Рынок гражданского строительства это

Рынок недвижимости, как относительно новая социально-экономическая реальность, с его особенностями и закономерностями, стал предметом изучения и научных дискуссий ведущих представителей национальной научной школы.

«Рынок недвижимости — это определенный набор механизмов, посредством которых передаются права на собственность и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между различными конкурирующими вариантами землепользования» .

Однако более полным будет определение рынка недвижимости, представляющего комплекс отношений, связанных как с созданием новых объектов недвижимости, так и с эксплуатацией уже существующих.
«Рынок недвижимости — это взаимосвязанная система рыночных механизмов, обеспечивающих создание, передачу, эксплуатацию и финансирование объектов недвижимости».

Рынок недвижимости представляет собой совокупность региональных, локальных рынков, существенно отличающихся друг от друга по уровню цен, уровню риска, эффективности инвестиций в недвижимость и т.д.

Евгений Горонок: Все расходы на спецоперацию оплатят вася-слесарь и маня-продавец


Без рынка недвижимости не может быть рынка вообще, т.к. рынок труда, рынок капитала, рынок товаров и услуг и т.д. для своего существования должны иметь или арендовать для своей деятельности необходимые им помещения.

Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием своих сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью граждан и юридических лиц. Вместе с тем этот рынок представляет собой перспективную сферу вложения капитала.

Посредством рыночного механизма и государственного регулирования рынок недвижимости обеспечивает:
— создание новых объектов недвижимости;
— передачу прав на недвижимость;
— установление равновесных цен на объекты недвижимости;
— эксплуатацию (управление) объекта недвижимости;
— распределение пространства между конкурирующими вариантами землепользования;
— инвестирование в недвижимость,
выполняя при этом следующие операции, осуществляемые с недвижимым имуществом:
со сменой собственника: куплю-продажу объектов недвижимости; наследование; дарение; мену; обеспечение исполнения обязательств (например, реализация заложенных или арестованных объектов недвижимости);
с частичным или полным изменением состава собственников: приватизацию; национализацию; изменение состава собственников, в том числе с разделом имущества; внесение в уставный капитал; банкротство (ликвидация) хозяйствующих субъектов (с удовлетворением требований кредиторов, в том числе за счет реализации имущества собственников);

Все эти операции в условиях рыночной экономики осуществляются с использованием рыночных механизмов, а потому они составляют рынок недвижимости.

Рынок недвижимости как составная часть рыночного пространства обладает «классическими условиями» — экономическими спадами и подъемами.

Рынок недвижимости обладает многочисленными особенностями:

Стратегии голубого океана* для своего бизнеса: найти и реализовать


— низкой ликвидностью;
— цикличным характером;

Циклы в развитии рынка недвижимости не совпадают во времени с циклами в других отраслях экономики. Спад на рынке недвижимости предшествует спаду экономики в целом и соответственно подъем на рынке недвижимости наступает раньше, чем в экономике.
— высокой степенью регулирующего государственного воздействия;
— наличием стоимостной оценки объекта недвижимости и возрастанием ее с течением времени;
— высоким уровнем трансакционных издержек.
Эти особенности дают основание характеризовать данный рынок как специфический сектор экономики.

Важнейшей особенностью рынка недвижимости является ограниченное число продавцов и покупателей объектов недвижимости. Вследствие высокой рыночной стоимости на объекты недвижимости емкость рынка может быть чрезвычайно высокой.

1 — спад на рынке недвижимости наблюдается при перенасыщении построенных зданий, когда количество незанятых строений стремительно увеличивается и собственнику объекта недвижимости сложно его продать, цены снижаются. Это рынок покупателя; 2 — поглощение созданных объектов недвижимости наступает после возрастания спроса на построенные объекты и характеризуется практическим отсутствием предложения новых объектов. Этот цикл определяется ростом прединвестиционных исследований по созданию новых объектов недвижимости; 3 — новое строительство достигает апогея в результате повышения спроса на вновь созданные объекты и характеризуется ростом цен на объекты строительства. Это рынок продавца; 4 — насыщение рынка недвижимости наступает, когда создается излишек строительных мощностей и перепроизводство строительной продукции, а строительная деятельность сокращается. Рост продаж объектов недвижимости в этот период сокращается.

Еще одной особенностью рассматриваемого рынка является характер потребительского спроса.
Спрос на объекты недвижимости индивидуализирован и не взаимозаменяем, что затрудняет процесс достижения рыночной сбалансированности и пропорциональности. Величина спроса как и предложения на объекты недвижимости во многом определяется географическим (местонахождение объекта на территории города, области) и историческим (дома разного периода постройки) факторами; состоянием инфраструктуры в районе объекта недвижимости (наличие подъездных путей, дорог, метро и других видов транспортной магистрали, предприятий торговли и бытового обслуживания, парков, других мест массового отдыха и т.д.).

Одной из важнейших особенностей объектов недвижимости является необходимость постоянного выполнения регламентирующих функций.

Независимо от функционального назначения объекта он постоянно нуждается в проведении ряда управленческих процедур: коммунальном обслуживании жилых и нежилых помещений, текущем ремонте и технической эксплуатации, охране, поиске и деловых контактах с арендаторами, контроле за поступлением платежей и др. Качество управления объектами недвижимости составляет значительную часть его функциональных характеристик и оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность объектов и цену их потребления.

К особенностям рынка недвижимости можно отнести сложный симбиоз преимуществ и недостатков с точки зрения целесообразности предпринимательской и коммерческой деятельности.

Преимущества:
• возможность получения большей прибыли (чем на других рынках) за весь период эксплуатации объектов недвижимости;
• достаточная устойчивость потребительского спроса;
» меньшая подверженность колебаниям экономических циклов;
• наличие определенной защиты от внезапных изменений рыночной конъюнктуры ввиду долгосрочного характера аренды и длительного срока строительства конкурирующих объектов.
К недостаткам можно отнести:
• информация на рынке не столь открыта, как, например, на рынке товаров, что затрудняет процесс обоснования для объема и характера инвестиций;
• отсутствие законодательной базы в отношении обязательной публикации информации о сделках на рынке недвижимости;
• необходимость использования информации о сделках, совершаемых на рынке недвижимости;
• «жесткая» зависимость от внешних условий градостроительного регулирования, возможностей строительного комплекса и специфики потребительского спроса;
• издержки сделок (необходимость проверки юридической чистоты объекта недвижимости, а также затраты на техническую документацию и регистрацию) значительны, если не сказать высокие.

Остановимся подробнее на последней особенности рынка недвижимости – его несовершенстве.
Вкладывая свои ресурсы, участники экономических отношений получают результаты, которые в значительной степени зависят от того, каким образом рынок определяет ценность данных результатов.

Ценовой механизм является экономическим механизмом повышения благосостояния общества и обеспечивает достижение экономически эффективного распределения его ограниченных ресурсов. Одним из основных условий полноценного функционирования ценового механизма является наличие совершенного конкурентного рынка.

