Презентация на тему Презентация на тему Исходно-разрешительная документация (ИРД) для получения разрешения на строительство, предмет презентации: Юриспруденция. Этот материал содержит 9 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
- Главная
- Юриспруденция
- Исходно-разрешительная документация (ИРД) для получения разрешения на строительство
Слайды и текст этой презентации
Исходно-разрешительная документация (ИРД)
Выполнил: ст. гр. БА-11
Павлова Т.С
Проверил: Конторусов С.Е
Что такое градостроительный план земельного участка. Как получить ГПЗУ? Разрешение на строительство.
Исходно- разрешительная документация (ИРД)
Пакет документов, собираемый техническим заказчиком, необходимый для получения разрешения на строительство здания или сооружения, называют исходно-разрешительной документацией.
Предпроектная проработка и оформление исходно-разрешительной документации (ИРД) это начальная стадия строительного проекта, проработка исходных данных определяет качественные параметры, объемы и финансовые потребности для возведения объекта недвижимости. Этот этап строительства неизбежен, зачастую – длителен.
Комплект ИРД включает в себя план земельного участка, размещение будущего здания на местности, обозначение границы земельного участка, а также технические и экономические показатели здания. Также в него входят рекомендации и требования, полученные от согласующих госучреждений. Когда собран весь комплект документов, технический заказчик начинает стадию проектирования, проектировщик получает комплект исходных данных и подробное техническое задание. Исходно-разрешительная документация в комплекте достаточна для получения разрешения на строительство и последующего начала строительных работ.
О составе ИРД и законном порядке подготовки к строительству и возведению зданий есть главы 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Получение комплекта документов исходно-разрешительной документации для проектирования нового строительства или выполнения капремонта осуществляет застройщик, распоряжающийся земельным участком. Технический заказчик в соответствии с поручением застройщика, по договору, выступает от его имени и собирает всю ИРД.
Получил разрешение на строительство дома ЛПХ! Цена и сроки!
После прохождения градостроительного совета, получения постановлений местной администрации о проектировании, прохождения общественных слушаний по объекту, техзаказчик заказывает создание проектной документации, которую необходимо согласовать в Госэкспертизе.
Если застройщик — инвестор и в его интересах оптимизировать сроки предстроительной стадии, снизить расходы по предстоящему строительству, технический заказчик заинтересован в том же, и обладает опытом предыдущих работ, который позволит сократить предпроектную стадию, собрать пакет документов в планируемый срок.
Исходно-разрешительная документация (ИРД) — термин, используемый для обозначения документации, оформляемой в соответствии со статьями 44 — 51 Градостроительного кодекса РФ вплоть до получения разрешения на строительство (ст. 51 ГрКРФ), а также получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрКРФ).
Как правило, получение ИРД, необходимой для строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта зданий и сооружений, происходит до начала проектирования, и осуществляется инвестором (застройщиком), правообладателем земли либо действующим в его интересах лицом, называемым техническим заказчиком. Деятельность технического заказчика носит название сопровождения проектов или, более полно, правового сопровождения строительства зданий и сооружений, признанных на основании законодательства РФ «капитальными».
В отличие от проектной документации, ИРД не является продуктом творчества проектировщика, а, следовательно, и предметом авторского права, выдаётся заявителю специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований).
Случаи, когда разрешение на строительство не требуется, закреплены в (п. 17 ст. 51 ГрКРФ).
Таким образом, можно получить следующее определение, для дальнейшего его использования в договорах на проектирование, строительный подряд, выполнение функций Заказчика-Застройщика:
Исходно-разрешительная документация (ИРД) — документация, выдаваемая специальным органом власти или уполномоченной организацией за фиксированную плату (при необходимости) и в обязательном порядке (при условии соблюдения всех нормативных требований в отношении проектной и рабочей документации) в процессе проектирования и строительства Объекта, по запросу Застройщика (собственника или арендатора земельного участка), либо действующему в его интересах юридическому лицу.
