Само понятие стратегии в различных сферах деятельности может нести разное значение. Определение этого слова в первоначальном смысле военного назначения означает прогнозирование и реализация политики государства с использованием доступных материалов.
В широком смысле подобный термин применяется для обозначения масштабных методологий в долгосрочной перспективе. Чаще всего он используется в бизнес сфере для разработки стратегий организаций. Кроме того, определение широко используется в лексиконе делового менеджмента для изучения деловой политики.
Стратегия компании – это сфера развития предприятия, которая раскрывает область деятельности организации, инструменты для достижения сформированных целей, область внешнего и внутреннего сотрудничества, миссию предприятия, ее реакцию на различные помехи, а также систему долгосрочных мероприятий для достижения установленных прогнозов.
Простыми словами, стратегия фирмы – это план действий той или иной организации.
Виды стратегий предприятия
Для изучения понятия стратегии компании рассмотрим примеры его классификаций:
Как УЛУЧШИТЬ УМ — 5 ФИШЕК. Развитие мышления на пальцах
- Стратегия полноценного и ограниченного роста организации.
- Стратегия сокращения предприятия.
- Стратегия ликвидации компании.
- Объединенные стратегии бизнеса.
- Стратегии развития продукции.
- Стратегия развития сферы деятельности.
В крупных предприятиях, в частности в организациях с филиальными структурами, стратегии могут разрабатываться по областям и направлениям деятельности. При этом структурные части не всегда совпадают с ключевой миссией. Порой они даже противоречат ей.
Также для стратегии предприятия существует другой пример классификации:
- Дифференциация. Иными словами, это разработка новой для компании продукции.
- Абсолютное лидерство в издержках. Другими словами, это захват рынка благодаря предложению продукции со сниженными расценками за счет сокращения издержек.
- Сосредоточение или фиксация продукта из определенной рыночной сферы.
Единая стратегия развития организации, обычно крупной, зачастую является объединенной стратегией. Такая стратегия организации, к примеру, может воплощаться в формате смешения следующих типов стратегий:
- Прогрессивная. Развитие компании реализуется с помощью разработки структур, состоящих между производителем и конечным клиентом.
- Регрессивная. Развитие компании реализуется благодаря покупке новых материалов, а также сотрудничеству с поставляющими предприятиями.
- Горизонтальная. Это некоторые этапы захвата конкурирующих организаций или формирование строгого контроля над их действиями на рынке.
Что влияет на выбор стратегии
При подборе стратегии компания всегда должна брать во внимание возможные риски. Связано это с большой динамикой развития рынка и отсутствием возможности четкого планирования.
Прогноз — это возможный вывод, предположение, своего рода временной отрезок, в пределах которого могут произойти процессы, на которые влияют различные условия. Люди, составляющие прогноз, могут сократить этот отрезок. Однако сузить его до размера точки нереально. При этом важно учесть, что точка также является временным отрезком.
Так ли перспективно промышленное строительство? Стратегия развития строительства 2030. Бартош И.М.
При выборе стратегии возможны следующие риски:
- Безграничное развитие. Стратегия разрабатывается на конкретный временной отрезок. Имеется риск чрезмерного производства, заполнения рыночного сектора, сокращения скорости развития до возможной стагнации.
- Сокращение. Возможна потеря ключевых технологий, инструментов, продуктов и т.д. Подобные риски связаны с неграмотным планированием или формированием новых аспектов и условий.
- Ликвидация. Сначала может показаться, что ликвидация не связана каким-либо риском. Ведь если организация ликвидируется, то нет того, чем можно было бы рисковать. Однако если при ликвидации организация полагалась на неграмотные вычисления, это может поспособствовать потере финансов инвесторов.
Цели разработки стратегии
Разработка стратегии – одно из важнейших мероприятий любой компании. Она обуславливается тремя ключевыми причинами. Рассмотрим их подробнее:
- Начальство любого предприятия нуждается в осознании собственной функции и возможностей в долгосрочных планах. Они должны понимать, чем руководят сегодня, к чему будут стремиться завтра и как это делать.
- Планы руководителей должны быть сформированы таким образом, чтобы с легкостью анализировать вероятность их достижения. В подобной ситуации стратегия является своего рода камертоном для сопоставления актуального положения и ожиданий.
- Начальство и руководители подразделов должны прийти к соглашению о дальнейших планах предприятия.
Способы разработки стратегии
В широком смысле слова стратегия развития бизнеса представляет собой долю комплекса прогнозирования и планирования организации. Чем дольше проводилась работа предприятия и чем слаженней сотрудничество отдела прогнозирования, тем четче и грамотнее будет подобрана стратегия развития компании, использование которой поспособствует эффективному развитию компании и сохранению ее позиций в ее рыночном направлении.
