1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Категории земель. Где нельзя строить собственный дом?
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
4.1. Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Комментарии к ст. 37 ГрК РФ
Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»
Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С.
Новый закон о дачах. Участки для ведения садоводства и огородничества
1. В комментируемой статье устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Как справедливо указывают исследователи, разрешенное использование — «это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая, с одной стороны, позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка» .
Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков. М., 2015.
Важно отметить, что законодательство пользуется двумя сходными категориями — «целевое назначение» и «разрешенное использование», соотношение которых выступает предметом дискуссий в научной среде. Как указывают А.П. Анисимов и Н.Н. Мельников, «формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер.
Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие «целевое назначение» следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства.
Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого «одного» целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Из этого следует, что целевое назначение — это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как «категория земель». Разрешенное использование — это конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ» . Таким образом, определение разрешенных видов использования земельных участков представляет собой один из способов управления земельными отношениями посредством определения правового режима земельных участков (а соответственно, и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев данных объектов).
Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11.
2. Как следует из ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи, в правилах землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне указываются:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
При этом определение основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (это следует из ч. 2.1, добавленной в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 г.).
Три категории, о которых говорит настоящая статья, различаются по некоторым юридическим особенностям:
— основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования;
— на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется разрешение (см. комментарий к ст. 39);
— вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.
При определении конкретных видов использования земельного участка подлежит применению Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N 540). В этом классификаторе определены 13 укрупненных групп, в рамках которых могут быть подробно описаны виды разрешенного использования:
1) сельскохозяйственное использование;
2) жилая застройка;
3) общественное использование объектов капитального строительства;
5) отдых (рекреация);
6) производственная деятельность;
8) обеспечение обороны и безопасности;
9) деятельность по особой охране и изучению природы;
10) использование лесов;
11) водные объекты;
12) земельные участки общего пользования;
13) огородничество, садоводство, дачное хозяйство.
Важно иметь в виду, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (т.е. до 24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).
3. Как следует из ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи, каким бы ни было первоначально установленное разрешенное использование того или иного земельного участка (или объекта капитального строительства), оно впоследствии может быть изменено — либо при условии соблюдения требований технических регламентов, либо в соответствии с федеральными законами (если речь идет о землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). В судебной практике сложилась позиция, согласно которой процедура изменения вида использования земельного участка признается публичной значимой.
Пример: по мнению суда, сославшегося на п. п. 1 и 8 ст. 1, п. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст.
4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков, в том числе органам, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2016 г. по делу N А47-3796/2015).
Также суды считают, что выбор разрешенного использования земельного участка имеет публично-правовое значение.
Пример: по мнению суда, толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства. В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015).
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Вид разрешенного использования земли: как его установить и изменить
Вид разрешенного использования земли устанавливает, какой дом можно построить, что можно выращивать, каких животных разводить. Рассказываем подробнее, как определить его.
Использование участка устанавливается нормативным актом в пределах его целевого назначения и в соответствии с территориальным зонированием.
Категории земель
Земельный кодекс РФ установил, что земли (земельные участки в их составе) имеют целевое назначение и правовой режим использования. В соответствии с ними каждый надел должен быть отнесён к определённой категории. С учётом классификатора видов разрешённого использования земельных участков выделяют следующие категории земель:
- для сельского хозяйства;
- для населённых пунктов;
- для промышленности;
- лесной фонд;
- водный фонд;
- особо охраняемые территории;
- для ведение бизнеса;
- для рекреационных зон;
- для транспорта;
- для обеспечения обороны и безопасности;
- для ритуальных целей (отведённые под организацию кладбищ);
- специального назначения (предусмотренное для обращения разного вида отходов);
- запас (те, что не предоставляются в пользование).
Назначение участка
У каждого земельного участка есть целых три типа его назначения — основной, условно-разрешённый и вспомогательный.
