2. Строительство, реконструкция объектов Капитального строительства Осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
«Обращаясь за регистрацией права, заявителю необходимо представить сведения об основном объекте и, что называется, доказать «вспомогательность» объекта.
Соответственно строительство данного объекта капитального строительства, может осуществляться только после получения разрешения на строительство, так как оно не может быть признанно вспомогательным?
Далее для обеспечения потребностей вышеуказанного объекта планируется построить строений и сооружений вспомогательного использования (жилой дом 500 м кв, баню и два, нет лучше три гостевых дома по 500 м кв и крытый паркинг в три этажа на 150 машина мест).
Правильно ли я понимаю законодательство РФ. При такой постановке вопроса разрешение на строительство строений и сооружений вспомогательного использования не требуется? Спасибо. С уважением Изя Шниперсон.
Урок 17
Ответы на вопрос:
Почти правильно. Не учли только эту норму.
Градостроительный кодекс РФ, N 190-ФЗ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Спасибо за ответ. Странно вы же юрист, а читать не умеете. Я же черным по белому написал постройка туалет 1 м на 2 м планируется как КАПИТАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ, то есть на фундаменте глубокого заложения, а стены из кирпича, если этого недостаточно то можно из монолитного железа-бетона. Или постройка данного типа не является капитальным строением?
И кстати есть ли где-то в законодательстве РФ ограничения на характер основной постройки? То есть мой вариант с вашим вариантом с деревянным туалетом?
У меня земли ЛПХ, для ведения хозяйства на участке «построена» теплица из поликарбоната 3 х 6 метра. По закону данный факт является а) строением б) не требует разрешения на строительство смотри ГрК 51.17.2
Далее для обеспечения нужд теплицы и людей её обслуживающих был построен комплекс вспомогательных хоз построек (баня, туалет кухня, столовая и 3 спальни) в проектной документации данное строение называется просто баней. Так совсем правильно?
Похожие вопросы
Строительство строений и сооружений вспомогательного использования для ведения ЛПХ
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
ГрК РФ Статья 51. Разрешение на строительство
2. Строительство, реконструкция объектов! Капитального строительства! Осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Просто о сложном. Вспомогательные объекты недвижимости.
17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования
государственный регистратор Управления Росреестра по Омской области, отмечает следующее: «Обращаясь за регистрацией права, заявителю необходимо представить сведения об основном объекте и, что называется, доказать «вспомогательность» объекта.
У меня есть квартира, в которой я прописан. Было принято решение о приобретении земельного участка для ведения! Личного подсобного хозяйства! Приобрел в собственность земельный участок 24 сот в деревне категории земли поселений с видом разрешённого использования земли — «для ведения ЛПХ».
На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом (возможность не является обязанностью) и любые другие строения.
Участок приобретался не для ИЖС, а для ведения ЛПХ, поэтому наличие жилого дома не требуется, однако для ведения ЛПХ требуются «строений и сооружений вспомогательного использования» например туалет, баня, склад для хранения, сараи для животных, мастерская, гараж и т.д. В соответствии с ГрК 51
2. Строительство, реконструкция объектов! Капитального строительства! Осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
На основании выше изложенного я отступив 5 м от фасадной стороны и минимум 14 м от границ с соседями начал строительство капитального строений и сооружений вспомогательного использования типа баня, без получения разрешения на строительство. Примерный проект бани материал исполнения газоблок. http://www.proekt-bani.ru/catalog/25
Есть ли нарушения законодательства в моих действиях? Спасибо.
П.С. Если кому интересно «О понятии строений и сооружений вспомогательного использования: к вопросу о целях градостроительного законодательства и корректном толковании закона. Статьи по предмету Административное право» http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) статья 51)
Технические планы делают кадастровые инженеры, которые и подтверждают, какое здание вспомогательное, а какое основное.
Поэтому разрешение на строительство нужно получить только на основное здание.
Для получения ГПЗУ собственник ЗУ обращается в МФЦ, предоставлят согласно регламенту документы, а уже после получения ГПЗУ подаете на разрешение на строительство.
