Разрешение на строительство охранная зона

Содержание

С 4 августа 2018 года Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) был дополнен главой XIX, устанавливающей единое правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) и вводящей ряд новелл в существовавшие ранее правила установления, изменения, прекращения ЗОУИТ и использования земельных участков в их границах, а также были внесены изменения в ряд других актов федерального законодательства, касающихся ЗОУИТ.

В данной статье остановимся на некоторых проблемах, связанных с режимом ЗОУИТ и возникающих в связи с несовершенством правового регулирования, а также на новеллах законодательства, в том числе направленных на решение данных проблем.

1. Некоторые проблемы правового регулирования ЗОУИТ

Понятие ЗОУИТ закреплено в Градостроительном кодексе РФ[1] и фактически представляет собой перечисление видов данных зон: охранные, санитарно-защитные, зоны охраны объектов культурного наследия и т.д. При этом признаки, обуславливающие отнесение той или иной зоны к ЗОУИТ, законодательно не выделены, а до недавнего времени не был установлен и закрытый перечень видов ЗОУИТ.

Как избежать проблем с охранными зонами при покупке земельного участка


При этом само законодательство, регулирующее отдельные виды ЗОУИТ, на настоящий момент крайне разрозненно.
Правила в отношении отдельных ЗОУИТ зак реплены в актах разной юридической силы: например, в отношении объектов электроэнергетики правила установлены Постановлением Правительства РФ [2] , тепловых сетей – Приказом Минстроя РФ [3] , в отношении санитарно-защитных зон до недавнего времени действовал только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ [4] . Кроме того, отсутствует единообразие и в содержании указанных актов.

Сложившаяся правовая неопределенность приводила к тому, что перечень ЗОУИТ оставался крайне размытым. При этом на уровне правовых актов субъектов РФ даже встречались случаи введения дополнительных типов ЗОУИТ, в принципе не предусмотренных федеральным законодательством.

Так, в г. Санкт-Петербурге при предоставлении земельных участков из государственной собственности в частную собственность или в аренду практиковалось установление некой ЗОУИТ «право прохода и проезда». При этом специальное регулирование режима данной зоны, детализирующее порядок ее установления, изменения, конкретный перечень запрещенных в ее границах видов деятельности, отсутствует.
По содержанию ограничений в использовании территории данная зона схожа с публичным сервитутом, устанавливаемым для обеспечения доступа населения к определенному объекту, например, к водному объекту. Вместе с тем, процедура, в соответствии с которой устанавливается публичный сервитут, при создании зоны «право прохода и проезда» не соблюдается.

Отметим, что в судебной практике сложилась устойчивая позиция о незаконности решений государственных органов г. Санкт-Петербурга об установлении зон «право прохода и проезда» как не предусмотренных федеральным законодательством[5], в связи с чем существование данных зон успешно прекращалось в судебном порядке.[6] Кроме того, неурегулированным оставался правовой статус отдельных видов иных территорий, существование которых прямо предусматривалось федеральным законодательством, например, зон минимальных (нормативных) расстояний.

Участок попал в охранную зону, комментарии юриста

Минимальные расстояния представляют собой отступы от объектов, подлежащих охране, и устанавливаются, например, в отношении газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. До внесения изменений в ЗК РФ нормативные акты, прямо относящие минимальные расстояния к ЗОУИТ, отсутствовали.

Вместе с тем, использование земельных участков в границах зон минимальных расстояний существенно ограничено. Так, в силу ст. 28, ч. 4 ст. 32 Закона о газоснабжении[7] строительство в пределах минимальных расстояний от объектов системы газоснабжения запрещено, объекты, построенные ближе минимальных расстояний, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
На практике судами удовлетворяются иски организаций-собственников объектов газоснабжения о сносе объектов, расположенных в пределах минимальных расстояний, а также о признании незаконными разрешений на строительство, выданных без учета таких расстояний[8]. При этом суды не принимают во внимание факт неосведомленности нарушителя об установлении минимальных расстояний, равно как и факт отсутствия сведений о данной зоне в публичных источниках (например, Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)).

Отметим, что федеральным законом, внесшим изменения в ЗК РФ в части регулирования ЗОУИТ[9], норма о сносе объектов в пределах минимальных расстояний с 1 января 2022 года отменяется, а в переходный период запрещается снос объектов, построенных в пределах минимальных расстояний, в отдельных случаях, например, если для строительства объекта было получено согласование организации-правообладателя соответствующей инженерной сети. Вопрос о доступности сведений об установленных ЗОУИТ также является давно наболевшим.

Закон о государственной регистрации недвижимости еще до последних изменений предусматривал внесение в ЕГРН сведений о ЗОУИТ, в частности, об их границах, документах-основаниях установления ЗОУИТ, содержании
наложенных ограничений[10]. Вместе с тем, практика показывает, что степень наполняемости данных разделов ЕГРН остается крайне низкой. В то же время, в судебной практике сформирована позиция о том, что ограничения, вытекающие из установления ЗОУИТ, распространяются на земельный участок вне зависимости от включения сведений о них в ЕГРН[11].

Очевидно, что хозяйственная деятельность на земельном участке в таких условиях сопряжена со значительными рисками. Нами описаны только некоторые из возникающих на практике проблем. Представляется, что именно на разрешение данных проблем направлены новеллы, введенные в ЗК РФ и иные акты законодательства с 4 августа 2018 года.

2. Установление, изменение, прекращение ЗОУИТ: новеллы регулирования

Первое изменение, на которое необходимо обратить внимание, – это установление закрытого перечня видов ЗОУИТ (ст. 105 ЗК РФ), а также исчерпывающего перечня целей, в которых могут устанавливаться ЗОУИТ (п. 1 ст. 104 ЗК РФ).

