Премьер-министр напомнил о роли строительной отрасли и достижениях Татарстана в реализации промышленных объектов.
Исторически строительство и жилищное коммунальное хозяйство являются одними из самых значимых отраслей экономики нашей страны, которые определяют динамику ее развития, обеспечивают занятость, доходы миллионов граждан, а также вносят непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан. Об этом напомнил премьер-министр республики Алексей Песошин во время пленарного заседания на международном строительном чемпионате, который проходит в Казани.
Он добавил, что в 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами. В таких условиях ключевой задачей становится обеспечение политического, экономического, логистического и технологического суверенитетов России.
— Развитие и поддержка строительной отрасли и ЖКХ будет способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, появится спрос на продукцию промышленных производств, а главные результаты, которые могут быть достигнуты в этих отраслях, повысят капитализацию и привлекательность наших территорий, а также окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан. Стратегическая задача сегодня — реализовать колоссальный потенциал строительного и жилищно-коммунального комплекса, которые должны стать драйвером развития каждого региона и страны в целом, — заметил Песошин.
О роли психологического гена в Государственном строительстве России.
По мнению премьер-министра РТ, для этого необходимо четкое понимание траектории развития строительной отрасли и ЖКХ, определение основных стратегических направлений, как метода управления долгосрочных целей, и реализации программных планируемых достижений.
Он напомнил также, что в состав России вошли 4 новых субъекта, и в этой связи предстоит значительный объем строительных работ. Общая обязанность России — оказать максимальную всевозможную поддержку. Песошин подчеркнул готовность регионов в рамках работы комиссии по выполнению поставленных задач в рамках национальных целей, принятия стратегии развития, строительного комплекса, а также выразил готовность оказывать дополнительную поддержку в этой работе.
Ранее KazanFirst писал, что Татарстану выделили 10,4 млрд рублей инвестиционных кредитов на строительство федеральных дорог. Все идет по графику, и Казань постепенно становится всероссийским перекрестком, но импортозамещение в отрасли еще только начинается.
Источник: kazanfirst.ru
Роль инвестиционно-строительного комплекса в развитии субъекта РФ
Целью курсовой работы является:
— изучение теоретических основ инвестиционно-строительного комплекса;
— анализ ИСК на примере Ростовской области.
Предметом исследования является инвестиционно-строительный комплекс.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК) 5
1.1 Понятие инвестиционно-строительного комплекса. 5
РОЛЬ АРХИТЕКТОРА в строительстве загородного дома // Сопровождение строительства // Авторский надзор
1.2 Раскрытие социально-экономической сущности ИСК Ростовской области. 8
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Система показателей оценки инвестиционно-строительной деятельности. 14
2.2 Анализ показателей инвестиционно-строительного комплекса РО. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Работа состоит из 1 файл
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет финансов и кредита
Институт экономики и управления
«РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТА РФ»
Студентки 3 курса
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО- СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК) 5
1.1 Понятие инвестиционно- строительного комплекса. 5
1.2 Раскрытие социально- экономической сущности ИСК Ростовской области. 8
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО- СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 14
2.1 Система показателей оценки инвестиционно- строительной деятельности. 14
2.2 Анализ показателей инвестиционно-строительного комплекса РО. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование экономики стало причиной возникновения наиболее актуальных вопросов по развитию инвестиционно — строительного комплекса в стране.
Следует отметить, значимость инвестиционно-строительного комплекса достаточно велика для социально-экономического развития региона и формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека, что обусловливает необходимость исследования состава и структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса и экономических аспектов регулирования инвестиционно-строительной деятельности.
Актуальность темы заключается в необходимости повышения эффективности использования венчурного капитала, особенно для предприятий малого бизнеса, в котором заключен потенциал развития российской экономики, и поэтому здесь так необходима государственная и финансовая поддержка.
Целью курсовой работы является:
— изучение теоретических основ инвестиционно-строительного комплекса;
— анализ ИСК на примере Ростовской области.
Предметом исследования является инвестиционно-строительный комплекс.
Объектом исследования является ИСК в Ростовской области.
Теоретической и методологической базой курсовой работы явились труды европейских, американских и российских ученых, работающих в области инвестирования строительства. В процессе работы применялись приемы системного исследования, сравнительного и экономического анализа. Анализ особенностей ИСК осуществлялся на основе данных отечественной и зарубежной статистики.
Одной из основных задач экономической политики на всех уровнях управления является выявление отраслей или иных групп предприятий — потенциальных точек роста и формирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качестве одного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитие предприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы региона инвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Он объединяет множество участников для решения основных задач регионального планирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения, развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поиска источников финансирования реализации целей развития территории.
1 ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ИСК)
1.1 Понятие инвестиционно-строительного комплекса.
Инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) — включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры 1 . Центральное звено комплекса — капитальное строительство как отрасль народного хозяйства, завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:
1) преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап инвестирования);
2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е. трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;
3) прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.