Исходно-разрешительная документация (ИРД):
Изменение вида разрешенного использования земельного участка (Постановление, Распоряжение, Кадастровый паспорт)
1. Технические условия на присоединение к сетям инженерного обеспечения (Договор)
2. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
3. Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии «Рабочий проект»)
4. Разрешение на строительство
5. Заключение о соответствии проектируемого объекта построенному (не выдается на руки Застройщику)
6. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Основные документы Исходно-разрешительной документации (ИРД):
1. Изменение разрешенного использования земельного участка
2. Технические условия на присоединение к сетям инженерного обеспечения
3. Градостроительный план земельного участка
4. Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «проектная документация»)
5. Разрешение на строительство
6. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
Состав пакета исходно-разрешительной документации:
1. Изменение вида разрешенного использования земельного участка (Постановление, Распоряжение, Кадастровый паспорт)
2. Технические условия на присоединение к сетям инженерного обеспечения (Договор)
3. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
4. Заключение государственной экспертизы проекта (на стадии «Проект», при особой сложности на стадии «Рабочий проект»)
5. Разрешение на строительство
6. Заключение о соответствии проектируемого объекта построенному (не выдается на руки Застройщику)
7. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
В составе ИРД – поручение главы местной администрации по разработке проекта если застройщик – местная администрация. Если застройщик – компания, частное лицо – письмо-заявление от него в местную администрацию. Юридическое основание – договор аренды земли или свидетельство собственности на земельный участок.
Градостроительное обоснование включает топографическую съемку местности в масштабе 1:2000, на которой есть границы построенных и планируемых объектов капстроительства, границы других сооружений, дорог, инженерных сетей, зданий и территорий историко-культурного наследия, охраняемые объекты природопользования, общественные территории, земля с особыми условиями использования, предполагающим разного рода ограничения в виде красных линий. На плане местности отражаются границы участка застройки и будущего здания или комплекса зданий.
Обоснование предполагает учёт интересов соседей, данных генплана развития территории. Обоснование в процессе работы должно привести к прохождению заседания градостроительного совета и получению градостроительного заключения.
Разрешительная документация для сторительства подразделяются на следующие виды:
Правоустанавливающие документы.
Универсальным правом является право собственности. Так, в соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. В соответствии с земельным законодательством все земли подразделяются на категории, которые и определяют целевое использование земельного участка. В соответствии с п.2 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.06.2003) сведения о категории земельного участка указываются в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) документах государственного земельного кадастра;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законодательством установлена возможность перевода земли из одной категории в другую в установленном законодательством порядке (ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п.3 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
2. Проектная документация.
Соблюдение градостроительных, а также строительных норм и правил достигается при осуществлении строительства или иных строительных работ в соответствии с согласованной с надзорными и контрольными органами проектной документацией. Проектная документация согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации — это графические и текстовые материалы, определяющие объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта (п.1 ст.61). В соответствии со ст.61 этого Кодекса строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основании проектной документации.
Полный комплект ИРД позволяет получить разрешение на строительство, ключевой документ, легализующий права инвестора построить то, что задумано.
Источник: thepresentation.ru
Система ОССиГ
Уже 3 года идет реформа, призванная навести порядок в обращении с мусором, его утилизацией и переработкой. Если подводить итоги на промежуточном этапе, можно с уверенностью сказать: прогресс есть. Изначально власти страны обратили внимание на ТБО и предприняли ряд шагов в этом направлении.
Большинство контейнерных площадок переоборудовано: на них установлены баки нового образца для селективного сбора мусора. В регионах на конкурсной основе выбраны операторы, отвечающие за вывоз отходов. Уполномоченными органами были проинcпектированы мусорные полигоны Москвы и области. Одни из них реорганизованы. Другие – модернизируются.
Одной из задач нацпроекта «Экология» является переход России к экономике замкнутого цикла. То есть переработка утиля должна стать полной. Запланированная дата – 2030 год.
Второй шаг мусорной реформы
Ситуация с коммунальными отходами постепенно нормализуется, чего нельзя сказать о строительном мусоре. Столица и другие крупные города продолжают интенсивную застройку. Отходов не стало меньше, а вот площадь полигонов сократилась. Поэтому велик соблазн высыпать кирпичный бой, остатки арматуры и другой утиль в ближайшей лесополосе или недалеко от обочины дороги. Это не идет на пользу экологии и не повышает качество жизни граждан.
Тогда властями был сделан шаг, который должен привести к серьезным изменениям в этой сфере. С 1.10.2020 года введен новый алгоритм взаимодействия с отходами строительства и сноса. Порядок регламентирован Постановлением Правительства Москвы №1386 от 26 августа 2020 года. Появилось и новое наименование – ОССиГ.
Расшифровка аббревиатуры
Понятие ОССиГ в своем названии объединяет отходы строительства, сноса и грунта. Анализ разросшихся полигонов, отнимающих земли у сельского хозяйства, показал: только 5% находящегося там мусора приходится на ТКО. Остальной хлам – пришедшие в негодность стройматериалы, остатки демонтажа, грунт. Такая ситуация сложилась из-за недостаточного контроля проверяющих органов над перемещением крупногабаритного утиля. Предпринятые меры направлены на легализацию перевозок и наведение порядка в этой отрасли.