Хороший кадастровый инженер может сделать все тех. планы одновременно.
Непонятно. Почему вам отказывают в регистрации вспомогательных строений. Обращайтесь в Росреестр в письменном виде, отказ возможно оспорить в суд по ст. 218 КАС РФ Уже после регистрации данных строений получайте разрешение на возведение основного строения — жилого дома — ст. 51 ГрСК РФ (на вспомогательные строения не нужно разрешения)
Для строительства основного строения необходимо разрешение на строительство или наличие в собственности или аренде земельного участка, на каком праве у вас участок?
Оформление права собственности на объекты вспомогательного использования
ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИСХОДИТ В УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ Согласно части 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (баня, сарай, гараж и теплица).
Для оформления права собственности на такой объект, необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана!
Обратитесь в росреестр для получения разъяснений и алгоритм действий по вашей конкретной постройке.
Что такое сооружения вспомогательного использования
Определения таких сооружений, а также критериев, по которым они признаются вспомогательными, в законодательстве нет. В то же время Ростехнадзор приводит два разноплановых критерия, которым они должны отвечать (п. 6 Разъяснений, утвержденных Ростехнадзором):
это сооружения пониженного уровня ответственности по ранее действовавшему ГОСТ 27751-88. К ним относятся небольшие склады, летние павильоны, парники, теплицы и иные подобные сооружения;
наличие на земельном участке основного здания или сооружения, по отношению к которому это сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Например, это могут быть мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
Второй критерий находит свое подтверждение и в судебной практике (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2015 N Ф 09-4320/15 по делу N А 60-44217/2014).
По мнению Росреестра, к числу объектов капстроительства вспомогательного использования (п. 1 Письма от 13.04.2020 N 3215-АБ/20):
относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания главного объекта капстроительства. Размещение таких объектов должно быть предусмотрено проектной документацией. Исключение составляет случай, когда решение о создании объекта принято в процессе эксплуатации ранее созданных главных объектов капстроительства;
не относятся объекты капстроительства, имеющие одинаковую функцию с главными объектами.
Нужно ли получать разрешение на строительство для возведения сооружения вспомогательного использования
Нет, не нужно (п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).
Это правило распространяется на все сооружения вспомогательного использования: как на те, которые являются недвижимостью, так и на те, что не являются.
Это влечет за собой ряд последствий, как положительных, так и отрицательных:
во-первых, плюсом для будущего владельца такого объекта является отсутствие необходимости получать указанное разрешение (что является трудозатратным процессом);
во-вторых, если вы неправильно классифицировали объект как вспомогательный и не получали разрешение на строительство, возможны:
— привлечение к административной ответственности за строительство без разрешения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ;
— отказ в постановке на кадастровый учет и регистрации прав на такой объект в связи с непредставлением необходимых для этого документов (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о госрегистрации недвижимости);
— снос такого объекта как самовольной постройки, возведенной без получения необходимых разрешений (п. п. 1, 4 ст. 222 ГК РФ).
Хотя для строительства объектов вспомогательного назначения не нужно разрешение на строительство, они должны возводиться с учетом требований градостроительного регламента (п. 3 Письма Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20).
Возможна ли регистрация права на сооружение вспомогательного использования
Да, вы можете зарегистрировать право на такое сооружение, если оно признается недвижимостью, то есть имеет прочную связь с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно (ч. 1 ст. 130 ГК РФ).
При этом одновременно нужно поставить его и на кадастровый учет (п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
Есть два обязательных условия для постановки на кадастровый учет и регистрации прав на объект вспомогательного использования (п. 3 Письма Росреестра от 13.04.2020 N 3215-АБ/20):
соответствие требованиям, предъявляемым к недвижимому имуществу;
отсутствие у него признаков самовольной постройки.
Регистрация права (кадастровый учет) на сооружения вспомогательного использования проводится в общем порядке, установленном для госрегистрации прав.
