Методика расчета
штатной численности государственных архивов
на основе нормативов по труду
Москва, 2004
Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду / Составители: З.В. Бушмелева (руководитель темы), В.Е. Соболев, Л.П. Шотина, научный редактор В.Д. Сплошнов.
Москва: ВНИИДАД, Росархив, 2004.
Данная методика предназначена для расчета штатной численности специалистов, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архивов разного уровня, независимо от видов хранящихся документов.
«Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» утверждена приказом Росархива от 14.01.2004 г. № 9.
Введение
Методологической основой подготовки «Методики расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду» послужили «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду». В них «штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих, для производственного и обслуживающего персонала (рабочих)« [1] .
Расчет численности персонала. Нормы и правила расчета.
Методика расчета позволяет определить необходимую штатную численность работников: специалистов по основной деятельности, а также других специалистов, обеспечивающих эту деятельность, административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала архива не только по функциональным подразделениям и отдельным группам работников, но и по архиву в целом, отдельным направлениям его деятельности.
Методика и формулы расчета необходимой штатной численности рекомендуются для использования в архивах разных типов, уровней подчиненности и независимо от состава документов.
Использование при расчете нормативов по труду является наиболее точным методом определения необходимой численности работников и оценки уровня производительности их труда.
Под необходимой штатной численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять в полном объеме работы по комплектованию, учету, обеспечению сохранности и использованию документов в конкретном архиве, а также организационные и управленческие функции при условии соблюдения научно обоснованных режимов труда и отдыха и современного уровня организации труда.
Специалисты по основной деятельности – это специалисты высшей и средней квалификации, выполняющие работы, непосредственно относящиеся к главным функциям архивов: хранение и обеспечение сохранности документов, комплектование, учет и использование документов, а также занимающиеся сводным планированием и отчетностью по результатам этих направлений деятельности, организацией работы совещательных органов архива.
Как рассчитать среднесписочную численность работников
Исходя из специфики деятельности архивов, реставраторы, фотографы, переплетчики, операторы микрофильмирующей, копировальной и другой воспроизводящей техники могут быть условно отнесены к особой группе специалистов по основной деятельности, обслуживающих важнейшие направления деятельности архивов, – обеспечение сохранности и использование документов. Эти специалисты, как правило, имеют среднее специальное образование или специальную подготовку. Производить расчет их численности следует по формуле, используемой для расчета численности специалистов по основной деятельности.
Административно-управленческий персонал (АУП) – это категория руководителей и специалистов, осуществляющих управление архивом по функциям – общее руководство, руководство структурными подразделениями, бухгалтерский учет, кадровое и делопроизводственное обеспечение. Работники АУП обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения, принимают участие в практическом решении научно-производственных задач.
Инженерно-технические работники (ИТР) – это специалисты различного профиля высшей или средней квалификации, осуществляющие техническое обслуживание имеющегося в архиве кинофотофоно-, микрофильмирующего, реставрационного, копировального оборудования, точной оптической аппаратуры, ПЭВМ и других средств вычислительной техники, а также инженерное обслуживание зданий и помещений архива.
Рабочие и младший обслуживающий персонал (МОП) – работники, не принимающие непосредственного участия в выполнении основных функций архива, но обслуживающие их. Это уборщики помещений и территорий, кладовщики, гардеробщики, лифтеры, рабочие, обеспечивающие эксплуатацию инженерного оборудования зданий (отопление, водоснабжение, канализация, электроосвещение), контрольно-измерительных приборов и автоматических устройств, установленных на данном оборудовании.
Для расчета необходимой штатной численности работников государственных архивов применяются следующие виды нормативов: норма времени, норма выработки, норма управляемости, норма времени обслуживания и норма обслуживания.
Норма времени – это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним работником или группой работников соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях.
Норма выработки – это установленный объем работы, который один работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени при определенных организационно-технических условиях [2] .
Норма управляемости – это численность работников, деятельностью которых может эффективно управлять при заданных организационно-технических условиях один руководитель.
Норма обслуживания – необходимое количество объектов (единиц оборудования, рабочих мест, посетителей и др.), которое один работник или группа работников соответствующей квалификации должны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Норма обслуживания является производной от нормы времени обслуживания.
Норма времени обслуживания – это количество рабочего времени, затрачиваемого одним работником или группой работников необходимой квалификации на обслуживание единицы объекта (единица оборудования, площадь помещения, количество посетителей и т.д.).
Расчеты с применением нормативов по труду (см. приложение) могут проводиться в различных целях: для определения или уточнения необходимой штатной численности архива в целом – как действующего, так и вновь создаваемого (проектируемого), филиала архива, конкретного подразделения (подразделений) архива; по направлениям деятельности архива; при необходимости обеспечить выполнение архивом мероприятий, предусмотренных межотраслевыми, отраслевыми и региональными программами; при фактическом или прогнозируемом существенном росте объемов комплектования и других видов работ; при изменениях структуры архива; необходимости перераспределения штатов между подразделениями архива, при вводе в эксплуатацию нового здания или реконструкции архива и т.д.
1. Методика определения необходимой штатной численности архива в целом
Расчеты необходимой численности работников архива в целом проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться (это определяется целью расчета) в архиве, – как по основным (архивным), так и по административно-управленческим, а также инженерно-техническим, хозяйственным, вспомогательным работам (если определено, что инженерно-техническое и хозяйственное обслуживание архива должно осуществляться его штатными работниками).
Делать расчеты целесообразно раздельно по категориям работников: специалисты по основной деятельности, руководители по основной деятельности, специалисты административно-управленческого персонала, инженерно-технические работники, рабочие, младший обслуживающий персонал, руководители по неосновной деятельности.
Данную работу рекомендуется проводить в следующем порядке. Сначала целесообразно рассчитать необходимое количество работников по основной деятельности. Для этого следует составить перечень всех функций по основной деятельности и всех архивных работ, которые должен выполнять архив для реализации своих задач и функций, определенных архивным и смежным законодательством (федеральным и региональным), Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации, правилами работы государственных архивов с научно-техническими и кинофотофоновидеодокументами, регламентами, другими отраслевыми нормативно-методическими документами, а также федеральными и региональными программами и планами развития архивного дела, уставом данного архива (положением об архиве).
В перечень включаются нормированные и ненормированные работы.