В категорию ОССиГ включают:
- непригодные к эксплуатации отделочные и стройматериалы;
- отходы, появившиеся после реконструкции, сноса зданий, в том числе обломки бетона и кирпича;
- исчерпавшие свой ресурс железобетонные конструкции;
- демонтированные дверные и оконные блоки, перекрытия из пластика и дерева;
- грунты, образовавшиеся после закладки фундамента, рытья скважин, котлованов, при строительстве дорог.
Эти отходы поддаются переработке, требуется только грамотная сортировка. Из вторсырья можно производить новые продукты со сниженной себестоимостью, которые незаменимы в хозяйственной деятельности.
Для чего создана АИС ОССиГ?
Навести порядок в обращении с отходами, которые образуются на строительных и других рабочих площадках, невозможно без централизованного контроля над ними. Для этой цели была разработана автоматизированная информационная система (АИС), регулирующая перемещение ОССиГ. Сначала она работала в обособленном режиме, но в октябре 2020 года стала доступной для всеобщего использования.
Работа с информационной площадкой позволяет получить подробные сведения любого характера:
- информацию о местах образования стройотходов и их точном объеме;
- перечень всех участников процесса: производителей отходов, перевозчиков, перерабатывающих предприятий, площадок для сортировки, захоронения;
- полный маршрут передвижения ОССиГ: от места образования до конечной точки – перерабатывающего завода или полигона.
База данных обновляется в режиме реального времени. Благодаря чему, в любой момент можно уточнить данные (состояние, местонахождение утиля) и проанализировать ситуацию в отдельном районе или на территории области в целом.
Задачи автоматизированной информационной системы
- Упорядочить схему обращения с ОССиГ и ужесточить контроль над всеми промежуточными этапами. Это не только улучшит экологическую обстановку, но и позволит вести учет денежных средств, выделенных из бюджета государства на обработку и утилизацию.
- Легализировать транспортировку строительного мусора, усложнить реализацию серых схем, чтобы они стали невыгодны для обеих сторон: заказчика и исполнителя.
- Предотвратить образование несанкционированных свалок.
- Ввести в практику обязательную обработку и сортировку мусора на выделенных специально для этого территориях. Это увеличит процент перерабатываемых отходов, повысит загрузку мусороперерабатывающих предприятий, уменьшит количество площадок, используемых под захоронение.
- Снизить потребление первичных ресурсов за счет замены их на вторсырье.
Регистрация в АИС: основные моменты
ИП или юридическое лицо смогут войти в единую информационную систему только после получения электронной подписи. Есть 2 варианта создания учетной записи: зарегистрироваться непосредственно на сайте АИС или войти через портал «Госуслуги». Как действовать после авторизации, подскажут инструкции в личном кабинете. Нужно следовать им и внимательно заполнять указанные поля.
Есть 2 важных нюанса:
- для отходоперевозчиков — регистрация возможна не только для организаций, имеющих собственный автопарк. Могут зарегистрироваться и компании, которые привлекают технику других собственников. Но это должно быть подтверждено соответствующими документами: договорами субподряда, аренды, транспортных услуг;
- для отходопроизводителей и отходополучателей – регистрация будет невозможной при отсутствии контрольно-измерительных пунктов. Оборудование должно быть установлено в соответствии с техническими правилами, которые требуют фото- и видеофиксацию.
Правила регистрации прописаны в Регламенте, утвержденном распоряжением Правительства Москвы 30.09.2020.
Участники процесса
Система обращения со строительными остатками, мусором после демонтажа или сноса, с грунтами предполагает наличие 3 ключевых категорий. У каждого участника процесса, в зависимости от статуса в единой системе, есть свои обязанности.
Отходопроизводители
Это те организации, в ходе деятельности которых и образуется ОССиГ. В эту категорию входят строительные компании и монтажные бригады, производители отделочных материалов и застройщики. Для этих организаций обязательны:
- установка на территории специального оборудования (КИП), позволяющего фиксировать въезд и выезд любого транспорта, измерять массу и объем отходов;
- ведение строгого учета мусора: накопленного, вывезенного, самостоятельно утилизированного;
- установление класса опасности и обеспечение мер предосторожности;
- передача сведений в Свободный кадастр в соответствии с установленными сроками.
