Новая база База НЦС 2020 — 21 сборник
В сметную практику широко внедряется институт технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и проверки достоверности стоимости строительства, для чего используются НЦС. Знать это очень важно для современнных сметчиков, стоимостных инженеров, экономистов планово-экономических отделов, специалистов по ценообразованию предприятий, строящих за счет бюджетов всех уровней, госкорпораций и компаний с госучастием (более 50%) и предприятий строительного комплекса, производителей строительных материалов.
Укрупненный норматив цены строительства — показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
В федеральный реестр сметных нормативов по состоянию на 31.12.2019 включены ФЕР-2020 и НЦС 2020. Сборники НЦС 2020 применяются с 1 января 2020 г! НЦС 2017 года отменены. Вступает в силу Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр).
Вебинар «Расчет себестоимости строительства объекта и анализ рентабельности»
Планируется также расширить номенклатуру сборников НЦС (объекты атомной энергии, объекты ракетно-космической промышленности, учет отраслевых особенностей строительства объектов электроэнергетики).
- НЦС 81-02-01-2020. Сборник № 01. Жилые здания (приказ №909/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-02-2020. Сборник № 02. Административные здания (приказ №910/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-03-2020. Сборник № 03. Объекты народного образования (приказ №868/пр от 25 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-04-2020. Сборник № 04. Объекты здравоохранения (приказ №911/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-05-2020. Сборник № 05. Спортивные здания и сооружения (приказ №913/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-06-2020. Сборник № 06. Объекты культуры (приказ №915/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-07-2020. Сборник № 07. Железные дороги (приказ №917/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-08-2020. Сборник № 08. Автомобильные дороги (приказ №919/пр от 30 декабря 2019 года). [Примечание: НЦКР Минстроем был выпущен только один — НЦКР22 Автомобильные дороги? есть в базе «Гранд-смета» 100009 «Укрупненные нормативы»]
- НЦС 81-02-09-2020. Сборник № 09. Мосты и путепроводы (приказ №921/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-10-2020. Сборник № 10. Объекты метрополитена (приказ №904/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-11-2020. Сборник № 11. Наружные сети связи (приказ №912/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-12-2020. Сборник № 12. Наружные электрические сети (приказ №914/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-13-2020. Сборник № 13. Наружные тепловые сети (приказ №916/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-14-2020. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации (приказ №918/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-15-2020. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения (приказ №825/пр от 19 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-16-2020. Сборник № 16. Малые архитектурные формы (приказ №920/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-17-2020. Сборник № 17. Озеленение (приказ №908/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-18-2020. Сборник № 18. Объекты гражданской авиации (приказ №903/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-19-2020. Сборник № 19. Здания и сооружения городской инфраструктуры (приказ №905/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-20-2020. Сборник № 20. Объекты морского и речного транспорта (приказ №906/пр от 30 декабря 2019 года)
- НЦС 81-02-21-2020. Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) (приказ №907/пр от 30 декабря 2019 года). [Примечание: стоит также обратить внимание на УНЦС(2018) — Укрупненные нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства. В «Гранд-смета» он есть в «Ведомственных сборниках/Министерствово энергетики». А также на нормативную базу для энергетиков: «Ремонт энергетического оборудования (ЦКБ Энергоремонт)»].
НЦС представляет собой сумму денежных средств, необходимую для возведения объектов образования, рассчитанный на установленную единицу (1 место, 1 человек в смену, 1 м2)
Сметная стоимость продукции
Показатели НЦС рассчитаны для отдельно стоящего здания, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторных подстанций, котельных, насосных станций).
Строительство наружных инженерных сетей и благоустройства территории должны учитываться дополнительно по соответствующим сборникам укрупненных нормативов строительства.
- для планирования;
- определения лимита финансирования;
- подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.
- строительно-монтажные работы;
- оборудование;
- временные здания и сооружения;
- зимнее удорожание;
- проектно-изыскательские работы;
- экспертиза проектной документации;
- авторский надзор;
- служба заказчика;
- строительный контроль;
- получение исходных данных.
НЦС не учитывают:
Этапы разработки сборников НЦС: разработка и согласование номенклатуры сборника; определение и согласование измерителей сборника; подбор проектной документации – выбор объекта-представителя; анализ документации. Формирование ресурсно-технологической модели (РТМ): состав затрат, учтённых и неучтённых в РТМ.
