1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также — реестры судов):
Государственном судовом реестре;
реестре маломерных судов;
реестре арендованных иностранных судов;
Российском международном реестре судов;
реестре строящихся судов.
1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
О российском судоходстве, переносе порта Санкт Петербург и СПГ-судах | Сергей Буянов. 2-я часть
2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.
3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в реестры судов, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.
Регистрация самостроя.Классификация и освидетельствование маломерного судна индивидуальной постройки
Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:
правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;
налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;
государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;
органов государственной статистики;
иных определенных федеральными законами органов.
Комментарии к ст. 16 КВВТ РФ
1. Содержание комментируемой статьи соответствует требованиям гражданского законодательства, устанавливающего правовой режим недвижимого имущества, к которому п. 1 ст. 130 ГК РФ относит суда внутреннего плавания. В свою очередь, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее в комментарии к данной статье — Закон) конкретизирует положения ГК РФ, указывая, что государственная регистрация прав — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ (ст. 2).
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Помимо Конституции РФ, ГК РФ, Закона и иных федеральных законов, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, в настоящее время действуют Правила государственной регистрации судов, утв. Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 г. N 144.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация судна, в том числе строящегося на территории Российской Федерации, производится на всей территории Российской Федерации, по установленной Правилами государственной регистрации судов системе записей о судне и правах на него, в Государственном судовом реестре Российской Федерации (исключением является лишь иностранное судно, которое регистрируется в реестре арендованных иностранных судов).
Государственный судовой реестр Российской Федерации и реестр арендованных иностранных судов ведутся в органах государственной регистрации.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
Государственный судовой реестр Российской Федерации содержит информацию о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
2. Для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации к заявлению должны быть приложены следующие документы:
— правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
— мерительное свидетельство (для судов смешанного (река — море) плавания);
— свидетельство о годности к плаванию;
Для регистрации отдельного типа судов необходимы и другие документы, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Неотъемлемой частью Государственного судового реестра Российской Федерации являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на суда (далее — дело правоустанавливающих документов), и книги учета документов.
Дело правоустанавливающих документов открывается на каждое судно.
Книги учета документов содержат данные:
— о принятых на государственную регистрацию документах о судне, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях;
— о выданных свидетельствах, о государственной регистрации;
— о выданных выписках и справках из Государственного судового реестра Российской Федерации;
— об иных документах.
Датой внесения записи в книгу учета документов о поступившем заявлении, о государственной регистрации права на судно, ограничении права или сделки начинается государственная регистрация.
Присвоенный входящий номер в книге учета о приеме документов составляет основу номера государственной регистрации права, его ограничения или сделки.
Государственный судовой реестр Российской Федерации, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов хранятся в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускается.
Государственный судовой реестр Российской Федерации состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом судне.
Раздел I содержит основные сведения о судне:
— название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации судна и дата ее аннулирования (если таковые имеются);
— позывной сигнал судна (для судов смешанного (река — море) плавания);
— тип, назначение и класс судна;
— основные технические характеристики судна, в том числе пассажировместимость, полная грузоподъемность и главные размерения судна.
Раздел II содержит записи о праве собственности, праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дату внесения записи, фамилию, имя и отчество должностного лица, осуществившего регистрацию, и его подпись.
В разделе II указываются имя, гражданство и адрес собственника (собственников) судна, доля каждого из собственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников, основания возникновения права собственности на судно или часть судна (договор купли — продажи, договор на постройку судна и другие), имя (наименование) и адрес судовладельца, если он не является собственником судна и его права на судно основываются на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, имя (наименование) и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему.
Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) или сделке с судном идентифицируется номером регистрации. Такой номер присваивается при приеме документов на государственную регистрацию и соответствует номеру книги учета входящих документов и порядковому номеру записи в книге учета входящих документов.
Государственный судовой реестр Российской Федерации ведется на бумажных носителях информации и на магнитных носителях.
При несоответствии записей на бумажном и магнитном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе.
При несоответствии записей в Государственном судовом реестре Российской Федерации и правоустанавливающего документа приоритет имеет правоустанавливающий документ.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 5 ст. 16 КВВТ РФ).
За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в Государственный судовой реестр Российской Федерации, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 16 КВВТ РФ).
