РМД 31-04-2008 Санкт-Петербург
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Система региональных документов регулирования
градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге
Петербургские строительные стандарты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ
1 РАЗРАБОТАНЫ Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) и Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом (СПбГАСУ)
2 ВНЕСЕНЫ Методическим отделом Юридического управления Комитета по строительству Санкт-Петербурга
3 ОДОБРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 20.06.2008 г. N 176
4 ПОДГОТОВЛЕНЫ К ИЗДАНИЮ ЗАО «Инженерная ассоциация «Ленстройинжсервис»
5 СОГЛАСОВАНЫ Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Государственной административно-технической инспекцией, Комитетом по труду и социальной защите населения, Управлением государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, Филиалом по Северо-Западному Федеральному округу ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗЫ России
2. Реляционная модель данных, ER диаграмма. Базы данных
6 РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящий документ «Рекомендации по строительству жилых и общественных высотных здания» (далее Рекомендации) является региональным методическим документом (РМД), разработанным в развитие ТСН 31-332-2006 Санкт-Петербург «Жилые и общественные высотные здания» и содержащим рекомендации по подготовке и осуществлению строительства высотных зданий.
Порядок изложения материала в Рекомендациях отражает технологическую последовательность получения строительной продукции в виде высотных зданий, начиная от подготовки строительства до практического осуществления проекта в реальном объекте.
Нормативно-техническая литература, использованная при разработке документа, приведена в разделе «Нормативные ссылки», остальные библиографические источники в разделе «Библиография».
В первом разделе Рекомендаций собраны положения по подготовке строительного производства, включающей в себя научную, проектную и организационно-технологическую подготовку.
В документе индексом (*) отмечены особо важные положения, которые отсутствуют в СНиП, ТСН и других документах, содержащих обязательные требования к строительству высотных зданий. Рекомендуется при образовании саморегулируемых организаций (СРО), осуществляющих координацию проектных и строительных работ в области высотного строительства, в стандарты этих организаций отмеченные положения включать как обязательные требования.
Помимо требований по безопасности строительства высотных зданий, в документе приведены рекомендации по эффективной организации работ и контролю их качества.
Документ разработан авторским коллективом специалистов:
канд. техн. наук, доц. И.О.Кузнецовой (ПГУПС); канд. техн. наук, доц. М.М.Калюжнюком (ответственный редактор); инженером И.Г.Осипенковой (СПбГАСУ) при участии канд. техн. наук М.А.Иванова (СПбГАСУ).
Реляционные базы данных
1 Область применения
Действие документа распространяется на строительство жилых и общественных высотных зданий и комплексов на территории Санкт-Петербурга, независимо от форм собственности и источников финансирования организаций, участвующих в строительстве, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Рекомендации предназначены для всех участников строительной деятельности, органов управления и надзора. Они разработаны для применения ко всему комплексу работ по строительству жилых и общественных высотных зданий, за исключением ведения и геотехнического сопровождения работ при устройстве оснований, фундаментов и подземных частей высотных зданий.
Правила распространяются на строительство жилых высотных зданий высотой от 75 до 150 м и общественных высотных зданий высотой от 50 до 150 м.
2 Нормативные ссылки
Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в настоящих Рекомендациях, приведен в приложении А.
3 Термины и определения
Термины и определения, использованные в настоящем документе, приведены в приложении Б.
4 Сокращения
КП — календарный план
НТС — научно-техническое сопровождение
НП — научная подготовка
ОТД — организационно-технологическая документация
ПОС — проект организации строительства
ППГР — проект производства геодезических работ
ППР — проект производства работ
ППСР — проект производства сварочных работ
ПТС — пространственно-технологическая структура
ТЗ — техническое задание
5 Общие положения
5.1 Рекомендации составлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, приведенными в разделе «Библиография» и в приложении А.
Все положения Рекомендаций соответствуют требованиям Закона РФ «О Техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. N 184 и ориентированы на:
обеспечение безопасности жизни и здоровья пользователей высотного объекта;
сохранности имущества физических и юридических лиц;
безопасности прилегающих территорий и окружающих объектов;
охраны окружающей среды от опасных и вредных факторов, возникающих в процессе строительства и эксплуатации высотных зданий.
5.3 Высотные здания относятся к объектам, проектирование и строительство которых ведется на пределе технических возможностей строительной науки и техники и характеризуется повышенным уровнем неопределенности и риска.
