Разрешение на строительство для капитального ремонта дорог

1.1 Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации по приемке и вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог, их участков и пусковых комплексов, а также титульных мостовых переходов, мостов, путепроводов и других титульных искусственных дорожных сооружений на указанных автомобильных дорогах (далее — автомобильные дороги, объекты).

1.2 Положения настоящего ОДМ предназначены для применения организациями и уполномоченными на то лицами, участвующими в процессе приемки и ввода в эксплуатацию указанных объектов.

2 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1) объект капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта), далее «объект»: Автомобильная дорога, ее участок, а также титульный мостовой переход, мост, путепровод и другое титульное искусственное дорожное сооружение на ней.

2) автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ДОРОГ, КОТОРЫЕ ВЗОРВУТ ВАШ МОЗГ

3) искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (водопропускные трубы, мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

4) титульное искусственное дорожное сооружение: Искусственное дорожное сооружение, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) которого осуществляется по отдельному титулу (проекту).

5) строительство автомобильной дороги: Создание новой автомобильной дороги, ее участка.

6) реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

7) капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

8) заказчик (застройщик): Физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующее право и уполномоченное инвестором выполнять функции по организации и управлению строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта.

В Подмосковье тестируют отечественную технику для строительства и ремонта дорог.

9) подрядчик: Физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующее право и выполняющее по договору подряда с заказчиком работы по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объекта.

10) эксплуатационная организация: Физическое или юридическое лицо, имеющее соответствующее право и осуществляющее на правах собственника или по его поручению эксплуатацию построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта.

11) приемочная комиссия: Временный коллегиальный орган государственных надзорных органов и иных уполномоченных на то должностных лиц, устанавливающий и документально подтверждающий соответствие законченного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объекта утвержденной проектной документации, требованиям нормативных документов и законодательных актов, а также его готовность к вводу в эксплуатацию.

12) приемка объекта в эксплуатацию: Действие органов и уполномоченных на то должностных лиц, в результате которого подтверждается готовность законченного строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) и принятого к использованию по назначению объекта.

13) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: Документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и удостоверяющий выполнение строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта утвержденной проектной документации.

14) пусковой комплекс: Совокупность конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней, предусмотренная утвержденной проектной документацией и обеспечивающая использование автомобильной дороги или ее части по назначению в процессе ее строительства.

15) стадия строительства: Совокупность конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней, предусмотренная утвержденной проектной документацией, обеспечивающая временное использование автомобильной дороги по назначению в процессе ее строительства до выполнения работ последующей стадии (стадий).

16) ввод объекта в эксплуатацию: Начало использования построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта по назначению, устанавливаемое фактом выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3 Порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог

3.1 Общие положения

3.1.1 Приемке в эксплуатацию подлежат законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом в соответствие с утвержденной в установленном порядке проектной документацией федеральные автомобильные дороги, их участки и пусковые комплексы, а также титульные мостовые переходы, мосты, путепроводы и другие титульные искусственные дорожные сооружения на указанных автомобильных дорогах (далее — автомобильные дороги, объекты).

3.1.2 Приемка в эксплуатацию автомобильных дорог, законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, осуществляется приемочными комиссиями.

3.1.3 Приемка в эксплуатацию автомобильных дорог с дорожной одеждой, устраиваемой в соответствии с утвержденным проектом в две стадии, осуществляется приемочными комиссиями по каждой стадии.

3.1.4 Приемка в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог оформляется актом приемочной комиссии.

Формы актов приемочных комиссий о приемке в эксплуатацию автомобильной дороги и титульного мостового перехода (моста, путепровода) приведены соответственно в приложениях А и Б.

3.1.5 Законченные строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильные дороги предъявляются к приемке в эксплуатацию приемочной комиссии заказчиком.

3.1.6 При наличии значительного объема требуемых испытаний по приемочному контролю или (и) наличии существенных замечаний заказчика или органов надзора в процессе производства работ, решением заказчика назначается рабочая комиссия для определения готовности законченной строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильной дороги к предъявлению приемочной комиссии с составлением акта рабочей комиссии.

Состав рабочей комиссии и порядок ее работы определяется заказчиком. Материалы рабочей комиссии предъявляются заказчиком приемочной комиссии.

3.1.7 Для ввода завершенной строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильной дороги в эксплуатацию заказчик (застройщик) обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию.

Для ввода в эксплуатацию пусковых комплексов или стадий строительства указанного объекта (автомобильной дороги) получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

3.1.8 Факт ввода в эксплуатацию законченной строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильной дороги устанавливается получением разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию.

Датой ввода автомобильной дороги в эксплуатацию считается дата выдачи указанного разрешения.

Форма разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию приведена в приложении Г.

3.2 Порядок назначения и работы приемочных комиссий, их права и обязанности

3.2.1 Приемочные комиссии для приемки законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильных дорог назначаются Федеральным дорожным агентством или органом им уполномоченным.

3.2.2 Назначение приемочной комиссии Федеральным дорожным агентством производится по представлению Заказчика не позднее, чем за 30 дней до установленного срока начала ее работы, согласованного с ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями в части возможности участия их представителей, рекомендуемых к включению в состав комиссии.

Назначение приемочной комиссии заказчиком, как органом, уполномоченным Федеральным дорожным агентством, проводится в аналогичном порядке в указанные сроки.

3.2.3 В состав приемочных комиссий включаются представители соответствующего органа управления дорожным хозяйством, заказчика, подрядчика, эксплуатирующей организации, организации — генерального проектировщика, организации, осуществляющей строительный контроль (при его наличии), а также организации, выполнившей предприемочное обследование и диагностику принимаемой в эксплуатацию автомобильной дороги.