Предварительной стадией подбора стратегии считается сбор данных о ситуации на внешнем и внутреннем уровне. Внешний уровень подразумевает положение мероприятий, которые могут повлиять на успешность деятельности определенного предприятия. К внешнему уровню можно отнести:
- Положения рынка продукции, выпускаемой предприятием.
- Положение рынка продукции, которая может заменить продукцию организации.
- Покупательская возможность людей, в особенности – возможность совершать покупки среди ассортимента предприятия.
- Прогнозы и аспекты, которые могут повлиять на снижение покупательской возможности людей.
- Географические и демографические аспекты, которые могут повлиять на производство продукции.
- Политическая ситуация.
- Правила и установки некоторых иерархических сегментов.
- Стратегия роста страны.
Изначально может показаться, что данные о внутреннем уровне всегда рядом и необходимости в их сборе нет. Хотя важность изучения остается прежней. Однако изучение деятельности масштабной организации с помощью анализа данных подразделений не всегда бывает успешным.
Чтобы получить полноценное представление о положении предприятия в процессе подбора стратегии, требуется осуществить аудит ее внутренней деятельности. Подбор стратегии развития организации реализуется в процессе смены процесса прогнозирования на процесс планирования. Прогноз развития организации, региона, государства – это множество способов их развития. Разработка сценария является синонимом подбора стратегии.
Алгоритм формирования стратегии
Чтобы компания правильно разработала стратегия, она должна следовать определенному алгоритму. Он состоит из нескольких этапов.
Для начала организация должна определить свою миссию с учетом сформированной стратегии. В подобной ситуации миссия организации: ее положение, а также статус. Другими словами, это ответ на вопрос: “Зачем людям требуется данная организация?”. Например, миссией компании может быть удовлетворение нужд общества в продукции.
В любых ситуациях ключевой целью создания стратегии является рост управляемости компании и сохранении ее статуса на рынке. Решаемые процессы – это мероприятия, которые нужно реализовать для достижения цели разработанной стратегии организации.
К примеру, это могут быть:
- Создание образа организации в условиях обновлённой стратегии.
- Создание модели целей и счетной книги.
- План компании на долгосрочные, краткосрочные среднесрочные временные отрезки.
- Разработка плана выполнения стратегии на временные отрезки до 1 года.
- Определение структуры стратегии организации.
- Анализ положительных и негативных сторон в деятельности предприятия.
- Изучения существующих перспектив и рисков.
- Обнаружение связи между рисками, перспективами, а также положительными и негативными сторонами стратегии.
- Разработка карты решений в пределах альтернатив (например, положительные и негативные стороны/риски/перспективы).
- Формирование структуры быстрых, долгих и средних целей.
- Выявление данных, определяющих цели стратегии на различных стадиях.
- Определение очередности и уровня сложности выполнения задач.
- Передача полномочий исполнителям стратегии.
- Работа экспертной группы по формированию стратегии организации.
Алгоритм разработки стратегии состоит из следующих шагов:
Предварительный шаг. Разрабатывается группа исполнителей, распределяются полномочия, регламент, а также порядок деятельности экспертов.
Первый шаг. Разрабатывается методика анализа внешнего и внутреннего уровня предприятия, чтобы можно было их сопоставить и обобщить. Все эксперты работают по единому алгоритму работы.
Второй шаг. Анализ внешнего уровня предприятия в рамках перспектив и рисков развития деятельности. Все эксперты работают самостоятельно.
Третий шаг. Объединенная оценка экспертами положительных и негативных сторон, рисков и перспектив планируемого развития предприятия. После проведения итогов создаётся единое мнение, разрабатывается структура перспектив и рисков.
Четвертый шаг. Формирование причин и следствий между двумя предметами и определением обратной связи. Далее таким же способом определение связи между этими объектами.
Пятый шаг. Выявление причин и следствий между рисками, перспективами, а также положительными сторонами.
Шестой этап. Разработка матрицы шаблона, чтобы у экспертов была возможность анализировать сценарии решения.
Седьмой шаг. Анализ изменений внутреннего уровня организации с учетом выбора разнообразных планов развития.
Восьмой шаг. Выбор объединенного решения с применением мозгового штурма участников.
Девятый шаг. Определение временных отрезков и стадий стратегии, формирование карты стратегии.
Стратегия развития организации начинает работать после подписания документа. На порядок подбора стратегии влияют масштабы и ресурсы предприятия, а также степень радикальности возможных изменений после добавления обновленной стратегии.
Источник: blog.iteam.ru
Вопрос 4. Строительство как социальный институт
Строительство — это сфера общественной жизни, где осуществляются многочисленные виды деятельности, связанные с проведением проектных, строительных, реставрационных и ремонтных работ. Строительная сфера обладает всеми указанными выше признаками социального института. Вместе с тем она является составной частью социального института экономики.