5.4 *Для высотных зданий обязательны двухстадийное проектирование, научная подготовка и научно-техническое сопровождение инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации. Программы НП и НТС рекомендуется составлять, руководствуясь рекомендациями подраздела «Научная подготовка» и проектом документа «Научная подготовка и научно-техническое сопровождение строительства высотных зданий», приведенного в приложении В.
5.5 В основу разработки Рекомендаций заложены принципы:
системного единства законодательных и нормативно-правовых требований, проектных и управленческих решений, принимаемых на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации высотного объекта;
синергетической эффективности взаимодействия всех участников проектирования, строительства и эксплуатации высотного здания;
всеобщего управления качеством на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции;
повышенной степени ответственности за принимаемые проектные и управленческие решения.
5.6 К проведению инженерных изысканий, проектированию, строительству, научной подготовки и научно-техническому сопровождению (включая мониторинг) высотных зданий и их комплексов допускаются «физические или юридические лица, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование» [1, ст.49] жилых и общественных высотных зданий. Дополнительные требования к подготовке рабочего и управленческого персонала, занятого в высотном строительстве, приведены в 6.4.8.6 настоящих Рекомендаций.
6 Подготовка к строительству
6.1.1 При подготовке высотного объекта к строительству, руководствуясь принципом системного единства научно-технической, проектной и организационно-технологической подготовки, рекомендуется создавать единую систему управления процессами проектирования, строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, а также их научно-технического сопровождения. С этой целью для всех проектных, плановых, контрольных и отчетных документов, а также способов их получения, должна обеспечиваться совместимость в информационном, лингвистическом, математическом и техническом отношениях [17].
6.1.2 Положения о разработке НП и НТС высотного строительства рекомендуется включить в стандарт специализированной саморегулируемой организации, придав им статус обязательных. Кроме того, рекомендуется внести в стандарт саморегулируемой организации положения о включении документов по НП и НТС в состав приемочной и эксплуатационной документации высотных зданий. Благодаря этому, документы по НП и НТС позволят обеспечить анализ изменений наблюдаемых характеристик высотного объекта во времени вплоть до его утилизации, и своевременное принятие по результатам этого анализа управленческих решений, направленных на обеспечение безопасности.
6.2 Научная подготовка и научно-техническое сопровождение
6.2.1 *Научная подготовка (НП) и научно-техническое сопровождение (НТС) инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации высотных зданий являются неотъемлемой частью всеобщей системы управления качеством строительной продукции (жилых и общественных высотных зданий) и процессов ее производства.
6.2.2 В зависимости от степени сложности объекта и уровня неопределенности исходных данных для его проектирования и строительства, НП и НТС подразделяются на три уровня: базовый, повышенный и высший.
6.2.3 НП и НТС базового уровня являются общей для всех трех уровней. Научная подготовка базового уровня включает в себя разработку программ научно-технического сопровождения и мониторинга:
экологического и геотехнического состояния площадки строительства;
состояния конструкций окружающих объектов и строящегося высотного здания;
выбор методов анализа, оценки результатов мониторинга и принятие решений по результатам анализа.
Кроме того, в программе должен быть предусмотрен научно-технический мониторинг состояния конструкций и инженерных сетей и систем объекта на период эксплуатации.
6.2.4 Научная подготовка повышенного уровня проводится в тех случаях, когда неопределенность проектирования и/или строительства отдельных частей, конструктивных элементов или систем здания превышает заложенную в подготовке базового уровня. Потребность в научной подготовке этого уровня может возникнуть, например, при недостатке исходных данных геотехнического и/или геоэкологического характера, в случаях, когда в проекте предполагается проводить экспериментальные работы или внедрять инновационные разработки конструкционного, материаловедческого, организационно-технологического характера и т.д.
6.2.5 Научная подготовка высшего уровня предназначена для высотных объектов, опыт возведения которых, в сложившихся условиях, отсутствует, и материалы этой подготовки представляют большую научную и практическую значимость. В ней готовится научно-техническое сопровождение всех разделов проекта высотного здания и всех этапов его строительства.
6.2.6 В подготовку к научно-техническому сопровождению и мониторингу включаются разработка технического задания (ТЗ) на НП и НТС и разработка программ научно-технического сопровождения и мониторинга инженерных изысканий, проектных и строительных работ. Рекомендации по разработке технического задания и программ НП и НТС, проведению НТС и мониторинга приведены в приложении В.
