Совмином 28 июля 2021 г. принято постановление № 431, основные положения которого вступают в силу через 3 месяца после его опубликования. Постановлением № 431 определен единый порядок консервации госимущества, находящегося как в собственности Республики Беларусь, так и в собственности административно-территориальных единиц. Для проведения консервации по новым правилам будет создаваться только одна комиссия (вместо двух). Срок продления консервации увеличен до двух лет.
1. О Положении о консервации государственного имущества
Постановлением № 431 утверждено Положение о консервации государственного имущества (далее – Положение № 431).
Примечание
К госимуществу относится имущество госсобственности (недвижимое и движимое имущество), которое закреплено за госорганами и организациями, государственными юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переданное в безвозмездное пользование ссудополучателям (абз. 2 п. 3 Положения № 431).
В Положении № 431 определен порядок:
8 февраля 2023 г.
– продления срока его консервации (включая его продление более одного раза);
При этом консервацией признается осуществление мероприятий, направленных на приведение выведенного из эксплуатации имущества в состояние, обеспечивающее его сохранность и безопасность (абз. 7 п. 3 Положения № 431).
Под продлением срока консервации понимается дальнейшее нахождение имущества в состоянии консервации без проведения его расконсервации (т.е. мероприятий, позволяющих возобновить эксплуатацию имущества) (абз. 10 п. 3 Положения № 431).
Повторной консервацией считается консервация имущества, осуществляемая не позднее 2 лет после проведения его расконсервации (абз. 9 п. 3 Положения № 431).
Затраты на консервацию госимущества определяются на основании сметы, составляемой уполномоченными организациями, ссудополучателями (п. 4 Положения № 431).
Справочно
Уполномоченные организации – государственные органы и организации, государственные юридические лица (абз. 15 п. 3 Положения № 431).
Ссудополучатели – хозяйственные общества, созданные в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемники), республиканские государственно-общественные объединения, которым госимущество передано в безвозмездное пользование (абз. 13 п. 3 Положения № 431).
Действие Положения № 431 не распространяется (п. 2 Положения № 431):
1) на госимущество, расположенное за пределами Республики Беларусь;
2) госимущество, находящееся в оперативном управлении Министерства обороны, подчиненных ему воинских частей, организаций и органов военного управления;
3) не завершенные строительством объекты.
Примечание
Завершение выполнения решений о консервации и расконсервации имущества, принятых до вступления в силу постановления № 431, осуществляется в соответствии с ранее действовавшим законодательством (п. 3 постановления № 431).
1.1. Консервация
Основания проведения консервации
ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ! Разборка старого дома.
Основаниями для консервации госимущества являются (п. 5 Положения № 431):
– стихийные бедствия, технологические аварии или другие обстоятельства непреодолимой силы, приведшие к приостановлению использования госимущества;
– неиспользование госимущества в хозяйственной деятельности свыше 3 месяцев подряд, в том числе по причине отсутствия возможности его перепрофилирования, отчуждения, сдачи в аренду, проведения других мероприятий;
– отнесение госимущества к резервным объектам энергетики;
– отнесение госимущества к используемому сезонно;
– иные основания, установленные по решению Совмина и местных Советов депутатов.
Совмин принимает решение о необходимости консервации по имуществу, находящемуся в собственности Республики Беларусь и закрепленному за госорганами и госорганизациями либо подчиненными им (входящими в их состав, систему) государственными юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование ссудополучателям.
Местные Советы депутатов принимают решения относительно имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц и закрепленного за местными исполнительными и распорядительными органами (их структурными подразделениями) либо подчиненными им (входящими в их состав, систему) государственными юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование ссудополучателям.
Справочно
Резервные объекты энергетики – объекты, предназначенные для бесперебойного резервного производства, преобразования, распределения, передачи, потребления электрической и тепловой энергии (абз. 12 п. 3 Положения № 431).
Сроки консервации
Срок консервации устанавливается до 1 года включительно и исчисляется со дня утверждения акта о консервации, за исключением консервации по резервным объектам энергетики.
