Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — Комитет Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды выступает против расширения строительства в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), сообщила пресс-служба главы комитета Дмитрия Кобылкина.
Расширение строительства в природных заказниках предполагает текущая редакция законопроекта № 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». В сегодняшней редакции законопроект предлагает «распространение практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов».
Как отметил Кобылкин, к законопроекту в представленной редакции много замечаний: «По итогам заседания комитета, прошедшего 1 апреля 2022 года, вынесено решение — данный документ нуждается в существенной доработке. Председатели нескольких комитетов Госдумы собирались не только для его обсуждения, но и для выработки конструктивных предложений. При рассмотрении законопроекта в первом чтении одновременно было принято постановление по его корректировке».
Разрешение на строительство| основные этапы
«Текущая ситуация требует ускоренного развития многих отраслей, но не ценой ухудшения состояния окружающей среды и тем более особо охраняемых природных территорий. На это неоднократно обращал внимание глава государства. В том числе при формировании национальных целей.
Несмотря на сложности, которые сегодня испытывает наша страна в связи с веденными санкциями, наши приоритеты по улучшению качества окружающей среды остаются прежними. Поэтому депутаты Госдумы и члены Совета Федерации уже подготовили поправки к законопроекту. Они направлены на существенное ограничение строительства инфраструктурных объектов и защиту особо охраняемых природных территорий», — подчеркнул Кобылкин.
6 апреля Государственная дума приняла данный законопроект в первом чтении, отметив необходимость внесения в него поправок. Экологи отмечали, что проект может навредить охраняемым природным территориям России и нуждается в доработке. В Greenpeace заявляли, что если законопроект примут, в заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках станет возможным строительство без экологической экспертизы, а на Байкальской природной территории можно будет рубить лес не только для расширения инфраструктуры БАМа и Транссиба, но и для строительства любой инфраструктуры, в том числе муниципального значения.
Источник: www.interfax.ru
Строительство в охранной зоне памятника природы
Земельный участок в собственности. Согласно свидетельству о гос. регистрации: категория — земли населённых пунктов, разрешённое использование — для ведения ЛПХ, ограничений (обременений) не зарегистрировано. Собрались строить дом, и тут выяснилось, что участок находится в охранной зоне памятника природы регионального значения. Можно ли строить дом на таком участке?
В 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» есть такое:
Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий 1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление садоводческих и дачных участков; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. 8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев. 10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. К сожалению, строится на таких землях — НЕЛЬЗЯ, и в том случае если вы построите жилой дом, то он запросто может быть снесен по решению суда. Не забудьте оставить отзыв.
Источник: www.yurist-online.net
Особо охраняемые природные территории (ООПТ): что это такое, состав, правовой статус, порядок оформления
Дорогие посетители сайта. Вы можете помочь нам, переведя хотя бы 100 рублей на яндекс кошелек. Очень много обращений, требуется много усилий. Мы стараемся. Спасибо!
Для эффективной защиты природных ресурсов законодательством России, в частности Земельным Кодексом, была выделена особенная категория земельных площадей.
Земли этой категории не могут быть использованы для хозяйственной деятельности, не разрешается их приватизация частным или юридическим лицом – они попали под надежную защиту и охрану государства. Речь идет о территориях с особенным статусом – статусом охраняемых.
Земли особенно охраняемых территорий и объектов (ООПТ) имеют научное, историко-эстетическое, оздоровительное значение.
Невозможно по положениям Земельного Кодекса изъятие земельных участков такой ценной категории для строительства, ведения сельского хозяйства, другого коммерческого применения. В ходе такой эксплуатации площадей будет нарушена их уникальность. Охраняемые земельные ресурсы могут подлежать изъятию полностью или частично.
ВНИМАНИЕ! Какие площади к землям относятся охраняемым, решает постановление региональных государственных органов.
Такой статус, ООПТ, могут присваивать и государственные органы субъектов страны. В отношении таких территорий, по статье 7 пункт 2 ЗК устанавливается также определенный правовой режим.
Юридическая значимость
Когда проходит специальная оценка земель и выведение их в категорию охраняемых законом государства, устанавливается их правовой статус и режим. У физических и юридических лиц больше нет возможности использовать землю в других целях.
Территории с статусом охраняемых это земельные площади с особенным значением – реакционным, научным, оздоровительным. Также значение может быть культурно-историческим и даже эстетическим.
ВНИМАНИЕ! Должен соблюдаться порядок отнесения к охраняемым территориям, иначе такой статус будет не законным.
Согласно такому порядку земли в специальную категорию значимых природных ресурсов выделяются документально подтвержденным решением федеральных государственных органов. Основная цель принятия решения – защита ценного участка от использования его в самых разных целях.
После присвоения статуса участок может использоваться только в нескольких экологических и социальных направлениях:
- Для организации эффективной охраны природного ресурса. Может быть использован под заказник участок, под заповедник.
- Для организации места отдыха для граждан. При этом должны соблюдаться все требования к охране экологии.
- Для сохранности культурного наследия (исторического).
- Для улучшения общего состояния экологии в регионе.
Как разделяются охраняемые объекты и территории в зависимости от цели использования. Выделяется несколько групп.
- Земельные площади с природоохраняемым значением.
