Регулирование это в строительстве

Содержание

Правовое регулирование отношений по капитальному строительству входит в компетенцию Российской Федерации. Пути совершенствования правового регулирования строительной деятельности тесно связаны с совершенствованием правовых аспектов предпринимательства, являющегося непременным условием функционирования всех участков строительства.

Капитальное строительство – это особая отрасль материального производства, в рамках которой осуществляется создание новых, реконструкция и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений как производственного, так и непроизводственного назначения.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере капитального строительства, является ГК РФ.

К строительному законодательству следует отнести также отдельные нормы Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., Законы РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г., «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г.

Техническое регулирование в строительстве: перспективы развития

Важным правовым документом, посвященным взаимоотношениям всех участников процесса, является Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица и их объединения, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Под заказчиками закон понимает уполномоченных на то инвесторами физических и юридических лиц, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и(или) государственному контракту.

При строительстве крупных объектов нередко объединяются средства нескольких инвесторов. В этих случаях инвесторы заключают договор о совместной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими

40. Правовое регулирование финансово-экономической деятельности МСУ.

40. Правовое регулирование финансово-экономической деятельности МСУ. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу МСУ составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций 4.1. Понятие финансов предприятий и их правовой режимГлавным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих

«Стандартизация и техническое регулирование в строительстве»

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности 9.1. Понятие банковского кредитаБанковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности 10.1. Понятие финансовой аренды (лизинга). Виды лизингаПо своему экономическому содержанию лизинг является формой кредитования без передачи права собственности на товар арендатору. Лизинг можно рассматривать как

Тема 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Возникновение антимонопольного законодательства Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат

Тема 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности Нормативные документы:? Гражданский кодекс РФ.? Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской

Тема 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств.2. Виды таможенных режимов и платежей.3. Порядок производства

ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий

ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового положения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в их учредительных

1.2. Предмет курса «Правовое регулирование рекламной деятельности»

1.2. Предмет курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» Курс «Правовое регулирование рекламной деятельности» является важнейшей составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по специальности

1.3. Задачи и значение курса «Правовое регулирование рекламной деятельности»

1.3. Задачи и значение курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» Главной целью курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» является изучение правовых основ регулирования рекламной деятельности, законодательства, регулирующего рекламную

Источник: law.wikireading.ru

Общая характеристика механизмов государственного регулирования в строительстве

Москаленко, Д. А. Общая характеристика механизмов государственного регулирования в строительстве / Д. А. Москаленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63808/ (дата обращения: 10.10.2022).

В статье проводится анализ теоретических и практических аспектов государственного регулирования в строительстве, что позволило выделить основные механизмы государственного регулирования в строительстве, определить их цели и особенности. Раскрыты характеристики механизмов государственного регулирования, обоснована значимость каждого из них для стратегических целей развития не только строительной отрасли, но и национальной экономики в целом.

Ключевые слова: сметное нормирование, строительная отрасль, инвестиционная деятельность

Государственное регулирование в строительстве и в других сферах каждого государства должна соответствовать общенациональным стратегическим целям и интересам. Не является исключением и Россия, поскольку стратегической задачей государства является экономический рост и улучшение благосостояния граждан через реализацию модели инвестиционного развития. Для этого на государственном уровне необходимо сформировать институциональную среду, благоприятную к инвестиционным процессам, и постепенно совершенствовать систему нормативно-правового регулирования строительной отрасли. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению объемов инвестиционных ресурсов в строительство, их эффективному использованию и определению приоритетных направлений и обеспечению результативного использования капиталовложений.

Анализ тенденций в российской социально-экономической сфере показал наличие множества ограничений, основными препятствиями на пути развития строительной отрасли России являются: коррупция, нестабильность политической ситуации в стране, неэффективное государственное регулирование, нечеткая правовая система, большой налоговое бремя, низкий уровень доходов граждан, недостаточно развитая инфраструктура бизнеса, нестабильность экономической и налоговой политики и тому подобное [1]. Все это предопределяет актуальность проблематики изучения сложившихся механизмов государственного регулирования в строительстве и разработке рекомендаций по их совершенствованию.

Прежде всего, следует рассмотреть сущность механизмов государственного регулирования, которые различаются по методам (организационные, экономические, психологические, специальные), рычагами (экономические, финансовые, правовые), инструментами (технологии, программы) и политикой (экономическая, социальная, финансовая, культурная, промышленная) и включила правовое, информационное и нормативное обеспечение [4]. Кроме того, механизм государственного регулирования должен формироваться на таких принципах, как целеустремленность, непрерывность, планомерность, динамизм, непротиворечивость, целостность, автономность, моделирование и эффективность. В структуре механизмов государственного регулирования мы рассматриваем виды управленческой деятельности, необходимо обеспечение, без которого невозможно функционирование самого механизма, а также инструменты, методы и рычаги управления. Объектами механизма государственного регулирования строительства выступают определенные институты: человек, общество, территориальная община, регион, а также процессы и отношения между ними, происходящие при планировании, финансировании и реализации строительства [2].