Срок консервации по резервным объектам энергетики не ограничивается (п. 6 Положения № 431).
Принятие решения о консервации
Органы, принимающие решение | Вид имущества, в отношении которого принимается решение |
Уполномоченные организации | Госимущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 2 п. 7 Положения № 431) |
Ссудополучатели по согласованию с ссудодателями | Госимущество, переданное им в безвозмездное пользование (абз. 3 п. 7 Положения № 431) |
Справочно
Ссудодатели – государственные органы и организации, государственные юридические лица, передавшие госимущество ссудополучателям в безвозмездное пользование (абз. 14 п. 3 Положения № 431).
Для подготовки решений о консервации уполномоченными организациями, ссудополучателями создаются комиссии по консервации госимущества.
В состав комиссии по консервации ссудополучателя включаются представители ссудодателя.
Основными функциями комиссии по консервации являются определение целесообразности консервации, срока консервации, продление срока консервации (включая его продление более одного раза), повторной консервации, расконсервации госимущества, подготовка предложений для принятия соответствующих решений (ч. 1 – 3 п. 8 Положения № 431).
Далее по предложению комиссии готовится проект решения о консервации, в котором определяются (п. 9 Положения № 431):
– перечень госимущества, подлежащего консервации;
– мероприятия по консервации, сроки их осуществления и порядок финансирования;
– лица, ответственные за проведение мероприятий по консервации (прекращение использования, приведение в безопасное состояние), а также работ в период консервации.
По итогам проведенных мероприятий лицами, ответственными за их проведение, составляется и подписывается акт о консервации, в котором указываются:
– какие мероприятия по консервации проведены;
– перечень законсервированного госимущества с указанием инвентарных номеров (по бухгалтерскому учету и (или) по регистру) и его остаточная стоимость на первое число месяца, в котором начаты мероприятия по консервации;
– срок консервации, определенный в решении о консервации;
– работы, которые необходимо осуществлять в период консервации, и лица, ответственные за их проведение (ч. 1 п. 11 Положения № 431).
Акт о консервации утверждается руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) уполномоченной организации, ссудополучателя (ч. 3 п. 11 Положения № 431).
Госимущество считается законсервированным со дня утверждения акта о консервации (ч. 4 п. 11 Положения № 431).
Обратите внимание!
В течение 10 календарных дней со дня утверждения акта о консервации государственного недвижимого имущества уполномоченные лица, ссудополучатели представляют копию акта:
– в местные исполкомы по месту нахождения недвижимого имущества;
– налоговые органы по месту их постановки на учет и месту нахождения государственного недвижимого имущества (ч. 5 п. 11 Положения № 431).
Справочно
Недвижимое имущество – капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, иное недвижимое имущество (за исключением земельных участков), подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река – море», космические объекты, доли в праве собственности на них, их части (абз. 8 п. 3 Положения № 431).
1.2. Продление срока консервации
Продление срока консервации допускается на срок до 2 лет включительно без учета срока консервации (п. 12 Положения № 431).
Для этого комиссией по консервации не позднее чем за один месяц до истечения срока консервации рассматриваются и анализируются следующие документы (п. 13 Положения № 431):
акты технического осмотра;
документы, характеризующие финансово-экономическое состояние юридического лица;
документы, подтверждающие выполнение мероприятий по консервации, а также работ, осуществляемых в период консервации;
копии решений о консервации госимущества в предшествующие периоды.
На основании указанных документов готовится проект решения о продлении срока консервации.
Принятие решения о продлении срока консервации
Органы, принимающие решение | Вид имущества, в отношении которого принимается решение |
Госорганы и госорганизации | Госимущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 2 ч. 1 п. 14 Положения № 431) |
Государственные юрлица по согласованию с госорганами и госорганизациями, в подчинении которых они находятся (в состав, систему которых входят) | Госимущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 3 ч. 1 п. 14 Положения № 431) |
Ссудополучатели по согласованию с ссудодателями | Госимущество, переданное им в безвозмездное пользование (абз. 4 ч. 1 п. 14 Положения № 431) |
После принятия решения оформляется акт о продлении срока консервации в том же порядке, что и при проведении консервации имущества согласно ч. 1 и 3 п. 11 Положения № 431 (ч. 2 п. 14 Положения № 431).