3. Пункт 7 комментируемой статьи указывает на открытость сведений о государственной регистрации прав. Это означает, что сведения, содержащиеся в Государственном судовом реестре Российской Федерации и реестре арендованных иностранных судов, предоставляются любому заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из указанных реестров, оформленные в установленном порядке, должны содержать сведения о судне, зарегистрированных правах на него, а также об ограничениях (обременениях) прав.
Органы государственной регистрации должны в течение пяти дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ.
Органы государственной регистрации по запросу правообладателя предоставляют ему информацию о лицах, получивших сведения о судне, на которое он имеет права.
Использование сведений, содержащихся в Государственном судовом реестре Российской Федерации, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Органы государственной регистрации предоставляют бесплатно информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам органов, перечисленных в п. 7 ст. 16 КВВТ РФ. Запросы указанных органов производятся в письменной форме.
4. За регистрацию судов и за любые вносимые в них изменения уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены главой 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Так, согласно подп. 50 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге судов внутреннего плавания — 1000 рублей; судов смешанного (река — море) плавания — 1500 рублей; прогулочных судов, в том числе парусных, пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, используемых в целях мореплавания, — 500 рублей; катеров с главными двигателями мощностью менее 55 кВт, моторных лодок с подвесными моторами мощностью свыше 10 л.с., водных мотоциклов (гидроциклов), несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн — 200 рублей; моторных лодок с подвесными моторами мощностью до 10 л.с., гребных лодок, байдарок, надувных безмоторных судов — 50 рублей.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, судовую книгу судов внутреннего плавания, — 200 рублей; судов смешанного (река — море) плавания — 300 рублей; маломерных судов — 50 рублей.
За выдачу свидетельства о праве собственности на судно внутреннего плавания — 1000 рублей; судно смешанного (река — море) плавания — 1500 рублей; маломерное судно — 200 рублей.
За выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации судов внутреннего плавания — 1000 рублей; судов смешанного (река — море) плавания — 1500 рублей.
За выдачу судового билета, за исключением выдачи судового билета на маломерное судно, — 200 рублей; за выдачу судового билета на маломерное судно — 50 рублей.
В случае утраты свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судового билета выдаются дубликаты таких судовых документов, за выдачу которых, а также за повторную выдачу правообладателям свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о государственной регистрации прав на судно, уплата государственной пошлины главой 25.3 НК РФ не предусмотрена. Также не предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства об исключении судна из Государственного судового реестра или судовой книги и выписки из реестров судов.
5. Следует особо отметить, что на территории Российской Федерации действует единый порядок государственной регистрации маломерных судов (далее — суда), поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — ГИМС МЧС России). Порядок государственной регистрации маломерных судов установлен Приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее — Правила).
Приказ МЧС России от 29 июня 2005 г. N 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 35.
Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:
самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река — море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок — менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов — менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.
Судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге. Для этого физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов — государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее — ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее — органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов (независимо от их технического состояния). Документы должны быть представлены в течение месяца со дня приобретения ранее не зарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов — в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Суда промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя, также до государственной регистрации должны пройти первичное техническое освидетельствование.
Суда и вещные права на них регистрируются по заявлению их владельцев, правомочность которых регламентируется положениями гражданского законодательства Российской Федерации, по месту их жительства (месту нахождения) либо по месту постоянного базирования (стоянки) судов в двухнедельный срок со дня поступления в орган государственной регистрации необходимых документов.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на судно и сделок с ним, являются собственники судов и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав на них, судовладельцы, с одной стороны, и органы государственной регистрации — с другой.
Должностные лица ГИМС МЧС России обязаны давать судовладельцам разъяснения по вопросам регистрационных действий.
Судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.
В случае наличия нескольких собственников (сособственников) судна государственная регистрация судна и права собственности на долю в общей долевой собственности на него производятся на каждого из собственников судна.
6. После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее — судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам) и вместимость судна.
Судовой билет является документом, подлежащим учету, а также имеет учетные степень и номер. Бланки судовых билетов изготавливаются централизованно в установленном порядке по заказу МЧС России.
Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.
При государственной регистрации судна, находящегося в общей долевой собственности, судовой билет выдается каждому сособственнику с указанием всех сособственников и размеров их долей в общей собственности в разделе «Особые отметки и дополнительные сведения». В этом случае все судовые билеты, выданные на одно судно, имеют одинаковую юридическую силу.
