Разбивочные работы при строительстве дорог это

Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными.

Технология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность, надежность, простоту исполнения и максимальную производитель

Разбивочные работы при строительстве и реконструкции дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; создание опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей запроектированных инженерных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка инженерных сооружений в эксплуатации.

Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений (мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей) и их подмостей, временных эстакад и аванбеков, регуляционных и берегоукрепительных сооружений, водоотводных сооружений (нагорных канав, перепадов быстротоков, водобойных колодцев, спрямляемых русел и пр.); оснований и покрытий, дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений, автобусных остановок, площадок под автопавильоны, здания эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ и ЦБЗ (вынос на местность их проектов вертикальной планировки и проектов зданий, сооружений и служб), специальных инженерных сооружений (подпорных стен, банкетов, барражей, сооружений противоселевой и противолавинной защиты, балконов, галерей и полутоннелей), трасс подключаемых линий электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, газификации, телефона, водосточной сети.

Дорожное строительство. Создание трассы из полилинии в Civil 3D. Как быстро сделать разбивочник.

Источник: libr.link

Разбивочные работы при строительстве дорог

Геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог | Московская Геодезия

Строительство автодорог обязательно сопровождается рядом геодезических работ. Их грамотное выполнение позволяет гарантировать безопасность эксплуатации любого объекта, в том числе и линейного. Перенос проекта в натуру – процесс непростой, но важный. Обеспечить должную точность призваны разбивочные работы при строительстве дорог, выполненные согласно всем нормам опытными инженерами-геодезистами.

В чем отличие разбивки от прочих геодезических работ?

Как правило, геодезическая съемка на участке заключается в измерении углов и направлений к различным объектам. Разбивка же представляет собой противоположный съемке процесс — эти данные уже известны, и выносятся из проекта в натуру.

Важно! От точности выполнения геодезической разбивки зависит надежность и безопасность всех последующих работ и самого объекта после завершения строительства. Доверять их исполнение стоит исключительно профессиональным геодезистам – произвести точную и отвечающую всем нормам разбивку самостоятельно невозможно.

Геодезия Разбивка основания

Руководствуясь принципом «от общего к частному», наши инженеры производят разбивку последовательно. Это обязательное правило, которому следуют наши сотрудники, выполняя, в том числе, и геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог или других линейных объектов.

геодезические разбивочные работы для строительства дорог

Разбивочные работы при строительстве дорог: особенности и этапы проведения

Особенности возведения линейных объектов — автомобильных дорог, железнодорожного полотна, газопроводов — влекут за собой изменения состава разбивочных работ для зданий и сооружений. Прежде всего, это обусловлено значительной протяженностью объектов и наличием мостов, тоннелей и других сооружений. Последовательность этапов при этом строго соответствует принципу геодезии «от общего к частному», изменяется лишь их наполненность.

Таким образом, специалисты нашей компании производят геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог согласно такому порядку:

  1. Вначале изучаются материалы проекта и другие документы, которые могут содержать необходимую информацию об объекте. В процессе создаются разбивочные чертежи, а также календарный план всех последующих работ.
  2. При перенесении автомобильной дороги в натуру первым делом для упрощения работы на местности закрепляются временные реперы, обозначающие положение трассы, поворотные точки. При выполнении разбивки происходит восстановление этих реперов с помощью привязок. Также разбивочные работы при строительстве дорог не обходятся без создания геодезического обоснования – сети, развитой от пунктов ГГС. Обоснование необходимо для проведения разбивки с заданной техническим заданием точностью.
  3. После восстановления положения трассы на местности производится детальная разбивка. Она включает в себя разбивку земляного полотна, тоннелей, мостов и прочих сооружений, линий коммуникаций, покрытия дороги и прочего. Производится вынос всех характерных точек автодороги, а также помечаются кривые поворотов.
  4. Исполнительная съемка и геодезический контроль обязательно проводится после всех этапов. С их помощью наши специалисты проверяют точность выноса осей дороги и отдельных ее элементов.

Внимание! Точность разбивочных работ всегда должна быть выше проектной в несколько раз. Это позволит обеспечить максимально правильный вынос всех элементов из проекта на местность.

разбивочные работы для автомобильных дорог москва

На выбор способа выполнения разбивочных работы влияет множество факторов, например, характер рельефа местности, особенности проекта дороги, удаленность государственных сетей, наличие дополнительных сооружений и многое другое. Наиболее распространенные способы разбивки, которыми пользуются инженеры нашей компании, это:

  • метод координат;
  • метод засечек;
  • метод створов, и прочие.

Кто производит геодезические разбивочные работы при строительстве автомобильных дорог в Москве?

Заказать разбивку для Вашего проекта Вы можете в нашей компании «Московская геодезия». Наши сотрудники – геодезисты с многолетним опытом работы, в том числе, и в области разбивки различных зданий и сооружений. На нашем оснащении только самые современные геодезические инструменты (электронные тахеометры, нивелиры, GPS-приемники).

Это позволяет нам с уверенностью гарантировать своим заказчикам высочайшее качество разбивочных работ. Соотношение цены и качества оказанных нами услуг Вас приятно порадует. Наша компания работает по Москве и области.

Источник: mos-geodez.ru

РАЗБИВКА МАЯКОВ ПРИ УКЛАДКЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Геодезические разбивочные работы должны обеспечивать высокое качество, повышать производительность труда, способствовать снижению сроков и стоимости механизированных работ, повышению эффективности всего строительного производства.

Производители работ и мастера не должны приступать к строительно-монтажным работам до окончания основных разбивочных работ и оформления их актом. Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утвержденный главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ05

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными.

Технология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность, надежность, простоту исполнения и максимальную производительность труда.

В процессе подготовки проекта разбивочных работ устанавливают: расположение точек опорной сети, методы ее развития и точность геодезических работ; типы центров и знаков, способы контроля за устойчивостью точек опорной сети; методы перенесения на местность осей сооружения и его элементов; точность и контроль измерительных работ; технологию установки геодезических знаков; способы детальной разбивки сооружений и геодезическою управления работой механизмами, геодезического обслуживания монтажно-строительных работ, их точность и

методы контроля; способы наблюдения за деформацией отдельных элементов в процессе строительства и их точность; методику организации контроля и исполнительных съемок при строительстве и монтаже сооружения.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ05

РАЗБИВОЧНЫЕ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Основными элементами разбивочных работ являются вынесение на местность: проектного направления линии или проектного угла, проектной линии заданной длины, планово-высотного положения проектной точки, линии заданного уклона и проектной плоскости. Работы выполняются с контролем.

Разбивочные работы выполняются тщательно проверенными и отъюстированными приборами и специальными устройствами. Проектные углы выносятся на местность теодолитом одним полным приемом (двумя полуприемами) (рис. 1).

Рис. 1 Закрепление точек на трассе:

а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;

б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок

Рис. 2 Углы поворота трассы

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практикеПМ05

Перенесение на местность длины проектной линии производят в зависимости от требуемой точности светодальномером, оптическим дальномером, нитяным дальномером, стальной лентой или рулеткой. Определение на местности планового положения точки производится способами прямоугольных, полярных, биполярных координат и створов.

Способ прямоугольных координат (перпендикуляров) применяется для определения планового положения проектной точки, расположенной вблизи опорной линии.

Рис. 3. Схема для определения высотного положения точки М

Определение на местности высотного положения проектной точки производится методом нивелирования из середины (рис. 3). Для этого устанавливают нивелир в рабочее положение между репером (связующей точкой) и проектной точкой М, плановое положение которой известно.

