1. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
2. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
3. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Комментарий к Ст. 551 ГК РФ
1. В ст. 131 ГК РФ устанавливается требование, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество — возникновение, переход, ограничение и прекращение — подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
Признать право собственности на недвижимость в силу приобретательной давности будет проще с 2023
Регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования (право безвозмездного срочного пользования), аренда, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.
При этом ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
2. Нельзя не отметить, что государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. При этом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что по существу означает презумпцию правильности регистрации прав. Соответственно зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
3. Следуя законодательной логике, Закон о регистрации именно с моментом государственной регистрации связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на недвижимость, т.е. государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. Права, приобретаемые различными лицами, возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью.
Разрешение на строительство. Как оформить разрешение на строительство?
4. Наряду со ст. 131 ГК РФ содержит еще целый ряд норм, указывающих на необходимость государственной регистрации прав и сделок на недвижимое имущество: ст. 164 «Государственная регистрация сделок», ст. 223 «Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору», ст. 433 «Момент заключения договора», а также другие нормы, содержащиеся как в первой, так и во второй части Кодекса; к этому же ряду следует отнести и комментируемую статью.
5. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Законом о регистрации, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также другими нормативными правовыми актами.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 8. Ст. 963.
Бюллетень нормативных актов. 2006. N 41.
Как уже указывалось, требование государственной регистрации сделок с жилыми помещениями составляет общее правило, из которого есть некоторые исключения.
Так, не подлежат государственной регистрации права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого, социального и иного найма жилого помещения (гл. 35 ГК).
Члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопление, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (п. 4 ст. 218 ГК), т.е. право собственности на недвижимость не с момента государственной регистрации, а в силу закона — с момента выплаты указанного пая. Очевидно, что законодательством установлены и иные исключения из общего правила, в частности п. 4 ст. 1152 ГК РФ и др.
6. В отличие от прежней процедуры регистрации недвижимого имущества Гражданский кодекс РФ и Закон о регистрации в ряде случаев предусматривают раздельную государственную регистрацию сделок и возникновения прав. Речь идет о договоре продажи жилого помещения (см. ст. 558 ГК и комментарий к ней), а также о продаже предприятия.
Первоначально рассмотрим соотношение государственной регистрации сделок и прав в сделках, направленных на отчуждение жилого помещения.
Нельзя не отметить, что в отношении купли-продажи и мены недвижимости действует общее правило, изложенное в ст. 551 ГК РФ. В соответствии с данной нормой не предусматривается государственная регистрация договора (соглашение действительно с момента подписания), регистрации подлежит только переход права собственности.
Вместе с тем исключениями являются договоры купли-продажи и мены жилого помещения (п. 2 ст. 558 ГК). Здесь регистрации подлежат как договор, так и переход права собственности.
Применительно к договору дарения закон также предусматривает раздельную регистрацию договора и перехода права собственности от дарителя к одаряемому.
Договор ренты, предусматривающий отчуждение жилья, подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации. Кроме того, регистрации подлежит и переход права собственности.
При наследовании жилого помещения должен регистрироваться переход права собственности.
Договор доверительного управления недвижимым имуществом не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 1017 ГК), соответствующей регистрации требует переход права собственности по договору.
На практике часто возникают вопросы о необходимости обязательного нотариального оформления сделок с жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. В связи с этим нотариальное оформление условно можно разделить на обязательное, производное и добровольное.
Обязательное нотариальное оформление предусмотрено для договора ренты (ст. 584 ГК). Кроме того, предписывается обязательное нотариальное удостоверение завещаний (в том числе завещания жилых помещений).
Нотариальное оформление договоров, обязательное в силу уже существующих соглашений, считаем возможным называть производным (или акцессорным, дополнительным). Такому оформлению подлежат два вида соглашений:
1) договор залога движимого имущества или прав, если обязательство, обеспеченное залогом, содержится в нотариально удостоверенном договоре;
2) уступка прав и перевод долга, основанные на договоре, совершенном в нотариальной форме.
В обоих случаях жилье не выступает объектом договоров.
Добровольное нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Например, граждане договорились для квалифицированного оформления соглашения обратиться к нотариусу. Бесспорно, регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное оформление.
Следует отметить, что с 1 сентября 2006 г. нотариус, удостоверивший сделку либо документы, на основании которых возникают соответствующие права, вправе по желанию правообладателей (сторон сделки) выступать после совершения им нотариальных действий и в качестве заявителя в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество .
———————————
Данное полномочие было предоставлено нотариусу в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.
В данном случае заявителем в регистрирующем органе вправе выступить не любой нотариус, а только тот, кто непосредственно совершил нотариальное действие с подаваемыми на государственную регистрацию документами. При этом, если нотариус выступает в качестве заявителя в регистрирующем органе, он же получает и все необходимые документы после осуществления государственной регистрации для последующей передачи правообладателям всех зарегистрированных в уполномоченном органе документов, в том числе свидетельства о регистрации права. Следует подчеркнуть, что в данном случае не возникает обязательное нотариальное удостоверение сделок. Все зависит только от воли обратившихся к нотариусу лиц: регистрировать свою собственность самостоятельно либо поручить сделать это за себя нотариусу.
Согласно ст. 15 Основ законодательства о нотариате нотариус вправе представлять в порядке, установленном Законом о регистрации, заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Суд при выяснении всех обстоятельств может вынести решение о государственной регистрации перехода права. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации, вынуждена будет возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 ноября 1997 г. N 21, содержащем Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости, указал, что если договор купли-продажи жилого дома исполнен одной стороной (покупатель оплатил стоимость жилья, а передача осуществлена по акту приема-передачи) и при этом само заключение договора не оспаривалось, то такой договор подлежит государственной регистрации. При уклонении стороны от регистрации суд вправе вынести соответствующее решение. Данное решение является основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки .
———————————
Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 81 — 82.
Анализ норм ГК РФ и Закона о регистрации позволяет выделить четыре взаимосвязанных принципа государственной регистрации:
во-первых, единая процедура государственной регистрации независима от объекта регистрации и от региона;
во-вторых, единые регистрирующие органы — это территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) ;
———————————
Указ Президента РФ от 25 декабря 2005 г. N 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52. Ст. 6366; Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв.
Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.
Следует отметить, что с 1 января 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являлась Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», так же как и в настоящее время, была подведомственна Министерству экономического развития РФ.
в-третьих, ведение Единого государственного реестра прав;
в-четвертых, общедоступность сведений о государственной регистрации прав.
В научной литературе нет единства мнений относительно набора принципов, которые должны быть положены в основу государственной регистрации, в связи с чем зачастую выделяют и другие принципы .
———————————
См., например: Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007; Тресцова Е.В., Огородников М.С. Проблемы теории и практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008 // СПС «КонсультантПлюс»; Карлин А.Б.
Принципы регистрационной системы прав на недвижимость в условиях экономической интеграции // Вестник Министерства юстиции РФ. 2005. N 1. С. 39 — 40; и др.
