Производственный и операционный менеджмент.Практикум. – СПб: «Специальная Литература», 1998. – 216 с.
Практикум по производственному / операционному менеджменту представляет сборник задач и вопросов для дискуссионных обсуждений, имеющих целью научить пользователя современным методам принятия стратегических и тактических решений, обеспечивающих выбор пути повышения конкурентоспособности организации. В нем объединен американский и российский опыт решения задач производственного и операционного менеджмента.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Практикум содержит 12 глав, каждая глава состоит из четырех разделов, включающих:
1. Задачи с решениями.
2. Вопросы для дискуссии.
3. Задачи и ответы.
4. Дополнительные задачи и решения.
В задачах срешениями формулируются типовые задачи и рассматриваются методы их решения. Этот раздел выступает как образец того, как и какими методами надо решать задачи, следуя краткому изложению материала во введении соответствующей главы.
Управление финансами в строительной компании. Частые ошибки и способы их решения
Вопросы для дискуссии рассматривают перечень проблем, которые можно трактовать настолько широко, насколько этого требует складывающаяся конкретная экономическая практика, в которой находятся обучающиеся. Такой подход к постановке дискуссионных вопросов дает возможность ведущему занятия обсуждать проблемы слюбой необходимой степенью полноты в зависимости от его собственных знаний и вкусов.
Третий раздел следует за дискуссионными вопросами и закрепляет полученные в дискуссионных обсуждениях представления путем решения практических задач. Подобранные задачи в современных условиях реформирования экономики страны представляют широкое поле ситуаций, с решением которых постоянно сталкивается предприниматель – менеджер. Для каждой задачи приведены ответы либо приведены указания по ее решению. Кроме того, символом ПК указывается, что отмеченные им задачи могут решаться с помощью программ АВ:РОМ (разработка Temple University), если они имеются у пользователя. Отсутствие программ не вызывает трудностей в решении задач.
Дополнительные задачи, в которых также рассматриваются и их решения, как и в первом разделе, приведены в главах на случай, если возникнет необходимость более углубленного ознакомления с материалом той или иной главы. В основном этот раздел адресован для преподавателя, ведущего практические занятия по курсу «Производственный и операционный менеджмент».
В практикуме обобщены достижения двух наук об управлении производством – американской, известной под названием «Производственный / операционный менеджмент», и русской (советской) науки «Организация и планирование производства на предприятии». Такое объединение сделано с целью достижения требований международного стандарта, предъявляемых к обучению специалистов в области производственного менеджмента.
Предисловие |
Часть первая |
ВВЕДЕНИЕ |
Глава 1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ/ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
1.1. Задачи с решениями |
1.2. Вопросы для дискуссии |
1.3. Задачи и ответы |
Глава 2. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ П/ОМ |
2.1. Вопросы для дискуссии |
Часть вторая |
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В П/ОМ |
Глава 3. ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ |
3.1. Задачи с решениями |
3.2. Вопросы для дискуссии |
3.3. Задачи и ответы |
3.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ |
4.1. Задачи с решениями |
4.2. Вопросы для дискуссии |
4.3. Задачи и ответы |
4.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 5. ТЕОРИЯ ОЧЕРЕДЕЙ |
5.1. Задачи с решениями |
5.2. Вопросы для дискуссии |
5.3. Задачи и ответы |
5.4. Дополнительные задачи и решения |
Часть третья |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В П/ОМ |
Глава 6. СТРАТЕГИЯ ТОВАРА |
6.1. Задачи с решениями |
6.2. Вопросы для дискуссии |
6.3. Задачи и ответы |
6.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 7. СТРАТЕГИЯ ПРОЦЕССОВ |
7.1. Задачи с решениями |
7.2. Вопросы для дискуссии |
7.3. Задачи и ответы |
7.4. Дополнительные задачи и решения |
Часть четвертая |
ТАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В П/ОМ |
Глава 8. ТАКТИКА АГРЕГАТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ |
8.1. Задачи с решениями |
8.2. Вопросы для дискуссии |
8.3. Задачи и ответы |
8.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 9. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ «ТОЧНО ВОВРЕМЯ» |
9.1. Задачи с решениями |
9.2. Вопросы для дискуссии |
9.3. Задачи и ответы |
9.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ, ДЕТАЛЯХ И УЗЛАХ (MRP) |
10.1. Задачи с решениями |
10.2. Вопросы для дискуссии |
10.3. Задачи и ответы |
10.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 11. ТАКТИКА КРАТКОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ |
11.1. Задачи с решениями |
11.2. Вопросы для дискуссии |
11.3. Задачи и ответы |
11.4. Дополнительные задачи и решения |
Глава 12. ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНОГО ПРОИЗВОДСТВА |
12.1. Задачи с решениями |
12.2. Вопросы для дискуссии |
12.3. Задачи и ответы |
Глава 13. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ |
13.1. Задачи с решениями |
13.2. Вопросы для дискуссии |
13.3. Задачи и ответы |
13.4. Дополнительные задачи и решения |
Библиография |
Решение геотехнических задач в транспортном строительстве. Расчёты осадки оснований и консолидации
Часть первая
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ / ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Производство – одна из трех базовых функций любой организации. Производственная / организационная функция создает товары и услуги. Большой прогресс в производственном / операционном менеджменте сделан в двадцатом столетии, но попытки совершенствования материального производства делались с начала развития человечества. Производственный / операционный менеджмент является главной вехой в этом направлении.
Громадная роль совершенствования производительности связана с настойчивостью, стремлением к обновлению и предприимчивостью менеджеров, функционирующих в роли катализаторов производительности. Современное технологическое общество состоит из сложных организаций, которые стремятся использовать эффективный менеджмент. Через решение сложных задач менеджеры могут совершенствовать производственность на своих предприятиях. Такое совершенствование производительности – обязанность профессиональных менеджеров, и профессиональные менеджеры – малая часть нашего общества, которая должна способствовать этому совершенствованию. Сложность вопросов громадна, но и выигрыш общества от решениях этих вопросов значителен.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Задача 1.1
Производительность может быть измерена различными путями, такими, как затраты труда, капитала, энергии, используемых материалов и т. д. В этой задаче производитель запеченных яблок, продаваемых в супермаркете, способен на имеющемся оборудовании производить 24 порции из одной меры яблок. Его текущие закупки составляют 100 мер яблок в день, и каждая мера требует трех часов на процесс переработки. Предприниматель полагает, что может купить у оптового торговца яблоки лучшего качества по той же цене. В этом случае производитель может увеличить выход до 26 порций из одной меры яблок. Его затраты труда будут возрастать на восемь часов в день.
Как отразится на производительности (количестве порций на час труда) решение предпринять закупки у оптового торговца?
Решение
Текущая производительность = (24 порции х 100 мер) / (100 мер х 3 ч) =
= 2400 / 300 = 8,0 порций / ч.
Производительность при оптовой закупке =(26 порций х 100 мер) /
/ [(100 мер х 3 часа) + 8 ч] = 2600 / 308 = 8,44 порции / ч.
Используя данные прошлого года как базу (т.е. 8.0), считаем, что прирост производительности составит 5,5 %: 8,44 / 8,0 = 1,055, или 5,5 % по отношению к прошлому году.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Определите понятие производственного / операционного менеджмента своими словами. Будет ли ваше определение подходить как для производственных, так и для сервисных операций?
2. Определите потенциальный вклад информационных технологий в П / ОМ. Почему управленческая информация так важна в управлении производством?
3. Маркетинг, финансы /учет и производство/ операции являются тремя важными функциями организаций. Подготовьте схему этих функций для:
а) большой газеты;
б) местной аптеки;
в) библиотеки университета;
г) приемной врача или стоматолога;
д) производителя ювелирных изделий.
4. Сделайте подобную схему для ряда других предприятий по вашему выбору, возможно, для организации, где вы работали.
5. В чем заключаются различия между производством и операциями?
6. Определите три дисциплины, которые будут содействовать будущему развитию П / ОМ.
7. Можете ли вы идентифицировать операционные функции менеджера в прошлом и настоящем, привлекая организационные карты выполнения управленческих функций?
8. Каковы три классические функции фирмы?
9. Какие отделы, выполняющие П / ОМ – функции, могут бытьуказаны вами?
ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ
Задача 1.1
Двое частных производителей запекают яблоки для продажи в местном супермаркете. Они и трое их служащих тратят 50 часов в день, изготавливая 150 порций.
а) Какова их производительность?
б) После необходимого обучения возможно увеличить выход порций до 155 в день. Какова будет новая производительность?
в) Каков прирост производительности?
Ответ 1.1: а) 3.0 порции / ч;
в) процент изменения – 3.3 %.
Задача 1.2
Выберите компанию и определите, как изменение политической и экономической обстановки отражается на стратегических функциях П / ОМ (когда все другие факторы не изменяются). Например, обсудите, каково воздействие на стратегию П / ОМ следующих факторов:
а) значительное увеличение цен на нефть;
б) законодательство о качестве воды и воздуха;
в) малые перспективы для молодежи быть принятыми на рынке труда в 90-х годах;
г) инфляция; стабильные цены.
