Новая школа заменит старую, состоящую из четырёх корпусов, ей уже больше половины века.
Глава Тамбовской области Максим Егоров 14 октября посетил важную для региона стройку — будущую школу в селе Алгасово Моршанского района. Она заменит старую, состоящую из четырёх корпусов, ей уже больше половины века.
Строительства школы жители добивались много лет. Но вопрос сдвинулся после рабочего визита Максима Егорова в ноябре прошлого года. Тогда он обсудил этот вопрос с ответственными, ознакомился с проектно-сметной документацией. В итоге поручил начать строительство в 2022 году — пока на региональные деньги. Федеральное финансирование запланировано со следующего года.
В этом году рабочие выполнят общестроительные подземные и части наземных работ. Основной процесс строительства будет идти в 2023 и 2024 годах. Сдать объект планируют в декабре 2024 года. Стоимость проекта на данный момент оценивается в боле 465 миллионов рублей.
Новое здание школы смогут посещать 350 детей. В нём будет современная столовая, спортивный зал, гараж для стоянки школьных автобусов.
С чего начинается строительство дома? | База знаний
— Это важный объект, и мы заинтересованы в его скорейшей сдаче. Жители должны видеть, что данные им обещания выполняются. Нужно, чтобы наши дети учились в комфортных и современных условиях, — отметил Максим Егоров.
С этого года в Тамбовской области начались масштабные перемены в сфере образования, направленные на улучшение условий обучения детей. Капитальный ремонт завершён в нескольких зданиях школ, в ещё нескольких завершится до конца года. В них прежними остались только стены, всё остальное — абсолютно новое. В общей сложности по программе капремонта школ до 2025 года в регионе отремонтируют и переоснастят не менее 65 школьных зданий.
Работа ведётся по программе «Развитие образования», которая разработана по поручению президента страны Владимира Путина. Предложение о её старте внесла партия «Единая Россия» — это часть Народной программы партии.
Параллельно идёт строительство новых школ. Одна из них уже открылась в этом году в Умётском районе. Она рассчитана на 250 школьников и 100 детей, которые занимаются по программам дополнительного образования.
Кроме того, ещё две школы будут построены в Тамбове, одна — в селе Бокино Тамбовского района. На это направят около пяти миллиардов рублей. Минпросвещения поддержало заявку региона на предоставление субсидии с применением механизма концессии.
Источник: top68.ru
Опыт Ямала в строительстве школ представили на выставке «BUILD SCHOOL 2022» в Москве
На Ямале все чаще используют нетиповые проекты школ. Их отличает уникальная архитектура и новейшие технологии. Опыт строительства таких образовательных учреждений представили в Москве на международной выставке «BUILD SCHOOL 2022».
Сейчас каждая школа в регионе возводится под ключ и оснащается самым современным оборудованием. В проектах используются оригинальная мебель и нестандартные решения в зонировании. Также в проектах предусмотрено озеленение интерьера и создание зимнего сада.
Об этом сообщили в дирекции капитального строительства и инвестиций ЯНАО, напомнив, что губернатор Дмитрий Артюхов поставил задачу построить в регионе 25 школ. Еще в 58 школах в капитальном исполнении запланирована реновация.
«Ямальские школы строятся по самым современным требованиям, – подчеркнул заместитель директора профильного ведомства Алексей Подсезерцев. – Участие в выставках знакомит нас с самыми актуальными практиками для решения задач, которые ставит система образования».
Дизайнерские решения делают каждое образовательное учреждение в округе особенным. Например, интерьер школы в Тазовском выполнен в космической тематике. Будущую школу в Ноябрьске сделают в футуристическом стиле.
Фото предоставлено пресс-службой губернатора ЯНАО
Внутри школы в Салехарде используется множество светопрозрачных конструкций, что делает обучение максимально открытым. В Овгорте на пришкольной территории обустраивается туристический комплекс и полоса препятствий для занятия спортивным туризмом и пожарно-прикладным спортом.
Тем временем возводятся школы в Тазовском, Тарко-Сале, Муравленко и Лабытнанги. Достраивается школа в Салехарде, на очереди такие же объекты в Новом Уренгое, Губкинском и Ноябрьске.