Обратите внимание!
В течение 10 календарных дней со дня утверждения акта о продлении консервации государственного недвижимого имущества уполномоченные лица, ссудополучатели представляют копию акта:
– в местные исполкомы по месту нахождения имущества;
– налоговые органы по месту их постановки на учет и месту нахождения недвижимого имущества (ч. 3 п. 14 Положения № 431).
1.3. Продление срока консервации более одного раза либо проведение повторной консервации
Продление срока консервации более одного раза либо проведение повторной консервации допускается при наличии тех же оснований, что и для проведения консервации, предусмотренных в п. 5 Положения № 431 (ч. 1 п. 15 Положения № 431).
Срок, на который осуществляется продление срока консервации (повторная консервация), определяется в решении о продлении срока консервации более одного раза либо проведении повторной консервации (ч. 2 п. 15 Положения № 431).
Принятие решения о продлении срока консервации более одного раза (повторной консервации)
Органы, принимающие решение | Вид имущества, в отношении которого принимается решение |
Совмин | В отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и закрепленного за государственными органами и организациями либо подчиненными им (входящими в их состав, систему) государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование ссудополучателям (абз. 2 ч. 1 п. 16 Положения № 431) |
Местные Советы депутатов | В отношении имущества, находящегося в собственности административно-территориальных единиц и закрепленного за местными исполнительными и распорядительными органами (их структурными подразделениями) либо подчиненными им (входящими в их состав, систему) государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо переданного в безвозмездное пользование ссудополучателям (абз. 3 ч. 1 п. 16 Положения № 431) |
Принятие решения о повторной консервации при отнесении госимущества к резервным объектам энергетики или к используемому сезонно
Органы, принимающие решение | Вид имущества, в отношении которого принимается решение |
Госорганы и госорганизации | Госимущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления |
Государственные юрлица по согласованию с госорганами и госорганизациями, в подчинении которых они находятся (в состав, систему которых входят) | Госимущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления |
Ссудополучатели по согласованию с ссудодателями | Госимущество, переданное им в безвозмездное пользование |
Для принятия решения о продлении срока консервации более одного раза, повторной консервации в Совмин, местные Советы депутатов, местные исполкомы представляются (п. 17 Положения № 431):
– проект решения о продлении срока консервации;
– справка-описание, содержащая сведения о наименовании, месте нахождения, дате ввода в эксплуатацию, об основных технических и эксплуатационных характеристиках, остаточной стоимости госимущества;
– экономическое обоснование продления срока консервации;
– копии решений о консервации, продлении срока консервации госимущества в предшествующие периоды, а также информация об их выполнении.
В решении о продлении срока, повторной консервации указываются сведения, определяемые в соответствии с п. 9 Положения № 431.
После принятия решения составляется акт в порядке, установленном в ч. 1 и 3 п. 11 Положения № 431.
Обратите внимание!
В течение 10 календарных дней со дня утверждения акта о продлении консервации более 1 раза (повторной консервации) государственного недвижимого имущества копию акта необходимо уполномоченным лицам, ссудополучателям представить:
– в местные исполкомы по месту нахождения имущества;
– налоговые органы по месту их постановки на учет и месту нахождения недвижимого имущества.
1.4. Расконсервация
Расконсервация проводится по предложению комиссии по консервации на основании решений:
– местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, их структурных подразделений с правами юрлица;
– ссудополучателей по согласованию с ссудодателями, принявших решения о консервации, продлении срока консервации (п. 18 Положения № 431).
В решении о расконсервации определяются (п. 19 Положения № 431):
1) перечень подлежащего расконсервации имущества;
2) мероприятия по возобновлению его эксплуатации;
3) порядок финансирования мероприятий;
4) мероприятия по дальнейшему использованию расконсервированного имущества;
5) лица, ответственные за проведение работ по расконсервации.