Территориальный орган Росреестра обязан предоставлять сведения об объектах недвижимости по запросам любых лиц, в том числе направленных посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, а также обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом). Указанные сведения предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав . Такая выписка должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. Если же предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в ЕГРП отсутствуют запрашиваемые сведения, регистрирующий орган в срок, не превышающий пять рабочих дней, выдает или направляет обоснованное решение соответственно об отказе запрашиваемых сведений либо об их отсутствии в ЕГРП.
———————————
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности // Собрание законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.
Процедура государственной регистрации устанавливается в соответствии с Законом о регистрации, а в некоторой части — Правилами ведения ЕГРП.
Для осуществления государственной регистрации лица (правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности), желающие зарегистрировать права на недвижимость, подают, а соответствующий регистрирующий орган принимает документы, необходимые для государственной регистрации, с приложением документа об уплате государственной пошлины, если иное не установлено федеральным законом.
Территориальные органы Росреестра проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Если противопоказаний нет, то производится внесение записей в ЕГРП. И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах и выдаются удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.
Подчеркнем, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи необходимых документов, если законом не установлены иные сроки.
За период с 2006 по 2010 г. в Закон о регистрации были внесены различные изменения, связанные с тенденцией развития законодательства, проявляющейся в последние годы во всевозрастающем объеме, которая в свою очередь обусловлена политикой государства по обеспечению снижения финансовых и иных издержек граждан и юридических лиц.
Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в Закон о регистрации были внесены существенные изменения, в отношении которых хотелось бы обратить внимание на следующие основные моменты.
Высокая динамика изменений законодательства, в особенности касающегося порядка предоставления земельных участков, оказала негативное воздействие на юридическую чистоту «первичных» правоустанавливающих документов. Так, широкое распространение получили случаи, когда земельные участки предоставлялись без указания предусмотренного ранее действовавшим законодательством вида права пользования земельным участком. В документах о предоставлении участка могло быть указано: «предоставить в пользование», либо «предоставить в фактическое пользование», либо «предоставить участок такой-то площади» для осуществления, к примеру, строительства жилого дома. Теперь такие документы признаются юридически действительными как документы, удостоверяющие право гражданина на указанный в них земельный участок, даже если из этих документов невозможно определить вид права, на котором предоставлен соответствующий участок.
Всем гражданам, имеющим земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения либо имеющим на руках документы, в которых вид права не указан, никаких дополнительных решений о приватизации их участков представлять не требуется.
Конкретизирован состав представляемых в регистрирующий орган документов. Для первичной регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные под жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, сады, дачи, огороды, достаточно представить два документа:
— акт о предоставлении земельного участка (либо другой документ, удостоверяющий право на земельный участок);
— кадастровый паспорт (план) земельного участка.
Решен вопрос о личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Земли под ЛПХ раздавались колхозами, и часто на них нет никаких документов. Теперь для регистрации права собственности соответствующего земельного участка (ЛПХ) могут быть представлены выписки из похозяйственных книг, заверенные органами местного самоуправления.
Следует отметить, что указанные вещные права переоформляются (именно переоформляются) в право собственности (кроме случаев, когда в отношении земельного участка установлен запрет на приватизацию).
Немаловажно то, что также были сняты ограничения, касающиеся количества земельных участков, которые можно было бы оформить в порядке бесплатной приватизации в собственность. Теперь гражданину предоставлена возможность бесплатного оформления права собственности на любое количество участков.
Существенно упрощен порядок совершения сделок, в том числе купли-продажи, с объектами недвижимого имущества, права на которые ранее уже были зарегистрированы в установленном Законом о регистрации порядке. К примеру, при продаже собственником любого объекта недвижимости не требуется представление паспорта (плана) этого объекта недвижимости, содержащего его описание, в том числе при совершении сделки с земельным участком не требуется представление «обновленного» кадастрового паспорта (плана). Если ранее гражданин, зарегистрировавший свое право собственности на недвижимое имущество, к примеру жилой дом, через определенный период времени решивший его продать, вынужден был заново оформлять (уточнять) его описание, то теперь этого не требуется. Тем самым регистратор избавлен от не свойственной ему функции по контролю за переинвентаризацией объекта, осуществлявшейся, конечно же, за счет граждан.
Одновременно гражданам предоставлена возможность уточнить данные как об объекте недвижимого имущества, так и о площади земельного участка без осуществления повторной регистрации. Такие уточнения вносятся на основании заявления правообладателя и предоставляемого им паспорта (плана) объекта недвижимого имущества, в том числе декларации, содержащей описание объекта недвижимого имущества.
В целях осуществления технического учета регистрируемых по подаваемой гражданином декларации прав на объекты недвижимого имущества регистрирующему органу вменяется в обязанность осуществлять направление копий указанных деклараций в орган по учету объектов недвижимого имущества .
———————————
Правила направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 531 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 36.
Ст. 3836.
Новеллой является установленная Законом о регистрации возможность внесения в ЕГРП уточненных данных об объекте недвижимого имущества или о площади земельного участка и местоположении его границ вне заявительного порядка. Так, орган по учету объектов недвижимого имущества (или в отношении земельного участка — кадастровый орган) вправе самостоятельно представлять в орган по регистрации прав уточненные сведения об указанных объектах, но только при наличии письменного согласия правообладателя соответствующего объекта недвижимого имущества. В тех же случаях, когда земельный участок предоставлялся во временное пользование (аренду) и в документах это прямо указано, действие вышерассмотренного порядка оформления прав на земельные участки не распространяется.
Существенно упрощен порядок оформления права собственности на любые строения: дачные домики, гаражи, бани и иные постройки. На все указанные постройки права регистрируются (если не оформлены права на земельный участок) на основании трех документов:
1) декларации на объект недвижимого имущества;
2) правоустанавливающего документа на земельный участок;
3) кадастрового паспорта (плана).
Если же право собственности на земельный участок оформлено, то достаточно подать одну декларацию.
Если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства, необходимо представить заключение соответствующего правления некоммерческого объединения о том, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества находится в пределах границ земельного участка члена некоммерческого объединения (это заключение также должно быть представлено, если гражданин самостоятельно ведет указанные виды деятельности на территории дачного или садоводческого объединения).
В случаях с личным подсобным хозяйством представляется аналогичное по своему содержанию заключение органа местного самоуправления поселения или округа.
Для регистрации прав собственности на объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом) вместо декларации необходимо представить в орган по регистрации прав технический паспорт такого объекта. В данном случае, для того чтобы узаконить права на жилой дом, не требуется получение разрешения на строительство, а также до 1 марта 2015 г. — разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию .
———————————
Изменения, касающиеся указанного срока, были внесены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3611.
Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в статью, устанавливающую требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, были внесены первые изменения, направленные на упрощение оформления прав на объекты недвижимого имущества. А именно: если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подразд. I ЕГРП, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации на основании представленного органом кадастрового учета в соответствии с Законом о кадастре документа о проведенном государственном кадастровом учете такого объекта недвижимого имущества. Уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества также могут вноситься в ЕГРП без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2251.