При этом, поскольку при строительстве такого сооружения не выдается разрешение на его ввод в эксплуатацию, для госрегистрации прав и кадастрового учета вам потребуются следующие документы (ч. 10 ст. 40 Закона о госрегистрации недвижимости):
технический план. Он должен быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. Кроме того, в разделе «Заключение кадастрового инженера» этого плана должно быть приведено обоснование его подготовки на основании декларации и указано, что сооружение является вспомогательным по отношению к основному объекту, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч. 11 ст. 24 названного Закона, Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 07.04.2016 N 10-1287-КЛ);
правоустанавливающий документ на земельный участок. Если же для размещения этого объекта предоставление участка (установление сервитута) не требуется, то вам нужно представить подтверждающий это документ.
Является ли демонтаж балконного блока в квартире с увеличением площади за счет лоджии (балкона) — «реконструкцией»?
Является ли демонтаж балконного блока в квартире с увеличением площади за счет лоджии (балкона) — «реконструкцией»?
Просто по ГрК Реконструкция — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). А объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Таким образом, квартира не может являться объектом капитального строительства, а только лишь его составной частью, и требования по реконструкции (в данном случае) ей предъявляться не могут!
Поскольку демонтаж подоконной зоны относится к сложному типу работ, то для его согласования будет необходим проект перепланировки. Что же касается технического заключения о возможности сноса подоконника, то в большинстве случаев оно также требуется. Необходимость его предоставления регламентирует жилищная инспекция.
Однако если вы убрали подоконный блок самовольно, без решения о согласовании, то для узаконивания этого вам однозначно потребуется техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по демонтажу подоконного блока. Практика тех, кто уже проводил такую перепланировку в своей квартире, показывает, что не стоит убирать подоконник на балконе самовольно, ведь такие работы редко проводятся с соблюдением всех необходимых строительных норм и правил. Если работы были выполнены с нарушениями, то в дальнейшем произвести их согласование «задним числом» у вас не получится, а помещениям придется вернуть прежний вид.
Отказали в присвоение адреса.
Отказывают в изменение адреса с «Строение» на «Дом», по не понятным причинам.
Земли населенных пунктов, черта города, ВРИ «Садоводство» Садовое товарищество, зарегистрировал «Жилой дом» назначение, «Жилое строение» наименование по документам. Подал документы на присвоение адреса, присвоили «Строение №», подал ещё раз на присвоение адреса «Дом» вместо «Строение» на основание то что по документам: назначение объекта недвижимости «Жилой дом», позвонили из архитектуры, говорят мол не можем вам присвоить «Дом» так как у вас дачный участок, вам только «Строение», сказал давайте мотивированный отказ, прислали совсем другое, про дачный участок уже не слово, прикладываю основание из отказа.
Отказ на основании п. 35 подпункт «г»: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или анулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 19-22 и 25-29 настоящих правил.
Иду читать эти пункты:
5. Объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. (у нас есть объект недвижимости, этот пункт нам не подходит)
Присвоение объекту адресации адреса осуществляется: а) в отношении земельных участков в случаях: удалил нам не надо б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях: выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется); (не понял ничего но это тоже не наша причина отказа) в) в отношении помещений в случаях: удалил нам не надо
20. При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
(нам не подходит, у меня завершенное строительство)
21. В случае если зданию или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию или сооружению. (не подходит, у нас адрес присвоен и нет никакого другого здания)
22.В случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям. (нам не подходит, у нас частный дом)
Пункты 25-29 про анулированние адресов к нам не относятся.
Явно сделали просто отписку, им надо было как то отказать мне, так как по телефону говорили мне чтоб я забрал заявление, я попросил отказ мотивированный.
Вот теперь думаю писать им досудебную жалобу, что бы указали мне точный пункт на чём основан отказ? Или как сформулировать? Подскажите пожалуйста, может кто сталкивался с таким?
Сталкивались, обращайтесь в суд за признание отказа незаконным, никто за бесплатно тратить полдня чтобы прочитать Ваше послание и Вас проконсультировать не будет;
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018)
«»КАС РФ Статья 17. Подведомственность административных дел судам
«»Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
Градостроительный кодекс объект капитального строительства
Согласно Градостроительному кодексу РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
Мы устанавливаем навесы для ярмарки, столбы которых будут находиться в земле, т.е. это будет не временное сооружение. Подскажите, считаются ли в данном случае наши навесы объектами капитального строительства и нужно ли нам получать разрешение на строительство?