Производят отсчет а по рейке, установленной на репере, и вычисляют горизонт прибора Нi= Hреп + а. Определяют отсчет на проектную точку (разность между горизонтом прибора Нi и высотой проектной точки) bпр=Нi — Нпр.

В проектной точке М забивают кол так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному отсчету bпр. Перенесение на местность линии заданного уклона производится наклонным лучом геодезического прибора (нивелира, теодолита и т.п.). При работе нивелиром (рис. 4) ею устанавливают примерно в середине переносимой линии. По высоте НА исходной точки А, расстоянию d и заданному уклону

iпр, вычисляют высоту точки В (НВ=НА+diпр) и переносят ее на местность. Наклоняют визирную ось зрительной трубы нивелира подъемными винтами а и в так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В, были одинаковы (u). В точках 1, 2, 3 забивают колья так, чтобы отсчеты по установленным на них рейкам получились равными u.

Рис.4. Перенесение на местность линии заданного уклона нивелиром:

I – расположение подъемных винтов на подставке нивелира

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ05

Для сгущения точек линии заданного уклона допускается использование визирок. В этом случае для разбивки положения этой линии по высоте между ее конечными точками А и В (рис.5) ставят ряд промежуточных 1, 2 и т.д. В соответствии с этим в точках А и В устанавливают визирки, а в точках 1, 2 забивают колы так, чтобы визирка, поставленные на них, оказались на уровне взгляда между визирками в точках А и В.

РАЗБИВКА МАЯКОВ ПРИ УКЛАДКЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Перед устройством дорожной одежды производится контроль правильности фактического размещения корыта на каждом проектом участке в плане и профиле. Контроль ведут вешением створов вдоль проектных бровок и кромок земляного полотна и нивелированием поверхности корыта. В результате контроля устанавливают соответствие на местности проектного

Поперечного профиля и фактической поверхности основания корыта. Об этом свидетельствует акт приемки скрытых работ. Разбивка основания и покрытия проезжей части дороги начинается с расстановки маяков (колышков), являющихся ориентирами. На них указывается толщина каждого конструктивного слоя основания и покрытия. Разбивка маяков производится в пределах однородного участка на каждом поперечном профиле. Эти участки отстоят друг от друга не более чем на 60-70 м.

По обе стороны от оси дороги откладывают половину ширины проезжей части и за кромкой корыта по нивелиру забивают маяки (колышки) на уровне дна корыта, отдельных слоев основания и верха дорожной одежды. Промежуточные точки для геодезического управления работой машин устанавливаются с помощью визирного луча геодезического прибора или визирок. Колышки-маяки устанавливают на обочинах на расстоянии, обеспечивающем сохранность их до окончания работ по устройству дорожной одежды.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РОССЫПИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ

Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП. Гравийные основания (покрытия) следует устраивать в любое время года при

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

полной готовности земляного полотна. Не допускается россыпь материалов и уплотнение их без создания надежного бокового упора. Для улучшения укатки и повышения прочности основания (покрытия) в гравийную смесь, содержащую окатанные зерна, рекомендуется добавлять 20 — 30 % (по массе) щебня или дробленого гравия.

Необходимо убедиться в отсутствии на участке работ наземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.

С целью создания прочной и плотной поверхности верхний слой при уплотнении рекомендуется поливать раствором гигроскопических солей (30 %-ным раствором хлористого кальция с нормой расхода 2 — 3 л/м 2 ).

Технология процесса и организация труда:

При устройстве однослойного гравийного основания (покрытия) толщиной до 15 см рекомендуется выполнять следующие операции:

1. Гравийную оптимальную смесь завозят автомобилями-самосвалами и разгружают в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части;

2. Разравнивают и планируют гравий автогрейдером за 9 — 11 проходов;

3. Подкатывают гравийную смесь за 3 — 6 проходов легким катком и поливают водой;

4. Укатывают гравийную смесь тяжелыми катками за 10 — 25 проходов;

5. Исправляют неровности вручную.

6. Распределяют гравийную мелочь навесными распределителями и поливают водой;

7. Укатывают гравийную мелочь за 3 — 4 прохода по одному следу.

ПРОФИЛИРОВАНИЕ ПОД УКАТКУ С ПОМОЩЬЮ МАЯКОВ И ВЫСОТНЫХ КОЛЬЕВ

Прием гравийной смеси и ее распределение. Дорожный рабочий 2 разряда дает сигнал на подход самосвала, водитель сгружает гравийную смесь в валик по оси земляного полотна или по краям проезжей части. Машинист автогрейдера разравнивает гравийную смесь за 9 — 11 круговых проходов.

Подготовка основания к укатке. Дорожные рабочие 2-го и 3-го разряда выравнивают края основания и заполняют образовавшиеся пустоты на стыках полос гравием.

Подкатка и выявление дефектных мест с их исправлением. Машинист автогрейдера за 2 — 3 прохода по одному следу подкатывает гравий легким катком. Дорожный рабочий 3-го разряда проверяет шаблоном поперечные уклоны, ровность покрытия и толщину уплотненного слоя. Дорожный рабочий 2-го разряда исправляет дефектные места.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

Укатка гравийной смеси. После исправления дефектных мест Машинист автогрейдера производит подкатку (3 — 6 проходов), а Машинисты катков укатывают основание (покрытие) за 10 — 25 проходов. Гравийную смесь укатывают, начиная от обочины, за 3 — 4 прохода по одному следу с последующим приближением катков к оси дороги, перекрывая предыдущие

следы на 30 — 40 см и сокращением числа проходов по оси дороги до одного. При уплотнении тяжелыми катками скорость движения в начальные периоды укатки 1,5 — 2 км/ч, а в конце укатки проходы производятся при максимальной рабочей скорости. В процессе уплотнения материал увлажняется поливомоечной машиной.

Читайте также:  Как сделать вентиляцию в частном доме при строительстве
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

Распределение гравийной мелочи навесными распределителями. Дорожный рабочий 3 разряда регулирует величину щели распределителя и следит за равномерным распределением гравийной мелочи.

Распределение гравийной мелочи механическими щетками. Машинист автополивочной машины механическими щетками разметает гравийную мелочь. Дорожные рабочие 2-го и 3-го разрядов жесткими щетками поправляют отдельные места.

Укатка основания (покрытия) тяжелыми катками. Машинисты катков за 3 — 4 прохода по одному следу при максимальной рабочей скорости движения катков производят укатку основания (покрытия) и подкатку обочин. При укатке гравий увлажняют.