Глава 2
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ П/ОМ
П / ОМ – главная функция, которая должна способствовать в успешном пути к конкурентоспособности организации. Организации реалистично определяют свои слабые и сильные стороны. Затем они развивают эффективную миссию и стратегию, которые применимы для этих сильных и слабых сторон, и учитывают возможности и угрозы окружающей среды. Если это делается хорошо, организация может иметь конкурентное преимущество и высокий класс производства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Опишите работу приемной комиссии ввашем университете. Что является ее входом, обработкой и выходом?
2. Каковы сходства и различия в процессе преобразования для ресторана быстрого обслуживания и фирмы-производителя компьютеров?
3. Определите десять стратегических и тактических решений операционного менеджмента.
4. Определите процессы, которые наблюдаются в гараже при ремонте автомобилей. Каковы проявления десяти производственных и операционных решений П / ОМ в этом гараже? Как каждое из десяти решений выполняется?
5. Ответьте на вопрос 4 для ряда других предприятий по вашему выбору.
6. Базируясь на своих знаниях автомобильной индустрии, определите, как изменились П / ОМ-стратегии крупных мировых производителей автомобилей (например, «GM» или «Форд») за последние десять лет?
7. Определите понятия «миссия фирмы» и «стратегия», которая поддерживает эту миссию.
Часть вторая
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В П/ОМ
Глава 3
ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Эта глава на примерах рассматривает процесс принятия решений, который операционные менеджеры используют в качестве помощи в достижении их организационных целей. Известно, что этот процесс включает в себя шесть шагов:
1. Определение проблемы.
2. Постановка целей.
3. Формирование модели.
4. Определение альтернативных решений.
5. Выбор лучшей альтернативы.
6. Осуществление решения.
Существует множество разновидностей моделей, которые будут представлены в этом практикуме, – они включают модели схематические, алгебраические, прогнозирования, контроля качества, теории принятия решений, очередей, имитационные, теории запасов и сетей. Одни из наиболее широко используемых моделей в операционных решениях – это модели теории принятия решений. Деревья решений и таблицы решений особенно успешно применимы в принятии решений в условиях риска и неопределенности. Инвестиции в исследование и развитие, в предприятия и оборудование и в каждую новую стройку и новую структуру должны быть проанализированы с точки зрения теории решений. Проблемы в контроле запасов, агрегатном планировании, ремонте, планировании и производственном контроле являются только малой частью других приложений теории принятия решений.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Задача 3.1
Ежедневный спрос на ящики с напитком в продуктовом магазине может быть пять, шесть или семь ящиков. Покажем дерево решений, которое иллюстрирует альтернативы запасов пяти, шести или семи ящиков.
Решение
Дерево решений показано на рис. 3.1.
Задача 3.2
Группа медиков собирается открыть частную медицинскую фирму. Если рынок будет благоприятным, они будут иметь прибыль $100000. Если рынок неблагоприятный, они понесут потери $40000. Они также могут осуществить маркетинговое исследование, которое стоит $5000. Результаты исследования могут быть благоприятными или неблагоприятными.
Медики хотят построить дерево решений и отразить на нем свою денежную отдачу. Дерево решений показано на рис. 3.2.
Решение
В определении денежной отдачи для каждой ветви необходимо вычесть $5000 для тех ветвей дерева, где исследования проводились, т. е. для шести ветвей.
Далее, когда отдача определена для каждого исхода, или ветви дерева решений, следующий шаг состоит в установлении вероятностей каждого состояния внешней среды (см. рис. 3.3). Такие вероятности должен определить менеджер, принимающий решение на рынке. Тогда мы можем анализировать полностью дерево решений.
Из решения, отраженного на рис. 3.3, очевидно, что группа исследования рынка приглашается. Если исследование благоприятное, клиника должна быть построена, если нет, то клинику строить не будут. Решение с участием маркетинговой группы дает отдачу $36140, а без участия исследователей и при строительстве клиники приносит $30000. Тогда лучшее решение – проводить исследование и принимать решение на основе полученных рекомендаций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Опишите каждый шаг процесса решения.
2. Почему операционные менеджеры строят модели? Что делает эти модели наиболее успешными?
3. Приведите пример хорошего решения, которое может повлечь за собой плохой результат. Также приведите пример плохого решения, которое дало хороший результат. Почему каждое решение было хорошим или плохим?
4. Что такое альтернатива? Что значит состояние природы?
5. Обсудите разницу между решениями, которые принимаются в условиях определенности, риска и условиях неопределенности.
6. Опишите значение показателей EMV и EVPI. Приведите пример, в котором менеджеру может помочь EVPI.
7. Какая техника используется в принятии решений в условиях неопределенности? Какая техника используется для пессимистических решений?
ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ
Задача 3.1. ПК
Частный предприниматель имеет возможность установить у себя больше оборудования. Его альтернативы показаны в следующей таблице:
Оборудование | Благоприятный рынок, $ | Неблагоприятный рынок, –$ |
D1 | ||
J | ||
TX |
Этот предприниматель всегда был готов принимать очень оптимистичные решения.
а) К какому типу решений предприниматель обратится?
б) Какой критерий решения он будет использовать?
в) Каков лучший вариант?
Ответ 3.1: а) принятие решений в условиях неопределенности;
б) maximax – критерий;
Задача 3.2. ПК
Женщина – предприниматель собирается открывать ресторан недалеко от университетского городка. По одному плану проект включает бар с продажей пива, другой план не включает бар. В том и другом случае ее шансы на успех будут .6 (и на провал .4). Ежегодный доход, включая бар, равен $325000. Без бара доход составит только $250000. Провал при наличии бара был бы оценен $70000, а без бара – $20000.
Выберите вариант для предпринимателя, используя показатель денежной отдачи как критерий решения. Должен ли бизнес-план включать бар?
Ответ 3.2. включая бар, ЕМV = $167000.
Задача 3.3
Предприятие является малым поставщиком химикатов и оборудования, используемых в фотографии. Один товар, поставляемый им, – это ВС-6. Менеджер обычно имеет запас 11, 12 или 13 ящиков ВС-6 на каждую неделю. За каждый проданный ящик полученная прибыль равна $35.
Так как ВС-6 является реактивом с коротким сроком годности, то в случае непродажи его к концу недели менеджер должен его уничтожить. Он теряет $56 в каждом случае, когда что-то не продал в конце недели. Вероятность продажи 11 ящиков – .45, 12 ящиков – .35, и вероятность продажи 13 ящиков – .2.
а) Что вы рекомендуете менеджеру делать?
б) Если возможно добавить в ВС-6 ингредиенты, его стабилизирующие, как изменятся ваши рекомендации относительно запаса ВС-6?
Ответ 3.3: а) запас 11 ящиков;
б) запас 13 ящиков.
Задача 3.4. ПК
Малый производитель ряда продуктов из сыра определяет, сколько ящиков сыра производить каждый месяц. Вероятность, что спрос будет 6 ящиков, равна .1, семь – .3 и восемь – .5, девять – .1. Затраты на каждый ящик – $45, а цена – $95. В случае непродажи ящика к концу месяца он списывается как испорченный. Сколько ящиков сыра должно производиться каждый месяц?
Ответ 3.4: 8 ящиков.
Задача 3.5
Главный инженер предприятия решает, строить или не строить новую производственную линию, использующую высокую технологию. Если новое оборудование заработает, компания будет получать прибыль $200000. Если не заработает, то компания получит убыток $150000. Главный инженер считает, что шансы на неуспех нового процесса – 60 %.
Другое решение – проводить дополнительное исследование и тогда решать, пускать или не пускать новую линию. Такое исследование требует затрат $10000. Главный инженер считает, что шанс 50 : 50, что исследование даст благоприятный результат.
Если оно успешно, то вероятность того, что оборудование будет работать, – 90 %. Если нет, то только 20 % составляют шанс, что оборудование будет работать. Перед лицом главного инженера – дилемма. Должен ли он проводить исследование и затем принимать решение? Помогите ему проанализировать эту проблему теории решений.
Ответ 3.5:проводить исследование; если оно успешно, пускать оборудование, если нет – то не пускать; EMV = $72500.
Задача 3.6
Президент компании решает, строить или нет промышленноепредприятие. Его решения сведены в следующую таблицу:
Варианты | Благоприятный рынок, $ | Неблагоприятный рынок, –$ |
Строить большой завод | ||
Строить малый завод | ||
«Ничего не делать» | ||
Вероятность | .4 | .6 |
а) Постройте дерево решений.
б) Определите лучшую стратегию, используя критерий EMV.
в) Какое значение имеет стоимость совершенной информации (EVPI)?
Ответ 3.6: б) малый завод с EMV = $26000; в) EVPI = $134000.
Задача 3.7
Промышленное предприятие получает выключатели от двух поставщиков. Качество выключателей от этих поставщиков показано ниже.
Процент дефектов | Вероятность для поставщика А | Вероятность для поставщика В |
.70 | .30 | |
.20 | .40 | |
.10 | .30 |
Объем поставки 10000 выключателей. Неисправный выключатель может быть отремонтирован за $0.50. Хотя качество у поставщика В ниже, но он просит за 10000 выключателей на $37 меньше, чем поставщик А.