Нет, это не объект капитального строительства. Разрешение не требуется
На участке в настоящее время есть жилой дом-нежилое строение (так записано в документах БТИ).
Хотим построить на дачном участке капитальное строение, 2 этажа + подвал. Как можно назвать это строение, что бы не получать разрешение на строительство. Планируется в этом строении сделать жилой этаж, котельную. На участке в настоящее время есть жилой дом-нежилое строение (так записано в документах БТИ).
На дачном участке Разрешение на строительство не требуется (п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ)
Разрешение на строительство не требуется. Дом можно зарегистрировать по декларации, форма и образец заполнения есть на сайте росреестра.
И и какой лучше регламент оформления выбрать?
ИЖС, стоит дом. с присвоенным адресом. Как обозвать планируемое второе здание, большее по размерам? И и какой лучше регламент оформления выбрать? Для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, можно оформить разрешение на строительство (на всякий случай).
Как угоджно обзовите, можете домом назвать. Разрешение на строительство выдаетс только на объекты капитального строительства. Ст.51 ГрК РФ.
Строительство нежилого здания (вспомогательного) на земельном участке с разрешенным использованием ЛПХ (земли нас. пунктов)
Возможно ли строительство нежилого здания (вспомогательного) на земельном участке с разрешенным использованием ЛПХ (земли нас. пунктов) без разрешения на строительство? Существует ли очередность при строительстве: дом далее вспомогат. Строения?
Здравствуйте, Татьяна! Без уведомления о начале строительства и при необходимости разрешения на строительство согласно требованиям ст.51-51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ нет. Нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства, чтобы решит сначала этот вопрос, что потом не заниматься узаканиванием самовольной постройки. Согласно ст.222 ГК РФ
[quote]Статья 222. Самовольная постройка
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Абзац утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.[/quote]
Источник: www.9111.ru
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Возведение объекта недвижимости в нарушение градостроительных и строительных норм и правил в охранной зоне инженерных коммуникаций влечет признание его самовольной постройкой и снос. Критерием отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения, сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную (обслуживающую) функцию. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 88-КГПР13-10 (Извлечение) — Верховный Суд Российской Федерации
Источник: www.vsrf.ru
Объекты вспомогательного использования: как оформить права?
Вопросы, связанные с недвижимостью, требуют серьезного подхода и определенных знаний. О некоторых проблемах, связанных с оформлением прав на объекты вспомогательного использования, рассказывает заместитель начальника отдела регистрации прав в Советском административном округе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, государственный регистратор Наталья Рыбакова.
На законодательном уровне определение объекта вспомогательного использования отсутствует, и уж тем более нет четкого определения применительно к государственной регистрации прав, поэтому на практике вопросы, касающиеся таких объектов, разрешаются, исходя из совокупности норм действующего законодательства.
При этом следует отметить, что интерес к заборам и калиткам, баням и сараям с каждым годом возрастает, поскольку, согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право собственности на здание, сооружение и другое, вновь созданное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, которая является единственным доказательством признания государством прав на недвижимое имущество. (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г.
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Закон о регистрации). Как говорится, лебедь без воды – просто гусь. Вот и склад без регистрации – просто (место) для (хранения) лопаты. А при надлежащим образом оформленных документах хранилище для инвентаря – объект недвижимости, который может быть вовлечен в гражданский оборот.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования получение разрешения на строительство и, соответственно, ввод в эксплуатацию не требуются. Это означает, что права на такие постройки оформляются в упрощенном порядке — на основании правоустанавливающих документов на земельный участок и документа, подтверждающего факт создания объекта.
Следует обратить внимание, что разрешение на строительство не требуется для вспомогательных объектов независимо от времени постройки, поскольку часть 17 статьи 51 ГрК РФ получила «обратную силу», т.е. ее действие распространяется на объекты, которые были построены, реконструированы или изменены до вступления в силу ГрК РФ (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества).
