Давайте попытаемся разобраться в таком многогранном понятии, как реставрация. Возможно, у некоторых возникнет вопрос: а что сложного может быть в понимании этого слова? Что же, раскрыть значение данного термина довольно просто, однако есть одно но. А именно разнообразие сфер, в которых он применяется.
Так, реставрация – это и восстановление произведений искусства, и косметическая отделка старого дома. Также этим термином пользуются строители, архитекторы, художники и даже стоматологи. Так давайте же расставим все по своим местам и развеем все сомнения в отношении данного слова. Итак.
Что такое реставрация?
Как всегда, начать следует с формулировки. Итак, реставрация – это комплекс мер, направленных на восстановление определенного предмета или объекта. В зависимости от типа выполняемых работ, данная процедура может сильно меняться.
Взять, к примеру, такое понятие, как реставрация ванны – что это такое? Разве может термин, применяемый для обозначения процесса восстановления старинной картины или фрески, с таким же успехом использоваться в столь прозаической сфере жизни, как ремонт? Оказывается, может. Но! Хотя в этих двух случая употребляется одно и то же слово, их ни в коем разе нельзя сравнивать.
Техническая эстетика и и материалы в архитектуре, реставрации и строительстве
Ну, хотя бы потому, что отреставрировать ванну может любой, а вот работа с произведениями искусства – это удел высокообразованных, талантливых специалистов.
В связи с такой большой путаницей вокруг понятия реставрации давайте рассмотрим наиболее распространенные ее виды. Подобный подход не только поможет осознать всю многогранную суть этого слова, но и покажет, насколько огромны возможности человека.
Понятие реставрации в домашнем быту
Если говорить об обыденной жизни, то реставрация – это починка различных элементов домашнего быта. Сюда может входить мебель, предметы интерьера и даже сами комнаты. В качестве примера остановимся на вопросе о том, что такое реставрация мебели. Как это происходит и почему некоторые люди так яростно не хотят попрощаться с, казалось бы, отжившими свое вещами?
Так вот, реставрация мебели – это комплекс мер по восстановлению внешнего вида домашней утвари. Например, у хозяина квартиры есть старый советский диван, у которого износились пружины, а также выцвела обивка. В данном случае реставрацией будет замена старых и негодных частей более новыми, но при этом сам каркас дивана останется прежним.
Возможно, некоторые спросят: «А не проще будет купить новую мебель?» Вопрос вполне логичный, однако есть три аргумента, обосновывающие реставрацию старой мебели. А именно:
- Во-первых, восстановление мебели обходится куда дешевле. Особенно если реставрацию проводили не в мастерской, а дома, руками самих владельцев.
- Во-вторых, многие считают, что раньше мебель делалась более качественно, чем сейчас. Следовательно, целесообразнее будет ее восстановить, нежели заменить новой, которая выйдет из строя если не через год, то через пару лет точно.
- В-третьих, некоторые предметы мебели имеют особое значение для владельцев, не говоря уже о предметах, входящих в список раритетных и редких.
Реставрация в строительстве: это восстановление старого или возведение нового?
Понятие реставрации в строительстве весьма туманно. Причиной тому — абстрактность самого мероприятия. Как все происходит на практике? Ведь в данном случае под реставрацией могут подразумевать не восстановление былого вида здания, а его ремонт с возможной переделкой некоторых частей.
ГТРК СЛАВИЯ Подготовка к реставрация стен Кремля 22 03 21
По большому счету, здесь реставрация – это способ подарить дому новую жизнь. При этом мастера не всегда сохраняют его архитектурный стиль. Известно много случаев, когда старые строения превращали в эталон современного «зодчества», как, собственно говоря, и наоборот.
Ярким примером такой реставрации может быть то, как простые граждане ремонтируют свои дома. Когда они вместо старой, дедовской побелки облицовывают наружные стены пластиком или ПВХ-панелями.
Архитектурная реставрация
Но дело обстоит совсем иначе, когда речь заходит о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность или являющихся культурным наследием нации. При подобном раскладе в силу вступает ряд значительных изменений.
Так, архитектурная реставрация зданий – это ремонт, способный воссоздать былой облик строения. При этом строители пытаются сохранить прежний интерьер и экстерьер дома, дабы наши потомки в будущем также могли ими насладиться.
При этом следует отметить, что подобные работы проводят не только со зданиями, но и с памятниками, постаментами, фонтанами, барельефами и так далее. В общем, все, что относится к культурному наследию, может быть реставрировано.