Строительная сфера включает следующие компоненты:
• строительные организации. В России насчитывается около 210 тыс. строительных организаций; 98 % их находятся в частной собственности и 98 % относятся к числу малых — имеющих менее 100 работников;
- • предприятия промышленности строительных материалов, механизации и транспорта;
- • проектные, изыскательские и научно-исследовательские организации;
- • учебные заведения;
- • строительные биржи;
- • инжиниринговые, консалтинговые и управленческие фирмы, специализирующиеся в сфере строительства;
- • федеральные и региональные органы управления строительным комплексом;
- • отраслевые общественные организации.
Основа строительной сферы — это набор отношений:
Эти отношения регулируются: гражданско-правовыми и трудовыми юридическими нормами; техническими условиями и правилами техники безопасности и др.
Строительная сфера выполняет чрезвычайно важные социальные функции:
- • удовлетворение потребности граждан в жилье;
- • удовлетворение потребности государства в различных гражданских и военных объектах;
- • удовлетворение потребности различных отраслей экономики в промышленных и инфраструктурных объектах;
- • природоохранная деятельность, связанная со строительством дамб, мелиоративных сооружений и др.;
- • стимулирование роста других отраслей экономики: транспорта (до 30 % перевозок — строительные грузы), химической промышленности (используемые в строительстве лаки, красители, линолеум и др.), лесной и деревообрабатывающей промышленности (пиломатериалы, паркетная клепка и др.), металлургии (арматура, прокат), горнодобывающей промышленности (песок, гравий, гранитная крошка) и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль и место строительной сферы в экономике России значительно выше ее формальных характеристик: около 8 % занятых (5,5 млн чел.) и 6,5 % валового внутреннего продукта. Особо следует отметить, что инфраструктура всех социальных институтов создается строителями.
Реализуя эти функции, работники строительной сферы удовлетворяют и собственные потребности: в получении рабочего места и стабильного заработка; в повышении квалификации; в карьерном росте и достижении более высокого социального статуса; в сопричастности к решению важных государственных и общественных задач; в творческой самореализации.
В институциональных рамках строительной сферы выделяются частные институты:
- 1) институт подбора персонала;
- 2) институт переподготовки кадров;
- 3) институт приемки работ;
- 4) институт корпоративной социальной ответственности (развитие объектов социальной инфраструктуры — строительство жилья, социальные выплаты) и др.
Строительная сфера имеет ряд специфических особенностей, которые обуславливают своеобразные характеристики ее персонала, условия труда, неоднозначную престижность различных представленных в ее рамках профессий.
Строительная продукция весьма разнообразна, многие ее образцы носят творческий характер. Это предполагает высокое мастерство архитекторов, инженеров, организаторов. Инженер-строитель должен обладать таким набором психологических качеств, который редко встретишь в других профессиях. В его мышлении должны гармонически сочетаться теоретические и практические, логические и интуитивные, абстрактные, наглядно-образные и предметно-действенные компоненты. Он должен обладать высокой работоспособностью, силой воли, лидерскими и коммуникативными качествами.
Масштабность и социальная значимость строительной продукции обуславливают исключительную роль морально-нравственных аспектов деятельности строителей, их готовность обеспечить высококачественный результат воплощения проектного замысла, невзирая на все привходящие обстоятельства финансового или административного характера. «Поэтому, — отмечал выдающийся австрийский геотехник X. Брандль, — моральные аспекты должны иметь решающее значение. в обучении молодых инженеров. Это поможет им правильно вести себя, когда на практике придется решать моральную дилемму, связанную с необходимостью в нужный момент взять на себя ответственность и подать сигнал тревоги» [1] . В этой связи следует обратить внимание на содержащиеся в Кодексе профессиональной этики российских архитекторов рекомендации использовать свои знания и авторитет для нахождения результата, не противоречащего интересам общества; защищать интересы заказчика, давать ему профессиональные советы и предостерегать от ошибок; воздерживаться от коммерческих отношений с подрядчиками, организациями и лицами, прямо или косвенно заинтересованными в выполнении работ, если это не оговорено договором, и др.
Но вместе с тем строительная отрасль трудоемка. В ней трудится большая доля малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих, значительная часть которых являются мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья, принадлежащими к различным этническим и конфессиональным группам. Это обстоятельство обуславливает особую значимость для будущего инженера-строителя социологических знаний, в которых он может найти сведения, полезные для своевременной диагностики приближающихся конфликтных ситуаций, оптимального выхода из них и поиска способов наращивания социального капитала подчиненных ему структурных подразделений.
Специфика строительной деятельности предполагает необходимость постоянной передислокации строительных организаций на новые объекты, что затрудняет создание нормальных условий для быта и отдыха работников.
Строительство осуществляется в естественных условиях и зависит от климатических и погодных факторов. Это ухудшает условия труда, вредно влияет на здоровье и психологическое состояние персонала.