Закрепление единого и закрытого перечня видов ЗОУИТ, безусловно, необходимо оценивать как положительное изменение, направленное на защиту интересов правообладателей земельных участков и обеспечение правовой определенности. В отношении содержания самого перечня отметим, что к ЗОУИТ теперь прямо отнесены, в частности, уже упомянутые выше зоны минимальных расстояний, а также придорожные полосы автомобильных дорог, которые раньше также не определялись в законодательстве как ЗОУИТ. В качестве целей установления ЗОУИТ зак оном указываются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства, охрана окружающей среды.

Новеллой является норма о запрете требовать согласования размещения зданий, сооружений, ведения деятельности в границах ЗОУИТ (за исключением согласования размещения объектов в границах придорожных полос автомобильных дорог). В свою очередь, на текущий момент в значительном количестве ранее утвержденных правил в отношении различных ЗОУИТ установлены виды деятельности, осуществление которых допускается при наличии согласования эксплуатирующей организации. Например, согласно п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства с согласия сетевой организации в охранных зонах разрешаются, в частности, земляные, горные, взрывные работы, строительство зданий и сооружений. Хотя данные Правила и устанавливают общие принципы выдачи соответствующего согласования, вместе с тем, предоставление такой широкой дискреции сетевым организациям может создавать почву для злоупотребления.

Унифицированы также процедуры установления, изменения, прекращения существования ЗОУИТ, осуществляемые на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (кроме случаев установления ЗОУИТ в силу закона). При этом законом предусмотрены и детальные требования к содержанию таких решений.
Ранее утвержденными нормами порядок принятия решений об установлении, изменении ЗОУИТ практически не регулировался. Так, правовые акты, регулирующие режим охранных зон тепловых сетей[12], в принципе не касаются вопросов установления данной ЗОУИТ, не указывают на необходимость принятия каких-либо актов уполномоченных органов для ее создания. Указанный пробел в законодательстве на практике порождал ряд проблем, в частности, связанных с внесением сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН, поскольку основанием для внесения данных сведений является именно соответствующее решение (акт) уполномоченного органа, направляемое в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия.

Согласно новому единому правилу, закрепленному в п. 10 ст. 106 ЗК РФ, обязательным приложением к решению об установлении ЗОУИТ являются сведения о границах данной зоны с графическим описанием местоположения и перечнем характерных точек границ в системе координат, принятой для ведения ЕГРН. На местности ЗОУИТ подлежат обозначению специальными знаками.

Более того, ЗК РФ вводит новое положение, которое можно назвать почти революционным: ЗОУИТ, в том числе возникающие в силу закона, считаются установленными, измененными или прекращенными с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом Росреестр обязан уведомлять о внесении в ЕГРН и изменении сведений о ЗОУИТ правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах данных зон. Данное законодательно закрепленное правило, которое раньше было включено в некоторые правовые акты, регулирующие отдельные ЗОУИТ, но на практике игнорировалось, в том числе – судами при разрешении споров, по нашему мнению, позволит обеспечить прозрачность системы установления ЗОУИТ и публичную доступность сведений о них. Указанное, в свою очередь, минимизирует риски для правообладателей земельных участков, планирующих их хозяйственное освоение, выведя, наконец, полный перечень существующих ограничений в использовании участков из «серой зоны».

Важное нововведение коснулось также установления ЗОУИТ при проектировании и строительстве объектов. Так, застройщик объекта, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, до дня обращения за получением разрешения на строительство обязан обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении или изменении соответствующей ЗОУИТ. Принятое решение об установлении ЗОУИТ в отношении планируемого к строительству объекта направляется принявшим его органом в орган, выдающий разрешение на строительство. В случае, если объект так и не будет построен, существование ЗОУИТ будет прекращено.
Отметим, что на переходный период в отношении уже существующих ЗОУИТ законом предусматриваются специальные правила. В частности, до 1 января 2022 года без внесения сведений в ЕГРН считаются установленными ЗОУИТ, если они были установлены до 4 августа 2018 года на основании: решения уполномоченного органа об установлении ЗОУИТ или о согласовании ее границ, принятого в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; правового акта, влекущего возникновение ЗОУИТ без принятия специального решения органа власти; решения суда.
В случае, если ранее требовалось утверждение местоположения границ ЗОУИТ в текстовой и (или) графической форме или границы должны были быть обозначены на местности, зона считается установленной только при условии соблюдения данного требования.

При этом после принятия Правительством РФ новых положений о ЗОУИТ, содержащих отличные от ранее действовавших правил нормы о размерах ЗОУИТ и связанных с ними ограничениях, установленные ЗОУИТ подлежат приведению в соответствие с новые правилами до 1 января 2022 года. До указанной даты также подлежат внесению в ЕГРН все необходимые сведения о ранее установленных ЗОУИТ. Кроме того, до 1 января 2022 года должны быть также установлены границы всех ЗОУИТ, возникающих в силу закона.

Остановившись на основных аспектах установления, изменения ЗОУИТ, обратимся к вопросу о последствиях создания данных зон.

3. Последствия установления ЗОУИТ по новым правилам

С момента установления ЗОУИТ на земельные участки, расположенные в границах такой зоны, распространяются все ограничения, предусмотренные решением об установлении ЗОУИТ.
Для приведения ранее построенных объектов в соответствие с ограничениями ЗОУИТ в течение трех лет со дня установления такой зоны осуществляется их реконструкция, а если такое приведение в соответствие невозможно, объект подлежит сносу.

