Разрешение на строительство объекта как объекта строительства

Содержание

Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию / Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03 июня 2022 г. № 446/пр

Мнение юриста: если нет разрешения на строительство, стоит ли «заваривать кашу

На портале IRN размещена статья юриста департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров Николая Брыня «Мнение юриста: если нет разрешения на строительство, стоит ли «заваривать кашу»?

Всегда ли отсутствие разрешения на строительство освобождает подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ по строительству объекта?

Ответ на вопрос, поставленный в названии статьи, очевиден лишь на первый взгляд. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. В подрядных отношениях есть большое количество нюансов, лишь после оценки которых суд принимает ту или иную сторону.

Часто подрядчики, не получив разрешительной документации от застройщика, отказываются начинать работы. При этом они ссылаются на соответствующие нормы градостроительного и гражданского законодательства. Нужно помнить, что за проведение строительных работ без получения разрешения предусмотрена административная ответственность. В таких ситуациях суды нередко занимают сторону подрядчика, соглашаясь с тем, что он не должен нести ответственность за просрочку выполнения работ, если разрешительные документы ему не были представлены или это было сделано с задержкой.

Впрочем, иногда суды принимают сторону подрядчика, только если он сообщил заказчику о невозможности проведения работ без разрешения на строительство: это важный момент, на который стоит обратить внимание.

Однако есть ряд оснований, по которым суд может принять сторону заказчика в таких спорах. Например, в ситуации, когда подрядчик знал, что разрешение на строительство не будет получено вовремя, но при этом принял на себя обязательства выполнить работы, суд может постановить, что подрядчик обязан был сделать это. В таком случае подрядчик добровольно принимает на себя все возможные риски. Если он будет апеллировать к тому, что без разрешения на строительство не может выполнить работы, суд может решить, что это злоупотребление правом.

Таким образом, отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для освобождения подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ.

Ответ на вопрос, поставленный в названии статьи, очевиден лишь на первый взгляд. Судебная практика по данному вопросу является неоднозначной. Ее неоднозначность объясняется, как мы полагаем, не судебными ошибками (хотя иногда они могут иметь место), а многообразием ситуаций, возникающих в подрядных отношениях, оценивая которые, суд может занять ту или иную сторону и, уже определившись с выигравшей стороной, найти надлежащее правовое обоснование принятому решению.

В данной статье мы задались целью рассмотреть две противоположные ситуации и наглядно показать, что возможность освобождения подрядчика от ответственности определяется не столько формальным наличием или отсутствием разрешения на строительство, сколько обстоятельствами исполнения договора, фактическими намерениями сторон и их поведением, как в период строительства, так и по его завершении.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Разрешение на строительство объекта выдается застройщику, но сами строительно-монтажные работы в большинстве случаев выполняются не застройщиком, а привлеченным подрядчиком (генподрядчиком) или его субподрядчиками.

Отношения застройщика с генподрядчиком строятся на основании договора подряда или иного договора, содержащего элементы договора подряда. Подрядные отношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (Подряд).

Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

К созданию условий, необходимых для выполнения работ, в том числе относится и предоставление заказчиком генподрядчику необходимой разрешительной документации. Обязанность заказчика по предоставлению подрядчику разрешительной документации нередко прямо прописывается в заключенном договоре строительного подряда. К разрешительной документации, предоставляемой подрядчику, по умолчанию следует относить и разрешение на строительство объекта, так как указанное разрешение в полной мере отвечает признакам разрешительного документа для целей ведения строительных работ.

Однако в практике осуществления строительной деятельности нередки случаи, когда на момент начала строительства разрешение на строительство у застройщика отсутствует или оно не передано подрядчику. При этом сторонами в договоре согласован график выполнения работ, в соответствии с которым подрядчик должен приступить к выполнению работ. За нарушение графика выполнения работ, предусмотренного договором, как правило, устанавливается договорная неустойка, взимаемая с подрядчика.

Каким образом должен поступить генподрядчик в сложившейся ситуации? Вправе ли он не приступать к выполнению работ или в этом случае к нему может быть применена договорная неустойка?

В большинстве случаев, оказавшись в подобной ситуации, подрядчики считают, что они вправе не приступать к выполнению работ. Они обосновывают свою позицию тем, что требование о наличии разрешения на строительство является императивным требованием градостроительного законодательства, которое обязаны выполнять обе стороны договора строительного подряда.