- Участки с реакционным значением.
- Объекты и земли значения культурного и исторического.
- Территории, имеющие оздоровительную ценность. На них, как правило, размещены курорты, санатории.
Также в состав таких земельных площадей могут входить и участки к другим значением, которые, по Земельному Кодексу, требуют особенной охраны. Могут иметь значение охраняемых береговые полосы, участки микрозаповедников, некоторые территории в пределах населенных пунктов.
Особенности использования
Земельный Кодекс указывает на приоритет в охране таких земельных площадей. По закону нельзя изымать охраняемую территорию для применения в других направлениях. Такие действия ограничены или полностью запрещены.
Применение земли с экологическим, оздоровительным, реакционным значение в хозяйственных целях значительно снижает их ценность и уникальность. На площади под охраной, отличающиеся специальным правовым статусом, распространяются особенные порядки использования.
Список территорий
В перечень таких площадей входят дендрологические парки, государственные заказники, ботанические сады, памятники природы.
- Ботанические сады, дендрологические парки – участки, созданные искусственно. На них с целью сохранения и развития выращивается огромный перечень растений.
- Заказники, заповедники, в отличии от предыдущего вида, участки с природными условиями, сохранившимися в естественном виде. Здесь защищаются популяции фауны и флоры.
- К памятникам природы относятся объекты, возникшие природным путем или искусственным. Они имеют значение культурное, научное, эстетическое.
- Национальные парки – большие по площади территории, где удалось сохранить природные условия. Часто они используются в рекреационных целях.
Общее для всех площадей – запрет на ведение любой деятельности, которая направлена не на сохранение или изучение природных условий.
Эти охраняемые территории могут быть в собственности субъектов РФ, в муниципальной или федеральной собственности. В категорию охраняемых могут быть включены даже участки в частной собственности.
Запрещено
Существует список запрещенных направлений деятельности на охраняемых площадях земли.
- Нельзя вести строительство землях территориях с особенным правовым статусом охраняемых. Запрещено строительство трубопроводов, дорог, линий электросети, объектов промышленного и хозяйственного назначения.
- Запрещено вести прогон скота через участок.
- Запрещено эксплуатировать на земле различные транспортные средства.
- Не предоставляется охраняемая земля под дачи, садовые участки.
Разрешено только природоохранное землепользование, территория, на которой расположены уникальные природные зоны оздоровительного, научного или другого значения, не может быть засеяна сельхоз культурами или обустроена под возведение жилых комплексов.
Не проводится на площадях ООПТ разведка, разработка полезных природных ископаемых, вырубка лесных деревьев, охота и рыболовство. Чтобы сохранить ценность охраняемых участков, они выделяются специальными знаками.
Собственники участков, находящихся в пределах охраняемых земель, имеют право на льготы в оплате налогов. Такая же привилегия есть и учреждений, которые управляют территориями, например, заповедниками.
Иногда уже в национальном парке находятся участки, имеющие собственников. Нельзя вести на них деятельность, нарушающую природную ценность, не соответствующую статусу. Запрещена приватизация территорий, расположенных в заповедниках, заказниках.
Если такие участки уже находятся в частной собственности, изымать их не будут, но эксплуатировать землю нужно будет только в соответствии с требованиями правового статуса.
Перевод земель в другую категорию
Присвоение статуса особенно охраняемых может со временем быть приостановлено из-за того, что участок земли утратил свое эстетическое или экологическое, другое значение.
ВАЖНО! Перевод земель из одной категории в другую возможен по законодательству РФ.
Как оформить другой статус земельной площади, вывести ее из перечня охраняемых? Необходимо подтвердить тот факт, что земля больше не предоставляет особенную ценность. Для подтверждения проводится экспертиза – экологическая, государственная, другая.
Изменения в статус вносит тот орган региональной власти, который занимается земельным кадастром. Он имеет право внести изменения и узаконить их. Чтобы вывести землю из-под определения охраняемой, нужно подать целый список документов в местные органы власти. К таким документам относятся:
- копия документа, который может подтвердить личность;
- для физического лица выписка из ЕГРИП, для юридического – из ЕГРЮЛ;
- выписка из реестра недвижимости;
- согласие от первообладателя участка на изменение его статуса.
Обязательно следует иметь на руках заключение экологической экспертизы о том, что земельная площадь действительно утратила свое значение, например, оздоровительное.
Если физическое или юридическое лицо хочет выкупить земельные территории, находящиеся в категории ООПТ, хочет их приватизировать, вести на них хозяйственную деятельность, ему нужно организовать экспертизу, дождаться ее результатов.
Потом по результатам экспертизы в местные органы власти подается заявление с прилагающимися документами.
Ходатайство рассматривается, принимается акт о переводе (или об отказе в переводе). Решение фиксируется в земельном кадастре. Обычно с таким ходатайством выступают юридические лица, имеющие цель использовать землю для коммерческой деятельности.
Если физическое или юридическое лицо проводит на охраняемой территории деятельность, нарушающую правовой статус участка, его ждет наказание по статье 250 или 252 Уголовного Кодекса РФ. Эти статьи были включены с целью улучшения эффективности охраны уникальных природных площадей.
Источник: zakon.wiki