Чтобы адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в другую.
Другим не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.
Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.
Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.
Принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1). 2
Правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.
В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.
Таблица 1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики регионов:
— отсутствие стабильного налогового законодательства;
— сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
— необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;
— остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.
Строительный комплекс — один из межотраслевых хозяйственных комплексов, который представляет собой совокупность отраслей материального производства и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс осуществляет весь цикл работ по созданию строительных объектов — от проектирования до ввода их в действие с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов.
1.2 Раскрытие социально-экономической сущности ИСК Ростовской области.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально- экономической сущности инвестиционно- строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике.
С точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как объект государственного управления в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали «трест — объединение — главное управление – министерство», что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением.
Считается, что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой производственных, функциональных и институциональных структур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Решение актуальных социальных проблем в Ростовской области связано с современным состоянием и уровнем развития строительного комплекса.
В целом по объёмам строительных работ территории Ростовской области незначительно уступают другим регионам страны, а интенсивность жилищного строительства здесь довольно высока.
Другим важнейшим направлением строительства на Юге России являются возведение объектов социальной сферы и инженерных сетей, финансируемое, преимущественно, из бюджетов различных уровней.
Что касается коммунальной инфраструктуры, обеспеченность которой во многих областях значительно отстаёт даже от не слишком высоких российских стандартов, то, несмотря на выделение значительных инвестиций, темпы строительства коммунальных сетей (многие из которых превратились в долгострои) в ряде регионов явно недостаточны и не адекватны прогрессивным мировым императивам.
Ситуация в строительном комплексе Ростовской области во многом типична и для других областей ЮФО.
Развитие строительного комплекса в области особенно нуждается в государственном заказе, а также в строительстве приоритетных социальных и инфраструктурных объектов — школ, медицинских учреждений, коммунальных сетей, дорог, мостов.
Источник: www.freepapers.ru
Окружающий мир 4 класс 2 часть Страна, открывшая путь в космос стр. 147 – 150
1. Что ты знаешь о достижениях нашей страны в освоении космоса?
В 1957 году в СССР был запущен первый искусственный спутник земли. Тогда слово «Спутник» узнали во всём мире. 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек. Это был наш соотечественник Юрий Гагарин.
Россиянин первым вышел в открытый космос в скафандре. Это был Алексей Леонов.
Первой женщиной в космосе также стала россиянка — Валентина Терешкова.
2. Какие крупные стройки послевоенного времени в СССР тебе известны?
Я знаю о строительстве крупных гидроэлектростанций на сибирских реках — Братской, Саяно-Шушенской, Красноярской. А также слышала о строительстве Магнитогорского металлургического комбината и о прокладке Байкало-Амурской Магистрали.
3. Какие экологические проблемы возникли в это время?
В то время люди не задумывались об экологии и поэтому новые заводы выбрасывали в воздух много вредных веществ. Они отравляли землю и воду, вырубались леса, а срубленные стволы деревьев сплавлялись прямиком по рекам. Под угрозой оказалось и самое глубокое озеро планеты — Байкал.
4. Какое событие произошло в нашей стране в 1991 году?
В 1991 году перестало существовать государство СССР. Все бывшие союзные республики стали самостоятельными государствами.
Задания для домашней работы
1. Выступи в роли историка. Подготовь сообщение о послевоенной истории твоей семьи. Выбери те факты, которые, по-твоему, примечательны для этого времени.
Чтобы посмотреть образец оформления фоторассказа, кликните на иллюстрацию и листайте.
Сообщение о послевоенной истории семьи для 4 класса
В послевоенной истории моей семьи было много интересного и замечательного. Мои прабабушки и прадедушки участвовали в восстановлении разрушенного войной хозяйства.
Мои бабушка и дедушка принимали участие в строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината в городе Новокузнецке.
Другие мои бабушка и дедушка поехали на строительство Байкало-Амурской магистрали. Они до сих пор с удовольствием вспоминают те времена, называя их весёлыми.
Бабушка Люда говорит, что работать на строительстве БАМа было тяжело. Вокруг лежала тайга, они жили в вагончиках и палатках, зимой было очень холодно. Но все были молодыми и верили, что их труд очень важен для страны.
Мои родители были совсем маленькими, когда прекратил своё существование СССР. Но родители много им рассказывали о перестройке и о том, как люди воспринимали происходящие изменения.
Все радовались, что закончилась холодная война, что на телевидении появились новые интересные передачи, но многие переживали из-за распада СССР.
2. В дополнительной литературе, Интернете найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким.
Рассказ про полёт первого человека в космос для 4 класса
После того как в 1957 году в космос полетел первый спутник, между СССР и США началась так называемая космическая гонка. Обе страны хотели первыми отправить в космос человека.