Контроль качества. Дорожный рабочий 3 разряда проверяет качество готового однослойного основания (покрытия).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИБОРОВ

Конструктивный элемент, вид работ, контролируемый параметр Допустимое отклонение Метод контроля Количество измерений при контроле
Операци-онном приемочном
Высотные отметки по оси дороги ±5 см (±1)* Не более 10 % измерений до ± 10см (± 2 см)*. Геодезичес- кий Через 100 м Через 500 м
Ширина слоя ± 10см; не более 10% измерений от – 15 до +20 см. Рулеткой Через 100 м Через 500 м
Толщина слоя ±1,5 см (± 1 см) *, не более 10 % измерений от – 2,2 см до + 3 см (от -1,5см до +2см) * Линейкой Через 100 м Через 500 м
Ровность поверх- ности для дорог: I, II и III категорий IV и V категорий Iс, IIс, IIIс категорий Просвет – зазор: 10мм (5 мм)*; не более 5 % измерений до 20 мм (10 мм) * Под рейкой длиной 3 м в пяти точках через 0,5 м. Через 10 м На 10% длины участка. Длина захватки 300 – 400 м. 100 – 130 измерений на захватке.
15 мм; не более 5% измерений до 30 мм
20 мм; не более 5% измерений до 40 мм
Поперечный уклон ±0,01 (±0,005)*, не более 10% измерений от – 0,015 до + 0,03 (от -0,01 до + 0,015)* Рейкой с уровнем Через 10 м На 10% длины участка. Длина захватки 300-400м. 80-100 измерений на захватке
Влажность щебня и песчано-щебеночной смеси ± 10% от оптимальной Лабораторный 1 раз в смену ___
Качество уплотнения слоя Отсутствие следов и волны перед катком массой от 10 до 13 т. Визуальный Постоянно ___
Примечание – *данные в скобках относятся к работам, выполняемым с применением машин с автоматической системой задания вертикальных отметок

Техника безопасности

Все вновь поступающие рабочие допускаются к работе по заключению медицинской комиссии и только после прохождения вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

Кроме этого, рабочие в течение трёхмесячного срока со дня поступления должны пройти обучение безопасным методам работы по 6 -10- часовой программе.

По окончании обучения необходимо провести экзамены в постоянно действующих комиссиях и составить акт, который нужно хранить в личном деле рабочего.

Строительную площадку следует оборудовать постоянными или временными санитарно-бытовыми устройствами: уборными, умывальными, раздевалками, сушилками для одежды, помещениями для приёма пищи, душевыми, медпунктами или аптечкой. Рабочие должны быть снабжены питьевой водой.

Администрация строительства обязана снабжать рабочих спецодеждой, спецобувью и индивидуальными защитными средствами в соответствии с характером работ согласно действующим нормам.

На строительных мастеров возлагается в пределах порученных им участков работ: осуществление правильного и безопасного ведения строительно-монтажных работ с применением строительных машин, механизмов, механизированного инструмента и оборудования; контроль за состоянием лесов и подмостей, защитных приспособлений, креплений котлованов, траншей и др.; проверка чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, обеспечение освещённости рабочих мест, проверка правильной эксплуатации подкрановых и подкопровых путей; инструктаж рабочих по технике безопасности на рабочих местах в процессе производства работ; контроль за применением и правильным использованием рабочими спецодежды и индивидуальных защитных средств, за соблюдением норм переноски тяжестей, за обеспечением рабочих мест предупредительными надписями и плакатами.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

Список используемой литературы

1.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
Отчет по учебной практике ПМ 05

В.П.Подольский, П.И.Поспелов А.В.Глагольев, А.В. Смирнов. Строительство автомобильных дорог. Дорожные покрытия. Учебник для студентов высш. Проф.образования –М.: Издательский центр «Академия», 2013г.-304с.

2. В.П.Подольский, П.И.Поспелов А.В.Глагольев, А.В. Смирнов. Строительство автомобильных дорог. Земляное полотно. Учебник для студентов высш. проф.образования –М.: Издательский центр «Академия», 2013г.-432с.

3. Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования- М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 208с.

4. П.М. Саламахин, Л.М.Маковский, В.И.Попов. Инженерные сооружения в транспортном строительстве. Учебник для студентов высш.учебн.заведений.1,2 книга — М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

5. Бабаскин Ю.Г. Технология строительства дорог. Практикум: учеб. пособие.- Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2014-429с.

6. Ковалев Я.Н. Строительные материалы. Лабораторный практикум: учеб. пособие.- Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2015-633с.

7. Ковалев Я.Н. Дорожно-строительные материалы. Учебно-методическое пособие. — Минск: Новое издание; М.: Инфра-М, 2013-630с.

8. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог: в 2томах. Учебник для студ. высш.учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2013г. -320с.

9. Шкуро В.М. Производственные предприятия дорожной отрасли. Учебное пособие для СПО – Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2012г. -192с.

Источник: poisk-ru.ru

Разбивочные работы

подготовки выпускника по специальности «Строительство ж.д.

путь и путевое хозяйство»

комиссии Пылаева Л.Г.

Зам. директора по УР Пронькин Г.С.

Составил: Патрушева К.А.

Рецензенты: Лобанова Н.А. – преподаватель дисциплины

Белоусова Г.И. – старший преподаватель

кафедры «Изыскания, проектирование,

постройки ж.д.,управление недвижимостью».

университета путей сообщения

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Разбивочные работы» и предназначены для выполнения практических работ в период геодезической практики студентов специальности: 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

1. Построение на местности горизонтального угла заданной величины ……..4

2. Перенесение на местность проектного расстояния ………………………….6

3. Разбивка граней котлована и линии обноски ………………………………..7

4. Определение высоты труднодоступного сооружения с помощью

5. Передача отметки на высокие части сооружения ………………………….12

6. Детальная разбивка круговой кривой способом прямоугольных

7. Вынесение в натуру точки с заданной отметкой …………………………..16

8. Разбивка линии по заданному уклону ………………………………………18

9. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна …………20

Выполнение разбивочных работ основывается на знаниях, полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Геодезия», «Изыскания и проектирование железных дорог», «Строительство железных дорог». Все геодезические работы должны отвечать основным требованиям существующих производственных инструкций, что приблизит практику к условиям производства.

Практические занятия по производству по производству разбивочных работ рекомендуется проводить на полигоне учебного заведения или на строительном объекте с предварительной подготовкой к этим работам. Учебная группа делится на бригады, в состав которой входит 4-5 чел. Руководство практики осуществляется преподавателем учебного заведения по приказу директора. По итогам практики каждая бригада предоставляет отчёт.

В результате выполнения программы студент должен:

— закрепить навыки работы с геодезическими инструментами и приборами, при геодезических измерениях и построениях.

ЗНАТЬ: последовательность выполнения разбивочных работ, входящих в комплекс инженерных работ при строительстве железных дорог.

УМЕТЬ: организовать и производить разбивочные работы и контрольные измерения в ходе строительно-монтажных работ; составлять исполнительную документацию при выполнении геодезических работ.

1. Построение на местности горизонтального угла

Сущность работы сводится к построению разбивочного угла β при точке М от исходной стороны МК. Это построение выполняют на геодезической практике вначале с обычной, а затем с повышенной точностью.

Построение угла с обычной точностью ( равной точности теодолита) заключается в отложении от исходной стороны МК проектной величины угла β при двух положениях вертикального угла (рис.1,а) и осуществляется в следующем порядке:

а) установив теодолит в точке М, совмещают нулевые штрихи верньера и лимба. Вращением лимба наводят трубу на точку К (при положении КП);

б) закрепляют лимб и при открепленной алидаде откладывают на лимбе угол β. Это положение фиксируют на местности шпилькой в точке , расположенной на необходимом расстоянии от точки М;

в) аналогичные действия производят, откладывая на лимбе угол β при положении КЛ; втрое положение фиксируется на местности шпилькой в точке . Расстояние между точками и зависит от величины коллимационной ошибки;

г) окончательное положение точки закрепляется в середине отрезка , т.е. в точке С.

Построение угла с повышенной точностью, превышающей точность отсчета, ведется в следующем порядке (рис.1,б):

а) на местности строится одним полуприемом угол КМ , близкий к заданному;

б) производится тщательное измерение построенного угла четырьмя приемами (каждый прием при КП и КЛ), определяется среднее арифметическое значение величины построенного угла;

в) вычисляется угловая разница (∆β) между полученным результатом ( )и проектным значением угла (β):

∆β = ),

а также величина линейного смещения- отрезок

,

где М — расстояние на местности между точками М и .