Кроме того, впервые в округе для строительства будут использованы инфраструктурные облигации ДОМ.РФ.
Источник: sever-press.ru
Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира. Строительство школы
Проект и планировка территории участка и здания школы
Школьные годы – это время формирования у подрастающего поколения физических, духовных основ, прочных знаний, необходимых для выбора будущей профессии. В этом процессе принимают активное участие не только семья, учителя, воспитатели, но и архитекторы, создающие проекты и чертежи строящихся домов, в которых дети проводят немалую часть своей активной жизни. Поэтому проект школы должен разрабатываться с учётом решения благородных задач подготовки ребёнка к взрослой жизни.
Планировка школы должна быть такой, чтобы дети, пребывая почти весь день на её территории, чувствовали себя комфортно и непринуждённо. Школа – это наиболее массовый вид государственных учреждений. Поэтому школьные здания прошлых лет строились по типовым проектам и не отличались большим разнообразием.
Какими они должны быть? На этот вопрос нет единого ответа. Хотя общие нормы их строительства разработаны давно. В связи с появлением частных учебных заведений начали строиться школьные корпуса с различными архитектурными решениями, стоимость которых самая разнообразная.
Вернуться к оглавлению
Этапы строительства
План возведения школьного комплекса состоит из нескольких составных частей.
Готовый проект школы и прилегающей территории
- выбор территории расположения;
- разработка проекта;
- определение его бюджета, который будет включать стоимость всех работ, материалов стройки;
- установка срока строительства с распределением по годам;
- подготовка архитектурно-конструкторской рабочей документации;
- согласование, утверждение проекта соответствующими инстанциями;
- план организации конкурса подрядчиков;
- непосредственное строительство.
Предпочтительно школьные здания возводить вблизи зелёных массивов, рядом со скверами, бульварами. Желательно, чтобы пути движения школьников на занятия не пересекались магистральными улицами с интенсивным движением автотранспорта. Учебно-жилой комплекс интерната со спальными помещениями строят в пригороде, или в тихой зоне города.
Современный проект школы-интерната
План застройки должен в обязательном порядке предусматривать наличие территории озеленения, площадь которой должна равняться примерно половине всего участка.
Вернуться к оглавлению
Основные виды школьных комплексов
Прежде чем разрабатывать план строительных работ, определяют, каким должно быть будущее учебное заведение. Школьные комплексы классифицируются по назначению:
- средние;
- неполные средние;
- начальные.
По направлению организации обучения:
- музыкальные;
- с глубоким изучением некоторых дисциплин;
- с обучением на иностранных языках;
- со спортивным уклоном и др.
Проект и план будущего учебного корпуса разрабатывается с учётом назначения, а также того или иного направления процесса обучения. Соответственным должно быть оборудование каждого класса и лабораторий: с высокими акустическими характеристиками, возможностью подключения сложной аппаратуры, кабинками для прослушивания аудиозаписей и т. п.
Типовая планировка школьного здания
Главным фактором, определяющим масштабы здания, является количество учеников. На основе этого показателя разрабатывается план и размеры школьного строения. В соответствии с типовым проектом предельное число учащихся для общеобразовательного учебного заведения – 1728, для интерната – 560.
Установлена наполняемость классов: от первого до восьмого класса – 40 мест, для старшеклассников – 36, а для вечерних школ – 20. Площадь помещения для учёбы рассчитывается просто – не менее 1,5 кв. м на каждого ученика.
Площадь школьного класса – не менее 50 кв. м. Высота от пола до потолка не должна быть меньше 3 м. Соблюдение этих норм обеспечивает комфортное обучение, но повышает стоимость строительных работ и дальнейшей эксплуатации здания. Однако эти показатели являются среднестатистическими.
Проект и планировка территории школы
План их может отражать, но при его реализации цифры корректируются фактическими потребностями, обусловленными демографическими факторами.
По композиционному устройству школьные комплексы бывают:
Централизованное решение: один учебный корпус относительно небольшой вместимости, к которому на этой же территории примыкают постройки со спортивным залом, учебными кабинетами, другими необходимыми помещениями. Преимущества такой школы: благодаря компактности высокая теплосберегаемость, короткие переходы, невысокая стоимость эксплуатации построенного учреждения.