Деятельность компаний и предприятий, производящих ОСС, регламентировано специальным разрешением, которое выдается Министерством экологии с 1.06.2021 года.
Отходоперевозчики
Это транспортные компании, осуществляющие вывоз мусора. Для перевозки обязательно наличие лицензии. Сегодня проверить надежность и легальность деятельности перевозчика очень просто. Достаточно зайти на сайт Министерства ЖКХ (для Москвы и области) и посмотреть перечень ТК, получивших аккредитацию. На сегодняшний день в реестре представлено более 60 компаний.
Там содержится актуальная информация, так как список постоянно обновляется.
Требования к отходоперевозчику:
- оснащение спецтехники ГЛОНАСС – благодаря спутниковой навигации можно полностью отследить передвижение автотранспорта и исключить его выгрузку в неположенном месте;
- транспортировка утиля только в закрытых контейнерах. Если таких нет, емкости накрываются плотным тентом;
- оперативная передача сведений о перевозке в АИС в режиме онлайн;
- оформление электронного талона в некоторых случаях;
- соблюдение правил грузоперевозок;
- наличие паспорта класса опасности, к которому относится перевозимый мусор;
- составление схемы передвижения, выбор оптимального маршрута.
Транспортная компания не выбирает пункт приема строительных остатков, не несет ответственности за неточно указанные измерения объема и веса. Она осуществляет только перевозку.
За все остальные действия отвечает отходопроизводитель: проводит контрольно-измерительные действия, заключает соглашение с отходополучателем, контролирует выполнение условий договора на предоставление транспортных услуг.
Отходополучатели
Это коммерческие и некоммерческие организации, чья деятельность связана с приемом, обезвреживанием, утилизацией стройотходов. Получатели ОССиГ также внесены в реестр. Место размещения и оборудование площадок согласуется с комитетом Правительства Москвы.
В обязанности отходополучателей входит:
- оборудование контрольно-измерительного пункта – позволяет отследить поток въезжающего транспорта и объем поступающего на площадку мусора;
- оборудование территории подъездными путями – учитываются действующие ограничения по высоте;
- разработка схемы передвижения спецтехники по территории пункта приема.
По словам А. Разина (министра подмосковного ЖКХ), в 2021 году на территории МО работало 11 сортировочных площадок. С января 2022 года к ним добавилось еще 4 объекта.
Несколько важных моментов
Реформа по обращению с ОССиГ только набирает обороты, и у участников процесса возникает много вопросов. Уполномоченными органами постоянно проводится разъяснительная работа.
Нормативно-правовая база
Правила взаимодействиями с отходами строительства, сноса, грунтами регламентируется несколькими документами.
ППМ №1386 от 26. 08. 2020
Описывает новую схему обращения с отходами сноса, строительства, а также грунтов, появившихся после проведения производственных работ.
ППМ №1387 от 26.08.2020
Содержит регламент получения разрешения на перемещение строительных отходов.
ППМ №2173-ПП от 23.12. 2021
Официально закрепляет поправки, внесенные в порядок перемещения ОССиГ.
ППМ №277/12 от 26.04.2013
Утверждает Положение о Минэкологии и природопользования. В соответствие с ним осуществляется выдача разрешений на перемещение строительного мусора.
ППМ №335-ПП от 16.06.2014
Закрепляет необходимость создания автоматизированной информационной системы.
ППМ №981-ПП от 12.12.2006
Содержит рекомендации по оснащению мест хранения отходов.
Распоряжение Министерства экологии №134-РМ от 25.02.2021
Регулирует порядок обращения с ОССиГ. Рассказывает об обязанностях отходопроизводителя и отходоперевозчика.
Закон МО №171/2001-03
Содержит информацию о разрешении на перемещение – кем и кому выдается.
Распоряжение Р-157/20 от 30.09.2020
Утверждает регламент информационного взаимодействия всех участников АИС.
ФЗ №149 от 27.07.2006
Содержит сведения об информационных технологиях, защите данных.
Регламентирует нормы освещения мест хранения строительного мусора.
Фиксирует требования к ограждению площадок, предназначенных для складирования ОСС.
Все, что нужно знать о КИПах
Контрольные пункты необходимы на территории организаций, производящих мусор, и на площадках, принимающих его. С помощью КИП проводятся взвешивание и измерение ОСС, учет транспорта, который их перевозит.
Установка проводится с учетом ТУ, получивших юридическую силу 1.06.2021 года. В них указаны все требования, включающие плотность грунта, уровень грунтовых вод, оборудование основания.