Напомним, что совершенный конкурентный рынок предполагает, что:
— покупатели и продавцы должны иметь точную информацию о ценах;
— продукт на рынке должен быть однородным;
— на рынке должна существовать совершенная мобильность, то есть покупатели и продавцы должны иметь возможность и быть готовы к перемещению для совершения покупки точно так же, как и товары должны быть перемещаемы;
— продавцов и покупателей на рынке должно быть так много, что ни один из них не мог бы влиять на рыночную цену;
— спрос и предложение эластичны по цене;
— издержки сделок низки по сравнению со стоимостью товара.

Любые отклонения от вышеприведенных условий снижают эффективность распределения ресурсов через ценовой механизм. Рассмотрим, в какой степени соответствуют характеристики рынка недвижимости условиям совершенного конкурентного рынка.

Точная информация о ценах.Так как рынок недвижимости не является централизованным, как, например, рынок ценных бумаг, сделки и цены сделок не становятся моментально доступными сразу всем участникам рынка. Одна из специфических особенностей рынка недвижимости состоит в дефицитности и адекватности рыночной информации, что обусловлено, главным образом, географическим разделением рынка с локализацией спроса и предложения, нерегулярным получением информации продавцами и покупателями по мере потребности в ней. Здесь трудно получить сведения о ценах фактически состоявшихся сделок, их содержании.

Полностью нельзя решить проблему недостатка информации, даже покупая услуги профессиональных консультантов, так как особые индивидуальные характеристики каждого объекта затрудняют точную классификацию. Хотя и существуют условные идентификационные категории объектов, например многоэтажные дома, офисы, склады – в каждой категории индивидуальные объекты имеют только им присущие характеристики, не говоря уже о том, что некоторые позиции сделок являются коммерческой тайной. Большая разнородность характеристик даже опытному профессионалу не позволяет в полной степени, абсолютно точно и однозначно оценить достоинства и недостатки объектов недвижимости.

Именно поэтому любая оценка всегда носит элемент субъективности, а достоверность и обоснованность ее определяется, в основном уровнем профессиональной квалификации оценщика-аналитика. Наиболее эффективным способом максимально устранить дефицит рыночной информации является организация коммерческих профессиональных информационно-аналитических служб, которые на регулярной основе производят сбор, тщательный анализ, оперативное распространение рыночной информации.
Таким образом, рынок недвижимости даже при определенных финансовых затратах в принципе не может достичь полного соответствия требованию совершенного рынка о свободном доступе к полной рыночной информации.

Однородность продукта.Сложность и многообразие прав в совокупности с уникальными физическими характеристиками каждого объекта являются одной из главных причин несовершенства рынка недвижимости. Некоторые ценообразующие характеристики объекта, такие как тип здания, возраст, размеры, общее состояние и условия аренды могут быть известны. Но детали конструктивных особенностей, особенности конкретных интересов и местоположения, которые, в конечном счете, и будут определять ценовой уровень, могут быть выявлены и проанализированы только профессиональным оценщиком.

Недвижимость может обладать различными физическими потребительскими свойствами: материалом изготовления, степенью новизны, архитектурным стилем, внутренней планировкой, отделкой, сроком службы и др. Даже при совпадении внешних и эксплуатационных свойств недвижимость может различаться местоположением к подъездным путям, предприятиям инфраструктуры, экологической особенностью региона и т. д. Для жилой недвижимости важен вид из окна (во двор, на улицу, на соседний дом), близость к центру, месту работы и т. д.

Мобильность продуктов.Данному критерию рынок недвижимости не соответствует уже в силу классического определения недвижимости.

Большое количество продавцов и покупателей.Многообразие характеристик недвижимости, в особенности местоположение, в совокупности с отсутствием на местном рынке аналогичной недвижимости-заменителя дает отдельным продавцам элемент монопольного положения на рынке. Ограничено количество продавцов недвижимости, находящейся в экологически чистых и центральных районах, объектов с высокими потребительскими свойствами, новых объектов, объектов с выразительным художественным стилем. Ограничено и число покупателей недвижимости, так как последняя, в силу перечисленных потребительских свойств, имеет высокую цену.

Низкие трансакционные издержки.Издержки, которые несут покупатели и продавцы недвижимости по заключению сделок называются, по предложению Р. Коуза, трансакционными издержками. Необходимость привлечения профессиональных консультантов, достаточно высокие комиссионные и существенные налоги и сборы в сумме составляют достаточно высокий процент по отношению к сумме сделки.
Индивидуальные, а иногда и уникальные свойства объектов недвижимости в условиях ее стационарности приводят к высоким издержкам как времени, так и денег на поиск нужного объекта недвижимости для покупателя, более длительным периодом времени реализации для продавцов и более длительной реализацией по сравнению с другими товарами на рынке.

Экономия на трансакционных издержках для покупателя может обернуться завышением цены покупки, дополнительным затратами на ремонт, модернизацию объектов недвижимости, отсутствием юридической чистоты оформленной сделки.

Таким образом, из краткого рассмотрения характеристик рынка недвижимости можно сделать вывод об их существенном несоответствии критериям совершенного рынка. В силу объективных обстоятельств, посредством только ценового механизма нельзя решить задачу оптимального распределения недвижимости, как ресурса общества.

Цены на рынке недвижимости более стабильны и практически не реагируют на краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому наиболее общим явлением сегодня является смешанный подход к проблеме эффективного распределения ресурсов, когда абсолютное большинство решений в области рыночной экономики, как правило, принимаются на теоретической основе ценового механизма, а некоторые решения принимаются в централизованном порядке.

Рынок недвижимости как интегрированная категория рынка.

Наиболее распространенная точка зрения — рынок недвижимости характеризуется как одна из разновидностей инвестиционного рынка и выделяет несколько общих идентификационных признаков, подтверждающих наличие их структурной зависимости:
— совокупность инвесторов-покупателей и инвесторов-продавцов, взаимодействие которых приводит в конечном счете к возможности обмена между ними;
— возможность использования инструментов согласования интересов продавцов и покупателей;
— наличие экономических отношений между продавцами и покупателями;
— проявление экономических отношений между стоимостью и потребительской стоимостью товаров, обращающихся на этом рынке;
— наличие совокупности потребителей, заинтересованных в приобретении данного товара и обдающих реальными или потенциальными возможностями для такого приобретения.
— получение дохода от объекта инвестирования;
— необходимость в управлении для получения дохода. Однакорынок недвижимости имеет и свои особенности.

Необходимость высокого «порогового» уровня инвестиций. Недвижимость довольно затруднительно приобрести именно в таком количестве, в котором хотелось бы инвестору. Для этого необходимы значительные и вполне определенные по масштабам средства, что, с одной стороны, может потребовать уменьшения иных активов, с другой — у инвестора может просто не оказаться достаточных средств.
Необходимость в управлении. Недвижимость в отличие от иных активов в большей степени нуждается в управлении для получения дохода.

Неоднородность недвижимости. Данный фактор определяет существенную дифференциацию в доходах между различными объектами недвижимости одного типа в пределах даже одной местности.
Защищенность доходов от инфляции. Недвижимость в большей степени, чем финансовые активы защищена от инфляции. Через арендную плату или цену инфляция переносится в доход, так что доход растет вместе с инфляцией.

Высокие трансакционные издержки. Сделки с недвижимостью требуют высоких трансакционных (операционных) издержек. Для коммерческой недвижимости эти издержки составляют примерно 1% от цены объекта, для жилой они существенно выше и могут достигать до 10% от цены.
Низкая корреляция доходов от недвижимости с доходами от финансовых активов. Относительная независимость доходов от недвижимости по сравнению с доходами от финансовых активов делает недвижимость своего рода арбитром для портфелей финансовых активов.