В состав приемочных комиссий могут включаться представители субподрядчиков, а также надзорных органов, ведомств, организаций, предприятий и независимые эксперты, участие которых обуславливается необходимостью, определяемой заказчиком в зависимости от состава и сложности принимаемой в эксплуатацию автомобильной дороги.

Включение в состав приемочной комиссии, назначаемой заказчиком, представителей Федерального дорожного агентства осуществляется по согласованию с руководством агентства в зависимости от состава и сложности принимаемой в эксплуатацию автомобильной дороги.

3.2.4 Председателя приемочной комиссии назначает орган, назначивший приемочную комиссию.

3.2.5 В случае обоснованной необходимости замены членов приемочной комиссии решение о замене и включении в ее состав других представителей ведомств, организаций, предприятий принимает председатель приемочной комиссии, извещающий об этом орган, назначивший комиссию, в докладной записке к акту приемки автомобильной дороги в эксплуатацию.

3.2.6 Работу приемочной комиссии организует ее председатель, а необходимые условия для работы приемочной комиссии обеспечивает подрядчик.

3.2.7 Заказчик предъявляет приемочной комиссии законченную строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом автомобильную дорогу и документы, удостоверяющие ее готовность к приемке в эксплуатацию.

3.2.8 Автомобильные дороги, законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, должны приниматься в эксплуатацию в период, благоприятный для визуального обследования, измерений и взятия проб.

Как правило, не допускается приемка в эксплуатацию автомобильной дороги при наличии устойчивого снежного покрова.

В исключительных случаях при выполнении строительных работ в объемах, превышающих средние показатели для данной технической категории дороги более, чем в 2 раза, допускается производить приемку в эксплуатацию автомобильной дороги в указанных условиях при возможности проведения визуального обследования, измерений и взятия проб.

3.2.9 Приемочная комиссия изучает и анализирует предъявленные заказчиком документы и освидетельствует автомобильную дорогу в натуре с проведением в случае необходимости контрольных измерений, проверок и испытаний.

3.2.10 Не допускается приемка в эксплуатацию автомобильных дорог при отсутствии положительных заключений надзорных органов и при наличии отступлений от проекта, снижающих прочность, устойчивость, надежность и экологическую безопасность автомобильной дороги, уровень безопасности движения транспортных средств, а также изменений проекта, не согласованных с проектной организацией.

3.2.11 Акт о приемке в эксплуатацию подписывается всеми членами приемочной комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, излагают его в письменном виде в приложении к акту приемки с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты.

Заключение председателя приемочной комиссии по указанным особым мнениям излагается в докладной записке к акту приемки.

3.2.12 В случае принятия приемочной комиссией решения о невозможности приемки в эксплуатацию автомобильной дороги взамен акта приемки составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты с указанием мер по обеспечению ввода в эксплуатацию автомобильной дороги, которое подписывается всеми членами приемочной комиссии.

3.2.13 Не допускается открытие движения транспортных средств по построенной автомобильной дороге до ее ввода в эксплуатацию.

Движение транспортных средств по реконструированной или отремонтированной дороге до ее ввода в эксплуатацию осуществляется по временной схеме, предусмотренной проектной документацией или проектом производства работ.

3.2.14 Председатель приемочной комиссии в недельный срок после завершения работы комиссии направляет в орган ее назначивший акт о приемке автомобильной дороги в эксплуатацию с докладной запиской к нему или мотивированное заключение о невозможности приемки автомобильной дороги в эксплуатацию.

При приемке в эксплуатацию завершающего пускового комплекса автомобильной дороги в дополнение к указанным материалам представляются документы, необходимые для закрытия сметного расчета.

3.2.15 Ответственность за приемку в эксплуатацию автомобильной дороги с несоблюдением требований п. 3.2.10 настоящего ОДМ несет председатель приемочной комиссии. Члены комиссии несут персональную ответственность в пределах их компетенции.

3.2.16 Рассмотрение документов о приемке в эксплуатацию автомобильной дороги и принятие решения по результатам этого рассмотрения осуществляется органом, назначившим приемочную комиссию, не позднее недельного срока после поступления указанных документов.

В случае получения от приемочной комиссии мотивированного заключения о невозможности приемки автомобильной дороги в эксплуатацию орган, назначивший приемочную комиссию, определяет меры по подготовке автомобильной дороги к проведению повторной приемки.

3.3 Подготовка автомобильной дороги к приемке в эксплуатацию

3.3.1 Подготовку материалов для приемочной комиссии осуществляют заказчик и подрядчик.

3.3.2 Подрядчик по окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги в установленные договором подряда сроки представляет заказчику необходимые для работы приемочной комиссии документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности автомобильной дороги к приемке в эксплуатацию, а также не позднее, чем за 2 месяца до планируемого ввода автомобильной дороги в эксплуатацию предложение о дате работы приемочной комиссии.

3.3.3 По получению извещения об окончании работ и готовности автомобильной дороги к приемке от подрядчика, заказчик принимает решение о назначении состава приемочной комиссии и сроках ее работы в порядке, установленном в разделе 3.2.

3.3.4 До приемки в эксплуатацию построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги заказчик организует выполнение полного комплекса ее обследований и диагностики в соответствии с действующими «Правилами диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» в объеме, позволяющем оценить состояние и параметры всех элементов дороги после строительства, реконструкции или капитального ремонта.

3.3.5 Мосты, путепроводы, эстакады с опытными и впервые применяемыми конструкциями до приемки в эксплуатацию должны, как правило, подвергаться приемочным испытаниям.

3.3.6 На основании обследований, диагностики и испытаний организация (организации) их проводившая, представляет заказчику отчет и заключение о соответствии построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги утвержденной проектной документации с выводами о возможности ее приемки в эксплуатацию.