За чей счет устанавливают КИП?
Поскольку без этого оборудования невозможно зарегистрироваться в единой информационной системе, его установка обязательна. В задачи КИП входит запись госномеров, измерения и взвешивание мусорных контейнеров, подтвержденные фотографиями и видео. Коммерческие организации оборудуют контрольные пункты за свой счет. Если же работу предприятий финансирует городская казна, госучреждения, фонд реновации, тогда КИПы устанавливаются за государственный счет.
Как добиться корректных замеров?
Основные требования указаны в специальной инструкции от 12.08.2021 года. Там подробно описан порядок измерения. Расстояние между автотранспортом должно составлять 4 метра. Запрещается езда с противотуманными фарами или дальним светом: их выключают за 5 метров до КИПа. Также перечислены команды, загорающиеся на табло, и нужная схема действий.
Несортированный мусор: что с ним делать?
Если возникла необходимость вывезти смешанный мусор, потребуется заключение договора с комплексом по переработке отходов. При этом КПО должен присутствовать в АИС в статусе отходополучателя. Деятельность комплексов контролируется Министерством ЖКХ.
Цена приема смешанных остатков строительства равнозначна стоимости приема твердых коммунальных отходов.
Электронный талон: что это?
Электронный талон – это информационная подсистема, позволяющая контролировать перемещение ОСС. В нем присутствует основная информация о движении транспортного средства:
- пункты загрузки и выгрузки;
- точное описание груза;
- количественные характеристики: объем, вес;
- класс опасности.
Свойства груза должны быть описаны максимально точно. При наличии разночтений мусор не будет принят отходополучателем.
Если объем перевозимых отходов меньше 50 кубометров, талон оформляет отходоперевозчик. Если больше указанной цифры, эта обязанность возлагается на отходопроизводителя.
Подключение мусоровозов к информационной среде
Спецтехника, осуществляющая транспортировку ОССиГ, должна быть подключена к информационной среде. Как это сделать, прописано в ТУ. В них регламентирована установка программно-аппаратного модуля. Указаны требования к передаваемым сведениям (географические координаты, скорость движения, данные о терминале), настройки протоколов, IP-адреса.
Как быть физическим лицам?
Рядовые граждане не обязаны получать разрешение на передвижение отходов строительства. Им достаточно заключить договор с компанией, которая занимается перевозкой мусора. Все документы оформляет ТК. При этом она должна иметь соглашение с пунктом утилизации и договор, заключенный с частным лицом. На этом основании перевозчик получает разрешение на перемещение ОСС.
Физические лица имеют право рассчитывать на вывоз отходов свыше 50 кубов. В таком случае компания выписывает несколько электронных талонов.
Основные правила складирования ОССиГ
Хранить строительные отходы надо в соответствии с требованиями РФ в специально отведенных для этого местах. Выделенная для складирования площадка должна:
- иметь ограждения по периметру;
- исключать загрязнение почвы, грунтовых вод, поверхностных водоемов;
- обязательно освещаться в вечернее и ночное время в соответствии с требованиями ГОСТа 12.1.046-2014.
Нарушение этих правил приведет к штрафным санкциям.
В двух словах о цене на транспортировку и прием
Сегодня никаких тарифов не существует. Стоимость формируется с учетом сложившейся ситуации на рынке, то есть на основе спроса и предложения. Если говорить об услуге для бюджетных объектов, расценки на нее формируются исходя из сметно-нормативной базы ТСН.
С июня 2021 года оплата производится только при предоставлении необходимых документов. Подтвердить выполнение условий договоров, заключенных между всеми участниками процесса, могут всевозможные акты (передачи/приема, выполненных работ, оказанных услуг) и сведения, полученные с КПТС. Причем информация должна соответствовать данным, отраженным в единой информационной системе.
Штрафные санкции
Правительство ужесточило контроль над обращением с ОССиГ. Если раньше сумма штрафов была мизерной, сегодня она выросла в несколько раз и составляет:
- 100-250 тысяч рублей – для организаций;
- 10-40 тысяч рублей – для ИП;
- 3-5 тысяч рублей – для физических лиц.
Избежать наказания не получится. Вдоль дороги были установлены видеокамеры. Такая система уже эксплуатировалась ранее. Она применялась для отслеживания нарушений скоростного режима. Основанием для административной ответственности являются фотографии госзнаков автомобиля.
