Разрешено ли строительство в водоохранной зоне озера

Содержание

Что запрещается в прибрежной защитной полосе водного объект? Наказание за нарушение ограничений использования прибрежной защитной полосы водного объекта.

Водоохранная зона рек, озер и водохранилищ Московской области

Данные о границах водоохранных зон актуальны на

из ФГИС ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости)

Ссылка на страницу ниже содержит все необходимые настройки для загрузки по умолчанию границ водоохранной зоны на публичной кадастровой карте Росреестра без дополнительных действий. Обращаем внимание, что ссылка открывается в новом окне.

По карте вы можете определить наличие участков водоохранных зон и прибрежных защитных полос всех водоемов области, включая реки –

и другие; озера – Дубовое, Святое (Шатурское), Свят-озеро и другие; водохранилища – Можайское, Истринское, Озернинское, Рузское, Учинское (Акуловское) и другие; Канал имени Москвы.

Или по населенным пунктам области, например по городам – Балашиха, Подольск, Химки, Королёв, Мытищи, Люберцы, Красногорск, Электросталь, Коломна, Одинцово и т.д.

Официально. Дмитрий Аралов. Водоохранные зоны

Что такое водоохранная зона (ВОЗ)

Понятие «водоохранная зона» появилось у нас в 1936 году. Тогда по берегам крупных рек была запрещена вырубка лесов. Ширина запретной территории колебалась от 4 до 20 км. Времена были строгие – нарушителям закона грозило уголовное наказание.

Что такое водоохранная зона в современной трактовке, объясняет Водный кодекс РФ, принятый в 2007 г. Он констатирует, что хозяйственная деятельность людей на берегах водоемов загрязняет их, истощает животный и растительный мир. Для сохранения природы берега водных массивов объявлены землями с ограниченным правовым режимом. Параметрам этих земель посвящена статья 65 – «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы».

Составляющие части ВОЗ

Угодья, охраняемые законом, описываются следующей терминологией.

Схема водоохранной зоны

  1. Береговая линия – место, где кончается вода и начинается суша. Для моря – это линия максимальной отметки во время приливов; для рек и озер – это урез воды в теплое время года, для водохранилищ и прудов – нормальный подпорный уровень. С береговой отметки начинается отсчет протяженности водоохранной зоны. Инспектор Росприроднадзора может измерить расстояние, отделяющее припаркованную машину от черты берега, чтобы определить, нарушены ли границы заветной земли.
  2. Береговая полоса – место общего пользования, на ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега — от 5 до 20 метров, в зависимости от размеров водоема.
  3. Прибрежная защитная полоса (ПЗП) – начинается сразу за береговой полосой, имеет строгие ограничения. Ширина ПЗП зависит от уклона местности — на плоских берегах с низкой поймой она составляет 30 метров. Если берег понижается в сторону водоема с уклоном до 3° — защитная полоса увеличивается до 40 м, на более крутых берегах ПЗП расширяется до 50 м. Особо ценные водоемы с питьевыми и биологическими ресурсами имеют санитарную полосу максимальной протяженности – 200 м.
  4. Водоохранная зона (ВОЗ) – самая широкая защитная полоса по берегам водоемов, включающая в себя все вышеописанные части. Что можно, и что нельзя делать внутри этой территории, определяет 65-я статья ВК РФ. Правила установления водоохранных зон и полос прописаны в Правительственном Постановлении №17 от 2009 г.

Порядок установления ВОЗ

Защитные зоны крупных водоемов определяются Федеральным агентством Росводресурсов и его представительствами – БВУ (бассейновое водное управление). Действия специалистов, которые устанавливают водоохранные зоны, подчиняются определенному порядку:

Водоохранная зона

  • на основании ст. 65 ВК РФ они определяют величину всей защитной зоны и составляющих ее участков: береговой полосы и ПЗП;
  • с помощью координат характерных точек указывают границы на карте;
  • направляют материалы для регистрации ВОЗ в органах местной администрации, в Федеральном Водном реестре и в ЕГРН;
  • готовят распорядительные акты о параметрах охранных территорий;
  • в местах отдыха населения, в точках пересечения охранных зон с дорогами устанавливают знаки «Водоохранная зона».

Стоит отметить, что отсутствие знаков – не повод для нарушения запретов. Нарушители штрафуются в любом случае.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Читайте также:  Размер выплаты молодой семье на строительство дома

Знак водоохранной зоны

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Размер водоохранной
зоны

Река/ручей длиной меньше 10 км
Река/ручей длиной от 10 до 50 км
Река/ручей длиной больше 50 км

Границы водоохранной зоны не обязательно будут отмечены знаком, но, зная примерную длину реки, нетрудно подсчитать, на сколько метров от берега простирается территория со штрафными санкциями.

