На какое строительство не требуется разрешение, и когда оно необходимо?
При выполнении большей части работ по строительству или ремонту объектов получение разрешения обязательно. Выполнение мероприятий без такого документа запрещено на законодательном уровне. Но существуют исключения. Некоторые работы можно выполнять без дополнительной бюрократической волокиты. На какое строительство не требуется разрешение?
Какие задачи нельзя решить без одобрения уполномоченных органов? С какими трудностями приходится столкнуться при оформлении? Поговорим об этом подробно.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО?
Информация по вопросу статьи изложена в ГрК РФ, в статье под номером 51. В ней указано, что под разрешением на строительство понимается документ, который:
- Подтверждает соответствие проекта действующим нормам и требованиям ГПЗУ, проектной документации по межеванию и планированию территории.
- Позволяет вести строительные (реконструкционные) работы капитальных сооружений.
Рассматривая, в каких случаях требуется разрешение на строительство, эксперты отвечают — во всех, когда речь идет о возведении (восстановлении) капсооружений. В законодательстве предусмотрены исключения, но они не всегда применяются на практике.
Разрешение на строительство требуется в таких случаях:
- Возведение жилого дома (для индивидуального проживания или с большим числом квартир).
- Строительство технически сложных и гидротехнических сооружений, а также объектов, связанных с добычей ископаемых, опасных или чрезмерно опасных строительных сооружений.
- Постройка дорог в автомобильном или железнодорожном секторе, а также иные виды сооружений (капитальных или линейных).
Рассматривать, на какие объекты требуется разрешение на строительство, можно долго. По сути, это почти все сооружения (здания), кроме некоторых исключений (о них пойдет речь ниже). Отдельное внимание стоит уделить возведению (восстановлению) зданий, которые находятся на охраняемых ЗУ, относящихся к категории культнаследия. Без одобрения уполномоченных органов выполнение любых мероприятий на сооружениях культнаследия запрещено (в частности, при изменении конструкции, показателей безопасности и надежности).
Таким образом, возведение (восстановление) серьезного объекта без прохождения бюрократических процедур, связанных с получением одобрения невозможно. Но существует ряд исключений, о которых упомянем ниже.
НА КАКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НЕ ТРЕБУЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЕ?
Получение одобрения не нужно:
- Для вспомогательных объектов, расположенных на частном участке и принадлежащих физлицу. Но здесь имеется нюанс. Если земельный надел отнесен к садовому или дачному участку, в получении разрешения нет потребности, а при возведении частного дома для проживания без разрешительной документации не обойтись.
- Для гаражей, бань, сараев, тепличных и прочих простых объектов. Это условие актуально, если сооружение будет применяться в личных целях. Изготовление чего-либо, предоставление услуг и выполнение иных работ, направленных на привлечение прибыли, запрещено.
- Для объектов, которые не относятся к капитальным сооружениям. В эту категорию входят небольшие ангары каркасной конструкции, павильоны небольшой площади и ременные здания (без фундамента и с возможностью быстрого демонтажа или перемещения).
- Для вспомогательных зданий, которые возводятся вблизи торговых точке или жилых сооружений. Как примеру, к ТЦ или магазинам достраивает выставочные помещения, склады, специальные тамбуры и прочие объекты.
Трудности
Даже в рассмотренных ситуациях важно понимать, в каких случаях необходимо разрешение на строительство. Так, чтобы обойтись без одобрения, готовый объект не должен иметь самостоятельного статуса (по всей документации он проводится как вспомогательный объект). И здесь в законах РФ имеется недоработка. В них нет пояснения термина «вспомогательной постройки», из-за чего при строительстве сооружений часто возникают спорные ситуации.
Временные Здания для Магазинов и Фастфуда | Как арендовать землю и согласовать?
Если говорить в целом, к вспомогательным относятся те постройки, которые несут минимальную функциональную нагрузку. То есть сооружение не сможет работать без базового объекта, имеет неважные конструктивные детали и не выходит за пределы ЗУ главного сооружения. Вместе с этим вспомогательное здание должно быть обособленным, но иметь четкую связь с основным объектом. Кроме того, вспомогательная постройка, как правило, имеет отдельный вход.
Когда речь идет о пристройке к жилым объектам, также появляются спорные нюансы. Так, при возведении сарая, гаража или сеней в оформлении разрешения нет потребности. Если же владелец строит хозяйственный объект, однозначного ответа о возможности постройки без одобрения уполномоченных органов нет.