Самым интересным последствием установления ЗОУИТ, регулируемым комплексом новых норм, являются правоотношения по поводу возмещения убытков в связи с налагаемыми ограничениями.
До внесения изменений в ЗК РФ действовала только общая статья 57 ЗК РФ, посвященная возмещению убытков, в том числе причиненных при ограничении прав собственников земельных участков, несколько конкретизированная Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 об утверждении Порядка возмещения таких убытков. При этом на практике требования правообладателей земельных участков о возмещении убытков, причиненных установлением ЗОУИТ, в большинстве случаев не удовлетворялись, поскольку суды считали неустановленными основания взыскания убытков (факт наличия и размер убытков, виновность действий лица, в чьих интересах установлена ЗОУИТ, а также причинно-следственная связь между действиями данного лица и возникновением убытков)[13].

Читайте также:  Как рассчитать материалы для строительства будки

С 4 августа 2018 года в ЗК РФ введена новая статья 57.1, устанавливающая особенности возмещения убытков, причиненных установлением ЗОУИТ, а также изменена статья 57 ЗК РФ. Внесенными изменениями, во-первых, расширен перечень лиц, которым возмещаются убытки. Теперь к ним отнесены не только лица, имеющие права на земельные участки, но также правообладатели зданий, сооружений, помещений в них, а также наниматели жилья по договорам социального найма.

Во-вторых, прямо определены лица, за счет средств которых возмещаются убытки. Такими лицами являются: собственник или иной правообладатель объекта, в связи с размещением которого установлена ЗОУИТ; в отсутствие данных лиц, а также при установлении ЗОУИТ в силу закона и зон охраны объектов культурного наследия – уполномоченные органы, принявшие решение об установлении ЗОУИТ. При этом в законе прямо заложен принцип, согласно которому при расчете размера убытков принимается во внимание не только стоимость самого объекта, права на который ограничиваются, но и размер обязательств перед третьими лицами, которые не будут исполнены в связи с наложенными ограничениями. Возмещение убытков, а также снос объектов либо их реконструкция производятся на основании соглашения о возмещении убытков либо на основании решения суда. Требование о возмещении убытков может быть направлено заинтересованными лицами в срок не более чем пять лет со дня установления, изменения ЗОУИТ либо со дня, когда данные лица узнали о таком установлении или изменении.

В качестве альтернативы возмещению убытков закон также предоставляет собственникам земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости право требовать выкупа их объектов недвижимости, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности их использования. Кроме того, компенсации вправе требовать лица, у которых прекращаются права на земельные участки, находящиеся в публичной собственности (арендаторы, землепользователи и землевладельцы).

Детализация порядка выплаты компенсации в связи с установлением ЗОУИТ, безусловно, направлена на поддержание баланса интересов организаций-собственников объектов, для охраны которых устанавливается ЗОУИТ, публичных интересов и интересов правообладателей объектов, попавших в границы данных зон. Насколько успешно будет работать данный механизм – покажет практика.
Подводя общий итог проведенному анализу, отметим, что внесенные изменения в правовое регулирование ЗОУИТ в целом направлены на обеспечение прозрачности процедуры установления данных зон, защиту прав как лиц, в интересах которых ЗОУИТ устанавливаются, так и лиц, чьи права в связи с таким установлением нарушаются.

Учитывая существенность ограничений, налагаемых ЗОУИТ, и в то же время важность их соблюдения для защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения промышленной безопасности, защиты иных общественно важных ценностей, обеспечить баланс интересов всех участников крайне важно и сложно. Вместе с тем, представляется, что на данный момент законодательство на идет по верному пути развития.

[1] Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ).

[2] Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

[3] Приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

[5] Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.

[6] См., например, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2015 года по делу № А56-70228/2014, ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2012 года по делу № А56-53887/2011, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2011 года по делу № А56-71964/2010.

[7] Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

[8] Например, пункт 1 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2016), определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 по делу № А71-15106/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2017 по делу № А12-2336/2017.

[9] Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[10] Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

[11] Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.09.2015 по делу № А03-22308/2014.

[12] Основным правовым актом являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утв. Приказ Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197.

[13] Например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.04.2014 по делу № А59-4856/2012.

Источник: www.vegaslex.ru

Разрешение строительства в охранной зоне (ЛЭП, газопровода, водоохранной, памятника архитектуры)

Земельные юристы нашей компании проведут необходимые согласования для разрешения строительства в охранной зоне, с возможным изменением границ охранной зоны. Помимо изменения границ охранных зон в согласовательном порядке, мы накопили существенный опыт по переносу линейных объектов (ЛЭП, водопроводы, газопроводы, линии связи) с земельных участков заказчиков.

Наши услуги:

Согласование строительства в охранной зоне (1 инстанция)- от 30000 рублей.

Разрешение на строительство в охранной зоне «под ключ» — от 90000 рублей.

Чтобы построить жилой дом или другой объект капитального строительства, необходимо обратиться за разрешением в местную администрацию. Такими вопросами занимается Управление архитектуры. Однако предварительно придется согласовывать работы с представителями организаций, чьи коммуникации размещены в пределах охранной зоны.

Земельные юристы нашей компании проведут все согласования, собрав нужные документы и обратившись в муниципалитет. Мы получим разрешение на строительство в охранной зоне в два раза быстрее. При этом будет учитываться вид коммуникаций, из-за которых эту зону создали: газопровод, водоохранная территория, линии электропередач или памятники архитектуры.

По общему же правилу в границах данных земель запрещено практически любое строительство. Даже возведение капитального забора считается нарушением. Самовольные строения обяжут снести за свой счет, назначив крупный штраф. А попытка узаконить самострой через суд сопряжена с дополнительными тратами и риском вынесения отрицательного решения.

Как согласовать строительство в охранной зоне?

Процедура длительная, сложная и требующая специальных знаний не только земельного законодательства, но и строительных норм.