9 декабря 2009 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вообще исключена необходимость участия гражданина в изменении сведений об объекте недвижимого имущества, которые требуется внести в ЕГРП. С 1 марта 2010 г. действует правило, согласно которому если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подразд. I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Законом о кадастре этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации, п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 4 разд. 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , Министерство юстиции РФ Приказом от 6 августа 2001 г. N 233 утвердило Инструкцию о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (далее — Инструкция N 2881).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 16. Ст. 1602
Инструкция зарегистрирована в Минюсте России 16 августа 2001 г. Регистрационный номер 2881 // Российская газета. 22.08.2001. N 162.
Важность Инструкции N 2881 трудно переоценить, поскольку основная часть сделок с недвижимостью — это именно сделки с жилыми помещениями, и, конечно же, упорядоченность проведения государственной регистрации договора и перехода права собственности на жилье, формирование единой практики государственной регистрации послужат установлению единого цивилизованного рынка недвижимости, позволят более полно охранять и защищать права и законные интересы граждан и иных лиц.
В то же время Инструкция N 2881 не учитывает ряд изменений, внесенных в Закон о регистрации и направленных на упрощение порядка государственной регистрации прав, поэтому данная Инструкция применяется постольку, поскольку она не противоречит данному Закону. Инструкция N 2881, устанавливая перечень документов, необходимых для государственной регистрации, разделяет их на документы, представляемые на государственную регистрацию договора продажи, и документы, представляемые на государственную регистрацию перехода прав.
Для государственной регистрации договора продажи представляются:
— заявления сторон договора или уполномоченных ими на то лиц при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей, если иное не установлено Федеральным законом о государственной регистрации прав;
— документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины;
— подлинники (для предъявления) и копии (для приобщения к делу правоустанавливающих документов) учредительных документов юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями, документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (если в деле правоустанавливающих документов уже имеются копии названных документов, то возможно представление выписки из ЕГРЮЛ, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица);
— подлинники и копии документа, подтверждающего полномочия лица, заключившего договор от имени юридического лица, и документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица при проведении государственной регистрации;
— подлинник и копия правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности продавца на отчуждаемое жилое помещение;
— подлинник договора продажи, совершенного в простой письменной форме, не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации возвращается правообладателю, второй помещается в дело правоустанавливающих документов, или подлинный экземпляр договора продажи, совершенного в нотариальной форме, и его копия для приобщения к делу правоустанавливающих документов;
— подлинник и копия справки о лицах, имеющих право пользования жилым помещением с указанием этого права, заверенная должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства.
Следует еще раз упомянуть, что ранее существовавшее требование о проведении внеплановой технической инвентаризации квартир, жилых домов, иных объектов недвижимости при каждом совершении сделок с данными объектами было отменено так называемым Законом о дачной амнистии. И тем более в п. 10 ст. 45 Закона о кадастре содержится положение о том, что никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо от иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) данного объекта недвижимости в связи с государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Физическое лицо (в том числе представитель юридического лица) предъявляет документ, удостоверяющий личность (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации). При этом копия документа, удостоверяющего личность, не представляется.
Заявление о государственной регистрации договора продажи представляется в единственном экземпляре, который после государственной регистрации договора продажи помещается в дело правоустанавливающих документов.
Заявление о государственной регистрации договора продажи представляется продавцом (правообладателем) и покупателем (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации), лицом (лицами), действующим на основании оформленной надлежащим образом доверенности, выданной правообладателем (продавцом) или покупателем жилого помещения (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации). Заявление может быть представлено также лицом (лицами), действующим от имени правообладателя (продавца) или покупателя в случаях, предусмотренных федеральным законом, в том числе:
— родителями (усыновителями, опекунами) от имени несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет;
— опекунами от имени граждан, признанных судом недееспособными.
В случаях, когда на одной из сторон договора продажи выступают несколько лиц — участников общей долевой собственности (лиц, приобретающих жилое помещение в общую долевую собственность), заявления о государственной регистрации подают все участвующие в сделке на стороне продавца (или покупателя) лица. В указанных случаях названные лица могут представить отдельные заявления или составить и подписать одно заявление о государственной регистрации договора продажи.
В заявлении указывается в том числе следующее:
— данные о продавце (покупателе);
— цель обращения заявителя (т.е. проведение государственной регистрации договора продажи);
— наименование и реквизиты договора продажи;
— данные о жилом помещении (адрес, наименование, кадастровый номер объекта, если он известен заявителю);
— подпись заявителя и дата подписания заявления.
Если заявителем является не правообладатель (или покупатель), а лицо, действующее от его имени, то заявление составляется от имени указанного лица (заявителя). Названным лицом в заявлении дополнительно указываются основания, по которым оно действует от имени продавца (или покупателя), а также данные о себе, о продавце (или покупателе).
Необходимо отметить, что, в случае если право продавца на отчуждаемое жилое помещение возникло до введения в действие Закона о регистрации и запись о нем отсутствует в ЕГРП, государственная регистрация такого права проводится в порядке, установленном Законом о регистрации. При этом орган регистрации прав в порядке, установленном п. 3 ст. 8 данного Закона, запрашивает у органа (организации), который до введения в действие этого Закона осуществлял регистрацию прав на жилые помещения, информацию о наличии (об отсутствии) ограничений (обременений) права продавца, если сам орган регистрации прав такой информацией не располагает. Указанная информация (т.е. документ, составленный и удостоверенный соответствующим органом) может быть предоставлена заявителем. В случаях, когда в ЕГРП имеется запись о праве продавца на отчуждаемое жилое помещение, продавцом может быть представлен только подлинный экземпляр правоустанавливающего документа.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на государственную регистрацию договора продажи представляются и иные документы, в том числе:
— оформленная в установленном законом порядке доверенность на заключение договора, если одной из сторон договора является лицо, действующее на основании доверенности, выданной правообладателем (продавцом) или покупателем, и (или) на представление интересов стороны договора продажи при проведении государственной регистрации.
В Законе о регистрации точно установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ.
В упоминавшуюся ранее Инструкцию N 2881 изменения не внесены, вместе с тем п. 4 ст. 292 ГК РФ изложен в следующей редакции: «Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства». При этом предполагается, что добросовестные родители (собственники) могут совершать сделки без разрешения органа опеки;
— письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если продавцом (правообладателем) или покупателем является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет;
— письменное согласие попечителя, если продавцом (правообладателем) или покупателем является лицо, ограниченное в дееспособности;
— письменное согласие получателя ренты, если отчуждаемое жилое помещение было передано продавцу в обеспечение пожизненного содержания;
— нотариально удостоверенное согласие супруга продавца, если продавцом является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов;
— нотариально удостоверенное согласие супруга покупателя, если покупателем является один из супругов, а жилое помещение приобретается в общую совместную собственность супругов;
— подлинник и копия договора о доверительном управлении жилым помещением, если жилым помещением распоряжается доверительный управляющий и в ЕГРП отсутствует запись о наличии указанного обременения прав правообладателя, или только подлинник названного договора, когда в ЕГРП имеется запись о наличии указанного обременения прав правообладателя;
— подлинник и копия договора поручения, если жилым помещением распоряжается поверенный;
— иные документы, предусмотренные законодательством РФ и необходимые для проведения правовой экспертизы и проверки законности договора продажи.
