Строю дом в охранной зоне памятника культурного наследия. Какие могут быть санкции ко мне за это? Разрешение на строительство выдано.
Здравствуйте. Надо смотреть Ваше разрешение. Поскольку согласно ст. 34.1 ФЗ
1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
то есть по умолчанию строить там нельзя. Исключение только указано в ст. 34 данного ФЗ
2. Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Строительство в защитной зоне объекта культурного наследия. #ЦССдлябизнеса
В части же ответственности может быть ст. 7.13 КоАП РФ
1. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Добрый день, Евгений! Поскольку вопрос о том, действительно ВЫ ведёте строительство именной в охранной зоне памятника культурного наследия не стоит, вероятно, в этой части Вы проверили все документы и сомнений у ВАс не возникает.
Вы не указали, на каком праве принадлежит ВАм земельный участок, когда Вы его приобрели?
Разрешение на стротельство сейчас не выдаётся. Согласно ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ подаётся уведомление о планируемом строительстве:
В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (21 ДЕКАБРЯ 2018)
Если Вы такое уведомление не подавали и не получили уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта, Ваш дом отвечает признакам самовольной постройки даже не пинимая во внимание его расположение в охранной зоне.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу.
ВАм нужно попробовать согласовать размещение дома с региональным органом, под охраной которого находится объект культурного наследия.
Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Для привлечения к административной ответственности небходимо наличие актов, свидетельствующих об отнесении объекта к объектам культурного наследия, о включении его в реестр объектов культурного наследия, об установлении в отношении него охранной зоны и соответствующих ограничений.
Учитывая требования ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой:
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
вопрос о возможности привлечения к административной ответственности спорный.
Должно быть доказано, что Вам было известно как минимум о наличии охранной зоны и её границах.
Добавлю к уже озвученным ответам следующее, что упустили по моему мнению коллеги:
Вы не указали, что находится в охранной зоне (памятник, курган и т.д). Если Вы строите дом, например на кургане, то его использование станет невозможным по прямому назначению или при строительстве Вы снимете верхний слой такого кургана, что вполне вероятно может быть квалифицировано по статьям 243 УК РФ или 243.1 УК РФ в зависимости от наступивших последствий.
Часть 1 ст. 243 УК РФ:
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей -наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 243.1 УК РФ:
Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Обратите внимание на примечание к статье 243.1 УК РФ согласно которой
повреждением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в крупном размере в настоящей статье признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия — стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.
Ущерб будет определяться по результатам проводимой экспертизы. В случае если сумма ущерба будет меньше указанной, то как правильно отметили коллеги, наступит административная ответственность.
И нельзя забывать также о гражданской ответственности. Уполномоченный орган по охране объектов культурного наследия может признать Ваш дом самовольным объектом, а выданное разрешение незаконным.
Вот например, как здесь: Судебное решение. Поэтому проявите осмотрительность и заранее узнайте, допустимо ли строительство именно в отведенной месте конкретного объекта конкретных параметров и какой именно объект, как далеко и т.д. расположен на земельном участке, чтобы его не повредить и не уничтожить. Удачи!
Добрый день. Я купил земельный участок под строительство дома. Перед покупкой проверил в рос реестре карту, сделал выписку из егрн. Никаких ограничений указано не было. после получения гпзу сделать этого уже не могу из-за запланированной в 2012г линии (По факту никаких коммуникаций на участке нет).
К вопросу прикрепил, ГПЗУ с обозначением охранной зоны, скриншот ПЗЗ с схематическим указанием пересечения участка с проектируемой линией и собственно ПЗЗ. В итоге несколько вопросов: 1. Могут ли спустя 10 лет, провести линию ЛЭП через мой участок? 2. Если да, могу ли я через суд это остановить? Или согласно ПЗЗ у них все карты на руках и я в итоге буду не прав?
3. Могут ли требовать сноса дома если дом немного будет задевать охранную зону? Даже если там нети никаких инженерных сетей? 4. Есть ли какие-то нормативы экспертизы нахождения обьекта в охранной зоне. Например угол дома залез в охранную зону на метр или на два или на сантиметр? Сколько разрешено?
5. В ГПЗУ не были указаны координаты охранной зоны, то есть точного ее расположения нет, она идет где-то по участку, как в таком случае определить границу? Спасибо за помощь!
Добрый день, В 2021 году был взят в аренду земельный участок для строительства дома (ИЖС) на конкурсной основе, были торги мы выиграли. В документе на тендер не было никаких обременений так как участок находится в деревне и нет никаких памятников культуры.
Местная администрация которая предоставила участок, дала разрешение на строительство, но с приложением что требуется согласование от Министерства культуры. Сразу после данного разрешения отправил запрос в Минкультуры. на что получил ответ, что есть обременение , так как в деревне выявлен объект но отсутствуют границы данного объекта, соответственно не дают разрешение.
Отправлял им 3 раза запрос — ответ такой же. Прошло 8 месяце — результат нулевой. Аренда идет, а с участком сделать ничего нельзя, даже картошку посадить. Подскажите как быть. Спасибо заранее.
Здравствуйте ! Купила участок в сельской местности. Перед покупкой получила кадастровую топографическую съемку участка , в которой не были указаны никакие охранные зоны и объекты в них нуждающиеся . Также и в выписке ЕГРН не были указаны ограничения и охранные зоны . Сейчас , когда уже участок мной куплен , я получила ГПЗУ , где лучшая половина моего участка , на которой можно построить маленький дом ( участок на склоне),под запретом для строительства , т.к. там охранная зона существующего водопровода местного значения , а также санитарно-защитная зона объектов коммунально-складского назначения . Хотя недалеко находятся только гаражи. Что делать ?
Источник: pravoved.ru
Ограничения в использовании и застройке участков в охранных зонах объекта культурного наследия (ОКН)
1. Участок в охранной зоне объекта культурного наследия? Нужно изучить требования законов
Владельцы и покупатели зданий, сооружений и земельных участков, расположенных вблизи:
- знаменитых памятников
- исторических архитектурных комплексов и парков
- достопримечательных и памятных мест
должны знать о том, что использование земельных наделов, их застройка, реконструкция уже существующей недвижимости может проводиться с некоторыми ограничениями. Иногда реализация хотя бы части таких планов полностью запрещается.