  1. Начинается все с подготовки бумаг на участок и заявления в организацию, в ведении которой находятся конкретные коммуникации (газопровод, ЛЭП и т.д.).
  2. Когда ходатайство готово, оно направляется лично (второй экземпляр нужно завизировать) или заказным письмом (с уведомлением о вручении) в адрес данной компании. Отправить обращение можно в представительство, филиал или структурное подразделение сетевой организации.
  3. Подача заявления осуществляется максимум за две недели до начала работ. Ответ дается в течение двух дней с момента поступления документа. Решение направляют заявителю тем же способом, которым подавалось ходатайство.
  4. Дополнительно могут потребоваться доказательства соблюдения условий, позволяющих сохранить объекты, из-за которых создана данная охранная зона. Таким доказательством послужит проект будущего строения.

По результатам рассмотрения обращения выносится обоснованное решение. Если сетевая организация отказывается согласовывать строительство, она должна озвучить причины и нормы закона, подтверждающие правомерность такого отказа. В противном случае отказ следует обжаловать в судебном порядке. Если выносится положительное решение, необходимо переходить на следующий этап оформления разрешения.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне?

Имея на руках документы на участок и положительный ответ организации, в чьем ведении находится охраняемый объект, нужно обратиться в администрацию. Именно здесь выдается разрешение на строительство в охранной зоне. Помимо заявления сюда подают:

  • свидетельство о праве собственности на территорию;
  • если обращается арендатор, то потребуется договор аренды;
  • необходимо представить согласие собственника на проведение строительных работ;
  • также прикладывают результаты согласования размещения объекта недвижимости в охранной зоне;
  • документы на заявителя (удостоверение личности, выписка из реестра юридических лиц и т.д.);
  • доверенность, если обращаетесь через представителя.

Если в сетевой компании решат уменьшить санитарную зону, то сначала придется дождаться окончательного решения по этому вопросу. В администрации рассматривают полученную документацию, изучают проект на соблюдение строительных норм и иных ограничений, установленных для охранных зон, а затем выносят окончательное решение.

В случае отказа необходимо обращаться в судебные органы за его обжалованием. Заручившись поддержкой земельных юристов нашей компании, можно не бояться отрицательного решения. Мы проведем необходимые согласования, соберем пакет документации и добьемся выдачи разрешения.

Что можно строить в водоохранной зоне?

Строительство в водоохранной зоне разрешается, если в процессе возведения объекта или его эксплуатации не будут загрязнены или истощены водные ресурсы. С соблюдением этого правила в данной зоне можно размещать объекты практически любого назначения. Все, что представляет опасность для водоемов и прочих ресурсов (станции техобслуживания, скотомогильники, автозаправки и т.д.) – запрещено.

Разрешается строительство садовых домов, индивидуальных жилых объектов, вспомогательных построек, но с оговоркой – все здания должны исключать загрязнение, заиление или истощение водного объекта. Чтобы обеспечить охрану водного ресурса, капитальное строение или иная конструкция оборудуется:

  • ливневой системой отведения воды;
  • централизованной канализацией;
  • сооружениями по сбору отходов;
  • системами по очистке воды и т.д.

Если на территории СНТ или огороднического хозяйства отсутствуют очистные сооружения и нет возможности подключить дома к сторонним очистным системам, допускается временное использование водонепроницаемых емкостей. Их содержимое должно вывозиться на специальной технике.

Разработкой собственной системы очистки, либо подключением к централизованной канализации, занимается собственник участка или застройщик. Если в пределах водоохранной зоны размещаются производственные предприятия, потребуется создание системы полной очистки стоков. Любые возводимые на такой территории объекты должны соответствовать требованиям государственных стандартов и СНиПов.

Если планируете построить индивидуальный жилой дом, придется предусмотреть безопасную площадку для движения и стоянки транспортных средств. Для этого создается твердая поверхность, полностью скрывающая почву и растительный покров (стоянка должна быть покрыта слоем асфальта). Когда объект располагается в лесу, который входит в состав водоохранной зоны, помимо перечисленных выше ограничений придется руководствоваться положениями Лесного кодекса РФ. Разобраться в ситуации вам помогут земельные юристы Геобюро.

Можно ли согласовать строительство в охранной зоне газопровода?

При соблюдении требований к строительству, согласовать возведение объекта в охранной зоне газопровода можно. Главное полностью исключить вероятность повреждения магистрали. В этих целях приходится получать разрешение на строительство в уполномоченных органах (как правило, это организации, отвечающие за конкретную ветку газопровода).

С письменного согласия собственника магистрального трубопровода допускается размещение следующих объектов:

  • загоны для скота, места хранения удобрений и сена;
  • туристические стоянки, причалы для судов;
  • гаражи, парковки и стоянки для транспорта;
  • инженерные коммуникации и прочее.

Однако здания и другие капитальные объекты размещать в охранной зоне (ближе 25 метров от газопровода) запрещено. Особенно данный запрет касается объектов индивидуального жилищного строительства (частные дома, коттеджи и прочие).

Помимо собственника магистрального трубопровода, согласование строительных работ может проводиться с организацией, эксплуатирующей его. Если построить объект из списка, указанного выше, без разрешения уполномоченного органа, его обяжут снести за собственный счет. Либо такое строение демонтируется, а расходы в судебном порядке взыскиваются с нарушителя.

Если же вы построите частный дом в охранной зоне газопровода, его обяжут снести в любом случае. Подобные объекты нарушают правила безопасности, а если происходит авария, могут быть разрушены или пострадают жильцы дома. Согласование проводится через подачу заявления и документов на строение в организацию, отвечающую за газопровод. Здесь учитывают риски и выносят решение: допуски к строительству или отказ. Чтобы строительство точно согласовали, заручитесь поддержкой наших юристов.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне ЛЭП?