В судовых билетах прогулочных моторных судов, используемых в целях мореплавания и имеющих главные двигатели мощностью 55 кВт и более, на внутренней стороне первого листа обложки проставляется штамп «Прогулочное».
При государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности на судно регистрационная карточка-заявление заполняется и представляется каждым сособственником с указанием доли в общей долевой собственности на судно с приложением правоустанавливающих документов.
При государственной регистрации прав собственности на несколько судов, принадлежащих одному собственнику, на каждое судно оформляются регистрационные документы и выдается судовой билет.
Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ, и следующих документов:
1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги (приложение N 4 — форма для физического лица и приложение N 5 — форма для юридического лица);
2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется), и для иностранных граждан или для лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, — вид на жительство;
3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему:
— договор купли-продажи или дарения;
— свидетельство о праве на наследство;
— судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, если оно было ранее зарегистрировано в органах государственной регистрации;
— документ, свидетельствующий об исключении из Государственного судового реестра или реестров (книг) иностранных государств;
— иные правоустанавливающие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации;
5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
Записи во всех представленных на государственную регистрацию судна документах должны быть произведены на русском языке (или иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык).
Официальные иностранные документы, представляемые при регистрации, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом.
Проверка юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию прав на судно, осуществляется органом государственной регистрации судна.
7. Для государственной регистрации судна, принадлежащего юридическому лицу, дополнительно представляются:
— подлинники и копии документов, подтверждающие его государственную регистрацию как юридического лица;
— справка о наличии на его балансе регистрируемого судна;
— копия приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна;
— надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, представляющее материалы для государственной регистрации судна.
Для государственной регистрации судна, принадлежащего иностранному гражданину, дополнительно предъявляется один из следующих документов: дипломатическая карточка, документ, удостоверяющий личность гражданина или служебная карточка Министерства иностранных дел Российской Федерации (для сотрудников дипломатических представительств или других международных организаций, аккредитованных при МИД России).
Государственная регистрация судов, принадлежащих иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, производится на общих основаниях.
Представленные для государственной регистрации судна документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления, не заверенные в установленном порядке, либо имеющие записи, выполненные карандашом, к производству регистрационных действий не принимаются.
Зарегистрированному судну присваивается регистрационный (бортовой) номер, судовладельцу или его доверенному лицу выдается оформленный судовой билет и возвращаются подлинники документов с нанесенной на них записью о произведенной государственной регистрации с указанием присвоенного судну регистрационного номера.
Регистрационная карточка-заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более — и копии правоустанавливающих документов, указанные в подп. 3 и 4 п. 18 и п. 19 Правил, хранятся в картотеке в органе государственной регистрации.
8. Факт получения судового билета удостоверяется подписью собственника (собственников) судна или его (их) доверенного лица в судовой книге.
При утере, порче судового билета на основании заявления собственника судна или его доверенного лица после проведения первичного технического освидетельствования судна выдается дубликат судового билета. В судовом билете ставится штамп «Дубликат», а в судовой книге делается соответствующая отметка с указанием номера и даты выдачи нового судового билета.
Регистрационный номер моторного (парусно-моторного) судна состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих присвоенному номеру государственной регистрации в судовой книге.
Первая буква «Р» обозначает Российскую Федерацию, вторая и третья — субъект Российской Федерации, в котором зарегистрировано судно. Литеры регистрационных номеров по субъектам Российской Федерации утверждаются МЧС России.
Номер для судна, являющегося собственностью физического лица, записывается в виде буквы «Р», четырехзначного числа и двух букв (например: Р00-24 МО), номер для судна, являющегося собственностью юридического лица, записывается в виде трех букв и четырехзначного числа (например: РМО 11-02).
Гребным и несамоходным судам буква «Р» не присваивается.
Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий — 15 — 20 мм.
В случае невозможности выполнить настоящие требования в силу конструктивных особенностей судна, размеры и место нанесения номера определяются органом государственной регистрации.
По желанию судовладельца судну наряду с номером присваивается название, которое указывается в заявлении судовладельца.
Название судна наносится на оба борта в кормовой части судна.
Регистрационный номер или название судна наносится также с внутренней стороны судна в месте, определенном органом государственной регистрации.
Государственная регистрация судна и прав на него, произведенная с нарушением требований законодательства Российской Федерации и Правил, а также при установлении впоследствии обстоятельств, служащих основанием для отказа в государственной регистрации, считается недействительной.