Среди имеющих место в строительной сфере России дисфункций надо отметить прежде всего:
- • выполнение работ на невыгодных для клиентов условиях (например, завышение стоимости работ);
- • присвоение средств участников долевого строительства;
- • «точечная застройка», съедающая социальное пространство жителей соседних домов;
- • наем бесправных мигрантов, что понижает стоимость отечественной рабочей силы;
- • несвоевременная выплата зарплаты персоналу.
Практика показала, что искать пути минимизации дисфункций в строительной сфере целесообразно на следующих направлениях:
Источник: bstudy.net
Перспективы развития строительной деятельности в России
Перспективы развития строительной деятельности, предусмотрены Стратегией развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года[36], которая подготовлена в соответствии с ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р «О плане мероприятий («дорожной карте») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы».
Стратегия направлена на реализацию указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в части обеспечения улучшения жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно, а также на реализацию указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и решение задач, поставленных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации.
Среднесрочные целевые показатели Стратегии определены на основе индикаторов национальных проектов «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Международная кооперация и экспорт», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости».
Целью реализации Стратегии является развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной деятельности, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности. Все задачи, закрепленные Стратегией, направлены на развитие конкурентоспособной строительной деятельности, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.
Основными принципами развития строительной деятельности России до 2030г. должны стать следующие: компетенции; кастомизация; завершен- ность, цифровизация; технологическое соединение административных, управ- ленческих и строительных процессов; алгоритмизация; типизация; достоверная статистика; можешь не регулировать – не регулируй; сначала- профессионализм, затем -регулирование.[36] Более подробно принципы развития строительной деятельности России представлены в Приложении 3.
Стратегией предусмотрен рост всех показателей развития строительной деятельности, при этом рассматриваются два сценария: базовый сценарий и альтернативный (консервативный) сценарий. [36] Рассмотрим подробнее прогнозные значения показателей развития деятельности строительства России до 2030г. Важным показателем является –объемы инвестиций в здания и сооружения. К 2030г. при базовом сценарии развития планируется увеличить инвестиции до 23,6 трлн. руб., а это на 13,7 трлн. руб. больше по отношению к показателю 2018г. При альтернативном сценарии развития объемы инвестиций планируется увеличить на 12,7трлн. руб. и на конец анализируемого периода этот показатель сформируется в сумме 22,6 трлн. руб., рисунок 1.12. [36]
Объем работ по виду деятельности «Строительство» планируется увеличить на 133,33% при базовом сценарии развития, и на 104,76% при альтернативном сценарии. И на конец периода эти показатели составят 19,6трлн. руб. и 17,2 трлн. руб. соответственно, рисунок 1.13. [36]
Вклад строительства в ВВП в 2018-2019гг. составлял 6,0%, в 2020 г. -6,4%, в долгосрочной перспективе к 2030 г. планируется увеличить этот показатель до 7,8% при базовом сценарии развития. Отметим, что в среднесрочной перспективе, а именно 2024-2029гг. этот показатель будет составлять куда больше и колебаться на уровне 7,9%-8,1%. При консервативном сценарии развития, показатель вклада строительства в ВВП немного ниже и к 2030г. должен составить не менее 7,0%, а это на 1,0% выше уровня 2018г., рисунок 1.14. [36]
Более чем в два раза планируется увеличить экспорт строительных услуг , при базовом и консервативном сценарии развития показатели к 2030г. составят 11,9млрд. долл. и 8,7млрд. долл. соответственно, рисунок 1.15.
Следует отметить, что рост общего объема экспорта строительных услуг планируется в основном за счет экспорта строительных услуг в категории «Строительство в России», рисунок 1.16. Так, в частности, при базовом сценарии развития экспорт услуг в категории «Строительство в России» планируется к 2030г. увеличить до 9,5 млрд. долл., а это на 5,9 млрд. долл. выше показателя 2018г. На 3,1 млрд. долл. планируется увеличить экспорт при альтернативном варианте развития, рисунок 1.16. [36]
Экспорт строительных услуг в категории «Строительство за границей» к 2030 г. останется на уровне 2018г. и составит 2,0 млрд. долл. при альтернативном варианте развития, а в 2021-2028гг. данный показатель и вовсе снизится, будет колебаться в пределах 1,5-1,9 млрд. долл., рисунок 1.17. [36]
Экспорт строительных услуг в категории «Строительство за границей» при базовом сценарии развития планируется увеличить на 0,4 млрд. долл. и в 2030 г. этот показатель составит 2,4 млрд. долл. В целом, при базовом сценарии развития , показатель экспорта услуг «Строительство за границей» немного выше, чем альтернативный показатель. В любом случае, представленный выше анализ деятельности строительства на период до 2030г. имеет радужные перспективы, планируется и рост объемов производства, инвестиций в деятельность, рост экспорта услуг, в основном за счет роста экспорта услуг в категории «Строительство в России». Все выше перечисленные показатели развития строительной деятельности можно подкрепить данными о рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг строительных организаций России на период до 2030г., рисунок 1.18. [36]
Оптимистичный прогноз рентабельности при базовом варианте развития, планируется рост показателя на 3,9% к 2030г. по отношению к показателю начала анализируемого периода. Меньший рост планируется при альтернатив- ном варианте развития, рентабельность к 2030г. достигнет значения 7,8%, а это на 1,7% больше по отношению к показателю 2018г. Таким образом, в целом перспективы развития строительной деятельности России достаточно оптимистичные, а инновационный характер стратегии развития строительства в РФ позволит значительно повысить конкурентоспособность строительной деятельности. Следовательно, строительные компании могут смело строить планы и развиваться на данном строительном рынке.