В градостроительном регламенте указано, что разрешение на строительство не требуется, если изменения:
- Не сказываются на уровне безопасности сооружения и не затрагивают прав 3-их лиц.
- Не превышают установленные параметры (те, что уже разрешены).
Указанные правила нашли отражение в ГК РФ. Они касаются норм выделения земли под возведение тех или иных объектов, определения расстояний до сооружений и так далее.
ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ
В ГрК РФ (статье 51) указано, на какое строительство получать разрешение не требуется. Но бывают ситуации, когда в этот список попадают дополнительные объекты. Они вносятся в перечень по решению муниципальных органов власти.
К примеру, в столичном регионе действует закон под номером 15/99-П. В нем указано, что электросетевые объекты с напряжением до 20 кВ можно строить без разрешения. Нет в нем необходимости и при восстановлении этих сооружений (кроме тех, которые относятся к категории линейных).
Также не требуется одобрение властей при возведении газопроводов с давлением до 0,6 МПа, линейно-кабельных устройств для обеспечения связи, кабельных линий. В эту категорию входит и восстановление инженерных сетей, в том числе ЛЭП, линий связи, водо- и газопроводов и канализационных сетей. В последнем случае необходимо, чтобы размер охранной зоны после завершения работ остался на прежнем уровне. Можно обойтись без дополнительной бюрократии, когда планируется возведение (восстановление) тепловых сетей.
Если речь идет о сложном или опасном объекте, разрешение на строительство необходимо (указанные выше исключения не работают).
Существуют нюансы и для Ленинградской области. Здесь работает закон под номером 38-ОЗ, определяющий ряд исключений при оформлении разрешения на возведение (реконструкции) объекта. В нем указываются:
- Открытые площадки, пляжные территории.
- Здания, которые возводятся на рекреационных земельных участках. Речь идет о сооружениях, имеющих физкультурно-оздоровительную направленность, до 2-х этажей и до 1500 «квадрат» площади.
- Частные автомобильные дороги, не предназначенные для общего применения.
- Пруды, колодца и водохранилища с ограничением в 100 «кубов».
- Инженерные коммуникации, которые совпадают по рассмотренному выше перечню.
Каждый регион вправе определять, в каком случае выдается разрешение на строительство, а в каких ситуациях процесс оформления упрощается. При этом требования местных органов не должны идти вразрез с действующим на федеральном уровне законодательством. Вот почему перед началом мероприятий важно изучить не только общие требования, но и законы местных органов власти.
О ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЯХ
Выше сказано об объектах со статусом «вспомогательные». Для лучшего понимания приведем перечень сооружений, которые суды относили к упомянутой категории и позволяли возводить без разрешения на строительство:
- Конструкции для освещения улиц.
- Производственная площадка с плиточной поверхностью.
- Объект для размещения инженерных элементов.
- Блочный пункт ГРПШ на газопроводном участке.
- Блочный модуль для комплектного распредустройства.
- Прочие сооружения.
ИТОГИ
Выше мы рассмотрели, на какое строительство разрешение не требуется, и когда оно обязательно. Эти нюансы четко прописаны в ГК РФ. Сложность в том, что градостроительный кодекс и прочая нормативная документация не поясняют, что именно относится к объектам вспомогательного характера. Бытует мнение, что это сделано намеренно.
Цель — упростить оформление бумаг на здания, которые не могут работать самостоятельно. Но у такого “попустительства” имеется обратная сторона — появление спорных моментов и конфликтных ситуаций между лицом, которое ведет строительные работы, и государственными органами власти. При этом решать проблему часто приходится через судебный орган.
Источникразрешения на строительство на временное сооружение
Возникли вопросы к вам! 1) на промышленной земле возводится временное сооружение из блок контейнеров на фундаменте. Требуется ли регистрация такого строения? Разрешения на строительство?2) можно ли в такое строение запустить газ/электричество?3) если регистрация не нужна то сколько такое строение может стоять без регистрации?4) какие есть базовые противопожарные требования к сооружению из блок контейнеров?
Ответы на вопрос:
1.Если это не объект капитального строительства, то разрешение на строительство не нужно, ст.51 ГрК РФ.
В отношении временных объектов не требуется получать разрешения.
2. Электричество можно подключить по временной схеме, для чего обратиться в сетевую компанию с заявлением и документами.
С подключением газа могут быть проблемы.
В заявке о подключении (технологическом присоединении) газа, направляемой исполнителю заявителем, указываются в том числе следующие сведения:
наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,п.65
То есть в НПА говорится о подключении объекта капитального строительства. А у Вас временное сооружение.