Читайте также:  Долевое участие в строительстве квартир детям сиротам

Особенности ценообразования. Цены на фондовом рынке являются прямым следствием последних сделок с ценными бумагами, прежде всего, корпоративными. Ценообразование на рынке недвижимости — результат последней продажи и переговоров между участниками совершающейся сделки. Отсюда — ценообразование на рынке ценных бумаг более динамично, чем на рынке недвижимости, а колебания цен более часты.

Сохранность инвестируемых средств. Недвижимость предоставляет инвестору больше гарантий сохранности инвестированных средств. Земля — неуничтожима (если не учитывать возможного ухудшения ее качеств). Здания и сооружения — долговечные конструкции, но обеспечение сохранности недвижимости может требовать дополнительных усилий (например, страхования).

Обладая рядом отличительных особенностей по сравнению с другими финансовыми активами, недвижимость может рассматриваться и как часть общего инвестиционного портфеля, позволяя снизить общий риск, и как самостоятельный актив.
В то же время недвижимость может приобретаться и как товар, необходимый для производства или для личного потребления.

Таким образом, рынок недвижимости можно охарактеризовать как сферу вложения капитала в объекты недвижимости и систему экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью. Такие отношения проявляются между инвесторами в процессе купли-продажи недвижимости, ипотеки, сдачи объектов недвижимости в аренду и т.д.

Купля-продажа объектов недвижимости — это не просто купля-продажа товара, а движение капитала, т.е. стоимости, приносящей доход.
Другой подход акцентирует внимание на объектах недвижимости как товарах особого рода.

Объекты недвижимости в большей степени, чем какие-либо другие товары, подвергаются государственному воздействию, в результате чего риск потери вложений в данные объекты может быть выше, чем в другие товары.

Товар на рынке недвижимости — это участок земли с принадлежащими ему природными ресурсами (почвой, водными, минеральными и растительными ресурсами), а также находящимися на нем зданиями и сооружениями. Кроме того, существует, так называемая, неотъемлемая часть недвижимости: объекты в ее составе, которые при определенных условиях могут толковаться как «движимые». Это имеет важное значение при сделках купли-продажи, при оформлении закладных, в описании условий аренды и при оценке объектов недвижимости.

В соответствии с этим любой из объектов недвижимости в процессе существования проходит несколько этапов. А именно:
1. Создание — инвестиционно-строительный этап развития объектов недвижимости (инвестиционный замысел, определение назначения объекта недвижимости, его проектирование, землеот-вод, строительство (реконструкция), сдача в эксплуатацию. Этот этап наиболее сложен, ибо он состоит из многочисленных составляющих.
2. Оборот прав на ранее созданную недвижимость, включающий продажу, сдачу в аренду и т.д.. На этом этапе происходит возврат вложенных инвестиций в предыдущем цикле и начало получения прибыли, а также морального и физического износа.
3. Управление объектами недвижимости — эксплуатация, ремонт, поддержание в системе городских инфраструктур и коммунального хозяйства. Этот этап наиболее продолжителен и ограничивается целесообразностью эксплуатации объекта недвижимости и размером затрат на устранение физического и морального износа.

К специфическим характеристикам недвижимости как товара, обращающегося на данном рынке, относится, в первую очередь, его стационарность (неподвижность). Объекты недвижимости неотделимы от местности, в которой они находятся, и покупатель недвижимости приобретает с ней весь спектр характеристик местности.

Неповторимость, уникальность, разнородность образуют еще одну группу признаков недвижимости. Объекты могут отличаться по размерам и планировке, качеству и системам коммунального обслуживания (водопровод, канализация, отопление, кондиционирование, лифты и т.д.) конструктивным элементам и отделке.

Еще одна характерная черта недвижимости — это долговечность, которая выше, чем у других товаров. Долговечность накладывает на собственника объекта недвижимости обязанности по проведению ремонтов (капитальных и косметических) и контролю темпов физического износа.
Объекты недвижимости характеризуются еще и длительностью создания. Средняя продолжительность цикла строительства или реконструкции составляет 3 — 3,5 года.

Недвижимости как товару присуще несовпадение характеристик товаров (асимметрия представлений о товаре) — объектов недвижимости с точки зрения производителя и потребителя. С позиций потребителя, в частности, в качестве товара, удовлетворяющего потребность в жилье, в большинстве случаев рассматриваются квартира или часть жилого дома, а с позиций строительной организации производимым товаром является законченный многоквартирный или секционный дом.

Недвижимость — дорогой товар и для его приобретения часто используются сложные финансовые схемы, включающие залог или зачет стоимости прежнего объекта недвижимости, различные виды ипотек и др. Права владения, пользования и распоряжения недвижимостью отличны от прав владения другими товарами и являются предметами сделки. Из-за сложности процедуры передачи прав на объекты недвижимости устанавливается низкий уровень ее ликвидности как товара, т.е. ее нельзя быстро реализовать.

Особые характеристики недвижимости формируют широкий спектр информации, необходимой для представления этого товара на рынке. К общим вопросам, связанным с принятием инвестиционного решения и требующим анализа можно отнести:
текущие и ретроспективные характеристики рынка недвижимости;
социально-демографические показатели;
параметры регионального и местного рынков недвижимости и пр.

Исследование рынка недвижимости необходимо проводить для определения соотношения между спросом и предложением на конкретный вид товара в конкретный момент времени. Низкое качество аналитической работы может привести к кризисам на рынке недвижимости.
Наличие характерных черт, присущих товарному рынку, не исключает взаимосвязи между рынком недвижимости и рынком инвестиций. Они существуют как отдельные, самостоятельно функционирующие элементы единого рынка страны.

Существует еще один подход к изучению социально-экономической сущности рынка недвижимости, который увязывает этот рынок с рынком услуг. Назначением рынка услуг, как известно, является создание условий для жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека во всей многогранности их свойств и проявлений.
Любые объекты недвижимости предназначены для обслуживания вполне конкретных процессов:
— рынок жилья — для обеспечения жилищных нужд;
— рынок промышленных объектов — для реализации производственно-технологических процессов;
— рынок земельных участков — для обеспечения сельскохозяйственного производства, промышленно-гражданского строительства, рекреационных нужд.

Рынок недвижимости предназначен для оказания определенных специфических услуг и по своей социально-экономической природе близок к понятию рынка услуг.
Однако не совсем правильно утверждать, что рынок недвижимости — это составной элемент единого рынка услуг.
Услуга, как товар особого рода, обладает рядом отличительных черт:
-неотделимостью от производителя;
-неосязаемостью;
-несохраняемостью;
-непостоянством качества.

При этом услуга может быть связана или не связана с товарами, имеющими материально-пространственную форму выражения, но и в том и в другом случае она полезна не как вещь, а как определенная деятельность.

Очевидно, что услуги, предоставляемые объектами недвижимости, не обладают всей совокупностью черт, присущих приведенному выше способу идентификации.
В частности, они могут осуществляться и при отчуждении непосредственного производителя объекта, имеют возможность сохранятся и имеют осязаемый характер.
Объект недвижимости полезен не сам по себе, а как совокупность возможностей для реализации деятельного процесса и его обслуживания.