Для проведения государственной регистрации перехода права заявителями наряду с документами, указанными выше, дополнительно представляются:
— заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю в случае, если договор совершен в простой письменной форме;
— заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю;
— подлинные экземпляры, а также копии документов, подтверждающих выполнение условий в случаях, когда договор продажи совершен под условием;
— иные документы, представление которых предусмотрено законодательством РФ.
Важно отметить, что если договор продажи ранее уже был зарегистрирован, то при обращении за государственной регистрацией перехода права на жилое помещение не требуется повторного представления документов, копии которых были приобщены к делу правоустанавливающих документов при государственной регистрации договора продажи, за исключением подлинных экземпляров зарегистрированного договора (в целях внесения записи о выданном покупателю свидетельстве о государственной регистрации права).
При государственной регистрации перехода и возникновения права общей совместной собственности заявление о государственной регистрации права совместной собственности может подать один из участников общей совместной собственности, если законодательством РФ или соглашением между ними не предусмотрено иное.
В Инструкции N 2881 специально оговаривается, что если условия договора продажи и выраженное в заявлениях о государственной регистрации договора продажи и перехода права желание сторон договора продажи допускают государственную регистрацию договора продажи и перехода права одновременно, то документы, необходимые для государственной регистрации перехода права, могут быть представлены одновременно с документами, необходимыми для регистрации договора продажи.
Если права продавца на отчуждаемое жилое помещение обременены правами третьих лиц и в соответствии с законодательством РФ данное обременение сохраняется при переходе права к новому правообладателю (см., например, ст. 38 Закона об ипотеке), то в записи листов подразд. III ЕГРП вносятся соответствующие изменения.
При этом если на основании российского законодательства необходимо получение согласия лица, в пользу которого установлены обременения прав продавца (см., например, ст. 37 Закона об ипотеке, ст. 604 ГК), то на государственную регистрацию договора продажи представляется такое согласие.
Стоит также упомянуть о том, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 апреля 2008 г. N 7-П установил, что в отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства РФ, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду. То есть в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения (с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений) в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 18. Ст. 2089.
Тот факт, что Жилищный кодекс РФ прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждается принятием Закона о дачной амнистии.
Государство последовательно проводит политику упрощения процедур государственной регистрации. Вступившие в силу с 1 марта 2010 г. изменения в Закон о регистрации предусматривают возможность представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления. Поскольку в данном случае исключается непосредственный контакт регистратора прав с участниками сделки, вводятся следующие требования:
———————————
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в декабре 2009 г.
— подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
— сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации сама эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;
— подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
— доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
— к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
После осуществления регистрирующим органом государственной регистрации свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные подлежащие выдаче документы направляются заявителю посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя).
Отдельно необходимо отметить, что с 1 марта 2010 г. появилась возможность подачи заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Соответственно это позволит значительно сократить сроки осуществления учетных и регистрационных процедур, принимая во внимание тот факт, что заявителю будет не нужно получать документы после проведения проверки объекта недвижимости для последующего представления в регистрирующий орган.
Вместе с тем указанная возможность на первом этапе будет реализовываться только применительно к земельным участкам. Это связано с процессом передачи от БТИ единому регистрирующему органу функций по учету объектов капитального строительства.
Первоначально (до 1 января 2005 г.) Закон о регистрации устанавливал плату за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. Однако гл. 25.3 НК РФ, устанавливающая государственную пошлину, изменила ранее существовавший порядок.
В соответствии с НК РФ (ст. 333.18) в качестве подтверждения факта уплаты государственной пошлины должны представляться:
1) платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении, если платеж производился в безналичной форме;
2) квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанции, выдаваемые плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, если платеж производился в наличной форме.
В соответствии со ст. 333.33 НК РФ уплачивается государственная пошлина:
— за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31 и 61 настоящего пункта: для физических лиц — 1000 рублей; для организаций — 15000 рублей;
— за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, — 15000 рублей;
— за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме — 100 рублей;
— за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества — 200 рублей;
— за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 32 настоящего пункта: для физических лиц — 200 рублей; для организаций — 600 рублей.
Нужно отметить, что государственная пошлина уплачивается не во всех случаях. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождены признаваемые малоимущими в соответствии с ЖК РФ физические лица (основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке):
— за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
— за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества. Для отдельных видов регистрации названных юридических фактов установлены исключения.
Следует также подчеркнуть, что в целях создания «одного окна» для технического учета зданий, строений и сооружений и собственно для регистрации прав на недвижимость идет работа по совершенствованию взаимодействия учета и регистрации для удобства потребителей услуг этой системы. Для этого в Закон о регистрации и Закон о кадастре внесены вступившие в силу с 1 марта 2010 г. взаимно согласованные изменения, с учетом которых:
— Единый государственный реестр прав на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях (п. 8 ст. 12);
— государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях (ч. 4 ст. 4).
Относительно государственной регистрации перехода прав собственности на недвижимость необходимо отметить и тенденции развития гражданского законодательства в этой сфере. В частности, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации обращается внимание на следующие основные проблемы, которые требуют соответствующей регламентации в ГК РФ :
———————————
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2009. С. 31, 32, 36, 76, 78 — 81, 84 — 86, 89 — 95.
— целесообразно включить общие положения о государственной регистрации имущественных прав, единые для различных объектов, в отношении которых предусмотрена правоустанавливающая (не учетная) регистрация, установив, в частности, принципы регистрации: проверки законности оснований регистрации, публичности реестра, презумпции его достоверности; правило о том, что право возникает с момента регистрации права в реестре;
— особенности регистрации (прежде всего процедурные) могут быть установлены специальными законами, посвященными отдельным видам имущества;
— что касается регистрации прав на недвижимое имущество, то в настоящее время регистрации подлежат не только имущественные права, но и некоторые сделки с таким имуществом. Целесообразно устранить указанное смешение различных систем регистрации и перейти на подлинную систему регистрации прав;
— в разд. II ГК РФ нужно выделить отдельный подраздел «Общие положения о вещных правах», включив в него в том числе положение о том, что вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации;
— следует указать, что при государственной регистрации права собственности на помещение в здании собственник приобретает долю в праве собственности на общее имущество здания, в котором это помещение находится. Если здание расположено на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то собственник помещения также приобретает долю в праве собственности на данный участок. Если к моменту государственной регистрации права собственности на помещение в здании земельный участок не сформирован (не прошел кадастровый учет), собственник помещения в здании приобретает право на долю в праве собственности на соответствующий участок с момента его формирования;
— следует предусмотреть, что право собственности на помещение (жилое и нежилое) возникает с момента государственной регистрации, при этом собственник помещения не может быть одновременно собственником здания, в котором оно находится (здание в этом случае является исключительно объектом технического учета). Право собственности на здание автоматически прекращается с момента первой государственной регистрации права собственности на помещение в нем. Лицо, которое приобрело все помещения в здании, вправе трансформировать право собственности на отдельные помещения в право собственности на здание в целом. В случае объединения всех помещений в здании, принадлежащих нескольким собственникам, в один объект недвижимости путем государственной регистрации их права общей долевой собственности на здание право собственности данных лиц на отдельные помещения в указанном здании прекращается.