Под угрозой второй по значимости источник питьевой воды для Москвы

Мария УРАНОВА, председатель Звенигородского отделения ВООПИиК:

Этим же постановлением они полностью снимают защиту канала Москва-Волга. Вот это вообще диверсия, потому что канал — сложнейшее техническое сооружение и не просто так находятся под охраной земли.

Канал имени Москвы протяжённостью 128 км был прорыт в 1937 году от Дубны для переброски в столицу волжской воды. Это второй по значимости источник питьевой столичной воды. Он даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

На берега канала тоже покушались, когда они были санитарной зоной. По словам председателя Общественного совета Дмитровского района Натальи БАРШЕВОЙ, стройка началась в 2013 году, причём обманным путём — земли перевели в частную собственность.

Дмитровские общественники смогли через суд вернуть государству охраняемую землю. И теперь они опасаются, что законодательные послабления откроют широкую дорогу для дальнейшей застройки, сведя всю борьбу на нет.

О понятии «водоохранная зона» [ править | править код ]

В законодательстве СССР понятие «водоохранная зона» появилось[1] с выходом постановления ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 года[3]. Указанным постановлением в бассейнах рек Волги, Дона, Днепра, Урала и верхнего течения Западной Двины со всеми их притоками, а также в лесных массивах Винницкой и Одесской областей Украинской ССР устанавливался специальный режим лесного хозяйства. Устанавливался перечень рек, в 20-, 6- и 4-километровой полосе от которых запрещалась, под страхом уголовной ответственности, рубка леса.

Понятие «водоохранная зона» сохранилось, с некоторыми индивидуальными особенностями, в законодательстве практически всех стран бывшего Советского Союза. В странах дальнего зарубежья законодательство, как правило, не прописывает обязательных требований по установлению водоохранных зон[4].

Что такое водоохранная зона реки

Под этим определением понимаются территории, прилегающие к водным объектам и подлежащие надзору и контролю со стороны государства.

Они делятся на поверхностные и подземные. Среди первых выделяют:

  1. Моря и их отдельные части (бухты, заливы, проливы).
  2. Водоёмы (озера, пруды, водохранилища).
  3. Болота.
  4. Водотоки (реки, ручьи, каналы).
  5. Выходы подземных вод (гейзеры, родники).
  6. Ледники.

Информация о них содержится в статье 65 ВК РФ.

На данных территориях решаются следующие задачи:

  • предупреждение засорения, заиления, загрязнения, а также истощения и пересыхания;
  • сохранение среды биологического обитания.

В этих границах вводятся специальные прибрежные защитные полосы, внутри которых действуют ограничения на осуществление хозяйственной и иной деятельности.

Охрана водных объектов осуществляется с помощью следующего вида сооружений:

  • системы канализации централизованного типа;
  • устройства для отвода сточных вод в специальные резервуары;
  • очистные сооружения (они обязательно должны соответствовать нормам законодательства);
  • сооружения для хранения отходов потребления.

В пределах этих областей допускается следующее:

  • проектирование;
  • строительство;
  • реконструкция;
  • ввод в эксплуатацию;
  • использование хозяйственных, а также иных объектов с условием, что они обеспечат полную сохранность прилегающих территорий от загрязнения.

Что запрещено в прибрежной полосе

В границах этой линии нельзя совершать следующие действия (статья 65 ВК РФ):

  1. Использование сточных вод для регулирования плодородных почв.
  2. Проведения мер по борьбе с вредными организмами с помощью авиации.
  3. Размещение специальных хранилищ с пестицидами и агрохимикатами.
  4. Сброс сточных и дренажных вод.
  5. Установление следующих построек:
    • скотомогильников;
    • кладбищ;
    • мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
    • складов горюче-смазочных материалов;
    • пунктов хранения радиоактивных отходов.
    • Движение и стоянка транспортных средств (исключением является специализированная техника, а также использование для передвижения и стоянки особых мест с твердым покрытием).
    • Установка заправок и станций технического осмотра (исключением является расположение этих построек на территории портов, судостроительных и ремонтных организаций).
    • Применение пестицидов и ядохимикатов.
    • Разведка и добыча полезных ископаемых.

    Особое внимание уделяется сохранению растительного мира.

    В связи с этим физическому лицу запрещается:

    • загрязнять водоохранные территории;
    • заниматься распашкой земель;
    • выпасать скот.

    В некоторых местах может быть запрещено кормление животных, обитающих в пределах охраняемой области. Подобные меры позволяют сохранять экосистему.

    Строительство в водоохранной зоне

    Строительство дома в водоохранной зоне законом не запрещается, но необходимо соблюдать все требования закона. Ограничения по строительству касаются как земельных участков, так и необходимых сооружений, которые должны иметь постройки.