Строительные работы в охранной зоне ЛЭП запрещены без получения соответствующего разрешения от уполномоченного органа. Такими органами выступают собственник электросетей и местная администрация. Сюда направляют пакет документации и заявление на согласование стройки. Если разрешение получено, строительные работы должны осуществляться в полном соответствии с требованиями безопасности.

Читайте также:  Строительство дома нулевой цикл что это

Первый этап оформления допусков – поиск организации, владеющей электросетями. Чтобы определить владельца, нужно обратиться в администрацию района, на территории которого расположен участок и ЛЭП, с заявлением:

  • в нем указывают место расположения надела;
  • данные на заявителя (включая контакты);
  • просьбу представить сведения о собственнике ЛЭП.

Либо можно изучить информацию из ЕГРН или иным образом выяснить, кому принадлежат электросети. Затем необходимо:

  1. Определить размеры охранной зоны и ее местоположение на участке;
  2. Собрать проектно-строительные документы на будущий объект недвижимости;
  3. Подготовить заявление на выдачу допусков к строительным работам;
  4. Обратиться в энергоснабжающую организацию с официальным запросом;
  5. Если согласование получено, составить новое заявление в администрацию;
  6. Прикрепить пакет документации и разрешение от сетевой компании;
  7. Дождаться ответа и, либо начать строительство, либо обжаловать отказ.

Чтобы разрешение оформили, потребуются документы на участок, согласие собственника электросетей, бумаги на будущий объект недвижимости. Документация на объект должна подтверждать, что строение соответствует нормативам, предъявляемым к недвижимости в охранной зоне ЛЭП.

Для выдачи разрешения могут запросить подтверждение того, что будут соблюдены условия сохранения линий электропередач – строительные работы или объект не нарушат подачу электричества. Неправомерный отказ на любом этапе (согласование с собственником ЛЭП или в администрации) обжалуется в судебном порядке. Специалисты компании Геобюро накопили значительный опыт согласования строительства в охранных зонах линейных объектов.

Как согласовать строительство в охранной зоне линий связи?

Линии связи прокладываются как по воздуху, так и под землей. Во втором случае охранная зона устанавливается от центра кабеля в обе стороны на несколько метров. Имеет значение и глубина залегания кабеля. Если строительство предполагает вскрытие грунта в зоне размещения линии, то застройщик или заказчик работ должен получить письменное согласие организации, владеющей этой линией. Когда кабель протянут по воздуху, подобное согласование также надо проводить.

Перед обращением в уполномоченные органы, необходимо убедиться, что согласовывать строительство действительно требуется. Охранная зона, проходящая по участку, предполагает наложение обременения. Информация об этом содержится в ЕГРН. Поэтому сначала собственник земли или застройщик должен проверить наличие данных об обременении. Если их нет, надо получить соответствующее подтверждение и можно обращаться за разрешением на строительство.

Согласование строительства в зоне залегания линии связи начинается с вызова представителя компании, владеющей данной линией:

  • обращение подается минимум за 3 дня до начала работ;
  • специалист приедет на участок для определения местоположения линии;
  • он уточнит глубину залегания на всей территории;
  • установит соответствующие знаки и информирующие вешки;
  • составит акт, где указываются данные о наличии линии и виде работ.

В организацию, в чьем ведении находится конкретная линия связи, направляются документы на участок и будущий объект недвижимости. Здесь учитывают параметры будущего строения, необходимость выемки грунта (если кабель пролегает под землей) и другие особенности строительных работ. По результатам рассмотрения выдадут согласие на стройку или откажут в таковом. Далее можно обращаться за разрешением на строительство.

Выезд специалистов компании, владеющей линией связи, необходим для ознакомления застройщика с местами залегания кабелей. Подобная мера применяется, если провода укладываются в подземные трассы. В случае с воздушным размещением элементов связи, достаточно обратиться в данную организацию с документами на участок и здание. Мы поможем вам разобраться с нюансами такого согласования, либо проведем процедуру самостоятельно.

Как получить разрешение на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия?

Разрешение на строительство оформляется в местном муниципалитете, к которому относится участок. Но этот документ не выдадут, если не будет согласований с уполномоченным ведомством, отвечающим за объекты культурного наследия. Как правило, согласовывать будущее строительство надо в Минкульте и государственной инспекции по охране объектов культурного наследия.

До начала строительных работ изучите документы на участок, чтобы определить наличие охранной зоны:

  1. Если на территории имеется объект культурного наследия (ОКН), для согласования строительства потребуется проект действий по его сохранению в прежнем виде;
  2. Если участок только входит в ЗОУИТ, но такого объекта здесь нет, необходимо получить заключение об отсутствии памятника культуры (его выдают после историко-культурной экспертизы).

Проект мероприятий, направленных на сохранение внешнего вида ОКН, согласовывается в Минкульте. Здесь же получают заключение, что такого объекта на территории нет.

Обращение в гос. инспекцию по охране ОКН позволит понять, можно ли вообще строить в пределах определенной территории и что именно здесь допускается возводить. Если строительство допускается при соблюдении определенных условий:

  • разрабатывается указанный выше проект;
  • к нему прикладывают документы на участок и заявителя;
  • и все это направляют в Минкульт;
  • на согласование потребуется около 30 дней.

Проект подтверждает, что будет сохранен фасад ОКН, строительные нормы в пределах охраняемой зоны и другие требования. Если же объект культурного наследия отсутствует, достаточно получить заключение, собрать новый перечень документов и обратиться в администрацию за разрешением на строительство. При наличии объекта, заключение Минкульта следует заменить результатами согласования проекта. Чтобы разрешение точно выдали, проконсультируйтесь с юристами нашей компании или доверьте им проведение согласований.

Что можно строить в охранной зоне особо охраняемой природной территории?