Эстетическая реставрация – это что такое?
Как бы странно это ни звучало, но термин «реставрация» применяется и в медицине. В частности, его довольно часто используют стоматологи, дабы отобразить суть одной из своих методик.
Итак, эстетическая реставрация – это процесс восстановления здоровья и красоты зубов. Зачастую подобной практикой занимаются частные стоматологические кабинеты и поликлиники. Это связано с тем, что данный процесс является довольно-таки сложным и, что более важно, дорогим.
Как правило, для реставрации зубного ряда применяют различные пломбирующие материалы и винилы. Благодаря этому можно избавиться от последствий кариеса, выровнять прикус, снять налет и придать зубам блеск. В частности, прославленная «голливудская» улыбка является продуктом эстетической реставрации зубов.
Реставрация как искусство
Однако оставим обыденность позади и перейдем к более тонким материям. Ведь одно дело – процесс воссоздания дивана или дома, а совсем иное – работа с раритетными предметами. Например, с картинами Ван Гога или Рембрандта или же с росписью древних икон в храме, чей лик потемнел от времени.
Согласитесь, подобный труд сродни искусству. А значит, люди, занимающиеся им, – своего рода художники. Но давайте обо всем по порядку.
Восстановление картин
Начать следует с тех, чья кисть снова вдыхает жизнь в старые полотна мастеров. Ведь с годами картины теряют свою палитру: краски выветриваются, холст становится менее прочным, а расписанные рамы рассыпаются и осыпаются под воздействием факторов окружающей среды.
Учитывая это, нетрудно догадаться, что со временем изображение на картине становится настолько невзрачным, что более не может радовать глаз публики. И вот тогда-то за работу берутся реставраторы картин.
Следует сразу заметить, что это очень тяжелая работа. Здесь недостаточно быть хорошим художником, умеющим пройтись кистью по старым полотнам. Реставратор – это прежде всего профессионал, способный определить все особенности будущей работы. Например, выяснить, какой тип краски следует использовать, каким стилем ставить мазки и какие тона использовать, дабы не испортить первоначальный шарм картины.
Реставрация автомобилей
Еще одним видом художественной реставрации является восстановление раритетных автомобилей. Возможно, некоторым покажется, что неправильно сравнивать реставраторов произведений искусства с профессиональными механиками. Однако это лишь поверхностное мнение.
В действительности же процесс восстановления раритетных автомобилей – это тонкая и щепетильная работа. Ведь настоящие мастера не только проводят капитальный ремонт всех механизмов в авто, но и восстанавливают его первоначальный вид.
При этом они стараются использовать те же материалы, что и завод-изготовитель. То есть они ищут особые типы кожи для обивки салона, краски, наклейки и так далее. Для непосвященного человека это может показаться мелочью, но вот более опытные люди знают – подобные вещи очень трудно достать, не говоря уже о том, сколько они будут стоить.
Но, как говорится, нет достойной цены искусству, ведь оно бесценно. А значит, любой реставратор – это волшебник, способный вдыхать жизнь в те вещи, которые, казалось бы, уже давно мертвы.
Отзывов о художественной реставрации передних зубов много. Кто-то ругает ее, а кто-то восхищается мастерством врача. Однако пациенты, как правило, под этим термином понимают восстановление исключительно передних зубов. На самом деле и стирание .
К сожалению, деревянные дома не могут стоять вечно, со временем они стареют и ветшают: появляются заметные отклонения от вертикальных линий, перестают закрываться окна и двери, начинают перекашиваться стены. В какой-то момент становится очевидно, .
Как обновить чугунную ванну в домашних условиях, интересует очень многих, так как при помощи применения различных средств можно добиться очень хорошего результата. Реставрация проводится при помощи нанесения эмали, акрила или применения специального .
Эмалировка ванны (отзывы говорят об этом) является одним из популярных способов реставрации. Причем метод этот достаточно старый и проверенный. Но он имеет один основной недостаток – недолговечность результата. И всем желающим сейчас предлагается .
Нет лучше жилья, чем старый добротный дом, отреставрированный на современный лад с применением современных технологий и материалов.