а) Нарисуйте дерево решений.
б) Какой поставщик будет использоваться?
Ответ 3.7: б) поставщик А.
Задача 3.8
Используя данные задачи 3.7, определите изменение цены для поставщика В, чтобы уравнять его с другим поставщиком.
Ответ 3.8: $60.
Задача 3.9. ПК
Женщина – владелица бензоколонки думает о том, каков должен быть размер ее станции. После полного анализа маркетинговых факторов, относившихся к производству бензина и спросу на него, она разработала следующую таблицу:
Размер станции | Хороший рынок, $ | Средний рынок, $ | Плохой рынок, –$ |
Маленькая | |||
Средняя | |||
Большая | |||
Очень большая |
а) Разработайте дерево решений для этой таблицы.
б) Каково maximax-решение?
в) Каково maximin-решение?
г) Каково равновероятное решение?
Ответ 3.9: б) большой размер;
в) маленький размер;
г) большой размер.
Задача 3.10
Используя данные задачи 3.9, разработайте дерево решений и определите лучшее решение, базирующееся на критерии наивысшей денежной отдачи. Принимайте каждый выход равновероятным.
Задача 3.11
Предприниматель собирается открыть велосипедный магазин. Он может открыть маленький магазин, большой магазин или ничего не открывать. Возможна пятилетняя аренда здания под магазин, и предприниматель хочет сделать корректное решение.
Он также собирается пригласить своего профессора по курсу маркетинга для маркетингового исследования, которое покажет состояние рынка для его сервиса. Из исследования видно, будут ли результаты сервиса благоприятными или неблагоприятными. Постройте дерево решений для предпринимателя.
Задача 3.12
Предприниматель в задаче 3.11 сделал такой анализ решения о своем магазине велосипедов. Если он открывает большой магазин, то будет зарабатывать $60000, если рынок благоприятный, но будет нести потери $40000, если рынок неблагоприятный. Маленький магазин будет приносить $30000 прибыли при благоприятном рынке и $10000 потерь, если рынок неблагоприятный.
В настоящее время предприниматель считает, что существует шанс 50 : 50, что рынок будет благоприятным. Его профессор по маркетингу назначил цену $5000 за маркетинговое исследование. Он оценил, что существует вероятность .6 того, что исследование рынка будет успешным. Вероятность .9 определяет благоприятный рынок при успешном результате исследования.
Кроме того, только .12 составляет вероятность благоприятного рынка, если результаты исследования рынка неблагоприятные. Постройте дерево решений задачи 3.12, которое поможет предпринимателю решить, что ему делать.
Ответ 3.12:делать исследование и открывать большой магазин, если результат будет благоприятным, если нет, то ничего не открывать.
Задача 3.13
Предприниматель не знает, что ему делать: он может открыть большой отдел проката видеокассет или маленький отдел в своем магазине; он может также собирать информацию, результаты будут показывать благоприятный или неблагоприятный рынок, но это будет стоить ему $3000 за информацию. Предприниматель считает, что имеется шанс 50 : 50, что информация будет благоприятной.
Если рынок проката благоприятный, предприниматель будет получать доход $15000 в большой отделе или $5000 в маленьком. При неблагоприятном рынке проката видеокассет убыток составит $20000 при большом отделе и $10000 при маленьком отделе. Благоприятный отчет при изучении рынка повышает вероятность существования благоприятного рынка до .9. Кроме того, неблагоприятный рыночный отчет понижает вероятность благоприятного рынка проката до .4. Что вы посоветуете делать предпринимателю?
Ответ 3.13:не собирать информацию и открыть большой отдел – $4500.
Задача 3.14
Известно, что отдел исследований и развития маленькой парфюмерной компании проводит исследования по средству, улучшающему рост волос. Президент компании должен дать рекомендации инвесторам. Он имеет три возможности.
Первая: продать новшество большой медицинской компании – это принесет $10 миллионов; вторая: начать экспериментальное лабораторное исследование и затем принимать решение; третье: провести финансирование агрессивной маркетинговой программы в надежде, что тестирование нового средства будет идти хорошо. Реальная цель этих трех решений – двигаться так быстро, чтобы конкуренты имели минимальный шанс их настигнуть. Программа экспериментального лабораторного исследования будет стоить $5 миллионов и имеется шанс 50 : 50, что будут получены благоприятные результаты. При неблагоприятных результатах тестирования с шансом 1 : 10 доход составит только $1 миллион.
С другой стороны, если благоприятная формула косметического средства будет найдена, будут получены $20 миллионов. Но так как компания маленькая, с ограниченными ресурсами и рыночными возможностями, даже с благоприятными результатами лабораторного исследования успех товара на рынке составляет только 40 %. При благоприятном результате лабораторного исследования затраты будут включать не только $5 миллионов на тестирования, но также и $3 миллиона на маркетинг.
При третьей возможности компания проводит агрессивную маркетинговую стратегию. Президент компании считает, что существует только один шанс к пяти, что это надо делать. Однако выигрыш при успехе агрессивного маркетинга $100 миллионов (эта цифра в пять раз больше, чем $20 миллионов, отражающих передачу рынка потенциальному конкуренту путем заключения с ним соглашения). В третьем случае маркетинговые затраты равны $3 миллиона и тестирование будет стоить $5 миллионов.
Постройте дерево решений и выберите лучшее.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ
Задача 3.1. ДОП
Фирма собирается ввести новую производственную линию. При ее вводе необходимо решить, делать капитальную реконструкцию или текущую реконструкцию существующего завода. Рынок для товара, производимого на новой линии, может быть благоприятным и неблагоприятным. У фирмы существует еще решение ничего не делать. Дерево решений для этой ситуации:
![]() |
При построении дерева решений мы должны быть уверены, что все варианты и состояния природы имеют свои правильные и логичные места и что мы включили все возможные альтернативы и состояния природы.
Задача 3.2.ДОП
Следующая таблица решений развивает предыдущую задачу.
Таблица решений с условными значениями
Состояния природы | ||
Альтернативы | Благоприятный рынок, $ | Неблагоприятный рынок, –$ |
Капитальная реконструкция | ||
Текущая реконструкция | ||
Ничего не делать |
При благоприятном рынке капитальная реконструкция будет приносить чистую прибыль $100000. Если рынок неблагоприятный, то чистые потери составят $90000. Текущая реконструкция даст результат в $40000 чистой прибыли, но чистые потери $20000, если рынок окажется неблагоприятным.
Задача 3.3.ДОП
Дадим решение задачи 3.2.ДОП, определив maximax-й, maximin-й и равновероятный критерий.
Состояния природы | |||||
Альтернативы | Благоприятный рынок, $ | Неблаго-приятный рынок, –$ | Максимум в ряду, $ | Минимум в ряду, –$ | Среднее в ряду |
Капитальная реконструкция | |||||
Текущая реконструкция | |||||
Ничего не делать | |||||
Maximax | Maximin | Равновероятный |
1. Maximax-e значение дает капитальная реконструкция. Это есть максимум от максимальных значений в каждом ряду или в каждой альтернативе.
2. Maximin-e значение дает вариант «ничего не делать». Это максимум от минимальных значений в каждом ряду или в каждой альтернативе.
3. Равновероятный критерий соответствует текущей реконструкции. Это максимум средних значений в каждом варианте. Решение показывает, что все исходы для некоторой альтернативы равновероятны.
Задача 3.4.ДОП
Менеджер П/ОМ определил вероятность благоприятного рынка для задачи 3.2.ДОП такою же, как и неблагоприятного рынка. Таким образом, каждое состояние природы имеет шанс .5. Теперь мы можем определить EMV для каждого варианта.
1. EMV (капитальная реконструкция) =
= (.5) ($100000) + (.5) (– $90000) = $5000.
2. EMV (текущая реконструкция) =
= (.5) ($40000) + (.5)( –$20000) = $10000.
3. EMV («ничего не делать») = (.5) ($0) + (.5) ($0) = $0.
Максимум EMV соответствует второму варианту. Тогда согласно критерию EMV мы должны провести текущую реконструкцию.
Задача 3.5.ДОП
П/ОМ-менеджер должен теперь рассчитать, сколько он должен заплатить за информацию о состоянии природы, определив стоимость EVPI. Он следует двустадийному процессу расчета (первое – определение стоимости совершенной информации, второе – расчет EVPI). Этот процесс показан ниже.
1. Лучшая отдача для состояния природы «благоприятный рынок» и варианта «капитальная реконструкция» равна прибыли в $100000. Лучшая отдача для состояния природы «неблагоприятный рынок» и варианта «ничего не делать» равна $0. Определим стоимость совершенной информации:
($100000) (.5) + ($0) (.5) = $50000.
Таким образом, если иметь информацию, мы сможем определить в среднем отдачу в $50000, если бы решение принималось множество раз.
2. Максимум EMV, равный $10000, определяет отдачу с текущей информацией.
EVPI = Стоимость совершенной информации – Максимум EMV =
= $50000 – $10000 = $40000.