г) в точке C1 восстанавливают перпендикуляр и по нему откладывают рулеткой отрезок C1C0, закрепляя на местности точку C0. Отрезок C1C0 откладывается в сторону внутренней части угла, если β1 > β. Если же β1 < β, то отрезок C1C0 откладывается в сторону внешней части угла.

MC1 = 100 м ; β = 48°35’12” ; β1 = 48°35’34”;

∆β = 48°35’34” — 48°35’12” = 0°00’22”;

С1С0 = = 0,011м = 11мм.

β1
β

а)
β2
β
β1
б)
Рис 1. а) с обычной точностью б) с повышенной точностью

2. Перенесение на местность проектного расстояния

В процессе геодезической практики эта работа выполняется при разбивке осей сооружений. Для этого по установленному на местности направлению оси сооружения АБ от точки А откладывают точку Б’. Затем вычисляют поправки за компарирование, за температуру и за приведение отложенного отрезка к горизонту. Составляют сумму этих поправок.

Где ∆Dr – поправка за компарирование, вычисляемая по формуле (7);

∆Dt – поправка за температуру, вычисляемая по формуле (8);

∆Dh – поправка за приведение к горизонту, вычисляемая по формуле

∆Dh = —

Здесь h – превышение между концами данного отрезка, определяемое непосредственно на местности из геометрического нивелирования.

На величину суммарной поправки Σ∆D перемещают вдоль оси предварительно отмеченную точку Б’ в ее проектное положение Б.

D = 30 м; d = 20; q = — 0,005 м; t0 = + 15°C;

∆Dr = ± q = — 0,005 = — 0,0075 м;

∆Dt = 0,0000125 (t – t0) D = 0,0000125 · (- 10°- 15°) · 30 = — 0,0094 м;

∆Dh = — = — = — 0,0666 м;

Σ∆D = ∆Dr + ∆Dt + ∆Dh = — 0,084 м

Следовательно, фактически длина отложенного отрезка

АБ’ = 30,000 – 0,084 = 29,916 м.

Вывод. Предварительно отмеченную точку Б’ перемещают в направлении от точки А на величину 0,084 м.

3. Разбивка граней котлована и линии обноски

Расчет положения граней котлована и линии обноски ведется от основных осей здания, закрепленных в натуре кольями. Внутренняя грань котлована должна отстоять от основной оси на 0,8м.

Внешняя грань котлована должна отстоять от внутренней на величину

где d- заложение откосов;

h- глубина котлована.

Линия обноски должна отстоять от внешней грани котлована на величину 3-5м.

Таким образом, линии обноски должны отстоять от основных осей на расстояние

где a- расстояние от основной оси до внутренней грани котлован;

d- расстояние, равно заложению откосов;

b- расстояние от внешней грани котлована до линии обноски.

с = 0,8+2,7+4,0= 7,5м.

Здесь принято: a= 0,8; b=4,0; i=1:1,5; h=1,8; d=1,5*1,8=2,7.

Вдоль основных осей, на их продолжении откладывают расчетное расстояние с, закрепляя на местности линии обноски, параллельные основным осям. На готовую обноску основные оси переносят с помощью теодолита при двух положениях вертикального круга (КП и КЛ) и фиксируют среднее положение забивкой гвоздя на обноске.

Между гвоздями, забитыми на противоположных линиях обноски, натягивают тонкую мягкую проволоку, обозначающую положение физической оси здания.

Пересечение проволок перпендикулярных направлений будут указывать на точки пересечения осей при ведении строительных работ.

При детальной разбивки здания положение дополнительных (промежуточных) осей определяют путем отложения соответствующих расстояний по обноске от отмеченных на ней основных осей.

Рис. 2 Разбивка граней котлована и линий обноски 1 – обноска; 2 – внешняя грань котлована; 3 – внутренняя грань котлована; А-А, Б-Б, I-I, II-II – основные оси здания

4. Определение высоты труднодоступного сооружения с помощью теодолита

Теодолит устанавливают на расстояние, примерно равном двойной высоте сооружения. Визируют при круге право последовательно на верхнюю точку и на основание сооружения. После каждого визирования приводят пузырёк уровня вертикального круга на середину и берут отчет по вертикальному кругу.

Затем переводят трубу через зенит, вновь визируют на верхнюю точку и на основание сооружения и берут отчеты по вертикальному кругу при круге лево.

Рис. 3 Схема определения высоты труднодоступной точки с помощью теодолита

Ведомость измерения углов и вычисление превышений

Назначение точки стояния Назначение точки наблюде-ния Отчет по вертикальному кругу Место нуля МО= Угол наклона Длина линии d Превышение h=d*tgα
I II
˚ ΄ ˚ ΄ ˝
Ст.1 А КП -0°01’00” -1°13’ 63,93 -1,35
-1
КЛ
В КП -0°01’00” -8°37’ 63,88 -0,68
-8
КЛ
Ст.2 А КП -0°01’00” -2°36’ 48,4 -2,2
-2
КЛ
В КП -0°01’00” 12°22’ 48,4 10,6
-12
КЛ

Контроль: ∆h = H1 – H2 = 8,33 – 8,41 = 0,08м

Измеряют и вычисляют горизонтальное расстояние от теодолита до сооружения с помощью ленты или рулетки.

По формуле , вычисляют угол наклона , составленной линией визирования на верхнюю точку сооружения и линией горизонта, и угол , составленной линией визирования на основании сооружения и линией горизонта .

Определяются соответствующие превышения по формулам:

Где d-горизонтальное расстояние от теодолита до проекции верхней точки сооружения .

Вычисления проводятся с помощью пятизначных таблиц логарифмов. Превышению придается знак плюс или минус в зависимости от знака угла.

Высота сооружения определяется как алгебраическая разность превышений по формуле:

H =

Для контроля высота H определяется еще с одной станции. Разница между высотами, определенными с одной и другой станции, не должна превышать 4см.

Читайте также:  Строительство это разъездной характер работы

5. Передача отметки на высокие части сооружения

На площадки имеется точка А/I (репер) с известной отметкой. Требуется передать отметку от этой точки на высоту (в точку K). Для этого на высоте, сообразуясь с местными условиями и подручными средствами, подвешивается рулетка с грузом 3-5кг, с возрастанием делений с низ вверх. На нижнюю (А/I) и верхнюю (K) точки ставят рейки.

Рис. 4 Схема передачи отметки на высоту

При первой установке нивелира берут отсчет по рейке, установленной в исходной точке (А/I) и по релетке.

При второй установке нивелира берут отсчет по рулетки и по рейки, установленной в точке K.

Отметки точки, расположенной на высоте определяется по формуле.

,

Где H0 отметка исходной точки, расположенной внизу;

b1 – отсчет по рейке, установленной в низу;

c1 – отсчет по рулетке при первой установке нивелира;

c2 – отсчет по рулетке при второй установке нивелира;

b2 – отсчет по рейке, установленной наверху.

Контроль передачи отметки на высоту осуществляется повторным нивелированием после изменения высоты подвеса рулетки (или путем изменения горизонтов инструмента).

Расхождение превышений, полученных в результате такой двойной передаче, не должно быть больше чем на 3-5мм.