Создание электронной площадки приведет к быстрому решению всех вопросов, связанных с обращением ОССиГ. К тому же единая система исключит возможность заключения нелегальных сделок, выгрузку мусора в не предназначенных для этого местах. Если все пойдет, как запланировано, у России есть все шансы догнать Европу и прийти к экономике замкнутого цикла.
Источник: musor24.com
Технологии информационного моделирования: отсрочка, которая должна помочь многое решить. Только поможет ли?
На март 2023 года перенесли обязательность использования 3D-моделей в строительстве по госзаказу. Какая ситуация сейчас с применением ТИМ? И как следует использовать появившийся год для подготовки?
Фото: depositphotos.com —>
Введение обязательного использования 3D-моделей в строительстве по госзаказу решено перенести на март 2023 года, сообщил журналистам замглавы Минстроя Константин Михайлик. По его словам, пока у проектировщиков, привыкших работать в программах Autodesk или Nemetschek и вынужденных сейчас переходить на российские аналоги, возникает слишком много вопросов. При этом Константин Михайлик подчеркнул, что полностью отказываться от развития технологий информационного моделирования в строительстве власти не планируют. И события последних дней это подтвердили.
Но сначала все-таки о годовом переносе внедрения обязательного 3D-моделирования. Руководитель комиссии по цифровизации общественного совета при Минстрое России, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов считает, что ничего страшного в этом нет: переход на технологии информационного моделирования (ТИМ) идет, но, конечно, не так быстро в свете сегодняшних реалий. По данным компании 1С, 73% проектных организаций так или иначе применяют ТИМ, среди строителей-подрядчиков и генподрядчиков таких всего 43%. Первыми стали применять новые технологии проектные организации, которые работают с целым набором программ уже 10-15 лет, и для них переход на ТИМ — это просто дообучение с учетом усложнения требований к проектной документации. У заказчиков и подрядчиков же зачастую это совершенно новая компетенция.
Михаил Викторов руководитель комиссии по цифровизации общественного совета при Минстрое России, президент НОТИМ «Мы поддерживаем подход Минстроя: поэтапность и постепенность может быть в текущи х условиях предпочтительна, но никто не собирается отказываться от внедрения «цифры». Минстр ой России идет навстречу и дает возможность применения ЗD на усмотрение заказчика.
Нужен заказчику самому такой уровень цифровизации, у него проект со сложными фундаментами и высокой степенью детализации — это требование он сам выполнит, но если проект несложный, например технический водозабор с двумя трубами, то строитель должен иметь возможность решать его на уровне 2D: не усложнять, не удорожать. Цифровое неравенство пока есть.
Не во всех компаниях выстроены процессы работы в среде общих данных, с цифровыми подписями. Некоторые компании добровольно и самостоятельно перешли на ТИМ уже давно, потому что эти технологии давали соответствующий эффект. Они научились не только проектировать и строить с применением ТИМ, но и проходить экспертизу, стройконтроль в «цифре». Отмечу, что лиде ры сконцентрированы не только в Москве и Петербурге, они есть в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске и Тюмени».
По словам Михаила Викторова, об отсрочке цифровой реформы говорили и до санкций, когда не было ухода западных производителей ПО. «Сейчас все российские производители ПО адаптируют свои продукты для массового потребителя. Санкции дают нам основание ускорить цифровизацию, поскольку мы находимся в жестком конкурентном мире. Ситуация заставит ТИМ-сообщество, наших производителей ПО в кратчайшие сроки довести свои продукты до конкурентного уровня. В России сейчас они могут стать основными: это и nanoCAD, и Renga, и производители, и разработчики среды общих данных. Думаю, что наши компании очень скоро могут производить свой продукт не только для России, но и для экспорта на рынке Азии, Африки, Южной Америки», — считает президент НОТИМ.
Генеральный директор Gaskar Group Игорь Афанасьев при всей жесткости своих оценок тоже отмечает, что уровень владения самой технологией информационного моделирования в России весьма высок и не случайно наши специалисты нередко выполняли заказы для Европы и Азии. Но одного этого для полноценного внедрения ТИМ недостаточно, а уход Autodesk — вовсе не главная и отнюдь не единственная наша проблема.
Игорь Афанасьев генеральный директор Gaskar Group «Думаю, все сообщество поддерживает инициативу о переносе срока обязательного перехода. С одной стороны, без решительных принудительных мер со стороны государства отрасль вряд ли сама быстро войдет в «цифру»; с другой стороны, участники строительства к этому во многом не готовы.