Тогда, большее, что должны были бы мы заплатить за информацию, составляет $40000. Это, конечно, справедливо на базе предположения, что каждое состояние природы имеет вероятность .5.
Задача 3.6.ДОП
Законченное и рассчитанное дерево решений для задачи 3.4.ДОП представлено ниже.
![]() |
EMV1 = $5000 = (.5) ($100000) + (.5) ( –$90000).
EMV2 = $10000 = (.5) ($40000) + (.5) (–$20000).
Задача 3.7.ДОП
Прежде чем принять конечное решение, фирма собирается провести маркетинговое исследование стоимостью $5000. Результаты исследования показаны в таблице в следующих колонках.
Маркетинговое исследование состояний природы
Текущее состояние природы | ||
Результаты исследования | Благоприятный рынок (FM) | Неблагоприятный рынок (UM) |
Позитивные | .8 | .4 |
Негативные | .2 | .6 |
Р(позитивные результаты FM)
Р(позитивные результатыUM)
Без проведения маркетингового исследования вероятность благоприятного состояния рынка равна вероятности неблагоприятного рынка.
Дерево решений для проблемы 3.7ДОП показано ниже. Короткие параллельные линии отмечают те ветви, которые менее прибыльны, чем другие, и могут быть отсечены.
![]() |
Глава 4
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Прогнозы являются важной частью функций операционных менеджеров. Прогнозы спроса отражаются на производстве, мощности и системе планирования в фирме и влияют на финансы, маркетинг и функции планирования персонала.
В этой главе мы на практике рассмотрим различные количественные методы прогноза. Существуют также качественные методы, использующие суждение, опыт, интуицию и ряд других факторов, которые трудно рассчитать. Количественное прогнозирование использует ретроспективные данные и причинные связи для проектирования будущего спроса. В главе обобщены задачи и методы, упоминаемые в различных областях, включая время, сложность, необходимость использования компьютера, затраты, входные данные и точность.
Не все методы прогнозирования, которые вы можете увидеть на практике, и задачи, которые мы даем в этой главе, совершенны для всех условий. И каждый раз менеджер должен находить подходящий метод, отслеживать его и контролировать свои прогнозы на надежность защиты от ошибок. Прогнозирование может часто быть очень изменчивой, но вознаграждаемой частью управления.
ЗАДАЧИ С РЕШЕНИЯМИ
Задача 4.1
Продажи кондиционеров воздуха возрастали в течение последних пяти лет (см. таблицу). Менеджер по продажам предсказал в 1987 г., что продажи кондиционеров в 1988 г. составят 410 штук. Используя экспоненциальное сглаживание с весом д=.3, дайте развитие прогноза от 1989 до 1993 г.
Год | Продажи | Прогноз |
? | ||
? | ||
? | ||
? | ||
— | ? |
Решение
Год | Прогноз |
422 = 410 + .3 (450 — 410) | |
443.9 = 422 + .3 (495 — 422) | |
466.1 = 443.9 + .3 (518 — 443.9) | |
495.2 = 466.1 + .3 (563 — 466.1) | |
521.8 = 495.2 + .3 (584 — 495.2) |
Задача 4.2
Отдел регистрации отеля имеет информацию за последние пять лет. Служба менеджмента отеля хотела бы определить математический тренд числа регистрируемых для проектирования будущего заполнения отеля. Это поможет определить стратегию развития отеля. Имеется ряд временных серий данных, позволяющих построить уравнение регрессии числа регистрируемых в отеле по времени. Отсюда следует дать прогноз числа регистрируемых в 1994 г. Число регистрируемых в отеле постояльцев дано в. тысячах:
1984 г.: 17; 1985 г.:16; 1986 г.: 16; 1987 г.: 21; 1988 г.: 20; 1989 г.: 20; 1990 г.:23; 1991г.: 25; 1992 г.: 24.
Год | Измененный год, х | Зарегистрировано, у | х 2 | ху |
Σ х = 45 | Σ у =182 | Σ х 2 = 285 | Σ ху = 978 |
Проект числа зарегистрированных в 1994 г. (когда х = 11 в используемой системе кодирования) составит:
у =14.545 + (1.135) (11) = 27.03
или 27.030 постояльцев в 1994 г.
Задача 4.3
Квартальный спрос на «ЯгуарыХУб» у Нью-Йоркского автодилера прогнозируется уравнением:
где х – квартал, и
квартал 1 1991 г. х = 0;
квартал 2 1991 г. х = 1;
квартал 3 1991 г. х = 2;
квартал 4 1991 г. х = 3;
квартал 1 1992 г. х = 4 и т. д.
Спрос является сезонным и сезонные индексы для кварталов 1, 2, 3 и 4 равны соответственно .8, 1.0, 1.3 и .9. Спрогнозируйте спрос для каждого квартала 1993 г. с учетом сезонных квартальных вариаций.
Решение
Квартал 2 1992 г. кодируется х = 5; квартал 3 1992 г. х = 6 и квартал 4 1992 г. х = 7. Следовательно, квартал 1 1993 г. кодируется х = 8; квартал 2 1993 г. х = 9 и т. д.
ỹ (квартал 1 1993 г.) = 10 + 3 (8) = 34.
Отрегулированный прогноз = (.8) (34) = 27.2.
ỹ (квартал 2 1993 г.) = 10 + 3 (9) = 37.
Отрегулированный прогноз = (1.0) (37) = 37.
ỹ (квартал 3 1993 г.) = 10 + 3 (10) = 40.
Отрегулированный прогноз = (1.3) (40) = 52.
ỹ (квартал 1 1993 г.) = 10 + 3 (11) = 43.
Отрегулированный прогноз = (.9)(43) = 38.7.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Кратко опишите шаги, которые используются при развитии прогнозирующей системы.
2. Что такое модели прогнозирования, базирующиеся на временных сериях?
3. В чем отличие причинных моделей от моделей на базе временных серий?
4. Что такое модели, основанные на суждениях, и для чего они предназначены?
5. Что представляет собой метод наименьших квадратов в регрессионных моделях?
6. В чем проблемы и недостатки прогнозирования на основе скользящего среднего?
7. Какую роль играет значение константы сглаживания и как влияет ее вес на прошлый прогноз и прошлые известные значения?
8. Кратко опишите метод Дельфи.
9. Что такое MAD и почему оно важно в выборе и использовании моделей прогнозирования?
ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ
Задача 4.1
Менеджер развивает следующую прогнозную модель:
у = 36 + 4.3.x,
где у – спрос на кондиционеры воздуха и х – наружная температура (°F).
а) Спрогнозируйте спрос на кондиционеры, когда температура 70°F?
б) Каков спрос для температуры 80°F?
в) А для температуры 90°F?
Ответ 4.1: а) 337;
Задача 4.2
Данные, объединяющие спрос на 25-килограммовые мешки с садовыми удобрениями, показаны в нижеследующей таблице. Постройте прогноз продаж на основе 3-годичной скользящей средней. Затем сравните спрос со спросом, полученным взвешенной скользящей средней, для которой продажи ближайшего к текущему году имеют вес 2 и продажи других двух лет имеют вес 1. Какой метод вы считаете лучшим?
Год | Спрос на удобрения, тыс. мешков | Год | Спрос на удобрения, тыс. мешков |
1-й | 7-й | ||
2-й | 8-й | ||
3-й | 9-й | ||
4-й | 10-й | ||
5-й | 11-й | ||
6-й |
Ответ 4.2:MAD для 3-годичной средней = 2.54;
MAD для взвешенной 3-годичной средней = 2.32.
Задача 4.3.ПК
Постройте прогноз спроса на садовые удобрения из задачи 4.2 на основе 2-годичной и 4-годичной скользящей средней.
Задача 4.4.ПК
В задачах 4.2 и 4.3 получены четыре различных прогноза спроса на садовые удобрения. Они включают прогнозы на базе 2-годичной скользящей средней, 3-годичной скользящей средней, взвешенной скользящей средней и 4-годичной скользящей средней. Какой из них вы будете использовать? Объясните ваш ответ.
Ответ 4.4:2-годичная MAD = 2.22 (лучшая);
3-годичная MAD = 2.54;
3-годичная взвешенная MAD = 2.31;
4-годичная MAD = 3.11.
Задача 4.5.ПК
Используя экспоненциальное сглаживание с константой .3, спрогнозируйте спрос на садовые удобрения из задачи 4.2. Используйте данные для года 1, чтобы начать процедуру прогнозирования, 5000 мешков. Какую модель вы предпочтете для модели прогнозирования задачи 4.2 – экспоненциальное сглаживание или взвешенную скользящую среднюю. Объясните ваш ответ.
Ответ 4.5:MAD (взвешенная скользящая средняя) = 2.312;
MAD (экспоненциальное сглаживание) = 2.581.
Задача 4.6.ПК
Используя константы сглаживания .6 и .9, разработайте прогноз продаж кондиционеров воздуха (см. задачу с решением 4.1).
Задача 4.7
Какой эффект дает константа сглаживания для прогноза продаж кондиционеров? Посмотрите задачу с решением 4.1 и задачу 4.6. Какой константе сглаживания соответствует наиболее точный прогноз?