Затем определяются объемы каждой из работ, которые архив обязан ежегодно выполнять по каждому из направлений основной деятельности в определенный период времени (например, в ближайшие пять лет). Расчет необходимых объемов работ проводится на основе анализа состояния и результатов деятельности архива за последние годы, с обязательным учетом действующих федеральных и региональных программ и планов развития архивного дела, рекомендаций органов управления архивным делом – федерального и регионального (данного субъекта Российской Федерации), имеющихся у архива собственных прогнозов, программ и планов развития.
От текущего планирования деятельности архива данная работа будет отличаться тем, что обычно при планировании архивы исходят из утвержденной штатной численности, а не необходимой. Поскольку штатная численность многих архивов недостаточна, при планировании и осуществлении работ по основной деятельности архивы нередко вынуждены нарушать установленные или нормативные сроки их проведения, превышать нормы времени и выработки, работать по упрощенным технологиям (нередко с ущербом для качества) или вообще откладывать проведение отдельных видов работ на неопределенное время.
При проведении расчетов для обоснования необходимой штатной численности основного персонала государственного архива следует в основу расчетов закладывать объемы работ, в которых с максимально возможной полнотой учитываются такие факторы, как объемы и состояние сохранности фондов архива; наличие секретных, уникальных и особо ценных документов, а также кинофотофонодокументов и микроформ, требующих обособленного хранения и специального учета; необходимые мероприятия по обеспечению сохранности документов, созданию страхового фонда и фонда пользования (что требует в ряде архивов создания лабораторий или групп реставрации и микрофильмирования документов); количество и состав источников комплектования архива, объемы, состав и состояние документов (в том числе документов по личному составу), находящихся в ведомственных архивах и подлежащих передаче в государственный архив; прогнозируемые ежегодные объемы комплектования государственного архива; наличие и объем документов государственного архива, подлежащих рассекречиванию и полному описанию; интенсивность использования документов архива, прогнозируемые потребности в информации по документам архива различных категорий пользователей; уровень компьютеризации архива, его техническая оснащенность в целом; размещение архива в одном здании или на нескольких обособленных территориях; ближайшие перспективы ввода в эксплуатацию новых помещений архива, нового оборудования и т.д.
При этом следует учитывать и факторы, объективно ограничивающие объемы работ, а также рост штатной численности архива. Например, из-за отсутствия достаточных резервов площадей в архивохранилищах, а также перспектив их расширения в ближайшие годы невозможно планировать увеличение ежегодных объемов комплектования архива; нехватка специального оборудования и отсутствие средств на его приобретение не позволят увеличить объемы создания страхового фонда; реальные возможности бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в целом сдерживают рост штатов бюджетных организаций и т.п. Главное условие результативности работы по определению необходимой штатной численности – исходить из неотложного и в то же время реального объема работ, не закладывать в расчеты весь объем работ, которые по тем или иным причинам не выполнялись в течение длительного времени.
После составления перечня и определения необходимых ежегодных объемов каждой из работ делаются расчеты трудозатрат и штатов, потребных для выполнения этих работ.
Трудозатраты рассчитываются по каждому виду работы с использованием нормативов по труду – межотраслевых, отраслевых (типовых) или местных [3] . Конкретному архиву наиболее целесообразно использовать местные нормы, разрабатываемые на основе типовых норм, классификационного перечня работ, учетных и отчетных документов архива, а также результатов проверок выполнения норм. Типовые нормы применяются при отсутствии местных норм, межотраслевые — при определении трудозатрат на инженерно-технические работы, обслуживание техники, работы младшего обслуживающего персонала и т.д. Если в архиве действующие местные нормы рассчитаны на 41-часовую рабочую неделю, можно рекомендовать при определении трудозатрат применение повышающего коэффициента 0,025 [4] . Например, если по нормам, установленным для 41-часовой рабочей недели, на организацию шести выставок документов необходимо затратить 162 рабочих дня продолжительностью 8 ч 12 мин каждый, то в условиях рабочей недели для проведения указанной работы потребуется 166 рабочих дней (162 x 0,025 = 166,05).
Трудозатраты Т на нормирование работы и операции определяются двумя способами.
1. Через нормы времени:
где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;
Hвр – норма времени на единицу работы, дн.
Например, если в течение года планируется организовать четыре выставки документов объемом до 100 экспонатов каждая при норме 27,7 рабочих дней на одну выставку (в расчете на 40-часовую рабочую неделю), то годовые трудозатраты на указанную работу составят:
T = 4 x 27,7 = 110,8 чел.дн.
2. Через нормы выработки:
где N – объем работы (работ) в единицах измерения за год;
Hвыр – норма выработки в единицах измерения на одного специалиста в день.
Так, если в течение года по документам архива планируется исполнить 2600 запросов социально-правового характера по норме три запроса за рабочий день, то годовые трудозатраты составят:
T = 2600 / 3 = 866,7 чел.дн.
После расчета трудозатрат на осуществление нормированных работ определяются трудозатраты на выполнение ненормированных работ – на основе отчетных данных, расчетных частей планов-отчетов архива и его подразделений за предыдущие годы, в которых зафиксированы трудозатраты на проведение подобных работ, а в отдельных случаях – экспертным путем.
Далее определяется резерв рабочего времени на выполнение внеплановых заданий и работ, связанных с непредвиденными ситуациями [5] . Резерв также рассчитывается на основе отчетных данных, расчетных частей планов-отчетов архива за предыдущие годы, но он не может быть больше 3% от общего полезного бюджета рабочего времени по архиву [6] .
После этого подсчитываются общие трудозатраты суммированием трудозатрат, полученных на весь комплекс работ по основной деятельности, охваченных нормами, а также трудозатрат на ненормированные работы и резерв рабочего времени для выполнения внеплановых заданий и работ, связанных с непредвиденными ситуациями.
Общие затраты Тo на все работы по основной деятельности в архиве являются основой расчета необходимой общей штатной численности специалистов по основной деятельности по формуле (1):
, (1)
где Чш – штатная численность (расчетная);
Тo – общие трудозатраты (полезное рабочее время) на объем работы (работ), дни или часы [7] ; общие трудозатраты получаются суммированием трудозатрат Т на нормированные и ненормированные работы (операции), а также внеплановые задания и работы, связанные с непредвиденными ситуациями;
Фн – нормативный фонд рабочего времени на одного работника (в данном случае – специалиста) за год, условно принимается равным 2000 ч или 250 раб. дн. [8] ;
Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством, – основные (очередные) и дополнительные отпуска, в том числе отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся, отпуска без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т.п.). Коэффициент определяется по формуле
[9]
Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10% рабочего времени. [10]
Таким образом, в данном случае и в последующих примерах
Кн = 1 + 10 / 100 = 1,1.
