Законодательство Российской Федерации в сфере недропользования направлено на сохранение природных ресурсов и рациональному их использованию.
Добыча общераспространенных полезных ископаемых на территории Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации о недрах от 21.02.1992 № 2395-1.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков (далее по тексту собственники земельных участков) имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Недра и лицензии: две концепции недропользования
Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений в границах земельных участков собственниками земельных участков на территории Оренбургской области регулируется распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 18.09.2014 № 2781-р.
Собственники земельных участков, планирующие пользование недрами в границах земельных участков, направляют в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области заявление установленного образца. Министерство в целях получения информации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет запросы в соответствующие органы и организации для предоставления запрашиваемой информации.
После получения необходимой информации от соответствующих органов и организаций министерство в течение 5 рабочих дней рассматривает их и письменно информирует заявителя о соответствии или несоответствии участка недр условиям для добычи и использования.
Собственники земельных участков, при пользовании недрами, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, обязаны:
— осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, имеющих ограждения с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону;
— соблюдать требования законодательства Российской Федерации по охране окружающей среды и безопасному ведению работ, не допускать загрязнения недр и подземных вод;
— соблюдать правила, установленные для ведения работ в границах охранных зон магистральных трубопроводов и объектов электросетевого хозяйства;
— при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, нанесении ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций, незамедлительно приостановить работы и в однодневный срок информировать об этом компетентные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Недропользование практика применения
— после окончания добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке рекультивировать нарушенные в процессе добычи земельные участки и в течение 3 дней с даты завершения работ по рекультивации представить в министерство документы, подтверждающие их проведение;
— представлять в министерство отчет о количестве добытых полезных ископаемых по форме согласно приложению № 3 к Порядку за 1 полугодие текущего года — до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, и за текущий год — до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца;
— соблюдать требования по обеспечению противопожарной безопасности;
— соблюдать охраняемые законом интересы других лиц.
За нарушение, касающееся пользования недрами без лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Разъяснение подготовлено Орской природоохранной межрайонной прокуратурой
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
7 октября 2020, 16:00
Добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Законодательство Российской Федерации в сфере недропользования направлено на сохранение природных ресурсов и рациональному их использованию.
Добыча общераспространенных полезных ископаемых на территории Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации о недрах от 21.02.1992 № 2395-1.
Согласно статье 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков (далее по тексту собственники земельных участков) имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, а также строительства подземных сооружений в границах земельных участков собственниками земельных участков на территории Оренбургской области регулируется распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 18.09.2014 № 2781-р.
Собственники земельных участков, планирующие пользование недрами в границах земельных участков, направляют в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области заявление установленного образца. Министерство в целях получения информации, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет запросы в соответствующие органы и организации для предоставления запрашиваемой информации.
После получения необходимой информации от соответствующих органов и организаций министерство в течение 5 рабочих дней рассматривает их и письменно информирует заявителя о соответствии или несоответствии участка недр условиям для добычи и использования.
Собственники земельных участков, при пользовании недрами, в части добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, обязаны:
— осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, имеющих ограждения с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону;
— соблюдать требования законодательства Российской Федерации по охране окружающей среды и безопасному ведению работ, не допускать загрязнения недр и подземных вод;
— соблюдать правила, установленные для ведения работ в границах охранных зон магистральных трубопроводов и объектов электросетевого хозяйства;
— при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, нанесении ущерба хозяйственным объектам или окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций, незамедлительно приостановить работы и в однодневный срок информировать об этом компетентные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— после окончания добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке рекультивировать нарушенные в процессе добычи земельные участки и в течение 3 дней с даты завершения работ по рекультивации представить в министерство документы, подтверждающие их проведение;
— представлять в министерство отчет о количестве добытых полезных ископаемых по форме согласно приложению № 3 к Порядку за 1 полугодие текущего года — до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, и за текущий год — до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца;
— соблюдать требования по обеспечению противопожарной безопасности;
— соблюдать охраняемые законом интересы других лиц.
