Каков порядок регистрации дороги-подъезда к СНТ? С чего начинать и куда обращаться?
Рядом с СНТ есть дорога, которая проходит в охранной зоне ЛЭП. Хочется зарегистрировать выезд на эту дорогу из СНТ и внести в Росреестр. Часть дороги в охранной зоне ЛЭП. Как регистрировать в собственность или как общественную? Плохие отношения с администрацией поселения и собственниками участков, граничащих с ЛЭП.
Ответы на вопрос:
Согласно ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» начините с обращения к кадастровому инженеру, а затем уже обратитесь в Росреестр согласно ГК РФ согласно ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
РОСРЕЕСТР МОЖЕТ ОТКАЗАТЬ В РЕГИСТРАЦИИ ДОРОГИ УКАЗАВ, ЧТО ДОРОГА НЕ ЯВЛЯЕТЯС ОБЪЕКТОМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ ПОДЛЕЖИТ РЕГИСТРАЦИИ.
ПОЛУЧИТЕ ВЫПИСКУ ИЗ ЕГРИП В РОСРЕЕСТРЕ И УЗНАЙТЕ КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ ДОРОГИ, ВОЗМОЖНО, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ДОРОГУ УЖЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО.
Регистрация ЖИЛОГО дома в СНТ по дачной амнистии
Согласно ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Государственная регистрация объектов, не являющихся недвижимостью, не требуется.
Понятие «недвижимость» является правовой категорией, поэтому признание имущества недвижимым в качестве объекта гражданских прав невозможно на том лишь основании, что оно прочно связано с землей, а для признания его таковым необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил (Постановления ФАС ВСО от 13.03.2012 по делу N А33-737/2011, ФАС СЗО от 20.11.2009 по делу N А05-3071/2009 и др.).
Отказывая в госрегистрации права собственности на автодорогу, органы ФРС, как правило, ссылаются на ч. 1 ст. 9 Федерального закона о государственной регистрации, в которой сказано: по инициативе заявителя допускается государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, и сделок с такими объектами недвижимого имущества федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества и сделок с ними по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
Не каждая дорога может быть признана объектом недвижимости. Соответственно, не возникает оснований для государственной регистрации права собственности на нее.
автомобильная дорога является недвижимым имуществом, только если она создавалась как новый объект недвижимого имущества на земельном участке, отведенном для ее строительства, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил и введена в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
Последствия строительства жилого дома в СНТ
(ред. от 12.03.2014)
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Статья 7. Открытость сведений о государственной регистрации прав
1. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье — запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав.
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
Выписка из Единого государственного реестра прав должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости, отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него.
Дорога как Объект недвижимого имущества, расположенного на землях Администрации МО могла строиться только после полученного письменного Разрешения.
Если данная дорога является Самовольным Объектом строительства, то в этом случае признать Право собственности на неё можно только в Судебном порядке.
Желаю вам удачи Владимир Николаевич
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 16. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог
3. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается:
3) органом местного самоуправления поселения в отношении автомобильных дорог поселения, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах поселения;
4) органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях;
5) органом местного самоуправления городского округа в отношении автомобильных дорог городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа.
От имени СНТ обращайтесь в местную администрацию за получением разрешения, если откажут обращайтесь в суд.
Вы должны руководствоваться
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединенияНаверх
См. Строительные нормы и правила СНиП 30-02-97 и Свод правил по проектированию и строительству СП 11-106-97
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ статья 32 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.
См. текст статьи в будущей редакции
Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 2 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в пункт 3 статьи 32 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
Положения пункта 3 статьи 32 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг
3. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются:
абзац второй утратил силу с 1 июля 2011 г.;
Информация об изменениях:
См. текст абзаца второго пункта 3 статьи 32
материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;
технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.
Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.
Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:
проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;
графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.
Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.
Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении).
См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ статья 33 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1 марта 2015 г.
Статья 33. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным законодательством, с учетом их природных, социально-демографических, национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы организации и застройки территории таких объединений, установленные федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения природоохранного, земельного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности.
2. Основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются:
количество и размеры подъездных и внутренних дорог;
минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;
тип источников водоснабжения;
техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения;
перечень необходимых противопожарных сооружений;
перечень мероприятий по охране окружающей среды.
В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона
Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.
См. текст пункта в будущей редакции
1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки его территории.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 2 статьи 34 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.
См. текст пункта в будущей редакции
2. Контроль за соблюдением требований к возведению строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении проводит правление такого объединения, а также инспектора государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, в порядке авторского надзора организация, разработавшая проект организации и застройки территории такого объединения, органы местного самоуправления.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона признан утратившим силу с 1 марта 2015 г.