Источник: autogear.ru
Традиционные и современные технологии реставрации и сохранения декора
Реставрация — наука, объединяющая историю, теорию и практику проектирования и строительства. Это кропотливое исследование архивов и артефактов, изучение аналогов, точная фиксация сохранившихся подлинных элементов и принятие решений по их сохранению. Реставрация — коллективный процесс, объединяющий труд архитекторов, искусствоведов, конструкторов, технологов, художников, скульпторов, лепщиков, плотников, столяров, резчиков, кузнецов и многих других специалистов, результат работы которых дает возможность не потерять ни одну из страниц нашей истории. Искусство реставратора сохранять, а не дописывать книгу истории нашей страны. Каждый памятник архитектуры следует рассматривать и ценить как информационный продукт.
Следует учитывать, что каждое вмешательство в ткань памятника всегда сопровождается его утратами, поэтому необходимо увеличить интервалы между ремонтными мероприятиями. Любая ошибка может нанести непоправимый вред культурному достоянию.
В современной активной городской среде следует особое внимание уделять защите конструкций и поверхностей, чтобы сохранить на долгое время уникальные постройки, дошедшие до нас не всегда в удовлетворительном состоянии. Сохранение строительных конструкций, отделки, декора в рамках ухода за памятниками независимо от вида работ — профилактика или реставрация — является сложной задачей. Правильность принятого решения зависит от определения причин, приводящих к утратам. Это и проблемы, вызванные переувлажнением, как следствие — размораживанием, биопоражениями, эрозией, это и агрессивная среда, и индивидуальные характеристики памятника, и небрежное отношение пользователя. Чтобы продлить срок службы, материал нуждается в защите.
Коротко коснемся отдельной темы реставрации деталей фасадов и интерьеров на нескольких примерах.
Городская усадьба нач. XIX века, Люсиновская ул, д. 8 /бывшая Малая Серпуховская/ возникла на бывших лугах Коломенской ямской слободы в 1817 году, когда после пожара 1812 года стали осваиваться территории за Серпуховской заставой. Фасады и интерьеры Главного дома богато декорированы лепными типовыми деталями в стиле ампир.
В 1978 году дом сгорел. До пожара были выполнены комплексные исследования, обмеры всех деталей, паркетов, дверных заполнений. Этот материал послужил основанием для Эскизного проекта реставрации. В 1982 году для расширения Люсиновской улицы все постройки усадьбы — главный дом, флигель, ворота с калитками — были передвинуты от красной линии улицы на 42 метра вглубь квартала. Строения усадьбы отреставрированы на средства Комитета по культурному наследию города Москвы и приспособлены для размещения Управления сохранения и использования объектов археологического наследия (Центра археологических исследований).
В процессе выполнения реставрационных работ были применены традиционные технологии. Для восстановления лепного декора сохранившиеся фрагменты были склеены, закреплены на клямеры, обработаны горячей олифой, утраченные фрагменты докомпанованы гипсом.
Для воссоздания утраченных элементов были сняты формы с сохранившихся, выполнены гипсовые отливки с дорезкой мелких деталей вручную, обработаны горячей олифой и приморожены на гипс. Подрядчик предложил выполнить штукатурные работы по фасадам из известково-гипсового состава, который традиционно используется в качестве грунтовки, но в интерьерах, поэтому авторским надзором было запрещено его применение для фасадных работ.
Однако, вопреки запрету, работы были выполнены и практически сразу на штукатурной поверхности появились трещины. Следует иметь в виду, что прежде при производстве строительных работ заранее готовились ямы с известью и процесс гашения продолжался около 5 лет.
Теперь мы получаем готовый продукт быстрого гашения, поэтому процессы в нем продолжаются, особенно при наружном применении с перепадами влажности. Гипс, не защищенный от воздействия осадков, при кислотных дождях разлагается. До настоящего времени пользователь борется с последствиями неверного решения. При выборе рецептов необходимо руководствоваться рекомендациями технолога.
Памятник архитектуры «Дом виноторгового товарищества Депре», ул. Петровка, д. 14, расположен в историческом центре Москвы и занимает владение между улицами Неглинная и Петровка. Здание построено в 1895 — 1898 годах по проекту архитектора Р.И. Клейна.
Кирпичное четырехэтажное здание с развитым резным декором из натурального камня и сложной объемно-планировочной структурой соответствовало своему функциональному назначению: дорогие магазины (музыкальный, охотничий, французских вин) располагались в первых этажах, верхние этажи занимали фешенебельные квартиры. Особым изяществом и роскошью отличалась отделка интерьеров представительских апартаментов владельцев дома.
За время эксплуатации значительно пострадали интерьеры. На фасадах утрачена венчающая часть здания: забота о нем выражалась в окрашивании фасадов, что привело к утрате декора и изысканного колористического решения. На основании натурных и архивных исследований авторским коллективом Мастерской № 13 был разработан Проект реставрации.