Источник: stgkrf.ru
Купили земельный участок и планируем строительство дома,
Купили земельный участок и планируем строительство дома, предыдущий собственник подавал уведомление о начале строительства, нужно ли новому собственнику подавать это уведомление?
Ответы на вопрос:
Само по себе разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства (ч. 19 ст. 51 ГрК РФ). Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (ч. 21).
Лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ч. 21.5).
Также согласно ч. 21.10 ГрК РФ при смене владельца земельного участка последний обязан уведомить в письменном виде о переходе к нему права на земельный участок в орган, выдавший разрешение на строительство. На основании такого уведомления в разрешение на строительство вносятся изменения (ч. 21.14).
Вообщем, само разрешение по новой получать не надо, но орган выдавший разрешение на строительство надо уведомить, чтобы они внесли изменения.
Похожие вопросы
Смена данных собственника
Разрешение на строительство дома было получено 11 мая 2018 года. Дом начали строить. Сменился собственник земельного участка. Как теперь нам быть, если разрешение получено на прежнего собственника, и дом наш отличается от проектируемого ранее. Нужно ли уведомление о начале строительства?
Или можно внести изменения в старое разрешение?
Поскольку проект изменился, нужно это согласовывать с соответствующим комитетом. Обратитесь туда, Вам подскажут в какой форме лучше решить данный вопрос.
Думаю, что Вам необходимо руководствоваться следующими нормами:
— п. 21.5 и п. 21.10 ст. 51 Градостроительного кодекса — уведомить орган, выдавший разрешение на строительство о смене собственника земельного участка;
— п. 14 ст. 51.1. Град. кодекса — по установленной форме уведомить орган, выдавший РнС, об изменении параметров планируемого строительства.
Если начать строительство без разрешения, чем это грозит?
В собственности земельный участок по кадастровой выписке имеет статус индивидуального жилищного строительства с разрешённой застройкой дома до 3 этажей. При подаче уведомления о строительстве выясняется, что этот земельный участок не соответствует правилам землепользования застройки (относится к зоне дачного строительства) Что нужно делать в данной ситуации и можно ли начинать строительство. Если начать строительство без разрешения, чем это грозит?
Внимание! Ответ отключен модератором по причине «Без ссылок на закон».
Возьмите в кадастровой палате о назначении земель.
Здравствуйте, Ольга! Не совсем понятно, если по выписке это ИЖС, то никак не может быть дачным строительством. Обратитесь в Росреестри и возьмите свежую выписку из ЕГРН согласно требованиям п.4 ст.131 ГК РФ. Тогда сможете предъявить в обоснование в администрацию, что это земли ИЖС и там возможна застройка на основании уведомления о начале строительства (ст.51-51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ). В случае если администрация будет создавать препятствия, то можно подать исковое заявление в районный суд, чтобы разрешить эту ситуацию.
Перед началом строительства все эти противоречия надо устранить, уточнить статус участка.
ГК РФ Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
ВПОЛНЕ возможно, что придется сносить такую постройку.
Разрешение на строительство (ст.51 ГрК РФ) в настойщее время и не требуется. Если Вы хотите построить обычный жилой дом Вам достаточно уведомить администрацию о строительстве. Ст.51.1 ГрК РФ
Если этого не сделать, то объект будет считаться самовольной постройкой с соответствующими правовыми последствиями в виде обязанности по сносу постройки. Ст.222 ГК РФ. По несоответствию Правилам землепользования и застройки кадастровой выписки нужно отдельно выяснять в администрации (архитектуре) и Росреестре.
Согласно ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ:
[quote]10. Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют [b]предельным параметрам [/b]разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.[/quote]
Согласно ст. 38 Грк К РФ Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Соответственно, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта не соответствует закону. Обращайтесь в суд с администартивным исковым заявлением.
Источник: www.9111.ru
Признание ранее возникших прав на объекты имущества
В различных правоотношениях, связанных с объектами недвижимости, у ее владельцев часто возникает вопрос: нужно ли обращение в орган юстиции (Росреестр), если права были зарегистрированы до вступления в силу Закона о регистрации.
В каких случаях необходима регистрация таких прав, мы расскажем в нашей статье.
Какие права на объекты недвижимости являются ранее возникшими
218-ФЗ от 13.07.2015 г
«Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости».
Такие права признаются ранее возникшими при условии, что документы, свидетельствующие о них, оформлены в соответс
твии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Когда необходима регистрация ранее возникшего права
Государственная регистрация вышеназванных прав не является обязательной и проводится по желанию их обладателей.
Но, когда необходим переход таких прав, их ограничений и обременений при отчуждении (продаже, дарении, наследовании) объекта недвижимости, то без учета объекта и регистрации ранее возникшего права не обойтись.
При продаже имущества сведения о правообладателе (продавце), не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости, будут внесены перед регистрацией сделки.
То есть, если в документах не выявится никаких противоречий, будет зарегистрировано сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.
С 01.01.2021 года (закон N 374-ФЗ от 23.11.2020 г.) отменена уплата государственной пошлины за регистрацию права собственности о ранее возникшем праве.
Принятые изменения направлены на стимулирование правообладателей, чьи права считаются возникшими в силу закона.
В каких случаях требуется внесение изменений в реестр недвижимости
К сожалению, в документах очень часто выявляются противоречия и неточности, которые влекут за собой серьезные проблемы.
Типичный случай: характеристики об объекте недвижимости (например, квартире) изменились в результате проведенной реконструкции или перепланировки.
Очень распространена ситуация с земельными участками, когда фактическая площадь не соответствует той, что указана в правоустанавливающем документе.
Необходимо также оформление регистрации права на земельный участок при наличии самовольных строений в индивидуальной жилой застройке.
Исходя из практики, при обращении в органы регистрации (Росреестр) нередко могут быть обнаружены ошибки.
Во всех перечисленных случаях требуется внесение изменений в реестр недвижимости.
По заявлению правообладателя имущества вносятся изменения в части права, а в случае выявления неточностей в характеристиках объекта их тоже можно будет исправить.
Если правоустанавливающий документ на земельный участок, дом, квартиру (договор купли-продажи, наследства, дарения или приватизации) появился ранее 31 января 1998 года (дата вступления в действие Закона о регистрации), то ваших прав в Реестре недвижимости может не быть.
Порядок и сроки внесения ранее учтенного объекта недвижимости
Орган регистрации прав включает ранее учтенный объект в Единый государственный реестр в случае его отсутствия.
Данные будут учтены в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса или заявления и в соответствии с документом (или заверенной копией), подтверждающим право на такой объект, которые предоставит заинтересованное лицо.
Требования к документам, предоставляемым для кадастрового учета и регистрации права можно прочитать здесь.