В СССР был сформирован отряд космонавтов, которых тренировал очень известный лётчик-испытатель Марк Галлай. В этот отряд входил и Юрий Гагарин.
Одновременно с этим конструктор Сергей Королёв занимался подготовкой космического аппарата, который получил название «Восток 1».
До полёта человека, в космос несколько раз отправляли собак, тестируя космический аппарат. И вот 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин.
Отправляясь в космос, Гагарин произнёс знаменитое слово «Поехали!» Тем самым он начал космическую эру в истории человечества.
Гагарин совершил только один виток над планетой. Его полёт продлился всего 108 минут, но он стал первым человеком, который увидел земной шар из космоса. Полёт Гагарина был встречен всеобщим ликованием не только в нашей стране, но и повсюду в мире.
Самого первого космонавта Земли встретили ликующие толпы народа на Красной площади, ему дарили цветы, его поздравляли со всех сторон. Во всех городах страны люди обнимались, праздновали и радовались.
Тот день, по словам моей мамы, превратился в общенародный праздник. Несколько дней люди говорили только про полёт Гагарина. Они мечтали, что скоро человек полетит на Марс и на другие планеты. Всеобщее воодушевление царило в стране.
Аналогично Гагарина встречали во всём мире. Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Англию, Францию. Финляндию, Канаду, Египет, Кубу, Бразилию. Везде первого космонавта встречали восторженные толпы. Ведь он был в глазах людей не первым космонавтом СССР.
Он был вообще первым космонавтом Земли.
3. Придумай и нарисуй плакат в защиту мира на Земле.
На плакате в защиту нашей планеты Земля можно отобразить её хрупкость. А также любые символы призывающие людей к миру, например белых голубей и так далее.
Источник: okrmyr.ru
Россия в современном мире. Основные направления социально- экономического, политического и военно-технического развития страны. Задачи офицерского состава на 2021 учебный год
События последних лет свидетельствуют о том, что мир не стал более стабильным и безопасным. На планете бушуют десятки активных военных конфликтов, многие находятся в «замороженном» состоянии, но несут в себе риски как для населения, так и для целых государств. Причем, что характерно, наряду с традиционными формами возникновения и протекания конфликты стали принимать более изощренные формы, в которых регулярные армии не всегда играют основополагающую роль. Но при этом за вооруженными силами остается приоритет в их разрешении и прекращении на ранней стадии.
Россия в современном мире
Наша страна граничит по суше с 16 государствами, а площадь ее исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн кв. км. Из 85 субъектов России 45 являются приграничными. Какие же процессы происходят по периметру наших границ?
На мировой арене продолжается формирование ряда геополитических центров силы, которое сопровождается борьбой за геостратегические пространства, экономические и природные ресурсы. В архитектуре глобальной безопасности по-прежнему доминируют механизмы и структуры, созданные в эпоху «холодной войны». Примеры внеблокового подхода к обеспечению международной безопасности пока немногочисленны. Обострение межгосударственных противоречий в области политики, экономики и идеологии, связанных с борьбой за сферы влияния, увеличивает опасность возникновения военных конфликтов на локальном и региональном уровнях.
В этих условиях Россия выступала и выступает за активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, за формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к стране регионах.
За последние несколько лет благодаря усилиям Президента, военно-политического руководства и дипломатического корпуса страны положение России в мире изменилось в лучшую сторону. Она вновь обрела статус державы, которая призвана решать важнейшие мировые проблемы, связанные, например, с уничтожением военного и экономического потенциала террористической организации ИГИЛ (запрещена в России — прим. ред.) в Сирийской Арабской Республике, урегулированием иранской ядерной проблемы и т. д. Де-факто без России невозможно представить любое международное событие, несмотря на то, что она регулярно подвергается информационным нападкам и информационной агрессии в духе «холодной войны».
Основными факторами, определяющими характер развития мировой военно-политической обстановки, по мнению военных аналитиков являются:
формирование в результате необратимости распространения ядерного оружия «ядерной многополярности» и бесконтрольное наращивание ракетно-ядерного потенциала другими государствами;
стремление США к манипулированию международным правом в угоду своим интересам, абсолютному доминированию в большинстве регионов мира в условиях формирования многополярной системы международных отношений и удержанию за собой роли единственной супердержавы;
скрытая и явная борьба США и Китайской Народной Республики (КНР) за глобальное господство;
процесс интеграции государств в рамках НАТО, Европейского союза и новых членов, претендующих на вступление в военно-политический и политико-
экономический союзы;
введение против России экономических и политических санкций и их расширение в ближайшее время;
ослабление роли международных институтов в урегулировании межгосударственных конфликтов и противоречий, использование вооруженных сил в обход общепринятых норм международного права;
применение США концепций информационных войн и боевых действий в киберпространстве, расширение сферы информационно-технического и информационно-психологического воздействия;
возрастание роли терроризма в достижении политических целей.