В обоснование отсутствия оснований для взыскания с подрядчиков неустойки за просрочку выполнения работ подрядчики ссылаются на п. 3 ст. 405 ГК РФ, в соответствии с которым «должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора».

Кроме того, частью первой статьи 9.5 КоАП России установлена административная ответственность за осуществление строительных работ без разрешения на строительство, если законодательством для данного вида работ предусмотрено получение разрешения на строительство.

Причем в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что «субъектами ответственности за данное административное правонарушение могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство».

Административная ответственность за данный проступок является весьма серьезной и предусматривает штраф от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поэтому генподрядчик в качестве обоснования невозможности осуществления строительных работ при отсутствии разрешения на строительство вправе ссылаться не только на ст. 51 ГрК РФ и часть третью ст. 405 ГК РФ, но и на риск привлечения к административной ответственности (ч. первая ст. 9.5 КоАП России), а также на иные возможные неблагоприятные последствия, такие, как исключение его из саморегулируемой организации.

Соглашаясь с подобной аргументацией, некоторые суды действительно приходят к выводу, что подрядчики не могут нести договорную ответственность за просрочку выполнения работ в случае отсутствия (поздней передачи) разрешения на строительство (см. например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2015 г. № Ф06-26506/2015 по делу № А49-7622/2014, постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2013 г. № Ф03-5384/2013 по делу № А51-29936/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2014 г. № Ф05-12460/2014 по делу № А40-105871/13, постановление ФАС Московского округа от 20.02.2014 г. № Ф05-18005/2013 по делу № А40-152086/12-30-1209, постановление ФАС Поволжского округа от 16.08.2010 г. по делу № А12-3840/2010, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2015 г. № Ф08-1563/2015 по делу № А32-11609/2014 и др.).

Вместе с тем в некоторых случаях суды иначе оценивают доводы подрядчика об отсутствии разрешения на строительство. Многие суды исходят из того, что отсутствие разрешения на строительство может служить основанием для невыполнения (приостановления) работ только тогда, когда подрядчиком соблюдена процедура уведомления заказчика, предусмотренная ст. 716 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

  • непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
  • возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
  • иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

На наш взгляд, отсутствие у подрядчика разрешения на строительство действительно относится к обстоятельствам, не зависящим от подрядчика и создающим невозможность завершения работ в установленный срок. В этом отношении оно полностью подпадает под признаки п. 1 ст. 716 ГК РФ.

Поэтому если подрядчик своевременно не предупредил заказчика об отсутствии разрешения на строительство как об обстоятельстве, препятствующем выполнению работ, он не вправе при предъявлении к нему соответствующих требований заказчиком (в том числе требования об уплате неустойки за просрочку выполнения работ) ссылаться на обстоятельство, о котором он своевременно не уведомил (п. 2 ст. 716 ГК РФ).

Читайте также:  Окпд 2 консервация объекта капитального строительства

Аналогичная точка зрения изложена в следующих судебных актах: постановление ФАС Московского округа от 19.02.2013 г. по делу № А40-66738/12-140-424, постановление ФАС Поволжского округа от 05.12.2013 г. по делу № А49-2154/2013, постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2013 г. по делу № А49-8455/2010 и др.

Однако с этой точкой зрения согласны не все суды. Так, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.11.2014 г. № Ф05-12460/2014 по делу № А40-105871/13 указано, что обязанность по уведомлению заказчика (п. 1 ст. 716 ГК РФ) возникает лишь в отношении обстоятельств, неизвестных заказчику. Отсутствие разрешения на строительство к таким обстоятельствам не относится.

Действительно, такая точка зрения имеет право на существование, но, на наш взгляд, данное толкование нормы не может быть признано универсальным, тем более, что другие суды по данной категории споров придерживаются диаметрально противоположной точки зрения.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 05.12.2013 г. по делу № А49-2154/2013 указано, что: «доводы о позднем получении разрешения на выполнение работ не могут повлиять на законность судебного акта, поскольку не снимают с подрядчика, как стороны контракта, обязанности по соответствующему уведомлению заказчика».

Следует обозначить еще одно из оснований, по которому суды в спорах о просрочке подрядчика встают на сторону заказчиков.

