Строительство дорог — дело сложное и требующее к себе особого подхода и внимания. Очень часто этот процесс производится с нарушением технологии, что приводит к ухудшению качества или несоблюдению установленных норм. Кроме того, качество не улучшают и постоянные перегрузки из-за плотного движения грузовиков с перегрузами. Коммерческому транспорту это выгодно, поскольку можно быстрей заработать деньги. А вот на состоянии дорог это сказывается весьма плачевно.
Что является основой строительства дорог?
Строительство дороги является очень дорогим, сложным и трудоемким процессом. Да и сама дорога по своей сути — это не просто видимые над поверхностью бордюры и покрытие. По своей сути дорога — это многослойный пирог, который выполняет очень важную задачу: перераспределение нагрузок от движущихся авто на грунт. И от того, что лежит в основе такого «пирога», дороги делят на три вида: цементобетонные и нежесткие асфальтобетонные.
Я — дорожник | Как проводят геодезические изыскания
Дороги цементобетонного типа
В основе цементобетонной дороги находится цемент, выступающий в виде связывающего элемента. Основным преимуществом такого типа дороги является ее долговечность. При условии правильной эксплуатации срок службы такой дороги до возникновения необходимости ее капитального ремонта является 24 года )для сравнения, этот показатель у асфальтовых дорог составляет 10 лет).
Появление цементобетонных дорог в СССР началось с 60-х годов прошлого века. Но, к сожалению, цемента на тот момент не хватало, поскольку большая его часть шла на строительство жилья. При этом активно развивалась нефтяная отрасль, что стало толчком для активизации строительства дорог асфальтобетонного типа. Но, несмотря на это, большая часть дорог Севера и Сибири являются именно цементобетонными, и многие из них в рабочем состоянии и по сегодняшний день.
В строительстве дорог из цементобетона выделяют два типа. Первый из них — это монолитный бетон, который закладывается в заготовку и затвердевает в естественных условиях. Второй вид — это бетон из формованных железобетонных плит, которые заранее изготавливаются на заводах.
Дорог из бетонных плит называют «бетонкой». Но данный вид имеет свои недостатки: плиты могут осаживаться, расходиться, что приводит к деформации поверхности и ухудшению качества полотна. Особенно такие дороги страдают от большегрузов.
В настоящее время при изготовлении дорог из бетонных плит используются блоки, снабженные сквозными каналами и специальными гранями. Каналы служат основой для крепления плит между собой посредством стальных тросов. Этим обеспечивается небольшая подвижность конструкции в экстремальных условиях и защита ее от перегрузов. Благодаря своей эффективности и долговечности, бетонные дороги получили широкое распространение во многих странах, в том числе, в США, Франции, Германии.
Дороги асфальтобетонного типа
В настоящее время в России бетонных трасс всего около трех процентов от общего количества дорог. Они уступают место асфальтовым дорогам, которые весьма популярны. Такой тип дороги является многослойным. Нижняя часть слоя представлена грунтом, далее идет укладка песка, щебня. Сверху кладется непосредственно асфальт («дорожная одежда»).
Строительство подъездной дороги с нуля
При длительной эксплуатации и неблагоприятных погодных условиях, асфальт начинает разрушаться и появляются ямки, трещины. Конечно, это как говорят сами строители «не смертельно», но на безопасность движения и на скоростной режим движущегося транспорта такие неприятности влияют очень сильно.
Основание «дорожного пирога»
Залогом хорошей дороги является ее хорошее и качественное основание. Толщина насыпного слоя щебня напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Далее щебень тщательно утрамбовывается катком, после чего стелется еще один слой. Для повышения качества, используется вода, которой смачиваются слои. Чем лучше промочено и утрамбовано основание — ем долговечней будет сама конструкция.
Геотекстиль и георешетки в строительстве дорог
Как бы качественно не происходила утрамбовка щебня. Со временем он может проседать в песок. И в результате — начинают образовываться колеи и ямы. Во избежания таких неприятностей еще в 70-х годах 20 века дороги начали армировать и разделять на слои. С этой целью применяли геотекстиль, который предотвращал смешивание слоев и позволял качественно отводить влагу от полотна.