Расположение учебных заведений на плане школы
Такие комплексы в большей мере подходят для строительства на ограниченных участках, а также в северных районах, где немаловажным фактором является минимизация площади охлаждения.
План школы павильонного типа: весь учебный комплекс составляют корпуса, не имеющие прямой связи между собой. Их строят в сейсмических регионах, а также на территории с крутым наклоном рельефа местности. Положительные стороны такого архитектурного решения: изоляция от шума, запахов помещений соседнего здания, а также на случай оползней, землетрясений. Она же является отрицательным фактором, ухудшающим взаимосвязь помещений и высокую стоимость строительных работ за счёт удлинения коммуникаций.
Вернуться к оглавлениюБлочный комплекс
Самый распространённый тип школ – это блочный, состоящий из соединённых корпусов. Его следует рассмотреть подробнее. Поэтажный план такого здания должен включать:
- Три функциональных блока: два боковых учебных и один на всей пришкольной территории в качестве открытой зоны.
- Просторный вестибюль со свободным доступом в любую часть школьного здания. Он может быть централизованным или разделённым отдельно для каждой возрастной группы.
- Подъезд, обеспечивающий вход не только здоровых детей, но и инвалидов-колясочников. Для этого он оборудуется пандусом, пешеходными дорожками с небольшим уклоном и пониженными поручнями.
- Ограждение территории с удобными подходами со стороны больших микрорайонов города.
- Изоляцию от школьного двора парковочных участков как для машин своих сотрудников, так и для временной стоянки автомобилей родителей, подвозящих детей.
Проект обустройства школьной территории
Оба учебных блока планируются в три этажа. Но в городской застройке допускаются четырёхэтажные учебные здания. На верхнем ярусе недопустимо размещение классов для младших школьников. Увеличение этажности снижает стоимость затрат на коммуникации, прокладка которых может значительно сократиться. Это подтверждает практика строительства одноэтажных зданий для начальных школ.
Каждое здание размещается на территории так, чтобы дневное освещение было достаточно хорошим, а солнечный свет не отражался от классной доски, мешая восприятию написанной на ней информации.
Если солнце светит прямо в глаза ученикам, при оборудовании каждого класса надо предусмотреть наличие козырьков или регулируемых жалюзи. Но это не должно быть причиной размещения классов на северной стороне учебного корпуса. В одном корпусе находятся учебные комнаты с оборудованием, соответствующим возрасту учеников, учительская, медпункт, лаборатории, кабинеты, мастерские для производственного обучения.
Обустройство и дизайн школьной лаборатории
Все помещения имеют свободный выход на открытую пришкольную зону. Наиболее распространённая планировка – продольные классные комнаты с односторонним дневным освещением. Реже они строятся квадратные и поперечные с окнами по обе стороны класса.
Во втором блоке размещают:
- спортзал с раздевалкой, душем, туалетами для девочек и мальчиков;
- столовую с баром для витаминных напитков;
- библиотеку, читальный зал;
- мастерские для уроков труда;
- компьютерные классы;
- актовый зал с эстрадой, костюмерной;
- лыжную базу;
- школьный медпункт.
В наши дни строятся четырёхблочные школьные комплексы, в которых четвёртый блок полностью предназначается для учащихся подготовительных и начальных классов, групп продлённого дня. Малыши имеют оборудованные специально для них учебные помещения, свои гардеробы, санузлы. Им необходимы спальни, кабинет логопеда.
Всё это в рамках этого же здания. Такой тип учебных заведений соответствует европейской психологической модели, проповедующей изоляцию возрастных групп, в отличие от американской теории, предлагающей их тесный контакт.
Спортзал планируется на первом этаже и имеет самостоятельный выход на спортплощадки, которые находятся на пришкольной территории. В некоторых отечественных школах и за рубежом идут эксперименты по обустройству гардеробов поэтажно или по классам. Строительство столовой также планируется на первом этаже здания или же в цоколе здания между корпусами. Обслуживание всего состава учащихся, как правило, не более четырёх посадок за смену. Котельная оборудуется в подвале, там же – подсобные помещения для хранения хозяйственного инвентаря.