При конкретных расчетах необходимой штатной численности работников архивов процент планируемых невыходов следует выводить на основе данных бухгалтерского учета архива, по которому проводятся расчеты, или, если применять указанный способ невозможно (например, для вновь создаваемого архива), можно воспользоваться соответствующими данными, полученными в аналогичном архиве. Методика определения регламентируемых законодательством плановых невыходов изложена в методических рекомендациях Главархива СССР по расчету полезного (эффективного) рабочего времени в архивах [11] , при пользовании которыми следует руководствоваться изменениями в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации.
Как показывает практика, в государственных архивах регламентированные действующим трудовым законодательством и подтвержденные данными бухгалтерского учета невыходы составляют более 10%. Например, если процент регламентированных трудовым законодательством невыходов для данного конкретного архива равен 15%, то коэффициент, учитывающий планируемые невыходы, составит
Кн = 1 + 15 / 100 = 1,15.
После расчета необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности определяется необходимая штатная численность специалистов административно-управленческого персонала, инженерно-технических работников, рабочих и младшего обслуживающего персонала, а также руководителей архива и его структурных подразделений – по методике, изложенной
Общую необходимую штатную численность архива в целом можно получить суммированием необходимой численности всех категорий работников.
Если архив имеет структурные подразделения с четким разграничением функций, указанные расчеты целесообразно делать в пределах каждого структурного подразделения (отдела, лаборатории), затем полученные по конкретным подразделениям данные о необходимой штатной численности суммируются в общий итог по архиву, к которому приплюсовываются должности руководителя архива и его заместителей.
С целью эффективного и качественного выполнения объема работ, на который будет рассчитываться численность исполнителей, целесообразно организационно-технические условия труда (организация рабочих мест, соблюдение технологии проведения работ, использование средств автоматизации и механизации труда) привести в соответствие с требованиями, заложенными в действующих правилах работы государственных архивов и в отраслевых нормативно-методических разработках.
Изложенная методика применима и для определения необходимой штатной численности вновь создаваемого (проектируемого) архива. В этом случае тоже составляется перечень предусматриваемых для проектируемого архива функций, а также работ, которые необходимо проводить архиву для реализации этих функций (как по основной, так и по неосновной деятельности).
Предположительные объемы работ определяются с учетом основных факторов, перечисленных в разд. 1, с необходимыми поправками (в зависимости от конкретной ситуации). Например, если проектируемый архив не будет сразу иметь на хранении документов, то на первое время для него предусматривается минимальный штат службы обеспечения сохранности документов.
Для расчетов используются местные, а также типовые отраслевые и межотраслевые нормативы по труду (см. приложение).
2. Расчет необходимой штатной численности
специалистов по основной деятельности
Расчеты необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности, определяемой на основе норм времени и выработки, можно проводить в различных вариантах: в целом по архиву (см. разд. 1), а также в пределах структурных подразделений архива (табл. 1), по отдельным направлениям его деятельности или группам работ (табл. 2).
Все расчеты ведутся по формуле (1).
Расчет необходимой штатной численности специалистов по основной деятельности структурного подразделения дан на примере отдела обеспечения сохранности документов архива, хранящего документы на бумажной основе (табл. 1).
Расчет необходимой штатной численности специалистов
по основной деятельности функционального структурного подразделения архива
на основе норм времени и норм выработки [12]
Источник: archives.gov.ru
Методика расчета численности работников организации
Потребность в персонале — это совокупность работников соответствующей квалификации, объективно необходимых для реализации стоящих перед ней целей и задач, согласно стратегии и тактики развития. Определяют общую и дополнительную потребность в персонале. Общая потребность — это вся численность персонала, необходимого для выполнения запланированного объема работ. Дополнительная потребность характеризует количество персонала, необходимого в планируемом периоде, к уже имеющейся численности работников на начало периода. Определение потребности в персонале учитывает меры по росту производительности труда и высвобождению рабочей силы.
Определение плановой численности рабочих зависит от производственной программы и специфики производства, характера производственного процесса и трудовых функций, выполняемых рабочими.
Общая численностьрабочих-сделъщиков на нормируемых работах в целом по предприятию (Чсп) определяется как среднесписочное число, исходя из трудоемкости всей производственной программы в нормо-часах (Тпрогр), среднего выполнения норм выработки в процентах (Вн) и бюджета рабочего времени одного среднесписочного рабочего в часах (Фр. в). Расчет производится по формуле:
Чсп = Тпрогр : (Фр.в х Вн).
Пример: трудоемкость производственной программы 4 млн нор-мо-час., среднее выполнение норм выработки — 112%, бюджет рабочего времени — 1810 час.
Решение: общее число рабочих-сдельщиков составит:
4 000 000 : (1810 х 1,12) = 1973 человека.
На отдельных участках производства необходимую численность рабочих (Ч) можно установить по нормам выработки:
Ч = 0 : (Нв х Кв.н х Дгод),
где О — общий объем работ в натуральных единицах; Нв — норма выработки в смену в тех же единицах; Дгод — число рабочих дней в году; Кв.н — коэффициент выполнения норм.
Пример: участок массового производства в течение года обрабатывает 200 тыс. деталей. Сменная норма выработки — 60 шт.; выполнение нормы — 120%; среднее число рабочих дней в году на одного рабочего — 225.
Решение: численность рабочих составит:
Ч = 200 000 : (60 х 1,2 х 225) = 12 человек.
Показателем уровня выполнения норм является отношение нормированного времени к времени, фактически затраченному на данную работу. Это соотношение характеризует взаимосвязь между нормированным и фактически затраченным временем.
Численность основных рабочих, обслуживающих аппаратурный процесс или сложный агрегат, определяется по нормативам численности:
Ч = М х С : Нчисл х К,
где М — количество агрегатов; С — число смен; Нчисл. — норматив численности : (число рабочих, обслуживающих один агрегат); К — коэффициент, показывающий соотношение списочного и явочного числа рабочих, которое равно количеству дней работы предприятия к количеству дней работы одного среднесписочного рабочего.
Пример: пятидневная рабочая неделя, предприятие работает 256 дней, а рабочий — 226,3 дня, отсюда: К = 256 : 226,3 = 1,12.