Чтобы избежать трудностей, настоятельно рекомендуем проверить документы на ваше имущество до того, как возникнет вопрос о проведении какой либо сделки.
Кроме того, сведения, содержащиеся в Едином реестре недвижимости, исключают проведение незаконных действий с объектами, а также обеспечивают информационное взаимодействие между всеми органами власти и организациями, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги.
Для заявителя это очень удобно, так как информация о правах на объекты в различные службы, будет предоставлена без его участия.
Как бесплатно узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости Где узнать кадастровую стоимость квартиры. На что влияет
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, регистрация недвижимого имущества, ФЗ о регистрации прав на
Оспаривание кадастровой стоимости в Самаре — проведение кадастровой оценки заказать в компании СВЗК Снижение —
Как узнать кадастровый номер земельного участка: где посмотреть и проверить самому | ivd.ru Кадастровый номер
Кадастровый паспорт земельного участка в 2022 году: порядок оформления, срок действия Оформление кадастрового паспорта земельного
Регистрировала права очень давно в юстиции. Кадастрового учета тогда еще не было, может оказаться, что нет моего дома в реестре.
И что в таком случае, нужно обращаться в кадастровую палату? Спасибо.
Здравствуйте, Ирина!
Объекты недвижимости, кадастровый учет, которых не осуществлен, но права, регистрировались, в органе юстиции, все попали в Единый государственный реестр недвижимости.
Повод для беспокойства, к сожалению есть.
Работы по слиянию базы органов регистрации и кадастра, повлекли очень много разночтений в информации об объектах недвижимости (технических ошибок). Поэтому лучше проверить сведения ваших правовых документов и в реестре.
Сделать это можно без личного посещения офисов, в режиме онлайн через сайт Росреестра, а обращаться нужно, только в случае отсутствия объекта (дома).
Здравствуйте.
В 2001 году по договору купли-продажи был приобретен земельный участок в СНТ. В этом же году было сделано межевание этого земельного участка, получен кадастровый паспорт, получено свидетельство о собственности.
На сегодняшний день: собственник с 2001 года не менялся, на руках кадастровый паспорт, свидетельство о собственности, заявление доверенного лица предыдущего собственника (+ген.доверенность) на проведение межевания, согласование с соседями и председателем СНТ, план участка, пояснительная записка от кадастрового инженера; указаны все дирекционные углы и проч.геоданные.
В связи с предстоящей продажей участка, решили сделать запрос выписки из ЕГРН. Участок числится как актуальный, ранее учтенный. Данные о правообладателе, назначении, площади (которая была уменьшена в результате межевания в 2001 году) верные.
В выписке отсутствуют план участка и данные, полученные в результате межевания (кроме площади). В соответствующей графе стоит — границы участка не определены.
Является ли не указанная в ЕГРН информация технической ошибкой?
Куда и в каком порядке обращаться?
Какими нормативными актами руководствоваться?
Здравствуйте, Галина!
Если в выписке ЕГРН нет сведений об определении границ земельного участка, а на самом деле их уточнение проводилось, и данные межевания были внесены в кадастр недвижимости в соответствии с законодательством, действующим на тот момент, то имеет место техническая ошибка.
В случае, когда на руках документы, которые подтверждают проведенное ранее межевание, нужно обратиться с заявлением об исправлении ошибки в территориальный отдел Росреестра или офис кадастровой палаты.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, определен законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.
Добрый день! Есть дачный участок в СНТ, из документов у старого собственника свидетельство о праве собственности 1992 года. Кадастрового паспорта нет, межевание не проводилось. Но делали запрос в Росреестр, и получили выписку что кадастровый номер есть.
Можем ли мы одновременно подать заявление на Оформление права собственности ранее учтённой недвижимости и сразу заявление о переходе права собственности на основании договора купли продажи на нового собственника? Или необходимо делать сначала межевание, получать кадастровый паспорт? Какие документы необходимы если межевание не нужно?
Добрый вечер, Мария!
Для регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости представляется правоустанавливающий документ (в вашем случае свидетельство о праве собственности на земельный участок) и документ удостоверяющий личность.
В случае, если обращается представитель необходима нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия.
Сначала будет зарегистрировано право продавца, а затем только его переход к покупателю.
При внесении сведений о ранее возникшем праве собственности на земельный участок межевание не требуется.
Но для сделки купли-продажи границы лучше установить, так как документы выдавались очень давно, и возможны неточности.
Процедура кадастрового учета изменений в части уточнения границ, то есть по результатам межевания и регистрация права проводится одновременно.
С 2017 года объединились две организации: кадастровая палата и Росреестр.
В настоящее время кадастровый паспорт отдельно не выдается.
Наследодатель получил землю в СНТ в 1993 году. Может ли наследник внести сведения в ЕГРН о ранее возникшем праве наследодателя? Нотариус не может точно установить объект наследования.
Здравствуйте, Александр Владимирович!
Наследник может внести сведения о земельном участке в реестр недвижимости (ЕГРН) по правоустанавливающему документу, который был выдан наследодателю.
С полученной выпиской из ЕГРН обратиться к нотариусу.
случайно обнаружила, что после объединения баз в ЕГРН пропало указанное ранее в ЕГРП право собственности (*данные отсутствуют»). Что делать в таком случае, куда и с каким заявлением обращаться ?
Добрый день, Ольга!
Обратиться нужно в территориальный отдел Росреестра или офис кадастровой палаты с заявлением об исправлении технической ошибки.
К заявлению приложите свидетельство о регистрации (при наличии) или выписку ЕГРН, выданную ранее с данными о правах.
С уважением, юрист Анна Зотова
Добрый день, Анна!
Спасибо за ответ. К сожалению, ни свидетельства о регистрации, ни выписки из ЕГРН у меня нет. Сведения о собственности были доступны онлайн в реестре EГРП до слияния баз, у меня есть только обычная копия результата поиска.
Сохранилась ли где-то старая база EГРП или при объединении баз эти данные были утеряны и мне при отсутствии названных Вами документов нужно будет подавать на регистрацию ранее возникших прав ?
Ольга!
Если запись в ЕГРН об объекте уже существует и будет подано заявление о внесении ранее учтенного с такими же характеристиками, то откажут.
Можно попробовать обратиться с правоустанавливающим документом на объект недвижимости.
После слияния баз много разночтений, но разобраться возможно, когда подтвердить есть чем. Данные старой базы никуда бесследно не исчезают.
Добрый день! Старый жилой дом расположен на 2 участках (один в моей собственности, у соседки — другой). Есть разрешение на строительство жилого 2- квартирного дома от 1967. В 94г. квартира №1 передана в собственность. есть технический паспорт моей квартиры, сделанный в 2017г. Участок ранее учтенный под ЛПХ.
Как мне поставить на учет дом(свою часть) и зарегистрировать на него право? Входы в дом разные, коммуникации отдельно. Спасибо
Здравствуйте, Мария Андреевна!
На основании заявления и документа о собственности на квартиру можно внести сведения в реестр недвижимости (ЕГРН).
Прием осуществляется через многофункциональный центр.