3.Как долго может стоять без регистрации — закон не ограничивает по срокам.
Смотрите что у Вас землей, на каком праве. Если, например. У Вас договор аренды, то логично будет, что временный объект размещается в пределах срока по договору аренды. Ст.22 ЗК РФ,ст.606 ГК РФ.
4.Нужно руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 “О противопожарном режиме“.
1.Требуется получение разрешение на строительство, если вы строите капитальное строение
Т.е. капитальным строением можно назвать объект, который прочно связан с землёй и не может быть перенесен без ущерба к сооружению
В зависимости от этого получаете разрешение согласно ст.51 Гр.К
Регистрация конечно нужна после получения акта ввода в эксплуатацию согласно ст.8.1 ГК
2. Ответ на 2 вопрос
После ввода в эксплуатацию получаете разрешение на подключение к инженерным сетям (газ, свет и т.д)
3. Без регистрации объект может быть признан самовольным строением подлежащим сносу в порядке ст.222 ГК
По сроку нахождения без регистрации в зависимости от вашей деятельности при первой же проверке
Ответ на 5 вопрос Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Общая площадь проемов в противопожарных преградах не должна превышать 25 процентов их площади согласно ст.88
Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Ст.1 Градостроительного Кодекса РФ:
10.2) некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
Поскольку нормативные критерии, позволяющие однозначно определить, является или нет объект или сооружение некапитальным, в Градостроительном кодексе РФ сформулированы несколько скудно, для вычленения конкретных особенностей некапитальных построек приходится использовать только характеристики ОКС и «действовать от обратного», признавая следующее:
в отличие от капитальной постройки (объекта недвижимости), некапитальные постройки или сооружения, не являются объектами капитального строительства, то есть это движимые объекты и сооружения, обладающие техническими характеристиками, которые способны обеспечить:
перемещение строения или сооружения (или их конструктивных частей)
выполнение демонтажа и переноса без причинения существенного вреда строению и без изменения основных характеристик такого строения
некапитальные строения имеют ограниченный срок пребывания на месте их установки
временная постройка (некапитальный объект) не обладает прочной связью с землей:
или не имеют фундаментов
или не имеют капитальных (заглубленных) фундаментов
на возведение некапитальных построек требуется меньше средств и времени, чем на капитальные постройки
Итак, можно констатировать, что, к основным критериям некапитальности строения относятся следующие:
временность использования и более короткий срок эксплуатации
возможность перемещения постройки без несоразмерного ущерба её назначению
отсутствие загубленного фундамента
отсутствие стационарных коммуникаций (как правило)
меньший срок возведения в сравнении с капитальными строениями
исключение необходимости получения разрешения на строительство
невозможность регистрации права собственности в ЕГРН
В полной мере перечисленные критерии не могут служить гарантией отнесения постройки к движимому или недвижимому имуществу, то есть к некапитальному или капитальному объекту. Мало того, в ряде случаев возникает необходимость проведения строительной экспертизы строения, поскольку указанные критерии могут оказаться совсем не очевидным.
Несмотря на то, что блок-контейнеры и состоящие из них модульные здания эксплуатируются в качестве жилых, административных и промышленных зданий, они не относятся к объектам капитального строительства.
Для этих построек существует отдельная категория – временные сооружения и здания. Правовыми документами для этого служат: Федеральный закон N381-ФЗ «О торговой деятельности»; Сборник сметирования ГСН 81-05-0.
Основные требования к таким объектам изложены в следующей нормативной документации: В «ППР в РФ», установлены требования противопожарного режима при организации, производстве строительно-монтажных, реставрационных работ. РД 34.03.307-87 – правила пожарной безопасности при осуществлении строительных, монтажных работ на объектах энергетики. ГОСТ 22853-86 о технических требованиях к мобильным зданиям. ГОСТ 23274-84 о технических требованиях к электроустановкам мобильных строений. В технических условиях 5363-001-39691983-2015 о производстве мобильных зданий контейнерного типа.
За противопожарное состояние строительных бытовок, принадлежащих субподрядным организациям, задействованным для выполнения некоторых видов работ, в том числе по прокладке трубопроводов, монтажу оборудования систем наружного, внутреннего противопожарного водоснабжения, отвечают руководители этих организаций, начальники откомандированных специалистов, назначенные приказами.
Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:-строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);-строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с п.10 ч.1 чт.1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Временные постройки, напротив не имеют фундамента, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любое другое место.
