Москва. 29 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Счетная палата (СП) РФ выявила ряд недочетов в проводимой в России реформы ценообразования в строительстве, указав, в частности, на необходимость доработки Единой платформы формирования сметной стоимости, сообщили в пресс-службе ведомства.
«Счетная палата обратила внимание на ряд аспектов проводимой реформы, которые требуют дополнительного внимания и проработки. В частности, речь идет о необходимости совершенствования работы единой федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), в том числе ее информационного наполнения. В ходе мероприятия подтвержден факт недостаточности собранной информации о ценах на строительные ресурсы во ФГИС ЦС», — говорится в сообщении.
Как отмечается, сведения для включения в систему представили только 32% включенных в перечень юридических лиц. Система содержит информацию о стоимостных характеристиках только по 13% позиций классификатора строительных ресурсов.
Ресурсный метод по новой методике? Изменения 258/пр, ресурсная смета. Нормативка.
В Счетной палате напомнили, что осенью 2019 года правительство приняло план для перехода с базисно-индексной на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства к 2022 году, однако при его анализе ведомство отметило ряд недоработок.
«В представленном плане не были обозначены конечные цели и задачи реформы, а также не определены конкретные целевые показатели и сроки их достижения. Предусмотренные мероприятия не могли обеспечить одномоментный переход на ресурсный метод с 2022 года», — пояснила аудитор СП Светлана Орлова.
Она добавила, что правительство переработало документ и в декабре 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин утвердил новый план действий.
«В целом анализ показал, что принятые правительством меры позволили поддержать в работоспособном состоянии действующую базисно-индексную модель определения сметной стоимости строительства и одновременно подготовиться к переходу на ресурсно-индексную модель», – констатировала Орлова.
При этом, по мнению Счетной палаты, важно продолжать работу в части сметного нормирования работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации.
«По данным Главгосэкспертизы, разработка новых сметных нормативов для проектирования осуществляется в плановом режиме. Однако вопрос утверждения методик, необходимых для их разработки, и последующей регистрации этих нормативов – это, как правило, достаточно долгий процесс. Надеемся, что он ускорится», – подчеркнула Орлова.
В качестве рекомендаций СП также предложила Минстрою провести оценку изменений в системе ценообразования с использованием пилотных проектов по различным видам объектов капитального строительства. Также в надзорном ведомстве считают, что при подготовке стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года в ней необходимо предусмотреть раздел, посвященный развитию ценообразования и сметного нормирования в стройотрасли.
«В целях исключения негативных последствий для строительной отрасли, связанных с повышением цен на основные ценообразующие ресурсы, выработать комплекс мер, учитывающих как условия повышения, так и условия снижения стоимости строительных ресурсов, исключающих дополнительное финансирование с привлечением бюджетных средств», — добавили в СП.
Особенности ценообразования в строительстве. Методы определения сметной стоимости.
Как сообщалось, Минстрой РФ с 2015 года занимается разработкой реформы ценообразования в строительстве. С 1 января 2021 года ведомство планировало провести апробацию ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам, а с 2022 года планировалось полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен строительных ресурсов непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.
С 1 марта 2021 года во ФГИС ЦС введены в эксплуатацию личные кабинеты оптовых поставщиков строительных ресурсов, также планируется внедрение личных кабинетов субъектов РФ и госкомпаний. До 2022 года планируется автоматизировать сбор цен от поставщиков, субъектов РФ и госкомпаний, а позднее — и от электронных торговых площадок. В 2021 году ФГИС ЦС должны быть интегрирована с информационными системами Минфина, Минпромторга, Минтранса и Минстроя, в 2022 году — с ГИС ЕГРЗ и ГИСОГД.
Источник: www.tatre.ru
Новости СРО
Заказчиков Сибири, Урала и Приволжья призвали к пересчёту контрактов
Комиссия по вопросам ценообразования в строительстве и технологическому и ценовому аудиту Общественного совета, действующего при Минстрое России, провела выездное расширенное заседание в Екатеринбурге. Главной темой обсуждения стала реализация механизма пересмотра цены контрактов на строительство и капремонт в трёх федеральных округах – Сибирском, Уральском и Приволжском.
Тема пересчёта стоимости контрактов в связи с ростом цен на строительные ресурсы не теряет своей актуальности уже несколько месяцев, – механизм вроде как обкатали, убедились в его эффективности, но не все российские регионы его активно используют. Если бы не НОСТРОЙ, который в Минстрое считают главным двигателем этого механизма, количество компаний-банкротов среди подрядчиков, привлечённых к госзаказу, заметно бы поприбавилось.
Вот и теперь президент НОСТРОЙ и председатель комиссии Антон Глушков без особого оптимизма оперировал цифрами: в Приволжском федеральном округе повторную экспертизу одолели 179 проектов, а заключённых допсоглашений с заказчиками только 98; в Сибири – соответственно 135 и 96, на Урале — 47 и 35. Кассовое исполнение действующих контрактов тоже не радует: 37% в СФО и по 39% в УФО и ПФО.
«И это при том, что правительство выделило из резервного фонда 154,8 млрд. рублей на компенсацию подрядчикам понесенных затрат в связи с ростом цен на строительные материалы», – отметил Антон Глушков.
С капремонтом дела обстоят не лучше: в большинстве субъектов программа выполнена на 30-35%, самый лучший показатель — 55-60%. Одна из причин – игнорирование механизма пересмотра цены контрактов, уверен Глушков.
Зарплата строителей, по словам Глушкова, заметно подросла – в силу большого объёма строительно-монтажных работ и роста конкуренции за рабочую силу. А вот с наполнением ФГИС ЦС – большие проблемы. Отсутствие в федеральной системе актуальных данных о стоимости строительных ресурсов тормозит переход отрасли на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства.
В итоге комиссия рекомендовала органам исполнительной власти ПФО, СФО и УФО обратиться за помощью к строительным СРО, которые давно уже инструктированы по вопросам взаимодействия с региональными центрами ценообразования в целях наполнения ФГИС ЦС и отражения в контрактах реальной стоимости строительства.
Темы: Минстрой РФ, НОСТРОй, Общественный совет, ценообразование
Источник: sroportal.ru