Очевидным становится тот факт, что американские элиты де-факто присвоили себе право устанавливать «красные линии» и определять способы наказания «неугодных» государств за их нарушение. Вашингтон и его союзники своими действиями стремятся подменить Организацию Объединенных Наций и снизить ее роль в вопросах поддержания мира на планете и разрешения кризисных ситуаций.
Попытки России, Китая, Индии, ряда других стран в новых условиях добиться большего учета своих интересов при преодолении проблем в условиях глобализированной экономики, установить справедливый баланс влияния и сил, возможность в полной мере удержать суверенитет над своими же территориями и ресурсами, наталкиваются на активное противодействие со стороны США. Это противодействие проявляется в различных сферах и областях мирового пространства.
Все большее влияние на военно-политическую обстановку в мире оказывает и то обстоятельство, что экономические интересы становятся главными в политике, а для их обеспечения все чаще используется военная сила. Обостряется борьба за природные ресурсы — минеральные, водные и т. д.
Антироссийская политика США привела к переоценке основ и ценностей в отношениях Штатов с Россией. Формируется и проходит апробацию сложная система противодействия российскому влиянию, которую эксперты называют системой «сдерживания-истощения».
Главной целью предлагаемых американскими стратегами шагов является использование Евразии как площадки для давления, прежде всего, на своих геополитических и геоэкономических конкурентов — Россию, КНР, а также, хотя и в существенно меньшей степени — Европейского союза. Осью новой геополитической игры становятся американо-китайские взаимоотношения, которые уже сейчас заметно влияют на характер международных отношений в целом. В то время как Соединенные Штаты видят в Китае угрозу, Россия и европейцы рассматривают его во многом в качестве огромного дополнительного рынка. По оценкам Фонда Карнеги, валовой внутренний продукт КНР в 2035 г. составит
$ 82 трлн., а США — $ 44 трлн.
К числу инструментов давления на Россию относятся:
высокий уровень конфронтации между Москвой и прибалтийскими государствами. Страны Балтии будут всячески противиться диалогу Россия — НАТО, ставить его развитие в прямую зависимость от получения убедительных гарантий собственной безопасности;
использование протестов после президентских выборов в Белоруссии для разрушения основ Союзного государства;
дальнейшая дестабилизация обстановки на Украине и ситуации в Киргизии;
разрушение партнерских отношений, складывающихся вокруг Каспийского моря. Для политики США фокусная дестабилизация военно-политической ситуации в Прикаспии важна еще и тем, что позволяет завершить геополитическую и геоэкономическую изоляцию Ирана, а также окончательно лишить Россию возможности полноценного развития глобально значимого индустриально-логистического коридора «Север — Юг», а Европу — возможности создания конкурентных газотранспортных коридоров.
События, которые происходят в Нагорном Карабахе, напрямую связаны с проводимой администрацией Белого дома с 2016 года политикой по сохранению влияния в регионе. В ее основе лежат стремления контролировать нефтяные месторождения Каспийского бассейна; ослабить влияние России в регионе; расширить военное присутствие в нем, а также политика присоединения непризнанных государств к административным территориями государств постсоветского пространства (Абхазии и Южной Осетии к Грузии, Нагорного Карабаха — к Азербайджану).
В качестве еще одного важного инструмента воздействия на Россию американская администрация и ее европейские союзники рассматривают санкционное давление. Санкции являются одним из инструментов геоэкономического противоборства для достижения политических целей. При этом как повод для их введения используются, как правило, надуманные факты, не подтверждающиеся реальностью: «хакерское вмешательство» в президентские выборы в США; отравление в Великобритании бывшего офицера российской военной разведки Сергея Скрипаля и его дочери Юлии боевым отравляющим веществом; отравление политического деятеля Алексея Навального и т. п.
В ответ Россия активно проводит политику импортозамещения, вводит контрсанкции против тех государств, которые ввели санкции против нее, активизирует сотрудничество с другими странами мира в экономической сфере. Особое место в этом сотрудничестве Российская Федерация отводит таким региональным и международным институтам, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», «Группа двадцати» и другим международным институтам.
Еще один показатель невозможности изолировать Россию — минувший Международный форум «Армия-2020», проведение которого из-за пандемии коронавируса COVID-19 было под вопросом, тем более в международном формате. Однако он прошел более чем успешно.
Необходимо также принять во внимание стремление США манипулировать международным правом в угоду своим интересам, в частности, добиться «переформатирования» сложившейся системы контроля над вооружениями.
Такие шаги американцев, как выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, недобросовестное выполнение Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), выход из Договора по открытому небу, а также нежелание ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний существенно подрывают стратегическую стабильность.
Американское руководство также последовательно выступает против формирования международной правовой базы, запрещающей использование в военных целях космического пространства. Пентагон рассматривает космос в качестве потенциального театра военных действий и пытается обеспечить себе полную свободу маневра на данном направлении. Космические войска были созданы по распоряжению президента США Дональда Трампа в декабре 2019 года и стали шестым видом вооруженных сил Соединенных Штатов.