Это обстоятельство позволяет характеризовать рынок недвижимости как одну из разновидностей рынка услуг, но разновидность весьма специфичную, требующую для своего изучения взвешенного подхода, объединяющего принципы системного и индивидуального исследования.
С экономико-философской точки зрения рынок недвижимости ~ это инфраструктурная категория, связанная с созданием условий, необходимых для осуществления производственной, коммерческой, социальной, экологической и иной деятельности.

Обобщая понятийно-терминологические подходы, можно сделать следующие выводы. Социально-экономическая природа рынка недвижимости достаточно сложна и ввиду отсутствия весомых теоретических оснований для его однозначной идентификации рассматривать рынок необходимо во взаимосвязи с рынками товаров, инвестиций и услуг.
Рынок недвижимости — интегрированная категория и предполагает наличие характерных черт, присущих рынкам товаров, инвестиций и услуг.
Такая трактовка не противоречит узконаправленному пониманию рынка, подразумевающему экономическую функцию сведения вместе покупателей и продавцов.

Развитие рынка недвижимости напрямую зависит от принятия инвестиционных решений, базирующихся на его исследовании и анализе. От того, насколько профессионально выполнен этот анализ, зависит достоверность бизнес-планов, на основании которых принимаются инвестиционные решения.

Источник: ab-news.ru

Рынок архитектурного проектирования

Рынок услуги по проектированию интерьеров весьма разнообразен и неоднороден. Архитектурное проектирование включает разработку функциональных особенностей помещения, его перепланировку, определяет, где и какое будет оборудование, источники света. Здесь же подразумевается принятие технических решений по устройству конструкций проемов, лестниц, перегородок, потолков и полов, принимаются технические решения по устройству кондиционеров, саун, бассейнов, каминов, теплых полов и т.д., при этом вероятно сотрудничество с конструкторами, специалистами по отоплению, вентиляции, канализации и электроснабжению. Основное внимание уделяется работе с планом, фасадами и коммуникациями.

Каждый человек, решивший изменить облик своего будущего жилища или офиса, оказывается перед выбором: приобрести готовый проект, заказать документацию в архитектурном бюро, обратиться за помощью к фрилансерам или вовсе — положиться на строителей/отделочников и начать без проекта.

Цены на проектирование разнятся. Финальная цена проекта складывается из нескольких составляющих: стоимости эскизника и рабочей документации, а правильнее — стоимости архитектурных (АР), конструктивных решений (КР) и инженерных сетей. Обычно около 40% стоимости проекта составляет архитектурная часть, 25% — конструктивные решения, 20% — инженерка, и еще 15% – генплан.

Главный минус сотрудничества с фрилансерами – отсутствие всяческой гарантии результата. В случае с архитектурным бюро у вас на руках будет договор с прописанными сроками и ожидаемыми результатами. Фрилансеры же договоров не заключают и за свою работу они часто просят не меньше, чем архитектурные бюро. При этом фрилансеры редко берутся за проектирование инженерки. Как показал анализ, лишь четверть свободных архитекторов готовы взять на себя обязательства по проектированию коммуникаций, и то, привлекая своих знакомых специалистов.

Пожалуй, самая важная услуга, которую оказывают архитекторы, это авторский (или архитектурный) надзор. Во время строительства специалист будет выезжать на объект и контролировать ход работ.

Средний срок архитектурного проектирования -1,5 месяца. Подготовка рабочей документации требует еще месяц. Гарантией качества являются СРО, сертификаты, в которых подтверждается, что бюро может проектировать, имеет на это право.

Cогласно данным поиска Яндекса, запрос «архитектурное проектирование» в апреле 2018 года интересовал жителей Российской Федерации 34 590 раз. С учетом индекса региональной популярности, большая часть этих запросов приходится на Москву и Московскую область – 2 383 (или 104%) запросов, из них только на Москву — 2 052 или 119%. Второе место в этом рейтинге занимает Санкт-Петербург — 838 или 135%. Отметим, что популярность более 100%, означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому запросу, ниже 100% — пониженный.

// Компания «Вира-Артстрой»

Вместе с «архитектурное проектирование» пользователи также искали:
архитектурно строительное проектирование 2 897
архитектурное проектирование зданий 1 131
архитектурное инженерное проектирование 819
область архитектурно строительного проектирования 755
организация архитектурного проектирования 715
архитектурное проектирование строительство 702
организация архитектурно строительного проектирования 511
проектирование архитектурных объектов 487
архитектурное проектирование сооружений 470
архитектурное проектирование домов 457
архитектурное проектирование общественных 395
основы архитектурного проектирования 380

Запросы, похожие на «архитектурное проектирование»:
проектирование здание 34 488
дом проектирование 45 452
архитектурный проект 13 129
архитектурный бюро 26 616
проектный бюро 13 735
коттедж проектирование 4 363

Если проследить динамику по запросу «архитектурное проектирование» в поисковой системе за последние два года (апрель 2016 — март 2018), то из графика видно, что:
— меньше всего россияне интересовались запросом «архитектурное проектирование» в поисковой системе Яндекс в августе 2017 г. (6869);
— наибольший интерес к этому запросу был в июне 2017 г. (10258), январе 2018 г (10107) и марте 2018 г. (10600);
— в целом можно отметить достаточно высокий постоянный интерес к запросу на протяжении последних месяцев.

Как отмечают аналитики компании «Вира-АртСтрой», динамика рынка для Москвы выглядит похоже:
— меньше всего москвичи интересовались запросом в июле 2016 г. (1087);
— наибольший интерес к этому запросу был в июне 2017 г. (1843), сентябре 2017 г. (1847), ноябре 2017 г. (1875), марте 2018 г (2210), в целом интерес последние два года всегда был на достаточно высоком уровне.

На графике ниже видна динамика запросов «стройматериалы», «дизайн интерьера», «ремонт квартир», «купить квартиру», «строительство», «архитектурное проектирование» с учетом региона (Москва) за два года (апрель 2016 — март 2018) и их взаимосвязь.

Как считают эксперты, попытки экономить за счет расходов на архитектурное проектирование стали одной из характерных тенденций в период кризиса 2014 года. По данным агентства Simple Analytics по итогам 2016 года падение российского рынка проектных работ в промышленном и гражданском строительстве по отношению к 2015 году составило 8,1%, а объем рынка снизился до 143,9 млрд руб. Прибыль проектных компаний не спешила расти, так как в условиях жесткой конкуренции цены на услуги упорно стремились к снижению. Главная причина трудностей — сокращение инвестиционных программ промышленных предприятий и застройщиков. Однако по мере выхода рынка из кризиса спрос на качественную и, соответственно, более дорогую архитектуру восстанавливается в целом.

Российский рынок проектных работ отличает высокий уровень конкуренции. В данной рыночной нише активно работают более 9 тыс. компаний. Их деятельность нацелена на создание архитектурного объекта (здания, сооружения, комплекса зданий или сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства) как:
создание архитектурного проекта;
координация разработки всех разделов проектной документации для строительства или реконструкции;
авторский надзор за строительством архитектурного объекта;
организация профессиональной деятельности архитекторов.