3. Тип материалов и конструкций, применяемых при возведении строений, сооружений и объектов инженерной инфраструктуры, определяют садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение и его члены самостоятельно в соответствии с проектом организации и застройки территории такого объединения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона признан утратившим силу с 1 марта 2015 г.
4. Возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона признан утратившим силу с 1 марта 2015 г.
5. Нарушение требований проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является основанием для привлечения такого объединения, а также его членов, допустивших нарушение, к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами
Нужно искать собственника земли и обязывать его передать Вам участок его имущества в аренду согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ.
Похожие вопросы
Куда нам обратиться, чтобы признать продажу части дороги неправомерной?
У нас в деревне узкая тупиковая дорога, шириной 3 метра. За нами построили снт, они ездили по объездной дороге. По-каким-то причинам эта дорога была бесхозной и продали участок с частью объездной дороги. Теперь они запрещают ездить по объездной жителей снт и просят администрацию открыть нашу, узкую и тупиковую дорогу для проезда.
Сервитут администрация якобы сделать не может из-за отказа «собственника» этой части дороги. Он хочет, чтобы дорога была в его собственности. Как нам защитить свою дорогу? Она по снипам не может быть проездной. Как они могли продать часть дороги объездной, где находится газ, эл.столбы.. куда нам обратиться, чтобы признать продажу части дороги неправомерной?
С чего начать?
Для начала вам необходимо ознакомится в администрации с планом землепользования и застройки (ПЗЗ) той местности где проходит ваша тупиковая дорога. Желательно взять с собой грамотного геодезиста для ознакомления с ПЗЗ.
После этого написать письмо в администрацию с просьбой разъяснения возникшей ситуации.
Далее придется обращаться с иском в суд для устранения препятствий пользования имуществом (ст.304 ГК РФ).
Милана, вам необходимо получить ПЗЗ муниципального образования, а также генеральный план вашего муниципального образования: вашей местности, т.е. получить проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.
Вам необходимо увидеть где находится муниципальная дорога как объект недвижимости, кроме этого, возникает вопрос: входит ли данное СНТ в территорию муниципального образования?
Для признания договора купли-продажи части дороги недействительным вам придется обращаться в суд ст 3 ГПК РФ. Обращение в суд осуществляется путем подачи искового заявления Требования к форме и содержанию такого заявления перечислены в статье 131 ГПК РФ Начать же подготовку предъявления иска в суд с выяснения вопроса как статуса этой тупиковой дороги и объездной дороги. Для этого нужно знакомиться с вашими местными Правилами землепользования и застройки ПЗЗ-статья 30 Градостроительного кодекса РФ,с градостроительными регламентами. Надо поднимать также СНиПы, если вы пишите, что тупиковая дорога ни как не может быть проездной [b]Начать решение описанной Вами проблемы вам нужно с посещения вашей местной архитектуры. В архитектуре есть ППЗ, документы о градостроительных регламентах, генеральный план вашего поселения, СНиПы[/b] После получения информации из архитектуры, если в этом будет необходимость обратитесь еще и в Росреестр.
[b]Вопрос ваш не простой.[/b]
По всем вашим трем вопросам вам следует обращаться в суд в порядке искового производства, ст. 131 ГПК РФ.
Для суда вам следует заранее подготовиться.
Возможно в вашем случае нарушены Правила землепользования и застройки, ст. 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. В силу с 10.01.2021).
Ознакомьтесь с картой градостроительного зонирования, сделайте себе заверенную копию.
Вам следует изучить градостроительные регламент относящиеся к вашему муниципальному образованию и сам Порядок применения правил землепользования и застройки, узнать имели ли место внесения в них изменений. Получить и изучить документы о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления вашей территории.
Запросите, были ли изменения видов разрешенного использования земельных участков под дорогой физическими и юридическими лицами.
Возможно сейчас ведется работа по подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления, а то что вы слышали только слухи. Запросите информацию о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования спорного участка дороги
Надеюсь мой вам ответ полезен!
Начать необходимо с коллективного обращения в органы прокуратуры по основаниям ст. 10 ФЗ » О прокуратуре..», в котором в свободной форме описываете все обстоятельства, приведшие к тому, что администрация муниципального образования осуществила продажу части дороги, находящейся в общем пользовании, и, возможно стоящей ранее на балансе МО. Требуйте проведения прокурорской проверки и подачи искового заявления о признании договора недействительным, что должно быть произведено в интересах широкого круга лиц.
Как быть и куда обращаться?