Ответственными за проведение работ по расконсервации по итогам работ составляется и подписывается акт о расконсервации с указанием в нем (п. 20 Положения № 431):
– перечня расконсервированного госимущества, его инвентарных номеров (по бухгалтерскому учету и (или) регистру), остаточной стоимости на первое число месяца, в котором начаты мероприятия по возобновлению эксплуатации имущества, а также перечень этих мероприятий и порядок их финансирования;
– лиц, ответственных за проведение работ по расконсервации.
Акт о расконсервации утверждается руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) уполномоченной организации, ссудополучателя.
Госимущество считается расконсервированным со дня утверждения акта о расконсервации.
Обратите внимание!
В течение 10 календарных дней со дня утверждения акта о расконсервации государственного недвижимого имущества копию акта необходимо уполномоченным лицам, ссудополучателям представить:
– в местные исполкомы по месту нахождения имущества;
– налоговые органы по месту их постановки на учет и месту нахождения недвижимого имущества.
Если в установленном Положением № 431 порядке решение о расконсервации не принято, имущество считается расконсервированным со дня, следующего за днем окончания срока консервации, продления срока консервации (включая его продление более одного раза), повторной консервации.
Исключение: случай, когда до истечения срока консервации принято решение о его продлении (включая его продление более одного раза).
2. О консервации имущества негосударственных юрлиц
В отношении имущества негосударственных юрлиц решения о консервации, продлении ее срока, повторной консервации, расконсервации могут приниматься в порядке, установленном этими юрлицами при наличии оснований с учетом норм Положения № 431.
Негосударственные юрлица в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения о консервации, продлении срока консервации, повторной консервации недвижимого имущества уведомляют:
– местные исполкомы по месту нахождения такого имущества;
– налоговые органы по месту их постановки на учет и по месту нахождения такого имущества о принятии соответствующего решения.
К решению прилагается перечень законсервированного недвижимого имущества с указанием:
– инвентарных номеров (по бухучету и (или) по единому госрегистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним);
– срока консервации, продления срока консервации (продление более одного раза), повторной консервации.
Имущество считается расконсервированным со дня, следующего за днем окончания срока консервации, продления срока консервации (включая его продление более одного раза), повторной консервации (п. 2 постановления № 431).
3. О налогообложении законсервированных объектов
Капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Совмином, освобождаются от налога на недвижимость у плательщиков-организаций (подп. 1.7 ст. 228 НК).
Источник: ilex.by
Расконсервация строительства частного дома
Аннотация: в статье изложен порядок проведения, документальное оформление и учет консервации отдельных объектов основных средств, технологических комплексов и объектов незавершенного строительства компаний с учетом изменений в законодательстве РФ в 2020 году.
Скачать: PDF (статья), PDF (выпуск №11).
Ключевые слова: консервация основных средств предприятия, консервации объектов незавершенного строительства, консервация незавершенного строительства, консервация незавершенного строительством объекта, консервация незавершенки, консервация недостроенного объекта, консервация объекта строительства, амортизация законсервированных объектов, учет консервации основных средств, основные средства и амортизация, способы начисления амортизации основных средств, консервация объектов ОС в бухгалтерском учете, консервация и расконсервация основных средств, расконсервация объекта незавершенного строительства, расконсервация объекта капитального строительства, расконсервация основных средств.
Введение
Российские компании начинают приспосабливаться к работе в новых условиях, в том числе проводить работу по оптимизации бизнеса. Как один из вариантов оптимизации — консервация на определенный срок отдельных объектов недвижимости, незавершенного строительства, консервация технологических комплексов и других объектов готовых основных средств.
В данной статье изложен порядок проведения, документальное оформление и учет консервации отдельных объектов основных средств, технологических комплексов и объектов незавершенного строительства компаний с учетом изменений в налоговом законодательстве РФ в 2020 году.
1. Документальное оформление и учет консервации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства. Учет затрат, связанных с консервацией объектов
Консервация основных средств – это прекращение эксплуатации объекта на какой-либо срок с возможностью ее возобновления. Консервация представляет собой комплекс мероприятий, призванный обеспечить сохранность и исправность объекта в период его простоя [4].