// Компания «Вира-Артстрой»

Рынок архитектурного проектирования в Москве поделен на два сегмента: проектирование жилых и офисных комплексов в городе и проектирование загородных домов. Первый сегмент рынка полностью контролируется архитектурными институтами. На рынке проектирования загородных домов в основном действуют небольшие частные архитектурные бюро. Причем явного лидера этого рынка выделить невозможно: на нем очень много игроков. При этом участники рынка отмечают, что в последнее время спрос на услуги архитектурных бюро растет.

Читайте также:  Цгс это в строительстве

Анализируя стратегии роста, специалисты houzz.ru выделяют четыре основных инструмента, за счет которых русские дизайнеры, архитекторы и мебельщики рассчитывают нарастить доходы (перечислены в порядке убывания): маркетинг, клиентский сервис, новые товары и крупные проекты. Каждый второй из опрошенных изданием традиционно поставил маркетинг на первое место. Особенно в эффективность грамотного продвижения верят строители и производители мебели / декора — 68% и 69% соответственно уделяют этому направлению первостепенное внимание. Впрочем, внутри ниш стратегии разнятся — если мебельщики делают ставку на новые товары и услуги, то строители намерены улучшать сервис. Треть опрошенных собираются также поднять цены на свои товары и услуги.

Конкуренция постоянно подталкивает участников рынка к активным действиям по корректировке конкурентной стратегии, стратегии позиционирования и ценообразования.

Достижение целей и задач, которые ставят перед собой компании, работающие на российском рынке проектных работ, потребует новых подходов не только в операционной сфере, но и в сфере инноваций, инвестиций, финансов, HR-политики, а также в сфере маркетинга и продаж.

В обзоре использованы фотографии интерьеров, выполненных архитекторами и дизайнерами компании «Вира-АртСтрой»

Источник: www.vira.ru

Оценены перспективы рынка жилья в России

Летом 2022 года рынок жилищного строительства в России начал восстанавливаться после весеннего спада, но себестоимость возведения зданий остается высокой. Перспективы отрасли оценили опрошенные «Коммерсантом» эксперты в области недвижимости.

В конце июля Институт развития строительной отрасли (ИРСО) и ВЦИОМ по заказу «Дом.РФ» провели опрос среди российских застройщиков. Аналитики выяснили, что доминировавший сразу после начала военных действий на территории Украины пессимистичный настрой на рынке жилья снизился. В июле только 7 процентов опрошенных девелоперов заявили, что заметно сузились возможности покупок новых площадок под застройку — в мае так считали 27 процентов респондентов.

Вносить изменения в производственные планы в июне были вынуждены 78 процентов компаний, в апреле — 85 процентов. Доля не выполняющих план работ застройщиков в июле была на уровне 10 процентов, а весной — 19 процентов. План по продажам жилья в июле не выполнили 73 процента девелоперов, в мае — 81 процент. «Несмотря на неутешительные прогнозы, звучавшие в феврале и весной, мы видим позитивные подвижки почти по всем параметрам рынка строительства жилья, который перешел к устойчивому восстановлению», — пояснил гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко.

А ты попробуй. Как в России протестировать новую квартиру, прежде чем отдавать за нее миллионы?

Без сдачи. В Москве пустуют тысячи съемных квартир. На какие уступки теперь готовы их владельцы?

Однако другие эксперты считают, что рынок все еще находится в нестабильном состоянии. По данным CEO Dataflat.ru Александра Пыпина, в июне 2022 года спрос на первичное жилье в Москве был на 36 процентов ниже, чем в аналогичный период в 2021-м. Специалист уточнил, что на фоне слабых продаж застройщики продолжают замораживать проекты — по словам эксперта, ситуация не улучшилась с марта.

Опрос межотраслевой ассоциации саморегуляторов в области строительства и проектирования «Синергия» показал, что в марте 40 процентов девелоперов были вынуждены остановить строительство отдельных объектов жилой и коммерческой недвижимости, еще 29 процентов компаний решили отложить недавно начатые стройки. Однако, как уточняет руководитель отдела развития и планирования проектной компании We-On Group Андрей Абрамов, спустя несколько месяцев застройщики возобновили проектирование нового жилья.

По словам исполнительного директора Клуба инвесторов Москвы Владислава Преображенского, в этот кризис девелоперы ждут от властей прямой поддержки, а не только косвенных мер, таких как стимулирование ипотеки и отраслей.

Эксперты отметили, что на сокращение активности ввода новых проектов повлиял и рост себестоимости строительства. По данным ИРСО, в июле 26 процентов девелоперов отметили подорожание материалов, а 17 процентов — увеличение стоимости строительных работ. В апреле таких респондентов было 80 и 51 процент соответственно.

Управляющий партнер «Метриума» Надежда Коркка заметила незначительную коррекцию цен на стройматериалы, однако в целом, по мнению эксперта, себестоимость строительства по-прежнему остается высокой. По прогнозам руководителя отдела мониторинга цен ГК «Гранель» Елены Мироновой, стоимость сырья вряд ли сократится в будущем на фоне активного спроса и недостатка предложения.

Самой большой проблемой стройиндустрии специалисты назвали импортозамещение оборудования у производителей материалов, где как минимум 80 процентов зарубежной техники, не имеющей аналогов в России. При этом переориентация с западных на азиатские рынка, по оценкам коммерческого директора ГК «Основа» Игоря Сибренкова, продлится не один год.

Ранее вице-премьер России Марат Хуснуллин предсказал, что по итогам 2022 года спрос россиян на жилье снизится на 10-20 процентов. Чиновник заявил, что при падении спроса на недвижимость правительство предложит новые меры поддержки рынка. Также будет рассмотрено продление льготной ипотечной программы еще на год.

Источник: lenta.ru

Актуальные вопросы гражданского судостроения на российских верфях: «бизнес есть бизнес»

В статье дан анализ современного состояния гражданского сегмента российской судостроительной промышленности, рассмотрены основные факторы, влияющие на способность отечественных верфей успешно выполнить заявленные в последнее время объемы строительства коммерческого флота, в том числе, технические и технологические аспекты строительства, состояния и возможностей верфей, также некоторые особенности ценообразования в гражданском судостроении, на основе практического опыта ПАО «Выборгский судостроительный завод».

На протяжении последних полутора десятилетий количество гражданских заказов в российском судостроении стабильно оставалось на крайне низком уровне. Несмотря на растущие объемы строительства судов различного назначения, в том числе, крупнотоннажных, для российских заказчиков, за рубежом, каждый более-менее крупный заказ в России становился «событием года» и за него разворачивалась настоящая битва между предприятиями. А если речь шла о постройке серии судов (к сожалению, в редких случаях) – один заказ не просто обеспечивал существенный горизонт планирования отдельного завода, но и определял всю стратегию его развития.

На государственном и ведомственном уровне предпринимались определенные попытки упорядочить ситуацию, при этом абсолютное большинство принятых нормативных актов, программ, стратегий носили декларативный характер. Поставив задачу увеличить в несколько раз производительность труда, долю на мировом рынке гражданского судостроения и т.п., недостаточное внимание уделялось основному пути для достижения таких целей, а именно разработке стимулов для привлечения заказчиков и, соответственно, для обеспечения необходимой финансовой базы для достижения заявленных целей.