За нарушение, касающееся пользования недрами без лицензии предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В соответствии со ст. 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Источник: epp.genproc.gov.ru
Ростехнадзор разъясняет: Планы (схемы) развития горных работ
Ростехнадзором получен вопрос: подлежат ли согласованию с Ростехнадзором планы (схемы) развития горных работ карьеров общераспространённых полезных ископаемых, разрабатываемых открытым способом без применения взрывных работ, в связи с вступлением в силу » постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814.
Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.
На основании пункта 2 » Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твёрдые полезные ископаемые, углеводородное сырьё, подземные воды, общераспространённые полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
В связи с вышеизложенным сообщаем, что планы развития горных работ общераспространённых полезных ископаемых, разрабатываемых открытым способом без применения взрывных работ, подлежат согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вопрос от 27.05.2016:
Наше предприятие занимается добычей нерудных строительных материалов (песчано-гравийной смести) и не является опасным производственным объектом. Почему для согласования Плана развития горных работ от нас требуют документы, обязательные только для ОПО? В частности положение о производственном контроле? Сообщите список обязательных документов к Плану горных работ для предприятий, не являющихся ОПО. Желательно с указанием нормативного документа.
Ответ. Годовые планы развития горных работ составляются пользователями недр, в т.ч. осуществляющими добычу общераспространенных полезных ископаемых и разработку россыпных месторождений полезных ископаемых открытым способом без применения взрывных работ, в соответствии с требованиями
Требования норм и правил обеспечения промышленной безопасности в указанных нормативных документах не распространяются на объекты, которые исключены из реестра опасных производственных объектов.
Пользователи недр в материалах планов развития горных работ разрабатывают мероприятия по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, согласно требованиям статьи 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», учитывая принятые проектные решения по разработке месторождений.
Мероприятия безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, разрабатывают с учетом требований
-
,
- РД 07-603-03 «Инструкция по производству маркшейдерских работ»,
- РД 07-604-03 «Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом»,
- РД 06-572-03 «Инструкция по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности»,
- а также с учетом »«Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599, в части требований к безопасному ведению горных работ и переработке полезных ископаемых, исключая требования, установленные к опасным производственным объектам.
Отсутствие запланированных мероприятий безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, может служить основанием для отказа в согласовании годового плана развития горных работ, как несоответствующего требованиям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», в соответствии с » пунктом 19 «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 №814.
Вопрос от 23.01.2017:
Предприятие строит рудник в соответствии с имеющимся проектом, прошедшим государственную экспертизу. В процессе строительства и разработки месторождения выполнение работ осуществляется с отклонением от графика, определённого в проекте и согласованного в плане развития горных работ. Каким образом внести соответствующие изменения в график строительства и добычи?
Ответ подготовлен специалистами Управления горного надзора Ростехнадзора.
В случае возникновения объективных обстоятельств невыполнения проектных решений в части отступления от календарного графика производства работ как на период действия проекта в целом, так и на планируемый годовой объём работ, определённый согласованным планом развития горных работ, должны разрабатываться в виде дополнений к проектной документации и планам развития горных работ вносимые изменения и корректировки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, прошедшую государственную экспертизу, подлежат экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Изменения, вносимые в согласованный годовой план развития горных работ, в соответствии с пунктом 10 » Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814) подлежат согласованию с органом государственного горного надзора в установленном порядке.
Также обращаем внимание, что в период строительства рудника допускается лишь попутная добыча руды при проведении вскрывающих, горно-капитальных и горно-подготовительных выработок. Как самостоятельный вид горных работ ведение добычных работ из очистных выработок осуществляется после завершения всего объёма строительно-монтажных работ, сдачи объекта капитального строительства и ввода рудника в эксплуатацию в установленном порядке.
Вопрос от 14.12.2017:
В настоящее время карьеры общераспространенных полезных ископаемых не являются опасными производственными объектами и вышли из-под надзора службы. Требуется ли при этом согласовывать планы и схемы горных работ карьеров общераспространенных полезных ископаемых с органами Ростехнадзора?
Ответ: Согласно ст. 24 Закона о недрах мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства Российской Федерации о недрах и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.
Таким образом, планы и схемы горных работ карьеров общераспространенных полезных ископаемых согласовываются с органами Ростехнадзора в общеустановленном порядке.