Единственная подъездная дорога к Снт идёт вдоль железнодорожного полотна и относится к отводу железной дороги по кадастру, данную дорогу никто не обслуживает, муниципалитет ссылается что эта дорога не стоит на балансе как муниципальные автодороги а относится к железной дороге. В итоге другой дороги нет и проложить ее негде, при снегопаде дорогу замело и стало невозможно пройти или проехать, Снт оказалось в ловушке* невозможно вызывать экстренные аварийные службы а так же выбраться жителям Снт. Как быть и куда обращаться? И ещё обязан ли муниципалитет обеспечить подъездной путь к Снт, если единственная проходящая дорога относится к отводу железной дороги.
Введите собранием целевой взнос — на расчистку дороги, наймите на эти средства технику.
Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.
Читайте ст. 14 п. 5 и п. 6 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ членские и целевые взносы СНТ не может расходовать средства на благоустройство и обслуживание внешней инфраструктуры.
Как загородить дророгу?
Я живу в частном доме. Для удобства, мы накатали к своему дому дорогу, теперь по этой дороге катаются все, кому вздумается и в нетрезвом состоянии. Могу ли я перекрыть эту дорогу с тем условием, что рядом есть ещё одна дорога, т.е. проезд остается, но только по другой дороге? Хочется отметить, что моей дороги нигде на карте нет.
Поскольку созданная Вами дорога официально не является таковой, то за ее перегораживание Вас нельзя будет привлечь к какой-либо ответственности (если только Вы не построите протяженную изгородь, позволяющую квалифицировать Ваши действия как самовольный захват земли).
Добрый день! Коллега прав! Хочу добавить — Вы в любом случае проявили самоуправство, не получив никаких законных оснований для устройства дороги. Есть определенный порядок и он должен быть соблюден! Запретить то, чего нет — вы не имеете права.
Отказывают в сервитуте.
СНТ находится в 1,5 км от автомобильной дороги. Подъездной путь к СНТ проходит через сельхоз земли, которые принадлежат Совхозу. Дорога в Росреестре не обозначена, совхоз отказывает в серветуте. Дорога существует с 1989 года и это единственно возможный подъезд. Какие действия предпринять, чтобы оформить дорогу?
Здравствуйте, Мария! Если договориться с собственником земельного участка не получается, то нужно подавать в суд исковое заявление об установлении сервитута на основании положений ст.274 ГК РФ. Если нет других путей проезда, то суд установит сервитут.
[quote]Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.[/quote]
Сервитут в этом случае можно оформить через суд
Надо подавать исковое заявление.
В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
На основании положений ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)
[quote]1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
[b]4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;[/b]
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.
10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[b]Если откажут, обращайтесь в суд для установления сервитута![/b]
Если владелец участка в добровольном порядке не устанавливает сервитут, то Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд, по месту жительства ответчика, для признания такого сервитута. В исковом заявлении необходимо доказать, что это единственный проезд к вашим земельным участком.
В силу статьи 274 ГК владелец участка в отношении которого установлен сервитут вправе требовать соразмерной платы за пользование участком, вопрос о размере платы так же целесообразно урегулировать в рамках процесса об установлении сервитута.
Всего Вам хорошего!
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, только обращение в суд. Но не факт что оно вам поможет, а если это земли сельхоз. Назначения, вам и суд откажет в сервитуте. Напишите коллективное заявление в прокуратуру, и просите прокурора в помощи установки публичного сервитута. ЗК РФ [b]Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)[/b]
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
[b]9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.[/b]
[b]10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.[/b]
11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.
16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Источник: www.9111.ru
Дороги в СНТ: кому принадлежат, кто и за чей счет должен ремонтировать
Вопрос состояния подъездных дорог, ведущих к дачным участкам, обостряется с наступлением дачного сезона. Дороги в СНТ часто не соответствуют нормам безопасности и находятся в плачевном состоянии. Проезды прокладывались не один десяток лет назад, с учетом требований тех лет. Сегодня нормы ширины дорог для садовых товариществ изменились, а состояние дорог часто находится в ужасном состоянии и требует ремонта.
Вопрос, кто должен делать дороги в СНТ, на какие средства и кто будет отвечать, все чаще поднимаются на собраниях садовых некоммерческих товариществ.
Кому принадлежат дороги в СНТ
Председатель СНТ не имеет права самостоятельно принимать решение о модернизации дорог: этот вопрос решается на общем собрании собственников, где определяется смета, сроки и те, кто будет контролировать процесс ремонта.
Дороги, находящиеся за пределами территории СНТ, относятся к муниципальной собственности. Соответственно, ремонт главной подъездной дороги должен проводиться за счет средств бюджета.