Приложение 1. Классификация строительных предприятий. Технические регламенты строительной деятельности России
Источник: diplomstudent.net
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А на тему: Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников.
материал
на тему : Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников.
Введение
В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью. В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка.
В свете инновационных изменений, происходящих в системе образования, дошкольному воспитанию и образованию уделяется особое значение, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка – одна из задач, которые стоят перед педагогом в рамках реализации требований Федерального государственного Стандарта дошкольного образования.
Строительно-конструктивная игра — один из элементов развития ребенка. Конструктивная деятельность ребенка-дошкольника рассматривается в этой связи как эффективный педагогический инструмент. Однако в нынешний век высоких информационных технологий происходит вытеснение игры организованными формами обучения.
Ценность и значение строительно-конструктивных игр незаслуженно занижаются. При помощи игр со строительными материалами у ребенка дошкольного возраста развивается мышление, воображение и творческие способности. Все это подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.
Объектом исследования является игры со строительными материалами. Предмет исследования – организация игр со строительными материалами как средство развития конструктивных умений дошкольников.
Цель исследования — проанализировать основные меры реализации организации игр детей дошкольного возраста со строительными материалами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить особенности физического и психологического развития детей дошкольного возраста;
- Исследовать основные средства воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Проанализировать игры со строительным материалом как средство развития конструктивных умений детей дошкольного возраста;
- Сделать выводы.
Понятие «строительно-конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Тем не менее, этот вид детской деятельности хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.
В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и включены во многие системы воспитания детей дошкольного возраста. Многие исследователи занимались разработкой приёмов и методов обучения детей с различными материалами. Например: создание аппликаций из бумаги – З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова; изготовление объемных конструкций из бумаги – А.Н.
Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева; изготовление поделок из природных материалов – A.И. Савенков, И.Я. Базик, Э.К.
Гульянц; изготовление поделок из бросового материала – B.Ф. Ждан, Ф.П. Филенко, О.В. Дыбина и др.
Игры со строительными материалами предусмотрены в системах дошкольного воспитания Монтессори, Фребеля, Шлегер. Много внимания уделяли им В. Г. Нечаева, А. Н. Давидчук, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова и др.
При написании работы использовалась научная литература по педагогике и психологии, статьи из научных журналов, а также статьи из электронных источников.
1.Теоретичекие основы воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Особенности физического и психологического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. Дошкольный возраст охватывает период психического развития в возрастном диапазоне с 3 до 7 лет [5, С. 61-64].
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В это время темп развития ребенка уже не является таким интенсивным, как в раннем детстве. Однако этот период также имеет важное значение для физического и психического развития ребенка. В большинстве своем дошкольники посещают различные образовательные учреждения, однако нередки случаи, когда дети обучаются на дому [2, С. 38].
В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа:
- младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.
Воспитание и обучение детей в дошкольном возрасте – это довольно трудный и ответственный процесс. Каждый период имеет свои характерные психологические особенности развития.
В возрасте 3-4 лет малыш начинает активно самоутверждаться. Он стремится все делать самостоятельно и по-своему, хвалит себя. Нередко проявляются такие реакции, как непослушание, упрямство, негативизм — все это признаки кризиса 3 лет.
Психологическое развитие дошкольников возраста 3-4 лет включает в себя переход от наглядно-действенного вида мышления к наглядно-образному, заканчивается период активного формирования речи. Внимание и память носят непроизвольный характер.
У старших дошкольников формируются устойчивые привязанности к взрослым. Активизируются творческие способности, появляется произвольность внимания и памяти, эмоциональные реакции становятся более стабильными, развиваются волевой и морально-нравственный компоненты личности. Формируется совесть и чувство долга, твердо усвоены нормы и правила поведения в обществе, понятия о добре и зле, дружбе и любви [14, С. 28-30].
В дошкольном возрасте малыш быстро развивается как физически, так и психически. Он уже научился распознавать сигналы, поступающие от окружающего мира, настает этап их анализа и синтеза. Происходит накапливание знаний, умений и навыков, их совершенствование.
Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки.
Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающим мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно вливается в общество.