Вопрос от 28.02.2018:
Как соединить Руду (ОПО) и Россыпи (не ОПО)? Таблицы № 8,9.
Ответ: Согласно » п. 12. «Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами (далее – участок недропользования).
В случае, если месторождение полезных ископаемых разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения полезных ископаемых объединены в границы одного участка недропользования, право пользования которым принадлежит одному пользователю недр, или участок недропользования (месторождение полезных ископаемых) разрабатывается на основании нескольких проектных документов, допускается составление одного плана и одной схемы развития горных работ с общей графической частью и пояснительной запиской. При этом табличные материалы с показателями параметров горных разработок составляются раздельно по каждому участку недропользования или месторождению соответственно.
Вопрос от 06.06.2019:
Планом развития горных работ на 2018 год была запланирована добыча полезного ископаемого (суглинков) в объёме 2500 куб. м, фактическая добыча составила 420 куб. м. Требовалось ли вносить изменения в план развития горных работ на 2018 год? Являются ли основанием для отказа в согласовании плана развития горных работ на 2019 год отклонения от согласованных объёмов в 2018 году?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с п. 3 » Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы развития горных работ (далее – ПРГР) определяют в том числе объёмы добычи полезного ископаемого. При этом пунктом 6 Правил определено, что ПРГР составляются на основе утверждённых в установленном порядке технических проектов, содержащих сведения о годовых объёмах добычи полезного ископаемого. В связи с этим и на основании п. 10 Правил изменения объёмов добычи рассматриваются как изменение условий, предусмотренных проектной документацией, и подлежат согласованию в установленном порядке в виде дополнения к ранее согласованному ПРГР. При этом в дополнении к ПРГР рассматриваются дополнительные меры обеспечения безопасного пользования недрами в виде соответствующего раздела «Обоснование соблюдения условий безопасного недропользования».
Отклонения от выполнения согласованных объёмов за предыдущий год не являются основанием для отказа в согласования ПРГР на предстоящий операционный год.
Вопрос от 20.05.2020:
Организация проводит горные работы открытым способом без применения взрывных работ. В соответствии с требованиями рабочего проекта отвалообразование планируется проводить с помощью бульдозера. Допускается ли в случае выхода из строя бульдозера применение другой спецтехники?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с » п. 19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 (далее – Правила), ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с проектной документацией и годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
На основании п. 528 Правил горные работы по проведению траншей, разработке уступов, дражных полигонов, отсыпке отвалов должны вестись в соответствии с проектом и локальными проектами (паспортами) с учетом инженерно-геологических условий, утвержденными техническим руководителем объекта. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.
Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями, установленными п. 537 Правил, при ведении горных работ необходимо осуществлять контроль состояния бортов, траншей, уступов, откосов и отвалов. При обнаружении признаков сдвижения горных пород работы прекращаются до принятия мер, обеспечивающих устойчивость горного массива.
На основании вышеизложенного специализированная техника, применяемая при отсыпке отвалов взамен техники, находящейся в ремонте, должна быть предусмотрена проектом или локальным проектом (паспортом), утвержденным техническим руководителем объекта. Ведение горных работ, в том числе работ по формированию отвала, должно осуществляться в соответствии с проектом, локальными проектами (паспортами) и требованиями к отвалообразованию, установленными Правилами.
Источник: tk-servis.ru
Лицензирование деятельности для пользования участком недр
Мазитов, Ф. И. Лицензирование деятельности для пользования участком недр / Ф. И. Мазитов, Р. И. Мазитов, Т. З. Абитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 253-254. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64660/ (дата обращения: 21.10.2022).
Согласно законодательству Российской Федерации, недра являются собственностью государства. Недра невозможно приобрести, получить в наследство, принять в дар либо использовать в качестве недвижимого залогового имущества. В то же время существует возможность получить у государства право на осуществление деятельности недропользования. Для этого следует оформить необходимые документы. Основанием для деятельности недропользования является государственная лицензия на пользование участком недр.
Лицензия на недропользование, в соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» [1] — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Также, в соответствии с данной статье лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованию особо охраняемых геологических объектов, сбору минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, тем самым косвенным образом подтверждая, что перечисленные виды недропользования подлежат лицензированию.
