Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Комментарий к статье 55
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выполняет следующие основные функции:
— удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме. В силу требований ГрК РФ как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ. Таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта (см. Апелляционное определение Кировского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-786/2016);
— является единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану и проектной документации (см. Определение Приморского краевого суда от 16 сентября 2014 г. по делу N 33-8186, Апелляционное определение Курганского областного суда от 4 февраля 2016 г. по делу N 33-475/2016). С 1 января 2017 г. построенный, реконструированный объект капитального строительства должен соответствовать также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Разрешение на строительство. Ввод в эксплуатацию дома.
Допустима выдача разрешения на ввод в эксплуатацию части объекта строительства. Возможность подготовки проектной документации на отдельные этапы строительства и выдача разрешения на эти этапы согласуются с условиями, при которых допускается ввод объектов капитального строительства в виде отдельных очередей (см. Определение ВС РФ от 18 июля 2007 г. N 59-Г07-10).
Закон исключает возможность подтверждения выполнения строительства какими-либо иными документами, кроме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 13 августа 2013 г. по делу N 33-4507/13).
Особенностью этого документа является то, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не удостоверяет правовой статус объекта, не определяет чьи-либо права на данный объект (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2012 г. по делу N А53-23441/2011).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 комментируемой статьи).
Необходимо отметить, что хозяйственное использование построенного объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным (см. Апелляционное определение Кировского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-786/2016). Эксплуатация объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа, накладываемого на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (см. Постановление ВС РФ от 17 июня 2016 г. N 303-АД16-5985).
РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО. ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
2. Обратиться с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо в орган или уполномоченную организацию, выдавшие разрешение на строительство. Сделать это возможно как непосредственно, так и через многофункциональный центр. Форма заявления утверждена Приказом Минрегиона России от 2 июля 2009 г. N 251.
Поскольку обязанность по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возложена на застройщика, то заявителем является именно он (см. Постановление ВС РФ от 17 июня 2016 г. N 303-АД16-5985; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2015 г. по делу N А31-11732/2014).
3. Часть 3 устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые требуются для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако в ч. 4 содержится правило, что Правительством РФ могут устанавливаться иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Так, до 11 января 2016 г. действовало Постановление Правительства РФ от 1 марта 2013 г. N 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», которое предусматривало необходимость предоставления технического плана. Позже Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ перечень обязательных документов в ГрК РФ был дополнен техническим планом объекта капитального строительства.
Документы могут быть представлены непосредственно или в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Общим правилом является возможность не предоставлять документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Это правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (проект планировки территории и проект межевания территории), разрешение на строительство и заключение органа государственного строительного надзора. Такие документы могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.
В судебной практике вызывает споры предоставление документа — акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), поскольку, как указывают суды, в законе не указаны название и форма этого документа (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2012 г. по делу N А65-2548/2011).
Также сложности могут возникнуть с предоставлением документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Такие документы представляются только при их наличии. Как указывают суды, в качестве документов, подтверждающих факт соответствия объекта капитального строительства техническим условиям, могут быть приняты любые документы (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 1 апреля 2011 г. по делу N А12-13985/2010).
4. После предоставления необходимых документов проводится проверка наличия и правильности их оформления, осмотр объекта капитального строительства.
В случае если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (ч. 5 комментируемой статьи).
В результате должно быть принято решение о выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (ч. 8).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (ч. 12). Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства (ч. 10.1).
5. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлены в ч. 6 комментируемой статьи. При этом с 1 января 2017 г. они дополняются отказом в случае несоответствия объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Дополнительным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является невыполнение застройщиком требования о безвозмездной передаче сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, экземпляра результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации, копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ч. 7).
Необходимо отметить, что отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Пример: отсутствие заключения органа Госстройнадзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало администрации, выдавшей обществу разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ей компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. по делу N А53-19037/2014; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2016 г. по делу N А55-12355/2015).
Также не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истечение срока действия разрешения на строительство или реконструкцию объекта (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2015 г. по делу N А60-852/2015).
Основанием для отказа не может служить отсутствие возможности сопоставить представленную обществом документацию для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с документами, послужившими основанием для выдачи разрешения на строительство объекта, по причине их изъятия следственными органами.
Пример: суды признали, что отсутствие подлинной проектной документации и разрешения на строительство не может являться основанием для отказа в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку не только противоречит общим правилам процедуры принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но и лишает застройщика возможности ввести спорный объект в эксплуатацию, зарегистрировать его в установленном законом порядке и использовать для осуществления своей предпринимательской и иной экономической деятельности (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2016 г. по делу N А19-13571/2015).
Спорным является требование об обязании в судебном порядке уполномоченного органа выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. С одной стороны, суд вправе обязать уполномоченный орган выдать застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку это является одним из способов восстановления нарушенного права по делам указанной категории (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2015 г. по делу N А56-77233/2014; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2014 г. по делу N А68-10961/2013). С другой стороны, возложение на контролирующий орган обязанности по выдаче такого разрешения означает подмену судом административно-распорядительных и публичных функций иного административного органа, осуществляющего публичную деятельность (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. по делу N А53-19037/2014).
Источник: kommentarii.org