Среди основных механизмов государственного регулирования инвестиционной политикой строительства можно выделить: законы и законодательные акты; систему норм и нормативов; объемы и источники финансирования; ценовое регулирование и государственные гарантии; систему стандартизации и сертификации строительства; бюджетные трансферты, субсидии, дотации; страхование инвестиционных рисков в строительстве.

Основные документы государственного регулирования в строительстве:

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  3. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ

Рис. 1. Элементы механизмов государственного регулирования в строительстве

Стоит отметить, что в строительной сфере процесс ценообразования отличается от ценообразования в других отраслях промышленности, что обусловлено особенностями строительной продукции, которая производится по требованию заказчиков и на основе индивидуальной проектно-сметной документации. Также следует отметить, что эффективное ценообразование в строительстве является способом обеспечения функционирования строительных предприятий и повышения уровня социально-экономической жизни населения, в целом. Качественный и количественный анализ системы стандартизации и сертификации строительства позволяет сделать вывод о том, что государственные стандарты и сертификаты о качестве строительных товаров, работ и услуг должны учитывать определение единых международных требований, норм, относительно качества, химического состава, физических свойств, веса, размеров, количества строительной продукции и тому подобное [3].

К актуальным вопросам государственного регулирования строительства можно отнести также бюджетные трансферты, субсидии, дотации. Субсидии получили широкое распространение в последние десятилетия, поскольку в рамках многосторонних и двусторонних торговых соглашений государства, добровольно ограничили применение тарифов для защиты национальных производителей строительной продукции.

Строительство относится к отраслям, которым характерна вероятность возникновения большого количества рисков, как со стороны инвесторов, застройщиков, так и со стороны специализированных подрядных организаций. В связи с этим, в российском законодательстве должно быть подробно закреплено вопросы страхования инвестиционных рисков в строительстве. Этот инструмент государственного регулирования непосредственно направляется на обеспечение возмещения материального ущерба [5]. Практически все промышленно развитые страны с рыночной экономикой имеют специальные государственные учреждения, занимающиеся страхованием и обеспечением иностранных инвестиций и экспортных кредитов, выделяемых для реализации строительных проектов. Мы считаем, что механизм государственного регулирования строительства должен способствовать повышению уровня эффективности отрасли путем сочетания рыночных и государственных регламентов, иными словами, соединить две системы: систему формирования государственных рыночных отношений и систему государственного регулирования организации управления строительством.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что важным условием для экономического роста страны является нахождение действенных механизмов в государственном регулировании строительства, для этого необходимо: четко определить приоритеты развития строительства на долгосрочный период; обеспечить систему согласованности и стабильности законодательной базы; уменьшить налоговое давление на предприятия, вкладывающие ресурсы в инвестиционное развитие строительной отрасли; создать равные условия конкурентной борьбы; направлять инвестиции в приоритетные, с точки зрения эффективности, строительные проекты; предоставить правительственные гарантии инвесторам и закрепить их на законодательном уровне; обеспечить минимизацию инвестиционных рисков и тому подобное.

  1. Бойкова А. В., Захарова Д. А. Некоторые проблемы строительной отрасли России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–1. С.89–91.
  2. Власова Г. А., Князева Н. В., Шиндина Т. А. Современные проблемы системы ценообразования при формировании сметной стоимости на территории Российской Федерации // Сибирский журнал науки и технологий. 2018. № 1. С.162–172.
  3. Горелова О. А. Процесс обновления сметно-нормативной базы в строительстве // Вестник ГУУ. 2019. № 8. С.76–82.
  4. Никифоренко Е. С., Семенова Г. Н. Применение элементов государственного регулирования экономического роста в современных условиях и возможности социально-ориентированной экономики // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2019. № 2. С.8–27.
  5. Шаболкина О. И., Галкина А. С. Отдельные аспекты применения нормативно-правовых актов в строительстве // Инновационная наука. 2019. № 2. С.25–28.
Читайте также:  Как участвовать в тендерах на строительство и ремонт

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, строительство, государственное регулирование строительства, строительная отрасль, строительная продукция, инвестиционная деятельность, механизм, сертификация строительства.

Источник: moluch.ru

Регулирование это в строительстве

В настоящее время государственное регулирование строительной отрасли на федеральном уровне осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти, основным из которых является Министерство регионального развития Российской Федерации. Выработка и реализация государственной политики Минрегионом России осуществляются по трем основным направлениям.

Первое направление — сфера технического регулирования в строительстве. Базовым законодательным актом здесь является Федеральный закон «О техническом регулировании». В соответствии с действующим законодательством данное полномочие находится в исключительном ведении Российской Федерации. Если до принятия данного федерального закона субъекты РФ имели право утверждать территориальные строительные нормы (ТСН), содержащие технические требования к проектноизыскательским и строительно-монтажным работам, то после его вступления в силу такой возможности у регионов нет.

