогрева и операцию дополнительной термообработки (пропаривания) можно исключить. Однако, если залитую форму оставить на площадке, вследствие неравномерного распределения температуры по глубине, структура пенобетона получается неравномерная, что способствует образованию трещин в блоке. Для ликвидации этого явления на нашем опытном участке мы установили термокамеру-накопитель, куда после заливки устанавливаются и выдерживаются некоторое время формы в 3 яруса по 4 формы в длину, то есть в одну камеру устанавливается 12 форм. При
производительности участка в 400 м 3 блоков в месяц и существующей пропускной способности имеющихся термокамер, достаточно использовать две камеры, которые занимают общую площадь всего 25 м 2 (рис. 6). Металлоконструкция термокамеры выполнена из квадратных труб, в которых циркулирует вода, подогреваемая ТЭНами в специальном баке.
Так как формы с пенобетоном саморазогреваются, то тепло требуется только для поддержания температуры внутри камеры до 70°С, и мощности ТЭН в 5 кВт вполне достаточно. Для переноски форм от места заливки в термокамеру изготовлен специальный захват. Его вес составляет всего 130 кг. Для удобства удаления готовых блоков из формы, манипулирования крупноразмерным блоком при его установке на станок резки изготовлен специальный самозатягивающийся захват (рис. 7) См. приложение №3 .
5. Как видно из схемы участка (рис. 1, поз. 19) См. приложение №1 в технологической линии установлена планетарная мельница ШЛ-312 для домола (активации) цемента. Добавка активированного цемента позволяет увеличить прочность пенобетона в 1,5—2 раза.
Вот так примерно выглядит технология производства пенобетона, методы экономии материальных ресурсов, рабочего времени, а также автоматизация данного производста.
По мере изучения материала для курсовой работы, я сделал вывод, что ресурсосбережение — очень важная наука. Особенно для предприятий, которые непосредственно занимаются производством какой-либо продукции. Ведь в состав ресурсосбережения, как науки, входит нормирование, а это важнейший и, наверное, самый эффективный инструмент экономии материальных ресурсов. Но это далеко не единственный метод снижения затрат. Существует также организационные методы, методы с использованием новых технологий и другие.
В своей курсовой работе я рассмотрел методы и основные тенденции экономии бетона, железобетонных и бетонных изделий в строительстве. Можно сделать некоторые выводы: основные направления научно-технического прогресса в области бетона и железобетона в ближайший период времени будут определяться систематическим улучшением свойств исходных материалов, укрупнением изделий и повышением их заводской готовности, снижением материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости конструкций, увеличением их долговечности в различных условиях эксплуатации.
Эти задачи в первую очередь должны решаться в результате: снижения плотности бетона за счет использования особо легких пористых заполнителей из отходов промышленности с развитием безотходного производства в народном хозяйстве; обеспечения надежной водонепроницаемости бетона с отказом от устройства специальной гидроизоляции, в том числе за счет широкого применения напрягающих цементов; ускорения вызревания бетона с минимальным расходом теплоты, в том числе за счет использования солнечной энергии и применения особо быстро твердеющих цементов; разработки новых видов экономичных легированных арматурных сталей, в том числе термомеханически упрочненной арматуры и стержней с винтовым профилем; максимального снижения трудоемкости бетонных и арматурных работ за счет использования комплексных химических добавок. Это уже разрабатывается и внедряется на предприятиях.
В пятой части своей работы я рассмотрел приемы экономии материальных ресурсов на предприятии по производству пенобетонов. Опят и наработки сибиряков можно с успехом использовать не только в Сибири, но и в нашем регионе, так как у нас с ними схожие климатические условия. А это очень важно.
В настоящие время выдвигается концепция устойчивого развития современной цивилизации, учитывающая интересы грядущих поколений. Бетон должен стать экологическим компенсатором многих издержек технического прогресса. Ежегодное производство бетона достигает 2 млрд. кубометров, что намного превосходит производство других видов промышленной продукции и строительных материалов.
Для его производства расходуются сотни миллионов тонн цемента, щебня, песка, что требует существенного изъятия естественных природных ресурсов, а так же в широких масштабах используются крупномонтажные промышленные отходы энергетики, металлургии и других отраслей. Но пока накопление этих отходов со всеми неблагоприятными последствиями существенно опережает объемы их переработки. Будем надеяться, что когда-нибудь эта ситуация изменится в лучшую сторону.
Список использованной литературы
1) Архипец Н. Т. «Экономия материальных ресурсов в строительстве». — М.: Стройиздат, Москва, 1988.
2) Венюа М. «Цементы и бетоны в строительстве»// пер. д-ра техн. Наук Иванова Ф.М. — М.: Стройиздат, Москва, 1980.
3) Кулиш С. А., Шубников А.К. «Нормирование расхода материалов» — М.: «Высшая школа», Москва, 1976.
4) Михайлов, Волков «Бетон и железобетон в строительстве». — М.: Стройиздат, Москва, 1987.
5) Сборник научных трудов «Ресурсосберегающие технологии производства бетона и железобетона»// под ред. д-ра техн. наук, проф. Крылова Б.А.
6) «Современные технологии сухих смесителей в строительстве» / под ред. Большакова. — М.: «АЛИТ», СПб, 2000
7) Учебное пособие для ВУЗов «Экономия и нормирование материальных ресурсов»// под ред. проф. Мочалова Б.М. и проф. Смирнова К.А. — М.: «Высшая школа», Москва, 1986.
8) Журнал «Строительные материалы» №12/2003, №4/2003, №9/2003
9) Internet-портал бетонного завода
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Концепция развития бетона и железобетона, значение этих материалов для прогресса в области строительства. Особенности технологий расчета и проектирования железобетонных конструкций. Направления и источники экономии бетона и железобетона в строительстве.
реферат [30,2 K], добавлен 05.03.2012
Определение объемов монолитного железобетона и материальных ресурсов. Опалубочные работы. План фундаментного стакана. Выбор метода выдерживания бетона. Доставка, подача и укладка бетона.
Грузовысотная характеристика крана, его сменная производительность.
курсовая работа [748,6 K], добавлен 20.10.2013
Обзор сырьевых материалов и проектирование подбора состава тяжелого бетона. Расчет химической добавки тяжелого бетона, характеристика вещества. Разработка состава легкого бетона. Область применения в строительстве ячеистых теплоизоляционных бетонов.
реферат [110,6 K], добавлен 18.02.2012
Применение железобетона в строительстве. Теории расчета железобетонных конструкций. Физико-механические свойства бетона, арматурных сталей. Примеры определения прочности простых элементов с использованием допустимых значений нормативов согласно СНиП.
учебное пособие [4,1 M], добавлен 03.09.2013
Развитие производства бетона и железобетона. Методы переработки железобетонных и бетонных изделий. Анализ гранулометрических характеристик продуктов электрического взрыва проводников из разных металлов. Проблема утилизации железобетонных конструкций.
дипломная работа [2,3 M], добавлен 26.08.2010
Классификация строительных материалов. Требования к составляющим бетона, факторы, влияющие на его прочность и удобоукладываемость. Ячеистые и пористые бетоны, их применение в строительстве. Лакокрасочные материалы и металлы, их применение в строительстве.
контрольная работа [31,0 K], добавлен 05.05.2014
Выбор способа производства сборного и монолитного бетона. Конвейерный и стендовый способы производства железобетонных изделий. Расчет состава керамзитобетона, состава тяжелого бетона и усредненно-условного состава бетона. Проектирование арматурного цеха.
Источник: otherreferats.allbest.ru