Исходная отметка H0 = 130,170

Отсчёт от ст. I по рейке на (.) А/I b1 = 1215

Отсчёт от ст. I по рулетке c1 = 1449

Отсчёт от ст. II по рулетке c2 =5506

Отсчёт от ст. I по рейке на (.) K b2 = 1352

Отметка на высоте = 130,170 + 1215 + 5506 – 1449 – 1352 = 134,090

Контроль (при измерении ГИ)

= 134,088; fh = 134,90 – 134,088 = 2 мм. ; fh доп= ± 3мм; 2мм < 3 мм.

6. ДЕТАЛЬНАЯ РАЗБИВКА КРУГОВОЙ КРИВОЙ СПОСОБОМ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ КООРДИНАТ

Исходные данные для разбивки: угол поворота- α,радиус кривой- Р,

тангенс круговой кривой- Т,

длина круговой кривой- К,

домер-Д а так же

пикетажные значения точек:

вершина угла- ВУ,

начало круговой кривой- НКК,

конец круговой кривой- К КК, берутся из «Пикетажной книжки».

Пользуясь «Таблицами для детальной разбивки кривых», составляют табличку для данного Р, выписывая значения кривых k, кривых без абсцисс к-x и ординат У через 5 м, начиная от k=5 до k, близко по значению к T.

Примечание. Не следует путать длину всей кривой (K) и отрезки, кратные 5 м (k).

На местности от начала кривой по тангенсу забивают колья через 5 м, получая отрезки k1 =5 м, k2 = 10 м, k3 = 15 м и т.д. От кольев назад откладывают соответствующие величины k – x, пользуясь табличкой. В полученных точках восстанавливают перпендикуляры, откладывая на них величину y.

Точка кривой

Рис. 5 Вынос точки на кривую

Например, при Р =150 м;

k3 = 15 м; k3 – x3 = 0,02 м; y3 = 0,75 м;
k4 =20 м K4 – x4 = 0,06 м; y4 = 1,33 м.

Другую половину кривой разбивают аналогично от ее конца, используя эти же данные.

180-α
α/2
Бс

Рис. 6 Детальная разбивка кривой

k k-x y
0,00 0,01 0,02 0,06 0,12 0,20 0,32 0,47 0,67 0,08 0,33 0,75 1,33 2,08 2,99 4,07 5,30 6,70

Если по расчету пикеты расположены на кривой, то их вынесение с тангенсов на кривую ведется способом прямоугольных координат, где за k принимают разницу между пикетом и началом кривой (в м), а величины k – x и y берут по таблицам ( при данном радиусе).

7. ВЫНЕСЕНИЕ В НАТУРУ ТОЧКИ С ЗАДАННОЙ ОТМЕТКОЙ

На местности имеется репер, отметка которого выписывается из «Журнала нивелирования реперов строительной площадки».

Требуется вынести от него в натуру на столбы обноски заданную проектную отметку чистого поля 1-го этажа. *

Нивелир устанавливается между репером и точкой, на которую выносится заданная проектная отметка (рис. 42). По рейке, установленной на репере, берут отсчет и определяют горизонт инструмента по формуле

где ГИ – горизонт инструмента;

HRp – отметка репера;

a – отсчет по рейке, поставленной на репере.

Для того чтобы точка была отмечена на заданном проектном горизонте, необходимо, что бы отсчет b по рейке, поставленной на эту проектную точку (высота проектной рейки) был равен

где ГИ – горизонт инструмента;

Hпр – заданна проектная отметка;

Перемещая рейку вертикально вверх и вниз вдоль кола или столба, на котором отмечают проектный горизонт, устанавливают ее на отсчет b. Положение пятки рейки при этом фиксируется горизонтальной чертой на грани кола. Высота этой черты соответствует заданному проектному горизонту.

Рис. 7 Схема выноса в натуру проектной отметки

Отметка репера HRpV Из ведомости увязки превышений замкнутого нивелирного хода 131,561
Отметка условного горизонта H0 Дано 130,170
Отсчет по рейке а Отсчет по рейки наRp
Горизонт инструмента ГИ HRpV +a 131,561+1102=132,663
Высота проектной рейки b ГИ- H0 132,663-130,170=2493

Контроль (при изменении ГИ)

Для контроля изменяют высоту инструмента, берут отсчеты по рейкам, установленным на вынесенной проектной точке и на репере при новом горизонте инструмента, и определяют отметку репера:

где ГИ1 – горизонт инструмента при второй установке нивелира;

b1 – отсчет по рейке, установленной на проектной точке при втором горизонте инструмента;

a1 – отсчет по рейке, установленной на репере, при втором горизонте инструмента.

При сравнении полученная отметка репера не должна отличаться от фактической отметки на величину более 3 – 5 мм.

8. РАЗБИВКА ЛИНИИ ПО ЗАДАННОМУ УКЛОНУ

По продольному профилю подбирают участок трассы длиной 50 м, проходящей в невысокой насыпи. Точку в начале участка выносят на местность по заданной проектной отметке, забивая в ней кол так, чтобы верх кола соответствовал проектной отметке.

Проектная отметка конечной точке Hk определяется по формуле:

Где H0 проектная отметка исходной точке;

i- Уклон данного участка ;

D- расстояние между точками.

Рис. 8 Схема разбивки линии заданного уклона визирками

1- постоянная визирка; 2- ходовая визирка; 3- луч визирования.

Длина D Дано 50 м
Уклон i Из продольного профиля 9‰
Исходная отметка H0 Из продольного профиля 130, 30
Конечная отметка Hk H0±iD 130,30 + 0, 009 * 5000 = 130,75
Рабочая отметка. высота кола над землей. h1 h2 h3 h4 h5 h6 h7 h8 h9 h10 h11
0,12 0,19 0,23 0,36 0,42 0,34 0,32 0,37 0,51 0,43 0,39

Точку с отметкой Hk выносят в натуру по тому же методу. Далее устанавливают две постоянные визирки в исходной и конечной точках. Ходовую визирку перемещают по промежуточным точкам через 5м. При этом верх планок трёх визирок должен находиться на одном луче визирования.

Рабочие отметки (h1, h2, h3 и т.д.) определяют по высоте забитого кола над поверхностью земли.

Рассчитывают контрольную разницу в отсчётах на соседних точках Δh по формуле:

d – расстояние между соседними точками ( принимают равным 5м.)

Геометрическим нивелированием проверяют согласованность разницы отсчётов по рейкам на соседних точках с вычисленной по уклону контрольной разницей.

Источник: mydocx.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Технико-экономические показатели и качество дорожных строительных работ в значительной степени связаны с производством разбивочных работ и с обслуживанием строительства, возлагаемого на геодезическую службу строительных подразделений Министерства автомобильных дорог РСФСР. Функции, права и обязанности этой службы определены Положением о геодезической службе в строительных и мостостроительных организациях Минавтодора РСФСР, утвержденного и введенного в действие приказом № 35 Минавтодора РСФСР от 21 мая 1979 г.

Работа выполнена на кафедре геодезии МАДИ под руководством и при участии д-ра техн. наук, проф. В.II. Федорова.

Инструкцию составили сотрудники кафедры геодезии МАДИ канд. техн. наук Л.П. Титов, И.Ф. Капранов, Л.Л. Марусов, Д.Г. Румянцев и аспирант В.И.

Зайцев.

Ответственный за выпуск А. И. Титов.

Внесены Дорожно-транспортной научно-исследовательской лабораторией при МАДИ

Утверждено протоколом Министерства автомобильных дорог РСФСР
от 8 октября 1981 г.