Становится очевидным то, что деятельность Вашингтона и его союзников, в ходе которой игнорируются интересы других субъектов международных отношений, порождает новые глобальные военные опасности. К их числу, прежде всего, необходимо отнести:
стремление добиться безусловного доминирования США и устранения с мировой арены Российской Федерации в качестве центра силы, обладающего ядерным оружием;
превращение России в страну, не способную оказывать влияние на развитие международных отношений в мире и в его регионах;
попытки поставить под договорной контроль новые российские комплексы вооружений, такие как подводная автономная система «Посейдон», гиперзвуковая ракета воздушного запуска «Кинжал» и крылатая ракета с ядерной энергетической установкой «Буревестник»;
размытие границ между военными и невоенными средствами противоборства (включая информационное воздействие, применение экономических санкций и др.) и, как следствие, возникновение «серых» зон, не позволяющих однозначно классифицировать шаги других стран как враждебные, невозможность достоверного установления момента начала агрессии.
Наряду с этим Вашингтон наращивает военные расходы, а также оказывает давление на своих союзников для увеличения финансирования НАТО.
В частности, в 2021 году военный бюджет США составит $ 740,5 млрд, а совокупный военный бюджет США и НАТО уже значительно превысил 1 трлн долларов. Вклад США в Североатлантический альянс составляет $ 635 млрд.
Значительную обеспокоенность вызывает снижение США порога применения ядерного оружия. В частности, новая редакция «Ядерной стратегии США» (2018 г.) допускает возможность его использования в ответ на «существенное нападение с использованием обычных средств», в качестве которых Вашингтон рассматривает, в том числе, кибервооружения. Это позволяет обвинить в «нападении» кого угодно, поскольку достоверные признаваемые международным сообществом механизмы верификации источников кибератак отсутствуют.
Курс США, направленный на военное сдерживание России, открыто поддерживают НАТО и Европейский союз.
Блок НАТО окончательно превращается из европейского в глобальный под руководством США. Продолжается расширение НАТО с целью наращивания возможностей по глобальному проецированию силы, противоборства с Россией и сдерживания Китая.
Расширение функциональной сферы НАТО, охватывающей сегодня и целый ряд невоенных вызовов, порождает новые системные угрозы миру. Определенная опасность просматривается в стремлении альянса обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство.
Ради оказания давления на нашу страну альянс реализует «План действий по повышению боевой готовности Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО» и «Концепцию передового присутствия и усиления». Продолжается наращивание его военного потенциала, модернизируются объекты военной и транспортной инфраструктуры на восточном фланге Североатлантического союза.
Дестабилизирующее влияние на ситуацию в Европе оказывает деятельность Соединенных Штатов по повышению боевых возможностей европейского сегмента американской противоракетной обороны.
По подсчетам Минобороны РФ, ежегодно блоком НАТО в Европе проводится до 40 крупных учений, имеющих явную антироссийскую направленность. Примером может служить серия учений НАТО Defender Europe 2020. По своей сути это были американские учения дивизионного уровня, основная цель которых заключалась в проверке способности армии США к переброске сухопутных сил в порты на восточном побережье и в Европе.
Анализ учений, проведенных вооруженными силами НАТО в Европе в 2020 году, а также время, выбранное для ротации американских военнослужащих, говорят о серьезной подготовке Североатлантического блока к одновременному ведению сразу нескольких военных кампаний как против России, так и против ее ближайших союзников.
Теперь вкратце проанализируем военно-политическую обстановку в ключевых регионах земного шара.
Ближний и Средний Восток. Соединенные Штаты, Турция, Саудовская Аравия и некоторые другие страны уже давно вынашивали планы перекройки границ Большого Ближнего Востока, которые были искусственно нарезаны несколько десятилетий тому назад без учета мест проживания народов, конфессиональных факторов и т. д.
Многое становится понятным при наложении новых карт Большого Ближнего Востока на карты с месторождениями нефти и газа в регионе. Вашингтон на фоне укрепления позиций Тегерана на Ближнем Востоке предпринимает шаги, направленные на его изоляцию. Иран не устраивает США, Израиль и Саудовскую Аравию, прежде всего, как лидер в регионе, все более набирающий силу. Ядерная программа Ирана — это только предлог для оказания давления на него.
Ситуация в Сирии остается напряженной. На подконтрольных правительству территориях функционируют «спящие ячейки» ИГИЛ, сложна ситуация в «замиренных» южных провинциях. В Идлибской зоне деэскалации власть удерживают террористические группировки, угрожающие дестабилизировать обстановку на северо-западе страны. Боевики продолжают провокации против сирийских правительственных войск и российской авиабазы Хмеймим, обстреливают гражданское население.