6.2.7 Для руководства работами по НП и НТС рекомендуется создавать рабочую группу из представителей заказчика, генерального проектировщика, генерального подрядчика и научно-исследовательских организаций.
6.2.8 НП и НТС осуществляется научно-исследовательской организацией или группой организаций по профилю их деятельности. Помимо разработки и реализации программ НП и НТС в их функции входят экспертиза, консультации, анализ и управление системой показателей качества строительной продукции, оказание научно-технической помощи при внештатных ситуациях и т.д.
6.2.9 В состав научно-технического сопровождения включаются:
системы наблюдений характеристик грунтов оснований, несущих и ограждающих конструкций возводимого высотного здания и окружающих зданий и сооружений, попадающих в зону его влияния; а также характеристик экологического состояния территории застройки;
оценка результатов наблюдений и сравнение их с проектными данными;
прогноз изменений состояний возводимого и окружающих зданий, геотехнических и экологических характеристик;
разработка мероприятий по ликвидации недопустимых отклонений и негативных последствий.
6.2.10 Наблюдения проводятся за изменением:
статических (осадки, в особенности неравномерные, сдвиги, наклоны, перемещения, образование и раскрытие трещин и т.д.) и динамических (параметры колебаний и т.д.) характеристик объекта строительства и окружающих зданий;
инженерно-геологических (физико-механические свойства грунтов, режима грунтовых вод) и геоэкологических (радиационного фона, загрязнений грунтов, воздушной и водной среды, газовыделение) условий площадки строительства.
6.2.11 Инструментальные наблюдения при мониторинге включают в себя:
геодезический контроль за осадками, просадками, подъемами, горизонтальными и вертикальными перемещениями, кренами и т.д.;
методы акустической эмиссии (прозвучивание конструкций и обнаружение дефектов и неоднородных включений), грави- и магнитометрии, электрических потенциалов и т.д.;
высокоточные спутниковые геодезические системы (на основе систем GPS, ГЛОНАС*) для измерения положений конструктивных элементов здания в реальном масштабе времени;
Источник: docs.cntd.ru
Рмд это в строительстве
В статье рассмотрены вопросы подготовки исходных данных для проектирования объектов капитального строительства, определяющих совокупность специальных требований, рекомендаций, технических условий и разрешений.
Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования [1]. Так, например, в Санкт-Петербурге подготовка исходных данных для проектирования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основе региональных документов, регулирующих градостроительную деятельность (Табл. 1).
Документы, регулирующие проектную подготовку капитального строительства в Санкт-Петербурге
Цель : систематизация и оптимизация процесса осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга в части архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства;
Содержит : понятия, термины и определения в области градостроительной деятельности; требования к подготовке и объему исходных данных; требования к подготовке, составу, согласованию и экспертизе проектной документации; требования к получению разрешения на строительство и производство работ на территории Санкт-Петербурга.
Распространяется : на организационно-технический порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга в части архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства для обеспечения их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, независимо от источников финансирования и форм собственности
Состав исходных данных, которые заказчик проектной документации должен предоставить разработчику такой документации, определен в части 6 статьи 48 [4] и включает:
- градостроительный план земельного участка или проект планировки территории и проект межевания территории (при подготовке проектной документации линейного объекта);
- результаты инженерных изысканий;
- технические условия на технологическое присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Перечень исходных данных для подготовки проектной документации с учетом местных условий Санкт-Петербурга установлен в [2, 3]. Определен также список организаций города [3], которые на основании данных, предоставленных проектировщиком (в том числе: краткая характеристика объекта с основными показателями и расчеты потребности в инженерных ресурсах), выдают технические условия на инженерное обеспечение объекта (Табл. 2).
Организации, выдающие технические условия в Санкт-Петербурге
Первым обязательным информационным документом, который заказчик предоставляет разработчику проектной документации в составе исходных данных для проектирования объектов капитального строительства, прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). В заявлении на получение ГПЗУ указываются цели использования земельного участка. Если цели не указаны, то организация, эксплуатирующая сети инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки [4, 5].
ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства или реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Несоответствие проектной документации требованиям ГПЗУ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Отсутствие ГПЗУ превращается для заказчика в решение задач ради задач и не завершается государственной регистрацией объекта.