Срок введения
1 октября 1983 г.

Раздел 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Геодезическая служба при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений

1.1.1. Разбивочные работы выполняют в строгом соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.1.2. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог и мостовых сооружений разбивочные работы выполняются геодезической службой строительных организаций в едином комплексе, определенном «Положением о геодезической службе и строительных и мостостроительных организациях Министерства автомобильных дорог РСФСР».

1.1.3. Геодезическая служба в дорожно-строительных и мостостроительных организациях Минавтодора РСФСР имеет установленную численность, входит в основной штат строительных управлений и подчиняется главному инженеру строительного подразделения.

1.1.4. При больших объемах и сложности работ по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, мостов и тоннелей геодезическая служба может быть создана и в ремонтно-строительных организациях.

1.1.5. Создание геодезической службы в строительных и ремонтно-строительных подразделениях не снимает с линейного инженерно-технического персонала ответственности за своевременное и качественное выполнение разбивочных работ в соответствии с настоящей инструкцией, проектом, СНиП и техническими условиями в дорожно-мостовом строительстве.

1.1.6. На несложных объектах по решению главного инженера обязанности геодезиста могут возлагаться и на линейный инженерно-технический персонал строительства.

1.1.7. На геодезическую службу возлагают все виды геодезических разбивочных работ, обеспечивающих соответствие строящихся сооружений проекту, СНиП и настоящей инструкции.

1.1.8. Геодезические разбивочные работы должны обеспечивать высокое качество, повышать производительность труда, способствовать снижению сроков и стоимости механизированных работ, повышению эффективности всего строительного производства.

1.1.9. Геодезическая служба несет ответственность за точное соблюдение проектных размеров, форм и расположения возводимых сооружений, за своевременное обеспечение строительных работ геодезическими данными.

1.1.10. Геодезическая служба обязана письменно извещать главного инженера строительства о необходимости прекратить строительные работы, исправить, или перестроить элементы сооружения, выполненные не в соответствии с проектом, если были допущены серьезные отступления от проектных данных.

1.1.11. Производители работ и мастера не должны приступать к строительно-монтажным работам до окончания основных разбивочных работ и оформления их актом. Акт о производстве геодезических разбивочных работ, утвержденный главным инженером строительной организации, является основным документом, разрешающим производство строительно-монтажных работ.

1.1.12. Геодезическая служба необходимой численности инженерно-технических работников может быть организована и в подрядных дорожно-строительных и мостостроительных организациях.

1.1.13. Руководители строительных и мостостроительных организаций не должны возлагать работы и обязанности, не входящие в перечень, установленный изложением о геодезической службе Минавтодора РСФСР, на работников геодезической службы.

1.2.1. В основу организации разбивочных работ должен быть положен принцип «от общего к частному», при котором эти работы выполняются с точек трассы или опорной сети при постоянном их контроле.

1.2.2. Целью разбивочных работ является перенос на местность всех элементов строящейся автомобильной дороги, мостового перехода и их сооружений в полном соответствии с проектными данными.

1.2.3. Технология разбивочных работ должна обеспечивать заданную точность, надежность, простоту исполнения и максимальную производительность труда.

1.2.4. Работники геодезической службы перед началом разбивочных работ обязаны детально ознакомиться с проектными материалами и документами, содержащими исходные данные для разбивки, а также с проектом организации строительства и на их основе составить, разбивочные схемы, чертежи и календарный план работ.

1.2.5. Восстановление трассы, перенесение на местность основных осей сооружения, а также развитие опорных сетей на строительстве возложено на заказчика с последующей сдачей всех точек и линий таких сетей геодезической службе строительства со знаками и всей необходимой проектной документацией.

1.2.6. Разбивочные работы состоят из восстановления трассы, развития опорной сети изысканий дороги, перенесения проектов сооружений на местность, детальной разбивки сооружений, геодезическою управления работой строительных механизмов, геодезического контроля за производством строительных работ и исполнительных съемок законченных сооружений или их элементов.

1.2.7. Разбивочные работы при строительстве и реконструкции дорог и искусственных сооружений проводят в такой последовательности: подготовительные работы; восстановление трассы и осей сооружений; создание опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей запроектированных инженерных сооружений; детальные разбивочные работы; геодезическое управление работой строительных машин; геодезический контроль за работами; исполнительные съемки и приемка инженерных сооружений в эксплуатации.

1.2.8. Детальной разбивке подлежат все основные элементы земляного полотна, искусственных сооружений (мостов, виадуков, путепроводов, тоннелей) и их подмостей, временных эстакад и аванбеков, регуляционных и берегоукрепительных сооружений, водоотводных сооружений (нагорных канав, перепадов быстротоков, водобойных колодцев, спрямляемых русел и пр.); оснований и покрытий, дорожной одежды, виражей и их отгонов и уширений на кривых, съездов и пересечений, автобусных остановок, площадок под автопавильоны, здания эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ и ЦБЗ (вынос на местность их проектов вертикальной планировки и проектов зданий, сооружений и служб), специальных инженерных сооружений (подпорных стен, банкетов, барражей, сооружений противоселевой и противолавинной защиты, балконов, галерей и полутоннелей), трасс подключаемых линий электро-, водо- и теплоснабжения, канализации, газификации, телефона, водосточной сети.

1.2.9. В качестве исходной документации для разбивочных работ используют: ведомости прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов; план трассы, продольный профиль с проектными данными, график распределения земляных масс и полос отвода, поперечные профили земляного полотна индивидуального проектирования и привязку типовых профилей к пикетажу; ведомости и чертежи переустраиваемых коммуникаций; план вертикальной планировки улиц и площадей при прохождении дороги через города и поселки; ведомость проектируемых сложных мест с проектными решениями; чертежи подмостей, временных эстакад и аванбеков; чертежи регуляционных и берегоукрепительных сооружений; планы размещений нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов быстротоков и водобойных колодцев; чертежи поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев; ведомости и типовые поперечные профили проектируемой дорожной одежды, ведомости уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомости и чертежи разбивки виражей; чертежи привязки автобусных остановок и автопавильонов; ведомости и чертежи привязки съездов и переездов; проекты вертикальной планировки площадок под комплексы эксплуатационной и автотранспортной службы, полигонов, АБЗ и ЦБЗ, чертежи привязки типовых комплексов к местным условиям; ведомости и планы привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы; ведомости и паспорта сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров, планы подключаемых коммуникаций с привязкой к трассе, комплексам и сооружениям подключения, продольные профили и чертежи коммуникаций и их деталей; материалы и чертежи согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.

1.2.10. При выносе проекта автомобильной дороги на местность осуществляют: восстановление трассы и утраченных знаков ее закрепления; выделение точек нулевых работ, прямых и кривых участков трассы, мест размещения насыпей, выемок, труб, мостов, путепроводов, специальных сооружений, тоннелей, быстротоков, подпорных стенок; определение положения — всех основных элементов пересечений с подземными и воздушными коммуникациями, подлежащими переустройству.

Читайте также:  Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве осуществляется

1.2.11. Вынос на местность проектов горизонтальной и вертикальной планировки улиц, площадей, а также площадок под комплексы дорожной и автотранспортной служб, автозаправочных станций, ЛБЗ и ЦБЗ, заводов железобетонных конструкций осуществляется в соответствии с привязкой этих участков к местности.