Поэтому уход Autodesk мне представляется скорее поводом, чем причиной такой отсрочки. С самого начала года мы изучали ситуацию в регионах и даже посетили несколько субъектов в Сибири, СЗФО и ЦФО. Одни понимали, что предстоит сделать до конца года, и старались предпринять решительные действия, но были и те, кто не представлял себе «масштаб трагедии».
Эта разобщенность, пожалуй, главный сигнал к тому, чтобы еще раз перегруппироваться, поставить реальные сроки, разъяснить общие алгоритмы и в координации с Минстроем выстраивать единую систему перехода на 3D-моделирование и на ТИМ. По разным оценкам, в стране сейчас на 300 тысяч строительных компаний только 30 тысяч инженеров-проектировщиков, умеющих работать с технологиями информационного моделирования. Чтобы рынок не испытывал проблем, нужно еще минимум 100 тысяч таких специалистов. Указанной в проекте закона отсрочки вполне хватит для их подготовки, поскольку в принципе ТИМ — это не наука, а прикладное знание, навык, который опытный инженер или выпускник вполне может наработать за полгода».
Впрочем, заместитель генерального директора компании Renga Software Максим Нечипоренко еще раз подчеркивает: да, сегодня существует проект поправок к постановлению № 1431, он уже направлен на рассмотрение в правительство, со своей стороны Минстрой эти поправки отработал, и изменения касаются даты перехода на применение трехмерных моделей. При этом постановление № 331, которое устанавливает обязательное применение информационного моделирования в госзаказе, никто не отменял и не менял. Таким образом, требование к применению ТИМ остается, просто теперь 3D не является обязательным. При этом те регионы, которые уже перешли на него, могут продолжать работать с моделями.
Ряд регионов России, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, уже применяют 3D-моделирование в госзаказе: по словам Максима Нечипоренко, это приветствуется государством и будет поощряться дальше. А что происходит с цифровизацией и с переходом на ТИМ в других регионах России?
Максим Нечипоренко заместитель генерального директора компании Renga Software «Как показывает практика, ситуация здесь складывается по-иному. Например, в некоторых управлениях капитального строительства так и не перешли даже на электронный документооборот, и там можно до сих пор встретить стопки документации и чертежей.
Другой вопрос касается подготовки кадров: за прошлый год лишь часть госслужащих, представителей госзаказчика, прошли обучение и погрузились в тему ТИМ. Добавляет проблем и незаконченная реформа ценообразования для сметных расчетов, которая бы улучшала достоверность данных в составе задачи, связанной с введением информационной модели.
Безусловно, ситуация, когда некоторые зарубежные компании приняли решение приостановить свою деятельность на территории России, вызывает ряд проблем для организаций. Но, на наш взгляд, заменить импортные программные продукты российскими не составляет большой проблемы.
Озабоченность скорее вызывает тот факт, что, по некоторым данным, всего 20% предприятий в России используют BIM-инструменты в своей работе. А это значит, что на практике приходится сталкиваться с повсеместным применением 2D. Получается, что регионы на местах не провели достаточную работу по переходу на технологии информационного моделирования, как предполагало постановление правительства. По данным, всего 10% тендерной документации включает пункт о необходимости создания 3D-модели».
При этом, как считает Максим Нечипоренко, в идеальном варианте 3D-моделирование должно не просто быть начальной точкой проекта, но и использоваться на всех этапах жизненного цикла здания. «Если оставаться в терминологии BIM, это означает, что началом проекта должна стать трехмерная параметрическая объектно ориентированная модель. Из модели нужно формировать чертежи и спецификации, которые будут ассоциативно связаны с моделью.
Потом на ее основе делать сметные расчеты, оценивать экономическую эффективность проекта. Дальше запускать процесс по планированию строительных процессов, оценивать стоимость проекта. В этом и заключается вся ценность BIM: это достоверность и прозрачность данных, которые мы можем создавать и использовать на различных этапах жизненного цикла объекта. Если мы исключаем трехмерную составляющую из BIM-процессов, то приходим к тому, от чего ушли, а именно к огромному числу коллизий, ошибок, превышению бюджета и срыву сроков по сдаче объектов», — объясняет свою позицию эксперт.
А для наглядности приводит один, но яркий пример — без имен, чтобы никого не обидеть: «Одна проектно-инжиниринговая компания создавала трехмерную модель объекта на основании документации, которая уже прошла экспертизу. В результате после создания 3D-модели здания было выявлено 77 коллизий. Так что было принято решение проектировать объект заново. И такие истории не единичны, к сожалению. Поэтому перенос сроков на 2023 год означает, что ошибки будут повторяться, проблемы возникать».