Для подготовки ГПЗУ используются следующие источники информации:
- заявление;
- документы территориального планирования и градостроительного зонирования;
- нормативы градостроительного проектирования;
- документация по планировке территории;
- сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности;
- технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Чертежи градостроительного плана земельного участка выполняются в масштабе 1:500, 1:1000 или 1:2000.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, в соответствии со статьей 57.3 «Градостроительный план земельного участка» главы 7 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности [4], может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, не допускается.
ГПЗУ должен содержать следующую информацию [6]:
- о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой такие проекты утверждены;
- о границах земельного участка и его кадастровом номере.
Границы земельного участка наносятся сплошной линией толщиной 0,7 мм. Характерные точки границ обозначаются точкой диаметром 2 мм, номер характерной точки обозначается арабскими цифрами высотой 5 мм (Рис. 1).
Рисунок 1. Обозначение границ и характерных точек участка земли
- о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии).
Границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при ее наличии) наносятся сплошной линией толщиной 0,3 мм, площадь зоны заштриховывается чередующимися штрихпунктирными и сплошными линиями толщиной 0,3 мм каждая, через 6 мм между ними, под углом 45° (Рис. 2).
Рисунок 2. Обозначение границ зоны планируемого размещения объекта
ГПЗУ, в котором отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта, и их назначение, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Указывается перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства.
Минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которого разрешается строительство объектов капитального строительства, выполняются в виде сплошной линии толщиной 1,2 мм. Линии отступа графически привязываются к реперам или капитальным зданиям, имеющимся на топосъемке. Расстояние указывается в метрах, например: 1,3; 5,2; 7,2 (Рис. 3).
Рисунок 3. Обозначение минимальных отступов от границ земельного участка
- об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки и проектом планировки территории;
- о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок;
- если земельный участок расположен в пределах территории, где осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию такой территории, то в ГПЗУ содержится информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня:
- обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур;
- максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения;
- об ограничениях использования земельного участка (включая зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные и иные зоны);
- о границах зон действия публичных сервитутов.
Границы зон действия публичных сервитутов наносятся сплошной линией толщиной 0,5 мм, полученная зона заштриховывается линиями толщиной 0,3 мм, через 4 мм, под углом 45° (Рис. 4).
Рисунок 4. Обозначение границ зон действия публичных сервитутов
- о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и сетях инженерно-технического обеспечения. Сети инженерно-технического обеспечения не являются самостоятельным объектом, но являются его частью. Экспертиза проектной документации по сетям проводится в составе проектной документации объекта. Сети, обеспечивающие два и более объекта, рассматриваются как отдельный линейный объект [7].
- о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
- о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа. Сети инженерно-технического обеспечения наносятся на чертеж или чертежи прерывистой линией с соответствующей информационной надписью. Точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа наносятся на чертеж или чертежи крестами с соответствующей информационной надписью.
- о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
- о красных линиях.
Блок-схема подготовки градостроительного плана земельного участка для строительства объекта капитального строительства в ходе предпроектной подготовки строительства показана на рис. 5.
Рисунок 5. Схема формирования градостроительного плана земельного участка
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:
- В соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации, с 1 июля 2017 года градостроительный план земельного участка исключен из числа документации по планировке территории и имеет статус информационного документа.
- Тщательно подготовленная предпроектная документация, в том числе достоверные результаты инженерно-экономических и инженерно-технических изысканий, позволяет правильно определить технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с учетом программ комплексного совершенствования систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа и обеспечить устойчивое развитие территории.
Список литературы
- Сборник разъяснений, вопросов и ответов по архитектурно-строительному проектированию и изысканиям, возникающих при предпроектной и проектной подготовке строительства. Выпуск 3. – М.: НОПРИЗ, ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2017.
- РМД 11-22-2013 Санкт-Петербург. Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге.
- ТРД 11-501-2004 Санкт-Петербург. Порядок проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге. Дата актуализации: 01.01.2018.
- Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017).
- Федеральный закон от 3.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и признании утратившими силу отдельных положений и законодательных актов Российской Федерации».
- Приказ Минстроя Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».
- Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства (вопросы и ответы), по постановлению № 87. Выпуск 7. – М.: ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2014.
Источник: in-regional.ru