1.2.12. Подготовительные работы содержат: выбор способа производства работ, изучение проекта, выбор методики измерения, составление схем, чертежей, журналов разбивки, календарного плана геодезических работ на объекте.

1.2.13. Исполнительные съемки и нивелировки производят с составлением продольных и поперечных профилей, планов и схем размещения элементов сооружений, с выполнением контрольных промеров уклонов, работа отметок, параметров сооружений и элементов дорожного полотна.

1.2.14. Разбивочные работы разделяются на несколько этапов.

На первом этапе, на основе привязки и закрепления трассы и осей сооружений к опорной сети, восстанавливают и закрепляют знаками положение главных осей сооружения и сгущают опорную сеть строительства.

На втором этапе производят детальную разбивку сооружения с размещением плоскостей, линий и точек отдельных элементов сооружения, устанавливают и контролируют взаимосвязь между отдельными элементами сооружения.

На третьем этапе осуществляют геодезическое управление работой механизмов в процессе монтажа или строительства элемента сооружения.

На четвертом этапе производят окончательную разбивку элементов сооружения для отделочных работ и завершения монтажных работ с установкой и закреплением технологического оборудования, предусмотренного проектом.

На пятом этапе, завершающем, осуществляют исполнительную съемку выстроенного сооружения.

Рис. 1.1. Разбивочный чертеж:

1 . 3 — пункты теоделитного хода; П3 — полигонометрические знаки

1.2.15. В пределах каждого этапа постоянно контролируют как геодезический разбивочный процесс, так и результаты выполненных строительно-монтажных работ. Контроль ведут с точек геодезической опорной сети строительства или с исходных точек геодезического управления работой механизмов.

1.2.16. В период геодезической подготовки к разбивочным работам составляют разбивочные чертежи (рис. 1.1), оказывая на них главные оси и опорные точки, их координаты, готовят журналы разбивки, определяют аналитическими или графоаналитическими методами дополнительную исходную информацию для разбивки, разрабатывают проект производства геодезических работ. Все результаты заносят в разбивочные чертежи.

1.2.17. В процессе подготовки проекта разбивочных работ устанавливают: расположение точек опорной сети, методы ее развития и точность геодезических работ; типы центров и знаков, способы контроля за устойчивостью точек опорной сети; методы перенесения на местность осей сооружения и его элементов; точность и контроль измерительных работ; технологию установки геодезических знаков; способы детальной разбивки сооружений и геодезическою управления работой механизмами, геодезического обслуживания монтажно-строительных работ, их точность и методы контроля; способы наблюдения за деформацией отдельных элементов в процессе строительства и их точность; методику организации контроля и исполнительных съемок при строительстве и монтаже сооружения.

1.2.18. На восстановленной трассе выделяют главные точки, определяющие однородные участки (прямых и кривых в плане и профиле). Положение главных точек трассы закрепляют выносками вблизи границ полосы отчуждения.

1.2.19. Детальная разбивка каждого однородного участка ведется раздельно вдоль поперечников, размещенных на концах каждого проектного участка и в основных переломах продольного профиля. Последовательность разбивки должна обеспечивать выполнение строительства в соответствии с принятой в проекте технологией, организацией и механизацией строительных работ.

1.2.20. При разбивке земляного полотна отмечают его границы, производят их запашку или зачистку для удаления и складирования растительного слоя; в пределах строительства земляного полотна и на его границах устанавливают откосники и вехи-визирки с указанием на них высотного положения заданных поверхностей и откосов земляного полотна, притрассовых резервов и кавальеров. Вначале устанавливают вехи-визирки на первом исходном уровне, положение которого выше или ниже проектного на некоторую величину.

После работ на данном уровне в соответствии с послойностью работ на вехах-визитках перемещают створные планки и продлевают откосники для работ на последующих исходных уровнях. Только на последнем уровне, соответствующем проектному положению участка, ведут окончательную детальную разбивку всех элементов земляною полота.

1.2.21. Для каждого однородного проектного участка (в зависимости от характера участка и его поперечного профиля, типа работающих на нем машин и технологии работ) назначают методику детальной разбивки и геодезического управления работой строительных машин, размещают и закрепляют знаки разбивочных работ.

1.2.22. При разбивке сооружений используют способы: прямоугольных или полярных координат прямой или обратной угловой засечки, линейной или створной засечки и др.

1.2.23. Выбор способов разбивки осуществляется на основании тщательного изучения проекта, ознакомления с опорной сетью строительства и местностью расположения строящегося сооружения.

1.3. Основные методы разбивки сооружений

1.3.1. Основными элементами разбивочных работ являются вынесение на местность: проектного направления линии или проектного угла, проектной линии заданной длины, планово-высотного положения проектной точки, линии заданного уклона и проектной плоскости. Работы выполняются с контролем.

1.3.2. Разбивочные работы выполняются тщательно проверенными и «отъюстированными приборами и специальными устройствами.

1.3.3. Проектные углы выносятся на местность теодолитом одним полным приемом (двумя полуприемами) (рис. 1.2).

1.3.4. Перенесение на местность длины проектной линии производят в зависимости от требуемой точности светодальномером, оптическим дальномером, нитяным дальномером, стальной лентой или рулеткой.

1.3.5. Определение на местности планового положения точки производится способами прямоугольных, полярных, биполярных координат и створов.

1.3.6. Способ прямоугольных координат (перпендикуляров) применяется для определения планового положения проектной точки, расположенной вблизи опорной линии.

Последовательность работ (рис. 1.3): от исходной точки А вдоль опорной линии АВ (принимаемой за ось абсцисс) откладывают проектное расстояние в и получают основание перпендикуляра — точку С; в полученной точке восстанавливают перпендикуляр. По перпендикуляру, принимаемому за ось ординат, откладывают проектное расстояние l и получают положение проектной точки М.

Рис. 1.2. Схема, вынесенная на местность проектного угла СВМ, равного b

Рис. 1.3. Схема для определения планового положения точки М способом прямоугольных координат

Рис. 1.4. Схема для определения планового положения точки М способом полярных координат

1.3.7. Способ полярных координат применяют для определения планового положения точек, удаленных на значительное расстояние от опорных линий.

Последовательность работ (рис. 1.4): в точке А откладывают проектный угол b , а на полученном направлении АМ откладывают проектное расстояние d и получают плановое положение проектной точки М.

1.3.8. Способ биполярных координат (случай угловой засечки) выгодно применять, для определения планового положения проектных точек, удаленных на значительное расстояние от опорных точек или расположенных за естественными препятствиями. Последовательность работ (рис. 1.5): в опорных точках В и С одновременно двумя теодолитами строят проектные углы b 1 , и b 2 ; в пересечении направлений линий визирования — в точке М — ставят веху. Это и будет плановое положение проектной точки М.

Засечка считается надежной, если 30° £ g £ 150°.

1.3.9. Способом биполярных координат (случай линейной засечки) (рис. 1.6) от опорных точек С и D одновременно откладывают (с помощью стальных лент, мерного троса, рулеток) проектные расстояния (радиусы) а и в. Пересечение радиусов определяет плановое положение проектной точки М. Работа производится дважды.

Среднее положение точки М считается наиболее надежным.

Рис. 1.5. Схема для определения планового положения точки М способом биполярных координат (случай угловой засечки)

Рис. 1.6. Схема для определения планового положения точки М способом биполярных координат (случай линейной засечки)

Рис. 1.7. Схема для определения планового положения точки М способом створа

Рис. 1.8. Схема для определения высотного положения точки М

1.3.10. Способ створов. Последовательность работ (рис. 1.7): от опорной точки А, откладывая проектное расстояние а, получают начальную точку D створа D С . От нее откладывают расстояние в и получают плановое положение проектной точки М.