Второе направление — регулирование градостроительной деятельности, или градорегулирование. Базовым законодательным актом, на котором строится государственная политика в этой сфере, является Градостроительный кодекс Российской Федерации. Данное направление в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуется тремя уровнями публичной власти: федеральный, региональный и муниципальный.

Третье направление — это сметное нормирование и ценообразование в строительстве. Базовым законом здесь выступает Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Данное полномочие реализуется Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации [28].

Конечно, приведенное разделение сфер деятельности является в определенной степени условным. Как например, для строительства конкретного объекта необходимо решение вопросов градостроительных, технических, сметных, так и на уровне государственного регулирования все три сферы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга. В первую очередь это относится к сферам технического и сметного регулирования. Данные сферы регулирования взаимосвязаны и взаимозависимы, так как содержат аналогичные составы работ, единую терминологию, разрабатываются по единой методологии. При этом первичными являются технические нормы, на базе которых разрабатываются сметные нормы.

В настоящее время, после ликвидации Росстроя, Минрегионом осуществляется как выработка, так и реализация государственной политики в строительной отрасли.

Техническое регулирование. Основной задачей в этой сфере является разработка и утверждение технических норм, которые, с одной стороны, при их исполнении обеспечат безопасность строительства и эксплуатации здания, сооружения и, с другой стороны, не будут тормозом для внедрения новых технических решений, применения новых технологий и материалов.

Необходимо признать, что в этой сфере мы отстаем от реальных потребностей строительной отрасли. Практически четыре года с момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании» и до внесения в него поправок в прошлом году работа в этой сфере не велась. Минрегион России или какой-то другой федеральный орган исполнительной власти не был наделен полномочиями по актуализации действующих технических нормативных документов. Кроме того, не было возможности разрабатывать технические регламенты о безопасности зданий, так как закон в предыдущей редакции не учитывал особенностей строительной продукции.

На слайде 1 (рис. 2) представлена трехуровневая структура документов в сфере технического регулирования, в рамках которой строится наша работа. Первый уровень документов — это технические регламенты. Это единственные документы, в которых (после вступления их в силу) будут содержаться обязательные требования к зданиям и сооружениям, как к объектам технического регулирования.

Основными здесь являются два технических регламента: «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий». Первый технический регламент уже разработан, прошел все необходимые процедуры, включая публичное обсуждение, согласован с федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации. После рассмотрения на правительстве он будет внесен в Государственную думу. По второму техническому регламенту были проведены конкурсные процедуры, определили победителя, сейчас заключается государственный контракт. Этот технический регламент принимается в форме постановления Правительства Российской Федерации.

Это не единственные регламенты, которые будут устанавливать требования к зданиям и сооружениям. Уже принят технический регламент «О пожарной безопасности», разрабатывается технический регламент «О безопасности лифтов». Задача Минрегиона состоит в том, чтобы координировать этот процесс: при согласовании таких технических регламентов мы смотрим на то, чтобы они по своему содержанию применительно к зданиям и сооружениям не противоречили нашему техническому регламенту. Вполне возможно, что в последующем выявится необходимость разработки и Минрегионом дополнительных технических регламентов, например, «О безопасности высотных зданий». Время покажет.

Второй уровень документов — это документы в области стандартизации, национальные стандарты и своды правил. Это документы добровольного применения, которые являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов. Добровольность применения означает, что проектировщики, например, могут ими пользоваться или нет. В первом случае государство гарантирует, что те требования безопасности, которые заложены в техническом регламенте, будут обеспечены и контроль оно будет осуществлять за соблюдением требований сводов правил и национальных стандартов в процессе государственной экспертизы, государственного строительного надзора во время ввода объекта в эксплуатацию.

На самом деле в новой системе технического регулирования без разработки сводов правил положения технических регламентов будут труднореализуемы. Если применительно к техническим регламентам можно сказать, что они устанавливают «что должно быть обеспечено», то применительно к сводам правил мы говорим «как это сделать».

Необходимо сказать о том, что у проектировщика есть возможность не пользоваться сводами правил, а идти, как говорится, своим путем, но тогда он должен будет доказать государственным органам, что безопасность строительства и эксплуатации в проектных решениях обеспечена, что сделать будет проблематично.

Своды правил будут содержать как собственные технические нормы, так и отсылочные нормы к документам третьего уровня, то есть к строительным нормам и правилам, ППБ, СанПинам и т.д. И в этом их тесная взаимосвязь. Говоря о системе сводов правил, мы предполагаем, что их будет шесть первоочередных в соответствии с видами безопасности, определенными в техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Мы их условно называем общими сводами правил. Затем будут разрабатываться специальные своды правил, например, по индивидуальным жилым домам, по сложным инженерным сооружениям и т.д.