Строительство на такой территории возможно только в исключительных случаях. Речь об объектах, которые используются, чтобы работа по обслуживанию и сохранению этой территории не нарушалась. Особо охраняемые земли можно разделить на несколько категорий:

  • заповедники, охраняемые государством;
  • природные или национальные парки;
  • памятники природы;
  • государственные заказники;
  • ботанические сады и дендрарии.

Если участок, входящий в состав населенного пункта и предназначенный для строительства частного дома, попал в охранную зону такой территории, строительство допускается только при определенных условиях:

  • согласование с санитарно-эпидемиологической службой;
  • подключение к централизованной канализации;
  • исключение загрязнения почвы и соблюдение иных ограничений.

Прокладывать дороги на охраняемых землях можно только для обеспечения деятельности на данной территории. То же касается ЛЭП, трубопроводных магистралей и других коммуникаций. Допускается здесь и строительство музеев и медицинских объектов.

В границах национальных парков строительство ведется с учетом конкретной функциональной зоны. К примеру, в зоне хозяйственного назначения допускаются здания, обеспечивающие функционирование такого парка, а в рекреационной зоне можно возводить объекты для занятия спортом и отдыха. На территории иных особо охраняемых зон можно строить объекты, обеспечивающие государственную безопасность.

На землях, отведенных под природоохранные зоны, можно возводить жилые строения, если будет обеспечена сохранность этих земель. Узнать о наличии охраняемой природной территории можно по специальным знакам и табличкам, либо оформив выписку из ЕГРН. Определить точные виды объектов, которые можно строить в пределах охранной зоны, вам помогут юристы нашей компании.

Как согласовать строительство в охранной зоне водопровода?

Строительство в охранной зоне водопровода возможно только после согласования будущего объекта с органами, которым принадлежит водопровод. Но сначала надо определить, где по участку пролегает охранная зона. Для этого оформляется ГПЗУ, на котором и отмечены необходимые параметры.

Даже если сам водопровод проходит не по территории участка, а на него приходится только отвод, согласовывать строительные работы придется.

  1. Найдите компанию, ответственную за водоснабжение. Если речь о коттеджном поселке, то данная конструкция обычно стоит на балансе у товарищества собственников недвижимости.
  2. Подготовьте проект будущего строения, где указаны характеристики фундамента, высота и площадь застройки и другие параметры.
  3. Обратитесь с проектом и документами на землю в товарищество или иную организацию, отвечающую за водопровод. Здесь составляется документ, допускающий строительство конкретного объекта.
  4. Подайте заявление в муниципалитет, представив новый пакет документов. На этой стадии выдают разрешение на строительство.
  5. Если водопровод принадлежит товариществу собственников недвижимости, то Правление ТСН проводит собрание и выносит решение. Председатель товарищества готовит выписку из данного решения, ставит на ней подпись и печать ТСН. Этот документ подтверждает согласие товарищества на строительство в охранной зоне водопровода.

Перед обращением в ТСН желательно проконсультироваться с юристами. Они подскажут, надо ли вообще согласовывать строительство того объекта, что вы задумали строить. Также наши эксперты проведут согласование на всех уровнях – с владельцем водопровода и муниципальными органами власти.

Как согласовать строительство на земельном участке с охранными зонами в Москве?

Строительство на участке, часть которого обременена охранными зонами, осуществляется после согласования с ведомствами, ответственными за наложение таких зон. Конкретная организация, с которой надо проводить согласование, определяется исходя из вида охранной зоны. В Москве почти половина земель находится на той или иной охраняемой территории:

  • участки недалеко от аэродромов;
  • в районе с объектами культурного наследия;
  • рядом с водными ресурсами и т.д.

Без согласия уполномоченных органов на размещение недвижимости, вы не получите разрешение на строительство. Но процедура согласования с каждым конкретным ведомством отличается.

  1. Чтобы дали допуски на строительство в приаэродромной зоне, необходимо подать заявление руководству аэродрома. В нем указывают координаты объекта недвижимости в авиационной системе, отметки высоты и прочую информацию. К заявке прикрепляют схему здания в плане, где обозначены размеры, и схему его расположения на карте Московской области.
  2. Строительство в водоохранной зоне согласуется с Росрыболовством. Здесь же проводится согласование объектов в зоне санитарной охраны источников снабжения питьевой водой. Надо представить проект строения, подтверждающий, что приняты все меры против загрязнения водных ресурсов. На проведение процедуры потребуется около месяца.
  3. Если участок расположен в охранной зоне культурного наследия, за согласованием следует обращаться в Управление культурного наследия города или региона.
  4. В Роспотребнадзор пишут заявление и подают остальные бумаги, если надел расположен в зоне санитарной защиты.
  5. Участок за пределами населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения – придется оформлять в Роснедрах заключение, что на территории нет полезных ископаемых. Для этого надо составлять топографический план и собирать другие бумаги.

Как согласовать реконструкцию дома в охранной зоне?

В ходе реконструкции меняются характеристики объекта недвижимости. Обычно изменяют высоту, размеры помещений, этажность и прочие параметры, устанавливают новые конструктивные элементы. Учитывая, что подобные переделки влияют на целостность объекта, перед началом работ надо получать разрешение на реконструкцию.

Если здание находится в охранной зоне, то помимо разрешения нужно оформлять согласие ответственных органов. Согласование проводится в ведомстве, отвечающем за введение конкретной охранной зоны. Выбор уполномоченного органа осуществляется в зависимости от этой зоны: Минкульт, энергоснабжающая организация, Управление культурного наследия области и т.д.

Для согласования реконструкции потребуется проект, подтверждающий, что будущие параметры здания не нарушают требования, установленные в охранной зоне:

  • количество этажей и высота;
  • внешний облик дома;
  • наличие очистительных сооружений;
  • давление на грунт и прочее.