Суды, глубоко вникающие в правовые основы взаимоотношений сторон в процессе строительства, справедливо разделяют нормы градостроительного и гражданского законодательства, указывая, что обязательство подрядчика выполнить работы в установленный срок регулируются именно нормами гражданского законодательства. Подрядчик, исходя из конъюнктурных условий, может принять на себя указанное гражданское обязательство даже тогда, когда ему достоверно известно о том, что к моменту начала выполнения работ, предусмотренному графиком строительства, разрешение на строительство объекта не будет получено. В этом случае соответствующее обязательство подрядчика выполнить работы в срок не будет считаться недействительным; следует считать, что подрядчик добровольно принял на себя все возможные административные и иные риски. Если осведомленность подрядчика о невозможности своевременного получения разрешения на строительство будет доказана в судебном порядке, то подрядчик не вправе ссылаться на отсутствие данного разрешения как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности за просрочку выполнения работ. Ссылка подрядчика на данное обстоятельство должна рассматриваться судом как недобросовестное поведение, имеющее признаки злоупотребления правом. Кроме того, по мнению судов, не должна приниматься во внимание ссылка подрядчика на отсутствие (позднее получение/временное отсутствие) разрешения на строительство и в тех случаях, когда работы на объекте фактически велись, но не были завершены в срок по иным причинам.

Схожая точка зрения выражена в следующих судебных актах: постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.09.2015 г. № Ф10-537/2015 по делу № А68-6343/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2015 г. по делу № А56-22979/2013, постановление ФАС Московского округа от 19.02.2013 г. по делу № А40-66738/12-140-424.

В дополнение к указанной судебной практике хотелось бы привести еще один пример судебного спора, в котором суд, оценив фактические обстоятельства дела и добросовестность сторон, признал недопустимой ссылку подрядчика на отсутствие разрешения на строительство как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности.

ОАО «Кубаньэнерго» (крупнейший игрок на рынке передачи электроэнергии на Кубани), выступая в качестве застройщика по строительству распределительной электрической сети в окрестностях г. Сочи, заключило договор подряда на данный вид работ со строительной организацией. По договору подряда срок завершения работ был установлен до 15.08.2012 г. Однако указанные работы подрядчиком в срок не были завершены, в связи с чем ОАО «Кубаньэнерго» обратилось в суд для взыскания с подрядчика неустойки за просрочку выполнения работ (дело № А32-18411/2015).

Подрядчик в своем отзыве указал, что не имел возможности завершить работы в установленный срок в связи с тем, что разрешение на строительство объекта было получено ОАО «Кубаньэнерго» только 28.09.2012 г., то есть уже после установленного договором подряда срока завершения работ. Также подрядчик в свое оправдание сослался на п. 3 ст. 405 ГК РФ (просрочка кредитора) и на положение договора подряда, обязывающее заказчика до начала выполнения работ предоставить подрядчику исходно-разрешительную документацию (Приложение № 11 к договору подряда).

В процессе подготовки возражений на отзыв ответчика удалось собрать доказательства, полностью опровергающие все высказанные ответчиком доводы.

В частности, было установлено, что распределительная электрическая сеть, возведение которой было предусмотрено договором подряда, относилась к олимпийским объектам и была включена в утвержденный Правительством РФ перечень олимпийских объектов. В свою очередь, в отношении олимпийских объектов Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены градостроительные исключения, допускающие выполнение работ подготовительного цикла до получения разрешения на строительство при наличии утвержденной проектной документации.

В дальнейшем с участием технических специалистов ОАО «Кубаньэнерго» было проведено выделение в общем перечне работ, предусмотренных договором подряда, работ подготовительного и основного цикла. Исходя из технологических и функциональных особенностей возводимого объекта, количество видов работ подготовительного цикла в договоре превосходило количество видов работ основного цикла. Для выполнения работ подготовительного цикла разрешение на строительство не требовалось.

При указанных обстоятельствах, подрядчик, надлежащим образом исполняющий условия договора и требования действующего законодательства, был обязан в установленный договором срок приступить к выполнению работ подготовительного цикла, а по их завершении (если к этому моменту не будет получено разрешение на строительство) уведомить заказчика на основании п. 1 ст. 716 ГК РФ о невозможности продолжения работ по независящим от него причинам.

Однако, как было установлено и документально подтверждено в судебном процессе, подрядчик не приступил даже к работам подготовительного цикла. В этой ситуации удалось убедить суд, что подрядчик нарушил условия подрядного обязательства, действовал недобросовестно и не преследовал цель исполнить договор в целом.