Ограничение прав связано с расположением участков по соседству с объектами культурного наследия (ОКН). Они подлежат государственной охране. Над ними ведётся государственный надзор. Организация их защиты и сохранения ОКН является задачей федеральных, региональных и муниципальных властей, а обязанностью собственников недвижимости становится выполнение установленных регламентов.
Вокруг ОКН формируются «особые территории» – режимные охранные зоны, создающие ограничения в использовании и застройке земель. Границы территорий каждого ОКН и его охранных зон определяются при их проектировании.
Зона охраны и защитная зона памятника – это 2 из 28 зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). В составе ЗОУИТ присутствует также охранная зона особо охраняемой природной территории объектов, относящихся к памятникам культуры, оценённым по природным критериям. В их числе:
- государственные природные заповедники
- национальные парки
природные парки - памятники природы
Перечень «особых зон» представлен в статье 105 ЗК РФ, введённой федеральным законом №342-ФЗ от 03.08.2018. Сведения о таких зонах вносятся в ЕГРН.
После вступления в силу изменений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ и новых Правил уведомления владельцев недвижимости о сносе недвижимости (Постановлением Правительства РФ №588 от 13.05.2019) размеры особых зон, условия капитальной застройки земельных участков в ЗОУИТ претерпели существенные перемены.
Некоторые дома, дачи, недостроенные объекты, любые другие строения и сооружения, попавшие в границы ЗОУИТ, в том числе в границы ОКН, установленные до 4 августа 2018 года, могут быть снесены или приведены в соответствие с ограничениями использования участков и объектов, если они оказались внутри вновь установленной зоны.
Застройщики не смогут оформить права на уже построенные объекты по той причине, что строения оказались в охранных зонах. В лучшем случае, оформить права на объекты им удастся только после проведения ряда согласований.
Если недвижимость находится в ЗОУИТ, режим которой запрещает или ограничивает нахождение объектов капитального строительства, то власти обязаны их выкупить. Правообладатели «особых зон» или местные власти в таких случаях должны проинформировать собственников и нанимателей о нарушении закона по электронной или обычной почте, указав в уведомлении:
- сведения:
- о документе, по которому устанавливается зона с особыми условиями использования территорий
- о документе, непосредственно определяющем режим особой зоны
- о правообладателе объекта, размещение которого вызывает необходимость установления ЗОУИТ
- об органах государственной власти или местного самоуправления, обязанных возмещать убытки, связанные со сносом или необходимой реконструкцией жилых и нежилых строений
Сообщение также размещается на официальном сайте органа госвласти или местного самоуправления, принявшего решение об установлении «особой зоны», в других официальных источниках (статья 55 поправок в ГрК РФ).
Собственники «старых» зданий, застройщики объектов, расположенных в ЗОУИТ, получившие разрешение на строительство до 4 августа 2018 года, обязаны подать заявление об установлении или изменении ЗОУИТ в уполномоченные органы до обращения за выдачей разрешения на строительство. Сделать это нужно до 01.01.2022 г. (части 17,18 статьи 26 ФЗ № 342).
Если разрешение на строительство не требуется, то с заявлением необходимо обратиться не позднее 5 дней со дня утверждения проектной документации ( пункты 13 и 15 статьи 106 ЗК РФ).
Покупателям недвижимости, помимо изучения правоустанавливающих документов, а также сведений ЕГРН, рекомендуется ознакомиться с информацией о ЗОУИТ. Не исключено, что нахождение объекта в охранной зоне ОКН может повлиять на невозможность его использования.
На землях в границах охранной зоны ОКН градостроительные регламенты устанавливают особый вид ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности.
В обычной ситуации, когда земельный надел не попадает в охранную зону ОКН, его собственник может возводить на нём жилой дом, производственное или бытовое здание, строение или сооружение, соответствующее целевому назначению и разрешённому использованию участка, с соблюдением требований градостроительного регламента.
При введении режима охранной зоны собственник участка лишается права на его застройку без получения дополнительного разрешения государственного органа власти, занимающегося охраной культурных памятников:
- КГИОП в Санкт-Петербурге
- Департамент по охране и использованию памятников истории и культуры Правительства Ленинградской области
- Главное управление культурного наследия Московской области
- Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области
- т.д.
Выяснить наличие или отсутствие ограничений на участке можно несколькими способами:
- используя кадастровый номер земельного участка, на Публичной кадастровой карте:
- определить расположение участка в слое «Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ)»
- определить: находится или или участок в ЗОУИТ
- РГИС в Санкт-Петербурге
- ИАИС ОГД в Москве
- МГИС в Волгоградской области
- т.д.
- карту границ ЗОУИТ
- карту границ зон объектов культурного наследия
Исключить проблемные ситуации при строительстве, реконструкции поможет знание о том, какие именно обременения накладываются на участки, находящиеся вблизи ОКН, какие возможности в их использовании и застройке установлены федеральным и региональным законодательством, а также ПЗЗ, действующими в муниципальном образовании.
2. Значение объектов культурного наследия
Объекты культурного наследия (ОКН) – значимые для современного и будущих поколений памятники истории и культуры, созданные в ходе исторических событий, происшедших со времени зарождения цивилизации до всех дальнейших этапов её развития.
Их роль и высочайший потенциал, с позиции истории, археологии, искусства, архитектуры, науки и техники, безмерны. Эти подлинники невозместимой ценности представляют всеобъемлющее хранилище достоверной информации о прошлом и грандиозный капитал социальной и духовной культуры общества.
Утраты культурного наследия невосполнимы. Человечеством осознана необходимость его защиты и сохранения.
Российская Федерация является участником международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года.