Серьезные изменения в лучшую сторону произошли в конце 2015 – начале 2016 года, когда вопрос гражданского судостроения не только поднялся на высший уровень, но и оказался под пристальным постоянным вниманием. Состоялся Госсовет по теме рыболовства, резкой критике подверглась практика массового размещения заказов в Юго-Восточной Азии, готовится ряд нормативных актов, устанавливающих четкие критерии, стимулирующие размещение заказов на российских верфях.

Несмотря на существующую критику, ничего нового в этом нет. Политика здорового государственного протекционизма в отношении отраслей, с одной стороны, характеризующихся длительным производственным циклом и невысокой маржинальностью, а с другой – в значительной степени обеспечивающих рост ВВП страны, широко применяется во многих странах, в том числе, США, Южной Корее, Бразилии. Именно продуманные механизмы государственной поддержки позволяют, в частности, южнокорейским верфям выживать в кризисные периоды, один из которых, к слову, наблюдается в настоящее время.

Однако у потенциальных заказчиков возникают резонные вопросы:
— готово ли российское судостроение к массовому размещению гражданских заказов?
— не выродится ли вся идея в финансирование за счет бизнеса текущих проблем верфей?
— что делается для того, чтобы обеспечить не только интересы верфей и выполнение поставленных государством глобальных задач, но и коммерческую привлекательность постройки судов в России?

Разумеется, аналогичные вопросы должны задать себе и российские верфи, поскольку гражданское судостроение – это, прежде всего, бизнес и мерами административного регулирования можно лишь стимулировать выполнение определенных задач, но не обеспечить его. А в бизнесе, как известно, ключевой задачей подрядчика является удовлетворение в разумной мере желаний заказчика за его деньги.

Готово ли отечественное судостроение к выполнению массовых гражданских заказов в краткосрочной перспективе? Что и как нужно для этого сделать? Рассмотрим данный вопрос подробно.

1. Анализируя вопрос «Где строить?», прежде всего, следует констатировать, что большинство российских верфей в среднем и крупном сегменте ориентируется на военное кораблестроение. Не подвергая сомнению важность данного факта для развития и существования государства, необходимо учитывать практическую несовместимость гражданского и военного производства одновременно на одной верфи. Это положение неоднократно озвучивалось, в частности, в работах академика В.М.Пашина. «Строить конкурентоспособную морскую технику на заводах (верфях) преимущественно военного кораблестроения невозможно в принципе. Состав производства, экономика и менеджмент чисто гражданской верфи и завода военного кораблестроения различны … Кроме того, при смешанном производстве неизбежно происходит не всегда обоснованное дотирование гражданской продукции … за счет военного кораблестроения».

Далее, «…совмещение на одном заводе выпуска военной и гражданской продукции связано с действием противоречивых экономических факторов. При постройке кораблей действует способ оплаты заказов, основанный на возмещении затрат. Завод-строитель обосновывает показатели трудоемкости, стоимость комплектации и себестоимость. На это начисляется плановая прибыль 10-15%.

Так формируется цена корабля. Производитель заинтересован обосновать заказчику разумно большую себестоимость. В гражданском судостроении все по-другому. Там есть некая условно фиксированная рыночная цена. Желание получить наибольшую прибыль стимулирует снижение себестоимости».

Учитывая, что в стоимость военных заказов закладываются определенные затраты на подготовку и обеспечение основного производства (через трудоемкость, обоснование себестоимости и т.д.), рассчитываемые по нормативам, зачастую далеким от реальности и не отражающим современные технологии судостроения, высока вероятность того, что военная верфь при формировании цены потенциального гражданского заказа искусственно занизит его реальную стоимость, «спрятав» часть накладных расходов в каком-либо военном заказе. Недавнее ужесточение порядка финансирования военных заказов к этому отношения не имеет, поскольку затрагивает, в основном, механизм финансирования, но не порядок формирования цены заказа. Справедливости ради нужно отметить, что накладные расходы на обеспечение производства военной продукции объективно гораздо выше таковых в гражданском судостроении (в части, например, гораздо более жестких требований к проведению приемок, согласованию списка поставщиков, порядку финансирования или обеспечению режима на предприятии).

В итоге, проиграют все – государство, дотирующее без достаточных оснований коммерческие заказы, верфи, вместо реальной оптимизации затрат занимающиеся искусственным, коммерческие заказчики, рискующие получить не тот продукт и не в те сроки, которые им требуются.

Б) Привыкнув к описанному выше механизму ценообразования в сфере ГОЗ, некоторые верфи прибегают к демпингу, занижая первоначальную цену судна в расчете на то, что впоследствии ее увеличение можно будет обосновать заказчику на основе объективных данных по факту строительства заказа. В коммерческом же судостроении такая практика не то, чтобы полностью отсутствует, но является весьма редким исключением из правил, поскольку любой коммерческий заказ основан на определенных экономических расчетах дальнейшей эксплуатации судна в рамках экономической деятельности судовладельца.

При подписании контракта подрядчик соглашается с твердой фиксированной ценой. Все риски (включая курсовые разницы, инфляцию, рост цен на комплектующие и т.п.) должны быть изначально заложены в цену контракта (механизмов для этого достаточно), которая, при всем этом, должна оставаться привлекательной для заказчика.

В результате возникают неприятные для обеих сторон ситуации и конфликты, причем каждая сторона считает себя пострадавшей, основываясь на своей собственной «правде».

Следует отметить, что заказчики тоже иногда стремятся прибегнуть к аналогичной тактике, требуя уменьшить цену заказа, если, например, снизилась в результате уторговывания верфью на этапе закупочной кампании цена пакета оборудования или комплектующих. И этот прием также не соответствует обычной мировой практике, когда подрядчик принимает на себя все риски в период строительства и данная разница является его законной прибылью. Однако здесь все зависит от текста контракта и решается на этапе его подписания.

В) Даже с учетом реализуемой в настоящее время политики импортозамещения объем импортируемого оборудования для гражданских судов (в особенности, специальных и крупнотоннажных) вряд ли составит в краткосрочной перспективе менее 70%. И дело даже не в способности или неспособности отечественной промышленности производить те или иные группы товаров. Просто судостроительный рынок вообще и рынок судового оборудования в частности гораздо уже многих других рынков и, как следствие, более глобален. Поэтому соотношение «цена-качество», являясь единственным критерием, как для коммерческого заказчика, так и для гражданской верфи, делает, по ряду позиций, очевидным в настоящее выбор импортной продукции (не говоря уже о значительном сегменте оборудования, где российские производители полностью отсутствуют).

Разумеется, это нисколько не умаляет усилий отечественной промышленности в сфере импортозамещения, результатом которого должна стать не просто замена импортного оборудования отечественным, но полноценное «врастание» последнего в глобальный рынок и успешная конкуренция на нем. Все это, однако, возможно (в части основного судового оборудования), лишь в средне- и долгосрочной перспективе.

Таким образом, неизбежно возникают практические трудности, касающиеся как самих поставок оборудования на верфи, вовлеченные в ГОЗ, так и вопросов его монтажа и пусконаладочных работ, выполняемых иностранными специалистами.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать практическую возможность эффективного строительства гражданских судов лишь на верфях, специализирующихся на данном сегменте, либо на верфях, где гражданское производство физически отделено от военного и не смешивается с ним ни практически, ни в экономических расчетах. Последний вариант реализуется сейчас на строящейся верфи «Звезда» на Дальнем Востоке.