Ссылку подрядчика на предусмотренную договором подряда обязанность заказчика предоставить исходно-разрешительную документацию (Приложение № 11) до начала выполнения подрядчиком работ суд оценил критически, указав, что в Приложении 11 в качестве «исходно-разрешительной документации» упомянута только проектная документация «в производство работ». Отсутствие в Приложении № 11 упоминания о предоставлении подрядчику разрешения на строительство суд оценил как косвенное подтверждение того, что стороны договора были осведомлены об отсутствии разрешения на строительство к моменту заключения договора подряда и сознательно ставили факт начала работ на объекте в зависимость лишь от предоставления проектной документации «в производство работ».

Суд также установил, что в период действия договора подрядчик не уведомлял ОАО «Кубаньэнерго» об отсутствии разрешения на строительство как о причине невыполнения работ на объекте. Напротив, на письменные требования ОАО «Кубаньэнерго» объяснить просрочку выполнения работ подрядчик называл иные причины (трудности с получением банковской гарантии, позднее получение договора подряда и пр.), что также свидетельствует о том, что отсутствие разрешения на строительство в тот момент не рассматривалось подрядчиком в качестве обстоятельства, препятствовавшего выполнению работ. Подрядчик впервые заявил о том, что причиной невыполнения работ по договору подряда послужило отсутствие разрешения на строительство только в отзыве на исковое заявление – то есть спустя более трех лет с момента заключения договора. Указанную ссылку подрядчика суд справедливо расценил как злоупотребление правом и взыскал с подрядчика неустойку за весь период просрочки выполнения работ в полном объеме.

В данной статье мы старались показать, что отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для освобождения подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ на объекте. Все зависит от правильного поворота дела, от фактических обстоятельств, от умения юристов управлять сбором доказательств, аргументировать свою позицию и убеждать суд в своей правоте. Кроме того, немалое значение в процессе имеет способность профессионального юриста убедить суд в недобросовестности поведения стороны, являющейся процессуальным оппонентом. Если не уделить данным вопросам должного внимания, то даже выигрышное на первый взгляд дело может преподнести неприятные сюрпризы. Поэтому советуем вам всегда обращаться для защиты своих интересов к профессионалам.

Источник

Получение разрешения на строительство на незавершенное строительство — это сложная многоуровневая процедура. Основная проблема — отсутствие четкой нормативной базы, регламентирующей этот вопрос. В рамках сегодняшнего материала мы поговорим о том, как получить разрешение на строительство незавершенного объекта . … В соответствии с требованиями законодательства, на возведение недостроенного объекта должно иметься разрешение . Если его срок истекает, инициируется процедура продления. Владельцу требуется предоставить в контролирующий орган следующие бумаги. Проектная документация. Проект строительства объекта , одобренный экспертами.

Разрешение на строительство объекта как объекта строительства

2.2.1. Полное наименование:

Раздел 3. Информация об объекте капитального строительства

3.1. Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией:

3.2. Вид выполняемых работ в отношении объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией:

3.3. Адрес (местоположение) объекта капитального строительства

3.3.1. Субъект Российской Федерации:

3.3.2. Муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория:

3.3.3. Городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа (за исключением зданий, строений, сооружений, расположенных на федеральных территориях):

3.3.4. Тип и наименование населенного пункта:

3.3.5. Наименование элемента планировочной структуры:

3.3.6. Наименование элемента улично-дорожной сети:

3.3.7. Тип и номер здания (сооружения):

Раздел 4. Информация о земельном участке

4.1. Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства:

4.2. Площадь земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства:

4.3. Сведения о градостроительном плане земельного участка

4.3.Х.3. Наименование органа, выдавшего градостроительный план земельного участка:

4.4. Условный номер земельного участка (земельных участков) на утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (при необходимости):

4.5. Сведения о схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Читайте также:  Проектная документация объектов капитального строительства назначение

4.5.1. Дата решения:

4.5.2. Номер решения:

4.5.3. Наименовании организации, уполномоченного органа или лица, принявшего решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков:

4.6. Информация о документации по планировке территории

4.6.1. Сведения о проекте планировки территории

4.6.1.X.1. Дата решения:

4.6.1.Х.2. Номер решения:

4.6.1.Х.3. Наименование организации, уполномоченного органа или лица, принявшего решение об утверждении проекта планировки территории:

4.6.2. Сведения о проекте межевания территории

4.6.2.Х.1. Дата решения:

4.6.2.Х.2. Номер решения:

4.6.2.Х.3. Наименовании организации, уполномоченного органа или лица, принявшего решение об утверждении проекта межевания территории:

Раздел 5. Сведения о проектной документации, типовом архитектурном решении

Источник

С 04.08.2018 разрешение на строительство объекта ИЖС или садового дома не требуется. Это прекрасно, но не следует забывать, что ввели новый порядок, предусматривающий направление уведомления о начале строительства ! Обязательно направляем уведомление о начале строительства ! Объект ИЖС — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три) высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Разрешение на строительство объекта как объекта строительства

Приказ Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 2015 г. N 117/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ

НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ФОРМЫ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА

В соответствии с частью 16 статьи 51 и частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2008, N 30, ст. 3616; 2014, N 43, ст. 5799) и подпунктами 5.2.4, 5.2.5 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации (2013, N 47, ст. 6117; 2015, N 2, ст. 491), приказываю:

а) форму разрешения на строительство согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства регионального развития Российской Федерации:

а) от 19 октября 2006 г. N 120 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство» (зарегистрирован в Минюсте России 8 ноября 2006 г. N 8451; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 46, 13 ноября 2006 г.);

б) от 19 октября 2006 г. N 121 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2006 г., регистрационный N 8477; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 27 ноября 2006 г.).

3. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5047).

к приказу Министерства строительства

и жилищно-коммунального хозяйства

от 19 февраля 2015 г. N 117/пр

ФОРМА РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Строительство объекта капитального строительства

Реконструкцию объекта капитального строительства

Работы по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта

Строительство линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта)

Реконструкцию линейного объекта (объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта)

Наименование объекта капитального строительства (этапа) в соответствии с проектной документацией

Наименование организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации, и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизиты приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы

Регистрационный номер и дата выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, реквизиты приказа об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы

Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства

Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства

Кадастровый номер реконструируемого объекта капитального строительства

Сведения о градостроительном плане земельного участка

Сведения о проекте планировки и проекте межевания территории

Сведения о проектной документации объекта капитального строительства, планируемого к строительству, реконструкции, проведению работ сохранения объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта

Краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта:

Наименование объекта капитального строительства, входящего в состав имущественного комплекса, в соответствии с проектной документацией:

Общая площадь (кв. м):

Площадь участка (кв. м):

подземной части (куб. м):

Количество этажей (шт.):

Количество подземных этажей (шт.):

Площадь застройки (кв. м):

Адрес (местоположение) объекта :

Краткие проектные характеристики линейного объекта :

Мощность (пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения):

Тип (КЛ, ВЛ, КВЛ), уровень напряжения линий электропередачи

Перечень конструктивных элементов, оказывающих влияние на безопасность:

— фамилия, имя, отчество (если имеется) гражданина, если основанием для выдачи разрешения на строительство является заявление физического лица;

— полное наименование организации в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, если основанием для выдачи разрешения на строительство является заявление юридического лица.

Указывается дата подписания разрешения на строительство.

Указывается номер разрешения на строительство, присвоенный органом, осуществляющим выдачу разрешения на строительство, который имеет структуру А-Б-В-Г, где:

А — номер субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется к строительству (реконструкции) объект капитального строительства (двухзначный).

В случае, если объект расположен на территории двух и более субъектов Российской Федерации, указывается номер «00»;

Б — регистрационный номер, присвоенный муниципальному образованию, на территории которого планируется к строительству (реконструкции) объект капитального строительства. В случае, если объект расположен на территории двух и более муниципальных образований, указывается номер «000»;

В — порядковый номер разрешения на строительство, присвоенный органом, осуществляющим выдачу разрешения на строительство;

Г — год выдачи разрешения на строительство (полностью).

Составные части номера отделяются друг от друга знаком «-«. Цифровые индексы обозначаются арабскими цифрами.

Для федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в конце номера может указываться условное обозначение такого органа, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», определяемый ими самостоятельно.

Указывается один из перечисленных видов строительства (реконструкции), на который оформляется разрешение на строительство.

Указывается наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией.

В случае выдачи разрешений на строительство для объектов в области использования атомной энергии указываются также данные (номер, дата) лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии, включающие право сооружения объекта использования атомной энергии.

Заполнение не является обязательным при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) линейного объекта.