В это время стремительно развиваются познавательные процессы, закладываются основные личностные особенности будущего полноправного члена общества, его морально-нравственная и эмоционально-волевая сфера. Для того чтобы ребенок вырос здоровой и гармоничной личностью, потребуется создать благоприятные условия для его развития [2, С. 44-46].
1.2 Средства и методы воспитания и развития детей дошкольного возраста
Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников — способ познания, окружающего» [7, С. 41-44].
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Чтoбы выбрать для своего ребёнка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, a также узнать достоинства и недостатки [25].
Весь процесс обучения детей дошкольного возраста осуществляются в форме занятий. При их проведении происходит взаимодействие взрослых с детьми, формируя у дошкольников спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей.
При этом имеют место определенные методы обучения, среди которых:
- Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания.
- Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
- Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
- Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора [26].
Рассмотрим каждый метод более подробно.
К наглядным методам относятся: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов. Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов [].
Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение — многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).
Опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. д. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком [6, С. 53-57].
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями [19, С. 54-56].
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
Чтение художественной литературы. Художественная литература — источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения [5, С. 47-51].
Методы обучения предполагают взаимосвязанную деятельность педагога и учащихся, направленность которой зависит от поставленной образовательной цели. В связи с чем, каждый метод обучения органично включает в себя образовательную деятельность педагога и активную учебно-познавательную деятельность детей. Деятельность детей, в рамках метода обучения – активная и целенаправленная работа по восприятию и усвоению учебного материала, предоставляемого педагогом. Деятельность педагога, в рамках метода обучения – изложение учебного материала, объяснение, организация учебного занятия и т.д.
Довольно часто роль педагога в учебном процессе сводится лишь к тому, что он определяет тему, проводит вступительную беседу, дает инструкцию по осуществлению самостоятельной учебной работе и только после этого предлагает детям осмыслить и усвоить учебный материал. Таким образом, характер деятельности педагога зависит от того какой метод обучения им был выбран для освоения конкретной учебной темы. Однако, несмотря на вид метода, обязательным условием является упорядоченная и организованная деятельность педагога и детей [2, С. 133-134].
1.3 Значение игр для развития детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта [15, С. 347-350].
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [10, С. 752-755].
С точки зрения Макаренко А. С. игра имеет для самочувствия ребенка то же значение, какое для взрослого имеет работа: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. И вся история отдельного человека может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе ее в работу». Используя возможности игры, как метода воспитания» А. С. Макаренко стремился посредством игре обеспечить детям радостные мироощущения [14, С. 148-155].
Игровая деятельность считается ведущей у ребенка до школы, да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты.
Виды игр для ребенка:
- подвижные игры,
- ролевые игры,
- настольные игры,
- дидактические игры,
- деловые игры и пр.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания [15, С. 347-350].
Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры [16, С. 41-42].
Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша. Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил.
Игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность [26].
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
С помощью игровой формы обучения можно в значительной степени улучшить процесс социального взаимодействия детей, стимулировать их социальное развитие. Игры являются эффективным средством овладения детьми социальными умениями и навыками. Без игры трудно рассчитывать на успех в работе с детьми. Детский коллектив, сплоченный в игровой деятельности, быстрее развивается и созревает для других видов деятельности [10, С. 752-755].
2. Влияние игр со строительным материалом на развитие конструктивных умений дошкольников
2.1 Определение понятия и характеристика видов строительно-конструктивных игр
Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, которая направленна на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Строительно-конструктивная деятельность детей заключается в постройке или создании различных объектов, которые в дальнейшем применяются в игровых целях [7, С. 71-72].
Конструирование — это целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт детского труда. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала [28].
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко [21, С. 116-118].
В строительно-конструктивной деятельности используются различные материалы: строительные материалы (кубики, бруски разной формы и размера из дерева и пластмассы), специальные конструкторы (лего и др.), а также различные природные материалы (песок, снег, камешки, веточки, шишки и др.). Игры со строительным материалом входят в группу творческих игр. В них воплощаются представления детей о предметах и объектах окружающей действительности. Реализуя игровой замысел, дети комбинируют различные представления, замещают одни предметы другими, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства [23].
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-конструктивные игры – такие игры, в процессе которых ребенок конструирует, создает, строит, созидает. Эти игры открывают детям разнообразные особенности труда взрослых. Дошкольники осознают не только внешние проявления труда взрослых, но и мотив.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
- природный (песок, снег, глина, камни);
- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими) [].
В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования :
- Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.
- Конструирование по модели. Ребятишкам показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.
- Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.
- Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.
- Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача [11].
Дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сначала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту — ракета, для театрального представления необходима сцена.
Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность, поэтому они так популярны в среде дошкольников и их родителей. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным оптом. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности .
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности — все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения [18, С. 93-96].
Строительно-конструктивная деятельность используется для развития детей дошкольного возраста уже достаточно давно и в той или иной мере применяется практически всеми педагогами, работающими с детьми.