На слайде 2 можно видеть, какую огромную работу необходимо провести, чтобы создать доказательную базу одного технического регламента. И лишь после этого можно будет сказать, что создан тот минимум в плане нормативного регулирования, который позволит всем участникам строительства реально проектировать и строить объекты.

Говоря об актуализации документов, необходимо сказать, что работа сейчас ведется по 11 первоочередным СНиПам, и думаем, что до конца года мы их введем в новой редакции. Эта работа также небыстрая, т.к. документы в обязательном порядке один, два и более раз рассматриваются на экспертной комиссии Минрегиона, соответственно имеются замечания, затем идет их устранение и т.д. Также издан и зарегистрирован в Минюсте России приказ министерства «О порядке разработки и согласования специальных технических условий…». Сейчас организована работа по их рассмотрению, экспертизе и согласованию с приказом. По состоянию на 1 сентября 2012 года поступили материалы по 131 объекту, согласованы специальные технические условия по 57 объектам [28].

Регулирование градостроительной деятельности. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ градостроительная деятельность включает территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений. Данную сферу условно можно разделить на два блока: первый — это регламентация действий органов публичной власти всех уровней по подготовке, согласованию, утверждению и реализации документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; второй — это регламентация деятельности хозяйствующих субъектов — участников строительства по проведению инженерных изысканий, проектированию и строительству зданий и сооружений.

Хотелось бы коротко остановиться на первом блоке. Основное отличие данного блока градорегулирования от сферы технического регулирования состоит в том, что регулируются вопросы, входящие в его состав, органами публичной власти всех уровней. Более того, центр тяжести здесь смещен в сторону субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важной нормой, которая должна способствовать тому, чтобы органами власти реализовывались нормы Градостроительного кодекса РФ в части разработки градостроительной документации, является, во-первых, механизм понуждения органов публичной власти к осуществлению ими градостроительной деятельности посредством установления ответственности за бездеятельность. Так, при отсутствии документов территориального планирования с 1 января 2010 года не допускается принимать решения о резервировании, изъятии и переводе из одной категории в другую земельных участков, принадлежащих частным лицам, для государственных или муниципальных нужд. При отсутствии правил землепользования и застройки с 1 января 2010 года не допускается предоставлять частным лицам земельные участки для строительства, выделенные из состава государственных и муниципальных земель.

Также введены процедуры подготовки и предоставления земельных участков для жилищного строительства на аукционах. Аукционные процедуры должны вытеснить процедуры предварительного согласования мест размещения объектов строительства.

Кроме того, в настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (принят в 1-м чтении), которым вводятся аукционные процедуры на все земельные участки (не только в отношении объектов жилищного строительства).

И наконец, введен институт контроля за градостроительной деятельностью. Этот контроль должны осуществлять субъекты за деятельностью муниципальных образований и Минрегион России — за деятельностью субъектов Российской Федерации. Все эти меры должны были бы улучшить ситуацию с разработкой градостроительной документации, однако анализ деятельности в этой части показывает, что здесь не все в порядке, в первую очередь на муниципальном уровне. В ближайшие годы на региональном и местном уровне должны быть решены задачи подготовки и утверждения программ развития местных систем градорегулирования (в составе региональных программ); подготовки и принятия правил землепользования и застройки; планов реализации генеральных планов, включающих комплексные схемы развития сетей инженерного обеспечения, приоритетные проекты (в увязке с объемами и сроками финансирования строительства приоритетных объектов местного значения).

На федеральном уровне в этой части проведена следующая работа: внесены соответствующие изменения в Градостроительный кодекс РФ; принято постановление Правительства РФ о порядке согласования схем территориального планирования; утверждены формы градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию; подготовлен проект типового закона субъекта РФ о градостроительной деятельности; подготовлены методические рекомендации по разработке правил землепользования и застройки; утвержден порядок согласования Минрегионом России структуры органов исполнительной власти субъектов РФ в области контроля за градостроительной деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления; утверждена форма представления отчетности о ходе контроля субъектами РФ за градостроительной деятельностью, осуществляемой органами местного самоуправления. Не все вопросы, конечно же, решены, не все необходимые нормативные правовые акты приняты. При этом основной задачей является разработка схем территориального планирования Российской Федерации.

Теперь о регулировании деятельности участников строительства. Здесь основная роль принадлежит федеральному уровню и в первую очередь Минрегиону России.