В случае выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, указывается кадастровый номер учтенного в государственном кадастре недвижимости объекта культурного наследия.

Указывается дата выдачи градостроительного плана земельного участка, его номер и орган, выдавший градостроительный план земельного участка (не заполняется в отношении линейных объектов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Заполняется в отношении линейных объектов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указываются дата и номер решения об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории (в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности) и лицо, принявшее такое решение (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, или высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или глава местной администрации).

Указывается кем, когда разработана проектная документация (реквизиты документа, наименование проектной организации).

В отношении линейных объектов допускается заполнение не всех граф раздела.

Заполняется в случае выдачи разрешения на строительство сложного объекта (объекта, входящего в состав имущественного комплекса) в отношении каждого объекта капитального строительства.

Указываются дополнительные характеристики, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, в том числе объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Указывается адрес объекта капитального строительства, а при наличии — адрес объекта капитального строительства в соответствии с государственным адресным реестром с указанием реквизитов документов о присвоении, об изменении адреса; для линейных объектов — указывается описание местоположения в виде наименований субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Заполняется только в отношении линейного объекта с учетом показателей, содержащихся в утвержденной проектной документации на основании положительного заключения экспертизы проектной документации. Допускается заполнение не всех граф раздела.

Указываются дополнительные характеристики, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, в том числе объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Указываются основания для установления срока действия разрешения на строительство:

— проектная документация (раздел);

— нормативный правовой акт (номер, дата, статья).

Заполняется в случае продления срока действия ранее выданного разрешения на строительство. Не заполняется в случае первичной выдачи разрешения на строительство.

Источник

Когда не требуется разрешение ? " Строительство , реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство , за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей". п. 2, ст. 51, ГрК РФ. Градостроительный кодекс РФ гласит, что реконструкция объектов капитального строительства в общем случае, то есть всегда, осуществляется строго на основании выданного разрешения на реконструкцию. (п. 2, статья 51, ГрК РФ). При этом, отдельным пунктом 17 статьи 51 предусмотрены случаи, в которых разрешение не требуется. Таким образом, проще перечислить именно ситуации, когда получение разрешения на реконструкцию не требуется: ОБЪЕКТЫ ИЖС.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 2019

Список документов необходимых для получения разрешения на строительство для объектов до 2-х этажей и до 1500м2 общей площади. (без проведения экспертизы Проектной Документации).

  • Топографическая съемка (исполнительна съемка со всеми коммуникациями на земельном участке). Данную съемку необходимо согласовать с коммунальными службами (газ, вода, свет, канализация и тд.)
  • ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). При заказе ГПЗУ необходимо в обязательном порядке приложить топографическую съемку. Частой ошибкой является то, что собственники получают ГПЗУ не прикладывая топосъемку и получают «неправильный» ГПЗУ с нужными и ненужными согласованиями.
  • Получить согласования с Культурным наследием.
  • Получить согласование АГО (при необходимости)
  • Получить согласования с аэропортами (в данный раздел включаются не только крупные аэропорты как к примеру Домодедово, но и военные аэродромы и небольшие летные площадки.
  • При попадании объектов в зону крупных аэропортов требуется положительное заключение Роспотребнадзора*
  • Изыскания (геологические)
  • Проектная документация (состав проекта ниже)
  • Зарегистрировать проектную документацию в ИСОГД или ИА ИСОГД в зависимости от нахождения объекта (МО- ИСОГД, Москва- ИА ИСОГД)
  • После проверки данных в ИСОГД, отправляете документы на разрешение на строительство в электронном виде.
Читайте также:  Документы необходимые для постановки на учет объекта капитального строительства

*Состав проектной документации для получения разрешения на строительство согласно требований Градостроительного кодекса Российской Федерации для объектов не подлежащих экспертизе проектной документации.

Проектирование магазинов, ресторанов, мини-ТЦ, автомоек, гостиниц, СТО, офисных зданий.

*Объекты до 2-х этажей и до 1500м2 общей площади. (без проведения экспертизы Проектной Документации)

  1. раздел «Пояснительная записка»
  2. раздел «Схема планировочной организации земельного участка»
  3. раздел «Архитектурные решения»
  4. раздел «Конструктивные решения»
  5. раздел «Инженерные системы»
  6. раздел «Системы связи и автоматизация»
  7. раздел «Проект организации строительства»

Данные документы для строительства, наша Компания готова подготовить вам в самые кратчайшие сроки.