Страны Запада стремятся сохранить Идлибскую зону деэскалации, приводя в качестве основного довода наличие там «умеренных» оппозиционных группировок. С этой целью ими проводится крупномасштабная информационная кампания по обвинению правительственных войск и ВКС России в нарушении норм международного права и преднамеренном нанесении ударов по гуманитарным объектам.
Свои цели в ходе войны в Сирии преследует и Турция. Прежде всего, она хотела бы обезопасить себя от создания какого-либо государства курдов на своих границах, которое бы оказывало содействие соплеменникам, проживающим на турецкой территории.
Кавказ. Военно-политическая обстановка на Кавказе остается сложной, что связано, прежде всего, со стремлением Соединенных Штатов и ЕС вывести Россию из числа значимых геополитических игроков во всем Кавказском регионе и сформировать геостратегический коридор для прямого выхода в Центральную Азию.
Принимаются меры по втягиванию Грузии и Азербайджана в НАТО и созданию в прикаспийском регионе военного плацдарма против Ирана.
Между США и Грузией в 2016 г. подписан меморандум о взаимопонимании «Об углублении партнерства в сфере обороны и безопасности», позволяющий размещать на грузинской территории подразделения американской армии и осуществлять поставки вооружения. Приобретя статус стратегического партнера Соединенных Штатов, Грузия получила возможность ускоренного оформления членства в НАТО.
По мере сближения с НАТО Азербайджана и Грузии может нарастать напряженность в Нагорном Карабахе.
На Юге. Следует ожидать нарастания напряженности в Центральной Азии. Здесь пересекаются интересы таких ведущих игроков, как США, Китай, Россия. Проявляют интерес к региону Индия и Европа. Кроме того, дестабилизации ситуации в Центрально-Азиатском регионе способствует смена прежнего руководства центрально-азиатских республик по возрасту или в ходе выборов.
Ускорить появление «смуты» способны очередные волны мирового экономического кризиса, связанного с распространением пандемии COVID-19 и резкое обострение обстановки в Афганистане, где по-прежнему сильны позиции талибов.
Еще одним фактором напряженности в регионе является продолжающаяся гонка вооружений между Индией и Пакистаном — двумя ядерными державами. Обе страны не участвуют в Договоре о нераспространении ядерного оружия и принимают на вооружение все новые и новые системы оружия, в том числе и те, которые могут быть носителями ядерных боезарядов.
На Востоке международная обстановка в основном определяется противоборством между Соединенными Штатами и Китаем. США активно укрепляют отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в рамках выстраивания вокруг КНР пояса сдерживания.
Значительно влияет на обстановку в АТР Япония. Набирает обороты военная «нормализация» Японии. Токио наращивает мощь вооруженных сил, пока сохраняющих статус Сил самообороны, а японские военные накапливают практический опыт под флагом миротворчества. При этом Токио не намерен отказываться от притязаний на российские о-ва Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.
Еще одним очагом региональной напряженности, «давящим» на глобальную обстановку, остается Корейский полуостров. Начатые в 2018 году контакты Пхеньяна с Вашингтоном и Сеулом позволили в определенной мере стабилизировать ситуацию на полуострове. Однако дальнейшие попытки США решить задачу его денуклеаризации оказались, по сути, провальными. Пхеньян, не добившись смягчения международных санкций и снижения военной активности американо-южнокорейской группировки вблизи своих границ, угрожает прекратить диалог с Соединенными Штатами и прервать «добровольный мораторий» на испытания ядерного и ракетного оружия.
Обстановка в Арктике характеризуется требованиями ряда иностранных государств (США, Китай, Япония, Финляндия) изменить режим плавания по Северному морскому пути. В новой редакции «Арктической стратегии минобороны США» особое внимание акцентируется на позиции Российской Федерации по вопросу использования Северного морского пути. В качестве основного дестабилизирующего фактора названа военная деятельность России в Заполярье.
Иностранные государства наращивают военное присутствие в Арктике, увеличивается количество учений.
Особая роль в арктической политике Североатлантического союза отводится Норвегии, на территории которой находятся склады вооружения и военной техники для войск усиления.
Для России стратегически важно сохранять свое присутствие в Арктическом регионе. Создание в феврале 2019 года нового государственного органа — Министерства Российской Федерации по делам развития Дальнего Востока и Арктики — демонстрирует готовность России удерживать Арктику в своих руках. При этом официальная Москва готова сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в сфере мирного экономического взаимодействия в Арктической зоне.
Российская Федерация продолжает развивать военную инфраструктуру и совершенствовать материальное обеспечение группировки войск в арктическом макрорегионе для его военной защиты от посягательств любого агрессора.
Геополитические соперники России не скрывают того, что собираются достичь политических целей в отношении ее не только в ходе локальных конфликтов. Они готовятся к ведению войн с «высокотехнологичным противником» с применением высокоточных средств поражения с воздуха, моря и из космоса, при активном информационном противоборстве.
