В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Предприятия ЖКХ не только создают условия жизни человеку, но и поставляют промышленным предприятиям воду, газ, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства. Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.
ЖКХ включает две подотрасли:
- • жилищное хозяйство;
- • коммунальное хозяйство.
Жилищное хозяйство включает жилые дома, производственно-снабженческие и транспортные хозяйства, обслуживающие жилищный фонд.
Коммунальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения. Оно включает санитарно-гигиенические предприятия (водопровод, канализация, прачечные, бани), городской транспорт, энергетические предприятия, сооружения благоустройства, гостиницы и прочие.
Источниками финансирования расходов на ЖЬСХ являются:
Какие расходы на содержание загородного дома? | Строительство домов из газобетона
Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает граждан и предприятия жильем, электроэнергией, водой, теплом и т.п. В этой сфере функционирует 54 000 предприятий (более 5% всех занятых в российской экономике), из них 30 000 являются банкротами. Поскольку денег заведомо не хватает, в федеральном бюджете предусмотрена финансовая помощь бюджетам других уровней. Обычно такая помощь имеет вид субсидий или субвенций, выделяемых регионам на компенсацию тарифов на электроэнергию, тепло, воду.
В соответствии с бюджетной классификацией расходов раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает в себя следующие подразделы:
- 01 — жилищное хозяйство;
- 02 — коммунальное хозяйство;
- 03 — благоустройство;
- 04 — прикладные научные исследования в области ЖКХ;
- 05 — другие вопросы в области ЖКХ.
Бюджетные средства выступают важнейшим источником финансирования данной отрасли. В консолидированном бюджете РФ расходы на ЖКХ в 2014 г. составили 3,6%, в 2015 г. — 3,3%, снизившись по сравнению с 2008—2010 годами на 5—7%. При этом основная нагрузка ложится на территориальные бюджеты, о чем свидетельствует табл. 42.
Как видно из табл. 42, в последние годы сокращаются объемы финансирования отраслей ЖКХ как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ.
В расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2015 г. затраты на жилищно-коммунальное хозяйство составили 9,7%.
Рассмотрим, как происходит распределение средств на ЖКХ внутри регионов на примере бюджета Республики Дагестан.
Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджета финансируются озеленение, освещение и уборка территорий. Водопроводно-канализационное хозяйство получает из бюджета средства лишь на капитальное строительство. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика получают бюджетные дотации.
Распределение расходов консолидированного бюджета РФ на ЖКХ по уровням бюджетной системы РФ 27
Земельный участок в СНТ или ИЖС | Что Вас ждет после покупки | Минусы жилого дома в СНТ!
Расходы федерального бюджета РФ на ЖКХ,
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ
Распределение расходов бюджета на ЖКХ в Республике Дагестан (табл. 43)
27 Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики.
Себестоимость услуг ЖКХ постоянно растет. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности предприятий, дотациям из бюджета.
Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненного уровня для населения. Повышение тарифов на эти услуги приводит к росту затрат населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет средств бюджета в виде дотаций предприятиям или населению. На практике применяются все методы.
Реальными действиями в этом направлении является реформа в ЖКХ, которая включает:
- • переход к самофинансированию предприятий ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
- • увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Тремя основными проблемами ЖКХ России являются разграничение полномочий между различными уровнями бюджетов, подготовка к зиме и неплатежи за оказанные коммунальные услуги.
В СССР население оплачивало лишь 1—2% от реальной стоимости услуг ЖКХ, то есть ЖКХ практически полностью содержалось государством. В конце 2002 — начале 2003 гг. население оплачивало около 39% стоимости услуг ЖКХ, 41% дотировалось из бюджетов всех уровней, оставшиеся 20% — недофинансировались.
В настоящее время, по оценкам правительства, население самостоятельно оплачивает уже около 82% предоставляемых услуг. Тем не менее, задолженность предприятий ЖКХ перед поставщиками тепло- и электроэнергии росла и продолжает расти. По итогам первого полугодия 2015 г. задолженность в сфере ЖКХ в России достигла 968 млрд руб., из них долги населения составляют лишь 250 млрд руб., а остальные 718 млрд — это долги юридических лиц друг другу. Объем бюджетного недофинансирования ежегодно составляет около 80 млрд рублей.