В отношении вопроса «Как мне поставить на учет дом (свою часть)»:
Ваша квартира это часть жилого дома, которая является неотъемлемой.
Подскажите пожалуйста, какова последовательность действий при продаже недвижимости с ранее возникшим правом (от 1993г.). Право не зарегистрировано, объект стоит как ранее учтенный. Можно ли сразу придти регистрировать его продажу с покупателем или в начале нужно зарегистрировать право на себя, а потом нужно будет еще и с новым покупателем, или это делается одновременно? Нужно ли делать кадастровый паспорт на данный объект? Сколько раз платить госпошлину?
Здравствуйте, Александр!
При условии, если в документах и данными, которые внесены в реестр недвижимости не будет разночтений, то регистрируется сначала право продавца, а затем только его переход к покупателю.
Но, когда документы 1993 года характеристики, как правило, не совпадают.
Наверняка были изменения по объекту недвижимости в результате реконструкций или перепланировок.
В этом случае необходимо обращение к кадастровому инженеру за подготовкой технического плана и далее за внесением изменений в кадастре.
На сегодняшний день выдается выписка ЕГРН вместо кадастрового паспорта.
Государственная пошлина оплачивается за внесение сведений о праве на ранее учтенный объект, а потом за переход от продавца к покупателю.
Есть договор купли-продажи на жилой дом от 1989 года. В договоре не указана площадь. Договор заверен администрацией сельсовета. Возможна ли постановка на учет данного жилого дома как ранее учтенного. Если да, то какие документы, подтверждающие площадь, нужно приложить к заявлению вместе с договором
Здравствуйте, Любовь Петровна!
Орган регистрации прав (Росреестр) отказывает во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
«В представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение» (ст. 69 от 13.07.2015 г № 218-ФЗ).
Однако, Законом № 218-ФЗ не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Поэтому, сведения могут быть внесены в ЕГРН по любому документу.
В частности, документов организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (БТИ).
Такой документ должен отвечать требованиям законодательства, действовавшего на тот момент.
В 1989 году учет домов, квартир и регистрация договоров в отношении них осуществлялся органами БТИ.
Добрый день! Имеется в собственности1/4 доля приватизрованной квартиры. Приватизация проходила в 1992 году. Тогда же и было зарегистрировано право собственности в бти. Какие необходимо предоставить документы, чтобы зарегистрироваться в росреестре?
Добрый день!
Родственнику в советское время выделили участок в сельском населенном пункте для строительства дома. В 92 году построенный дом родственник подарил своему племяннику, который в 95 году получил свидетельство о праве собственности на земельный участок к этому дому.
После смерти племянника для оформления наследства на основе завещания нотариус требует зарегистрировать в ЕГРН ранее возникшие права на этот дом и участок. Участок зарегистрировали, а дом отказали регистрировать с формулировкой, что копия договора дарения дома не соответствует требованиям п.2 ч. 5 ст. 69 ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости» . Договор дарения заключен в соответствии с требованиями законодательства на момент его заключения. С заявлением о регистрации дома подавалась копия, однако при этом был представлен оригинал для ознакомления. Заявление направлялось по межведомственному взаимодействию в другой населенный пункт (где находится недвижимость). В связи с этим имеются следующие вопросы:
1) Правильно ли я понимаю, что для регистрации дома нужно повторно подать заявление, но уже с нотариально-заверенной копией договора дарения?
2) Дом непригоден для проживания из-за ветхости, наполовину разрушен и отключен от электроснабжения. На участке также имеется две разрушенные хозпостройки и один разрушенный гараж, все это отмечено в чертеже земельного участка, когда еще не было разрушенным. Боюсь, что расходы на оформление не покроет рыночная цена земельного участка (населенный пункт почти полностью заброшен, кругом разрушенные дома). Имеет ли смысл дом регистрировать или же на основании уведомления об отказе исключить его из наследства? Как лучше поступить, какие негативные правовые последствия могут возникнуть в том и в другом случае?
Благодарю заранее. С уважением, Ирина
Доброе утро, Ирина!
1) «Правильно ли я понимаю, что для регистрации дома нужно повторно подать заявление, но уже с нотариально-заверенной копией договора дарения?».
Да, правильно, необходимо нотариально заверить копию правоустанвливающего документа (договора дарения).
2) «Дом непригоден для проживания из-за ветхости, наполовину разрушен и отключен от электроснабжения. На участке также имеется две разрушенные хозпостройки и один разрушенный гараж, все это отмечено в чертеже земельного участка, когда еще не было разрушенным. Боюсь, что расходы на оформление не покроет рыночная цена земельного участка (населенный пункт почти полностью заброшен, кругом разрушенные дома). Имеет ли смысл дом регистрировать или же на основании уведомления об отказе исключить его из наследства? Как лучше поступить, какие негативные правовые последствия могут возникнуть в том и в другом случае?».
Решение о регистрации права собственности на объект недвижимости (дом) принимается правообладателем самостоятельно.
Зарегистрированные права, закрепляют принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу.
С объектом, о котором нет записи в реестре недвижимости, вы не сможете совершить сделку (купли-продажи, дарения и и т.д.), но в вашем случае учтены права на земельный участок.
Если Вы являетесь собственником участка, то при необходимости можно его оформить для продажи.
Поэтому вносить сведения в реестр недвижимости на дом или нет решать Вам.
Кроме того, нужно учитывать нормы Налогового кодекса.
Недвижимое имущество подлежит налогооблажению, и после учета в ЕГРН любого объекта будут начисляться налоги.
Таким образом, если дом и иные постройки разрушены их лучше не учитывать.
Тел. 7 (928)628 42 57 (WhatsApp), e-mail landrights yandex.ru
АС г.Москвы вынесено решение об обязании Управление росреестра зарегистрировать право собственности ООО на нежилое здание(решение вступило в силу)Однако, Росреестр уже почти год уклоняется от выполнения решения суда мотивируя тем, что суд действительно обязал росреестр зарегистрировать право собственности на здание, но НЕ ОБЯЗАЛ осуществить кадастровый учет (здание — 1993 года и признано судом как ранее учтенный объект недвижимости), а право собственности регистрируется одновременно с кадастровым учетом. Т.е., поскольку в резолютивной части решения суда НЕТ указания и на кадастровый учет, Росреестр не считает возможным выполнить решение суда. Есть исполнительный лист,возбуждено исполнительное производство, которое Росреестр просто игнорирует , не выполняя предписания пристава и не давая ФССП никаких пояснений. Непрошибаемая ситуация…. КАК быть.
1. Если Вы не согласны с отказом Росреестра обратитесь в вышестоящий орган этой службы — Минэкономразвития.
«в резолютивной части решения суда НЕТ указания и на кадастровый учет, Росреестр не считает возможным выполнить решение суда».
2. Когда решение суда не содержит сведений, которые государственный регистратор обязан внести в реестр недвижимости, регистратор либо [u]правообладатель вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения[/u].
Для суда необходимо заключение регистратора в письменной форме.