В целях регулирования вопросов инженерных изысканий, проектирования, строительства министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти проделана следующая работа: подготовлено и утверждено правительственное постановление о порядке проведения инженерных изысканий для строительства объектов; утвержден порядок согласования Минрегионом России нормативных актов субъектов Российской Федерации в части проведения на их территориях инженерных изысканий, сейчас он находится на регистрации в Минюсте России; утверждено правительственное постановление о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, сейчас готовятся в 87 постановление изменения и дополнения; подготовлены и находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти два приказа Минрегиона России «О порядке организации и осуществления строительства» и «О порядке консервации объектов капитального строительства»; принят ряд документов, необходимых для функционирования единой государственной экспертизы проектной документации, основным из которых является постановление №145 «О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации»; подготовлен и находится в Правительстве Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения негосударственной экспертизы проектной документации»; принято постановление Правительства РФ о порядке проведения единого государственного строительного надзора, а также в его развитие принят ряд нормативных актов, которыми урегулированы вопросы осуществления государственного строительного надзора. Хотел бы остановиться еще на одном вопросе, которым напрямую регулируется деятельность организаций по проведению инженерных изысканий, проектных и строительных организаций — это введение саморегулирования в строительстве. Поправками в Градостроительный кодекс РФ, которые вступили в силу с 25 июля 2008 года, вводится этот институт, ликвидируется государственное лицензирование строительной деятельности как самостоятельная форма государственного регулирования, вводится переходный период от лицензирования к саморегулированию. Отмечу, что некоторые положения данного закона приняты не в той редакции, на которой мы настаивали, и сейчас идут многочисленные запросы от организаций как раз по тем самым спорным вопросам: размер компенсационного фонда; минимальное число организаций, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации; срок действия ранее полученных лицензий.

Читайте также:  Технология строительства дома из сип панелей книга

В Минрегионе России очень осторожно относятся к прогнозам — как пойдет этот процесс, сказать сейчас очень сложно [28]. Получит ли государство в результате еще более забюрократизированную машину в лице негосударственных организаций по сравнению с государственным лицензированием, на которое было так много нареканий. «Во всяком случае мы будем отслеживать этот процесс и по результатам правоприменения будем вырабатывать соответствующие предложения. В этой части нами сейчас готовятся перечни работ в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и возможно здесь нам удастся сгладить некоторые моменты принятого закона» — говорит глава Минрегиона РФ Игорь Слюняев. [28]

На основании исследования проведенного в первой главе можно сделать следующие выводы:

Исходя из множества рассмотренных определений, можно утверждать, что современный российский строительный комплекс — это совокупность структур институционального, хозяйственного и производственного типа, характеризующаяся экономическим, организационным, техническим и технологическим взаимодействием в получении конечного результата ? производства строительной продукции.

Структура строительного комплекса включает предприятия стройиндустрии, строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов, монтажные, подрядные организации, проектные и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро.

Система методов управления включает в себя: административные методы, к которым отнесены законодательное регулирование; регулирование на основе властных полномочий; организационные и экономические методы.

Последние изменения в федеральном законодательстве и реформы в области строительства говорят об актуальности вопроса модернизации и развития строительного комплекса в России и свидетельствуют о ее высокой роли в повышении устойчивого развития государства. (ПРИЛОЖЕНИИ А).

Правовую основу деятельности строительного комплекса составляют следующие законодательные и нормативные документы: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Градостроительный кодекс РФ Земельный кодекс РФ Жилищный кодекс РФ ФЗ «О саморегулируемых организациях», ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О техническом регулировании», Постановление Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства»; Постановление Правительства РФ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и т.п. Перечисленные документы призваны оказывать положительное воздействие на формирование внешней среды строительного комплекса

Источник: studbooks.net

Правовое регулирование строительной деятельности

Общие положения о правовом регулировании строительной деятельности

Строительство является одной из базовых отраслей реального сектора экономики любого государства. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначено, что в ближайшей и долгосрочной перспективе строительство будет являться важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов. В соответствии с официальной статистической информацией в России в 2014 г. осуществляли деятельность 226 838 строительных организаций, в которых было трудоустроено 7,6% трудоспособного населения 1 . Объем выполненных в 2014 г. строительных работ в денежном выражении оценивается более чем в 6,1 трлн руб. [1] [2]

Вместе с тем в Концепции отмечено, что в сфере строительства, как и в других базовых отраслях экономики, накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Помимо проблем экономического свойства, таких как значительная конкуренция, массовая неплатежеспособность заказчиков, высокий процент банковского кредита, речь идет и о проблемах правового регулирования строительной деятельности.

Например, согласно данным проекта Всемирного банка «Doing business», в 2016 г. Россия занимает 119-е место из 189 по такому критерию благоприятности ведения бизнеса, как оформление разрешительной документации в строительстве [3] . Согласно профилю нашей страны, подготовленному Всемирным банком, оформление исходноразрешительной и правоустанавливающей документации (начиная от заказа инженерных изысканий и заканчивая государственной регистрацией права на построенное здание) включает 19 административных процедур, выполнение которых занимает в среднем 263,5 дня и влечет затраты хозяйствующего субъекта в размере 1,6% от стоимости построенного объекта [4] .