В этих условиях Вооруженные Силы России должны быть готовы к войнам и вооруженным конфликтам нового типа с использованием классических и асимметричных способов боевых действий.
В декабре 2019 года Президент России поставил перед Министерством обороны четыре ключевые задачи. Первая — в конце 2020 года уровень оснащения амии и флота современным оружием и техникой должен составить не менее 70 %. Вторая — провести всесторонний анализ потенциальных военных угроз и определить меры по совершенствованию Вооруженных Сил. Третья — из-за выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) вести мониторинг возможного развертывания американских ракет такого класса в разных частях мира. Четвертая — вырабатывать новые методы подготовки военнослужащих и незамедлительно внедрять их в программы боевой учебы.
Таким образом, несмотря на сложную и быстроменяющуюся военно-политическую обстановку, Российская Федерация оперативно принимает меры по противодействию всем видам вызовов и угроз ее национальной безопасности, обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите страны и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами России.
Основные направления политического и социально-экономического развития страны
К событиям 2020 года, определившим основные направления политического и социально-экономического развития России на 2020-2030 годы, можно отнести:
— обращение 15 января 2020 года Президента Владимира Путина с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации.
В послании Президент обозначил главные направления внутренней и внешней политики государства. Он определил проблемы общества, требующие перемен: демография, сфера образования, здравоохранение и доступность лекарств, экономика и повышение доходов населения, сфера вооружений. Значительную часть времени послания глава государства посвятил теме необходимости изменений в Конституции;
— прошедшее с 25 июня по 1 июля 2020 года общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституции Российской Федерации. Все 206 изменений затрагивают главы 3-8 Основного закона (о федеративном устройстве, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении).
3 июля 2020 года Президент подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками».
«Суть, смысл конституционных новаций состоит в том, чтобы на десятилетия вперед зафиксировать фундаментальные основы устойчивого развития страны», — заявил Владимир Путин. «Изменения в Конституцию призваны обеспечить безусловное соблюдение законности и правопорядка, защиту интересов граждан, предпринимательских и других свобод», — подчеркнул глава государства.
— выступление 22 сентября 2020 года Президента России на 75-й сессии Генассамблеи Организации Объединенных Наций.
Президент напомнил мировой общественности о двух важных датах 2020 года — 75-летии со дня окончания Второй мировой войны и создании ООН. Владимир Путин напомнил, что «забвение уроков истории — крайне безответственно. Равно, как и попытки вольных трактовок итогов войны. Это не просто низость, а прямой разрушительный удар по основам послевоенного мироустройства. Особенно в современной ситуации с современными угрозами».
Президентом также была дана оценка работе Совета Безопасности ООН, особо он выделил такой основополагающий механизм работы Совбеза ООН, как «право вето». Это право сохраняет необходимый геополитический баланс, дает возможность искать компромисс и действовать в рамках международного права.
Президент РФ обратил внимание на вызов, с которым столкнулось человечество – пандемия коронавируса, затронувшая жизнь миллионов людей. Экономический и геополитический кризисы, осложненные коронавирусом, уничтожили порядка 400 млн рабочих мест. Восстановление их потребует длительного времени и множества совместных усилий всех стран мира;
— выступление Президента России на встрече 23 сентября 2020 года с сенаторами.
На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 13 июля 2020 года было отмечено, что распространение коронавируса, его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой — создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета. Это потребует завершить корректировку ключевых параметров национальных проектов и определить основные направления социально-экономического и политического развития Российской Федерации:
первое — сохранение населения, здоровья и благополучия людей;
второе — возможности самореализации и развития талантов;
третье — комфортная и безопасная среда для жизни;
четвертое — достойный, эффективный труд людей и успешное предпринимательство;
пятое — цифровая трансформация.
При этом, подчеркнул Президент, в центре всех принимаемых решений, планов, программ должен находиться человек, интересы и безопасность российских семей.
Основные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами России
Анализ текущей военно-политической обстановки в мире показывает, что для Вооруженных Сил Российской Федерации по-прежнему актуальной остается задача сдерживания военно-политических угроз национальной безопасности и посягательств на экономические и политические интересы России.
«Военная активность Североатлантического альянса вблизи наших границ с каждым годом возрастает. Наращиваются наземные и морские группировки блока. Расширяется состав стран-членов НАТО. Развертывается глобальная система ПРО США, — заявил Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу, выступая на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 марта 2020 г. — В противовес этим и другим угрозам мы выполняем задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим в посланиях Федеральному Собранию. Прежде всего, наращивается потенциал сдерживания».
Приоритетным направлением военной политики России является повышение боевой мощи Вооруженных Сил. Она определяется численностью и качественным составом Вооруженных Сил РФ, их укомплектованностью и технической оснащенностью, морально-психологическим состоянием, уровнем подготовки, боеготовностью и боеспособностью войск и сил.