На 2019 год в России зарегистрированы в ЮНЕСКО 29 объектов:
- 3 из них расположены на территории нескольких государств (являются трансграничными)
- 7 из них признаны шедевром человеческого гения
- 11 объектов были оценены по природным критериям, а 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности
Не менее исключительную ценность представляют и другие памятники, относящиеся по своей категории к ОКН федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
Забота об историческом и культурном наследии России является обязанностью каждого гражданина РФ, закреплённой Конституцией РФ (пункт 3 статьи 44). Связана она, в частности, с использованием и застройкой земельных участков, расположенных вблизи ОКН.
Признаки ОКН
Признаки объектов культурного наследия:
- отнесение к недвижимому имуществу:
- объект недвижимости (здание, сооружение, конструкция)
- территория, прилегающая к объекту
Виды ОКН
- объекты археологического наследия:
- все следы человеческого обитания вместе с движимым культурным материалом
- места проявления деятельности человека (покинутые строения и руин всех видов, включая подземные и подводные
- места бытования народных художественных промыслов
- центры исторических поселений
- фрагменты градостроительной планировки и застройки
- памятные места
- культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок
- места совершения религиозных обрядов
- природные и культурные ландшафты, представляющие собой ценность в связи с красотой или интересом с точки зрения истории, археологии, этнологии или антропологии
Весь перечень видов объектов культурного наследия представлен в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Реестр ОКН
Информация об ОКН, их территориях, зонах охраны выкладывается на портале открытых данных Министерства культуры РФ «Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ЕГРКН). Этот источник сведений является главным.
Физические и юридические лица могут получить выписку из этого реестра, обратившись в федеральный или региональный орган охраны объектов культурного наследия.
В российских регионах и муниципалитетах ведётся учёт и составляются перечни видов ОКН регионального и местного значения.
Проверить наличие объектов культурного наследия, который, возможно, находится рядом с земельным участком, можно на сайте opendata.mkrf.ru.
Выявленные ОКН
Если в историко-культурных памятниках усматриваются признаки объекта культурного наследия, но решение о включении их в реестр ОКН ещё не принято, то они являются выявленными объектами культурного наследия.
Выявленные ОКН наделяются:
- территорией
- зоной охраны
- режимом использования земель
Они подлежат государственной охране до принятия решения о включении в ЕГРКН или решения об отказе во включении по итогам государственной историко-культурной экспертизы.
Исключение из состава выявленных ОКН может произойти по причине недостоверности сведений о памятнике как о выявленном объекте культурного наследия.
Сохранение и защита ОКН
Способы сохранения ОКН основаны на использовании действенных мер, обеспечивающих максимально возможную физическую и визуальную сохранность памятника:
- предотвращение изменения облика и интерьера
- исключение внешних факторов, способных причинить вред
- защита от любых негативных воздействий
Вокруг ОКН устанавливаются зоны охраны, а в каждой из них – особые режимы использования. Градостроительная деятельность в этих зонах разрешена, но, вместе с тем, ограничена требованиями защиты и сохранения состояния, зрительного восприятия и роли соседа-памятника (ФЗ № 73-ФЗ).
Охранные зоны подразделяются на подзоны. Градостроительные регламенты подзон детализируют ограничения в использовании земельных участков и конкретизируют параметры их застройки.
На территории ОКН:
- запрещено капитальное строительство
- ведущаяся на ней хозяйственная деятельность не должна причинять им вред
- ремонт существующих исторических зданий и сооружений и других видов объектов наследия должен проводиться с сохранением внешнего вида ОКН
Территория ОКН и территория зоны охраны памятника культурного наследия не идентичны:
- территория ОКН – это исторически сложившийся земельный участок, на котором расположен объект (выявленный объект) культурного наследия
- зона охраны ОКН – это внешний режимный пояс защиты памятника за пределами его исторического владения
- размеры территории ОКН меньше размеров его зоны охраны
3. Территория ОКН
Территория ОКН состоит:
- из земельного участка, занятого объектом культурного наследия
- сопряжённой с ним и неотделимой от него территории, представляющей историческую среду ОКН, связанную с ним исторически и функционально
В границы территории ОКН могут входить:
- земельные участки или их часть
- земли лесного фонда
- иные земли
- водные объекты или их части
Примечание
Историко-градостроительная среда – это обладающие исторической, градостроительной, архитектурной ценностью элементы исторической застройки и планировки и ландшафта:
- масштаб,структура,форма и стилистические качества застройки
- характер благоустройства территории
- иные характеристики среды
Граница территории ОКН
Пределы территории объекта культурного наследия устанавливаются по его историческим границам. При проектировании границ ОКН используются архивные документы:
- исторические поземельные планы
- материалы научных исследований)
и учитываются значимость объекта наследия, степень его сохранности и этапы развития.
Разработчиками проектов зон охраны ОКН могут быть:
- органы государственной власти
- органы местного самоуправления
- собственники или пользователи ОКН
- правообладатели земельных участков
- юридические лица
- общественные и религиозные объединения, уставная деятельность которых направлена на сохранение ОКН
Объект всемирного наследия
Вокруг границ объектов всемирного наследия создаётся буферная зона. Её территория находится вне пределов объекта всемирного наследия. Буферная зона способствует охране, сохранению и управлению, а также поддержанию подлинности и целостности выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия.
Границы территории ОКН могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Они регистрируются в ЕГРН. Внутри территории ОКН могут быть земли и участки, не поставленные на государственный кадастровый учёт.
Земельные участки в границах территорий ОКН относятся к землям историко-культурного назначения. Их правовой режим регулируется федеральным и региональным законодательством, законами и нормативными актами субъектов РФ.
Особенности охраны территорий ОКН
Охрана территорий ОКН подразумевает применение мер, предотвращающих их разрушение или причинение им вреда, и механизма ограничений.