Ответ 4.7: MAD (a = .3) = 74.56;
MAD (a = .6) = 51.8;
MAD (a = .9) = 38.1 (лучший прогноз).
Задача 4.8.ПК
Используя модель 3-месячной скользящей средней, спрогнозируйте продажи кондиционеров воздуха. См. задачу с решением 4.1.
Ответ 4.8: 487.667; 525.333; 555.
Задача 4.9.ПК
Используя метод трендового проектирования, постройте прогнозную модель для продаж кондиционеров воздуха. См. задачу с решением 4.1.
Ответ 4.9: у = 522 + 33.6 х = 623.
Задача 4.10
Будете ли вы использовать экспоненциальное сглаживание с константой .3, 3-месячную скользящую среднюю или трендовое проектирование продаж кондиционеров воздуха? Обратитесь к задаче с решением 4.1 и задачам 4.8 и 4.9.
Ответ 4.10: MAD (a =.3) = 74.56;
MAD (скользящее среднее) = 134/2 = 67;
MAD (уравнение регрессии) = 28/5 = 5.6 (лучший прогноз).
Задача 4.11.ПК
Спрос на операции на сердце в госпитале стабильно возрастал в последние пять лет, что видно из следующей таблицы:
Год | Количество сердечных операций |
1-й | |
2-й | |
3-й | |
4-й | |
5-й | |
6-й | – |
Заведующий хирургическим отделением предсказывал шесть лет назад, что спрос на операции в году 1 составит 41.
а) Используя экспоненциальное сглаживание сначала с константой .6 и затем с константой .9, сделайте прогноз от года 2 к году 6.
б) Используя 3-годичную скользящую среднюю, постройте прогноз в годах 4, 5 и 6.
в) Используя метод трендового проектирования, постройте прогноз от года 1 к году 6.
г) Какой из четырех прогнозов по критерию MAD является лучшим?
Ответ 4.11: а) 43.4, 47.4, 50.2, 53.7, 56.3 для а = .6;
44.6, 49.5, 51.8, 55.6, 57.8 для а= .9;
г) тренд с MAD = 0.6.
Задача 4.12.ПК
Доход консультационной фирмы за февраль – июль был следующий:
Месяц | Доход, тыс. $ |
Февраль | 70.0 |
Март | 68.5 |
Апрель | 64.8 |
Май | 71.7 |
Июнь | 71.3 |
Июль | 72.8 |
Используя экспоненциальное сглаживание с регулируемым трендом, спрогнозируйте доход в августе. Примите, что начальный прогноз для февраля равен $65000 и начальное регулирование тренда равно 0. Выбрана константа сглаживания а = .1 и b = .2.
Ответ 4.12: $67724 в августе.
Задача 4.13. ПК
Перерешайте задачу 4.12 с а = .1 и b = .8. Используя MAD, определите, какие константы лучше для прогноза.
Ответ 4.13: $67979, это лучший прогноз.
Задача 4.14
Продажи пылесосов за последние 13 месяцев показаны ниже.
Продажи, тыс. шт. | Месяц |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь | |
Июль | |
Август | |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь |
а) Используя скользящую среднюю для трех периодов, определите спрос на пылесосы для следующего февраля.
б) Используя взвешенную скользящую среднюю для трех периодов, определите спрос на пылесосы в феврале. Используйте веса 3, 2 и 1 соответственно для ближайшего к текущему периоду, второго от текущего и третьего от текущего периода. Например, если вы прогнозируете спрос для февраля, ноябрь будет иметь вес 1, декабрь – вес 2, и январь будет иметь вес 3.
в) Определите точность прогноза для каждого метода.
г) Какие другие факторы могут влиять на прогнозируемые продажи?
Ответ 4.14: а) прогноз по скользящей средней в феврале 13,6667;
б) прогноз по взвешенной скользящей средней в феврале 13,16;
в) MAD для скользящей средней 2.2, MAD для взвешенной скользящей средней 2,7;
г) сезонность, причинные факторы, так же как и бюджет на рекламу.
Задача 4.15.ПК
Операционный менеджер фирмы – дистрибьютера музыкальных инструментов считает, что спрос на басовые барабаны может зависеть от числа телевизионных выступлений популярных групп в течение предшествующего месяца. Менеджер собрал данные, показанные в следующей таблице:
Спрос на басовые барабаны | TV-выступления |
График этих данных показывает, что линейное уравнение может описать соотношение между TV-показом рок-групп и продажей басовых барабанов.
а) Используя метод наименьших квадратов, постройте регрессионное уравнение прогноза.
б) Определите продажи басовых барабанов, если в прошлом месяце TV-выступления были девять раз?
Ответ 4.15: а) у = 1.0 + l.0 x;
Задача 4.16
Определите корреляцию между банковским депозитным процентом и индексом потребительских цен, основанную на следующих пятилетних (п — 5) данных:
а) Найдите коэффициент корреляции. Что он означает?
б) Какова стандартная ошибка прогноза?
Ответ 4.16:а) у = 1 + 1х; r = .45;
Задача 4.17.ПК
По мнению угольной компании, спрос на уголь связан с индексом погодных условий, даваемых бюро погоды. Тогда, когда погода была наиболее холодной за последние пять лет (и индекс был высоким), продажи угля были высоки.
Хороший прогноз будущего годового спроса на уголь можно сделать на основе регрессионного уравнения, зная, каковы будут условия зимы следующего года. Для данных из следующей таблицы постройте регрессионное уравнение методом наименьших квадратов и рассчитайте коэффициент корреляции данных. Также рассчитайте стандартную ошибку прогноза.
Продажи угля, у, млн. т | Индекс погоды, х |
Ответ 4.17: а =1.0; b =1.0; y = 1.0 + 1x; r =.845; SУX = 1.15.
Задача 4.18.ПК
Тринадцать студентов обучались по П/ОМ-программе в университете два года назад. Следующая таблица показывает их средний рейтинг (GPA) после программы двух лет и как были оценены знания каждого студента на экзаменах (SAT) за период обучения в высшей школе. Существует ли отношение между средним рейтингом и оценками экзаменов? Если у студента значение SAT 350, что он думает о своем рейтинге? Каков рейтинг студента с SAT, равным 800?
Студент | Оценки (SAT) | Рейтинг (GPA) |
А | 2.90 | |
В | 2.93 | |
С | 3.00 | |
D | 3.45 | |
Е | 3.66 | |
F | 2.88 | |
G | 2.15 | |
Н | 2.53 | |
I | 3.22 | |
J | 1.99 | |
К | 2.75 | |
L | 3.90 | |
М | 1.60 |
Ответ 4.18: у = 0.972 + 0.0035*; r 2 = .479; х = 350, у = 2.191; х = 800, у = 3.77.
Задача 4.19.ПК
Доктор Росс – психиатр, специализирующийся на лечении пациентов, имеющих фобию и боящихся жить в своих домах. Следующая таблица показывает, скольких пациентов доктор Росс имел каждый год за последние десять лет.
Год | Число пациентов | Процент преступлений (грабежей на 1000 жителей) |
1-й | 58.3 | |
2-й | 61.1 | |
3-й | 73.4 | |
4-й | 75.7 | |
5-й | 81.1 | |
6-й | 89.0 | |
7-й | 101.1 | |
8-й | 94.8 | |
9-й | 103.3 | |
10-й | 116.2 |
Используя трендовый анализ, скажите, как много пациентов будет у доктора Росса в годах 11, 12, 13? Насколько хорошо эта модель подходит к данным?
Ответ 4.19: год 11 – 66 пациентов; год 12 – 69; год 13-72; r = .92.
Задача 4.20.ПК
Используя данные задачи 4.19, построить линейное уравнение регрессии для изучения соотношения между процентом преступлений и числом пациентов доктора Росса. Если процент грабежей вырастет до 131.2 в году 11, каким будет число пациентов? Если процент грабежей снизится до 90.6, какое число пациентов появится?
Ответ 4.20: 131.2 → 72.7 пациента; 90.6 → 50.6 пациента.
Задача 4.21
Бухгалтеры фирмы провели исследование 200 человек в прошлом году и затем построили уравнение множественной регрессии, связывающее затраты на командировки сотрудника у с числом дней поездки x1 и расстоянием поездки в километрах х2:
у= $90.00 + $48.50 x1 + $.40 x2.
Коэффициент корреляции был .68.
а) Если командированный уезжает за 300 километров и возвращается назад через пять дней, сколько денег он истратит?
б) Командированный попросил возместить ему сумму $685. Что должен сделать бухгалтер?
в) Могут ли быть включены другие переменные в уравнение? Если могут, то какие и почему?
Ответ 4.21: а) $452.50;
б) спросить его о расходах;
в) другие переменные должны быть включены, так как r = .68.
Задача 4.22
В прошлом дилер продавал в среднем 1000 единиц товара каждый год. В последние два года – соответственно 200 и 250, когда продажи были осенью, 300 и 350 – зимой, 150 и 165 – весной, 300 и 285 – летом. Дилер предполагает, что продажи в следующем году возрастут до 1200 единиц. Каков будет спрос в каждый сезон?