Необходимо заметить, что переводить простаивающие объекты основных средств на консервацию организация может, но не обязана. Консервации могут быть подвергнуты (п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ) следующие объекты:
- объекты незавершенного строительства, если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
- как технологические комплексы, так и части целого;
- готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3-х месяцев.
1.1. Технологические комплексы, готовые основные средства
Надлежащее документальное оформление консервации объектов основных средств – обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль организаций [2]. Решение о консервации оформляется приказом руководителя организации. В приказе необходимо указать срок консервации и перечислить мероприятия, которые требуется провести для перевода основных средств на консервацию (п. 63 Методических указаний по учету основных средств). Кроме того, приказ должен содержать [6]:
- причину консервации объекта основных средств;
- дату перевода на консервацию;
- остаточную стоимость объекта.
После проведения мероприятий по консервации составляется акт о переводе объектов основных средств на консервацию. Унифицированной формы акта о переводе основных средств на консервацию не существует, поэтому он оформляется в произвольной форме. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. В акте о переводе объектов основных средств на консервацию отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств. В акте должны быть указаны:
- перечень объектов основных средств, переведенных на консервацию;
- дата перевода основных средств на консервацию;
- мероприятия, которые были проведены по консервации;
- затраты на проведение мероприятий по консервации.
Акт, утвержденный руководителем организации, служит первичным документом для того, чтобы учесть затраты на консервацию в расходах организации и приостановить начисление амортизации по объектам основных средств, переведенным на консервацию более чем на три месяца. Данные о консервации рекомендуется отражать в инвентарной карточке объекта основных средств по форме N ОС-6, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 [8]. Для чего потребуется ввести дополнительную графу в раздел 4 карточки. При этом, применяемые формы первичных документов, не предусмотренные законодательством, и изменения существующих форм должны быть утверждены приказом организации по учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98).
В бухгалтерском учете переведенный на консервацию объект продолжает числиться в составе основных средств, но учитывать их следует обособленно на счете №01 «Основные средства». Для чего, в рабочем плане счетов организации необходимо предусмотреть к счету №01 «Основные средства» субсчет «Основные средства на консервации». Учет затрат, понесенных на консервацию ведется на счете 91 «Учет прочих доходов и расходов» субсчет 2 «Прочие расходы» и их сумма включается в состав внереализационных расходов организации [5].
Табл. 1. Бухгалтерские проводки для консервации объектов
- Дт. 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства на консервации»
- Кт. 01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в эксплуатации»
- Дт. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
- Кт. 10, 60, 70, 69 и др.
1.2. Объекты незавершенного строительства
Согласно п. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства [1].Порядок консервации объектов капитального строительства регламентирован Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства». В соответствии с Правилами:
- решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства или в случае необходимости приостановления строительства объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем;
- консервацией объекта капитального строительства понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды;
- в случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией;
- в решении о консервации объекта должны быть определены:
- перечень работ по консервации объекта;
- лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
- сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации;
- сроки проведения самих работ;
- размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком) [4].
На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:
- выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;
- составляются ведомости, в которых указываются сведения:
- о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;
- о наличии сметной документации;
- о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов;
- o выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);
- o монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;
- oб освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;
- o приведение технологического оборудования в безопасное состояние;
- oб отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);
- o принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки;
Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика) в приказе «О переводе на консервацию объектов капитального строительства». Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства (табл.2).
Табл. 2. Стадии строительства и виды выполненных работ
Вид выполненных работ
- Завершены изыскательные и проектные работы;
- Определены поставщики оборудования и материалов;
- Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта
- Завершены изыскательные и проектные работы;
- Начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
- Начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
- Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
- Начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем
- Завершены изыскательные работы;
- Начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;
- Закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
- Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
- Работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75)%;
- Начаты отделочные работы
- Завершены изыскательные и проектные работы;
- Закончены поставки оборудования и материалов;
- Закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;
- Выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;
- Завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;
- Отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99)%;
- Начаты пусконаладочные работы на объекте
Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее, чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства, составляют и представляют документы (табл.3) [8].