В этом случае судовой билет сдается в орган государственной регистрации, в нем ставится отметка «Регистрация недействительна». Такие же отметки делаются в судовой книге и регистрационной карточке-заявлении, которая хранится в картотеке снятых с учета судов.
О любом изменении сведений, вносимых в судовую книгу, собственник судна обязан сообщить в орган, в котором зарегистрировано судно, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.
9. Повторная государственная регистрация судна производится в случаях:
1) изменения места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна, связанных со сменой субъекта Российской Федерации;
2) изменения данных владельца судна;
3) изменения параметров, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования корпуса судна или изменения количества двигателей или замены двигателя (двигателей) на более мощные.
Повторная государственная регистрация судна (с присвоением нового регистрационного номера) производится на основании:
— письменного заявления судовладельца с предъявлением документов, подтверждающих необходимость повторной государственной регистрации;
— паспорта (или другого документа, удостоверяющего личность судовладельца);
— платежных документов об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию и о внесении платы (сбора) за техническое освидетельствование судна на годность к плаванию.
При повторной государственной регистрации судна судовладельцу выдается новый судовой билет либо в судовой билет вносятся необходимые изменения.
При изменении места жительства (места нахождения) судовладельца либо места постоянного базирования (стоянки) судна в пределах одного и того же субъекта Российской Федерации, а также при замене двигателя (двигателей) на менее мощные или той же мощности вносятся изменения в судовую книгу и судовой билет без оформления повторной регистрации судна (без изменения регистрационного номера).
Источник: zknrf.ru
Маломерные суда
При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российское классификационное общество» (РКО) принимается во внимание цель использования маломерного судна:
- некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ
- коммерческое использование – РС или РКО
В соответствии со статьей 7 КТМ маломерное судно – это судно:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров
- общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12)
В соответствии с письмом № ЮЦ-Д5-25/10714 от 10.06.2020 г. распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РКО определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:
- суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега более 12 миль – РС;
- суда, эксплуатируемые в морских районах и зарегистрированные в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль и более 12 миль – РКО;
- суда, эксплуатируемые в морских районах (за исключением судов, зарегистрированных в портах Республики Крым и городе федерального значения Севастополь) с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль – РС или РКО;
- внутренние водные пути – РКО.
Регистрация маломерных судов
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда, использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре; не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна Правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.
Нормативные документы РС по классификации и освидетельствованию маломерных судов
С 01.09.2019 года вступили в силу Правила классификации и освидетельствований маломерных судов. Положения Правил базируются на Постановлении Правительства РФ от 18.09.2013 №820, Правительственной телеграмме от 09.07.2013 № МС-32/79, нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов) и Руководстве по классификации и освидетельствованию маломерных судов №340-48-910 от 27.06.2016 года.
Классификация маломерного судна
Под классификацией МС понимается установление конструктивной категории плавания, учитывающей вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища или берега, на основе фактического технического состояния МС и технической документации.
Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Правил классификации и освидетельствований маломерных судов.
Порядок и места освидетельствования
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах.
Стоимость
Процесс освидетельствования, связанного с перерегистрацией судна, рассчитывается по фактически затраченному времени и включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
- Рассмотрение и анализ заявки
- Рассмотрение представленной документации.
- Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
- Проведение необходимых испытаний и проверок.
- Оформление акта освидетельствования.
- Заполнение Первичных информационных документов.
- Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами о правилах ценообразования на услуги РС.
На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) часов.
Источник: rs-class.org
Регистрация и строительство судов
Служба капитана морского порта Невельск переехала на новый адрес: г.Невельск, ул. Советская, д.80. Изменились телефонные номера. Информация на сайте.
Федеральное государственное бюджетное учреждение
АДМИНИСТРАЦИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ
САХАЛИНА, КУРИЛ И КАМЧАТКИ
- Корсаковский филиал
- Филиал в морском порту Пригородное
- Невельский филиал
- Шахтерский филиал
- Камчатский филиал
- Холмский филиал
В соответствии с требованиями гл. II Правил государственной
регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах
и централизованного учета зарегистрированных судов,
утв. приказом Минтранса РФ от 19 мая 2017 г. № 191
Первоначальная государственная регистрация в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестресудов осуществляется в отношении вновь построенных судов, а также судов, приобретенных за пределами Российской Федерации или зафрахтованных у иностранного собственника и иного управомоченного лица по бербоут-чартеру, до даты принятия органом государственной регистрации решения о государственной регистрации в одном из реестров судов.
Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов после проведения процедуры идентификации судна при наличии вывода о соответствии судна заявленным сведениям о нём.
Идентификация судна, произведенная в целях государственной регистрации, осуществляется российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, наделенным полномочиями на классификацию и освидетельствование судов под Государственным флагом Российской Федерации.
Судовладелец вправе получить свидетельство о праве собственности на судно самостоятельно в органе государственной регистрации либо обратиться в орган государственной регистрации с просьбой направить свидетельство по указанному судовладельцем адресу почтовым отправлением.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых
для первоначальной государственной регистрации судна
вновь построенного судостроительной организацией
1. Заявление о первоначальной регистрации судна.
2. Учредительные документы (для юридического лица) или копия паспорта гражданина Российской Федерации (для физического лица) – судовладельца.
3. Временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выданное консульским учреждением Российской Федерации за рубежом (для судна, приобретенного за пределами Российской Федерации) (при наличии).
4. Заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
5. Извещение о предложенном для присвоения (изменения) названии судну.
6. Платежные документы об уплате государственной пошлины за: государственную регистрацию судна; выдачу свидетельства о праве плавания под флагом РФ; выдачу свидетельства о праве собственности.
7. Правоустанавливающий документ (правоустанавливающие документы).
8. Договор, результатом исполнения обязательств по которому является передача вновь построенного судна.
9. Документ, подтверждающий переход права собственности от судостроительной организации к судовладельцу,
или,
если при строительстве судна право собственности на строящееся судно принадлежало судовладельцу:
— документ, подтверждающий передачу судна от судостроительной организации судовладельцу.
10. Документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
11. Представителю заявителя — документ, удостоверяющий личность представителя юридического/физического лица.
Источник: xn--80auagpm.xn--p1ai
Статья 16 КВВТ РФ. Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов (действующая редакция)
1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также — реестры судов):
Государственном судовом реестре;
реестре маломерных судов;
реестре арендованных иностранных судов;
Российском международном реестре судов;
реестре строящихся судов.
1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
1.2. Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
2. Судно, которому в соответствии с пунктом 8 статьи 23 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
2.1. Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, а также между морскими портами Российской Федерации и портами, расположенными на внутренних водных путях Российской Федерации, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.
3. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
4. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
6. За государственную регистрацию судов, в том числе строящихся на территории Российской Федерации, и прав на них, изменений, вносимых в реестры судов, и предоставление информации о зарегистрированных правах на суда взимается плата, размер, порядок взимания и использования которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов, бесплатно предоставляют информацию о зарегистрированных правах на суда по запросам:
правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг;
налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией;
государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов;
органов государственной статистики;
иных определенных федеральными законами органов.
Комментарий к ст. 16 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи конкретизирует для речных судов общую обязанность собственника судна осуществлять его государственную регистрацию. Аналогичная обязанность предусмотрена в ст. 33 КТМ, ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» в отношении других видов судов.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 16 комментируемого Кодекса государственной регистрацией судна и прав на него следует признавать акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Считается общепризнанным, что только факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (недвижимым имуществом в данном случае выступает и речное судно) порождает изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В этой связи акт государственной регистрации судна следует считать правоустанавливающим правовым актом. Это обусловлено тем обстоятельством, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь правоустанавливающей деятельностью уполномоченных органов исполнительной власти, подтверждает и права на такое имущество, и производимые с ним сделки.
Кроме этого, следует отметить, что указанная деятельность выражается в действиях специального уполномоченного государственного органа исполнительной власти или уполномоченной им организации, то есть представляет собой административный (позитивно-управленческий) процесс по реализации функции государственного управления.
Вышеизложенное позволяет признать, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует воспринимать как правовой административный акт ненормативного характера и индивидуальной направленности, имеющий правоустанавливающую силу.
2. В соответствии с требованиями комментируемой нормы государственной регистрации подлежат суда, которые являются самоходными или несамоходными плавучими сооружениями, предназначенными для использования в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода.
Административно-правовые отношения по государственной регистрации судна и прав на него возникают между:
1) собственником судна, судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, судебным приставом, лизингодателем, кредитором, доверительным управляющим, с одной стороны;
2) регистрирующим органом, с другой стороны (о регистрирующих органах см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17).