Таким образом, повышение уровня законности в области строительной деятельности требует принятия правотворческих мер, направленных на облегчение административной нагрузки на предпринимателя (внедрение принципов «единого окна» и межведомственного взаимодействия, исключение избыточных требований к объектам строительства и технологии их создания и т. п.), в том числе путем совершенствования правореализационных механизмов (формализация процедур согласования и экспертизы технической документации, государственного контроля за соблюдением градостроительных и иных требований и т. п.).

Велика роль и научного сообщества, задача которого состоит в принятии мер, направленных на повышение уровня правовой грамотности субъектов строительной деятельности и пропаганду значимости предъявляемых к этой деятельности требований. Ведь эти требования направлены прежде всего на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей при строительстве и эксплуатации объектов.

Термин «строительная деятельность» может иметь несколько значений, в соответствии с которыми определяются нормы права, применимые к отношениям по осуществлению данной деятельности.

При узком подходе строительная деятельность отождествляется с понятием «строительство», легальное определение которого закреплено в ст. 1 ГсК РФ. В силу указанной нормы под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений. С учетом сферы действия градостроительного законодательства, определяемой исходя из ст. 1 и 2 ГсК РФ, понятие строительства может быть уточнено и сформулировано как создание зданий, строений, сооружений, являющихся объектами капитального строительства.

В данном случае строительство рассматривается как вид градостроительной деятельности, характеризуемый следующими признаками:

  • — к строительной деятельности относится только выполнение работ по созданию новых (ранее не существовавших) объектов и не относится деятельность, предшествующая выполнению таких работ (инженерные изыскания, проектирование), а также деятельность, направленная на изменение существующих объектов (реконструкция, ремонт);
  • — объектом строительной деятельности являются только объекты капитального строительства.

В соответствии со ст. 1 ГсК РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения и сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Понятия «здания» и «сооружения» определяются в ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Здания и сооружения как результаты строительства имеют следующие отличия:

  • — здание может иметь только объемную, а сооружение — еще и плоскостную (например, взлетно-посадочная полоса) либо линейную (например, трубопровод) систему;
  • — здание может состоять из наземных и подземных частей, а сооружение — еще и из надземных (например, эстакада);
  • — сооружение в отличие от здания не обязательно характеризуется наличием сетей и систем инженерно-технического обеспечения;
  • — здание может использоваться для проживания или деятельности людей, в то время как сооружение предназначено только для временного пребывания людей, либо для перемещения людей и грузов, либо для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ здания и сооружения относятся к недвижимым вещам. Ввиду этого на практике понятия «объект капитального строительства» и «недвижимое имущество» обычно отождествляются, однако Президиум ВАС РФ в одном из постановлений обратил внимание на необходимость учета различной отраслевой принадлежности рассматриваемых понятий [5] .

Определение термина «строение» в нормативных правовых актах отсутствует, при этом из ст. 222 ГК РФ следует, что данное понятие является родовым по отношению к зданиям и сооружениям, кроме того, предполагается существование строений, не относящихся к зданиям и сооружениям.

Путем системного толкования вышеуказанных норм ГсК РФ, ГК РФ и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений можно прийти к выводу, что к строениям относятся:

  • — объекты недвижимого имущества, не предназначенные для пребывания людей и животных, перемещения людей и грузов, хранения продукции, выполнения производственных процессов (к таковым могут быть отнесены, например, фонтаны, объекты монументальнодекоративного искусства и т. п.);
  • — постройки некапитального характера, не относящиеся к недвижимым вещам (например, бытовые городки).

Содержание последней категории строений вызывает большое количество споров на практике ввиду отсутствия однозначных критериев неразрывной связи с землей, которая в силу ст. 130 ГК РФ является квалифицирующим признаком недвижимых вещей.

С целью преодоления указанного пробела ряд субъектов РФ, руководствуясь неоднозначными формулировками п. 2 и 5 ч. 17 ст. 51 ГсК РФ, определили перечень некапитальных объектов в региональных нормативных правовых актах [6] . К таким объектам обычно относятся элементы благоустройства территорий (например, фонари) либо строения временного характера (бытовки и т. п.) или вспомогательного назначения (в частности, ограды), не имеющие фундаментов.

С учетом вышеизложенного деятельность по созданию строений некапитального характера, не относящихся к недвижимым вещам, к строительству в смысле, придаваемом этому термину в ст. 1 ГсК РФ, не относится.

При более широком подходе понятие «строительная деятельность» тяготеет к закрепленной в ст. 1 ГсК РФ категории градостроительства и включает в себя выполнение инженерных изысканий в целях разработки проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, разработку такой документации и непосредственно строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

При этом, исходя из ст. 1 ГсК РФ, под реконструкцией понимается такое изменение (расширение, перевооружение и т. п.) объекта, которое влечет качественное изменение его технических характеристик по сравнению с теми, которые были предусмотрены первоначальным проектом на его создание, а под капитальным ремонтом — замена или восстановление конструктивных частей или систем объекта на аналогичные или улучшенные.