2. Продолжая анализировать практическую готовность российских верфей, следует остановиться и на ее технической составляющей. Прежде всего, нужно констатировать, что крупнотоннажные коммерческие суда на данный момент строить негде. По крайней мере, до ввода в полноценную эксплуатацию дальневосточной «Звезды».

Читайте также:  Строительство и эксплуатация автомобильных дорог специальность кем работать

Все существующие мощности, теоретически (подчеркиваю – именно теоретически) способные строить суда дедвейтом 70-100 тыс. тонн, прочно задействованы в выполнении ГОЗ. При этом в современном мировом судостроении суда до 100 тыс.т DWT отнюдь не являются наиболее привлекательными с коммерческой точки зрения. Особняком стоит лишь керченский завод «Залив», располагающий соответствующим сухим доком, однако, строительство на нем коммерческих судов, эксплуатация которых, разумеется, предполагается не только в российских водах – под большим юридическим вопросом.

В секторе среднетоннажных судов следует отметить лишь Волго-Каспийский регион, транспортные маршруты которого в значительной степени изолированы от мирового рынка и, следовательно, ориентированы на местных производителей судостроительной продукции, а также отдельные верфи Балтийского региона.

3. Наиболее тесно с вопросом «Где строить?», разумеется, связан вопрос «Что строить?». Как уже было сказано выше, глобализация в мировом судостроении зашла дальше, чем в других отраслях. И совершенно очевидно, что крупнотоннажный танкер, например, всегда будет дешевле построить в Китае, чем где-либо еще. Именно поэтому европейские верфи в свое время совершенно правильно отказались от соревнования в Японией, Кореей, а позднее – Китаем, сосредоточившись на довольно узкой нише высокотехнологичных судов, а также круизных лайнеров.

Следует признать, что в том же направлении, хотим мы этого или нет, предстоит двигаться и российскому судостроению. Коммерческий заказчик, оценивая стоимость относительно простого серийного судна, всегда будет руководствоваться только одним – какова его окупаемость с учетом действующих на международном рынке ставок фрахта.

В то же время, если речь идет о специализированных высокотехнологичных судах, которые, как правило, строятся в единичных экземплярах или малыми сериями и, к тому же, предназначены для эксплуатации в сложных внешних условиях, цена перестает быть единственным фактором – учитываются и опыт судостроителя, и научный задел, и квалификация персонала.

Таким нишевым продуктом для российского судостроения являются суда различного тоннажа усиленного ледового класса (от Arc6 и выше), ледоколы, НИСы, и прочая морская техника, предназначенная для плавания в замерзающих морях. Вот в этом сегменте приоритет российского судостроения пока еще неоспорим – по крайней мере, в ближайшее десятилетие. Особняком стоит постройка крупнотоннажных судов такого класса – эффективная серийная постройка их станет возможной в долгосрочной перспективе, когда будут введены в эксплуатацию соответствующие мощности (прежде всего это относится к судостроительному комплексу «Звезда»).

Поэтому оптимальным вариантом для российских верфей будет в данный момент – специализация на строительстве именно таких типов судов, а также высокотехнологичных судов, постройка которых объективно связана с их дальнейшей эксплуатацией в российской экономической зоне и поэтому стимулируется государством (сюда относятся рыболовные суда и технические средства освоения шельфа), а в перспективе – развитие строительства крупнотоннажных судов того же класса.

4. Следующим естественным вопросом представляется вопрос «Как строить?». Вновь обратимся к работам академика В.М.Пашина:
«Серьезным фактором является отставание от мировых лидеров судостроения в уровне технологии и организации работ. Удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше. Такая ситуация сложилась практически еще в советское время и усугубилась из-за морально-физического износа основных фондов промышленности и длительного «режима выживания» без реальных действий по радикальной перестройке.

Многие до конца еще не осознали, в чем именно наша технологическая отсталость. Сухие доки и большегрузные краны, о чем мы постоянно заботимся, – это, главным образом, возможность постройки крупнотоннажных судов. И это крайне необходимо. Но ни сроки, ни трудоемкость от этого существенно не снизятся. Необходим переход к принципиально иным технологическим процессам и организации производства. И в первую очередь надо модернизировать наше производство в направлении применения технологий точного изготовления и монтажа, что невозможно без использования цифровых технологий проектирования и производства.»

В.М.Пашин писал это в 2010 году, однако, с тех пор мало что изменилось. За исключением отдельных мероприятий на отдельных верфях никакого технологического прорыва не произошло.
Несмотря на то, что технология интегрированной крупноблочной сборки давно уже стала основной на всех ведущих мировых верфях, в России она почти не используется. Надо учитывать при этом, что ключевым понятием здесь является не слово «крупноблочный», а слово «интегрированный».

Безусловно, формирование корпуса судна из гранд-блоков весом, как минимум, 600 тонн, полностью окрашенных в закрытых помещениях в условиях соответствующего микроклимата, положительно влияет на скорость постройки и на качество готовой продукции. Однако не менее важным представляется, например, отсутствие припусков уже на заготовительной стадии – технология, повсеместно применяемая в мире, позволяющая минимизировать как сроки и трудоемкость на причерчивание и дополнительные работы по стыковке, так и расход металла, но практически нигде не встречающаяся в России при работе с более-менее крупными блоками.

Основным же фактором, обеспечивающим скорость и качество постройки, является использование максимально насыщенных блоков, когда все основные трубопроводы, кабеленесущие конструкции, арматура устанавливаются еще на этапе секционной сборки. Сборка корпуса в объем при этом сводится к сварке монтажных стыков и элементов насыщения.
Важным аспектом являются и общие организационные мероприятия, обеспечивающие постоянный контроль над всеми производственными процессами – от выпуска документации в производство, организации своевременного снабжения материалами и оборудованием до формирования секций и самих блоков (причем отдельно на каждом этапе).

Следует, однако, учитывать масштаб и практическую целесообразность внедрения данной технологии на конкретных верфях с учетом их индивидуальных особенностей. Специалисты ПАО «Выборгский судостроительный завод» начали изучать технологию крупноблочного строительства еще в 2006 году. При разработке проекта Приморской верфи мы анализировали опыт ведущих зарубежных верфей, их производственные программы, номенклатуру судов, особенности технологии, объемы собственного производства, объемы кооперации и количество построечных мест. В результате таких анализов, нами были выявлены определенные закономерности, которыми мы и руководствовались при определении размеров наших макро-блоков, учитывая нашу производственную программу, объемы производства и характеристику стапельных мест окончательной сборки судов. Исходя из нашей программы строительства и наших технологических возможностей, на настоящий момент, технически и экономически обоснован максимальный вес макро-блока на ПАО «Выборгский судостроительный завод» в 300 тонн.

Для достижения этих целей ключевым моментом является организация не только производства, но и проектирования, когда к началу резки металла вся рабочая документация на корпус судна, включая 3D-модель, уже готова и выдана в производства (не говоря уже о закупке материалов и комплектующих), как это и положено при нормальной схеме EPC-контракта.