В соответствии с комментируемой статьей собственник должен зарегистрировать свое судно в одном из нижеперечисленных реестров судов:
— Государственный судовой реестр. В нем содержится информация о существующих и прекращенных правах на судно, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. В государственный судовой реестр включается информация только о судах, находящихся в собственности российских лиц.
Пример: акционерная компания «Оушн Тролерс Интернэшнл Лимитед» («Ocean Trawlers International Limited», Гонконг) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к ООО «САХАЛИНИНВЕСТМОРЕ» о признании права собственности на судно — МПБ «Дальмос» и истребовании его из чужого незаконного владения.
Иск был обоснован тем, что указанное судно приобретено (оставлено) за собой компанией, являющейся залогодержателем судна по договору ипотеки, в силу п. 5 ст. 58 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Это является основанием возникновения права собственности компании на судно и его истребования у ответчика.
Дело рассматривалось арбитражными судами в нескольких инстанциях. Апелляционный суд, сославшись на положения п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК, пришел к выводу о том, что, поскольку право собственности истца на судно не зарегистрировано в Государственном судовом реестре, оно не возникло у истца и не может быть признано за ним. Отказывая в удовлетворении требования об истребовании спорного судна из незаконного владения, апелляционный суд исходил из отсутствия доказательств наличия у истца права собственности на МПБ «Дальмос», находящегося во владении ответчика.
Суд кассационной инстанции посчитал указанный вывод апелляционного суда ошибочным, сделанным без учета того, что истец является иностранным юридическим лицом, право собственности которого на спорное судно не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре, так как включению в указанный реестр подлежат суда, обладающие правом плавания под Государственным флагом РФ. Правом плавания под Государственным флагом РФ обладают только суда, находящиеся в собственности российских лиц. Переход права собственности на судно к иностранному лицу влечет за собой исключение судна из Государственного судового реестра РФ.
Вместе с тем суд кассационной инстанции посчитал, что в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты его прав. Так, обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, компания исходила из того, что в силу положений ФЗ «Об ипотеке» право ответчика как залогодателя по договору ипотеки на спорное судно прекратилось в связи с оставлением истцом (залогодержателем) его за собой в установленном законом порядке. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. С учетом того что право собственности иностранной компании на спорное судно не подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, то надлежащим способом защиты прав истца в данном случае будет являться предъявление иска о признании права ответчика на судно отсутствующим (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 августа 2011 г. по делу N А59-4567/2010);
— реестр маломерных судов. Государственную регистрацию маломерных судов в реестре маломерных судов осуществляет подразделение Государственной инспекции по маломерным судам — ГИМС МЧС. Реестр маломерных судов содержит информацию о судне, необходимую для его идентификации. Порядок ведения реестра маломерных судов регламентируется Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС, утв. Приказом МЧС от 24 июня 2016 г. N 340;
— реестр арендованных иностранных судов. В соответствии с п. 113 Правил государственной регистрации судов включению в этот реестр подлежат зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским арендаторам по договору аренды судна без экипажа, в случае, если:
арендатор судна отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п. 2 ст. 23 КВВТ;
собственник судна дал в письменной форме согласие на перевод судна под Государственный флаг РФ;
законодательство государства-собственника не запрещает предоставление судну права плавания под флагом иностранного государства;
право плавания под флагом иностранного государства приостановлено или будет приостановлено в момент предоставления судну права плавания под Государственным флагом РФ;
— Российский международный реестр судов. Государственная регистрация в этом реестре осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов РФ из Перечня морских портов, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 583-р. Это установлено в п. 7 Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утв. Приказом Минтранса от 19 мая 2017 г. N 191;
— реестр строящихся судов. В соответствии со ст. 18 КВВТ (см. комментарий к ст. 18) и Правилами государственной регистрации судов в этот реестр подлежат включению суда, в отношении которых заведено дело на строящееся судно. В это дело помещаются все документы, поступающие для государственной регистрации прав на строящееся судно.
В соответствии с позициями высших судебных инстанций не подлежат государственной регистрации договор аренды речного судна (см. решение Верховного Суда РФ от 5 июля 2010 г. N ГКПИ10-618; Постановление Президиума ВАС РФ от 26 апреля 2011 г. N 14736/09 по делу N А65-8814/2009).