Использование педагогами игр со строительным материалом в процессе ознакомления с трудом взрослых активизирует эмоциональную сферу детей, побуждает их к сопереживанию тем, кто работает. Пережитые эмоции обусловливают конкретизацию знаний о сущности труда, требования, которые она предъявляет человеку, и о том, как труд влияет на развитие, общественное признание личности. Все это формирует основы внутренней готовности ребенка к самостоятельному труду. Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятельности невозможно [7, С. 59-60].
2.2 Игры со строительным материалом как средство развития конструктивных умений дошкольников
Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция личностных отклонений детей и воспитание их речи
Конструирование — это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста [22].
В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.
а) Умственное развитие
Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.
б) Трудовое воспитание
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.
в) Развитие речи
В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.
г) Физическое воспитание
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.
Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
д) Эстетическое воспитание
Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
е) Нравственное воспитание
Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.
Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.
ж) Подготовка детей к школе
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний [1].
Строительно-конструктивная деятельность, по мнению Л.А. Парамоновой и других специалистов, вызывают интерес у детей, причем в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек, способствует снятию напряжения, тревожных состояний, способствует развитию внимания, настойчивости в достижении цели, способностей анализировать и планировать свою деятельность.
Известный педагог Сухомлинский В. А. отмечал, что: « Строительные игры — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят» [2, С. 177].
По мнению Т.С. Комаровой, специфика строительно-конструктивной деятельности дает детям возможность активнее усваивать знания не только о форме, строении предметов, их величине, о плоскостной форме, но и о их устойчивости, сочетании, взаимодействии.
В строительно-конструктивной деятельности есть возможность передвигать разные по форме предметы, сравнивать, накладывая одну на другую, проверять на прочность получаемую конструкцию. Автором отмечено, что в процессе строительно-конструктивной деятельности дошкольники знакомятся с простыми формами различных предметов, у них формируется умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических фигур, пространственных взаимоотношений. Решаются задачи нравственного воспитания – дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе [9, С. 536-537].
Дети очень любят строить . Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, пространственного воображения, также способствуют умственному, сенсорному, нравственному и речевому развитию. В начале игры детям приходится договариваться о том, что и как будут строить , в процессе игры договариваться , советоваться друг с другом какие детали, где будут использоваться. Очень часто дети строят сразу из нескольких конструкторов. Детей увлекает сам процесс постройки . Потом дети придумывают разные сюжеты игр и могут разыгрывать сразу несколько сюжетов. Тема построек зависит от того какой мультфильм посмотрели или в какую игру хотят поиграть.
Очень часто строят замки , города, мосты, космические станции, космодромы, треки. Одна тема может повторяться несколько дней, но постройки не повторяются , часто в постройку вовлекаются уже и другие дети [8].
В процессе конструктивной деятельности происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения, фантазии, творчества ребенка. Ребенок в процессе конструирования знакомится со свойствами предметов: цветом, формой, величиной, пространственной ориентировкой. Решает познавательные и творческие задачи. Осваивает способы построения по наглядной модели.
Конструктивная деятельность уже в дошкольном возрасте развивает способности у ребёнка производить глубокий зрительный анализ объекта, модели. Таким образом, формируется важные мыслительные процессы: сравнение, обобщение, умение делать собственные выводы и умозаключения. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с патологией зрения.
Зрительные нарушения изначально негативно влияют на развитие зрительного восприятия, которое лежит в основе конструктивной деятельности, поскольку ребёнок не может воспринять, представить и воспроизвести то, что он не видит или видит плохо. Дети с нарушением зрения испытывают трудности восприятия предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз. У них затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояния удаленных предметов, нарушается целостность, одновременность, удалённость, протяжённость, объемность восприятия, трудности различения контраста [7, С. 62-64].
Еще Макаренко А. С. подчеркивал, что игры ребенка с игрушками — материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности из материалов человек создает ценности и культуру» [2, С. 185].
Толстой Л. Н. сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать [12, С. 18-21].
Успех конструктивной деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребенка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения.
В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные названия геометрических форм деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел, учатся видеть форму в окружающих предметах.
Художественное творчество с использованием природных материалов — один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, имеющее большое значение для развития личности дошкольника. В процессе создания объемных поделок у детей развиваются мелкая моторика руки, глазомер, пространственная ориентировка, умение целесообразно и бережно использовать дары природы, воспитываются трудолюбие и усидчивость. Дошкольники учатся планировать свою деятельность, подбирать материал для изделия, выбирать способы соединения деталей и оформления изделия [21, С. 123-125].
Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, т. к.:
• ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
• развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
• конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
• оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
• на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;
• благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
• конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т. д.) [4].
2.3 Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста
Долгое время считалось, что задача взрослых — обеспечить ребенка необходимыми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию. Современный образовательный процесс в детском саду целенаправлен на неуклонное обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников.