    Требования к участку

    Не все участки береговой зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства (ИЖС):

    Читайте также:  Кто подписывает договор долевого участия в строительстве

    Знак санитарной зоны

    • Если водоем является источником питьевой воды для населения или местом нереста и разведения ценных пород рыбы – любое строительство на полосе шириною 200 м от берега законодательством запрещается, она является санитарной охранной зоной. Этот факт должен быть обязательно указан в кадастровом паспорте на участок: земельные участки 1 и 2 пояса санитарной зоны не подлежат продаже и не сдаются в аренду.
    • В пределах ВОЗ есть особая береговая полоса, которая по закону должна быть доступна любому человеку, желающему подойти к водоему. Участок у воды шириной от 5 м (у маленьких речушек) до 20 м (у больших водоемов) не подлежит приватизации и сдаче в аренду, на нем запрещено индивидуальное строительство. Все заборы и ограждения на береговой полосе являются противозаконными.
    • Вторая полоса в водоохранной зоне реки – прибрежная защитная полоса шириной от 20 до 200 м. На этой территории ничего строить тоже нельзя, но в аренду участки сдаются, их можно обустроить для комфортного отдыха на берегу реки. Статус таких участков нужно уточнять в муниципалитете: если они входят в 3-й пояс санитарной зоны, потребуется согласование строительства с Роспотребнадзором и территориальным агентством по рыболовству.
    • За пределами прибрежной защитной полосы земли продаются в частную собственность, на них можно строить дома, соблюдая при этом нормы Водного кодекса (читаем далее).

    Нормы строительства в водоохранной зоне

    Строить в водоохранной зоне разрешено лишь владельцам или арендаторам земельных участков на этой территории. Собственникам необходимо получить разрешение на строительство в водоохранной зоне от местной администрации. К основным санитарным и противопожарным нормам строительства прибавляются ограничения водного кодекса РФ. Принципиальные пункты в проекте дома в водоохранной зоне — источник водоснабжения и тип канализации.

    Строящийся объект должен иметь сертифицированные сооружения для защиты вод близлежащего водного объекта. К разрешенным вариантам относятся:

    • подключение к центральной канализации и ливневым системам;
    • создание водонепроницаемых резервуаров для стока жидких органических отходов;
    • устройство собственных очистных сооружений;
    • приспособления для сбора мусора и отходов, сделанные из водонепроницаемых материалов.

    Подъездные пути, стоянки автотранспорта в прибрежной зоне должны иметь твердое покрытие – асфальт, бетон, гравий.

    Строительство в водоохранной зоне без разрешения местной администрации и согласования с природоохранительными организациями – это риск получить штрафные санкции, остаться без дома, потерять право на землю и даже подвергнуться уголовной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.

    Установление границ водоохранных зон [ править | править код ]

    Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов вносятся Единый государственный реестр недвижимости. Кроме того, сведения об охранных зонах водных объектов вносятся в государственный водный реестр.

    Установление границ водоохранных зон водных объектов непосредственно на местности осуществляется посредством размещения специальных информационных знаков, которые устанавливают на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан[5].

    Специальные информационные знаки «Водоохранная зона» представляют собой прямоугольники с соотношением сторон 2:1 со скруглёнными углами, размером 500×1000 мм. Фон знаков имеет синий цвет, информационная надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета. Текст должен быть виден в светлое время суток с расстояния 50 метров[6]. В марте 2020 года установлены новые требования к знаку, согласно которым стойку-основание и информационный щит надлежит изготавливать из пластика[7].

    За уничтожение или повреждение информационных знаков в российском законодательстве предусмотрена административная ответственность[8].

    Кто отвечает за соблюдение норм использования

    В России осуществляется контроль со стороны Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также в этом процессе участвуют местные органы исполнительной власти.

    Инспекторы этих служб имеют право на:

    1. Проверку требований по использованию охраняемых территорий.
    2. Проводить проверку объектов, расположенных внутри этих границ.
    3. Составлять акты и предоставлять их для ознакомления.
    4. Досматривать суда (в том числе иностранные) на предмет использования защитных мер по охране окружающей среды.
    5. Выдавать предписания по устранению нарушений (вторая сторона должна обязательно исполнить их в сроки, указанные в документе).
    6. Уведомлять собственников о факте проведения проверок, а также об их результатах.

    Федеральными органами в области санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется контроль за организациями, расположенными внутри охраняемых территорий. А именно:

    1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, разработанным и установленным Правительством РФ.
    2. Контроль за гигиеническими нормативами. Имеется в виду проверка содержания в воде вредных веществ. Подобные меры обеспечивают безопасность здоровья и благоприятное состояние населения Российской Федерации.