При определении характеристик фундамента следует руководствоваться соответствующими СНиПами. Однако, заключение по техническим вопросам, могут дать только специализированные лицензированные организации, которые осуществляют экспертизу рабочих проектов различных объектов, а также обследование данных объектов в натуре для дачи заключения.
В случае принятия решения о проведении экспертизы в специализированной организации, необходимо отразить в заключении, следующие вопросы: заключение относительно технологических характеристик фундамента и связи объекта с таким фундаментом; заключение относительно технической сложности демонтажа, сборки/разборки объекта и монтажа и его сборки в другом месте и о возможных затратах на производство этих работ.
Основное практическое значение отграничение временных объектов от объектов недвижимости имеет для определения порядка получения разрешительной документации.
Согласно ст. ст. 51, 55 Градостроительного Кодекса, правила, установленные градостроительным кодексом относительно согласования строительства и ввода в эксплуатацию относится только к объектам капитального строительства.
Так, п.1. ст. 51 Градостроительного Кодекса, устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
П.1. ст. 55 Градостроительного кодекса также употребляет термин «объект капитального строительства».
При этом пп. 10 п. 1. ст. 1 Градостроительного кодекса определяется понятие объекта капитального строительства, как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следовательно, установленные Градостроительным кодеком требования получения разрешения на строительство и оформления акта ввода объектов в эксплуатацию, не распространяются на временные объекты (см. п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса).
В соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит строительство зданий и сооружений, за исключением зданий и сооружений сезонного и вспомогательного значения. Согласно пп. 3) п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на строительство строений и сооружений вспомогательного использования не требуется выдача разрешения на строительство.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Однако здесь нужно иметь в виду, что по смыслу указанной статьи ГК РФ самовольными постройками могут быть признаны лишь ОКС (недвижимость), а временные постройки самовольными постройками являться не будут, из чего следует вывод, что если спорный объект не является недвижимым имуществом (представляет собой разборную конструкцию), то он не может быть снесен в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ, т.е. за счет построившего ее лица.
Источник«Транспортный» закон как инструмент модернизации магистральной инфраструктуры
31 июля был принят так называемый «транспортный» закон, направленный на ускорение реализации крупных инфраструктурных проектов путем снижения административных барьеров и упрощения процедур согласования (Федеральный закон № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон). Законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2019 г. и первоначально регулировал вопросы реализации проектов в сфере железнодорожного транспорта, однако в дальнейшем предмет регулирования был расширен.
По словам вице-премьера Марата Хуснуллина в интервью агентству «Интерфакс», нововведения в совокупности с другими законодательными поправками в сфере строительства, принятыми в весеннюю сессию этого года, «позволят сократить строительный цикл реализации проектов федерального значения на 18 месяцев».
Специальное регулирование будет действовать до 31 декабря 2024 г. и применяться к объектам транспортной инфраструктуры, строительство или реконструкция которых осуществляются в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р), а также, что важно, – к сопутствующим объектам капитального строительства.
К объектам инфраструктуры, в частности, могут быть отнесены:
- автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты и другие сооружения;
- объекты железнодорожного транспорта;
- морские и речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
- аэродромы и здания соответствующей инфраструктуры;
- транспортно-пересадочные узлы;
- объекты инженерной инфраструктуры, линии связи и иные сопутствующие объекты.
Конкретный перечень объектов утверждается правительством. При этом закон не исключает возможности включения в перечень уже реализуемых проектов (например, на базе государственно-частного партнерства).
Законом введен ряд особых правил в отношении оформления прав на необходимые для строительства земельные участки, особенности проектирования и прохождения экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
Возможность подачи проектной документации на экспертизу без проекта планировки
Зачастую одной из основных причин задержек сроков строительства линейных объектов являются длительные процедуры оформления документов в отношении занимаемых земельных участков. В связи с этим в целях сокращения сроков Законом предусмотрены упрощенные процедуры оформления ряда необходимых документов.
Так, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не будет препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры на государственную экспертизу. Утвержденный проект планировки территории и (или) проект межевания необходимо будет представить на экспертизу не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока проведения указанной процедуры.
Изменение категории участков, установление публичных сервитутов и изъятие для нужд государства
Другим важным нововведением является отсутствие необходимости получения решения о переводе участка из одной категории земель в другую или о его отнесении к определенной категории земель. Сведения об отнесении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель транспорта (за исключением случая, если такой участок отнесен к категории земель населенных пунктов) будут вноситься в ЕГРН по заявлениям указанных в Законе лиц на основании утвержденной документации по планировке территории.