Градостроительный Кодекс РФ Глава 2.1 статья 8.3: Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением:
- средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями;
- юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
«Смета на строительство объектов капитального строительства» должна содержать текстовую часть в составе:
- пояснительной записки к сметной документации;
- сметную документацию.
Пояснительная записка к сметной документации должна содержать следующую информацию:
перечень утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, принятых для составления сметной документации на строительство, а также обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
То есть сметная стоимость строительства должна быть меньше или равна Предполагаемой (предельной) стоимости строительства, определенной с применением укрупненных нормативов цены строительства. И это является в том числе предметом проверки сметной документации в органах Главгосэкспертизы.
Порядок применения НЦС.
При применении НЦС рекомендуется учитывать:
- Регионально-экономические условия.
- Регионально-климатические условия.
- Инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.
Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
- Сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту.
- Выбор соответствующих НЦС.
- Подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в приложениях и техническими частями соответствующих сборников, определение их численных значений.
- Расчет стоимости планируемого к строительству объекта.
В сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту рекомендуется включать:
- определение функционального назначения объекта;
- мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, т. д.);
- дата начала и окончания работ на объекте;
- регион строительства.
Планируемая продолжительность строительства принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» соответствующего сборника НЦС.
При определении продолжительности строительства объектов в сложных природно-климатических районах Российской Федерации дополнительно применяются повышающие коэффициенты, приведенные в приложении.
Для расчета стоимости для объектов по НЦС на объект может и не быть прямой расценки. В таком случае оценку стоимости можно производить по объекту-аналогу. Об объекте-аналоге можно уточнить у Заказчика, также на сайте Минстроя ведется реестр повторно применяемых объектов.
ОСНОВНЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЦС и как следствие — не достоверная стоимость определенная с использованием НЦС:
- Стоимость строительства определяется только по основному объекту капитального строительства, без учета дополнительных затрат на подготовку территории строительства, благоустройство, прокладку инженерных сетей, озеленение, технологическое присоединение и т. д.
- Применяется только один региональный поправочный коэффициент. Не используются дополнительные поправочные коэффициенты, учитывающие регионально-климатические условия осуществления строительства, удорожание стоимости строительства в сейсмических районах, дополнительные затраты, связанные с транспортировкой строительных ресурсов в пределах региона Российской Федерации.
- Не учитывается налог на добавленную стоимость и индексы-дефляторы Минэкономразвития России.
Основные ошибки при использовании НЦС: берутся только сами НЦС без учета региональных коэффициентов и других объектов, без учета НДС, без учета затрат и т.д.
Чтобы правильно определить стоимость строительства нужно сложить: сам НЦС, добавить показатели на строительство наружных инженерных сетей, добавить НЦС на малые архитектурные формы, добавить озеленение и благоустройство, добавить затраты, которые НЦС не предусмотрены (в каждом сборнике НЦС в технической части написано: что входит и что не входит), добавляются индексы дефляторы Минэкономразвития, и на все это вместе накручивается НДС. В НЦС учтено (если кратко): все, что точно будет, и не учтено то, что может быть или не быть.
Внимание! Автоматизация процесса составления сметы по НЦС 2020: НАШ ОБЗОР
Поможем со сборниками, сметной программой и составлением сметы на НЦС 2020.
Статья дополняется. Ранее на тему НЦС мы писали в том числе здесь.
Остались вопросы? Есть правки? Нужна смета по НЦС (школа, детский сад, другое?)? Пример расчета? Конъюнктурный анализ?
Интересует порядок разработки, применение, утверждение укрупненных НЦС? Расчёт РТМ. Расчёт стоимости планируемого к строительству объекта. Расчёт параметра объекта, отличающегося от указанного в таблице, путем интерполяции.
Есть вопросы: каким образом работать с расценками базы, как настроить параметры сметы, чтобы получить расчеты, соответствующие тех. части в сметной программе?
Нужна база «Укрупненных нормативов цены строительства» (НЦС-2020)? Хотите скачать НЦС-2020? В программе «Гранд-смета» она уже реализуется по цене 5 000 руб. за 1 рабочее место. После приобретения база обновляется без дополнительной оплаты по мере размещения новых сборников.
По договоренности также можем оказать услуги по разработке сметных нормативов НЦС и ГЭСНпо всем правилам и с учетом особенностей включения нормативов в федеральный реестр для использования во ФГИС ЦС. А также предоставить услуги расчетов стоимости планируемых к строительству объектов с применением нормативов НЦС и оформлении всей необходимой документации.