На практике, однако, все оказывается сложнее. Нередко проезжая дорога, ведущая от автотрассы к въезду в кооператив, не состоит на балансе у администрации и является бесхозной. Найти документы на землю, по которой она проходит, получается крайне редко, предприятия или социальные учреждения, которые занимались строительством и обслуживанием дороги, перестали существовать вместе с СССР.
Если дорога бесхозная, то и ее ремонтом заниматься некому. Раньше частой практикой был самостоятельный ремонт дороги силами самих членов дачного кооператива, но с вступлением в силу закона №217-ФЗ они больше не имеют права принимать участие в ремонте дорог за пределами товарищества и даже при благих намерениях могут попасть на штраф.
Передача подъездных путей на баланс местной администрации может потребовать немало сил и времени.
- Начать нужно с отправки запроса в администрацию местного самоуправления о том, находится ли на ее балансе дорога, соединяющая товарищество с основной автомагистралью, запрос делает председатель СНТ.
- Собственника территории, по которой пролегает дорога, можно посмотреть на публичной кадастровой карте.
- Если дорога бесхозная, необходимо ходатайствовать о ее передаче на баланс, а в бюджете местного самоуправления должны быть заложены средства на ремонт.
- Поддержание удовлетворительного состояния дороги станет обязанностью органов местного самоуправления.
Дороги в СНТ обслуживают и ремонтируют собственники
- Вся деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд»;
- Дороги – Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»,
- СНИП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения».
Ремонт дорог внутри СНТ
Частые проблемы, которые требуют ремонта общих дорог в СНТ:
- Дорога пришла в негодность и требует ремонта;
- На полотне много ям и выбоин, в дождливую погоду образуются большие лужи, через которые сложно проехать даже на машине;
- В ДНП дороги грунтовые, и в дождь их размывает. Требуется создать нормальное асфальтированное дорожное полотно;
- Дорога не отвечает современным пожарным требованиям, требуется модернизация, расширение полотна и увеличение радиуса разворотов.
Председатель дачного кооператива не может принять решение о проведении ремонтных работ единолично: вопрос требует обсуждения на общем собрании членов ДНП. На собрании также утверждают смету, выбирают ответственное лицо, которому будет поручено контролировать составление договора с подрядчиком и осуществлять контроль выполнения работ.
Поскольку дороги общего пользования в СНТ находятся в собственности всех членов товарищества, обязательства по их содержанию распределяются так же среди всех.
Участие в починке путей – вопрос не добровольный: согласно №217-ФЗ, все члены садоводческого товарищества должны это делать.
Дополнительные сложности
Дороги общего пользования в СНТ часто требуют расширения, и, чтобы соблюсти требования пожарной безопасности, приходится задействовать часть земли участков, которые расположены вдоль дороги. Перспектива пожертвовать часть земли под дорогу общего пользования собственника, скорее всего, не обрадует.
На плечи председателя ложится дополнительная ответственность – помимо утверждения плана модернизации дорог, ему надо получить согласие тех, чьи участки расположены вдоль дороги. Ведь без согласия всех членов СНТ он не сможет приступить к ремонту. А если все оставить, как было, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать требованиям пожарных.
Задача председателя в такой ситуации уговорить членов кооператива согласиться на расширение дороги. Если же согласие не удается получить и вопрос мирно не решается, приходится собирать комиссию и решать вопрос в принудительном порядке.
Ремонт в СНТ определяет собрание собственников
Нормы и требования к дорогам СНТ
Основные нормативы пожарной безопасности, которые необходимо соблюсти в садоводческих товариществах.
- Подъездная дорога, объединяющая товарищество с дорогой общего пользования, должна быть проложена от территории СНТ.
- Если количество участков в дачном кооперативе не превышает 50, достаточно будет одного въезда от 2,5 метров в ширину.
- Если количество участков СНТ более 50, то въездов должно быть как минимум два.
- Главная автомобильная дорога на улицах должна составлять в ширину не менее 7 метров, в проездах между участками – не менее 3,5 метров.
- Регламентировано и расстояние от прилегающих участков до дороги до забора — не менее 3,5 метров.
- Минимальный радиус для поворота должен составлять 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров.
- Необходимо предусмотреть площадки для разъезда транспортных средств 15 на 7 метров.
- В тупиковых проездах должна быть разворотная площадка размером 12 на 12 метров.
Новые правила пользования содержат раздел, учитывающий потребности инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13330: нужно обеспечить определенный уклон путей вдоль движения, уровень перепада высоты поребриков и так далее.
Выбирайте наиболее изностойкое покрытие — асфальт или асфальтовую крошку.