Итак, как вспомогательный объект сделать своим по закону? С чего начать? Во-первых, построить основной объект, который нуждается в объектах вспомогательных. Например, для удовлетворения потребности в жилище, вы построили дом, а потом для души и тела – русскую баньку. Не забыли про теплицу, про колодец для водицы….
Все эти объекты могут быть оформлены в упрощенном порядке. Важно знать, что строительство любого объекта должно осуществляться с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Обратим также внимание, что в силу положений статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 37 ГрК РФ вид разрешенного использования представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном земельном участке.
Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, являющимися составной частью правил землепользования и застройки.
На территории Омской области и города Омска правила землепользования и застройки не приняты, поэтому для целей государственной регистрации используются сведения, содержащиеся в кадастровых паспортах. Таким образом, наличие прав на землю — необходимое условие для оформления прав на вспомогательные объекты. В случае, если земельный участок предоставлен вам для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), то вопрос с землей можно считать решенным.
Главное, чтобы ваша постройка была расположена в пределах участка, принадлежащего вам, а не соседу. Для оформления прав на объекты вспомогательного использования в регистрирующий орган также необходимо представить документ, подтверждающий факт создания объекта, – декларацию по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009г.
№ 447. Декларация заполняется заявителем самостоятельно и содержит сведения об адресе объекта (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен. Декларация представляется в двух экземплярах и заполняется на каждый объект недвижимого имущества.
Порядок регистрации, установленный пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации, применяется независимо от того, кто является субъектом регистрируемого права. Это означает, что при наличии оснований зарегистрировать права на вспомогательные объекты могут и физические, и юридические лица. Однако, если земельный участок предназначен для размещения временного объекта, например, для торгового павильона, а вы построили вспомогательные объекты, обеспечивающие функционирование основного, декларации для регистрации будет недостаточно.
Весьма распространенное мнение, что действующим законодательством Российской Федерации требования к виду права и его целевому назначению для строительства вспомогательных объектов не установлены, на наш взгляд, ошибочно. Такие строения, хотя и являются второстепенными, дополнительными, но от этого не утрачивают признаков самовольных построек. По смыслу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь может возникнуть у лица только в случае, если она создана с соблюдением закона и иных правовых актов.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. И в такой ситуации «лучше буква закона, чем его цифры», ведь самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Подведем некоторые итоги: зарегистрировать права на вспомогательные объекты можно, но только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок. Представлять правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект, нет необходимости, если право на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 25.3 Закона о регистрации) Решение о проведении либо об отказе в государственной регистрации прав на постройки вспомогательного использования принимается государственным регистратором, в первую очередь, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором создан объект.
Однако необходимо отметить, что государственный регистратор не вправе самостоятельно устанавливать вид объекта и (или) делать вывод о самовольном строительстве, поэтому, обращаясь за регистрацией права, заявителю необходимо представить сведения об основном объекте и, что называется, доказать «вспомогательность» объекта. Как правило, такими документами являются заключения Департамента архитектуры и градостроительства администрации Омска и Главного Управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и вневедомственной экспертизы Омской области.
Заключения уполномоченных органов необходимы для исключения возможности регистрации и вовлечения в гражданский оборот самовольных построек. Как уже отмечалось, перечня объектов и четкой регламентации на законодательном уровне на сегодняшний день нет. Несмотря на то, что пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995г.
№ 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», статьей 51 ГрК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по определению перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешения на строительство, субъекты РФ, в том числе Омская область, не спешат этим правом воспользоваться, поэтому в ряде случаев физические и юридические лица вынуждены обращаться в суд с исками о признании прав.
Судебные тяжбы – дело хлопотное, но порой это единственный способ оформить свои права на недвижимость. Таким образом, ранее существовавшие серьезные административные барьеры, связанные с получением необходимой разрешительной документации, устранены лишь частично. Вопрос о правах на вспомогательные объекты остается открытым и требует детальной регламентации на законодательном уровне.
Источник: omskrielt.com