Табл. 3. Типовые формы документов строительства
Типовая форма документа
В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):
- сметная стоимость – полная стоимость по договору и стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ;
- фактические затраты на дату консервации; средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;
- стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам)
Заказчик обязан в 2-х месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций. Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, включаются в объем строительно-монтажных работ по данному объекту.
Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются: исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов [4].
Строительство объектов основных средств является объектом долгосрочных инвестиций организации и учитывается в бухгалтерии заказчика на счете №08 «Вложения во внеоборотные активы» в разрезе строящихся объектов. При приостановке строительства и консервации незавершенного строительством объекта он продолжает числиться в бухгалтерии заказчика на данном же счете № 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» [5].
Затраты на консервацию в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденном Письмом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №160, не включаются в стоимость строящегося объекта. Этим документом рекомендуется заказчику учет затрат на консервацию объектов долгосрочных инвестиций вести на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств» к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы». Однако, для целей бухгалтерского и налогового учета затраты на консервацию являются внереализационными расходами, для учета которых Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н) предусмотрен счет № 91 «Прочие доходы и расходы». Исходя из чего, эти затраты целесообразнее учитывать у заказчика на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» и на основании пункта 9 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации включать их в состав внереализационных расходов и уменьшать налогооблагаемую базу организации по налогу прибыль [7].
2. Порядок начисления амортизации и учет затрат по содержанию законсервированных объектов
Порядок начисления амортизации по законсервированным объектам основных средств с 1 января 2020 года включает следующее [3]. Амортизация основных средств относится к расходам по обычным видам деятельности вне зависимости от результатов работы организации и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, в котором она начислена (п. 5, абз. 5 п. 8, п. 16 ПБУ 10/99).
По объекту основных средств, законсервированному на три месяца или меньше, амортизация в период консервации начисляется в обычном порядке. По основным средствам, законсервированным на срок более трех месяцев, (п. 23 ПБУ 6/01, п. 63 Методических указаний от 13.10.2003 N 91н) с первого числа месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию, начисление амортизации прекращается [2].
Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, в частности, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев (пункт 3 статьи 256 НК РФ). По таким объектам основных средств начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества (пункт 2 статьи 322 НК РФ). При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация (Письмо Минфина РФ от 25.12.2019 № 03-03-06/1/101485) по месяц полного списания его остаточной стоимости. При этом истечение срока полезного использования объекта основных средств в период его консервации не влияет на указанный порядок начисления амортизации.
Период нахождения объекта основных средств на консервации не имеет значения для срока его полезного использования (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ) [3]. После расконсервации сроки полезного использования таких объектов основных средств не продлевают. Стоимость имущества списывают по прежним нормам амортизации в течение оставшегося срока использования.
Таким образом, часть стоимости основных средств, которые были ранее законсервированы, не учитывается в налоговом учете в расходах организации в виде амортизации [3]. По законсервированным недостроенным объектам капитального строительства, числящимся на счете №08 «Вложения во внеоборотные активы» начисление амортизации не производится. Основные опорные моменты в учете законсервированных объектов на срок более 3-х месяцев даны в табл.4 [9].
Табл. 4. Учет законсервированных объектов
Бухгалтерский учет законсервированных объектов
Срок полезного использования и амортизация
Технологические комплексы, готовые основные средства
3. Последующие направления работы с законсервированными объектами, их документальное оформление и учет
По окончании срока консервации объекта (табл.5):
- объект может быть расконсервирован и возобновлена его эксплуатация;
- продлен срок консервации объекта;
- объект может быть подготовлен к продаже и реализован в связи с отсутствием производственной необходимости его дальнейшей эксплуатации [9].