Доброе время суток! прошу помочь разобраться,в 1996 году дом значился как недострой с условным номером ,площадь 90,5 кв,,в 2011 году был продан с теми же данными,но фактическая площадь уже была 121,5, в 2013 году самостоятельно Росреестром поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный,в мае 2014 года,по заявлению собственника,предоставления технического паспорта от 2014 года поставлен на кадастровый учет с площадью 121.5 кв.м как жилой дом,право собственности не зарегистрировано на жилой дом в связи с арестом,в октябре 2014 года продан помимо воли собственника,как обьект незавершенного строительства площадью 90.5,как ранее учтенный,имел ли право росреестр регистрировать договор купли продажи при таких обстоятельствах.Заранее благодарна за ответ.
Здравствуйте, Наталья!
Арест объекта означает не возможность проведения любой сделки.
Из приведенного Вами описания ситуации следует, что в реестре недвижимости числится два объекта с площадью 90,5 кв.м и 121,5 кв.м, а отметка в виде ареста только на одном из них.
Поэтому, Росреестр вполне имел право зарегистрировать договор купли-продажи.
Примечание: при подготовке техплана, для обращения в орган регистрации, кадастровый инженер должен был указать сведения об имеющейся записи на объект.
Таким образом, необходимо было вносить изменения по ранее учтенному объекту, а не ставить на кадастровый учет новый.
Добрый день! Имею долю в деревенском доме 1924 г. постройки. Дом числится в реестре как ранее учтенный, имеет кадастровый номер, площадь, но информации в реестре о правообладателях нет. Эта информация есть в БТИ, но оно отказывается выдать справку о правообладателях. Долю получила по наследству 25 лет назад, в права вступила, о чем есть сведения в БТИ, но на руках у меня документов нет.
На основании каких документов я могу подать заявление на регистрацию прав в реестре и где их получить? PS. Платежки от налоговой и за вывоз мусора приходят исправно.
Здравствуйте, Ирина!
Свидетельство о праве на наследство подтверждает права наследника и является основанием для перехода права собственности на объект (дома либо доли в доме) от умершего к Вам.
Если нет на руках этого документа, то можно обратиться к нотариусу за дубликатом свидетельства.
Также имеются архивы в Нотариальной палате в случае, если нотариус уже не работает.
Тел. 7 (928) 751 40 38 (WhatsApp), e-mail landrights yandex.ru
Добрый день!
в 1992 году выдавались земли под садоводство. Выдан гос. акт, в гос. акте указаны координаты земель, а также прописано земли сельско-хозяйственного назначения назначения. Свидетельство на право собственности так и не выдано. В 2011 годы выдали выписку на ранее учтенный объект с кадастровым номером. Категория земель не установлена.Разрешенное использование не определено, сведения о регистрации прав отсутствует.
Граница земельного участка не установлена.
Это всё прописано в гос. акте о выдаче земель.
Как поставить на кадастровый учет ранее учтенные земли общего пользования?
В 1993г. купили дом в селе, земельный участок оформлялся отдельным постановлением сельсовета на 10 соток. Но часть участка была захвачена соседями под теплицы и сарай. Был скандал, соседка грозилась поджечь себя и нас. В общем на руках у меня осталось только постановление без плана участка. В 1998г. стали выдавать розовые свидетельства.
Пришёл топограф и составил план участка без учёта захваченной соседями земли. Участок уменьшился более чем на 2 сотки. Мне заявили, что мол не будешь же ты с ними драться. В земельном комитете в помощи отказали, сославшись на отсутствие плана земельного участка. Архив мне тоже отказал, мол у них ничего нет.
И вдруг недавно архив мне выдал искомое ранее постановление с прилагающим планом земельного участка на 10 соток. Как мне теперь восстановить размер участка на основании архивной копии?
Добрый день!
01.09.1999г купили квартиру в долевой собственности по 1/3 муж, я и дочь. Муж умер в декабре 2019г, дочь вступала в наследство его доли, квартире не было на кадастровом учете, нотариус потребовала поставить.
Дочь пошла в МФЦ подала заявление, взяли так же свидетельство о смертт и справку от нотариуса об открытии наследства, госпошлину она не платила, через неделю получили отказ, т.к. запрос из БТИ не пришел об подтверждении площади, позвонила в Росреестр, сказали инспектор уходила в отпуск вот и отказали, но уже есть ответ из БТИ и мне назвали кадастровый номер по телефону ( выписки нет) нотариуса устроил только номер, дочь свидетельство на долю мужа получила. Но оказалось что ее доля 1/3 не зарегистрирована, как и моя. Обратились в МФЦ для регистрации, сказали мы должны заплатить гос.пошлину каждая по 2000р, это правильно? Почему мы должны платить если никаких действий с о своими долями мы не совершаем и живем в квартире более 20 лет. Если можно ссылку на статью, касаемо нашего случая.
Здравствуйте, Ольга!
За государственную регистрацию прав объектов недвижимости уплачивается госпошлина согласно статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
В 1999 году уже существовал орган регистрации права (на тот период «юстиция»), и в случае, если не было получено свидетельство о праве собственности, то соответственно сведения о долях на квартиру Вами не были учтены (зарегистрированы).
Кроме того, на сегодня доля дочери изменилась при вступлении в наследство.
Таким образом, требование об оплате госпошлины правомерно.
Добрый день!
В феврале 1998 г. приобрели квартиру 42.8 м по договору мены-покупки в долевую собственность по 1/2 на меня и сына, на тот момент несовершеннолетнего. Так как в нашем городе на тот момент еще не было Органа Юстиции для регистрации права собственности согласно действующего уже на тот момент законодательства, то сделка оформлялась нотариально и была зарегистрирована в БТИ.
Считая себя на тот момент полноценными собственниками, в 2000 г. провели реконструкцию (перепланировку) квартиры, вроде бы законно, получили новый тех.паспорт на квартиру с новым метражом 41.9 , который в последствии и по настоящий момент указывается в выписке их ЕГРН. Сейчас возникла необходимость зарегистрировать ранее возникшее право.
Обратились в МФЦ, и получили приостановку из-за разницы в метрах по договору мены-покупки от 1998г 42.8 м и после реконструкции 2000 г 41.9. Техпаспорт и тех план дополнительно донесли. Но мне позвонили с администрации города и сказали, что они дадут ответ в ответ в ЕГРН о незаконной перепланировке. Если бы она была незаконная, то на каком основании тогда были внесены сведения о перепланировки в тех.паспорт, в ЕГРН? Помогите, подскажите, пожалуйста мои дальнейшие действия и какие документы для регистрации права я могу донести еще, чтобы это право зарегистрировать
Здравствуйте, Татьяна!
Цитата:
«в 2000 г. провели реконструкцию (перепланировку) квартиры, вроде бы законно»
Перепланировка считается законной в случае, когда получено разрешение от уполномоченного органа власти.
Если на момент обращения в БТИ имелся согласованный документ (разрешение, решение администрации и т.д.) на перепланировку, то нужен технический паспорт заверенный уполномоченным должностным лицом этой организации, в котором правильная информация со ссылкой на разрешение.
Источник: rosreesstr.ru