Список документов необходимых для получения разрешения на строительство для объектов свыше 2-х этажей и площадью более 1500м2 (с обязательным проведением экспертизы Проектной Документации)

  • Топографическая съемка (исполнительна съемка со всеми коммуникациями на земельном участке). Данную съемку необходимо согласовать с коммунальными службами (газ, вода, свет, канализация и тд.)
  • ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). При заказе ГПЗУ необходимо в обязательном порядке приложить топографическую съемку. Частой ошибкой является то, что собственники получают ГПЗУ не прикладывая топосъемку и получают «неправильный» ГПЗУ с нужными и ненужными согласованиями.
  • Получить согласования с Культурным наследием.
  • Получить согласование АГО (Архитектурно-градостроительного облика)
  • Получить согласования с Автодором
  • Получить согласования с аэропортами (в данный раздел включаются не только крупные аэропорты как к примеру Домодедово, но и военные аэродромы и небольшие летные площадки.
  • При попадании объектов в зону крупных аэропортов требуется положительное заключение Роспотребнадзора*
  • Изыскания (геологические, экологические, геодезические)
  • Проектная документация (состав проекта ниже)
  • Зарегистрировать проектную документацию в ИСОГД или ИА ИСОГД в зависимости от нахождения объекта (МО- ИСОГД, Москва- ИА ИСОГД)
  • После проверки данных в ИСОГД, отправляете документы на разрешение на строительство в электронном виде.

Состав проектной документации для получения разрешения на строительство согласно требований Градостроительного кодекса Российской Федерации для объектов подлежащих обязательной экспертизе проектной документации.

*Объекты свыше 2-х этажей и площадью более 1500м2 (с обязательным проведением экспертизы Проектной Документации)

В соответствии c постановлением правительства РФ №87, объем проектной документации включает в себя:

· Раздел 1 «Пояснительная записка»

· Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка»

· Раздел 3 «Архитектурные решения»

· Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения»

· Раздел 6 «Проект организации строительства»

· Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства»

· Раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»

· Раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»

· Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов»

· Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства»

ВАЖНО: ВМЕСТЕ С ЭКСПЕРТИЗОЙ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА НА ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, А ТАК ЖЕ НА ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ.

ВАЖНО: ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕ ВЫДАЕТСЯ БЕЗ СОГЛАСОВАНИЯ С ДЕПАРТАМЕНТОМ АРХИТЕКТУРЫ АГО (АРХИТЕКТУРНО- ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОБЛИКА) И СОГЛАСОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА С АЭРОПОРТАМИ.

Данные документы для строительства, наша Компания готова подготовить вам в самые кратчайшие сроки.

Источник

В целях строительства , реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в Администрацию муниципального района Смоленской области либо в Администрацию городского поселения, городского округа Смоленской области. … Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство , реконструкцию объекта капитального строительства необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок

Как согласовать строительство частного дома в Москве. Инструкция

Фото: Romolo Tavanishutterstock

В России с 2018 года для возведения объекта индивидуального жилого строительства (ИЖС) или садового дома не нужно получать разрешение, но существует уведомительный порядок начала и окончания строительства или реконструкции.

Рассказываем об особенностях подготовки документов на различных этапах индивидуального жилищного строительства в Москве, о том, какие параметры необходимо предусмотреть при строительстве дома для сезонного и круглогодичного проживания, а также как правильно заполнить формы уведомлений о начале и окончании строительства.

Что такое ИЖС

Законом определяется понятие индивидуального жилого строения. Это обособленно расположенное здание, не состоящее из отдельных квартир или блоков-секций (подъездов), которое можно построить на землях для индивидуального жилищного строительства и на садовых участках. Дом должен быть предназначен «для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием».

Какой дом можно построить

Прежде чем приступить к согласованию будущего дома, нужно понимать, что можно построить. На садовых участках и землях для индивидуального жилищного строительства можно построить дом, высота которого не должна превышать 20 м и трех наземных этажей. Максимальная площадь жилого или садового дома не ограничивается, но для домов площадью до 500 кв. м достаточно уведомить местные власти о планах его строительства, а потом о его завершении. Если же площадь превышает 500 кв. м, потребуется разработать и согласовать проектную документацию, провести ее экспертизу и затем получить разрешение на строительство. Эти параметры идентичны как для садового, так и для индивидуального жилого дома, предназначенного для круглогодичного проживания.