Пришкольный участок обеспечивает нормальную учебно-воспитательную и оздоровительную работу.
Обустройство прилегающей школьной территории
План примыкающей к школе территории должен включать:
- физкультурно-оздоровительный комплекс со стадионом, спортплощадками для игры в волейбол, баскетбол;
- зоны для подвижных игр детей разного возраста;
- площадку со скамейками для бесшумного отдыха;
- хозяйственную зону;
- по возможности наличие учебно-опытных участков.
Стоимость школьного корпуса без оборудования и мебели каждого класса составляет примерно 62–68% всех затрат на строительство комплекса. Снижение расходов зависит от качества планировочных решений и использования современных, сравнительно недорогих, но качественных строительных материалов. Компактность, многоэтажность построек влияет на их эксплуатационные характеристики.
Затраты на инвентарь, школьное оборудование составляют обычно 10%, но год от года они растут.
Расположение школьного здания в жилом секторе
Это обусловлено необходимостью оснащения компьютерами каждого компьютерного класса, приобретения новейших учебных пособий по химии и физике, стоимость которых постоянно повышается.
Вернуться к оглавлению
Отход от типового проектирования
Тема проектирования школ сегодня актуальна как никогда. Благодаря росту городов появляются новые жилые районы, которым необходимы магазины, сфера услуг, а также учебные заведения. А строительство их по давно устаревшим типовым проектам никем не приветствуется. Ведётся поиск новых архитектурных форм, индивидуальной выразительности школьных комплексов.
Есть и такие новейшие проекты, которые воплощают модульный подход. Он рассматривает школьные здания как своеобразную конструкцию, которую можно будет легко собрать и разобрать.
Вариант проекта и дизайн школьного здания
Но стоимость такой постройки может оказаться неоправданно высокой по сравнению с её практической пользой. Хотя некоторые её элементы сегодня уже используются. Например, два класса или кабинета, убрав разделяющую стенку, можно превратить в один, а большой спортивный зал разделить на три помещения для занятий секционных групп.
Школьные здания должны быть уникальными, отличаться от других. Это обстоятельство несёт воспитательную функцию. Дети любят всё непохожее, оригинальное. Им нравится рассказывать о достоинствах своей родной школы. Сегодня, несмотря на высокую стоимость, строят учебные комплексы с отдельными спортивно-оздоровительными блоками и крытыми бассейнами.
Это стратегические вложения государства. Ведь нельзя экономить на детях.
Технология и архитектура строительства среднеобразовательных заведений развивается, совершенствуется. Среднее образование также не топчется на одном месте. Важно, чтобы развитие этих направлений шло в ногу: новые школы соответствовали изменениям учебного процесса, а совершенствование обучения не вступало в противоречие с построенными школьными комплексами.Строительство школ — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Общеобразовательная школа на 400 мест. Москва, ул. Правды, вл. 1а, «Терра Аури»
Общеобразовательная школа на 550 мест (22 класса). Москва, ул. 8 Марта, вл. 4, Моспромпроект
Общеобразовательная школа на 550 мест (22 класса). Москва, ул. 8 Марта, вл. 4, МОСПРОМПРОЕКТ
Общеобразовательная школа на 550 мест. Ул. Перовская, вл. 66, корпус 10, Моспроект
Школа на 450 учащихся. Ул. Нарвская, вл. 1А, «Терра Аури»
Проект пристройки к гимназии. Ул. Крупской, д. 12, «Терра Аури»
Проект пристройки к гимназии — варианты колористических решений фасадов. Ул. Крупской, д. 12, «Терра Аури»
10 впечатляющих проектов со всего мира
Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.
Современные школы: 10 примеров впечатляющих проектов по мнению редакции
1. Школа Walden Dos
Место
Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.
Архитектура
Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.
Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.
2. Школа Liyuan
Место
Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.
Архитектура
Команда из архитектурной компании Minax Architects спроектировала школу так, чтобы она минимально походила на традиционную школу. Волнистый, гладкий и динамичный фасад создаёт дружелюбную и спокойную атмосферу.