Ответ 4.22:осенью – 270; зимой – 390; весной – 189; летом – 351.
Задача 4.23.ПК
Пассажиро-мили для аэролинии показаны ниже для последних 12 недель.
Недели | Пассажиро-мили, тыс. | Недели | Пассажиро-мили, тыс. |
1-я | 7-я | ||
2-я | 8-я | ||
3-я | 9-я | ||
4-я | 10-я | ||
5-я | 11-я | ||
6-я | 12-я |
а) Считая начальный прогноз для недели 1 в 17000 миль и используя экспоненциальное сглаживание, рассчитайте прогно
Источник: allrefrs.ru
Решение ситуационных задач «Ситуационные задачи в организационно — экономическом управлении при изучении ПМ. 03 Организация деятельно-сти структурных подразделений при выполнении строи-тельно – монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и с
методическая разработка
К числу методов, средств и приемов, способствующих эффективному освоению навыков профессиональной деятельности техников строительного профиля, можно отнести методы активного обучения, в частности, игровые занятия.
Игровые занятия существенно влияют на формирование качеств, современного, конкурентоспособного специалиста, необходимого на рынке труда.
спешно участвовать в таких занятиях, особенно в деловых играх, может лишь студент, хорошо овладевший общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями, а в процессе деловых игр, конкурсов он отрабатывает практические умения и навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Решение ситуационных задач
«Ситуационные задачи в организационно — экономическом управлении при изучении ПМ. 03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно – монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Разработала: К.А. Шаркова
Быстрые изменения в экономике диктуют необходимость быстрого реагирования образования на изменяющиеся потребности. Компетентный специалист, гармоничная личность – это конечный результат образовательной деятельности.
В условиях рыночной экономики интенсивное проникновение науки в производство увеличивает сложность управления – это делает чрезвычайно актуальным вопрос о готовности выпускников успешно трудиться в современных условиях и обладать глубокими знаниями в своей области, но и повседневно проявлять инициативу и предприимчивость. Эти весьма важные черты должны быть выработаны у будущего специалиста еще в студенческие годы.
В учебном процессе необходимо использовать весь арсенал методических средств и методов, оптимально влияющих на формирование компетентностного специалиста и осуществлять поиск новых инновационных технологий и приемов, интенсифицирующих профессиональное обучение. Это позволит сократить период адаптации выпускника на производстве, то есть дает возможность принимать наиболее экономичные проектные и производственные решения, обеспечивать деятельность структурных подразделений при выполнении производственных задач, наиболее эффективно осуществлять процесс руководства коллективом.
К числу методов, средств и приемов, способствующих эффективному освоению навыков профессиональной деятельности техников строительного профиля, можно отнести методы активного обучения, в частности, игровые занятия.
Игровые занятия существенно влияют на формирование качеств, современного, конкурентоспособного специалиста, необходимого на рынке труда.
Успешно участвовать в таких занятиях, особенно в деловых играх, может лишь студент, хорошо овладевший общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями, а в процессе деловых игр, конкурсов он отрабатывает практические умения и навыки, у него развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются организаторские способности.
Какие же задачи решаются с помощью игровых занятий, какие достигаются результаты?
Прежде всего, следует отметить существенное приближение обучения к условиям, в которых будущему специалисту придется работать, и обеспечение комплексности знаний у студента.
Хороши игровые занятия и тем, что несут в себе элементы контроля: неподготовленность к занятию хотя бы одного студента влечет за собой снижение эффективности этого занятия для всей группы. Коллективная ответственность существенно усиливает контроль.
В процессе игровых занятий рельефно проявляются принципы соревнования за совершенствование подготовки будущих специалистов, повышение качества знаний. Естественной становится взаимопомощь, так как от совместных усилий участников во многом зависят результаты всего игрового занятия. Развиваются творческие способности студентов, связанные с поиском ранее неизвестных решений и методов, усиливается взаимодействие между членами коллектива. Одновременно — и это тоже немаловажно — становится ясным, на что способен в реальной производственной обстановке тот или иной студент.
Игровые занятия – это, по сути, комплекс методов, включающий не только деловые игры, но и имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое проектирование. Все вышеперечисленные формы активного обучения, в равной мере необходимы для совершенствования учебного процесса, что находит свое место при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Решение ситуационных задач
«Ситуационные задачи в организационно — экономическом управлении при изучении ПМ. 03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ эксплуатации и реконструкции зданий и
Наиболее сложными, не имеющими стандартных решений, являются отношения в процессе управления между руководителем и подчиненными. Для решения подобных задач требуются не только экономические и технические знания, но и определенный жизненный опыт.
Однако и в подобных случаях, в результате решения ситуационных проблем, могут быть приобретены определенные навыки и правила анализа фактического материала, отбора и использования информации, обоснование и принятие решения. Рассматриваемые задачи можно условно отнести к задачам по этике управления.
Они включают введение в задачу, перечень вариантов решения, проверку обоснованности решения.
Решение данной группы ситуационных задач разделяется на этапы.
– Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, понимание ответственности за результаты своего труда.
— Побудить студентов к осознанию необходимости к самостоятельному и коллективному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.
— Совершенствование навыков реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, совершенствование навыков коллективной работы.
— Формирование ключевых компетенций. Подготовка к профессиональной деятельности.
— Развитие творческих способностей, логического мышления, смекалки, быстрой реализации, выделять существенные признаки и свойства.
— Развитие умение слушать, говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать обобщающие выводы.
— Развитие инициативы, уверенности в своих силах.
— Стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.
— Стремится воспитывать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело.
— Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями, бережно относится друг к другу.
- Введение в задачу, осуществляемое преподавателем.
Участники конкурса – студенты третьего курса, изучившие ПМ. 03 « Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений»,
получившие, определенный опыт в подготовке и принятии управленческих решений.
Важнейшая функция руководителя — организация активной работы всех участников конкурса.
Арбитраж – состоит из 1-2 участников конкурса. Основные функции арбитража: выдача участникам игры исходных данных, проверка и фиксирование результатов игры на каждом этапе; обработка результатов конкурса и представление их в удобном виде для подведения итогов; решение всех спорных вопросов, дает консультации по выполнению ситуаций и пояснения, связанные с правилами конкурса.
Студенческая группа разбивается на 2 команды по 4-5 участников.
Лидер выбирается из числа команды, изучает исходные данные, организует работу в команде по подготовке решения студентами с обоснованием вариантов и рекомендаций, взаимодействует с арбитражем, участвует в дискуссии принятия решения, обсуждении решения и заключении.
- Правила и последовательность проведения конкурса.
Вначале студенты знакомятся с общей схемой конкурса, ее условиями и задачами, функциями и обязанностями участников.
К началу конкурса готовятся все необходимые для нее материалы.
- Ноутбук и проектор для демонстрации ситуации, проверки обоснованности решения.
- Карточки с ситуационными задачами.
- Ведомость учета баллов, набранных участниками конкурса.
- Каждая команда располагается обособленно друг от друга.
- Подготовка решения обучающимися с обоснованием вариантов и рекомендациями.
На этом этапе представитель арбитража выдает участникам конкурса исходные данные, которые одинаковы для всех команд.
— Конкретные ситуации, приближенные к производственным условиям.
— Перечень вариантов решения для сопоставления с решением, принимаемым обучающимся в учебной ситуации на основе ее анализа с решением опытного руководителя.
— Проверка обоснованности решения. Обоснование решения.
— Шкала штрафов за ошибки, неточности и задержки во времени при рассмотрении ситуации.
Введение в задачу осуществляет руководитель конкурса. Команды изучают ситуации, уточняют все неясные вопросы в арбитраже или руководителя
конкурса. После ознакомления с исходными данными и обсуждения всех аспектов конкурса (каждая команда проводит обсуждение самостоятельно), производится подготовка решения с обоснованием вариантов.
Каждый участник команды выполняет подготовку своего решения ситуации с обоснованием вариантов решения. Лидер команды организует и проводит разбор и обсуждение каждого варианта ситуации.
- Дискуссия и принятие решения, включающее определение проблемы, обсуждение решения и заключения.
Участники команды вырабатывают в результате дискуссии решение ситуации данной командой и передают свое решение смежной команде.
Смежная команда выполняет проверку и анализ работы первой команды.
При наличии ошибок, команда, допускающая их, штрафуется в
соответствие со шкалой штрафов. Все штрафы идут в премиальный фонд команды, налагающей взыскания. Обнаруженные ошибки должны быть устранены. После этого арбитраж проверяет решение ситуации любой команды. При обнаружении ошибок арбитраж может наложить штрафы на проверяющую команду, а не на команду исполнителя.
- Разбор решений, обсуждения.
На данном этапе каждый лидер команды докладывает о работе своей команды, отвечает на вопросы участников и руководителя конкурса а так же арбитража. Последний — оценивает деятельность каждой команды.
Затем проводится обсуждение решений, принятых каждой командой.