«Оснащенность войск современным вооружением и техникой доведена до 68,2 %. К концу года она достигнет целевого показателя — 70 %. При этом современность в стратегических ядерных силах превысит 87 %. Исправность вооружения и техники в Вооруженных Силах поддерживается на уровне 94 % процентов», — заявил глава военного ведомства в продолжение выступления в Совете Федерации.
По его словам, с 2012 года в Сухопутные войска поступило более 12 тыс. современных образцов вооружения и техники.
Воздушно-космические силы и авиация ВМФ получили более 1,4 тыс. самолетов и вертолетов. Военно-Морской Флот — свыше 190 кораблей, катеров и судов обеспечения. В итоге к 2020 году, как подчеркнул Министр обороны, боевой потенциал Вооруженных Сил повысился более чем в два раза, что позволило сохранить стратегический паритет с НАТО в условиях роста военных угроз
Планово реализуется программа по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту. К исходу 2025 года их количество достигнет 475 тысяч. При этом потребность в призыве граждан на военную службу будет снижена.
Все виды и рода войск Вооруженных Сил развиваются сбалансировано, своевременно оснащаются современными образцами вооружения. Заметно укрепилась ядерная триада, которая играет ключевую роль в сохранении стратегического паритета. Доля современного вооружения ядерной составляющей достигла 82 %.
Вырос уровень оперативной и боевой подготовки войск и органов военного управления. Качественно меняются их возможности.
Внезапные проверки боевой готовности подтвердили способность войск и сил оперативно перебрасывать соединения и части на большие расстояния, усиливать группировки на стратегических направлениях.
Российские военные продемонстрировали высокую боевую выучку и профессионализм в ходе стратегических учений «Кавказ-2020». Российские военные на учениях применили опыт реальных вооруженных конфликтов, в том числе сирийского, а также апробированные во время мероприятий боевой подготовки новые способы действий сил и войск.
Традиционно важным направлением является совершенствование системы идеологической и морально-психологической устойчивости населения, и в первую очередь военнослужащих. Именно с этой целью в Вооруженных Силах воссоздана система военно-политической работы.
Угрозы военной безопасности России носят комплексный характер и могут возникнуть по всему периметру российской границы.
Наибольшую опасность, наряду с противостоянием на востоке Украины, представляют южное и юго-западное направления. Особую значимость имеет дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке.
Ключевыми факторами, сдерживающими экономический рост России, в перспективе останутся распространение коронавируса, нестабильные цены на энергоносители и ограничение доступа к передовым западным технологиям, внешним кредитным ресурсам. Главной целью Запада остается обострение социально-политической ситуации в России и создание предпосылок для слома существующей системы государственной власти, в том числе, военными средствами.
Таким образом, тенденции мирового развития свидетельствуют о высокой динамичности военно-политической обстановки в мире и международного положения Российской Федерации. При этом сохраняется возможность применения рядом стран или их коалициями военной силы для реализации собственных национальных интересов.
В этих условиях личный состав должен быть готов к выполнению основных задач Вооруженных Сил России в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, перечисленных в Военной доктрине Российской Федерации и конкретизированных в руководящих документах Министерства обороны.
Методические рекомендации
Во вводной части занятия руководитель, прежде всего, должен подтвердить актуальность изучаемой темы. Для этого можно привести примеры, иллюстрирующие основные тенденции изменений геополитической ситуации и военно-политической обстановки в мире в последние годы. Акцент следует сделать на тех тенденциях, которые затрагивают интересы нашей страны.
В первом учебном вопросе необходимо последовательно раскрыть структуру новых вызовов и угроз национальной безопасности России.
При изложении второго учебного вопроса следует сосредоточить внимание аудитории на принимаемых руководством страны мерах, направленных на парирование военно-политических вызовов и угроз и социально-экономическое развитие государства.
При изложении третьего вопроса руководителю занятия нужно изложить слушателям задачи, поставленные Министром обороны на новый учебный год, связав их с задачами, решаемыми конкретным воинским подразделением того вида (рода) войск, в котором проводится занятие.
Для повышения наглядности лекции желательно использовать политическую карту мира; если имеется техническая возможность, можно продемонстрировать обучаемым видеофрагменты из выступлений высших политических и военных руководителей страны, посвященных оборонным вопросам
ЛИТЕРАТУРА:
Конституция Российской Федерации.
Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. — 2014. — 30 декабря 2014 г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. — 2015 г. — 31 декабря.
Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 15.10.2020).
Выступление В.В. Путина перед Советом Федерации 23 сентября 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64076 (дата обращения: 15.10.2020).
Стенограмма видеообращения В.В. Путина на юбилейном пленарном заседании 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64074 (дата обращения: 15.10.2020).
Международная обстановка в 2020 году: опасности и угрозы Зарубежное военное обозрение. — 2020. — № 1. — С. 3-12
Источник: army.ric.mil.ru