При непрерывном производстве К будет значительно выше: К = 365 : 226,3 = 1,62. Это значит, что для обеспечения ежедневной явки на работу необходимой численности рабочих, их среднесписочное число должно быть на 62% больше явочного.
При многостаночной работе, требуемая численность рабочих определяется по нормам обслуживания (Нобсл):
Ч = М х С : Нобсл х К.
Пример: Механический цех — 200 станков-автоматов, норма обслуживания — 6 станков. Цех работает в две смены.
Решение: Ч = 200 х 2 : 6 х 1,12 = 75 человек.
Численность основныхрабочих-повременщиков определяется так же, как и вспомогательных рабочих — по нормам обслуживания, нормативам численности и рабочим местам.
При планировании общей потребности руководителей, специалистов и служащих на предприятии применяется метод расчета их по нормированным затратам труда. Основой расчета служит рациональная схема управления предприятием, которая и определяет необходимый штат руководящего персонала и работников каждого отдела и цеха. Это фиксируется в штатном расписании отделов, цехов, секторов, бюро, групп, обеспечивающих управление производством. Непосредственный расчет проводится по рабо-
чим местам или нормам обслуживания (мастера, нормировщики и т.п.), по объему выполняемых работ (конструкторы, технологи и т.п.). Для планирования также могут использоваться нормативы численности управленческого аппарата, рассчитанные на 100 рабочих.
В практике планирования широкое применение находят нормативы численности в зависимости от объема работ, относящихся к каждой функции, выполняемой руководителями, специалистами, служащими.
Функции управления предприятием примерно следующие: общее руководство основным производством; разработка и совершенствование технологий (технологический, конструкторский, производственно-технический отделы); организация труда и заработной платы (отдел труда и заработной платы, нормативноисследовательское бюро); ремонтное и энергетическое обслуживание (отделы главного механика и главного энергетика); оперативное управление основным производством и контроль качества (цеха и ОТК); технико-экономическое планирование (плановый отдел и бюро экономического анализа); бухгалтерский учет и финансовая деятельность (бухгалтерия, финансовый отдел, машиносчетная станция); материально-техническое снабжение, кооперирование, сбыт продукции (отдел снабжения и сбыта, склады и транспортный отдел); комплектование и подготовка кадров (отдел кадров); общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание (административно-хозяйственный отдел).
Численность специалистов и служащих по функции организации труда и заработной платы зависит от одного фактора — общей численности промышленно-производственного персонала; по функции ремонтного и энергетического обслуживания — от стоимости основных производственных фондов и т.д.
Методами математической статистики можно установить (с учетом различных факторов) функциональную зависимость между объемом (трудоемкостью) выполняемых работ и необходимой численностью работников по каждой функции. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих могут быть рассчитаны с помощью эмпирических формул, выражающих зависимость нормативов от этих факторов.
Ч норм = К х Ха х Ув х . Ъ,
где Ч норм — норматив численности по функциям управления;
X, У, . Т — числовое значение факторов; А, в. с — показано
тели степени при числовых значениях факторов; К — коэффициент, отражающий степень прогрессивности организации труда.
Общая численность управленческого персонала рассчитывается суммированием полученных нормативов по функциям управления.
Подобный порядок расчета нормативов численности руководителей, специалистов и служащих на предприятии позволяет, как правило, высвобождать значительное число персонала данной категории и способствует устранению разнобоя в определении численности.
В расчет нормативов не включают структурные подразделения, не относящиеся к основной деятельности, — непромышленный персонал. Для него установлены типовые штаты.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5 Расчет численности работников предприятия
Задание: Рассчитать численность работников предприятия, используя среднесписочный, списочный и явочный состав работников. Определить движение кадров, коэффициент текучести.
Исходные условия задания: Ремонтно-строительный участок на начало месяца имеет списочный состав ППП — 112 человек. За месяц уволено по собственному желанию 24 человека, принято на работу 45 человек. Количество рабочих дней — 30, количество праздничных и выходных — 8. Неявки на работу представлены в книге учета кадрового состава предприятия за отчетный месяц (см. табл.).
Источник: studref.com
Расчет численности рабочих, необходимых для выполнения капитального ремонта
Для рациональной организации производства система норм труда, отражающая различные стороны трудового процесса.
Нормирование труда выполняет на предприятиях многочисленные и важные функции. Прежде всего нормы труда служат той мерой, с помощью которой измеряются затраты труда на производство продукции в целом и затраты труда каждого отдельного работника предприятия. На основе норм труда определяется текущая и перспективная потребность предприятия и каждого его структурного подразделения в рабочих кадров, осуществляется загрузка оборудования отдельных цехов и участков.
Являясь мерой индивидуального труда, нормы труда служат также и мерой вознаграждения за труд. Поэтому они являются важным инструментом организации заработной платы и нормативной базой для планового фонда заработной платы и расхода заработной платы за единицу продукции.
Нормы труда являются важнейшей исходной базой, используемой в работе по совершенствованию организации труда и организации производства в целом. Только зная нормы труда на выполнение различных работ в различных организационно-технических условиях, можно определить оптимальные формы разделения и кооперации труда, выявить наиболее экономичные методы и приемы выполнения каждой работы, рационально спланировать рабочее место.
Норма расхода рабочей силы определяет необходимые затраты времени одного работника или бригады на выполнения единицы работы.
Номой времени называется количество рабочего времени, установленное на изготовление единицы продукции или выполнение единицы работы одним или несколькими рабочими соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях.
В теории и практики нормировании труда, кроме нормы времени, применяются и другие нормы, производные от нормы времени. К ним относятся нормы выработки, норма обслуживания и норма численности.
Нормой обслуживания называется число единиц оборудования, рабочих мест, число работающих или размер площади, которые должны быть обслужены одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях в течении смены.
Нормой численности называется необходимое и достаточно е число рабочих соответствующей квалификации для обслуживания единицы или нескольких единиц оборудования в определенных организационно-технических условиях в течении рабочей смены.
Возьмем обычный график работы — 3-х сменный, 4-х бригадный
Численность рабочих в смену определяем по формуле
Где — количество обслуживаемого оборудования
— норма обслуживания, ед/чел
Суточный штат рабочих устанавливается в соответствии с режимом работы цеха, агрегата или участка и характером выполняемых работ по сменам
Суточный штат составит:
Где — количество смен
Подменный штат на выходные дни устанавливается только для участков и агрегатов, работающих по непрерывному графику. В этом случае агрегаты или участки обслуживают 4 бригады, что и обеспечивает подмену на выходные дни.