Каждому участнику конкурса предоставляется большие возможности проявить свои знания по решению ситуационных задач в управлении. При подготовке решения с обоснованием вариантов и рекомендаций, при обсуждении результатов, полученных всеми командами, при обсуждении индивидуальных точек зрения членов команды возникает коллективное мнение команды, а затем коллективные точки зрения каждой команды анализируются при обсуждении игры всей студенческой группой.
В результате дискуссии, разбора и анализа каждая команда обосновывает решение ситуации и проектирует его на экран. Решение ситуаций сверяется с проверкой обоснованности решения.
- Учет и анализ результатов.
Арбитраж представляет руководителю обработанные результаты конкурса, на основе которых руководитель проводит разбор и анализ, комментирует решение команд.
Стимулирование участников конкурса.
Число вариантов решения по каждой ситуации от 3 до 5. Каждая команда, предложившая такое число вариантов решения, получает поощрительный балл. Команда, не подготовившая такое число решений, получает штраф в размере 1 балла за каждое не подготовленное решение. Величина штрафов за ошибку и неточности, допускаемые участниками игры – 0,5 балла за каждую неточность. За скорость решения ситуации команда получает премиальные баллы, из которых складывается премиальный фонд команды.
Инструкция участникам конкурса.
1. На этапе подготовке к игре необходимо:
— ознакомиться с целями, задачами и схемой конкурса;
— изучить инструкции, функции, формы участников конкурса.
2. На этапе изучения исходных материалов необходимо:
— изучить исходные данные;
— уточнить с руководителем конкурса или арбитражем неясные вопросы.
3. На этапе подготовки решения, обоснования вариантов и выработке рекомендаций:
— разработка решений предложенных ситуаций;
— разработка и обоснование вариантов решения;
— участие в дискуссии по выработке решения проблемы в команде;
— выполнение проверки и анализ работы смежной команды.
4. На этапе разбор решений, обсуждение.
— Доклад о деятельности своей команды.
— Участие в обсуждении решений принятых каждой командой.
5. На этапе учета и анализа результатов.
— Дополнение комментариев и выводы руководителя конкурса. Либо высказывают свое несогласие, обосновывая свою точку зрения по дискутируемым вопросам.
1. На этапе подготовке к конкурса:
— Глубоко изучает все особенности конкурса так как, по сути, является управляющим и контролирующим органом в процессе конкурса.
2. На этапе учета и анализа результатов конкурса :
— представляет руководителю конкурса данные для подведения итогов;
— дополняет или уточняет комментарии и выводы руководителя конкурса.
1. На этапе подготовке к конкурсу:
— информирует участников конкурса о подготовке необходимых материалов для ведения конкурса.
2. На этапе изучения исходных данных:
— контролирует правильность арбитража при выдаче ситуационных задач;
— отвечает на неясные вопросы участников конкурса.
3. На этапе подготовки решения, обоснования вариантов и рекомендаций:
— осуществляет контроль игрового режима;
— активизирует работу всех участников конкурса;
— участвует в обсуждении решений, принятых каждой командой;
— реагирует на спорные или неправильные высказывания, стремясь во всех случаях вызвать на них правильную реакцию слушателей;
— направляет дискуссию на обсуждение тех вопросов, которые считает важными, приводит аудиторию к желательным заключениям.
4. На этапе учета и анализа результатов конкурса:
— проводит разбор и анализ конкурса, комментирует решения команды, совместно с арбитражем оценивает качество проведения конкурса, делает выводы.
5. Проведение конкурса «Ситуационные задачи в организационно — экономическом управлении при изучении ПМ. 03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и
Руководитель сообщает цели конкурса. В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в условиях рыночной экономики. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления. Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ.
Арбитраж подготавливает и выдает исходные данные ситуационной задачи,
отвечает на вопросы участникам. В ходе решения и обоснования ситуационных задач арбитраж контролирует соблюдение игрового режима, фиксирует игру каждой команды и отдельных исполнителей, обрабатывает результаты конкурса по всем этапам, характеризует деятельность участников игры и формулирует общие замечания.
На решение одной ситуации отводится 10 минут. Команды садятся за столы, болельщики находятся на местах в аудитории. Ситуационные производственные задачи решаются коллективно в команде.
Задания для команды №1
С И Т У А Ц И Я № 1.
Вы работаете с недавнего времени прорабом. Проходя по объекту, Вы видите на строительной площадке нескольких оживленно беседующих рабочих. Проходя через 20 минут в прорабскую, Вы вновь наблюдаете ту же картину.
Как Вы будете действовать?
- Попробую прекратить разговор. Предупрежу о недопустимости такого поведения.
- Пройду мимо беседующих рабочих, а затем вызову мастера и выражу свое недовольство.
- Пойду к рабочим и запишу их фамилии, объявлю замечание по участку в приказе. Предупрежу о более строгом наказании при повторном нарушении.
- Сделаю рабочим замечание и предложу немедленно вернуться на рабочие места.
- Подойду к беседующим и постараюсь выяснить, о чем они говорят, какой работой занята их бригада, какова загрузка в данный момент. Вызову мастера для выяснения положения с работой в бригаде и только после этого буду принимать решение.
Проверка обоснованности решения.
- Не стоит сразу делать внушение. Может быть, следует выяснить причину простоя?
- Такое действие доступно. Но нужно быть уверенным в его обоснованности. Ведь мастер может знать об уходе рабочих с рабочих мест.
- А следует ли прорабу знакомиться с рабочими в такой неблагоприятной обстановке, записывать их фамилии?
- Пожалуй, такое решение может быть правильным, но замечание делать не следует. Необходимо сначала выяснить причину простоя.
С И Т У А Ц И Я № 2.
Вы — прораб участка. Один из рабочих на объекте, будучи в нетрезвом состоянии, сломал дорогостоящую оснастку. Пытаясь отремонтировать ее, другой рабочий получил травму. Об этом сообщил Вам мастер.
Что Вы ответите ему?
- Составить акт поломки оборудования. Завтра доложите.
- Без меня ничего не предпринимайте. Я сейчас приеду и на месте разберусь во всем.
- Действуйте, как сочтете необходимым. А завтра я разберусь.
- Потребую вызвать скорую помощь к пострадавшему, а все документы о случившемся оформить потом, доложить о состоянии пострадавшего.
- Действуйте согласно инструкции.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ
- Верно, но только юридически. А как же со здоровьем рабочего?
- Вы считаете, что мастер не знает как поступить в данной ситуации?
- Это легкомысленный ответ. Мастер ждал от Вас не только указаний, но и моральной поддержки.
- Правильный ответ. Однако о состоянии акта экспертизы и акта о поломке оборудования следует сказать после того, как мастер сообщит Вам, что пострадавший находится в больнице.
- Вероятно, мастер забыл пункты этой инструкции, а рабочему до сих пор не оказана медицинская помощь.
С И Т У А Ц И Я № 3.
Вы — начальник участка.
На 8 часов 30 минут Вы вызвали «подчиненного» для беседы по поводу его частичных опозданий на работу. Совершенно неожиданно в это утро Вы сами допустили опоздание и появились в организации в 8 часов 50 минут. Подчиненный ждет Вас.
Как бы Вы начали беседу с ожидающим Вас подчиненным?
- Сразу же начну беседу с подчиненным. Потребую от него объяснения по поводу опоздания.
- Оправдаюсь перед подчиненным за свое опоздание, а потом начну беседу.
- Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.
- Попрошу извинения и спокойно начну беседу. В случае необходимости объясню, почему опоздал сам.
- Попрошу извинения, использую свое опоздание для обоснования замечания. В беседе с подчиненным покажу, что можно было бы ожидать от моей работы, если бы я опаздывал так же как и он.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ.
1.Воспитательный успех беседы сомнителен. Подчиненный – свидетель Вашего опоздания.
2. Если Вы хотите пользоваться авторитетом у подчиненного, то объяснитесь, но никогда не оправдывайтесь перед ним.
3.Совершенно неправильный поступок, показывающий, что Вы плохой воспитатель.
4. Правильное решение.
5. Возможно. Однако такой «наглядный» пример может вызвать недоверие и насмешку.
С И Т У А Ц И Я № 4.
Вы – начальник участка /прораб/. На вашем участке свободна должность мастера и имеется три кандидата на нее. Этот вопрос требуется решить оперативно, так как завтра нужно отдать приказ. Кого Вы изберете? Кандидатуры:
- Опытный, не высококвалифицированный рабочий со среднем техническим образованием. Возраст — 40 лет. В коллективе его хорошо знают. В коллективе — он бригадир.
- Хорошо зарекомендовавший себя инженер ПТО отдела. Возраст – 30 лет. Имеет желаннее работать на Вашем участке мастером.
- Предложенная отделом кадров строительной организации кандидатура молодого специалиста. Возраст — 23 года. Окончив техникум, 3 года работал в организации.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ.
- Рабочий может, не согласится, так как у него хорошее отношение в бригаде, хорошая заработная плата.
- Есть ли у Вас уверенность в том, что молодой инженер быстро найдет контакт с коллективом рабочих бригады и мастерами и прорабом участка, то это – лучшая кандидатура.