В отличие от капитального ремонта текущий ремонт, выполнение которого к строительной деятельности не относится, представляет собой замену или восстановление отдельных (не конструктивных) частей объекта в целях поддержания его функциональности. Разграничение конкретных работ на текущий и капитальный ремонт осуществляется на основании подзаконных нормативных правовых актов 1 и нормативно-технических документов.

Таким образом, строительство в данном значении охватывает все этапы деятельности предпринимателей, которые регулируются нормами законодательства о градостроительной деятельности и которые необходимо выполнить для правомерного создания объекта недвижимости или существенного воздействия на его конструктивные элементы. Именно в данном значении правовой режим осуществления строительной деятельности рассматривается в настоящей главе.

Наконец, в самом обширном смысле строительная деятельность включает в себя выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт любых зданий, строений, сооружений, независимо от их квалификации в качестве объектов капитального строительства.

Читайте также:  Перечень исполнительной документации при строительстве железных дорог

Основанием для такого подхода являются нормы ст. 740 и 758 ГК РФ, определяющие сферу применения договоров на выполнение проектных, изыскательских работ и договора строительного подряда без указания на то, что проектируемый или строящийся на основании данных договоров объект должен иметь капитальный характер.

На деятельность по строительству объектов некапитального характера в целом не распространяются положения градостроительного законодательства, однако применяются специальные положения ГК РФ.

Общий признак любой строительной деятельности независимо от того, относится она к градостроительству или нет, заключается в том, что эта деятельность потенциально представляет повышенную опасность как для тех, кто ее непосредственно осуществляет, так и для пользователей создаваемого (изменяемого) объекта.

Вследствие этого строительная деятельность подлежит интенсивному нормированию, предполагающему помимо прочего регламентацию этапности (необходимость оформления исходной или исходноразрешительной документации), установление дополнительных обязанностей участников этой деятельности (в частности, по осуществлению контроля за ходом и качеством строительных работ), а также повышенную ответственность за допущенные при ее осуществлении нарушения.

Повышенный характер ответственности субъектов строительной деятельности проявляется, в частности, в обязанности возместить [7] [8]

причиненный строительством вред на условиях специального деликта, предусмотренного ст. 1079 ГК РФ, а также в обязанности проектной или изыскательской организации устранить недостатки в технической документации или результатах инженерных изысканий независимо от срока их выявления (ст. 761 ГК РФ).

В целом же санкции, применяемые к субъектам строительной деятельности, предусмотрены нормами различной отраслевой принадлежности.

С точки зрения специфики правового регулирования строительная деятельность может классифицироваться по различным основаниям.

Во-первых, по объекту. Так, нормативными правовыми актами предусмотрены особенности строительства жилых домов (а среди них — индивидуальных жилых домов, жилья экономического класса), линейных объектов (автомобильных дорог, трубопроводов, электрических и иных сетей), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (метрополитены и иные объекты, указанные в ст. 48 1 ГсК РФ). Существенной спецификой характеризуется строительная деятельность, осуществляемая в отношении объектов культурного наследия.

Во-вторых, по месту расположения строительной площадки. Законодательство содержит специальные нормы, посвященные строительству на территории нескольких субъектов РФ, на особо охраняемых природных территориях, на континентальном шельфе, на территории инновационного центра «Сколково» и некоторых других территориях.

В-третьих, по составу субъектов, участвующих в строительстве, и характеру договорных связей между ними. Основным участником строительства является застройщик, т. е. владелец земельного участка, на котором осуществляется строительство.

Застройщик может осуществлять строительство самостоятельно либо привлечь для этого подрядчиков (по модели обыкновенного или генерального подряда). В качестве посредника между застройщиком и подрядчиками может выступать технический заказчик, действующий от имени застройщика. Кроме того, участником рассматриваемых отношений с особым статусом может выступать публично-правовое образование, заключающее с инвестором договор о развитии застроенной территории или договор об освоении территории (ст. 46’—46 8 ГсК РФ).

В-четвертых, по источникам финансирования. Строительство может осуществляться за счет средств застройщика либо инвестора (в таком случае на отношения застройщика и инвестора распространяется законодательство об инвестиционной деятельности). Специальному регулированию подчиняется деятельность по привлечению средств на условиях долевого строительства, которая, несмотря на некоторые общие признаки с инвестиционной, не является таковой для участников долевого строительства [9] , а также деятельность жилищно-строительных кооперативов.

Особенности строительной деятельности, классифицируемой таким образом, устанавливаются прежде всего специальными нормативными правовыми актами: законодательством об автомобильных дорогах, об электроэнергетике, о морских портах, об особо охраняемых природных территориях и т. п.

В-пятых, по содержанию строительной деятельности. По данному критерию различается деятельность по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Специфика данных видов деятельности отражена в базовых для строительной отрасли актах, каковыми являются ГсК РФ, ГК РФ, ЗК РФ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Кроме того, большое значение имеют также и нормативные правовые акты о градостроительной деятельности, принимаемые субъектами РФ в соответствии со ст. 3 ГсК РФ.