Подменный штат на время отпусков устанавливается в процентах от суточного штата с подменой на выходные дни.
Величина подменного штата на невыходы по уважительной причине устанавливается на основе анализа баланса рабочего времени и составляет 2-5% суточного штата с подменой на выходные дни и подменного штата на время отпусков.
Расстановочный штат — численность рабочих, необходимая для выполнения сменного планового задания. Он включает в себя подменный штат:
, чел
чел.
В плане предприятия устанавливается лимит численности работающих по промышленно-производственному и непромышленному персоналу. В состав промышленно-производственного персонала включаются работники все работники всех цехов и хозяйств завода, имеющие прямое отношение к производственной деятельности предприятия.
В плане устанавливается также численность работающих по категориям: рабочие, ученики, инженерно-технические работники и младший обслуживающий персонал, включая работников военизированной и пожарной охраны.
Плановая численность рабочих по цехам фиксируется в штатном расписании, в котором устанавливается их профессиональный и квалификационный состав.
Определение плановой численности персонала зависит от специфики предприятия (объёмов производства, типа, форм собственности, ритмичности и прочего), а также от внешних факторов (рыночной конъюнктуры, региональных особенностей и уровня экономического развития страны).
В экономической практике существует множество методов определения численности работающих, но наиболее распространенными из них являются расчеты численности:
· По трудоемкости работ;
· По нормам выработки;
· По количеству рабочих мест на основе их обслуживания и контроля.
В настоящее время на крупных предприятиях охватывающих различные сферы деятельности укрупненный расчет плановой численности персонала ведется путем корреляционно-регрессивного анализа.
На предприятиях ведут учет явочного состава, т.е. количество работников, явившихся на работу в конкретный рабочий день и списочного состава — количество работников внесенных в списки отделом кадров на основании приказов о приеме, увольнении или переводе на другую работу.
Так как списочный состав в результате приема и увольнения работающих непрерывно изменяется, исчисляют средне-списочное число, работающих за определенный период. В списочный состав работников металлургического предприятия должны включаться все работники, принятые на постоянную, временную, а также сезонную работу на срок 1 день и более, со дня их зачисления на работу.
В списочном составе работников за каждый календарный день должны быть учтены как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. При определении списочной и среднесписочной численности работников следует иметь ввиду, что некоторые работники не включаются в нее. Например, женщины, находящие в отпусках по беременности и родам, в дополнительных отпусках по уходу за ребенком, студенты вузов, проходящие практику на предприятии.
Расчет количества работников необходим не только для планирования работы и фонда заработной платы, но также для сопоставления с имеющимися с трудовыми ресурсами и определение потребности в кадрах.
Количество рабочих, необходимых для проведения капитального ремонта, определяется из фактической трудоемкости ремонта, его продолжительности по графику и коэффициента выполнения нормы в нормативные сроки.
На основании пооперационного графика ремонта общая трудоемкость капитального ремонта составляет час, его продолжительность час, коэффициент выполнения нормы принимаем равным 1,05.
Определяем количество рабочих, необходимое для проведения капитального ремонта
чел
где — трудоёмкость капитального ремонта, чел/час
— продолжительность капитального ремонта, час;
— коэффициент выполнения нормы выработки
чел
Для подмены рабочих во время отпуска, болезни, невыходов, связанных с выполнением общественных и государственных обязанностей необходимо иметь резервный штат рабочих. Он определяется с учетом коэффициента срочности. Для этого составляют баланс рабочего времени 1-го рабочего.
Таблица 1. Баланс рабочего времени.
Затраты рабочего времени
Выходные дни по графику
Номинальный фонд ( )часов2192
Продолжительность тарифного отпуска отпуска( )дней31
Невыхода по различным причинам ( )дней3
Фактический фонд ( )дней240
Коэффициент списочности ( )1,14
Численность рабочих с учетом коэффициента списочности определяется по следующей формуле:
, чел
чел
.3 Организация труда и заработной платы ремонтного персонала
Любая трудовая деятельность невозможна без той или иной организации, без разделения труда, без определения места и функции каждого человека в трудовом процессе.
Сущность организации труда составляют специфические функции, связанные с объединением, согласованием, приведением в стройною систему целесообразной деятельности людей в непрерывном взаимодействии с применяемыми в процессе труда техническими средствами.
Организация труда может быть эмпирической, основанной на методах, полученных непосредственным трудовым опытом, и рациональной, установленной в соответствии с требованиями научно-познавательных объективных закономерностей, прогрессивных тенденций. Несомненно наибольшая результативность деятельности работников в процессе производства достигается тогда, когда их труд организован на научной основе, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.
Разделение труда внутри предприятия представляет собой единичное разделение труда, к которому конкретно относится разделение труда между отдельными звеньями предприятия (основными и вспомогательными цехами, их участками, а также между бригадами, органами управления и обслуживания производства), охватывающие различный группы работников.
Разделение труда тесно связано с кооперацией — объединением многих исполнителей для планомерного и совместного участия в одном или разных, но связанных между собой процессах труда.
Одной из форм кооперации труда являются производственные бригады.
Именно бригадная организация труда применяется на данном предприятии. Бригады представляют собой форму непосредственного сочетания (кооперация) труда нескольких рабочих, выполняющих 1 общую производительную задачу и несущих коллективною ответственность за результаты работы. Бригадное разделение труда применяется в следующих основных случаях:
· При обслуживании крупных и сложных агрегатов;
· При осуществлении технологических процессов, требующих совместной работы рабочих разно профессий, например бригада для обслуживания доменной печи;
· На поточных линиях для соблюдения ритма и поддержания связи между отдельными операциями и т. д.
Формирование бригад и рациональная организация их работы требует соблюдения следующих правил:
) В бригаду целесообразно включать рабочих, совместный труд которых дает в той или стадии законченный продукт ;
) Разделение работ в бригаде должно быть организовано так, чтобы коллективный характер труда на приводил обезличке и уравниловки;
) Должны быть организованы точный учет и оценка работы бригады.
Бригада, как правило, формируется на добровольных началах, ее возглавляет бригадир, которого назначает начальник цеха, учитывая при этом мнение бригады. Каждая бригада получает конкретное задание по количеству и срокам изготовления продукции или выполнения производственных работ. Ей могут устанавливаться лимиты по материалам, фонду зарплаты, электроэнергии или другим материальным ценностям.