Согласно Закону РФ «О недрах» статус недропользователя может быть получен следующими категориями граждан:
1) граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) участники простых товариществ без образования юридического лица;
3) юридические лица, которые были созданы гражданами Российской Федерации с привлечением иностранных вложений или самостоятельно.
В случаях, когда полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, используются в хозяйственной деятельности, которая не является коммерческой, тогда владелец либо арендаторы имеют право осуществлять данную деятельность без оформления лицензии.
Лицензия на недропользование выдается в конкурсном или аукционном режиме. Лицензию на пользование участком недр без участия в конкурсе могут выдать в особых случаях в соответствии с решением специальной комиссии, созданной федеральным органом по управлению природными недрами. Также в состав этой комиссии должны присутствовать представители от исполнительной власти региона страны.
Для принятия участия в конкурсе или аукционе на получение лицензии соискателю следует вовремя подать заявку и представить в конкурсную комиссию все необходимые документы.
На основании конкурса лицензия на пользование участком недр предоставляется участнику, чье предложение являлось экономически наиболее выгодным по сравнению с другими. Также, предложение обязано соответствовать всем технологическим и экологическим требованиям.
Лицензия на пользование участком недр выдается Министерством экологии и природных ресурсов. Кроме того, за данный вопрос отвечает Департамент недропользования. Обычно, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий на пользование участком недр принимают участие представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.
В случаях выдачи лицензии на разработку месторождения федерального значения заявка оценивается также и Правительством России. Существует реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории вместе со строительством подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей ресурсов, принимается после процедуры согласования с Госгортехнадзором [2].
За нарушение условий лицензионного соглашения законодательство предусматривает административную ответственность. Государство является главным участником административно-правовых отношений в области недропользования. Это обусловлено, во-первых, спецификой недр, во-вторых, тем, что государство является собственником недр.
В соответствии с лицензией недропользователю предоставляется определенный участок недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Другими словами, пользование недрами без лицензии представляет собой самовольное деяние. Данный состав сформулирован в статье 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов» [2].
На наш взгляд, данный состав имеет ряд недостатков. В частности, не в полной мере учтена специфика недропользования. Частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ предусмотрено противоправное деяние в виде «пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта».
Следовательно, особенность данной правовой нормы состоит в том, что административная ответственность устанавливается не за нарушение положений закона или подзаконного акта, а за нарушение индивидуального административного акта — лицензии на пользование недрами, — при этом многие условия будут специфическими применительно к каждому конкретному участку недр. Также лицензия на пользование недрами зачастую содержит дополнительные условия для пользования данным участком недр.
В целях уточнения используемой в законодательстве терминологии необходимо в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О недрах» определить основные условия пользования недрами применительно к различным видам недропользования, предусмотренным статьей 6 этого закона. Кроме того, в Законе РФ «О недрах» и подзаконных нормативных правовых актах, относящихся к подготовке проектной документации, следует дать определение понятия «требования технических проектов», выделив при этом основные требования технических проектов.
Определенные проблемы возникают и при квалификации административных проступков по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ в случае невыполнения недропользователем условий лицензии на пользование недрами, в том числе дополнительных. Например, нарушение недропользователем условия об обязательном оформлении прав на земельные участки до начала пользования недрами вызывает необходимость разграничения административного проступка по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ, предусматривающей пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и административного проступка, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за самовольное занятие земельного участка.
Кроме того, вызывает проблемы квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в части пользования недрами с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лицензирование недропользования является важным механизмом обеспечения рационального использования недр и охраны окружающей среды которое защищается государством. Однако существуют определенные проблемы квалификации административных проступков и правонарушения.
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
- Лицензия на недропользование: порядок получения и продления. Закон Российской Федерации «О недрах» // Электронный ресурс. — https://businessman.ru/litsenziya-na-nedropolzovanie-poryadok-polucheniya-i-prodleniya-zakon-rf-o-nedrah.html
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): пользование недрами, пользование участком, РФ, лицензия, недра, нарушение условий, установленный порядок, участок недр, административная ответственность, Российская Федерация.
Источник: moluch.ru