Табл. 5. Направления использования законсервированных объектов
Продление срока консервации
- Приказ на расконсервацию с указанием мероприятий по расконсервации объекта;
- Акт на перевод объекта с консервации в эксплуатацию
- Приказ о продлении срока консервации объекта;
- Акт-обоснование экономической целесообразности продления срока консервации
- Приказ на расконсервацию объекта в связи с его продажей;
- Пакет документов по реализации объекта (договор купли-продажи, счет-фактура, ТТН и другие документы)
3.1. Расконсервация
Расконсервация – совокупность технических и организационных мер по возобновлению эксплуатации объекта основных средств[1]. В бухгалтерском учете подлежит отражению на счетах: Дт. счета №01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» и Кт. счета №01 субсчет «Основные средства на консервации» [5].
Решение о возобновлении строительства законсервированного объекта, а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства, принимает застройщик (заказчик). Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах [4].
В случае возобновления строительства на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:
- техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;
- внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.
Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства объекта [1].
При расконсервации объекта незавершенного строительства, числящегося в бухгалтерском учете на счете №08 «Вложения во внеоборотные активы», никаких бухгалтерских проводок не делается. Расходы, связанные с расконсервацией основных средств и объектов незавершенного строительства, учитываются для целей налогообложения прибыли и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). (Письмо Минфина России от 11 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/805, от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164). В бухгалтерском учете подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» [7].
3.2. Продление срока консервации
Организация может продлить срок консервации объектов основных средств. Действующее законодательство РФ не содержит на этот счет ограничений. Для продления срока консервации необходимо составить дополнительный акт о переводе объекта основных средств на консервацию. Он подтверждает дальнейший перевод объекта на консервацию и должен содержать:
- наименование основного средства;
- инвентарный номер объекта;
- его первоначальную стоимость;
- сумму начисленной амортизации;
- остаточную стоимость имущества;
- причины и сроки консервации.
Акт подписывается комиссией по переводу объекта основных средств на консервацию. Решение о продолжении срока консервации основного средства должно быть оформлено приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:
- причины консервации;
- срок нахождения основного средства на консервации;
- сотрудников, ответственных за консервацию основного средства и последующую его расконсервацию;
- сотрудников, ответственных за сохранность законсервированного основного средства и др.
3.3. Реализация законсервированного объекта
При реализации законсервированного объекта основных средств должен быть соблюден следующий алгоритм управленческий действий:
- 1 этап – законсервированный объект должен быть расконсервирован с оформлением всех необходимых документов (приказ, акт и др.). Эта операция должна быть отражена в бухгалтерском учете проводкой: Дт. счета №01 субсчет «Основные средства в эксплуатации», Кт. счета №01 субсчет «Основные средства на консервации»[5];
- 2 этап – реализация объекта должна быть проведена при оформлении полного пакета юридических и товарно-транспортных документов, при необходимости с осуществлением регистрации сделки в органах Росреестра или других органах госрегистрации. В бухгалтерском учете реализация объекта отражается по счету №01 «Основные средства» субсчет «Основные средства в эксплуатации» [6].
4. Основные электронные формы по учету законсервированных объектов
Основные электронные формы по учету и движению законсервированных объектов в бухгалтерском программном комплексе в системе КИС должны формироваться лишь по учету законсервированных объектов основных средств так как:
- для учета законсервированных основных средств открывается и ведется к счету 01 «Основные средства» субсчет «Основные средства на консервации»;
- законсервированные же объекты незавершенного строительства продолжают учитываться на том же балансовом счете, на котором учитывались затраты на строительство, т.е. счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 3 «Строительство объектов основных средств». В этом случае в бухгалтерии лишь останавливается на данном счете отражение затрат на период консервации объекта строительства. Вопрос изменения статуса таких объекта, т.е. их перевод в статус «Законсервированный» в КИС может быть решен в подсистеме «Управленческий учет» с хранением всех первичных, распорядительных, технических и иных документов по законсервированным объектам незавершенного строительства в ОКСе организации.
При ведении в бухгалтерии субсчета «Основные средства на консервации» в программном комплексе должен быть заложен весь алгоритм выходных электронных отчетов по нему, как и по счету 01 «Основные средства» в разрезе всех законсервированных объектов основных средств [9]. Пример из системы 1С приведен на рисунке ниже.
Источник: corpinfosys.ru