Применяют 2 основные формы бригады — специализированные и комплексные.
Специализированные бригады организуются из рабочих 1-й профессии для выполнения технологически однородных операций по одному наряду в одну смену. Комплексные бригады создаются из рабочих различных профессий, выполняющих технологически разнородные работы, но взаимосвязанных между собой, с применением принципа совмещения профессий и специальности, полной или частичной взаимозаменяемости членов бригады.
Как специализированные, так и комплексные бригады могут быть сменными или суточными. Сменные бригады создаются в тех производствах, где длительность производственного цикла выполнения работ бригадой равна или кратна длительности смены. При длительности производственного цикла больше смены, т. е. когда работы начато в 1 смене и должна продолжаться в другой, целесообразно создавать сквозные бригады. Организация сквозных бригад с передачей смены на ходу способствует сокращению простоев оборудования, повышает коллективную ответственность и материальную заинтересованность в конечных результатах труда.
Заработная плата является основным источником дохода работников предприятия.
Организация оплаты труда на предприятии определяется 3-мя взаимосвязанными элементами: нормированием труда, тарифной системой, формами и системами зарплаты.
Тарифное нормирование зарплаты является важнейшим средством проведения внутризаводской политики в области оплаты труда. Оно направлено на обеспечение правильной оценки и оплаты конкретных видов труда в зависимости от его количества, качества и условий труда, в которых он осуществляется.
Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда позволяют применить к каждой группе и категории работающих определенный порядок исчисления заработка.
Оплата труда рабочих строится, как правило, на основе тарифной системы, которая представляет собой совокупность нормативов, используемых для дифференциации и регулирования уровня зарплаты различных групп и категорий работников в зависимости от квалификационного уровня, от условий, тяжесть и интенсивность труда, а также ответственности за выполняемые работы и особенностей промышленного производства.
Основными элементами тарифной системы являются тарифно-квалификационные справочники, тарифные сетки и тарифные ставки. В настоящее время действует Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС), за которым сохраняется роль нормативного документа в вопросах тарификации труда. Здесь содержатся тарифно-квалификационные характеристики, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ, независимо от того, на предприятиях какой отрасли эти производства и виды работ имеются.
Тарифно-квалификационные характеристики разработаны применительно к шести разрядной сетке. Разряды рабочих установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда. Квалификация и сложность работ оцениваются одним и тем же измерителем — номинальной величиной разряда, иными словами, чем выше разряд, тем выше квалификация рабочего.
Тарифная сетка является важным элементом тарифной системы, которая устанавливает определенный соотношения в оплате труда рабочих различной квалификации. Эти соотношения состоят из установленного количества разрядов и соответствующих им тарифным коэффициентам, которые показывают, во сколько раз оплата труда соответствующего разряда больше оплаты работ, тарифицируемых по первому разряду. Каждая тарифная сетка характеризуется определенным соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов.
Тарифные ставки представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени (час, день, месяц). В связи с чем различают часовые, дневные, месячные тарифные ставки, которые устанавливаются по каждому разряду. Их берут за основу при определении размера оплаты за отработанное время рабочим-повременщиком и сдельных расценок для рабочих-сдельщиков. Тарифные ставки устанавливаются с учетом минимума заработной платы на предприятии, квалификации труда и исключения необоснованных и завышенных разрывов в оплате труда.
Тарифная система дифференцирует оплату труда рабочих по разрядам, учитывая, главным образом, его качественную сторону, стимулирует повышение квалификации кадров.
При разработке конкретных систем оплаты труда администрация предприятия должна учитывать правило-система исчисления заработной платы должна быть настолько простой и ясной, чтобы связь между производительностью заработной платой могла быть доступной для понимания каждым работником.
В практике различают две основные формы оплаты труда: повременную и сдельную.
Повременная — это такая форма оплаты труда, при которой зарплата начисляется работнику по установленной тарифной ставки или окладу за фактически отработанное им рабочее время. При сдельной форме оплаты труда заработную плату начисляют по заранее установленным расценкам, за каждую единицу выполненной работы ил выпущенной продукции. Повременная форма выступает в виде простой повременной или повременно-премиальной системе оплаты труда. Сдельная — в виде прямой сдельной и бригадной (коллективной) сдельной, сдельно-премиальной (аккордной), косвенно-сдельной, сдельно-прогрессивной т ряда других систем оплаты труда.
При прямой индивидуальной сдельной системе оплаты рабочий получает зарплату за всю выполненную работу в течении определенного периода (день, неделя, месяц) по установленным расценкам. Бригадная (коллективная) сдельная система оплаты труда применяется в условиях когда производственный процесс осуществляется первичным трудовым коллективом — бригадой, где имеет место совмещение профессий и взаимозависимость исполнителей, когда затруднен учет индивидуальной выработки каждого члена бригады. В этом случае устанавливают коллективные сдельные расценки на все виды работ. Общий заработок бригады распределяется между членами бригады в соответствии с присвоенными им разрядами и отработанным каждым работником временем. Бригадная сдельная система оплаты труда не учитывает фактическую выработку каждого члена бригады и может привести к уравниловке.
Сущность сдельно-премиальной системы оплаты труда заключается в том, что рабочему кроме заработка по прямым сдельным расценкам и выплачивает премию за выполнение и перевыполнение заранее установленных конкретных количественных и (или) качественных показателей работы.
При аккордной системе оплаты труда заработок устанавливается на за выполнение каждой производственной операции в отдельности, а за весь комплекс работ в целом. Эту систему оплаты труда целесообразно применять в условиях срочного выполнения всего комплекса работ, влияющих на ход производственного процесса других производственных звеньев.
Косвенная сдельная система оплаты труда предполагает определение размера заработка одних рабочих в зависимости от результатов труда обслуживаемых или других рабочих. Общий заработок определяется по формуле прямой сдельной оплате труда. Основанием для применения системы косвенной оплаты труда является существующая и поддающаяся учету зависимость выработки основных рабочих от качества производительности труда вспомогательных рабочих.