Заказчик представляет приемочной комиссии указанные материалы, которые служат основой для принятия решения о возможности приемки объекта в эксплуатацию. Кроме того, результаты указанной диагностики заказчик передает в электронном виде в формате баз данных действующего отраслевого автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) в организацию, уполномоченную Росавтодором для ведения и формирования АБДД.

После внесений изменений в АБДД указанная организация выдает заказчику подтверждение о внесении изменений в банк дорожных данных.

3.3.7 Заказчик не позднее, чем за 10 дней до начала приемки в эксплуатацию автомобильной дороги, определяет время и место работы приемочной комиссии и уведомляет об этом председателя и членов комиссии.

3.3.8 Заказчик не позднее, чем за 3 дня до начала работы приемочной комиссии формирует полный комплект материалов, представляемых приемочной комиссии (Приложение В).

3.4 Порядок получения разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию

3.4.1 Для ввода автомобильной дороги в эксплуатацию заказчик обращается в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию.

Форма заявления для получения разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию приведена в приложении Г.

Форма разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию приведена в приложении Д.

3.4.2 К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка (в соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ);

3) разрешение на строительство (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 698);

4) акт приемки автомобильной дороги в эксплуатацию;

5) документ, подтверждающий соответствие построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство и заказчиком;

7) документы, подтверждающие соответствие построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство и заказчиком;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог в исключительной экономической зоне РФ и на землях особо охраняемых природных территорий.

3.4.3 Указанные в пунктах 6) и 9) документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Читайте также:  Можно ли получить помощь в строительстве

3.4.4 В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в п. 3.4.2 настоящего ОДМ, осмотр автомобильной дороги и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги осуществляется проверка ее соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

3.4.5 Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию является:

— отсутствие документов, указанных в п. 3.4.2 настоящего ОДМ;

— несоответствие автомобильной дороги требованиям градостроительного плана земельного участка;

— несоответствие автомобильной дороги требованиям, установленным в разрешении на строительство;

— несоответствие параметров построенной, реконструированной, отремонтированной автомобильной дороги проектной документации.

3.4.6 Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию, кроме указанных выше, является непредставление заказчиком органу, выдавшему разрешение на строительство, сведений о площади постоянного и временного отвода автомобильной дороги, о сетях инженерно-технического обеспечения, копии результатов инженерных изысканий и копий разделов проектной документации, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги, а также копии технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В таком случае разрешение на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию выдается только после передачи заказчиком безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший разрешение на строительство, указанных выше материалов.

3.4.6 Отказ в выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

3.4.7 Разрешение на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию выдается заказчику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдавший разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

3.4.8 Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

3.5 Техническая инвентаризация, паспортизация автомобильных дорог и их передача на баланс эксплуатационной организации

3.5.1 Техническая инвентаризация объектов капитального строительства (в том числе, автомобильных дорог) проводится в целях осуществления государственного контроля за строительной (градостроительной) деятельностью, совершенствования планирования развития территорий, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности.

3.5.2 Техническая инвентаризация автомобильных дорог подразделяется на первичную, плановую и внеплановую.

3.5.3 Первичной технической инвентаризации подлежат все вновь построенные автомобильные дороги (все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась).

По результатам первичной технической инвентаризации на каждую построенную автомобильную дорогу оформляется технический паспорт. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

3.5.4 Внеплановая техническая инвентаризация автомобильных дорог проводится при изменении технических или качественных характеристик автомобильных дорог (реконструкция, капитальный ремонт).

3.5.5 Техническая инвентаризация объектов капитального строительства (в том числе, автомобильных дорог) в соответствии с «Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. N 921 (с изменениями от 10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г.), осуществляется организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства.

3.5.6 Технический паспорт автомобильной дороги составляется в соответствии с действующей «Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования».

3.5.7 Для проведения технического учета и паспортизации автомобильных дорог могут привлекаться научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие специализированные дорожные организации по договорам, заключаемым в установленном порядке.

3.5.8 Технический учет и паспортизацию построенных, реконструированных, отремонтированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорог проводят не позднее, чем через 6 месяцев после их приемки в эксплуатацию.

3.5.9 Федеральные автомобильные дороги закрепляются:

— за федеральными государственными (или казенными) учреждениями (федеральными управлениями автодорогами, управлениями автомагистралями) на праве оперативного управления;

— за федеральными государственными унитарными дорожными предприятиями на праве хозяйственного ведения;

— за органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации на праве, предусмотренном соглашением о передаче полномочий по управлению федеральными автомобильными дорогами между ними и Росавтодором.

3.5.10 Решение о включении автомобильной дороги в федеральную сеть принимается постановлением Правительства Российской Федерации.

3.5.11 Закрепление законченной строительством автомобильной дороги и сооружений на ней за учреждением осуществляется в следующей последовательности:

— подготовка приказа Росавтодора о вводе автомобильной дороги в эксплуатацию и ее закреплении за учреждением (исполнитель — Росавтодор);

— создание приемочной комиссии по приемке автомобильной дороги в эксплуатацию (исполнитель — заказчик);

— приемка автомобильной дороги приемочной комиссией с оформлением акта приемки в эксплуатацию (исполнитель — заказчик, приемочная комиссия);

— получение разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию (исполнитель — заказчик);

— постановка автомобильной дороги на баланс эксплуатирующего учреждения (исполнитель — организация, принимающая автомобильную дорогу на баланс);

— регистрация изменений в реестре федерального имущества федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) и отраслевом реестре федерального имущества, регистрация прав на недвижимое имущество (исполнитель — организация, принимающая автомобильную дорогу на баланс);

— подготовка, согласование с Минэкономразвития и торговли РФ, Минфином РФ, МВД РФ и утверждение постановления Правительства Российской Федерации о включении построенной автомобильной дороги в перечень федеральных автомобильных дорог (исполнитель — Росавтодор).