Подобное многолетнее недофинансирование привело к развалу жилищно-коммунального хозяйства. Убыточными являются более половины организаций ЖКХ. Для модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства страны, по мнению ряда специалистов, необходимы финансовые средства в размере 4,5—5,0 трлн руб. По данным Минстроя, объем необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставим с бюджетом страны — около 8 трлн рублей.
Финансирование реформы ЖКХ проводится в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015—2020 годы. В федеральном бюджете на 2016 г. на реализацию этой ФЦП выделено 32 122,3 млн руб. Всего по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в бюджете-2016 предусмотрено 61,6 млрд рублей, что составляет 0,5% от общей суммы расходов федерального бюджета РФ.
Источник: studref.com
В состав расходов бюджета на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства включаются расходы, связанные с реализацией государственной политики в этих областях; расходы на благоустройство населенных пунктов; на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг; на обеспечение функционирования органов, осуществляющих руководство в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Жилищное строительство. Включаются расходы на:
— строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки;
— строительство (приобретение) жилых помещений для переселения в установленном порядке граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях ветхих и непригодных для проживания жилых домов;
— строительство (реконструкция) и приобретение жилых помещений организациям, осуществляющим строительство жилья для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельской местности (средства, направляемые на жилищное строительство и приобретение жилых помещений по решениям местных исполнительных и распорядительных органов.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы бюджета на цели, связанные с оказанием населению жилищно-коммунальных услуг, а также на государственные, отраслевые и региональные программы — в части, затрагивающей предоставление данных услуг, а именно:
— субсидирование жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, проживающему в жилищном фонде всех форм собственности;
— расходы на возмещение потерь доходов от предоставления льгот отдельным категориям граждан по жилищно-коммунальным услугам;
— расходы по капитальному и текущему ремонту, а также модернизации жилищного фонда;
— другие расходы, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
Благоустройство населенных пунктов. Расходы по благоустройству населенных пунктов (уличное освещение, очистка и ремонт улиц и площадей, другие направления).
Прикладные исследования в области жилищно-коммунальных услуг. Расходы на проведение прикладных исследований в области жилищно-коммунальных услуг.
Другие вопросы в области жилищно-коммунальных услуг. Расходы по энергосбережению в области жилищно-коммунального хозяйства, капитальному ремонту и замене лифтов в жилищных фондах и по субсидированию услуг бань и душевых. В состав данных расходов включаются расходы за счет средств инновационного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, осуществляемые в соответствии с направлениями, предусмотренными законодательством, а также расходы по финансированию отдельных мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ (включая расходы по ремонту и модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и канализации) и по капитальному строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Источник: studopedia.ru
Жильё в России
Жилищный фонд страны с каждым годом достигает новых исторических вершин: 4 млрд квадратных метров общая площадь жилых помещений России в 2021 году, величина 3 млрд кв.м была достигнута в 2006 году, 2 млрд кв.м в 1983 году.
В начале XXI века в России окончательно были решены вопросы ликвидации неэффективных и устаревших форм жилья, таких как коммунальные квартиры. [1] Закрытию этой серьёзной проблемы способствовало массовое промышленное домостроение, начиная с 1960-х годов и до современности, что позволило обеспечить российские семьи индивидуальным жильём.
Улучшение жилищных условий граждан требует дальнейшего планомерного строительства новых, качественных и ликвидацию ветхих объектов.
Обеспеченность жильём
Одним из главных достояний постсоветского периода в жизни россиян стало владение собственным жильём: 89% жилого фонда страны находится в частной собственности граждан.[5] Примерно такое же положение в Хорватии и Румынии — более 90 % в частной собственности граждан, а в других странах Европы соотношение частного владения к государственному по форме собственности меньше. Поэтому с уверенностью можно сказать, что для россиян их квартиры, дома, и даже дачные участки, являются главным богатством, которые они получили от государства в ходе жилищной приватизации 1990-2010-х годов.
С 2000 по 2021 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 27,8 м²/чел.[6] Для сравнения: ещё ранее, в 1990 году, этот показатель составлял 16,4 м²/чел.[7]
К концу 2021 года общее число жилых помещений в России составляло 70,2 миллиона.[10] Россия, вводя ежегодно более 1 млн квартир и домов в эксплуатацию, перегнала среднеевропейский уровень — 473 квартиры на 1000 человек. В России — 482 квартир на 1000 жителей (2021 год).[11] Однако среднероссийское жильё уступает по размерам среднеевропейскому жилью.