К примеру, если объект реконструкции находится в зоне культурного наследия, придется согласовывать соответствие внешнего облика фасада, количество этажей и другие характеристики. Все это отображается в проекте, который, вместе с заявлением, направляют в уполномоченные органы.

Процедура согласования выглядит следующим образом:

  1. Если того требует закон, надо оформить согласие правообладателя недвижимости на реконструкцию;
  2. Обратиться в проектную организацию с допусками СРО за составлением проекта (проектировщик приедет на объект для проведения замеров);
  3. Заказать ГПЗУ, где отмечено место расположения недвижимости, получить готовый проект и обратиться за согласованием реконструкции в охранной зоне;
  4. Получив положительный ответ (в письменном виде, с печатью ведомства и подписью уполномоченного лица), обратиться за разрешением на реконструкцию.

Разрешение выдают на определенный срок, в течение которого надо закончить все работы. И действовать придется в точном соответствии с проектом, иначе результаты реконструкции не зарегистрируют.

Можно ли изменить или оспорить границы охранных зон?

Наличие охранных зон на участке накладывает на него определенные ограничения. Если подобные запреты не позволяют использовать надел согласно его целевому назначению, границы охранных зон можно оспорить. К подобным мерам прибегают, когда:

  • нельзя строить капитальные объекты недвижимости;
  • наложили запрет на реконструкцию здания;
  • запрещают ведение определенной деятельности;
  • нельзя проводить массовые мероприятия и т.д.

При этом объект, из-за которого установлена охранная зона, был размещен здесь после того, как участок куплен и владелец начал осуществлять на нем определенную деятельность. Чтобы изменить или оспорить границы зоны, придется подготовить достаточные основания:

  1. Охранная зона установлена без согласования с собственником участка, тогда как подобное согласование требуется по закону;
  2. Линейный объект, в отношении которого были введены данные ограничения, демонтирован или не используется;
  3. Необходимость во введении такой зоны отпала, либо она была определена неверно или ошибки содержатся в кадастровой документации;
  4. Имелись другие недочеты в ходе установления охранной зоны, приведшие к нарушению прав владельца земли.
Читайте также:  Отзывы о строительстве загородных домов

В результате собственник может потребовать уточнить местоположение охранной зоны, когда сомневается, что информация в ЕГРН соответствует действительности, либо перенести границу, если закон допускает уменьшение охранной зоны. Также владелец участка или иное заинтересованное лицо вправе оспорить наличие таких зон, если они вводились с нарушениями.

За изменением границ нужно обращаться в организации, ответственные за установление охранных зон. Оспорить их можно через суд. Процедура корректировки зависит от ситуации:

  • исправляется ошибка в кадастре – вызывают геодезиста, проводятся замеры, составляется схема границ и т.д.;
  • происходит оспаривание законности зоны – собираются документы, подтверждающие наличие нарушений, составляется иск и подается в суд;
  • переносятся границы – проводят геодезические работы, учитывают нормативы, разработанные для конкретного линейного объекта и т.п.

В каждом случае процесс потребует специальных знаний. Самостоятельно провести изменение или оспаривание точно не получится. Единственное, что можно сказать определенно до начала процедуры, в случае успеха итог у нее будет один – внесение изменений в кадастровую документацию.

Как обжаловать отказ в разрешении на строительство в охранной зоне?

Разрешение на строительство в охранной зоне не выдадут, если не получены допуски от организаций, ответственных за установление таких зон. Отказать могут и по другим причинам:

  • нет нужных документов;
  • заявление составлено с ошибками;
  • конкретный объект строить нельзя;
  • обратилось неуполномоченное лицо и т.д.

В случае, когда основания для отрицательного ответа предусмотрены законом, достаточно их устранить и подать новое обращение. Если же названые причины отсутствуют на деле, либо нарушают права заявителя, такое решение придется обжаловать в судебном порядке.

На досудебной стадии можно подать претензию в орган, вынесший отказ. Либо вы можете сразу направить исковое заявление в суд. Помимо иска потребуются доказательства того, что отказали необоснованно:

  • результаты согласования, тогда как в ответе ведомства ссылаются на их отсутствие;
  • схема размещения границ охранной территории, подтверждающая соблюдение отступов;
  • проект объекта недвижимости, доказывающий соблюдение нормативов;
  • иные документы, подтверждающие вашу точку зрения.

В иске же надо сослаться на приведенные уполномоченным органом основания, привести нормы закона и перечислить детали ситуации (когда отказали, в отношении какого участка, что собирались строить и т.п.). В исковых требованиях попросите признать отказ незаконным.

В какой суд направлять заявление, зависит от правовой формы истца. Физические лица, как правило, обращаются в районное отделение суда. Придется уплатить госпошлину и ответить на возражения второй стороны разбирательства в ходе судебного заседания. Если представлены достаточные доказательства и есть основания для отмены отрицательного ответа, судья удовлетворит требования.

С данным решением следует обращаться за выдачей разрешения. Для оспаривания отказов любой степени сложности, заручитесь поддержкой земельных юристов нашей компании.

Источник: geoburo.ru

ВС объяснил, когда дом может стоять в охранной зоне ЛЭП

ВС объяснил, когда дом может стоять в охранной зоне ЛЭП

Мужчина с разрешения муниципалитета перестроил свой дом рядом с ЛЭП. Она работала еще с советских лет, но границы охранной зоны зафиксировали в госкадастре только в 2012-м, уже после того, как чиновники разрешили перестройку. Согласовать строительство с «Кубаньэнерго» не получилось, поэтому владелец обратился в суд.

Райсуд признал право собственности на новый дом, а апелляция и кассация — нет. ВС объяснил, что охранная зона сама по себе не повод сносить здание. Строительство в «скрытых» охранных зонах — частая проблема, говорят юристы.