В процессе натурных работ по реставрации и реконструкции здания под поликлинику Центробанка России приходилось решать сложные вопросы по восстановлению утраченного декора. Особые усилия были направлены на выведение из аварийного состояния парадных лестниц со световыми фонарями. Лестницы выполнены в виде спиралей с изящным кружевным металлическим ограждением.
Ступени лестниц выполнены из песчаника — консольные с заделкой в стены на 25 см, без косоуров, в ходе эксплуатации были не только сильно изношены, но и утратили несущую способность. Наверное, возможно было повторить форму лестниц в новом материале, но реставраторами были приложены все силы на сохранение подлинных конструкций. Были подведены тонкие металлические косоуры, максимально сдвинутые от внешнего края ступеней, чтобы зрительно не утяжелять рисунок; разработана специальная металлическая решетка, принявшая на себя нагрузку. Конечно, под маршем возникли кессоны с профилем, но удалось сохранить все подлинные элементы.
Декор фасадов выполнен из песчаника. Песчаник содержит частицы глины, которые в результате проникновения влаги вместе с парами мигрируют извне к поверхности.
В процессе расчистки резных скульптурных деталей, утративших пластику под толстым слоем покрасочных слоев, открылась тонкая проработка каждого элемента и выявилось цветовое искажение и изменение способности собственной защиты камня из-за образовавшейся глиняной пленки на поверхности резьбы. Для консервации, защиты и восстановления утраченных фрагментов применялись материалы фирмы «БИРСС».
Это сухие смеси, в пастообразной массе позволяющие докомпановывать детали и выполнять пленочное покрытие с высокой паропроницаемостью. Таким способом были обработаны все резные каменные детали, лицевая кирпичная кладка с колеровкой состава, что позволило вернуть авторское решение Р.И. Клейна и надолго защитить все элементы декора. Результаты работ, выполненных 15 лет назад, в 1998 году, можно увидеть на памятнике. Есть маленькая ремарка — при очень мелкой проработке деталей применение осложняется потерей пластики, т.к. пастообразная масса образует тонкую пленку.
Памятник архитектуры «Усадьба Игумнова» (Посольство Франции), Служебные постройки. Двухэтажные строения с кирпичной лицевой кладкой фасадов, разделкой швов, белокаменным цоколем, с деталями из фигурного резаного кирпича, композитными фигурными отливками деталей, имитирующими белый камень, изразцовыми поясами. Состояние лицевой поверхности кирпича, белого камня и резных деталей было крайне тяжелое — загрязнение, расслоение, выветривание, утрата форм отдельных элементов. Для восстановления лицевой поверхности кладки в отдельных случаях возможно выполнить замену деструктированного кирпича, перелицевать поверхность кладки, что и было сделано в зоне размороженного участка кладки над цоколем. Изъятие отдельных
кирпичей или крупных фрагментов по всем фасадам в данном случае привело бы к утрате подлинных материалов, поэтому после расчистки специальными составами было выполнено укрепление проникающим раствором кирпича, докомпановка утрат составом с подбором колера, причем было выбрано четыре пигмента для сохранения неоднородности первоначального цвета кирпичной кладки. Следует подчеркнуть, что это очень кропотливый процесс, т.к. каждый утраченный фрагмент восстанавливался в границах отдельного кирпича — тычка, ложка или лекального профилированного элемента.
То же самое было выполнено со швами: каждый укреплен и расшит. В данном случае было применено системное решение фирмы «Remmers»: глубоко проникающая защита, обеспечивающая предварительное уплотнение, быстросхватывающиеся системы растворов, уплотняющие шпатлевки, блокирующие воду. Та же система, содержащая компоненты для натурального камня, применялась для восстановления белокаменного цоколя. Применяя данный метод, удалось избежать перелицовки кирпичной кладки, укрепить поверхность кирпича, вернуть рисунок первоначального декора из тесаного и лекального кирпича методом домазки, защитить поверхность и сохранить первоначальное колористическое решение.
Изразцовый фриз выполнен из плоской (без румпы) глазурованной полихромной рельефной плитки с изображениями драконов, букетов и розеток. После снятия формы, изготовления модели, подбора глины наступает самый сложный момент — расчет на изменение габаритов изделия и цвета при обжиге. Незначительное изменение температуры влечет за собой искажение цвета и «усадку» керамической массы. Методом длительного подбора удалось добиться попадания в первоначальное колористическое решение.