3.6 Ответственность участников приемки и ввода автомобильной дороги в эксплуатацию

3.6.1 Ответственность за приемку в эксплуатацию автомобильной дороги при отсутствии положительных заключений надзорных органов и при наличии отступлений от проектной документации, снижающих прочность, устойчивость, надежность и экономическую безопасность автомобильной дороги, уровень безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также при наличии отступлений от проектной документации, не согласованных с проектной организацией, несет председатель приемочной комиссии. Члены комиссии несут персональную ответственность в пределах своей компетенции.

3.6.2 Заказчик несет ответственность за своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов, соблюдение качества выполненных работ и сроков ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

3.6.3 Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований проектной документации и обязательных для сторон нормативных документов, за недостижение указанных в проектной документации показателей объекта капитального строительства, а также за невыполнение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда.

Форма акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию автомобильной

ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

от «__» __________________ 20__ г. г. ________________________

Приемочная комиссия, назначенная ________________________________________

(наименование органа, назначившего приказом

_____________________________________ приказом (постановлением, решением)

(постановлением, решением) комиссию)

от «__» _______________ 20__ г. N ______________,

председателя _________________ _______________

и членов комиссии — представителей:

заказчика _________________ _______________

органа управления дорожным хозяйством _________________ _______________

эксплуатационной организации _________________ _______________

подрядчика _________________ _______________

проектировщика _________________ _______________

_______________________________________ _________________ _______________

(наименование органа, организации, (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

(указываются все представители других (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

заинтересованных органов, организаций и (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

учреждений, участвующие в качестве

1. Заказчиком ___________________________________________________________

(наименование организации и ведомственная принадлежность)

предъявлена к приемке в эксплуатацию ____________________________________

(наименование автомобильной дороги (участка),

ее административное значение, вид строительства (новое, реконструкция,

и место расположения (область, район и др.))

2. Строительство осуществлялось генеральным подрядчиком _________________

(наименование организации и

Продолжение приложения А

______________________________, выполнившим _____________________________

ведомственная принадлежность) (виды работ)

и субподрядными организациями ___________________________________________

(наименование организаций и их ведомственная принадлежность,

виды выполненных работ каждой организацией) (при количестве организаций

их перечень и виды выполненных работ указать в Приложении к настоящему

3. Проектная документация на строительство разработана генеральным

проектировщиком ________________________________, выполнившим ___________

(наименование организации и ведомственная принадлежность) (наименование

__________________________________________, и субподрядными организациями

частей и разделов документации)

(наименование организаций, их ведомственная принадлежность и выполненные

ими части и разделы

проектной документации) (при количестве организаций более трех, их

перечень и выполненные ими части

и разделы проектной документации указать в Приложении к настоящему акту)

4. Проектная документация утверждена ____________________________________

(наименование органа, утвердившего (переутвердившего)

проектную документацию на строительство автомобильной дороги (участка))

«__» ______________ 20__ г. N ____________________________

5. Строительство проведено на основании разрешения на строительство

(постановления, приказа) от «__» __________ 20__ г. N ___________________

(наименование органа, выдавшего разрешение на строительство, издавшего

6. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки:

начало работ _______________________________

окончание работ ____________________________

7. Приемочной комиссии представлены следующие документы:

8. Предъявленная к приемке в эксплуатацию автомобильная дорога (участок)

имеет следующие основные показатели:

а) категория дороги __________________

б) протяженность дороги _______________ км

в) ширина земляного полотна ________________ м

г) ширина проезжей части ________________ м

д) конструкция дорожной одежды (исключая мосты и __________________

е) коэффициент сцепления (или шероховатость) __________________

ж) мосты __________ шт./п.м

з) путепроводы __________ шт./п.м

и) габариты, расчетные нагрузки искусственных __________________

Продолжение приложения А

к) здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб ________________

л) природоохранные мероприятия __________________________________________

9. Пусковые комплексы (очереди) автомобильной дороги приняты в

эксплуатацию приемочными комиссиями _____________________________________

(наименование пусковых комплексов, дата приемки)

10. Эксплуатационная организация и договорные условия: __________________

11. Сметная стоимость по утвержденной проектной документации (в ценах

всего ________________ тыс. руб.,

в том числе строительно-монтажных работ _______________ тыс.руб.,

12. Сметная стоимость основных фондов, принимаемых в эксплуатацию (в

ценах 200__ г.) _______________ тыс. руб.

13. Фактические затраты (для заказчика) _______________ тыс. руб.

Объект сдал Объект принял

Приемочная комиссия рассмотрела представленную документацию, произвела

осмотр автомобильной дороги в натуре, установила соответствие выполненных

работ проекту, провела дополнительные замеры и испытания ________________

замеров и испытаний)

РЕШЕНИЕ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ:

Предъявленную к приемке _________________________________________________

(наименование автомобильной дороги, участка)

принять в эксплуатацию.

Приложения к акту*:

1. Разрешение на строительство

2. План автомобильной дороги

3. Ведомость выполненных работ

4. Технический паспорт автомобильной дороги

5. Паспорта на мосты, путепроводы, эстакады надземные (подземные),

6. Гарантийные паспорта на автомобильную дорогу и искусственные дорожные

7. Отчет по предприемочной диагностике

8. Ведомость контрольных измерений, произведенных при осмотре готовности

объекта к приемке

9. Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических

регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной

Продолжение приложения А

10. Акт о соответствии параметров построенного объекта проектной

11. Документы, подтверждающие соответствие параметров построенного

объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций,

осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения

12. Перечень подрядных организаций

13. Перечень документов, представленных приемочной комиссии

14. Опись исполнительной документации, передаваемой на хранение

15. Акт рабочей комиссии (в случаях работы рабочей комиссии)

Председатель комиссии _______________ __________________

Члены комиссии: _______________ __________________

*) Приведен примерный перечень приложений

Форма акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию мостового

перехода (моста, путепровода)

ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ О ПРИЕМКЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА (МОСТА,

ПУТЕПРОВОДА)

от «__» __________________ 20__ г. г. ________________________

Приемочная комиссия, назначенная ________________________________________

(наименование органа, назначившего приказом

_____________________________________ приказом (постановлением, решением)

(постановлением, решением) комиссию)

от «__» _______________ 20__ г. N ______________,

председателя _________________ _______________

и членов комиссии — представителей:

заказчика _________________ _______________

органа управления дорожным хозяйством _________________ _______________

эксплуатационной организации _________________ _______________

подрядчика _________________ _______________

проектировщика _________________ _______________

_______________________________________ _________________ _______________

(наименование органа, организации, (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

(указываются все представители других (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

заинтересованных органов, организаций и (Ф.И.О.) (должность)

_______________________________________ _________________ _______________

учреждений, участвующие в качестве

1. Заказчиком ___________________________________________________________

(наименование организации и ведомственная принадлежность)

предъявлена к приемке в эксплуатацию ____________________________________

наименование мостового перехода (моста, путепровода),

наименование дороги, километр, вид строительства — новое, реконструкция,

и место расположения (область, район и др.))

2. Строительство осуществлялось генеральным подрядчиком _________________

(наименование организации и

Продолжение приложения Б

______________________________, выполнившим _____________________________

ведомственная принадлежность) (виды работ)

и субподрядными организациями ___________________________________________

(наименование организаций и их ведомственная принадлежность,

виды выполненных работ каждой организацией) (при количестве организаций

их перечень и виды выполненных работ указать в Приложении к настоящему

3. Проектная документация на строительство разработана генеральным

проектировщиком ________________________________, выполнившим ___________

(наименование организации и ведомственная принадлежность) (наименование

__________________________________________, и субподрядными организациями

частей и разделов документации)

(наименование организаций, их ведомственная принадлежность и выполненные

ими части и разделы

проектной документации) (при количестве организаций более трех, их

перечень и выполненные ими части

и разделы проектной документации указать в Приложении к настоящему акту)

4. Проектная документация утверждена ____________________________________

(наименование органа, утвердившего (переутвердившего)

проектную документацию на строительство мостового перехода (моста,

«__» ______________ 20__ г. N ____________________________

5. Строительство проведено на основании разрешения на строительство

(постановления, приказа) от «__» __________ 20__ г. N ___________________

(наименование органа, выдавшего разрешение на строительство, издавшего

6. Строительно-монтажные работы осуществлены в сроки:

начало работ _______________________________

окончание работ ____________________________

7. Приемочной комиссии представлены следующие документы:

8. Предъявленная к приемке в эксплуатацию мостовой переход (мост,

путепровод) имеет следующие основные показатели:

а) категория дороги __________________________________________

б) длина моста (путепровода) ________________________________________ м

в) длина подходов _______________________________________ км

г) отверстие моста ________________________________________ м

д) габарит по ширине __________________________________________

е) ширина тротуаров слева ________________ м, справа _____________ м

ж) продольная схема моста (путепровода) _________________________________

з) уклон проезжей части: продольный _________, поперечный _________

и) проектные нагрузки __________________________________________

к) ограждения на мосту _______________, на подходах _____________

Продолжение приложения Б

л) подмостовой габарит _____________________________________

м) покрытие проезжей части на мосту _____________________________________

н) природоохранительные мероприятия _____________________________________

9. Пусковые комплексы мостового перехода приняты в эксплуатацию

приемочными комиссиями __________________________________________________

(наименование пусковых комплексов, дата приемки)

10. Эксплуатационная организация и договорные условия: __________________

11. Сметная стоимость по утвержденной проектной документации (в ценах

всего ________________ тыс. руб.,

в том числе строительно-монтажных работ _______________ тыс.руб.,

12. Сметная стоимость основных фондов, принимаемых в эксплуатацию (в

ценах 200__ г.) _______________ тыс. руб.

13. Фактические затраты (для заказчика) _______________ тыс. руб.

Объект сдал Объект принял

Приемочная комиссия рассмотрела представленную документацию, произвела

осмотр мостового перехода (моста, путепровода) в натуре, установила

соответствие выполненных работ проекту, провела дополнительные замеры и

замеров и испытаний)

РЕШЕНИЕ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ:

Предъявленную к приемке мостовой переход (мост, путепровод) _____________

перехода, моста, путепровода, комплекса)

принять в эксплуатацию.

Приложения к акту*:

1. Разрешение на строительство

2. План мостового перехода

3. Ведомость выполненных работ

4. Технический паспорт подходов к мосту

5. Паспорт на мост

6. Гарантийные паспорта на подходы к мосту и мост

7. Отчет по предприемочной диагностике

8. Ведомости контрольных измерений, произведенных при осмотре готовности

подходов к мосту и моста к приемке

9. Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических

регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной

10. Акт о соответствии параметров построенного объекта проектной

Продолжение приложения Б

11. Документы, подтверждающие соответствие параметров построенного

объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций,

осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения

12. Перечень подрядных организаций

13. Перечень документов, представленных приемочной комиссии

14. Опись исполнительной документации, передаваемой на хранение

15. Акт рабочей комиссии (в случаях работы рабочей комиссии)

Председатель комиссии _______________ __________________

Члены комиссии: _______________ __________________

*) Приведен примерный перечень приложений

Перечень документов, представляемых приемочной комиссии

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ПРИЕМОЧНОЙ КОМИССИИ

1. Документы Заказчика:

— Разрешение на строительство.

— Утвержденная проектная документация.

— Документы на право пользования землей.

— Заключения органов государственного надзора, которым подконтролен объект, о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту и возможности его нормальной эксплуатации.