Какие дополнительные ограничения могут быть на застройку

На территории Москвы можно столкнуться с дополнительными ограничениями по использованию земельных участков, высотности застройки и т. д. Перед подачей уведомления необходимо проверить, не находится ли земельный участок в зоне с особыми условиями использования территории. Такие ограничения могут быть связаны с его расположением в границах приаэродромных территорий, прибрежной защитной полосы или водоохранной зоны.

Эти сведения можно узнать из Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). План может заказать правообладатель земли, такая госуслуга предоставляется бесплатно. Документы можно запросить на портале mos.ru, предоставить ГПЗУ должны в течение 14 дней. В разделе 2.3 документа будут обозначены технико-экономические параметры участка, в том числе допустимые высота, суммарная поэтажная площадь застройки и ее плотность. В разделе 5 документа будет указано, есть ли на участке зоны особого использования с дополнительными ограничениями на застройку.

Как подать уведомления о начале строительства

Если человек планирует возвести дом на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, ему необходимо заполнить форму уведомления о начале строительства. Подать заявление можно:

  • через МФЦ «Мои документы»;
  • через портал mos.ru;
  • в Комитет государственного строительного надзора Москвы (Мосгосстройнадзор);
  • отправить оригиналы документов в Мосгосстройнадзор почтой с уведомлением.

После проверки параметров дома на соответствие градостроительным нормам и правилам Мосгосстройнадзор выдаст документ под названием «Уведомление о соответствии уведомления о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке».

Какие документы подготовить

Несмотря на то что согласование носит уведомительный характер, уполномоченные органы могут отказать в строительстве, если предоставлены не все документы или дом не соответствует разрешенным параметрам застройки земельного участка, установленным градостроительными нормами.

Для согласования понадобятся следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на земельный участок или ЕГРН, если права на участок уже зарегистрированы;
  • описание внешнего облика дома в текстовой и графической форме. В нем должны быть указаны параметры объекта, его характеристики и расположение на участке.

Местные власти должны рассмотреть заявку в течение семи рабочих дней и выслать соответствующее уведомление. Если в течение этого срока уведомление о согласовании или отказе не получено, это дает право строительства данного объекта в течение десяти лет. Такое право сохраняется в течение данного срока даже при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС, при этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется и плата за услугу не взимается.

Строительство на садовых участках объекта ИЖС допускается, если земля включена в зону застройки и имеет утвержденные параметры строительства.

Как подать уведомление о строительстве частного дома на mos.ru

Москва активно переводит все сервисы в электронный вид. Уведомление о начале строительства, реконструкции объекта или заявление об окончании возведения частного дома можно подать через портал mos.ru. Для этого нужно выбрать цель подачи уведомления.

Также нужно внести в форму сведения о заявителе. Если те указаны в профиле в личном кабинете на mos.ru, то добавятся автоматически. После этого нужно внести сведения о земельном участке, прикрепить правоустанавливающие документы или сведения из ЕГРН, кадастровый номер участка, иных собственников земли.

Далее появится форма для заполнения сведений об объекте капитального строительства. Здесь нужно указать данные о строительстве ИЖС или садового дома, цели (строительство или реконструкция), а также параметры будущего объекта.

Также нужно приложить схематическое изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта и его технико-экономические показатели. Например, это может выглядеть так (см. рисунок ниже):

Как согласовать построенный дом

Когда возведение объекта ИЖС или садового дома завершено, то необходимо направить уведомление об окончании строительства. Это также можно сделать через портал mos.ru. Нужно будет выбрать цель — «уведомление о завершении строительства», все остальные шаги одинаковые, но потребуется приложить к уведомлению и другие документы:

  • технический план объекта. Для его составления придется обратиться к кадастровому инженеру;
  • выписка из ЕГРН, если права на земельный участок не были ранее зарегистрированы, то приложить правоустанавливающий документ;
  • соглашение об определении долей на дом, если земельный участок находится в долевой собственности.

Уведомление и документы можно также подать лично, почтой, через МФЦ. Если построенный дом согласован, то в течение семи дней местные власти должны отправить в Росреестр заявление о постановке строения на кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Источник

Для иных объектов , получение разрешения на строительство остается обязательным. Поэтому органы, осуществляющие выдачу разрешений на строительство , ни куда не делись, а продолжают функционировать. Именно в такой орган нужно подавать уведомление.

Рейтинг
Загрузка ...