Источник3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРЕДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ
3.1. Исходные данные, используемые при определении Размера предельной стоимости работ
— перечень видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определенному статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — виды работ);
— техническая политика в отношении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, принятая субъектом Российской Федерации;
— перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, составляющих виды работ, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками информации по объекту-представителю могут быть технический паспорт МКД, результаты мониторинга технического состояния МКЖ, порядок проведения которого утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, проектная документация на МКД и другие.
За основу типологии может быть принят период постройки, конструктивная схема, материал стен, конструкция и покрытие крыши, тип фундамента, отделка фасада, степень оснащенности инженерным оборудованием, этажность зданий либо иные критерии или их сочетания, характерные для объектов жилищного фонда конкретного субъекта Российской Федерации.
В описание каждого из объектов-представителей рекомендуется включать визуальную информацию, которую можно легко получить и проанализировать при проведении натурных обследований объекта.
3.1.2 Для МКД, являющихся объектами культурного наследия, рекомендуется использовать отдельную типологию МКД, которую рекомендуется согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В качестве основы рекомендуется использовать условную классификацию МКД, исходя из следующих категорий сложности:
1) МКД, используемые как жилые многоквартирные, построенные до середины XIX века. Каждый объект, соответствующий данной категории, рекомендуется рассматривать в индивидуальном порядке;
2) МКД, построенные по индивидуальному проекту с середины XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, наличием капитальных конструкций из дерева, возведенные без применения индустриальных методов строительства;
3) МКД, построенные по индивидуальному проекту с конца XIX века, характеризующиеся наличием сложного декора, выполненного с применением большого перечня материалов и технологий, возведенные без применения индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «неорусский стиль», «модерн», «эклектика»;
4) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту со второй трети XX века, характеризующиеся наличием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «сталинский ампир»;
5) МКД, построенные по индивидуальному или типовому проекту с первой трети XX века, характеризующиеся отсутствием сложного декора, возведенные с применением индустриальных методов строительства. К данной категории рекомендуется относить здания, построенные в стиле «конструктивизм».
Пример выбора объектов-представителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При определении Размера предельной стоимости в случае выявления разницы значений менее 10 процентов для разных типов МКД рекомендуется для данных домов определить один тип и установить размер предельной стоимости по максимальному значению.
3.2. Перечень затрат, учитываемых при определении Размера предельной стоимости по виду работ
3.2.1. Сметную стоимость капитального ремонта МКД, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в МКД, рекомендуется определять с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3.2.2. Размеры предельной стоимости для каждого вида работ и по каждому объекту-представителю рекомендуется рассчитывать с учетом состава работ как совокупность формирующих состав работ Компонентов в стоимостном выражении на основании сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
— сметная стоимость прямых затрат, в том числе сметная стоимость материалов, изделий, конструкций (далее — материальные ресурсы), сметная стоимость трудовых ресурсов, сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов (далее — технические ресурсы);
— прочие и лимитированные затраты, необходимые для включения в сметную стоимость ремонтно-строительных работ объектов капитального строительства;
Накладные расходы учитывают затраты подрядных организаций, связанные с созданием условий производства, организацией и управлением выполнения ремонтно-строительных работ.
Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и предназначена для покрытия отдельных (общих) расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование и не относимых на себестоимость работ.
— затраты на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ;
— затраты, связанные с оплатой услуг организаций, осуществляющих деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления (строительного мусора и материалов от разборки строений, сооружений, непригодных для дальнейшего использования);
— иные прочие затраты, в том числе плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;
Определение сметной стоимости ремонтно-строительных работ Компонента рекомендуется осуществлять с применением Государственных элементных сметных норм (далее — ГЭСН) и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС).
До размещение в ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определение сметной стоимости ремонтно-строительных работ Компонента рекомендуется выполнять с применением федеральных единичных расценок (ФЕР-2001), Федерального сборника сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), Федеральных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001) и Федеральных сметных цены на перевозки грузов для строительства (ФССЦпг-2001).
Одновременно со сметными нормами, сметными ценами и единичными расценками при определении сметной стоимости могут использоваться показатели, которые отражают среднеотраслевые, технологически и экономически обоснованные затраты, учитываемые в составе сметной стоимости капитального ремонта Компонента. Эти показатели рекомендуется приводить в относительных величинах в виде процентов и коэффициентов:
Источник