Как отремонтировать дорогу в СНТ
Изначально нужно написать заявление председателю СНТ на ремонт дорожного покрытия. Председатель должен инициировать сбор общего собрания собственников.
Если решение о том, что садоводство должно ремонтировать дороги в СНТ принято, составлена смета и определены сроки, то можно начинать искать подрядчика на выполнение дорожных работ, например, обратиться в «Невский Каскад».
После выбора подрядчика необходимо определиться, какого типа будет новая дорога:
- Временная. Отсыпка грунтовой дороги или вариант из асфальтовой крошки. Это самый дешевый вариант, однако грунтовая трасса будет разъезжаться при мокрой погоде, а асфальтовая крошка имеет короткий эксплуатационный срок (всего 2 года). Чтобы дорогу из отсыпанной крошки не размыло, рекомендуется дополнить ее песчаной подушкой.
- Дорога из асфальтовой крошки с уплотнителем. Строители высыпают несколько слоев щебня и асфальтовой крошки, затем укатывают их с помощью катка. Такое покрытие прослужит 2-4 года.
- Асфальтированная дорога или вариант со «пирогом». В первом случае заливается и укатывается асфальт или асфальтобетонная смесь. Во втором – первый слой грунта снимается, работники делают песчаную подушку, укладывают геотекстиль и несколько слоев щебня, утрамбовывают слои катком. Срок службы покрытия – 4-5 лет.
Асфальтовая дорога прослужит не менее 4-5 лет
Если необходим ремонт подъездной дороги, поставленной на баланс администрации, необходимо подготовить обращение.
- Зафиксируйте на фото все недостатки дорожного покрытия.
- Затем составьте обращение в адрес местных властей. Обращение может подать один собственник или все члены товарищества.
В обращении должна быть информация:
- О наименовании СНТ;
- О точном месторасположении и недостатках аварийного участка пути.
Заявление составляется в двух экземплярах и передается в местную администрацию. При подаче заявления вам должны сообщить его входящий номер. Ответ вы получите в течение месяца. Однако необходимо понимать, что бюджет в муниципалитете утверждается на год. И если вы получили утвердительный ответ, то решение проблемы можно ожидать лишь через год.
Если же дорога на муниципальном балансе находится в аварийном состоянии, теоретически можно добиться срочного ремонта за счет расходов на непредвиденные нужды из бюджета. Но на практике такие случаи происходят крайне редко.
Из каких средств выполняется ремонт
Повседневные потребности СНТ оплачиваются за счет регулярных членских взносов. При возникновении внештатных ситуаций с участников собирают дополнительные деньги. Ремонт дорог тоже входит в перечень таких ситуаций.
Размер и периодичность взноса на ремонт определяют на общих собраниях общим голосованием. После починки дороги или ее отдельного участка лицо, ответственное за распределение средств, обязано предоставить отчет о целевом расходовании денежных средств со взносов.
Ремонт выполняется за счет дополнительных взносов собственников земли в СНТ
Можно ли запретить пользоваться дорогами ЗОП, тем членам кооператива, кто не платил членские взносы?
Запрет на пользование путями, которые были модернизированы за счет взносов членов товарищества, действительно можно получить – его может наложить председатель СНТ в соответствии с регламентом.
Администрация СНТ может ограничить въезд должника на территорию СНТ на любом транспортном средстве, те же меры применимы к тем, кто пользуется его участком.
Вход на территорию запретить нельзя – таких прав у председателя нет.
Как добиться, чтобы дорогу отремонтировали
Подводя итоги, перечислим, какие действия необходимо совершить для того, чтобы отремонтировать дороги внутри СНТ и дороги, находящиеся на балансе у местной администрации.
Источник: nevkd.ru
За самовольный ремонт дороги — штраф
Дороги, что пролегают в садовых некоммерческих товариществах, являются имуществом общего пользования. Это означает, что содержать дороги и поддерживать их состояние собственники участков должны самостоятельно. О том, как восстановить транспортную магистраль и избежать ответственности, в интервью журналу «За рулём» рассказал адвокат по административным делам нашего правового центра Сергей Коломиец
Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ. Чем вы будете отсыпать дорогу — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет.
Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Всё ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами. И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.
«Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника. Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля. А вот частник запросто может выставить СНТ счёт за порчу его имущества», — уверен адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Своё имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд. Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придётся либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд.
«Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтёте нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования. Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью, например, по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», — говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля. Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ. Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога. Данные кадастрового учёта можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.
«Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся по-человечески, либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия.
Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счёт. Предположим, дорога принадлежит местной администрации. Если собственник считает, что ремонт был произведён неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы «наваяли». Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что всё это затеяли», — считает адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Источник: chelovekizakon.ru