    Штрафные санкции

    Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

    • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
    • распашка земель вблизи водных объектов;
    • грунтовые отвалы;
    • выпас/водопой/купание скота и т. д.
    Читайте также:  090 что за строительство

    В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

    Источник: eldomocom.ru

    Экологическое законодательство. Дума разрешила частникам застраивать берега вокруг питьевых водоёмов!

    Moderator

    26 января Госдума РФ с большим перевесом одобрила поправки к Земельному кодексу, которые были разработаны Росреестром осенью 2021 года. Эти поправки отменяют запрет застройки территорий во втором поясе санитарной зоны для водоёмов с питьевой водой. При голосовании 272 депутата были «за», и всего 32 высказались против. По сути, отмена охранной санитарной зоны была принята абсолютным большинством.

    Водоёмы, законность и правопорядок

    До утверждения этого проекта, закон определял пояс защиты вокруг питьевых водоёмов – то есть запрещал выкупать в личное пользование землю вокруг них. В зоне защиты второго пояса, по ранее действующему закону, по договору аренды земли можно было застраиваться только при определённых строгих условиях соблюдения экологии и требований по защите питьевых водоёмов от любых загрязнений. И только в исключительных случаях. Теперь же можно эту землю приватизировать и делать с ней всё что захочется.

    Авторы этого проекта поправок мотивирую своё решение очень оригинально… Они утверждают, что чистота берегов водоёмов и соблюдение санитарных требований никак не зависит от разновидности права на земельную территорию. То есть, нет разницы – это аренда, как было ранее, или, как стало теперь – это полная собственность владельца земли.

    Меры юридической ответственности глазами авторов проекта

    Более того… Они приводят такие аргументы… Теперь будет намного проще навести порядок на берегах, так как владельцев можно будет штрафовать намного серьёзнее, чем арендаторов. Но на самом деле будет совсем наоборот… Если отдать землю в полное владение, то потом воздействовать на владельца приватизированной земли, в случае его недобросовестных действий, будет почти невозможно, если не считать штрафов, которые для них просто «копейки». То, чего раньше боялись арендаторы, теперь действовать не будет. Отобрать приватизированную землю почти невозможно.

    И, конечно же, самым веским аргументом стал финансовый довод. По предварительной оценке авторов проекта, бюджет только Московской области «… получит не менее 4,5 млрд. рублей ежегодно в виде доходов от продажи и перераспределения земельных участков». Вот так… И опять на первом месте деньги, а не природа. Ну а куда пойдут эти «реализованные» финансы, нам конечно никогда не узнать…

    И, в итоге, проект приняли, даже не смотря на то, что учёные «били во все колокола». Российская академия наук даже написали обращение в Совет безопасности РФ с требованием обратить внимание на катастрофические последствия такого решения. Вот как прокомментировал этот проект руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян: «В случае принятия поправок будет не только легализовано незаконное строительство и захват земель во втором поясе ЗСО частными собственниками, а главное — под застройку попадут тысячи гектаров природных территорий, являющихся зелеными легкими Подмосковья и природным препятствием для стока загрязнений в реки и водохранилища».

    Значение воды в природе

    Ранее приватизация земли в этой санитарной зоне была запрещена, что казалось вполне объяснимым. Но теперь Росреестр решил, что разрешённая теперь застройка берегов питьевых водоёмов не окажет никакого влияния на их загрязнённость. Мотивируют они это тем, что (цитата): «Эффективность привлечения к ответственности собственника земельного участка выше, чем арендатора», а значит и мер воздействия на застройщиков будет больше чем ранее. Но специалисты по экологии утверждают, что подобное решение неизбежно приведёт к загрязнению водоёмов, а значит и ухудшению качества питьевой воды и никакие «меры воздействия» тут уже не помогут.

    Доступ к водоёмам

    А отдельно надо заметить, что в связи с такими «поправками», а значит и разрешением выкупа участков земли, с последующими их застройками, приведёт к тому, что населению будет намного сложнее попасть на берега рек и озёр, как это уже существует во многих местах. То есть скоро нам и отдохнуть и порыбачить будет негде. К водоёмам будет просто не пройти – не проехать, из-за огороженных высокими заборами личных территорий.

    После застройки берегов водоёмов доступ к водоёмам населению будет неизбежно ограничен, а порой просто невозможен. По этому поводу обостряет наше внимание исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. Цитата: «Всё это неизбежно приведет к ограничению «рекреационного потенциала водоемов». Пояснение: Рекреационная ёмкость – это размер доступа населению к водоёмам для активного отдыха.

    В итоге… Наше правительство сделало нам очередной «подарок». Порой объяснить их решения очень сложно. Вспомните хотя бы закон о водоохраной зоне, когда нам просто запретили подъезжать к водоёмам на автомобилях. Что ещё ждать в будущем, можно только гадать…

    Источник: www.fishingsib.ru

    Рейтинг
    Загрузка ...