- Зонирование территории ОКН
- территория памятника
- охранные зоны
- объединённые зоны и охранные зоны отдельных объектов
- зона регулирования застройки
- зона охранного ландшафта
- защитная зона
- охранное зонирование памятников археологии
- Ранжирование территории ОКН с определением категории объекта наследия:
- объекты всемирного культурного и природного наследия
- особо ценные объекты культурного наследия народов РФ:
- историко-культурные и природные комплексы
- архитектурные ансамбли и сооружения
- предприятия, организации и учреждения культуры и другие объекты, представляющие материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства
- объекты культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения
- Градостроительные регламенты территории ОКН
Градостроительные регламенты не распространяются на 2 типа земельных участков в границах территорий ОКН (пункт 4 статьи 36 ГрК РФ):
- ЗУ в границах территорий памятников и ансамблей, включённых в ЕГРКН
- ЗУ в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся выявленными ОКН, по которым решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия
Градостроительные регламенты территорий исторических поселений и достопримечательных мест устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Основой регламентов для этих территорий являются правила землепользования и застройки (ПЗЗ), действующие в муниципальном образовании.
Режим территории ОКН. Ограничения
Правовой режим территории ОКН не связан с режимом использования земель в зоне охраны объектов культурного наследия.
В границах территории ОКН не допускается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, что направлены на сохранение объекта культурного наследия.
Режим территории ОКН запретительно-разрешительного характера:
- на территории ОКН запрещается:
- строительство объектов капитального строительства (ОКС)
- увеличение объёмно-пространственных характеристик ОКС, существующих на территории памятника или ансамбля
- проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ (за исключением работ по сохранению ОКН или его отдельных элементов, сохранению его историко-градостроительной или природной среды)
- работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места
- работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его ЕГРКН
- строительство ОКС в целях воссоздания утраченной градостроительной среды
- ограниченное строительство, капитальный ремонт и реконструкция ОКС при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в ЕГРКН
- ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности ОКН и позволяющей обеспечить его функционирование в современных условиях на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места
4. Особенности охранных зон ОКН
Охранные зоны ОКН – это территории, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность.
Цель установления зон охраны ОКН – обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении.
Зоны охраны историко-культурного наследия устанавливают ограничения прав собственников недвижимости и застройщиков. Параметры таких зон соответствуют условиям охраны памятника историко-культурного наследия:
- обеспечение физической сохранности ОКН
- создание наилучших возможностей визуального восприятия ОКН
- сохранение исторической среды и ландшафта, создающих необходимый фон для ОКН и представляющих важную составляющую ландшафта
5. Зоны охраны ОКН
Охранная зона ОКН – территория особого регулирования градостроительной деятельности.
В её пределах действуют градостроительные регламенты и особый режим использования земель:
- ограничение хозяйственной деятельности
- запрещение строительства
Охранная зона сопряжена с территорией ОКН. Режимный характер охранной зоны обеспечивает сохранность памятника истории и культуры в его историческом ландшафтном окружении.
В охранной зоне ОКН разрешена только регенерация историко-градостроительной или его природной среды.
В отношении исторических зданий это означает, что их восстановление можно выполнять методами реставрации, реконструкции и строительства утраченных ценных качеств исторической среды, включающих
- элементы планировочной и объемно-пространственной структур
- композиционные принципы
- стилевые характеристики (отличительные особенности):
- творческого метода
- архитектурного направления
- школы
- объёмно-пространственного и конструктивного решения
- тектоники фасадов
- элементов декора
Кроме регенерации, в охранной зоне ОКН разрешены работы по благоустройству территории зоны и устройству наружного освещения, стендов, витрин, относящихся к памятникам.
Новое строительство возможно только в местах исчезнувших зданий. Основным требованием при этом является максимальное приближение планируемых к возведению построек к габаритам и формам первоначальных строений.
Строительство на новом месте допускается в отдельных случаях, при которых обобщается логика и принцип исторического архитектурно-пространственного освоения территории.
Виды зон охраны ОКН. Охранная зона (ОЗ)
Зоны охраны ОКН подразделяются на следующие виды:
- охранная зона (ОЗ)
- зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
- зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)
В зависимости от характеристик среды и требований по охране культурного наследия зоны охраны подразделяются на подзоны: ОЗ1, ОЗ2, ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗОЛ.1, ЗОЛ.3 и т.д.
Объединённая охранная зона
Если несколько ОКН расположены рядом друг с другом, для них возможно создание объединённой охранной зоны. Она обеспечивает сохранность всех находящихся на её территории памятников и окружающей среды, их целесообразное использование и благоприятное зрительное восприятие.
В единой зоне охраны могут быть как все 3 вида охранных зон, так и их часть. Состав зон определяется:
- или проектом охранной зоны ОКН
- или проектом объединённой охранной зоны ОКН
Границы охранной зоны ОКН
Границы охранной зоны ОКН отделяют территорию, за пределами которой градостроительная, хозяйственная или другая деятельность не будет оказывать прямое или косвенное негативное влияние на сохранность памятника истории и культуры в его естественной среде.
Режим использования земель в охранной зоне ОКН
В пределах охранной зоны (ОЗ) вводится особый режим эксплуатации земельных участков и ведения градостроительной деятельности:
1. ограничения по использованию земельных участков
- соблюдение требований по охране окружающей среды, обеспечивающих:
- сохранность ОКН в его историческом и ландшафтном окружении
- сохранность охраняемого природного ландшафта
2. ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию существующих капитальных объектов (или их частей)
3. запреты:
- на возведение новых объектов капитальной застройки
- на реконструкцию ОКС, связанную с изменением их параметров:
- высоты
- количества этажей
- площади
Исключение в возможности строительства и реконструкции сделано только в отношении линейных объектов.
Типичный пример режима использования земель в охранной зоне (ОЗ) приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ) –застроенная территория за пределами охранной зоны ОКН. Она прилегает к охранной зоне памятника.
В ЗРЗ могут находиться
- жилые дома
- деловая недвижимость
- прочая застройка
- земельные участки, на которых собственники планируют возведение капитальных объектов
В ЗРЗ разрешено новое строительство и реконструкция зданий, но исключается возведение вредных объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.
ЗРЗ – это территория с режимом градостроительного регулирования. В её границах обязательными требованиями становятся:
- сохранение своеобразия архитектурного облика памятника
- закрепление значение памятника в застройке или ландшафте
- обеспечение архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средо.