Кроме того, закреплены дополнительные случаи установления публичных сервитутов:
- для строительства и реконструкции линейных объектов (за исключением тех, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования);
- для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры (включая, например, обустройство подъездных дорог к месту строительства).
В отношении участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в целях строительства, определено, что, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает соглашение об изъятии в течение 45 дней с момента получения, уполномоченный орган либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии. В этом случае строительство не допускается до прекращения в установленном земельным законодательством порядке прав третьих лиц на такие участки.
Завершая обзор нововведений, касающихся оформления прав на земельные участки, отмечу, что Законом допускается выдача разрешения на строительство до образования земельных участков в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденного проекта межевания территории и (или) плана участка и утвержденной схемы его расположения на кадастровом плане. В этом случае предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства не требуется.
Этапы проектирования и строительства
Для линейных объектов транспортной инфраструктуры установлена возможность подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство в отношении одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей (этапов строительства), которые входят в состав такого линейного объекта, но не могут быть введены в эксплуатацию автономно. Данное положение должно обеспечить возможность ускорения этапа проектирования объекта.
Экологическая экспертиза
До 31 декабря 2024 г. (включительно) оценка соответствия экологическому законодательству проектной документации объектов, предполагаемых к строительству в границах особо охраняемых природных территорий (если строительство и реконструкция указанных объектов в границах таких территорий допустимы), будет осуществляться при проведении госэкспертизы проектной документации. В таком случае проведение государственной экологической экспертизы не требуется.
Порядок получения технических условий и согласований
Если в связи с планируемым строительством линейных объектов необходимы реконструкция или капремонт существующих линейных объектов (например, пересекаемых автомобильных дорог), лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны будут выдать необходимые технические условия в течение 20 дней. По общему правилу, в них запрещается включать обязательства, не связанные с реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов, или требования, исполнение которых ведет к увеличению мощности, а также улучшению технических характеристик таких объектов. Более детальные требования к составу и содержанию технических условий должны быть установлены уполномоченным Правительством РФ органом.
Эти правила должны будут привести как к сокращению сроков согласования документации с владельцами таких объектов, так и к ограничению злоупотреблений со стороны указанных лиц.
Законом предусмотрено также, что срок согласования проектной документации в отношении учета предоставленных технических условий на подключение объектов инфраструктуры к инженерным сетям не должен превышать 10 дней.
Начало подготовительных работ до получения разрешения на строительство
Кроме того, Законом легализовано часто встречающееся на практике ведение подготовительных работ до получения разрешения на строительство. При этом такие работы не должны причинять существенного вреда окружающей среде и ее компонентам и могут выполняться со дня направления проектной документации на экспертизу.
Выполнение подготовительных работ допускается в отношении земельных участков, не обремененных правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов работ, порядок их выполнения и экологические требования будут установлены правительством.
Временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод
До получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры Закон допускает временную эксплуатацию указанного объекта в целях осуществления перевозки грузов и пассажиров при условии подтверждения технической готовности объекта.
Техническая готовность линейного объекта инфраструктуры определяется комиссией, в состав которой включаются представители лица, осуществляющего строительство, застройщика или технического заказчика, а также эксплуатирующей организации. Порядок формирования и функционирования комиссии, требования к техническому состоянию объекта, порядок подтверждения технической готовности, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания названного объекта также должны быть определены правительством.
Несмотря на важность вводимых Законом изменений, представляется, что их нельзя считать полноценным механизмом работы строительной отрасли.
Во-первых, положения Закона будут иметь ограниченный во времени характер, а также распространять действие лишь на определенный перечень инфраструктурных проектов и не будут применяться в отношении строительства в других отраслях.
Во-вторых, некоторые предусмотренные законом упрощенные процедуры носят «точечный» характер (например, упрощенный порядок оформления градостроительной документации, возможность временной эксплуатации) – то есть не устанавливают механизмов для более эффективного соблюдения уже существующих требований законодательства, а скорее вводят ряд исключений, позволяя обеспечить ускоренную реализацию первостепенных для государства проектов.
При этом, несомненно, Законом довольно точно определены и проработаны основные «проблемные точки» в реализации любых крупных инфраструктурных проектов и, таким образом, задан вектор для системного совершенствования законодательства в данной сфере.
Источник