- Возможно, что это перспективное решение, но ведь Вы совсем не знаете этого молодого человека.
С И Т У А Ц И Я № 5.
Вы — начальник участка. Ваш день насыщен предвиденными и непредвиденными ситуациями; естественно, что Вы устали. И, тем не менее, Вам обязательно следует продумать план Вашей работы на следующий день. Когда, в какие часы рабочего дня это целесообразно делать?
Выбирайте один из предлагающих ответов:
1.Продумать перед сном, что проделано за истекший день, наметить план следующего дня.
2. В пределах рабочего дня выделить один час, в течение которого никого не принимать, не отвечать на телефонные звонки – обдумать поэтапно перспективу с учетом текущих событий.
3. Обдумать перспективу после ухода подчиненных на своем рабочем месте.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОГО РЕШЕНИЯ.
- На первый взгляд, Вы выбрали как будто самое удобное время. Но это ошибочно, ведь в течение дня Ваши нервы и психика были в достаточной степени загружены решениями различных проблем. Поэтому не стоит себя еще больше перегружать перед сном.
- Имеется полное право так поступить. Творческое мышление — неотделимая часть деятельности каждого руководителя. Разумеется, наиболее подходящее время для этого – утренние часы, в начале рабочего дня, после отдыха, когда Вы еще не устали от текущей работы и необходимые для этого сведения, документа имеются в Вашем распоряжение, так как Вы своем рабочем месте. Какое это будет время – решите сами, только до обеденного перерыва и лучше раньше.
- Спокойная обстановка после рабочего дня хороша для отдыха, но не для творческих размышлений. Пожалуй, и отдохнете Вы лучше, если перемените обстановку, в которой провели рабочий день, — это лучшее средство восстановления работоспособности. После работы Вы утомлены, лучше отложите это серьезный вопрос на завтра.
Задания для команды №2
С И Т У А Ц И Я № 1.
В решении вопросов управление строительным производством немалую роль играют правильный выбор и расстановка кадров. Случается так, что при назначении на руководящую должность, человеку дают высокую оценку его предыдущей работы, отмечают принципиальность, чувство коллективизма, отличное знание производства. После жалобы и проверки выясняется:
— этот руководитель на работе груб;
-не советуется с подчиненными;
-успехи руководимой им организации (участка) невелики.
Какова причина таких перемен?
Выберите из трех вариантов тот, который Вы считаете первопричиной.
- Став руководителем, человек зазнался, предался самоуспокоенности.
- Недостаточен уровень специального образования.
- Неспособен работать с людьми, управлять коллективом, производством на основе единоначалия.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОГО РЕШЕНИЯ.
- Бывает, что объективная и своевременная критика помогает исправить такого руководителя, тем более, что на предыдущем месте работы была дана объективная оценка качества этого работника, следовательно, нужно искать более глубокие причины, вызвавшие такие нежелательные перемены.
- Руководитель должен иметь специальные знания. Но ведь наш руководитель трудился в другой организации, то есть предполагается, что он хорошо знает строительное производство.
Однако надо уметь руководить коллективом.
- Ваш взгляд на проблему совершенно правильный. Руководитель должен обладать такими деловыми качествами, как умение вести плановую работу на участке, управлять производством на основе единоначалия, сочетая это с широким привлечением коллектива к управлению.
Чтобы умело руководить, надо быть не только высококвалифицированным инженером и хорошим организатором, но и воспитателем коллектива, хорошим руководителем. Единство этого обеспечивает успех в работе руководителя.
С И Т У А Ц И Я № 2.
Вы — прораб. Вам встретился мастер и сказал, что рабочий бригады пришел на работу в нетрезвом состоянии и не следует его допускать к работе. Однако был конец месяца и нужно выполнять план.
Что Вы будете делать?
- Отстраню его от работы и наложу взыскание.
- О случившимся сразу же сообщу инженеру. Буду ждать его указания.
- Отстранив его от работы. Поведение его со всей строгостью обсудим на рабочем собрании.
- Попрошу рабочих отработать сверхурочные, а виновный будет наказан.
- Допущу рабочего к работе и буду наблюдать за ним во избежание несчастного случая. После окончания смены обсудим его поведение.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОГО РЕШЕНИЯ.
- Это самый легкий путь, но людей надо воспитывать.
- Вы должны принять самостоятельное решение.
- Это может выход из ситуации.
- Такое решение рационально. Если Вы пользуетесь авторитетом в коллективе, то сумеете попросить выполнить сверхурочную работу.
- Такое решение повлечет за собой неприятности, на Вас могут наложить взыскание, так как Вас обо всем предупреждали.
С И Т У А Ц И Я № 3.
К Вам пришел сотрудник, которому Вы должны высказать некоторые критические замечания о недостатках в его работе. Вам предлагается три возможных варианта поведения:
- Выйти из – за стола, поздороваться с ним за руку, сказать какую – то необязательную фразу (осведомиться о здоровье, о погоде, о спорте), предложить сесть посетителю и сесть самому, а затем изложить свои замечания и свои мнения о путях устранения этих недостатков.
- Поздороваться, не вставая со своего места. Напомнить ему о том, какие последствия могут иметь подобные недостатки в работе, предложить найти пути их устранения и доложить об исполнении через определенный срок.
- Поздоровавшись, подчеркнуть свое дружеское расположение к подчиненному, обратившись к нему с фразой, относящейся к делу, но очень доверительно: «Как это у тебя получилось, что …» и изложить свои замечания; затем выслушать сотрудника, обменяться мнениями о путях устранения недостатков в работе и попрощаться в таком же доверительном тоне.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАНННОСТИ РЕШЕНИЯ.
1.Такое решение является правильным, так как «ничего не ценится так долго и стоит так дешево, как вежливость…»
2. К сожалению, Вы избрали не наилучший вариант беседы с подчиненным. Вы забыли о вежливости и элементарном служебном такте. Здороваться с посетителем сидя – невежливо. Лучше выйти из – за стола и подать руку. Но если Вы считаете это обременительным, то надо встать и поздороваться стоя. Протягивать руку через стол не следует, если уже Вы решили не покидать свое место.
Кроме того, надо предложить подчиненному сесть.
3. Это не лучший вариант делового разговора. Дружелюбный, спокойный и ровный тон в обращении с подчиненными, взаимное уважение – это очень хорошо. Но при взаимном уважении недопустимо одностороннее «ты».
С И Т У А Ц И Я № 4.
Вы – главный инженер. Сегодня Вы вызвали для беседы по важной проблеме своего подчиненного. В процессе Вашей беседы неожиданно звонит телефон. Как быть?
- Не обращая внимания на звонок, продолжить беседу с подчиненным и довести ее до конца.
- Извинившись, прервать беседу и по возможности коротко поговорить по телефону.
- Дать указание секретарю ответить на телефонный вызов, не прекращая разговора.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ.
- Это не совсем правильно. Ведь должны быть вежливы со всеми, не только с тем человеком, который находиться в Вашем кабинете, но и с тем, у кого возникла необходимость поговорить с Вами по телефону.
- Вы ошибаетесь. Невежливо прерывать деловой разговор и злоупотреблять временем Вашего собеседника, но также невежливо вести переговоры по телефону торопливо не имея возможности внимательно выслушать того, кто звонит, и дает исчерпывающий, обдуманный отчет.
- Вы поступите правильно. Нужно по возможности избегать телефонных разговоров во время приема посетителей. При этом, разумеется, могут быть исключительные случаи: вызов руководителя высшей инстанции или товарища, которого Вы сами просили позвонить Вам.
В таких случаях нужно постараться быть очень кратким.
Если по телефону секретарь или другое лицо, которому Вы поручили разговор по телефону, не смогли дать исчерпывающего ответа, то они должны записать все вопросы, которые неясными, номер телефона с тем, чтобы Вы смогли позвонить, когда уйдет посетитель.
С И Т У А Ц И Я № 5.
Вы — начальник участка. В организации в связи с некоторой перестройкой работ потребовалось срочно произвести перекомплектовку бригад. Какой из вариантов организации работ в этом направлении Вы сочтете наиболее предпочтительным.
- Поручу составить предварительные списки мастерам, посмотрю их сам, и затем обсудим.
- Предложу решить эти вопросы отделу кадров.
- Сам изучу все списки кандидатов.
- Проведу собрание, объясню положение дел. Попрошу вносить предложения.
- Проведу анкетирование в бригадах.
ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ.
1.Разумное решение. Никто лучше мастера не знает рабочих. Однако Вам необходимо проконтролировать принятое решение.
2. Так не поступают. Разве в отделе кадров лучше знают людей, чем Вы?
3. Если у Вас есть время для обоснованного решения этого вопроса и если Вы хорошо знаете всех кандидатов – решайте этот вопросами. Но не забудьте посоветоваться с мастерами.
4. Верно, но трудоемко. Кто будет анализировать то, что напишут рабочие?
5. Это будет способствовать более сплоченному коллективу бригады.
В заключительной части занятия руководитель обобщает и анализирует работу команд, согласно ведомости учета баллов, набранных участниками конкурса, сообщает итоговые оценки.
Источник: nsportal.ru