Основное назначение
То, чем точно и безоговорочно можно заниматься на участке на законных основаниях. Владелец участка вправе самостоятельно выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований.
Условно-разрешённое назначение
Дополнительные варианты использования земельного надела, которые возможны при соблюдении предписанных законом условий. Например, к таким условиям относятся согласование с местной администрацией и одобрение на общественных слушаниях.
Вспомогательное назначение
Существует только вместе с основным или условно-разрешённым. По общему правилу вспомогательными видами использования на участке разрешается (допускается) размещение дополнительных объектов, необходимых для использования или обслуживания основных объектов, то есть тех, что возведены в рамках основного вида разрешённого использования участка.
Обратите внимание: в правилах землепользования и застройки обычно предусмотрены ограничения по использованию участка в соответствии со вспомогательными видами.
Если владелец считает необходимым использовать участок в соответствии с условно-разрешённым назначением, необходимо пройти процедуру согласования. Для этого владелец надела должен направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования участка в комиссию, уполномоченную производить подготовку проекта правил землепользования и застройки территории, на которой расположен участок. После того как заявление поступит в комиссию, по вопросу предоставления разрешения должны быть назначены публичные слушания. На основании заключения по итогам публичных слушаний и подготовленных комиссией рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения или же об отказе в его предоставлении.
Рассмотрим на примере. Основное назначение земельного участка; индивидуальное жилищное строительство, условно-разрешённый вид использования; гостиничное обслуживание, вспомогательный; стоянка легковых автомобилей. Таким образом, на участке может быть возведён жилой дом или небольшая гостиница с парковкой.
Где узнать категорию и вид разрешенного использования
Информация о категории земли и виде разрешённого использования является открытой.
Официальные акты
Характеристики земель устанавливаются в том числе в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; в различных договорах, предметом которых являются земельные участки; в государственном кадастре недвижимости; в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Публичная кадастровая карта
Основной вид использования участка можно найти на публичной кадастровой карте. Полные официальные данные содержатся в выписке из ЕГРН (такая выписка выдаётся с 1 января 2017 г.).
Если выписки нет или же информация нужна в отношении участка, который в собственности не находится (например, риелтору, нотариусу), документ заказывают через МФЦ или на сайте Росреестра в электронной форме.
Классификатор, применяемый на все территории РФ
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» утверждён соответствующий классификатор, где содержится закрытый перечень возможных видов разрешённого использования. Классификатор подлежит применению на всей территории РФ. При этом виды разрешённого использования земельных участков, установленные до дня утверждения классификатора, признаются действительными вне зависимости от соответствия классификатору.
Однако категории земель и виды их разрешённого использования подлежат периодическому пересмотру. В результате чего может оказаться, что вид разрешённого использования земельного участка классификатору не соответствует. Владелец участка в этом случае вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об устранении такого несоответствия. На рассмотрение такого заявление отводится месяц.
Решение об установлении соответствия является основанием для внесения изменений в сведения кадастрового учёта земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости.
Порядок определения
Категория земли
Категория земель определяется путём отнесения земельного участка к той или иной категории земель или путём установления категории земель.
Решение об отнесении земель к определённой категории принимается уполномоченными органами власти, исходя из фактической цели использования земельного участка, изучения природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка. В результате в отношении земель издаётся индивидуальный правовой акт.
Целевое назначение
Если же необходимо уточнить и закрепить документально существующее целевое назначение земельного участка в соответствии со сложившейся системой, то речь идёт об установлении категории.
Разрешённое использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены наделы. При этом орган власти обязан внести информацию о разрешённом использовании в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
Что, если вид не установлен
Если землю выделяют впервые, то основной и вспомогательный типы использования можно выбрать самостоятельно, используя действующий классификатор разрешённого использования земельных участков. Впоследствии органами власти будет принят нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определённой категории в зависимости от цели использования.