На тот момент времени геотекстиль был довольно эффективным методом зашиты дорожного полотна. Однако, с развитием технического прогресса и увеличением автомобилепотока, такой меры оказалось недостаточно. И на смену ему пришли пластиковые георешетки, которые прокладывали между слоями щебня и песка. Такая технология получила широкое растпространение в развитых странах. Так, в Германии почти все дороги являются дорогами с асфальтобетонным покрытием на основе геотекстиля или с применением армированной решетки.
Покрытие и его укладка
На первый слой «дорожного пирога» — щебень укладывают специальную смоляную мастику, далее начинается сам процесс асфальтирования. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Так, для территории около многоэтажного жилого дома вполне хватает 4-5 сантиметров мелкозернистого асфальта.
Если будут большие нагрузки, то еще потребуется один слой крупнозернистого асфальтобетона толщиной около 4-5 сантиметров. Если дороге предстоят повышенные нагрузки, то обязательно использование армирующей металлической сетки. Между собой слои асфальта скрепляются при помощи мастики из битума.
Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуется помощь асфальтного завода. Принцип изготовления прост: все компоненты, входящие в состав асфальтобетона разогревают и тщательно перемеривают. В таком виде она и «разливается» на поверхность будущей дороги при помощи самосвалов.
В среднем для асфальтобетонного покрытия толщиной около четырех сантиметров и площадью десять квадратных метров, потребуется примерно одна тонна асфальта. Готовую смесь распределяют по поверхности и уплотняют катками или трамбовками. При этом в сильный дождь или мороз производить работы не рекомендуется.
В целом, процесс создания качественных дорог является весьма трудоемким и даже в чем-то творческим. Ведь от того, насколько будут выдержаны все нормы, зависит конечный результат и долговечность дорожного полотна.
Источник: dskkapital.ru
Проектирование строительства автомобильных дорог
Проектирование строительства автомобильных дорог – это процесс, которому отводят большое количество времени, ведь нельзя взять и по щелчку пальцев распланировать так называемые артерии, соединяющие города и страны. Роль дорог неимоверно высока, например, в торговле или в развитии сельского хозяйства. Зачастую оборот товаров вырастает в разы, когда дорога распланирована более детально и конкретно, а затем и построена в соответствие с этим планом. Проектирование дороги – это неотъемлемая часть её строительства, ведь важно учесть всё, начиная от нагрузки, которая будет оказываться на дорогу постоянно, и, заканчивая окружающей средой, которая также имеет огромное влияние на ту или иную дорогу.
Почему изыскания и проектирование дороги связаны между собой?
Для начала нужно определить, что такое проектирование строительства автомобильных дорог. Проектирование строительства – комплекс изыскательных работ, который включает в себя конструкторские и экономические расчеты, требующие усилий и времени.
Проектирование связано с изысканием, потому что прежде, чем начать планировать, нужно исследовать местность. В первую очередь внимание обращается на следующие условия:
- Климатические.
- Техногенные.
- Геологические.
Разработка проектов должна осуществляться на базе документов, в которых указаны все нормы и условия для осуществления определенного вида работы.
Проектирование дороги подразумевает планирование лесонасаждений и коммуникаций, поэтому прежде, чем приступить, вам необходимо разобраться с местностью вокруг.
Проектирование и изыскания – это сложные процессы, которые требуют особого подхода, поэтому стоит обратиться к профессионалам. В работу специалиста, то есть в проектировании, обязательно должны быть включены следующие этапы:
- Подсчет количества материалов, которые нужны для работы.
- Определение технических параметров.
- Подсчет рабочих и техники, необходимой для строительства.
- Определение этапов, а также сроков, в которые строительство должно завершиться.
- Расчёт периода окупаемости.
В проектировании главное не время, а качество, поэтому отнеситесь к вопросу на полном серьезе и доверьте дорогу тому, кто разбирается в данном вопросе.
С чего начинается проектирование?
Безусловно, с чего-то нужно начать. Строительство автомобильной дороги всегда начинается с рытья корыта, называющегося дорожным. Далее устанавливаются бордюры. Собственно, проектирование и должно начинаться с определения размеров корыта, мест под бордюры.
Здесь важно обратить внимание на назначение дороги, то есть насколько высокая нагрузка будет оказываться на покрытие, а также какой будет максимальная скорость автомобилей или хотя бы средняя. Учитывая эти факторы, специалист начинает планировать первый этап, который включает в себя подготовку к строительству, а также его начало.
Проектирование трасс
Говоря про проектирование строительства автомобильных дорог, нельзя не упомянуть трассы общего пользования, ведь они находятся под воздействием постоянно.