Помимо квартир и частных домов, россияне разумеется владеют дачами. По состоянию на 2011 год дачами было обеспечено 60 % россиян.[12]
Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (среднестатистически на одного россиянина приходится одна комната). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².
Жилищное строительство
В 2021 году в России построено 92,6 млн м² жилья, что является историческим рекордом, так как последние вершины были в 2014 и 2015 годах, когда Россия ввела в строй объёмы жилья — 84,2 и 85,3 млн м². Советский рекорд РСФСР был в 1987 году (72,8 млн.м²).[13] К 2024 году планируется довести ввод нового жилья до 120 млн м² в год.
Таблица «Ежегодные показатели ввода жилья в эксплуатацию»
Из общевозводимого жилья около 60 % относятся к многоквартирным домам.
Главной макроэкономической задачей в жилищном строительстве является привлечение «длинных» финансовых ресурсов под низкие проценты, как для застройщиков, так и для банков, участвующих в проектном финансировании и ипотечном кредитовании. Одними из возможных решений могли бы стать привлечение пенсионных денег и выпуск ипотечных ценных бумаг.
Качество жилья
В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [16]
Плюсы жилья в России
- По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это постоянно происходит в США.
- В России повсеместно в городах доступно централизованное горячее водоснабжение в любое время года и централизованная канализация. Эти факторы существенно улучшают санитарное состояние. В той же Италии, для получения горячей воды необходимо тратить дорогую электроэнергию, а отсутствие централизованной канализации приводит к периодическому затоплению улиц нечистотами, которые своевременно не вывезли из выгребных ям.
- Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму с комфортом, в жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто приходится делать европейцам с их крайне дорогой коммуналкой (а также с их более мягкими зимами, что приводит к тому, что во многих районах вообще практически полностью отказываются от отопления, а осенне-весенние холода и редкие случаи мороза терпят как неизбежное бедствие — по дому ходят и спят в теплой одежде).
- Коммунальные расходы в России в разы ниже, чем на Западе. Средние расходы российской семьи на жилищно-коммунальные услуги составляют 5000 руб/мес. (2013 г.), что вдвое ниже, чем в Норвегии (11 тыс. руб/мес.) или в Германии (9 тыс. руб/мес.), а расходы на электроэнергию и вовсе в 3-4 раза ниже, чем в большинстве европейских стран.[17] При этом для малоимущих расходы на ЖКУ в значительной мере субсидируются.
Минусы жилья в России
- Малогабаритность и малокомнатность квартир. Если частное домостроение (коттеджи) в России соответствует стандартам жилья развитых стран, то квартиры (в многоквартирных домах) уступают по метражу и количеству комнат, например, большинству европейских стран. К сожалению, новопостроенные квартиры в 2010-х годах не улучшили ситуацию, а наоборот, из-за большого количества одно-,двухкомнатных квартир статистически количество метров на человека стало больше, но с точки зрения семейных ячеек ситуация не стала лучше. Хотя во многих странах мира ситуация с жильём ещё хуже, например, в сравнении с густонаселёнными странами Азии, Африки и Южной Америки российские условия выглядят гораздо привлекательней.
- Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за устаревшей инфраструктуры[18], а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (порядка трети всех расходов).[19] Впрочем, в 2010-е годы предпринимаются активные усилия по модернизации теплосетей.[20]
- Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах), что связано со сложившимися с советских времён негативными традициями застройки, устаревшими строительными нормами и правилами (СНиПами)[21], с неограниченной жаждой наживы и некомпетентностью строительного бизнеса, который стремится выжать максимум прибыли с участка за счёт повышения плотности застройки (в условиях дефицита жилья раскупят даже жильё с некачественной средой), а также пытается сэкономить на проектировании и на благоустройстве (хотя затраты на проектирование составляют порядка 0,5-1,5 % стоимости проекта, и на благоустройство тоже совсем немного).[22]
Городская среда в России
Городская среда России по европейским меркам крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов. Интерес к этой проблеме значительно возрос в последние годы, предпринимаются шаги по исправлению ситуации. Однако города формируются десятилетиями и веками, и положительные изменения пока заметны лишь в отдельных сферах и в отдельных российских городах.