3. Пункты 1.1 и 1.2 комментируемой статьи устанавливают:
— виды объектов, не подлежащих государственной регистрации;
— особенности учета плавучих объектов, не являющихся судном.
Не подлежат государственной регистрации:
— плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
— суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно;
— спортивные парусные суда, длина которых не превышает 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;
— беспалубные несамоходные суда, длина которых не превышает 12 метров.
Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с Правилами учета плавучих объектов, утв. Приказом Минтранса от 1 ноября 2017 г. N 470, с целью обобщения информации о плавучих объектах в интересах обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и не связан с наличием права собственности и иных прав на плавучие объекты. Это положение Правил подчеркивает принципиальное отличие учета плавучих объектов от государственной регистрации судов. Сущность регистрации, в отличие от учета плавучих объектов, заключается в фиксации приобретения права собственности на судно и иных прав на него.
4. Пункты 2 и 2.1 комментируемой статьи устанавливают особенности государственной регистрации судов.
Суда, зарегистрированные в судовом реестре иностранного государства, принятые российским арендатором в аренду без экипажа, в связи с чем им временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ (подробнее см. комментарий к п. 8 ст. 23), подлежат государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
Суда, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 г. и используемые в целях судоходства, включая их использование в сообщении между портами, расположенными на внутренних водных путях, а также в сообщении между морскими портами РФ и портами, расположенными на внутренних водных путях, могут регистрироваться в Российском международном реестре судов.
Государственная регистрация в Российском международном реестре судов осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов Российской Федерации из Перечня морских портов, определенных в распоряжении Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. N 583-р.
5. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи определяют юридическое значение государственной регистрации судна и прав на него. В соответствии с положениями комментируемой статьи государственная регистрация судна и прав на него — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно.
На основании п. 2 ст. 130 ГК недвижимым имуществом признаются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре.
Подлежат регистрации следующие права на судно и их ограничения (обременения):
— право хозяйственного ведения;
— право оперативного управления;
— право пожизненного наследуемого владения;
— право постоянного пользования;
— иные права в случаях, предусмотренных гражданским и иным федеральным законодательством.
6. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Это право может быть оспорено только в судебном порядке.
В настоящее время в юридической науке отмечается, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и судов, обладает правоустанавливающим, правоподтверждающим и охранительным значением для заинтересованных лиц и контролирующим, фискальным и статистическим значением для государства в лице его специальных органов . Данные обстоятельства свидетельствуют о многофункциональности государственной регистрации судна и прав на него, причем для заинтересованных лиц и для органов государства эти функции различны.
См.: Матвеев П.А. Понятие и значение института государственной регистрации прав на недвижимое имущество // Российская юстиция. 2017. N 5. С. 11.
Кроме этого, в соответствии с комментируемой нормой заинтересованное лицо не может доказывать право собственности и иные права на судно иными доказательствами кроме свидетельства, выдаваемого регистрирующим органом (см. п. 8 комментария к настоящей статье и комментарий к ст. 17). Факт государственной регистрации судна и прав на него может быть оспорен лишь в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
7. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает, что за государственную регистрацию судов и прав на них, а также за изменения, вносимые в один из указанных в п. 1 комментируемой статьи реестр судов, взимается плата. Плата также взимается за предоставление информации о зарегистрированных правах на суда. Размер, порядок взимания и использования указанной выше платы устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время плата за государственную регистрацию судна и прав на него определяется как государственная пошлина и взимается в соответствии налоговым законодательством. Так, в соответствии с подп. 59 — 62 ст. 333.33 НК государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) за регистрацию в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов или бербоут-чартерном реестре:
— судов внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;
— судов смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей;
— спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов — 1 тыс. 600 рублей;
2) за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр в отношении:
— судов внутреннего плавания, — 800 рублей;
— судов смешанного (река — море) плавания, — 1 тыс. рублей;
— спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 200 рублей;
3) за выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на:
— судно внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;
— судно смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей;
— спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 800 рублей;
4) за выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ:
— судов внутреннего плавания — 3 тыс. 500 рублей;
— судов смешанного (река — море) плавания — 5 тыс. рублей.
8. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает правовой режим информации, содержащейся в реестрах судов. В соответствии с положениями комментируемой нормы реестры судов являются открытыми для любых заинтересованных в получении содержащейся в них информации лиц. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указанная информация в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению.