Это достигается конструированием образовательного процесса на основе принципов интеграции развивающего образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, созданием творческой и гуманистической направленности активности детей, по отношению к миру.
Для развития строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо проводить целенаправленное систематическое обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время.
З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и Е. И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены [22].
Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы:
— показ способов построения;
— создание проблемных ситуаций (прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах)) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды городских транспортных средств и т. п.
Главная идея методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослых к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности. Основные умения дети приобретают на занятиях, в совместной деятельности с взрослым, а затем переносят их преображения, дополняя и варьируя в самостоятельные игры со строительными материалами [11] .
Эффективность любого обучения, в том числе и конструктивным умениям, зависит от того, насколько оно интересно ребенку, вызывает его активность. Для того чтобы сформировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы: строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки. Используется также прием сотворчества: педагог предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.
Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни.
На протяжении всех возрастных этапов воспитатель использует игры со строительным материалом для обогащения сенсорного опыта детей [17, С. 61-63].
В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы:
• показ способов постройки с объяснением приемов конструирования;
• постановка проблемной задачи;
• сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать.
Конструктивный материал, методы и приемы, используемые педагогом в процессе занятия, способствуют реализации системы педагогической работы с детьми [7, С. 72].
Малыши 2-3 лет играют с простыми строительными наборами из пластин, кубиков, призм и кирпичиков. Они учат их названия, тренируются различать формы, цвета, размеры.
Воспитатель предлагает ребятишкам заняться конструированием по образцу. Изучаются самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка), накладывание (башня, лестница), замкнутые сооружения (забор, домик), элементарные перекрытия (мост, гараж).
Особенностью этого возраста является то, что дети играют рядом, но не вместе. Надо учить малышей не мешать друг другу. В начале года занятия проводятся в небольших группах из 4-8 человек, и только со второго полугодия можно задействовать всех воспитанников. Возведенные постройки обязательно обыгрываются с помощью игрушек.
Организация строительно-конструктивных игр для малышей 3-4 лет предусматривает использование специальных наборов и конструкторов, а также природных материалов: снега, песка. Совершенствуются навыки, полученные на предыдущем этапе обучения. Педагог учит ребятишек работать в группах из 2-3 человек, согласовывать действия, вместе радоваться полученному результату.
Вводятся элементы проблемного обучения, когда детям предлагается изменить первоначальную конструкцию: расширить дорожку для большого грузовика, сделать выше забор вокруг дома. Закрепляется представление о цветах, формах, размерах отдельных деталей и сооружений из них. Для воспитания интереса к конструированию педагог учит малышей играть с постройками, выдает красивые образные игрушки.
Четырехлетние дети способны замечать красоту зданий, улиц, мостов и других сооружений родного города. Во время экскурсий им предлагают рассмотреть постройки, разбить их на отдельные части. В игре отображаются полученные впечатления. При этом используются разнообразные материалы: конструкторы, наборы для строительного творчества, бумага, картон, катушки, природные материалы, куски фанеры и т. д
Из приемов используется демонстрация образца для воспроизведения, сотворчество, когда детям предлагается внести изменения в сооружение (сделать его выше, длиннее, добавить этаж, пристроить крыльцо или другие детали). В этом возрасте надо показать, как одну и ту же заготовку (к примеру, вагон) можно превратить в различные объекты (автобус, поезд, трамвай). Обязательно проводится анализ строительно-конструктивной игры, детей учат оценивать свой вклад в работу, замечать интересные находки товарищей.
Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в детском саду и дома. Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными [6].
В курсовой работе идет речь о влиянии игр со строительными материалами на развитие детей дошкольного возраста. Игровая деятельность в дошкольном образовании рассматривается как одно из главных средств воспитания и обучения детей. В статье рассмотрены подходы к определению понятия игры, определены аспекты и основные направления развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, и характерные черты конструкторской деятельности детей.
Выделены отличительные особенности игр со строительным материалом, их виды и значения для дошкольника. Подведены итоги необходимости применения таких игр как эффективного средства развития личности дошкольника.
В качестве основных выводов можно отметить следующее. Любая игра для дошкольника значит очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
Представить себе нормальное развитие дошкольника без игровой деятельности невозможно. Одним из основных видов игровой деятельности ребенка являются игры со строительными материалами.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов . Строительно-конструктивные игры – такие игры, в процессе которых ребенок конструирует, создает, строит, созидает. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Эти игры открывают детям разнообразные особенности труда взрослых.
Строительно-конструктивная деятельность используется для развития детей дошкольного возраста уже достаточно давно и в той или иной мере применяется практически всеми педагогами, работающими с детьми.
Детское конструирование в последнее время становится все более популярным. В программах по дошкольному воспитанию этот вид деятельности считается одним из основных. Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.
Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях.
Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.
Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя — организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию
Источник: nsportal.ru