К общим характеристикам правового режима изыскательской, проектной деятельности, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства относится специальный статус субъекта этой деятельности. По общему правилу таким субъектом может быть лишь юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, которые имеют свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, выдаваемое одной из саморегулируемых организаций, созданных в соответствии с ГсК РФ. Конкретные виды работ, на выполнение которых требуется допуск, определяются в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624.

Данным Перечнем предусмотрена также возможность получения допуска к работам по организации проектирования либо строительства (реконструкции, капитального ремонта). Лицо, имеющее подобный допуск, является, соответственно, генеральным проектировщиком либо генеральным подрядчиком по строительству (реконструкции, капитальному ремонту). Что касается инженерных изысканий, допуск на организацию их выполнения не выдается, при необходимости организацию изысканий в соответствии с ГсК РФ может осуществлять проектировщик.

Давая общую характеристику саморегулирования в сфере строительной деятельности, следует отметить, что оно имеет особенности по сравнению с общей моделью, установленной Законом о СРО.

Указанные особенности установлены в гл. 6 1 ГсК РФ и помимо обязательного членства субъектов строительной деятельности, выполняющих потенциально опасные работы, включают следующее 1 :

  • — СРО в сфере строительной деятельности (далее — строительные СРО) имеют специализацию — предусмотрено создание СРО в сфере инженерных изысканий, СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования и СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта;
  • — к организации, претендующей на получение статуса строительной СРО, предъявляются повышенные требования (например, объединение в составе СРО изыскателей или проектировщиков не менее 50 субъектов предпринимательской деятельности, а для СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта — не менее 100 субъектов);
  • — обязательное членство строительной СРО в национальном объединении [10][11] , которое ведет общедоступный единый реестр членов строительных СРО (общая модель саморегулирования предполагает добровольное членство СРО в ассоциациях);
  • — обеспечение строительной СРО дополнительной имущественной ответственности своих членов (в части минимального размера компенсационного фонда, который устанавливается в зависимости от вида строительной СРО и наличия либо отсутствия требования о страховании ее членами своей имущественной ответственности и в любом случае многократно превышает размер компенсационного фонда, требование о наличии которого установлено Законом о СРО);
  • — наличие специального полномочия — по выдаче свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объекта капитального строительства (согласно же общей модели саморегулирования членство в СРО само по себе является достаточным условием для правомерного осуществления той или иной предпринимательской или иной профессиональной деятельности).

Такие свидетельства могут быть выданы лицам, которые являются членами данной строительной СРО и удовлетворяют установленным этой организацией требованиям. При этом требования, установленные внутренним документом СРО, не могут быть ниже установленных постановлением Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируе- мыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

В случае ведения строительной деятельности без свидетельства о допуске, выдаваемого строительной СРО, наступает гражданско- правовая ответственность в виде обязанности возместить убытки в случае реализации заказчиком предоставленного ему на данный случай права на одностороннее расторжение договора подряда (ст. 450 [12] ГК РФ), а также административная ответственность по ст. 9.5 [12] КоАП РФ.

В заключение следует также отметить, что среди специалистов институт саморегулирования характеризуется неоднозначно [12] . Следует также обратить внимание на тенденцию ужесточения требований к строительным СРО и усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны национального объединения СРО.

Источник: studref.com

Государственное регулирование строительной деятельности в рф

Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере строительства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государственное регулирование строительной деятельностивключает:

Выработку государственной политики в области строительства, градостроительной и жилищной политики,

Государственный строительный контроль и надзор.

Государственное регулирование осуществляется посредством разработки правовых норм.

Градостроительное регулирование

Важнейшим из специфических для строительства документов является Градостроительный кодекс Российской Федерации, называющий своим предметом:

1. Градостроительные отношения — отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде:

— строительства объектов капитального строительства,

— реконструкции объектов капитального строительства,

— капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

2. Отношения, связанные с:

— принятием мер по обеспечению безопасности строительства,

— предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

— ликвидации их последствий —

при осуществлении градостроительной деятельности, если такие отношения не урегулированиы специальными законами.

3. Прямо указанные в ГСК РФ отношения, связанные с:

— приобретением статуса СРО,

— прекращением статуса СРО,

— определением правового положения СРО,

— осуществлением деятельности СРО,

— установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов,

— применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам,

— порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.

Техническое регулирование и стандартизация

Техническое регулирование — это

правовое регулирование отношений

в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также

в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент — документ, который принят ратифицированным международным договором РФ или межправительственным соглашением, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии со ст.5.1 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе [ .

Значительная часть действующей в РФ нормативно-технической документации была разработана и принята во времена СССР.

Источник: studfile.net

Рейтинг
Загрузка ...