Информация о зарегистрированных правах на суда предоставляется бесплатно по запросам:
— правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах. Должностное лицо правоохранительного органа, в производстве которого находится дело, касающееся судна и прав на него, может обратиться в соответствии с уголовно-процессуальным и административно-процессуальным законодательством к капитану морского порта или к должностному лицу службы капитана морского порта, действующему по его поручению, для получения информации о правах на судно. Такими органами являются органы Следственного комитета, Главного следственного управления МВД, Генеральной прокуратуры, ФСБ и их территориальные подразделения, а также федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи;
— органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
— государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг. Государственные услуги предоставляются федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные услуги предоставляют органы местного самоуправления. Государственные и муниципальные услуги также могут предоставляться многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»);
— налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией. Имеются в виду территориальные налоговые органы, являющиеся подразделениями ФНС;
— государственных органов, осуществляющих контроль за использованием природных ресурсов. К числу таковых органов необходимо отнести Минприроды и его территориальные органы, Росгидромет и его территориальные органы, Росприроднадзор и его территориальные органы, Росводресурсы, Рослесхоз, Роснедра и его территориальные органы;
— органов государственной статистики. Такими органами является Росстат и его территориальные органы;
— иных органов, определенных федеральными законами. В эту группу можно отнести Минтранс, Ространснадзор, Росавиацию, Росавтодор, Росжелдор, Росморречфлот и др.
9. Федеральным законом от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна. Письмом Минтранса от 16 мая 2012 г. N 05-04-1655 «О государственной регистрации морских и речных судов» в связи с этим направлены разъяснения по вопросам регистрации судов.
В письме обобщен основной порядок регистрации судов, действующий в России. Рассмотрим его с учетом действующего законодательства:
1) плавсредство массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт не подлежит государственной регистрации — на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится;
2) спортивное парусное судно длиной менее 9 м и не оборудованное местами для отдыха (спальные места) не подлежит государственной регистрации, на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производится;
3) маломерное судно, не осуществляющее коммерческой деятельности, — классификация, освидетельствование и государственная регистрация в реестре маломерных судов осуществляется ГИМС МЧС России, выдается судовой билет;
4) маломерное судно, осуществляющее коммерческую деятельность, — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;
5) спортивное парусное судно вне зависимости от размерений (за исключением спортивных парусных судов, не подлежащих государственной регистрации) — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;
6) прогулочное немаломерное судно (более 20 м или количество людей от 12 до 18, не занятое коммерческой деятельностью) — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром с выдачей акта классификации и освидетельствования, государственная регистрация — администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается судовой билет. Суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов;
7) любое немаломерное судно (за исключением указанных выше) вне зависимости от того, занято оно коммерческой деятельностью или нет, — для внутреннего водного плавания классификация и освидетельствование осуществляются Российским речным регистром, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, — также Германским Ллойдом или Бюро Веритас, с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КВВТ и международными конвенциями. Государственная регистрация этих судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей, выдается свидетельство о собственности и свидетельство о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации. При этом суда смешанного (река — море) плавания регистрируются капитанами морских портов.
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ»
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В.
Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019
Источник: www.zakonrf.info
Регистрация и строительство судов
В Реестре строящихся судов подлежат регистрации права на строящиеся суда, которые после постройки считаются морскими судами. Регистрация права собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации морском порту (Администрации соответствующего морского порта). — Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах. (Приказ Министра транспорта Российской Федерации № 277 от 9 декабря 2010 года).
Реестр строящихся судов предназначен для государственной регистрации права собственности на строящееся судно. Также в Реестре строящихся судов регистрируется ограничение (обременение) права собственности на строящееся судно — ипотека строящегося судна, установленная в целях обеспечения денежного обязательства договором собственника строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя).
По российскому законодательству судно признаётся строящимся (судном в постройке) на определённой стадии, а именно, с момента закладки киля судна и до получения судовых документов, выдаваемых на судно при его регистрации в Государственном судовом реестре или в Российском международном реестре судов.
— масса собранной части корпуса судна составляет не менее 50 тонн или 1% расчетной массы всех материалов корпуса, в зависимости от того, которое из этих значений меньше.
Пере чни документов для регистрации строящегося судна (права собственности на строящееся судно) в Реестре строящихся судов
Источник: www.regmorsud.ru