Современный уровень развития технических средств и технологий, а также систем проектирования и управления производством, позволяют организовать процессы проектирования, комплектации и строительства судов в единый интегрированный процесс. При условии использования этих возможностей, а также при внедрении технологий интегрированного крупноблочного строительства судов и оффшорных платформ можно достичь высоких показателей производительности труда в российском судостроении, а также значительно сократить сроки строительства.

К сожалению, ни отечественные проектные бюро, ни сами заводы пока не могут похвастаться успешной реализацией такого подхода.

Следует обратить внимание и на следующий аспект, широко, к сожалению, распространенный в отечественной практике. Почти для всех военных заказов характерным является выбор поставщиков основного (а нередко и всего прочего) оборудования проектантом. При этом заводу-строителю остается лишь закупить заявленные в проекте позиции у соответствующих поставщиков.

Не оспаривая правильность данного подхода при строительстве боевых кораблей, могу отметить, что в коммерческом судостроении российским верфям он полностью противопоказан. Проектант вообще не должен иметь отношения к выбору того или иного поставщика, безотносительно его важности для конструкции судна – это дело верфи и заказчика. Поясню на примере Выборгского судостроительного завода.

Во всех контрактах на разработку технических проектов, заключаемых ВСЗ, в обязательном порядке содержатся следующие условия:
– при разработке технического проекта судна (ТП) проектант в установленные сроки разрабатывает и предоставляет заводу исходные технические требования (ИТТ) на все основное оборудование;
– проектант обязан, в счет цены контракта, произвести верификацию направляемых ему заводом технических предложений поставщиков (от 3 до 5) на предмет их соответствия ТП;
– верифицированные проектантом поставщики допускаются к участию в тендере, проводимом заводом;
– по результатам тендера, проектант, также в счет цены контракта, дорабатывает ТП с учетом технической документации, предоставленной выигравшим тендер поставщиком.

Согласование списка поставщиков с заказчиком производится заводом самостоятельно, на основе результатов проведенной проектантом верификации.

Данный подход на протяжении многих лет успешно используется ВСЗ и давно доказал свою коммерческую состоятельность. В противном случае, ни о какой коммерциализации процесса закупок говорить не приходится, а значит – исключается еще один способ оптимизации конечной стоимости постройки и извлечение из этого прибыли на развитие верфи.

Особое внимание следует обратить на кадровый потенциал верфей. За последние десятилетия он оказался утрачен настолько, что заявленные темпы роста судостроительной промышленности просто не кому выполнять. И хотя в последние годы ситуация начала исправляться, необходимо еще не менее десятилетия для того, чтобы появилось достаточное количество обладающих практическим опытом инженеров, специалистов по пуско-наладочным работам (последние вообще сейчас «на вес золота»), руководителей проектов. То же касается и рабочих судостроительных специальностей.

Должна быть создана многоступенчатая подготовка менеджеров, инженеров и рабочих, включающая, помимо базового образования по судостроительным профессиям, получение знаний по инновационным технологиям в системе переподготовки кадров.

5. Остается ключевой вопрос: «Какой должна быть цена?». И он, наверное, самый сложный. Как уже отмечалось выше, методика ценообразования в коммерческом судостроении в корне отличается от ценообразования в системе ГОЗ. Каждый завод-строитель на этапе формирования своего коммерческого предложения самостоятельно оценивает как свои затраты, так и потенциальные риски, и, безусловно, должен нести в дальнейшем ответственность за свои решения, так как цена контракта, как правило, является твердой и изменению не подлежит. Несколько особняком стоят государственные контракты, не относящиеся к ГОЗ, но, тем не менее, не разрешающие, в силу закона, включать в цену контракта определенные виды расходов (например, хеджирование и некоторые другие финансовые инструменты), но, в целом, все сказанное относится и к ним.

Б) Требования Российского морского регистра судоходства, Ростехнадзора, Санэпиднадзора и прочих многочисленных российских регуляторов на порядок выше, например, требований DNV и Норвежского Морского Директората. С уверенностью можно сказать, что, например, большинство рыболовных судов и линий по переработке рыбы в том виде, в каком они эксплуатируются в Норвегии, к эксплуатации по российским требованиям допущены бы не были. Безусловно, это оказывает очень существенное влияние на цену, так как приводит к усложнению и увеличению объема проводимых на судне работ на этапе постройки.

В) Падение курса рубля, вне всякого сомнения, оказало определенное влияние на стоимость собственных работ российских верфей. Составляя примерно 30-40% от общей цены контракта, она снизилась в относительном выражении (в валютном эквиваленте, разумеется) примерно на 20% по сравнению с началом 2010-х (здесь, впрочем, необходимо учитывать и растущие рублевые затраты на энергоносители, тепло, высокие темпы инфляции).

Г) Как и на большинстве других проектов, экономику российских верфей губит отсутствие серийности. Это делает каждый заказ головным, его оборудование уникальным и вынуждает верфи не специализироваться на чем-то конкретном, а буквально воевать за каждый гражданский заказ между собой. Неизбежное следствие отсутствия серийности – недостаток налаженных связей с поставщиками, менее выгодные квотации, сужение возможности маневра для уторговывания. Представляется целесообразной определенная кооперация между потенциальными заказчиками, направленная если не на унификацию проектов, то, по крайней мере, на разработку неких базовых платформ для различных типов судов, тем более что соответствующие наработки имеются как у российских, так и у зарубежных проектных бюро.

Д) Как уже говорилось выше, значительная часть позиций общесудового оборудования и, в частности, практически 100% специального рыбообрабатывающего оборудования (что особенно актуально сегодня) будут импортироваться, так как они либо вообще не производятся в России, либо российская продукция неконкурентоспособна по цене и качеству с импортными аналогами. Все потенциальные заказчики являются частными и их предпочтения должны являться законом для верфи. Я бы оценил, в качестве примера, объем импорта в 70-75% материального пакета на средне- и крупнотоннажных рыболовных судах. Соответственно, либо цена контракта должна быть (полностью или частично) номинирована в валюте, либо в контракт должна быть включена валютная оговорка. Весьма эффективным вариантом представляется и бивалютный контракт, когда стоимость импортного пакета номинируется в валюте, а стоимость работ верфи – в рублях, что повышает прозрачность формирования цены для заказчика и может служить фактором повышения конкурентоспособности отечественных верфей в зависимости от положения дел на валютных рынках.

Резюмируя вышеизложенное, можно придти к выводу о том, что российское судостроение вполне способно выполнить определенный объем заказов в определенном сегменте.

Не стоит требовать от него невозможного и, декларируя огромный объем потенциальных заказов (из которых хорошо, если несколько процентов трансформируются в реальные судостроительные контракты, которые одни и можно принимать в расчет), обвинять судостроителей в неспособности выполнить то, что в действительности часто остается на бумаге.

Гораздо более правильным будет акцент на использовании появившихся возможностей для развития коммерческого судостроения, как за счет государственных инвестиций в важнейший реальный производственный сектор, так и за счет самих верфей, перед которыми стоит задача правильно распорядиться своими, как всегда, ограниченными ресурсами.

А.С.Соловьев,
Генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод»

Источник: unionexpert.su

Рейтинг
Загрузка ...