1.3.11 . Определение на местности высотного положения проектной точки производится методом нивелирования из середины (рис. 1.8). Для этого устанавливают нивелир в рабочее положение между репером (связующей точкой) и проектной точкой М, плановое положение которой известно.

Производят отсчет а по рейке, установленной на репере, и вычисляют горизонт прибора Н i = H реп +а. Определяют отсчет на проектную точку (разность между горизонтом прибора Н i и высотой проектной точки) b пр =Н i — Нпр. В проектной точке М забивают кол так, чтобы отсчет по установленной на него рейке был равен вычисленному отсчету b пр .

1.3.12 . Допускается на крутых склонах высотное положение проектных точек определять при помощи тригонометрического нивелирования или методом ватерпасовки склона надлежащей точности.

1.3.13. В необходимых случаях разрешается обозначить высотное положение проектной точки горизонтальной чертой на стенах существующих зданий, сооружений, на деревьях и пр.

1.3.14. Перенесение на местность линии заданного уклона производится наклонным лучом геодезического прибора (нивелира, теодолита и т.п.). При работе нивелиром (рис. 1.9) ею устанавливают примерно в середине переносимой линии. По высоте НА исходной точки А, расстоянию d и заданному уклону iпр, вычисляют высоту точки В (НВ=НА+ d i пр ) и переносят ее на местность по методу, изложенному в п. 1.3.11. Наклоняют визирную ось зрительной трубы нивелира подъемными винтами а и в так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным в точках А и В, были одинаковы ( u ). В точках 1, 2, 3 забивают колья так, чтобы отсчеты по установленным на них рейкам получились равными u .

Рис. 1.9. Перенесение на местность линии заданного уклона нивелиром:

I — расположение подъемных винтов на подставке нивелира

Рис. 1.10. Схема сгущения точек линии заданного уклона визирками

1.3.15. Для сгущения точек линии заданного уклона допускается использование визирок. В этом случае для разбивки положения этой линии по высоте между ее конечными точками А и В (рис. 1.10) ставят ряд промежуточных 1, 2 и т.д. В соответствии с этим в точках А и В устанавливают визирки, а в точках 1, 2 забивают колы так, чтобы визирка, поставленные на них, оказались на уровне взгляда между визирками в точках А и В.

1.3.16. Перенесение на местность проектной плоскости производят наклонным лучом нивелира (рис. 1.11). Четыре точки плоскости (А, В, С, D ) выносят на местность методами, изложенными в пп. 1.3.11 и 1.3.12.

Устанавливают нивелир между точками А и В так, чтобы подъемные винты а, b были параллельны линии АВ. Действуя винтами а, в, наклоняют визирную ось нивелира так, чтобы отсчеты по рейкам, поставленным в точках А и В, были одинаковыми. Действуя винтом с, наклоняют визирную ось до получения такого же отсчета по рейке, установленной в точке С. Производят контрольный отсчет по рейке, установленной в точке D , который должен быть одинаковым с отсчетами по рейкам в точках А, В, С. В случае расхождения работу повторяют. По всей поверхности в необходимых точках М1, М2 . забивают колышки так, чтобы отсчеты по рейкам, установленным на них, были равны отсчету в основных точках А, В, С, D .

1.4. Планово-высотное обоснование разбивочных работ

1.4.1. Все геодезические работы при разбивке искусственных сооружений производятся с исходных опорных точек и линий планово-высотного обоснования.

1.4.2. Исходной основой создания планово-высотного обоснования строительства являются точки государственной и ведомственной геодезических опорных сетей, а также опорные точки магистрального хода, выполненного при изысканиях и проектировании дороги и ее искусственных сооружений.

1.4.3. Проект опорной сети строительства с подетальной разбивкой каждого сооружения составляется проектной организацией и согласовывается с главным инженером строительства. При этом должны быть рассмотрены разные варианты планово-высотного обоснования строительства и методы детальной разбивки сооружения. Выбранный вариант должен отвечать условиям экономичности и качества строительных работ с учетом технических возможностей геодезической службы.

Рис. 1.11 . Схема перенесения на местность проектной плоскости нивелиром

1.4.4. В качестве вариантов опорной сети наиболее приемлемы: для мостов, виадуков, путепроводов и плотин — сеть осевых линий, геодезические четырехугольника триангуляция, трилатерация; для тоннелей — триангуляция, трилатерация и полигонометрия; для сооружений в городах в зависимости от размеров и вида сооружения — сеть осевых линий, трилатерация, триангуляция, полигонометрия, строительная сетка, четырехугольники без диагоналей; для комплексов обслуживания дорог — сеть осевых линий и строительная сетка.

1.4.5. При наборе вариантов создания геодезической основы оценивают рациональность использования намеченных способов разбивки и обеспеченность необходимой точности геодезических разбивочных работ во всех звеньях их производства на каждом сооружении.

1.4.6. Необходимость привязки к пунктам геодезической опорной сети определяется выбранными способами разбивки и методикой производства строительных работ.

1.4.7. Плановым обоснованием могут служить пункты разбивки существующей и проектируемой сети триангуляции, полигопометрии и трилатерации, а высотным обоснованием — марки и реперы государственной и ведомственной нивелирных сетей. В процессе строительства указанные сети сгущаются до требуемых пределов пунктами сетей съемочного обоснования.

1.4.8. Проект планово-высотного обоснования разбивочных работ разрабатывают до начала их производства.

1.4.9. В качестве опорной сети для разбивочных работ на автомобильной дороге может использоваться восстановленная трасса с закрепленными на местности постоянными и временными реперами, начальными, угловыми, створными и конечными точками.

1.4.10. Сети планового и высотного обоснования для разбивки искусственных инженерных сооружений, комплексов эксплуатационной и автотранспортной служб, АБЗ, ЦБЗ, полигонов ЖБК строят в каждом случае индивидуально в зависимости от вида работ.

1.4.11. При приемке геодезических опорных сетей строительства сооружений и разбивки осей сооружения организуется комиссия под председательством главного инженера строительства и составляется соответствующий акт. Специальные комиссии создаются и для приемки геодезических разбивочных работ в период строительства.

1.4.12. Разбивка сооружений ведется с точек опорной сети строительства в соответствии с рекомендациями, указанными в проекте.

1.4.13. Выбор геодезических приборов и приспособлений для производства разбивочных работ осуществляется на основании требуемых норм точности в соответствии с рекомендациями настоящей инструкции.

Раздел 2 . ПРЕДЕЛЫ ТОЧНОСТИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

2.1. Точность работ при перенесении проектов автомобильных дорог на местность

2.1.1. При перенесении проектов сооружении на местность и разбивочных работах устанавливают: пределы точности перенесения проектов, их главных осей и элементов относительно местных объектов; пределы точности соблюдения формы, размеров и размещения отдельных элементов, их частей и осей между собой и относительно главных осей сооружения или относительно опорной геодезической сети строительства.

2.1.2. При перенесении проектов сооружении на местность пределы точности работ по размещению трассы и главных осей сооружения относительно местных объектов и элементов местности должны соответствовать проектным. Точность размещения отдельных частей и осей сооружения между собой и относительно главных осей и геодезической опорной сети должна соответствовать действующим строительным допускам.

Источник: xn——glcgs3aflkebk.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...