- выполнение реконструкции и нового строительства в заданных высотных параметрах проектируемых зданий
- сохранение элементов природного ландшафта
- обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия памятника
Сведения о зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности на земельных участках вносятся в ЕГРН. Строительство в ЗРЗ согласовывается с органами охраны памятников истории и культуры.
В ЗРЗ все виды строительства регламентируются по следующим параметрам:
- по функциональному назначению
- по высоте и протяженности зданий
- по характеру озеленения
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности состоит из подзон. В отдельных подзонах ЗРЗ могут быть ограничения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства (ОКС), к которым относятся и жилые дома. Ограничениями в реконструкции зданий являются условия сохранения ОКН и его зрительного восприятия.
Пример
Подзоны ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3, ЗРЗ-4, ЗРЗ-5, ЗРЗ-6, ЗРЗ-7, ЗРЗ-8.3 в Санкт-Петербурге
Общий режим в в границах подзон:
- строительство зданий и сооружений, в том числе на месте утраченных или не имеющих самостоятельной историко-культурной ценности элементов застройки с применением для наружной отделки фасадов зданий и сооружений традиционных строительных материалов, в том числе кирпич, с последующей штукатуркой или облицовкой деревом, древесина, кровельная сталь, кованый металл, максимальный процент застройки земельных участков – 50 %
- капитальный ремонт, реконструкция зданий и сооружений
- сохранение при реконструкции объектов подлинных архитектурных деталей и характерных фрагментов фасадов, выполнение архитектурных деталей и элементов с использованием характерных городских аналогов.
- применение традиционных неярких пастельных приглушенных цветовых решений фасадов зданий, характерных для исторически сложившейся застройки, кровельные покрытия – красно-коричневых, зеленых, серых цветовых тонов
- снос, демонтаж ОКС и временных построек по факту их неудовлетворительного технического состояния
- установка на зданиях и сооружениях вывесок высотой не более 0.6 м с размещением не выше отметки нижнего края оконных проемов второго этажа здания
- обеспечение сохранности объектов археологического наследия, проведение археологических исследований при наличии открытого листа
- благоустройство территории общего пользования, включая размещение малых архитектурных форм по специально разработанным проектам:
- скамеек
- урн
- фонарей
- пандусов
- других приспособлений, обеспечивающих передвижение маломобильных групп населения
- устройство покрытий и отмосток при благоустройстве в материалах традиционного типа (булыжник, колотый камень, плитка, брусчатка)
- проведение работ по инженерной подготовке территории
- размещение временных элементов информационно-декоративного оформления событийного характера:
- праздничное оформление в виде отдельно стоящих конструкций размером не более 1 x 2 м
- нейтральных цветовых решений, не препятствующих визуальному восприятию ОКН в их исторической и природной среде
- ремонт, реконструкция и прокладка подземных инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией нарушенного поверхностного слоя земли
- ремонт и реконструкция дорожно-тротуарной сети с сохранением сложившихся параметров проезжей части и тротуаров
- санитарные рубки, кронирование древесных и кустарниковых насаждений
- проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности
- организация ночной подсветки фасадов зданий
- изменение исторической планировочной структуры улиц
- установка на главных фасадах, крышах зданий технических объектов и элементов, в том числе кондиционеров, крупногабаритных антенн и рекламных конструкций
- применение для наружной отделки зданий и сооружений строительных материалов, не характерных для исторической застройки:
- черепицы
- имитирующих черепицу материалов
- сайдинга
- пластика
- облицовочного кирпича и камня
- силикатного и керамического кирпича без штукатурки или обшивки деревом
- применение ярких, контрастных цветовых решений фасадов
- наружное размещение сетей трубопроводов, в том числе — газопроводов, теплопроводов
- размещение объектов не требующих установление санитарно-защитной зоны, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду в том числе шум, вибрация, магнитные поля и привлечение большого количества транспортных средств
- разведение костров, пал сухой травы, использование пиротехнических средств и фейерверков
Для всех видов подзон устанавливаются о собые требования, к примеру, такие:
- в ЗРЗ 2:
- высота застройки – не более 15 м
- на территории базисных кварталов 8501Е и 8501К за пределами зоны шириной 30м, проходящей вдоль границ ОКН возможно повышение застройки до 25 м
- застройку располагать рассредоточенно, с озеленёнными разрывами, обеспечивающими визуальные связи с Дудергофскими высотами
Типичный пример режима использования земель в ЗРЗ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ)
Зона охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ) – это незастроенные территории с сохранившимся природным ландшафтом, расположенные пределами охранной зоны ОКН.
Режим использования земель в ЗОЛ обеспечивает сохранение и восстановление природного ландшафта, включающего также долины рек, водоёмы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Границы ЗОЛ определяются при разработке проекта зоны охраны ОКН. В нём указываются ограничения по застройке и требования к проведению работ. Сведения о ЗОЛ и её границах вносятся в ЕГРН.
Основными ограничениями в ЗОЛ являются:
- ограничение на эксплуатацию ЗУ
- запрет на возведение объектов капитальной застройки
- ограничение на капитальный ремонт и реконструкцию капитальной застройки (или её частей), связанных с изменением размеров, пропорций, параметров этих объектов
- ограничение в использовании строительных материалов, применении цветовых решений с рекомендацией тех материалов и решений, что соответствуют облику ОКН
Исключение в возможности ремонта и реконструкции сделано только в отношении
- регенерации
- восстановления природной, исторической, градостроительной зоны объекта
- воссоздания или восстановления полностью или частично утраченных составляющих элементов
Обязательные для исполнения требования, обеспечивающие сохранность памятника культуры:
- сохранение типологических, масштабных, планировочных характеристик природной и градостроительной среды, включая исторические ценные формирующие общий план объекты
- гарантия визуального восприятия памятника культуры или природы в его естественной среде, включая обеспечение сохранности окружающего ландшафта, исторических малых построек
- выполнение требований охраны окружающей природной среды, гарантирующих сохранность ОКН в его естественном историческом и ландшафтном окружении
Типичный пример режима использования земель в ЗОЛ приведён в разделе «документы» в правой части этой страницы.