Проблема восходит к советской эпохе: стремительная индустриализация и урбанизация в 1930-е-1950-е, а также колоссальные разрушения жилой застройки в годы Великой Отечественной войны создали огромную неудовлетворённую потребность населения в жилье. Эту проблему советская власть начала активно решать в конце 1950-х, однако при этом было сделано множество ошибок. Начавшаяся в те времена массовая микрорайонная застройка смогла в целом обеспечить население жильём, однако она же стала причиной деградации облика российских городов практически во всех внешних аспектах: начиная от архитектуры и дизайна до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами.
Исправлению ситуации в наше время мешают устаревшие (восходящие к 1960-м годам) строительные нормы и правила (СНиП)[23], а также жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия общий уровень градостроительства и архитектуры. Ситуацию осложняет пока ещё достаточно низкий запрос на комфортную среду со стороны большинства россиян, привыкших к сформировавшимся условиям.
В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья и среды — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. В центрах городов воссоздаются памятники архитектуры, возрождены многие архитектурные стили прошлого, используются заграничные архитектурные наработки.
Однако в отношении городской среды новые окраинные районы зачастую представляют собой значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка стандартного цветастого окраса. В техническом отношении наблюдается безусловный прогресс по сравнению с советскими временами, однако среда обитания становится всё более неестественной и несоразмерной человеку.
В сельской местности значительная доля россиян живёт в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Однако здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не небольших дач или сезонных дачных строений). Продолжается газификация сельских поселений, распространение интернета и прочих удобств. В сёлах массово развиваются водоснабжение и канализация, модернизируются электрические сети.
Капитальный ремонт
Для улучшения положения в жилищной сфере недостаточно только строить новое, нужно ещё поддержить в нормативном состоянии ранее построенное, и это правило не отменяется, даже если строить очень много, так как ремонт в идеальной ситуации должен быть плановый. [3] Понимание тупиковой ситуации «бега на месте», когда в целом жилой фонд устаревает, что мало улучшает ситуацию для большинства россиян, пришло к началу 2010-х годов. В эти годы в стране капитально ремонтировалось ежегодно менее одного процента от всех многоквартирных домов (это с учётом накопившихся за предыдущие десятилетия недофинансирования и недоремонта огромной массы внепланового ремонта), что грозило через 30-40 лет возникновением патовой, «катастрофической» ситуации. Причём решение лежит не в «нормативно-бумажных хитростях», а в реальном наращивании объёмов реконструкций и работ с целью догнать упущенное.
Около 50 % жилых домов в России нуждаются в капитальном ремонте. [4] По программе капитального ремонта за ближайшие 30 лет в России будет отремонтировано 740 тыс. домов общей площадью 2,3 млрд м².[24]
В каждом субъекте РФ утверждается своя региональная программа капитального ремонта, как и минимальный размер взноса для собственников, поэтому программы регионально дифференцированы; роль федеральных структур — общеметодическая, определённая государственной социально-жилищной политикой.
Формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов по решению собственников либо на счёте регионального оператора [5] , либо на специальном счёте жильцов. Соответственно, использование этого фонда и ремонт дома возлагается либо на регионального оператора, либо на самих жильцов.
Ежегодно по всей России ремонтируется более 40 тысяч многоквартирных домов. За 2014—2018 годы отремонтировано 138 тыс. многоквартирных домов на сумму 538 млрд рублей. Ежегодно по всей России на эти цели собирается более 170 млрд рублей: 2017 год — 171 млрд руб., 2018 год — 182 млрд руб.[25]
Регионы вправе не включать в программу ветхие дома: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. Также от взносов на капремонт освобождаются владельцы подлежащих сносу квартир, состояние которых муниципальными властями признано аварийными, а также лица, живущие в домах, земли под которыми решено изъять для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом.[26]
Решение же вопроса качества ремонтно-строительных работ возможно не только через надзорную функцию, но и через стандартизацию процессов и подходов по строительным материалам и технологиям, используемых при капремонте.
Накопившиеся в предыдущие десятилетия проблемы в жилищной сфере привели к созданию в 2014 году новой российской системы по организации и проведению ремонтов, которая ставит целью не только борьбу с износом жилищного фонда (предотвращение аварийности), но и формирование ответственного отношения собственников к общему жилью.
Доступность жилья
В настоящее время Россия строит больше жилья[27], чем РСФСР в самые продуктивные её годы. Квартир становится больше и больше становится общая жилая площадь — за новейшее время число квадратов на человека выросло с 19 м² до 25,75 м².