— Ведомости контрольных измерений, выполненных заказчиком (или по его указанию) при промежуточной приемке выполненных работ (зданий, сооружений, конструктивных элементов).

— Журнал авторского надзора.

— Данные диагностических испытаний построенной автомобильной дороги, выполненные в соответствии с действующими нормами.

Читайте также:  Бревно или оцилиндрованное бревно лучше для строительства

— Документ органа управления дорожным хозяйством, определяющий эксплуатационную организацию объекта.

— Проект акта приемки объекта в эксплуатацию.

— Заключение организации, проводившей обследование и диагностику построенной автомобильной дороги, испытание мостового перехода с выводами о возможности приемки в эксплуатацию.

2. Документы Подрядчика:

— Расчет фактической стоимости строительства объекта.

— Требуемые действующими нормативными актами разрешения (лицензии) на право производства строительных работ.

— Журналы производства работ.

— Сертификаты, технические паспорта, акты испытаний, лабораторные журналы и другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, использованных при производстве строительно-монтажных работ и другая исполнительно-производственная документация.

— Исполнительный продольный профиль.

— Гарантийный паспорт по эксплуатационной надежности сдаваемого объекта.

— Извещение о завершении всех предусмотренных договором подряда работ в соответствии с проектом и готовности объекта к приемке.

Форма заявления для получения разрешения на ввод объекта (автомобильной дороги) в эксплуатацию

N ________ от «__» ________ 20__ г.

(полное наименование федерального органа

исполнительной власти или органа исполнительной

власти субъекта РФ, его почтовый индекс и адрес)

Руководствуясь статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации,

прошу выдать разрешение на ввод в эксплуатацию построенного

(реконструированного, отремонтированного) объекта капитального

капитального строительства в соответствии с проектной документацией)

расположенного по адресу ________________________________________________

Источник: mooml.com

Розрешение на строительство

Здравствуйте Приобрел участок (аренда) 4 сот для капитального строительства в НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ Но. Участок находится возле выезда на главную дорогу! То есть двумя сторонами расположен к дорогам Внимание вопрос Обязательно ли согласование с дорожниками (треугольник видимости придорожная полоса и т д) ? На соседнем аналогичном участке уже стоит кап строение(Рим 2) с несоблюдением этих норм(треугольник видимости придорожная полоса и т д) Какие последствия могут быть без согласования с дорожниками? Возможно ли решение вопроса в судебном порядке?Какая практика? На рисунке Римская1 мой участок на нем красным предпологаемое место застройки Более подробную со всеми рзамерами карту могу приложить по запросу PSДорожники утверждают что без разрешения от них нельзя обойтись!!

Если Ваш участок находится на придорожной полосе, то согласование с владельцем автомобильной дороги действительно нужно.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог
8.Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог
1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
2. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
1) семидесяти пяти метров — для автомобильных дорог первой и второй категорий;
2) пятидесяти метров — для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
3) двадцати пяти метров — для автомобильных дорог пятой категории;
4) ста метров — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
5) ста пятидесяти метров — для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
3. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
4. Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
2) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района;
4) органом местного самоуправления поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах поселения или строительство которых планируется осуществлять в границах поселения;
5) органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
16) придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

А почему Вы хотите обращаться в суд? Попробуйте получить согласие в досудебном порядке.

Спасибо за быстрый ответ Но! Есть Ст 26 1. Для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Где четко сказано за исключением в населенных пунктов В устной форме мне дорожники уже отказали Хотя рядом стоит кап строение на аналогичном участке с нарушением тех норм на которые указывают мне дорожники( См рис)

Если вы будете возводить на арендуемом земельном участке объект капитального строительства, то вам понадобиться разрешение на строительство.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно ст.51 Гр.К РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Из текста ст. 51 Гр.К РФ следует вывод, что согласования, необходимые для возведения объектов капитального строительства. на земельных участках производятся в несколько этапов, порядке, предусмотренном Гр.К РФ и в частности, при подготовке правил землепользования, ( ст.30,31 Гр.К), градостроительного регламента ( ст.23-25 Гр.К), подготовке проектной документации. Окончательное согласование производится при получении разрешения на строительства ( ст.51 ГК РФ)

Согласование про которое вам говорят дорожники, как правило, производится при подготовке проектной документации на объект капитального строительства, а также может производится при подготовке и принятии правил землепользования, или других локальных нормативных актов, принимаемых в муниципальными органами власти в порядке, установленным Гр К. РФ

Для для вас важным является получение разрешения на строительство. При рассмотрении вашего заявления будут проверены все документы и согласования, необходимые для строительства объекта капитального строительства на вашем земельном участке. В случае отсутствия необходимого согласования вам не выдадут разрешение на строительство и предложат получить предложат нужное согласование.

Таким образом, разрешение на строительство должно гарантировать вам, что все необходимые согласования на строительство объекта капитального строительства получены.

Строительство объекта капитального строительства ( кроме объектов предусмотренных п.17 ст51 Гр.К) без получения разрешения на строительство будет считаться самовольным строительством ( ст.222 ГК РФ )

Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Прилагаю судебную практику Верховного Суда РФ, связанную с самовольным строительством и.нормы ГрК РФ, на которые сослался ранее..

 Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 18-КГ15-65 (Судебная коллегия по гражданским делам)
Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее.
Примечание. Самовольный застройщик не доказал, что он обращался за разрешением на изменение вида использования участка.
Акт принят до внесения изменений в ст. 222 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 258-ФЗ.

Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 по делу N 309-ЭС16-5381, А71-15106/2014 (Судебная коллегия по экономическим спорам)
По мнению суда апелляционной инстанции, расположение спорного объекта на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для его сноса. Ответчик не знал, что объект расположен на недопустимом расстоянии от указанных зон, объект возведен на основании выданного разрешения, поэтому самовольной постройкой он не является. Кроме того, границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены.
Выводы суда апелляционной инстанции, которые сделаны со ссылкой на то, что жилой дом возведен при наличии разрешения на его строительство, не соответствуют п. 1 ст. 222 ГК РФ.
Эта норма называет самовольной постройкой как объект, возведенный без разрешения, так и объект, созданный с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Спорный объект возведен на расстоянии, которое более чем в 2 раза меньше зоны минимального расстояния, безопасно допустимого согласно строительным нормам и правилам. То, что органы местного самоуправления выдали разрешение на строительство объекта на земельном участке, где невозможно его возведение, не устраняет запрета на такое строительство, установленного законами, градостроительными и строительными нормами и правилами.

Позиция ВС РФ: Для признания права собственности на самовольную постройку при отсутствии разрешения на строительство соблюдение необходимых норм и правил должно быть подтверждено компетентными органами
Применимые нормы: п. 3 ст. 222 ГК РФ, ст. ст. 47, 51 ГрК РФ
 Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2002 N 18-В02пр-53
При отсутствии разрешения на строительство вывод о том, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, может быть сделан лишь в случае, если соблюдение установленных градостроительных и других обязательных норм и правил подтверждено соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора (санитарного надзора, пожарной охраны и т.д.), а также если опровергнуты на основе надлежащих доказательств все доводы, по которым отказано в принятии самовольного строения в эксплуатацию.
Примечание. Разъяснение касалось рассмотрения судом спора о признании права собственности на самовольную постройку в судебном порядке.
Акт принят до внесения изменений в п. 3 ст. 222 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 258-ФЗ.

Ст 51 Гр К РФ… В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) право устанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3)материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

Статья 36 Гр К РФ… Градостроительный регламент

1.Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
3. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Ст. 30 Гр.К Правила землепользования
6.В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Ст.31 Гр.К РФ 8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:
1) состав и порядок деятельности комиссии;
2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);
3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
5) иные вопросы организации работ.

9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
12.Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
14.В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.

В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
(часть 14 в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ст.24 Гр.К РФ
11. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
12. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
13. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
14. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.
15. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
ст. 25
4.1. В случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 настоящей статьи, проект генерального плана подлежит согласованию в части определения функциональных зон, в которых планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения муниципального района.

Ст.23 Гр К РФ
5. На указанных в пунктах 2 — 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;

Согласно ст.1 ГрК РФ
10.1) линейные объекты — линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;

11) красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов;

Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на Согласно ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. п. 8. Инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Читайте также:  Передача права на долю в строительстве

Этот закон вступил в силу с 01.09.21 г. В г. Воронеже было принято постановление «О порядке взаимодействия структурных подразделений администрации г. Воронежа при разработке схемы размещения гаражей на территории г. Воронежа от 10.06.22 г. № 527». В июне этого года я подал заявление о предоставлении земельного участка для размещения гаража и нашёл место участка . Сейчас на процессе рассмотрения.

Однако в письме мне написали, что оформить в собственность не получится, а только на 5 лет, так как в ответе написали, что «Схема является единой для г. Воронежа и утверждается нормативным правовым актом сроком на 5 лет. Дополнительно сообщаем, что следующее, включение места под размещение гаража в схему не является для оформления в собственность земельного участка под ним».

Потом опять отписки, что ещё на разработке. Получается Постановление Правительства РФ действует с 01.09.21 года, моё заявление было подано 4 месяца назад и всё по-прежнему не готово. Обоснованно всё это? Прилагается письменный ответ.

В 2016 году между в дальнейшем Обанкротившемся Застройщиком и мной был заключен Договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Согласно постановления Администрации городского округа Московской области «О признании Проблемным объектом многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, …» многоквартирный дом был признан проблемным объектом строительства.

Решением Главного Управление Государственного Строительного Надзора Московской области в 2018 году я был включен в реестр пострадавших граждан. Новый Застройщик выиграл торги открытых торгов (конкурса) по продаже имущества застройщика банкрота в 2021 году: — Объект незавершенного строительства – многоквартирный жилой дом, — Право аренды земельного участка.

Новый Застройщик приобрел вышеуказанное имущество по договору купли-продажи. Пункт 1.3 договора купли-продажи предусматривает: «Застройщик обязуется исполнить за Застройщика – банкрота обязательства перед участниками строительства по передаче оплаченных ими в полном объеме жилых помещений в многоквартирном жилом доме, согласно ранее заключенным договорам долевого участия.

Наблюдая за возобновленным строительством многоквартирного дома обнаружил, что проект изменен, а именно: — Планировка квартир сохранена только на первых 4-х этажах, начиная с 5-го этажа планировка не соответствует Проекту по которому я заключал ДДУ. В результате изменения Проекта моей квартиры на 8-ом этаже просто нет.

В предоставленном мне сотрудниками Нового застройщика проекте Дополнительного соглашения между мной и Новым застройщиком – ООО были допущены существенные недочеты о чем я поставил в известность руководство ООО, которое обещало исправить допущенные ошибки. Больше никаких соглашений для подписания я не получал.

Спустя 2 месяца я получил Требование Нового застройщика ООО с откровенной ложью: «Требование Настоящим повторно уведомляем Вас о том, что новым застройщиком многоквартирного дома по адресу: Московская область, …, является ООО. ООО приобрело объект незавершенного строительства — многоквартирный жилой дом, нежилое здание, кадастровый № по договору № 52 купли-продажи 2021 года.

Право собственности ООО на недостроенный объект зарегистрировано в 2021 году. В силу ч. З ст.

4 Федерального закона от 30 Декабря 2004 года М 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Согласно ч. 1 ст.