Защитные зоны ОКН
При отсутствии утверждённого проекта охранных зон ОКН для обеспечения его сохранности устанавливаются защитные зоны.
Собственникам земельных участков и объектов капитальной постройки нужно обратить самое пристальное внимание на требования, установленные для этой зоны – прежде всего, на невозможность нового строительства и реконструкцию зданий, при которой планировалось изменение прежних параметров строения.
Такие ограничения не вечны, но, тем не менее, будут действовать в течение всего срока существования защитной зоны, то есть до утверждения проекта охранных зон ОКН.
Защитные зоны объектов культурного наследия – это земли, прилегающие территориям памятников и ансамблей (кроме некоторых), включенных в реестр ОКН.
В границах защитных зон запрещается:
- возведение ОКС
- реконструкция ОКС, связанная с изменением параметров:
- высоты
- количества этажей
- площади
Исключением из запретительных ограничений при строительстве новых ОКС является создание и реконструкция линейных объектов.
Защитные зоны не устанавливаются для следующих ОКН:
- объекты археологического наследия
- некрополи
- захоронения
- произведения монументального искусства, расположенные в границах некрополей
- памятники и ансамбли, расположенные в границах достопримечательного места, в котором установлены требования и ограничения
У защитной зоны ОКН временный характер действия. Она и установленные ею ограничения возникают с даты вступления в силу решения о включении объекта культурного наследия в реестр и прекращают существование со дня утверждения проекта зон охраны ОКН.
По своим параметрам защитная зона может быть больше предполагаемой зоны охраны. Это приводит к наложению ограничений на земельные участки, которые не будут входить в зону охраны ОКН, но вошли в его защитную зону.
Правила, действующие в защитной зоне охраны более «жёсткие», чем в охранной зоне. Правообладатели земельных наделов или ОКС, оказавшихся в зоне защиты ОНК, не смогут заниматься реконструкцией, сносом или строительством зданий до момента установления зон охран, имеющих точные размеры.
Размеры границ защитных зон зависят от нескольких параметров:
- вида ОКН
- наличие или отсутствие утверждённой границы территории ОКН
- локация ОКН в границах населённого пункта или вне границ населённого пункта
Размеры границы защитной зоны ОКН
- для памятников:
- в границах населённого пункта – 100 м от внешних границ территории памятника
- вне границ населённого пункта – 200 м от внешних границ территории памятника
- в населённом пункте – 150 м от внешних границ ансамбля
- вне границ населённого пункта – 250 м от внешних границ памятника
- в границах населённого пункта – 200 м от внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля
- вне границ населённого пункта при отсутствии утвержденных границ территории объекта – 250 м от внешней стены памятника или от линии общего контура ансамбля
Региональный орган охраны ОКН вправе изменить расстояние, на котором устанавливается защитная зона, на основании заключения историко-культурной экспертизы.
Особенности защитных зон отражены в статье 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
6. Ответственность за нарушение режимов охранных зон ОКН
Меры ответственности физических лиц за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изложены в статье 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушение режима использования земель в границах территорий ОКН или несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны ОКН влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 15 000 до 200 000 руб.
- на должностных лиц – от 20 000 до 400 000 руб.
- на юридических лиц – от 200 000 до 5 млн.руб.
Действия, совершённые на территория объектов культурного наследия или в их зонах охраны в отношении:
- отдельных ОКН федерального значения
- особо ценных объектов культурного наследия народов РФ
- объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия
влекут наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 20 000 руб. до 300 000 руб.
- на должностных лиц – от 50 00 руб.0 до 500 000 руб.
- на юридических лиц – от 1 млн. руб. до 20 млн.руб.
Нарушение требований к архитектурному решению объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом в границах территории исторического поселения, влечёт наложение административного штрафа:
Источник: www.zemvopros.ru
Закон Московской области № 11/2018-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»
Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru), 12.02.2018, «Ежедневные Новости. Подмосковье», 20.02.2018.
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения (далее – объекты культурного наследия регионального значения), расположенных на территории Московской области, а также отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (далее – объекты культурного наследия федерального значения), объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (далее – объекты культурного наследия местного значения), расположенных на территории Московской области, в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.
Статья 3. Полномочия Правительства Московской области
Правительство Московской области:
1) определяет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее – областной орган охраны объектов культурного наследия) и наделяет его специальными полномочиями;
2) принимает решение о разработке и утверждает государственные программы Московской области в областисохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
в Московской области;
4) устанавливает порядок определения размера оплаты государственнойисторико-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
5) утверждает перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Московской области (далее – исторические поселения регионального значения), предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах;
6) обеспечивает условия доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
7) утверждает порядок установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области;
8) определяет порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации или к муниципальной собственности;
9) принимает решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Московской области;
10) согласовывает решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее – федеральный орган охраны объектов культурного наследия) об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения и решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;
11) обращается в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного значения (по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого расположен объект культурного наследия местного значения)
в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Статья 4. Полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия
Областной орган охраны объектов культурного наследия:
1) осуществляет региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия;
3) осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
4) осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения, за исключением:
а) ведения реестра;
б) организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия;
в) согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;
г) выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
5) выдает задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
6) подготавливает и утверждает охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия
в соответствии с пунктом 7 статьи 47 6 Федерального закона № 73-ФЗ;
7) организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
8) устанавливает требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности
на земельных участках в границах территории достопримечательного места регионального значения;
9) принимает решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ, решения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 Федерального закона № 73-ФЗ;
10) утверждает границы территории выявленного объекта культурного наследия;
11) принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию
с органами местного самоуправления – местного значения либо об отказе во включении объекта в реестр;
12) принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень;
13) формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области;
14) осуществляет мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр;
15) организует проведение государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с пунктом 2 1 статьи 31 Федерального закона
№ 73-ФЗ;
16) согласовывает представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;
17) устанавливает требования:
а) к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного значения;
б) к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47 3 Федерального закона № 73-ФЗ;
в) к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения, объектам культурного наследия регионального значения и объектам культурного наследия местного значения;
18) согласовывает проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленных применительно
к территориям исторических поселений регионального значения;
19) утверждает предмет охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границы территории такого объекта;
20) принимает решение об установлении границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34 1 Федерального закона № 73-ФЗ на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
21) выдает заключения о соответствии или несоответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9
статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения;
22) разрабатывает и утверждает типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории Московской области;
23) согласовывает представление федерального органа охраны объектов культурного наследия о создании историко-культурного заповедника федерального значения на территории Московской области, об утверждении его границ и режима его содержания;
24) осуществляет взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными палатами муниципальных образований Московской области, иными институтами гражданского общества, осуществляющими деятельность в сфере охраны объектов культурного наследия;
25) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Статья 5. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия
Мероприятия по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия могут финансироваться за счет средств:
1) федерального бюджета;
2) бюджета Московской области;
3) местных бюджетов;
4) внебюджетных поступлений.