У Ильи Куренкова* был дом в Красноармейском районе Краснодарского края, построенный еще в 1959 году. В 2009–2010 годах мужчина получил разрешение на реконструкцию и за 8 лет увеличил площадь жилья на 100 кв. м. Перед вводом в эксплуатацию администрация района рекомендовала обратиться в ПАО «Кубаньэнерго». А оно отказалось согласовывать реконструкцию, потому что дом находится в охранной зоне линии электропередач.

Охранная зона была давно, но не в ЕГРН

После этого администрация выдала уведомление о несоответствии перестроенного жилья градостроительному законодательству. Выяснилось, что ЛЭП рядом с домом ввели в эксплуатацию еще в 1976-м. Правда, решение о внесении границ охранной зоны в Государственный кадастр недвижимости приняли только в 2012 году. То есть уже после того, как разрешили Куренкову перестраивать дом.

  • в 1959 году построен дом Куренкова;
  • в 1976-м введена в эксплуатацию ЛЭП рядом с этим домом;
  • в 2009–2010 годах Куренков получил разрешение на реконструкцию и начал расширять дом;
  • в 2012-м сведения о границах охранной зоны ЛЭП внесли в госкадастр недвижимости.

В администрации собственнику разъяснили, что можно попытаться узаконить реконструкцию через суд.

Куренков подал иск о признании права собственности на переделанный дом. Ведь информация об охранной зоне появилась в ЕГРН уже после начала реконструкции. По его версии, обновленный дом в любом случае не мог попасть в охранную зону, поскольку новые надстройки появились со стороны, противоположной ЛЭП. Красноармейский районный суд согласился с этим и удовлетворил иск (дело № 2-675/2019).

Но Краснодарский краевой суд такую позицию не поддержал. В охранных зонах электросетей нельзя строить и реконструировать любые здания без письменного согласия организации, которая заведует этими сетями, напомнила апелляция. А еще ЛЭП угрожает тем, кто живет в таком доме, пояснил крайсуд и отказался признавать право собственности Куренкова на его новое жилье [апелляционное определение от 1 августа 2019 года на сайте суда не опубликовано – прим. ред.]. Четвертый кассационный суд «засилил» это решение. Тогда Куренков обратился в Верховный суд.

Для сноса нужны причины посерьезнее

В ВС дело попало к «тройке» под председательством Андрея Рыженкова (№18-КГ21-5-К4). Судьи обратили внимание на хронологию дела. Они отметили, что Куренкова не уведомляли об ограничениях при использовании земли рядом с ЛЭП . Апелляция и кассация формально сослались на то, что дом расположен в охранной зоне и не пояснили, в чем заключается угроза жизни и здоровью людей, пояснил ВС. А еще они не установили причинно-следственную связь такой угрозы с реконструкцией дома.

В деле нет доказательств того, что расположение дома может помешать работе ЛЭП, угрожать жизни и здоровью граждан или повлечь другие негативные последствия, подчеркнул Верховный суд.

На это придется обратить внимание крайсуду при новом рассмотрении дела (№ 33-18965/2021).

Старая и распространенная проблема

В такие ситуации часто попадают не только собственники жилья, но и владельцы крупных складов, промышленных и торговых объектов, говорит Виталий Можаровский, руководитель практики недвижимости и строительства ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании × . Виной тому не только ЛЭП, но и многочисленные газо- и нефтепроводы и другие опасные объекты, у которых есть охранные зоны.

До недавнего времени в открытом доступе не было информации об охранных зонах опасных объектов. Она была только у их операторов. Муниципалитеты, которые, как правило, выдавали разрешения на строительство, о таких зонах также не знали. В результате многие объекты возводились в охранных зонах, но добросовестно.

Виталий Можаровский, руководитель практики недвижимости и строительства ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) ALUMNI Partners (ранее Bryan Cave Leighton Paisner) Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал 2 место По выручке 2 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 5 место По количеству юристов Профайл компании ×

Сейчас в ЕГРН входит отдельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, добавляет Андрей Шубин, старший юрист BIRCH LEGAL (ранее Eversheds Sutherland) BIRCH LEGAL (ранее Eversheds Sutherland) Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании × . В отношении ЛЭП прямо предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения на кадастровый учет сведений о ее границах (п. 6 правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160). Но так было не всегда.

Охранные зоны старых сетей, построенных еще в советский период, не подлежали кадастровому учету. Ограничения в этих зонах считаются действующими и сейчас, даже без кадастрового учета. Суды считают, что ограничения обусловлены существованием охраняемого объекта, а не регистрацией границ охранной зоны.

Андрей Шубин, старший юрист BIRCH LEGAL (ранее Eversheds Sutherland) BIRCH LEGAL (ранее Eversheds Sutherland) Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании ×

То есть фактически собственника недвижимости обязывают выявить линейный объект и его охранную зону самостоятельно. Информацию об этом можно получить из генерального плана населенного пункта, а еще из схем правил землепользования и застройки, рассказывает Шубин. Но сведения в них могут различаться, поэтому довольно сложно точно определить границы охранных зон, признает юрист.

В последние пару лет ситуация начала меняться в лучшую сторону, добавляет Можаровский. Теперь по Градостроительному кодексу в публичных кадастровых картах должны отражаться все зоны с особыми условиями использования: охранные зоны ЛЭП и трубопроводов, санитарно-защитные, водоохранные, приаэродромные, зоны отступа и многие другие. Если эту задачу успешно доведут до логического завершения, конфликтных ситуаций станет меньше, уверен юрист. Муниципальные власти и застройщики смогут заранее оценить ограничения участков и свои риски.

Источник: pravo.ru

Рейтинг
Загрузка ...