Сдельно-прогрессивная система заключается том, что оплата труда рабочего в пределах установленной исходной нормы (базы) производится по основной, обычной расценки, а продукция, изготовленная сверх установленной нормы, — по другой повышенной сдельной расценке. Наиболее эффективной считается сдельно-прогрессивная система, в которой имеются 2 ступени оплаты и достаточно высокий уровень повышения сдельных расценок. Такая система создает значительную личную материальную заинтересованность рабочих в повышении норм выработки и вводится руководителем предприятия по согласованию с профсоюзом на определенный срок. Необоснованное применение сдельно-прогрессивной системы оплаты труда часто ведет к повышению себестоимости продукции, поэтому даже временное её применение требует экономического обоснования. Это обоснование сводится к определению максимально допустимого размера увеличения сдельных расценок за работы, выполнение сверхустановленной нормы (база).
На современном этапе научно-технического прогресса существует постоянная тенденция расширения сферы применения повременной оплаты труда. Простая повременная система предполагает начисление заработка работнику осуществлять по присвоенной ему тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Различают повременную систему почасовую, поденную и помесячную.
Для ректификационного цеха применяется повременно-премиальная система оплаты.
Повременно-премиальная система оплаты труда представляет собой простую повременную систему, дополненную премированием за выполнение конкретных количественных или качественных показателей работы. Для эффективного применения этой системы требуется строго закрепление рабочих-повременщиков за оборудованием и рабочими местами, наличие точной характеристики содержания работ.
Эффективность применения повременно-премиальной системы во многом зависит от правильного выбора показателя премирования, которые должны соответствовать производственным особенностям работы каждой группы работников. Показатели премирования должны быть важными, т.е. отражать главные результаты работ повременщиков и их конкретное влияние на показатели участка, цеха. Большое значение имеет правильная дифференциация размеров премирования. Размер премии за выполнение каждого показателя в отдельности не должен резко отличаться друг от друга, чтобы не стимулировать улучшения работы одних работников за счет ухудшения оплаты труда других.
В основу организации оплаты труда ИТР и служащих положены те же принципы, что и у рабочих. Но в практическом применении этих принципов, в силу специфики труда этих категорий работников и занимаемых ими местах в процессе производства, имеются отличия.
Оплата труда руководящих, инженерно-технических работников (ИТР) и служащих осуществляется по повременно-премиальной системе. Нормативной основой этой системы являются штатные расписания и схема должностных окладов.
Штатное расписание — документ, определяющий структуру каждого подразделения предприятия (цеха, отдела) и численность ИТР и служащих с перечислением должностей и указанием месячного оклада.
Уровень оплаты ИТР и служащих регулируется посредством тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих и схем должностных окладов.
Схема должностных окладов — это типовой перечень должностей с указанием минимального и максимального окладов по каждой должности.
Должностной оклад — абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Труд руководителей оценивается по результатам работы всего коллектива, по степени выполнения возложенных на них функций, достигнутому уровню организации труда.
Помимо разработки тарифных условий оплаты труда важное значение имеет правильное планирование различного рода доплат, надбавок, премий, так как их удельный вес в зарплате работников составляет 35 — 40%, а конкретная величина определяется, как правило, предприятием.
Существует 2 группы выплат: компенсационные и стимулирующие.
Все виды компенсационных доплат и надбавок делят на 2 группы. Первая группа — это доплаты и надбавки не имеющие ограничения по сферам трудовой деятельности, которые, как правило, являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Сюда входят доплаты — за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время; рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда; до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; рабочим в связи с отклонением от нормальных условия исполнения работы.
Вторая группа — это компенсационные доплаты и надбавки, применяемые в отдельных сферах приложения труда, которые в большинстве своем также обязательны для предприятия, но о размерах их договариваются с администрацией предприятия. При этом одни виды доплат устанавливаются в целях компенсации за выполнение дополнительной работы, не связанной непосредственно с основными функциями работника, например, работник выполняет функции руководителя, но не освобождается от основной работы. Другие виды доплат, надбавок охватывают сферу работ с неблагоприятными условиями труда. Третьи — вызваны особым характером работ.
К стимулирующим выплатам относятся следующие доплаты и надбавки за совмещение профессий (должностей); расширение зон обслуживание или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей отсутствующего работника; профессиональное мастерство рабочих, высокий уровень квалификации специалиста и др. Предприятия самостоятельно устанавливает размер этих доплат.
Помимо доплат и надбавок за особые условия работы конкретного работника на предприятиях широко используются различные системы премирования. Премии устанавливают обычно для стимулирования достижений на производстве каких-то определённых результатов. Поэтому премию может получить любой работник, который достигнет этих результатов.
Каждый элемент системы организации оплаты труда должен выполнять свою функцию, иметь определенное назначение. Так, если необходимо стимулировать работника повысить свою квалификацию, то целесообразно применять доплаты, надбавки. Премирование вводится, во-первых, для решения конкретных задач, стоящих перед предприятием, во-вторых, для стимулирования результатов коллективного труда. Доплаты и надбавки, как правило, индивидуализированы. Премии устанавливаются для всех, т. е. имеют более широкий диапазон действия, и с точки зрения конечных результатов труда применение премий более эффективно, чем действие отдельных видов доплат.
Положения о премировании работников предприятия и коллективов внутрипроизводственных подразделений разрабатываются и утверждаются руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и включаются в коллективный договор. Руководители внутри производственных подразделений предприятия (цеха, службы, отдела) имеют право самостоятельно разрабатывать положения о премировании своих работников, однако требуется предварительное согласование с руководителем предприятия и профсоюзным комитетом.
Чтобы обеспечить стимулирующее воздействие премиальной системы, показатели премирования должны соответствовать сегодняшним задачам производства на предприятии. Показатели премирования должны реально поощрять трудовые усилия работника или определенного коллектива достижение конкретных результатов, причем их число не должно быть более двух — трех, чтобы не терялась наглядность связи системы премирования с результатами деятельности работника или коллектива. В круг премируемых должны включаться те работники, которые могут реально влиять на показатели премирования.
ИТР и служащие цехов, служб премируются по одному или нескольким показателям, в числе которых могут быть выполнение и перевыполнение планов по объему производства и качеству продукции, производительности труда, снижению себестоимости и т. д.
На предприятии показатели, условия и размеры премирования ИТР и служащих производственных цехов, служб устанавливаются руководителем предприятия.
Премирование ИТР и служащих производится из фонда материального поощрения; премирование рабочих за основные результаты работы производится из фондов зарплаты и фонда материального поощрения.