Статья 6. Порядок организации работы по установлению (определению) историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия
1. Организацию работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, осуществляет областной орган охраны объектов культурного наследия на основании заявления о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или заявления об обнаруженном объекте культурного наследия.
2. Организация работ по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации в областном органе охраны объектов культурного наследия заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
3. По истечении срока, указанного в части 2настоящей статьи, областной орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо
об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
В случае принятия решения об отказе во включении объекта, указанного в пункте 4 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ, в перечень выявленных объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения областной орган охраны объектов культурного наследия направляет копию указанного решения и разрешение на возобновление работ лицу, указанному в пункте 5 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ.
4. Порядок организации работы по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 36 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 47 2 Федерального закона № 73-ФЗ, осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
Статья 7. Порядок принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр
1. Решение о включении объектов культурного наследия регионального значения или местного значения в реестр принимается областным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Московской области.
2. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или местного значения либо об отказе включить такой объект в реестр должно быть принято в срок не более одного года со дня принятия областным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
3. Областной орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия о принятии решения о включении данного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или местного значения либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Статья 8. Порядок утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Московской области
1. Территорией выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Московской области (далее – выявленный объект культурного наследия) является территория, непосредственно занятая выявленным объектом культурного наследия и (или) связанная
с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
2. Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом областного органа охраны объектов культурного наследия на основании проекта границ территории выявленного объекта культурного наследия, либо на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия или проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, в составе которых определены границы территории выявленного объекта культурного наследия.
3. Проект границ территории выявленного объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Требования к составлению проектов границ территорий выявленных объектов культурного наследия устанавливаются областным органом охраны объектов культурного наследия.
Статья 9. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия
1. На объектах культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах.
2. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения возлагается на собственников указанных объектов.
3. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, находящиеся в собственности Московской области, осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных областному органу охраны объектов культурного наследия в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период, а также в соответствии с государственными программами Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Требования к информационным надписям и обозначениям на объектах культурного наследия регионального значения устанавливаются областным органом охраны объектов культурного наследия.
5. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения, не находящиеся
в собственности Московской области, осуществляется по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
6. Областной орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений
на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
7. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования Московской области.
Статья 10. Порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия
Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы:
1) Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия регионального значения;
2) Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия при наличии согласования федерального органа охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия;
3) органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия местного значения.
Статья 11. Порядок ограничения или запрещения движения транспортных средств на территориях объектов культурного наследия и (или) в зонах их охраны
1. В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории объекта культурного наследия и (или) в зонах его охраны ограничивается или запрещается.
2. Решение об ограничении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия федерального значения, объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного значения и (или) в зонах их охраны принимается в случае угрозы причинения вреда объекту культурного наследия.
3. Решение о запрещении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия федерального значения, объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного значения и (или) в зонах их охраны принимается в случае угрозы уничтожения объекта культурного наследия.
4. Решение об ограничении или о запрещении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия федерального значения, объекта культурного наследия регионального значения и (или) в зонах их охраны принимается Правительством Московской области
по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
5. Решение об ограничении или о запрещении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия местного значения
и (или) в зонах его охраны принимается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, подготовленному на основании обращения органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.
6. В решении об ограничении или о запрещении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и (или)
в зонах его охраны должны быть предусмотрены сроки и условия ограничения или запрещения движения транспортных средств.
Статья 12. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области
1. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, осуществляется с учетом требований, установленных законодательством Московской области и настоящим Законом.
2. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.
3. Воссоздание объекта культурного наследия, находящегося в собственности Московской области, может осуществляться:
1) за счет средств бюджета Московской области на основании решения Правительства Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении государственной историко-культурной экспертизы, а в случае воссоздания объекта культурного наследия религиозного назначения – с учетом мнения религиозных организаций;
2) за счет средств физического или юридического лица на основании инвестиционного договора на воссоздание объекта культурного наследия, заключаемого по результатам проведения центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере управления
и распоряжения собственностью Московской области (далее – областной орган по управлению имуществом) с участием областного органа охраны объектов культурного наследия торгов на право заключения инвестиционного договора на воссоздание объекта культурного наследия.
4. Воссоздание объекта культурного наследия за счет средств бюджета Московской области реализуется в рамках государственных программ Московской области.
5. Инвестиционный договор на воссоздание объекта культурного наследия заключается областным органом по управлению имуществом
с участием областного органа охраны объектов культурного наследия, а также с участием, при необходимости, иных исполнительных органов государственной власти Московской области, соответствующих органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Статья 13. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения
1. Решение об организации историко-культурного заповедника регионального значения принимается Правительством Московской области
по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
2. Граница историко-культурного заповедника регионального значения определяется областным органом охраны объектов культурного наследия
на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, историко-культурного опорного плана и (или) иных документов
и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница.