452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Статья 432 ГК РФ предусматривает: «1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение». Согласно п. 2 ч. 4 ст. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор, кроме прочего, должен содержать: 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Обращаем Ваше внимание, что ООО с Вами договор участия в долевом строительстве не заключало, стороной заключенного Вами с Застройщиком-банкротом договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора) не является. В силу ч. З ст. 308 ГК РФ, обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Таким образом, ООО не состоит с Вами в договорных отношениях, заключенный Вами с Застройщиком-банкротом договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора) не регулирует отношения между Вами и ООО. ООО перешло обременение объекта незавершенного строительства многоквартирный жилой дом, нежилое здание, кадастровый №, в виде обязанности по завершению строительства и ввода дома в эксплуатацию передать Вам квартиру, которая поименована как объект долевого строительства в договоре участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора).

Обязательства по обременению указаны для ООО в договоре № купли-продажи 2021 года, стороной которого Вы не являетесь, и отношения с Вами не регулирует. С целью возможности ООО реализовать данное обременение и определения его условий, включая, существенных (срок передачи квартиры, гарантия и т.д.), ООО неоднократно предлагало Вам вступить в договорные отношения с ООО, но Вы упорно отказывались и отказались.

ООО не осуществляло строительство ранее многоквартирного дома, не может нести перед Вами какую-либо ответственность за просрочку передачи Вам квартиры по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора), за качество квартиры, гарантийные сроки, так же как не может нести перед Вами ответственность за невозможность достижения результата данного договора по простым причинам: ООО не заключало с Вами договоров долевого участия в строительстве или дополнительного соглашения о замене застройщика по договору долевого участия в строительстве многоквартирного дома (№ договора) с указанием срока передачи Вам квартиры по причине Вашего отказа от его заключения. Учитывая, что ООО не осуществляло строительство данного многоквартирного дома ранее, то имеется необходимость проверки проекта, выполненных работ на соответствие требованиями законодательства.

Проверка показала, что квартира, поименованная как объект долевого строительства по договору (№ договора), не может быть построена по проекту, использованному бывшим Застройщиком банкротом, т.е. не может быть Вам передана (невозможность исполнения), Кроме того, в настоящее время, в связи с проводимой проверкой и предварительно выявленными недостатками работ, выполненных Застройщиком банкротом и проектной документации, использованной им, Новый Застройщик вынужден приостановить строительство многоквартирного дома. По указанным причинам, ООО не может исполнить перешедшее вместе с приобретенным незавершенным строительством объектом его обременение в виде передачи Вам квартиры, поименованной как объект долевого строительства в договоре (№ договора).

Обращаем Ваше внимание, что определением Арбитражного суда Московской области по делу завершено конкурсное производство Застройщика-банкрота, и внесена запись в реестр юридических лиц о прекращении юридического лица Застройщика — банкрота (ликвидация юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве). Данная информация является общедоступной, размещена на https://egrul.nalog.ru/.

С ликвидацией Застройщика-банкрота, т.е. стороны Договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора), обязательства по нему прекратились (статья 419 ГК РФ). Заключить к прекращенному Договору Дополнительное соглашение невозможно.

Статья 416 ГК РФ предусматривает, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. На основании изложенного, ООО: — уведомляет Вас, что приостанавливает строительство многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, …; — заявляет о невозможности исполнения обременения в виде передачи Вам квартиры, поименованной как объект долевого строительства в договоре (№ договора); — требует от Вас обратиться в Росреестр с заявлением о погашении записи о договоре участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора) в связи с его прекращением. Дополнительно сообщаем Вам, что ООО, как добросовестное лицо, действующее в интересах Дольщиков, готово рассмотреть вопрос и выплатить Вам после погашения записи в Росреестре о договоре участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора) в связи с его прекращением, компенсацию в размере уплаченных Вами денежных средств в сумме … в настоящее время ликвидированному Застройщику-банкроту по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома (№ договора), а также выплатить дополнительную компенсацию, определенную по аналогии с правилами ст. 395 ГК РФ. Ответ на обращение прошу предоставить в 5-м дневной срок.» Подскажите, пожалуйста, что с этим делать, как бороться и куда жаловаться?

В период брака муж купил 2 смежных участка земли,затем подарил их в равной долевой собственности мне и моим 3 детям(2 детей моих от первого брака,1 совместный).Далее на одном из этих смежных участков мы построили дом на средства ,полученные по программе по строительству на селе(Архангельская область).Участниками программы были я и 3 детей,т.е муж не учавствовал в программе и на него государством деньги не выделялись.Так же были потрачены деньги от продажи старой квартиры(вложены в строительство и покупку мебели).Зарегестрированы 4 доли в собственности-по 1/4 каждому(1/4 моя и по 1/4 каждому из детей).В 2017 брак расторгнут,имущество не делили,по факту проживали с бывшим мужем на одной жилплощади(дети совершеннолетние),в доме прописана только я и наша совместная дочь,на настоящий момент жить на одной территории абсолютно не возможно,постоянные скандалы и прочее.Вопрос:заканно ли проживание бывшего супруга в доме,прописан он в квартире,которую получал мой умерший первый супруг(не приватизирована)?Имеет ли он право заселять своих родственников в этом доме?В браке был куплен совместно так же бизнес(автошкола),оформлена на бывшего супруга.Никаких доходов я с неё не получаю,но адекватно договорится с бывшим мужем не возможно.Могу ли я надеяться лишить его права пользоваться домом,или это уже навсегда?

Добрый день. На моем участке имеется незарегистрированная деревянная хозпостройка 2017 года строительства. В этом году на соседнем участке началось строительство деревянного жилого дома, расстояние от которого до хозпостройки 3,5 метра. Буду ли я права, если обращусь в органы надзора с просьбой обязать соседа перенести строительство жилого дома на соседнем участке на определённые законом расстояния?

Здравствуйте Могу ли я продать дом если брал мат.кап на завершение строительства а детям ещё нет 18. Доли не расписаны

Источник: pravoved.ru

Рейтинг
Загрузка ...