Минстрой России ясно дал понять, что отмены по применению ТИМ не будет, но теперь у региональных структур появилось время рационально использовать год, чтобы разобраться в процессе, подготовиться к применению ТИМ. По мнению Максима Нечипоренко, самое главное — научиться формулировать задания на проектирование, не избыточные, а понятные и осознанные, направленные в первую очередь на уменьшение коллизий и повышение достоверности данных. «На наш взгляд, года вполне достаточно, чтобы службам заказчика научиться контролировать исполнение проектов с применением ТИМ, на основании модели создавать чертежи, спецификации и сметы. Этот год должны использовать проектировщики и заказчики, чтобы разобраться с технологиями, со средой общих данных и выполнить хотя бы один пилотный проект.
Разработчики со своей стороны будут и дальше заниматься разработкой ПО: анализировать текущие задачи, выявлять сложности и повышать уровень автоматизации. То есть то, чем они занимаются всегда. Сейчас, в новых условиях, спрос на российские программные продукты вырос. У разработчиков повышается входящий запрос на консультации и техническую поддержку, при этом денежная масса не увеличивается. Все, что сейчас нужно сделать российским разработчикам, — это сбалансировать свои ресурсы», — уверен эксперт.
А вот теперь еще одно подтверждение тому, что отсрочки отсрочками, но отказываться от внедрения ТИМ никто не собирается. Как сообщает ТАСС, Минстрой предложил обязать коммерческих застройщиков многоквартирных домов перейти на ТИМ в 2023 году, а застройщиков индивидуального жилья — в 2024 году.
Согласно положениям проекта постановления правительства РФ, опубликованного на портале правовой информации, формирование и ведение информационной модели станет обязательным для застройщика или технического заказчика, которые возводят многоквартирный дом, если договор подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации заключен после 1 января 2023 года и если разрешение на строительство выдано после 1 июля 2023 года. Что касается строительства индивидуальных домов в границах территории малоэтажных жилых комплексов, формирование и ведение информмодели будет обязательным, если договор подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации заключен после 1 января 2024 года и если разрешение на строительство выдано после 1 июля 2024 года.
Приказом Росстандарта от 29 марта 2022 сформирован* новый технический комитет по стандартизации ТК 505 «Информационное моделирование», председателем которого назначен замглавы Минстроя Константин Михайлик. Секретариат комитета организован на базе института развития «Дом.РФ».
Управляющий директор по цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак уверен, что «использование цифрового моделирования позволит государству, а впоследствии и частным застройщикам строить экономно, но при этом быстро и эффективно с учетом надежности возводимых зданий и сооружений». А сам глава нового комитета отмечает, что «цифровизация строительных процессов является одним из ключевых направлений работы Минстроя России. Поэтому нам особенно важно формирование профильного технического комитета, который позволит консолидировать экспертную работу лучших специалистов страны в сфере информационного моделирования для подготовки актуальной документации системы стандартизации в строительстве. Это окажет непосредственное влияние на повышение качества архитектурно-строительного проектирования объектов, их строительство и эксплуатацию».
Как гласит официальный пресс-релиз, в первую очередь ТК 505 займется вопросами разработки и утверждения системы национальных стандартов в сфере информационного моделирования, которая призвана закрепить подходы к описанию процессов создания цифровой модели на каждом этапе жизненного цикла объекта капитального строительства, а также требования по формированию и управлению единым информационным пространством.
О том, как отреагировали застройщики (городские и особенно загородные) на столь бескомпромиссное требование перехода на ТИМ, мы поговорим еще не раз. А для начала один из подслушанных в кулуарах разговоров.
Объясняя причины неторопливости ряда застройщиков в отношении ТИМ, один собеседник говорил другому примерно следующее: «Стройка сопротивляется, потому что цифровизация усложняет… скажем так, альтернативные финансовые операции. В тысячах пачек бумаги что угодно можно спрятать, и никакие контрольные ведомства концов не найдут.
Вон тут кто-то подсчитал недавно, сколько бумаги тратится при строительстве четырехподъездного дома на 25 тысяч «квадратов». Получилось 8,5 тысячи пачек, если на все; по нынешним ценам в рублях это 13 млн рублей. Да за эти деньги можно обвнедряться разными ТИМами, еще и сдача останется! Так что для лозунгов «цифра», прозрачность, технологии информационного моделирования — здорово, а в реальности получается, многим лучше на некоторые аспекты своей деятельности свет не проливать».
Источник: www.bfm.ru