3. Режим содержания историко-культурного заповедника регионального значения устанавливается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
Статья 14. Порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах
1. Перечень исторических поселений регионального значения утверждается Правительством Московской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.
2. Предмет охраны исторического поселения регионального значения утверждается применительно к каждому историческому поселению областного значения.
3. Проект предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах (далее – проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам) разрабатывается по инициативе органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области проектной, научно-исследовательской или иной организацией, обладающей опытом работы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее – разработчик проекта), и представляется на согласование в областной орган охраны объектов культурного наследия.
4. Областной орган охраны объектов культурного наследия в течение трех месяцев с момента представления проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам принимает решение о согласовании проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам либо об отклонении проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам.
5. Проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в пределах срока, указанного в части 4 настоящей статьи, подлежит согласованию центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере архитектуры и градостроительной деятельности.
6. Основанием для отклонения проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам является наличие в проекте предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам неполных или недостоверных сведений об объектах культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектах исторического поселения регионального значения. Решение об отклонении проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам с обоснованием причин отклонения направляется разработчику проекта.
7. Разработчик проекта вправе в течение 15 рабочих дней с момента получения решения об отклонении проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам устранить недостатки и представить проект предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам на повторное согласование в областной орган охраны объектов культурного наследия.
8. В случае принятия решения о согласовании проекта предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам областной орган охраны объектов культурного наследия осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Московской области
об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения региональногозначения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах.
Статья 15. Порядок согласования проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения
1. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, проекты планировки территории в отношении территорий исторических поселений регионального значения (далее соответственно – проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории) подлежат согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.
2. Для согласования документации, указанной в части 1 настоящей статьи, в границах территории ее разработки в областной орган охраны объектов культурного наследия в установленном порядке представляются:
1) историко-культурный опорный план с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;
2) карта (схема) с установленными и планируемыми границами территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, режимами использования земель и градостроительными регламентами в границах данных зон, точками (секторами) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения;
3) иные документы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
3. Орган местного самоуправления муниципального образования Московской областиили центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на подготовку проекта правил землепользования и застройки, проекта планировки территории,направляет в областной орган охраны объектов культурного наследия уведомление об обеспечении доступа к проекту правил землепользования и застройки, проекту планировки территории в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в течение трех рабочих дней с момента обеспечения доступа.
4. Областной орган охраны объектов культурного наследия рассматривает проект правил землепользования и застройки, проект планировки территории в течение 30 рабочих дней с даты поступления документов от органа местного самоуправления муниципального образования Московской областии по результатам рассмотрения принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании проекта правил землепользования и застройки, проекта планировки территории.
5. Основаниями для отказа в согласовании областным органом охраны объектов культурного наследия представленного проекта правил землепользования и застройки, проекта планировки территории являются:
1) несоответствие указанного проекта утвержденному предмету охраны исторического поселения;
2) отсутствие в проекте правил землепользования и застройки, проекте планировки территории сведений об объектах культурного наследия
и обо всех исторически ценных градоформирующих объектах исторического поселения, предусмотренных пунктом 2 статьи 59 Федерального закона № 73-ФЗ;
3) наличие неполных, недостоверных или неточных сведений.
6. После устранения причин, повлекших за собой отказ в согласовании проектов правил землепользования и застройки, проектов планировки территории,орган местного самоуправления муниципального образования Московской областивправе повторно направить документы, указанные в части 1 настоящей статьи, в областной орган охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.
7. Поступившие повторно проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории рассматриваются в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 16. Популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Московской области
1. Популяризация объектов культурного наследия (далее – популяризация) представляет собой мероприятия, направленные на обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия, духовно-нравственное и эстетическое воспитание физических лиц, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также иные мероприятия, способствующие сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия.
2. Популяризация в целях настоящего Закона включает в себя:
1) обеспечение доступа к объектам культурного наследия;
2) освещение вопросов сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе выпуск тематических научно-информационных, научно-популярных, информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов;
3) подготовку и проведение научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия;
4) проведение мероприятий Московской области, посвященных Международному дню памятников и исторических мест, Международному дню музеев, праздничным дням и памятным датам Московской области;
5) иные мероприятия, отнесенные к популяризации федеральным законодательством и законодательством Московской области.
3. В целях популяризации объектов культурного наследия и обеспечения конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям в Московской области разрабатывается ежегодный доклад о состоянии объектов культурного наследия в Московской области. Подготовку проекта ежегодного доклада о состоянии объектов культурного наследия в Московской области для его представления Правительством Московской области в Московскую областную Думу осуществляет областной орган охраны объектов культурного наследия.
4. Ежегодный доклад о состоянии объектов культурного наследия
в Московской области содержит:
1) анализ состояния объектов культурного наследия в Московской области, основных проблем в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
2) информацию о мероприятиях по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
5. Порядок подготовки, распространения и опубликования ежегодного доклада о состоянии объектов культурного наследия в Московской области определяется областным органом охраны объектов культурного наследия.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Московской области № 26/2005-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
2) Закон Московской области № 74/2006-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
3) Закон Московской области № 90/2007-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
4) Закон Московской области № 21/2008-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
5) Закон Московской области № 170/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
6) статью 16 Закона Московской области № 237/2008-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации»;
7) Закон Московской области № 20/2011-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
8) Закон Московской области № 58/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
9) Закон Московской области № 101/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
10) статью 21 Закона Московской области № 103/2013-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области»;
11) Закон Московской области № 59/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
12) Закон Московской области № 134/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
13) Закон Московской области № 46/2015-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
14) Закон Московской области № 84/2015-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
15) статью 1 Закона Московской области № 135/2015-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области
в сфере культуры»;
16) Закон Московской области № 214/2015-ОЗ «О внесении измененийв Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
17) Закон Московской области № 92/2016-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области»;
18) Закон Московской области № 11/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области».
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев
« 08 » февраля 2018 года
№ 11/2018-ОЗ
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 25.01.2018 № 10/42-П
Источник: www.mosoblduma.ru