Рынок российской недвижимости — конкурентный и самодостаточный, что позволяет гражданам выбирать жильё как по цене, так и по географии.
Покупка
В рыночных условиях экономики купле-продажа является главным способом деловых, товарно-денежных отношений. Во всём мире к ним прикладываются государственные программы и регуляционные механизмы, помогающие гражданам приобретать недвижимость.
- На приобретение или строительство жилого помещения можно использовать средства семейного (материнского) капитала. В том числе, для получения компенсации затрат на уже осуществлённое строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
- Для военнослужащих также есть возможность воспользоваться жилищной субсидией, которая рассчитывается индивидуально с применением коэффициентов и поправок, установленных Постановлением Правительства
РФ от 3 февраля 2014 г. № 76. [28]
Можно утверждать, что купить жильё на первичном и вторичном рынках может позволить себе более половины российских семей.
- На начало 2020 года во многих регионах России до сих пор можно найти цены в новостройках меньше 30 тысяч рублей (менее 500 usd) за м².[29] Тем более, огромный «региональный» выбор в диапазоне от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. (Норматив средней рыночной стоимости 1 м² по России, утверждённый Минстроем [6] на I полугодие 2020 года — около 46 тысяч рублей.)[30]
- При этом очевидно, что пригородная недвижимость (в том числе за пределами крупных городов) более доступна по цене, а в сельских поселениях при наличии предложения — ещё более.
- Уровень доступности жилья в России год от года повышается — как за счёт стабильной рыночной ценовой конъюнктуры на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения. [7]
- Если в 2011 году (на условиях 2011 года) среднестатистическая семья для покупки нормального качества квартиры должна была 20 лет копить деньги[31], то в условиях 2019 года — менее 10 лет.
- До 260 тысяч рублей на покупку квартиры или строительство дома можно вернуть обратно в виде налогового вычета по НДФЛ.[32]
- Желающим работать в сельской местности врачам и фельдшерам (в том числе молодым специалистам для наработки стажа) дают один миллион рублей «подъёмных».[33] За этот миллион в сельской местности абсолютно реально обустроить себе неплохой коттедж, и, возможно, оплатить ипотеку.
Ипотека
Ипотечное кредитование [8] оказывает прямое воздействие на рынок жилой недвижимости: и на спрос граждан на жильё, и на предложение застройщиков.
В 2018 году российскими банками выдано 1,47 млн ипотечных кредитов на 3,01 трлн рублей, что на 49 % больше, чем в 2017 году.[34]
Общий объём ипотечных кредитов достиг к началу 2019 года 6,5 трлн рублей.
Средневзешенная ставка ипотечного кредита в России, по данным Центробанка, за 2018 год составила 9,35 %.[35] Причём ещё на конец 2015 года она составляла 13,44 %[36]
Благодаря снижению ставки с 12,5 % до 10 %, около 200 тысяч заёмщиков (семей) рефинансировали свою задолженность, что позволило уменьшить ежемесячные платежи на 10-15 %.
Помимо рыночных и регулятивных методов снижения ипотечной ставки, государство может применять программы поддержки для различных категорий граждан.
Существуют государственные программы, которые возмещают часть расходов и платят часть ипотечной ставки за молодые семьи, семьи с двумя и более детьми, за военнослужащих и за другие особо ценные для государства категории граждан.[37] Так при получении заёмщиком государственной субсидии у него появляется возможность снижения ставки на 1-3 %. [38]
Материнский капитал. Семейный (материнский) капитал (453 026 рублей на 2019 год) принимается в качестве первого взноса по ипотеке, также им можно погасить часть уже взятого ипотечного кредита.
Льготная ипотечная программа с государственной поддержкой для семей, в которых с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года родится второй и/или последующий ребёнок.
Право на данный ипотечный сертификат не обременяется какими-либо дискриминационными условиями, кроме условия разумности и платёжеспособности граждан, вступающих в программу (как и любую долговую услугу). Постановлением от 28.03.2019 № 339 утверждено, что период субсидирования распространяется на весь срок действия кредита в размере от 5,25 % годовых.[39]
Использовать эти кредитные средства можно: 1) на приобретение новой квартиры или дома, в том числе с земельным участком, а также строящегося жилья. Льготные условия кредитования для регионов Дальнего Востока более расширенные — предусматривается возможность субсидирования ставок по кредитам на приобретение жилых помещений, в том числе с земельным участком, расположенных в сельских поселениях Дальневосточного федерального округа, не только на первичном рынке жилья, но и на вторичном; сама ставка — 5 %. 2) на погашение ранее выданных кредитов и займов на покупку жилья.