Возможно также, что категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю. Если записи в этих документах противоречат данным о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанным в документах государственного кадастра недвижимости, определение категории земельных участков осуществляется на основании правоустанавливающих документов по заявлению владельца (владельцев) надела.
Для земельных участков, внесённых в государственный земельный кадастр до 2014 г., категория земель определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утверждён по состоянию на 1 января 2001 г. отчёт о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.
Как внести изменения
Несмотря на то что вид разрешённого использования земельного участка представляет собой едва ли не самую главную характеристику надела, его можно изменить. Сделать это можно, как корректируя целевое назначение участка, так и оставив его прежним.
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путём перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, что регламентируется Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В таком случае земельному участку может быть присвоен любой вид разрешённого использования, исходя из его целевого назначения.
Если же вносить изменения в категорию участка не планируется, вид разрешённого использования земельного участка может быть выбран только из перечисленных в законодательстве вариантов для конкретной категории земель.
Для того чтобы изменить вид разрешённого пользования, в органы местной власти по месту нахождения земельного участка необходимо представить заявление (ходатайство), в котором должны быть указаны кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Вместе с ходатайством представляют выписку из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.
Пакет документов
- паспорта или другого документа, удостоверяющего личность заявителя (для юридических лиц — выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписку из Единого государственного реестра юридических лиц);
- если вы будете действовать через доверенное лицо, ему понадобится документ, подтверждающий его полномочия (доверенность);
- если на участке есть дом, необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
- правоустанавливающих документов на земельный участок (свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок или договор аренды земельного участка);
- кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) и иных документов на земельный участок;
- технических паспортов на объекты капитального строительства, располагающиеся на земельном участке на момент обращения (при наличии таковых).
Кроме того, к заявлению могут быть приложены:
- эскизы планируемого к проектированию объекта;
- проект планировочной организации земельного участка;
- информация о планируемом объекте капитального строительства;
- согласие правообладателей земельного участка об изменении вида разрешённого использования земельного участка или объектов капитального строительства (в том случае, если земля находится у вас в долгосрочной аренде);
- согласие правообладателей земельных участков и правообладателей объектов капитального строительства, располагающихся на земельных участках, граничащих с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение об изменении видов разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства;
- заключение государственной экологической экспертизы (если её проведение предусмотрено федеральными законами);
- расчёты потерь сельскохозяйственного производства (для участков, которые используются для целей сельского хозяйства).
Документы можно представить лично (или через представителя) или отправить по почте. О том, что пакет документов получен, выдаётся расписка (если документы направляются по почте, расписка также отправляется заявителю по почте).
Срок рассмотрения пакета документов составляет, как правило, 2 месяца со дня регистрации заявления в общем отделе администрации. После рассмотрения заявления глава местной администрации принимает решение об изменении вида разрешённого использования земельных участков. В противном случае должен быть выдан письменный отказ в предоставлении услуги, который может быть обжалован в судебном порядке.
Что делать дальше
После принятия решения необходимо внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для этого необходимо подать заявление (лично или через представителя) в территориальное отделение Росреестра или же воспользоваться аналогичной электронной услугой.
Если вы подаёте заявление в электронной форме, вам будет необходимо подготовить межевой план участка в формате XML, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) кадастрового инженера. Учтите, что заявление также необходимо подписать ЭЦП заявителя.
При подаче заявления в традиционной бумажной форме (лично или по почте с описью вложения и с уведомлением о вручении) в орган кадастрового учёта по месту нахождения земельного участка необходимо представить следующие документы:
- заявление;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
- свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- решение главы местной администрации об изменении вида разрешённого использования земельного участка;
- межевой план.
Срок рассмотрения документов составляет 20 рабочих дней.
По истечении этого срока при положительном решении должна быть получена кадастровая выписка о земельном участке, где отражены внесённые в государственный кадастр недвижимости изменения (включая новый вид разрешённого использования земельного участка).
Когда нельзя менять категорию
Существует несколько случаев, в которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается.
Источник: www.ivd.ru