Павильон «Миловида» — самая известная постройка из «малой архитектуры» Царицынского парка, построен между 1803 и 1811 годами. Павильон имеет трехчастное построение объема, в его композиции использован мотив палладианской арки с завышенной центральной частью и заниженными боковыми, которые воспринимаются как пилоны и оформлены более строго.
Павильон в плане близок к квадрату с четырьмя угловыми помещениями, объединенными пересекающимися галереями. Это единственная из парковых построек с завершенной отделкой фасадов и интерьеров к моменту окончания строительства, но и утрат претерпела больше всего именно она. К началу исследовательских работ в 2005 году была утрачена вся центральная часть, декор, уцелели четыре отдельно стоящие объема. Павильон был практически уничтожен при работах 2000 года (невозможно назвать это действо реставрацией).
В конструктивной части были предложены меры по усилению сохранившихся старых подлинных элементов. Для разработки проекта реставрации потребовалось глубокое изучение архивных материалов и аналогов построек этого времени. Возведенную кирпичную кладку стен центральной части разобрали с последующим воссозданием деревянных.
Разобраны металлоконструкции ферм, ложного свода и колонн и заменены на деревянные, пропитанные огнезащитным составом. По проекту инженера-реставратора М.В. Куранова воссозданы деревянные конструкции, аналогичные прежним, из древесины, выполненной по современной технологии.
Конструкции были выполнены в заводских условиях в виде клееных и гнутоклееных элементов, обладающих высоким показателем прочности и долговечности. «Миловида» отличалась своим декоративным убранством и наличием живописного плафона на цилиндрическом своде. Основанием для выпуска рабочей документации явились фотоматериалы 1959 — 1961 годов.
После большой исследовательской работы были разработаны картоны с изображением фигур и растительных орнаментов. Работы по воссозданию живописи выполнялись группой студентов Московского Государственного художественно — промышленного университета им. С.Г. Строганова. Проектом реставрации также было предложено воссоздание скульптурного убранства фасадов.
На чертеже, датированном 1849 годом, изображены женские фигуры на аттиках боковых ризалитов и центральной части фасада, сфинксы на тумбах ограждения крыльца. Наличие скульптур зафиксировано во всех описаниях усадьбы. Подобные элементы были характерны для построек этого времени, придавая им декоративность и монументальность одновременно.
Фигуры, расположенные на боковых частях здания, представлены в виде сидящих женщин. У левой фигуры в руках символ — жезл Венеры. Следовательно, это и есть «Венера». У правой — в руке чаша, она получила условное название «Вакханка». А вот с центральной стоящей женской фигурой возникло много вопросов.
Из-за мелкого масштаба изображения невозможно определить атрибутику аллегорической фигуры. Павильон поставлен в центральной части Липовой аллеи пейзажного парка, на утренней дорожке. Да это же Аврора! Она являлась персонификацией утреннего рассвета.
При ее приближении ощущался свежий ветер, утренняя звезда все еще держалась в небе, и румяные лучи посылали на восток свои золотые стрелы. Иногда она изображалась плывущей по воздуху и разливающей утреннюю росу из сосуда вниз на землю. Значит, в руке у нее кувшин с росой! Казалось странным, что рядом с богинями расположилась Вакханка.
Ищем дальше. «. Её, Авроры, обязанностью быть утренней звездой. Она любимица Афродиты и Геры». Так значит правая фигура — Гера.
При разработке концепции воссоздания памятника, имея архивные фотографии, на которых видны стоящие у фасада скульптуры (явно принесенные из парка) — немного доморощенные, наивные, чуть примитивно выполненные — предлагалось не делать копию многочисленных безупречных общеизвестных скульптурных изображений и не пытаться повторить видимые на фото изображения. Это должны быть фигуры на заданную тему, которые не выпадают из времени и масштаба существующего фасада и чертежа 1849 года.
Проектная документация давала габариты фигур, их тектонику, но оставляла простор для проявления профессионализма скульптора. Скульптура выполнена из композитного состава — отливки по моделям, армированы металлом. Аврора состоит из нескольких горизонтальных поясов, надетых на стержень, в котором скрыта молниезащита. Окраска здания выполнена в соответствии с первоначальным колером современными дисперсными красками.
Какие бы ни применялись приемы — главное, они должны быть направлены на сохранение подлинности элементов памятника.
О.Е. Галаничева ГУП, «Моспроект-2 им. М.В. Посохина»,
«Строительная наука»
Источник: stroi.mos.ru