Источник: znanio.ru
Как рассчитать среднесписочную численность работников за 2021 — 2022 годы
Среднесписочная численность работников — как рассчитать ее? Такой вопрос возникает в разных ситуациях. В данной статье мы расскажем о расчете годовой среднесписочной численности, сведения о которой в январе каждого года нужно подавать в ИФНС.
Среднесписочная численность работников: общий порядок и формула расчета
При расчете среднесписочной численности следует руководствоваться порядком, который Росстат предписывает применять для заполнения статистической формы П-4. Этот порядок на 2021 год утвержден приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, на 2022 год — приказом Росстата от 24.11.2021 № 832.
Пошаговую инструкцию расчета ССЧ вы можете посмотреть в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему и другим материалам системы.
Общую формулу расчета среднесписочной численности работников за год можно представить следующим образом (пп. 79.6, 79.7 указаний Росстата № 711, пп. 79.6, 79.7 указаний Росстата № 832):
СрЧ год = (СрЧ 1 + СрЧ 2 + . + СрЧ 12) / 12,
СрЧ год — это среднесписочная численность за год;
СрЧ 1, 2 и т. д. — среднесписочная численность за соответствующие месяцы года (январь, февраль, . декабрь).
В свою очередь, для расчета среднесписочной численности работников за месяц нужно просуммировать списочную численность за каждый календарный день месяца, включая праздники и выходные, и разделить эту сумму на число календарных дней этого месяца.
Пример расчета среднесписочной численности за месяц от «КонсультантПлюс»:
На 01.08.2022 в организации 24 полностью занятых работника. 10 августа одна из работниц ушла в декрет.
Списочная численность работников.
Посмотреть пример полностью можно, получив бесплатный пробный доступ к системе.
О том, кто и в какие сроки представляет сведения о среднесписочной численности, читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».
Среднесписочная численность вновь созданной организации: важная особенность
Вновь созданные организации при расчете суммируют среднесписочную численность за все отработанные в соответствующем году месяцы и делят полученную сумму на 12, а не на количество месяцев работы , как можно было бы предположить (п. 79.10 указаний Росстата № 711, п. 79.10 указаний Росстата № 832).
Например, организация создана в сентябре. Среднесписочная численность работников в сентябре составляла 60 чел., в октябре — 64 чел., в ноябре — 62 чел., в декабре — 59 чел. Среднесписочная численность работников за год составит 20 человек:
(60 + 64 + 62 + 59) / 12.
Порядок расчета среднесписочной численности может определяться спецификой режима налогообложения. Так, есть нюансы при применении ПСН.
Списочная численность работников: что это и как ее посчитать
Списочная численность — это численность персонала организации на определенный календарный день месяца. В нее включаются все работники, с которыми заключены трудовые договоры, включая временных и сезонных, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Причем не только те, кто фактически отработал этот день, но и те, кто отсутствовал на работе, например, был в командировке, на больничном, в отпуске (в т. ч. за свой счет) и даже прогулял работу (полный перечень см. в п. 77 указаний Росстата № 711, п. 77 указаний Росстата № 832).
Категории работников, не учитываемых в списочной численности, приведены в п. 78 указаний Росстата № 711, п. 78 указаний Росстата № 832. В частности, это:
- внешние совместители;
- работающие по договорам ГПХ;
- собственники, не получающие в организации зарплату и др.
Работницы, находящиеся в декрете или «детских» отпусках, в общем случае включаются в списочную численность, но не учитываются в среднесписочной. Но если они трудятся неполный день или на дому с сохранением пособия, в ССЧ их учитывают (п. 79.1 указаний Росстата № 711, п. 79.1 указаний Росстата № 832). С 2020 года работника, уволенного в пятницу, включать в списочную численность за субботу и воскресенье не надо (п. 76 указаний Росстата № 711, п. 76 указаний Росстата № 832).
Как учитывать работников неполного дня
Здесь все зависит от того, на каком основании применяется неполная занятость.
Если неполный рабочий день — инициатива работодателя или требование закона, таких работников считают за полную единицу. А если неполное время установлено трудовым договором, штатным расписанием или с письменного согласия работника, то пропорционально отработанному времени в следующем порядке (п. 79.3 указаний Росстата № 711, п. 79.3 указаний Росстата № 832):
- Рассчитывают общее количество отработанных человеко-дней. Для этого делят отработанные человеко-часы на продолжительность рабочего дня, исходя из длительности рабочей недели:
- при 40-часовой рабочей неделе — на 8 часов (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при 6-дневной);
- при 36-часовой — на 7,2 часа (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6 часов (при 6-дневной);
- при 24-часовой — на 4,8 часа (при 5-дневной рабочей неделе) или на 4 часа (при 6-дневной).
Пример расчета показателя «человеко-дни» для определения средней численности работников с неполным рабочим временем от «КонсультантПлюс»:
В ООО «Альфа» два работника — Сидоров А. Д. и Самохин Н. И. — работают на условиях неполного рабочего дня. Один — по 6 часов в день, другой — по 5 часов в день. У обоих работников неполное рабочее время установлено по соглашению сторон.
В июле 2021 года Сидоров А. Д. отработал 23 дня, Самохин Н. И. 22 дня.
Организация работает по графику пятидневной рабочей недели, поэтому продолжительность рабочего дня — 8 часов (40 / 5).
Посмотреть пример полностью можно в КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.
- Определяют среднюю численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость. Для этого делят отработанные человеко-дни на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню.
Поясним на примере (для обычной 40-часовой 5-дневной рабочей недели).
В организации 7 работников в октябре были заняты неполное рабочее время:
- четверо работали 23 дня по 4 часа, их считаем как 0,5 человека (4,0 / 8 часов);
- трое — по 3,2 часа в день 23, 15 и 10 рабочих дней соответственно — это 0,4 чел. (3,2 / 8 часов).
Тогда средняя численность составит 2,8 чел.:
(0,5 × 23 × 4 + 0,4 × 23 + 0,4 × 15 + 0,4 × 10) / 22 рабочих дня в октябре.
О том, какой может быть продолжительность рабочего времени, читайте в материале «Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать?».
Итоги
Расчет среднесписочной численности работников осуществляется всеми работодателями и ежегодно сдается в ИФНС. В 2020-2021 годах при подсчете среднесписочной численности сотрудников нужно было руководствоваться правилами, утвержденными приказом Росстата № 711, а с 2022 года — правилами по новому приказу от 24.11.2021 № 832. Но со сменой регулирующего НПА сам порядок расчета ССЧ не изменился.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: nalog-nalog.ru