Проектируя трассу, внимание обращают не только на нагрузки и скорость, но и на климат, потому что он способен разрушить дорогу и привести к несчастному случаю. Проектирование трассы основывается и на информации об осадках, грунтовой воды в местности, на которой будет расположена будущая дорога. Учесть такие факторы человеку, который не разбирается в данном вопросе, практически невозможно, поэтому ищите хорошего инженера с опытом работы.
Объем информации, который необходим для качественного планирования, на каждую дорогу свой, поэтому только высококвалифицированный специалист сможет найти золотую середину и учесть все факторы, влияющие на дорогу и её строительство.
На что инженер обращает внимание при проектировании в первую очередь:
- Объединение административных/федеральных пунктов.
- Соответствие стандартам, которые отвечают за безопасность человека (то есть пешехода, водителя, пассажира).
- Нагрузки, которым будет подвергаться дорога.
- Примерная скорость автомобилей при движении по планируемой дороге.
- План перспективы, который должен быть разработан на 20 лет. Если такого плана нет, то проектирование считается некачественным и бесполезным.
Важно понимать, что каждое опущение в дальнейшем скажется на эксплуатации дороги. Чтобы построить хорошую дорогу, которая будет служить долгие годы, нужен четкий план, в котором освещены все моменты строительства. Внимание нужно приковать к технической стороне вопроса. Это и вид дороги, число полос, статус дороги и другие параметры, характерные для любой трассы.
После того, как информация будет собрана, проанализирована и подсчитана, оформляется проект, который включает в себя всю необходимую документацию, чертежи. На них должны быть показаны бордюры, тротуары, разметка.
Помимо проекта должна быть составлена записка с пояснениями. Такой документ нужен для подробного обоснования решений, которые были приняты касательно строительства дороги.
Также в записке перечислены следующие пункты:
- рекомендации по прокладыванию коммуникаций;
- локальные сметы;
- рекомендации по инженерным сетям;
- информация касательно проектирования ландшафта;
- описание условий, которые не будут противоречить безопасности людей.
Проектирование строительства автомобильных дорог на этом не заканчивается. Следующий этап – это проверка и анализ проекта некоторыми специалистами. Они проверяют его на соответствие ГОСТам и СНИПам, проводят определенные экспертизы.
Нормы проектирования дорог
Проектирование строительства автомобильных дорог должно опираться на нормы, установленные законом. Расходы ресурсов природы должны быть грамотными и рациональными, поэтому был принят такой документ как СНИП (Строительные Нормы и Правила РФ). К данному пособию также идут рекомендации, которые включают в себя информацию по разработке и строительным работам. На самом деле пособий к СНИПу много, каждое из них создано под определенные условия.
Важно понимать, что проектирование полотна должно быть более детальным. Нужно учесть все нюансы, потому что от этого зависит качество будущей дороги. Часто можно заметить слабый грунт или некачественное основание, которое затем может привести к скорому разрушению.
Стоит сказать, что СНИП совсем недавно был обновлен. До 2006 года не было никаких нововведений, хотя, судя по развитию и появлению новых технологий, изменения в документ, включающий в себя нормы проектирования, должны были быть ежегодно. К счастью, сейчас на это обратили особое внимание, и теперь нормы видоизменяются, обновляются и улучшаются, что не может не радовать.
Что стоит учесть при подготовке к прокладке автомобильной дороги?
Грунтовые условия – это те условия, которые не должны остаться не замеченными ни при изысканиях, ни при проектировании дороги. Также, при подготовке к прокладке дороги учитывается климат местности, в которой дорога будет расположена и количество осадков, в особенности в холодное время года.
Если провести высококлассное исследование грунта, то можно выявить его несущую способность, решить – нужно уплотнение или нет, определить уровень грунтовых вод, которые в разное время года находятся на разных уровнях.
Если есть какие-либо проблемы, например, когда слишком слабый грунт, в проект нужно добавить дополнительные стадии уплотнения, инструменты и технику, которой будет проводиться работа, а также специалистов, без которых не обойтись. Учтите, что грунтовые условия – это важные требования, пренебрегать которыми нельзя ни в коем случае.
Также, в проект стоит включить все дополнительные материалы, необходимые для прокладки автомобильной дороги.
Источник: rovnayadoroga.ru