Списание 450 тысяч рублей для семей с тремя и более детьми. Многодетные семьи могут с 25 сентября 2019 года подавать заявки на списание части кредита по ипотеке до 450 тыс. рублей. [40]
Ипотека по деревянному домостроению. С середины 2018 года и до конца 2020 года для россиян есть возможность оформить ипотечный кредит для строительства деревянного индивидуального дома под ставку по формуле «рыночная ставка минус 5 процентных пункта». Главной особенностью этой программы стало то, что сумма кредита (не более 3,5 млн рублей) должна идти только на приобретение частного дома, изготовленного из деревянных конструкций заводским способом [9] , а также установлен первоначальный взнос — 10 процентов. Для домостроительного завода (компании), указанного в договоре купли-продажи так же есть важное условие — годовая выручка не менее 200 млн рублей.[41]
Накопительно-ипотечная система для военнослужащих. Данная система начала действовать в 2005 году после принятия ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ.[42]
Налоговый вычет. Дополнительно к стоимости жилья в налоговый вычет можно включить выплаты процентов по ипотеке. Это позволит сэкономить ещё до 400 тысяч рублей. [43][44]
Ипотечные каникулы. С лета 2019 года россияне могут воспользовать «ипотечными каникулами»: право находящегося в трудной жизненной ситуации заёмщика, имеющего ипотечный кредит, сроком до шести месяцев приостановить исполнение его обязательств или уменьшить размер периодических платежей.[45]
Аренда
Каждая десятая [10] квартира (дом) в России находится в коммерческой и в некоммерческой аренде. [11] Причём в коммерческой сфере основными арендодателями являются граждане, а юридические лица незначительно представлены в аренде жилья. На сегодня форма арендных (доходных) домов — перспективная, но исключительно редкая.
Доля коммерческой аренды в России в 4 раза меньше, чем в западных странах.
На Западе значительная часть арендного жилья — это так называемые хостелы (коммерческие общежития), которые в современной России не слишком распространены. Кроме того, российские арендаторы квартир сталкиваются с тем, что ежемесячная плата за наём жилья на протяжении лет выливается в такую сумму, что разумнее на эти деньги сделать первый взнос по ипотеке и приобрести собственное жильё. Долгосрочная аренда привлекательна для россиян лишь в случае социального найма.
Предоставление жилья государством
Некоммерческая аренда муниципально-государственного характера имеет ограниченные возможности, так как площади такой недвижимости менее 3 % от всего фонда России. К такому положению привела массовая приватизация [12] граждан жилья, предоставленная им государством по договорам социального найма: если в 2000 году на долю муниципально-государственного жилья приходилось треть от всех жилых площадей, то в 2017 году — всего 8 % (снижение такой госсобственности с 900 млн м² до 300 млн м²). Фактически государство отдало сотни миллионов квадратных метров гражданам без права требования (не в социалистических, а в рыночных условиях), и вопрос об обеспечении массовым социальным (бесплатным) жильём населения выглядит неконструктивно и абсурдно, по крайне мере, до строительства нового государственного жилья. Соответственно, текущий вопрос государственной политики в области распределения жилья: будет ли она по-прежнему «приватизационной» или станет «арендной».
Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) предоставляются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания.
Предоставление жилья по договору социального найма.
Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане и признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.
Отказать в признании статуса нуждающего государственный орган может, если были предоставлены не все необходимые документы, а также недостоверные сведения. В случае преднамеренного ухудшения своих жилищных условий [13] , «принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий» (статья 53 Жилищного Кодекса РФ [46]), что подтверждалось некоторыми судебными решениями.[47]
Предоставление служебных жилых помещений.
На служебное, временное пользование жильём может расчитывать практически любой сотрудник бюджетной сферы: государственные служащие; депутаты любого уровня; учителя, врачи, пожарные, полицейские; лица, несущие службу в МВД; военнослужащие; сотрудники различных учреждений с государственным участием.
Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[48]
Не стоит забывать, что статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на жилище.[49]
Источник: ruxpert.ru