А быть более расслабленными ученикам и преподавателям помогают дополнительные зоны отдыха. Помимо обычных окон на последних этажах спроектированы еще и круглые — в потолке. Они позволяют впускать еще больше естественного света.
3. Школа The Roc
Место
Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.
Архитектура
Здание выглядит как огромный каменный блок, парящий над землёй. Такая архитектура выбрана неслучайно. Директоры школ хотели, чтобы дети, смотря на подвешенную скалу, понимали — всё возможно.
Внутри здания архитекторы спроектировали гладкие переходы из помещения в помещение — никаких острых углов, перегородок и швов в отделке. Чтобы ученикам было уютней находиться в большом обеденном зале, архитекторы использовали специальную штукатурку, которая подавляет эхо. После занятий дети встречают родителей в помещении при входе в школу. Оно построено в виде леса, где роль деревьев играют белые тонкие колонны.
4. Школа The Ecole Jean-Moulin
Место
Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.
Архитектура
Школа состоит из двух корпусов. Небольшой корпус младшей школы «накрывает волной» корпусом средней школы. Архитекторы отмечают, что старались создать лёгкую атмосферу, в которой детям будет приятно учиться и отдыхать. Такую среду формируют волнообразные формы, зелёный газон на крыше, наполненные светом пространства и экологичные материалы: дерево, бетон, сталь.
5. Школа Hessenwald
Место
Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.
Архитектура
Здание делится на 3 павильона, которые окружают пространство общественного центра. В каждом павильоне установлены передвижные читальные платформы. Парты в классах имеют форму клякс, которые можно собрать как мозаику в одну большую кляксу. Так же, как и парты, лавочки в коридорах ученики могут передвигать, как захотят.
К павильонам примыкает постройка, где находится школьный сад и лаборатория для изучения растений. На окна в лаборатории наклеено специальное солнцезащитное покрытие, а стены отделаны деревом. Это создаёт ощущение, что вы находитесь в лесу в тени крон деревьев.
6. Школа Nord-Osterdal
Место
Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.
Архитектура
Почти вся школа построена из дерева — главное условие заказчика. Исключением стали прорезиненные полы, шерстяные элементы потолка и бетонные стены на цокольном этаже.
Чтобы в учебных классах было больше естественного света, они построены по периметру здания. Помещения, которые не требуют окон (кинотеатр, спортзал и столовая), размещены в центре. На последнем этаже расположена комната для курения с окнами в потолке.
7. Школа Mouriz
Место
Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.
Архитектура
Внимательнее всего архитекторы подошли к планировке здания. Пути, по которым школьники идут к столовой или к спортивным площадкам, не пересекаются с путями детсадовцев. Это сделано для того, чтобы бегущие школьники случайно не сбили малышей.
На втором этаже потолки повторяют изгибы крыши. Смотря на окна, может показаться, что они установлены рандомно. Таким способом архитекторы создали весёлую атмосферу в классах, которые стали пространством для творчества и развития воображения детей.
8. Jean Moulin
Место
Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.
Архитектура
Школа стоит на месте гимназии 60-х годов. Старое здание было построено из неэкологичных материалов и к тому же загрязняло окружающую среду отходами. В 2007 году был объявлен конкурс на реконструкцию участка.
Команда из агентства Duncan Lewis Scape Architects победила в конкурсе. Архитекторы построили эко-здание, которое будто утопает в холме. В каждом классе установлены панорамные окна, поэтому помещения залиты естественным светом. Роль коротких лестниц выполняют пандусы, а вместо длинных — установлены лифты. Архитекторы отмечают, что благодаря отсутствию лестниц ученики с ограниченными возможностями будут чувствовать себя физически и психологически комфортнее.
9. Школа Kibera
Место
Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.
В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.
Архитектура
Агентство SelgasCano известно тем, что строит павильоны из дешёвых, но прочных материалов: ДСП, пластика и дерева. Школа в Кибере не стала исключением.
В 2-х этажной постройке размещаются классы, туалеты, кухня, кабинет директора и большое помещение для проведения мероприятий. С первого на второй этаж ведёт широкая лестница, которую иногда используют в роли лавочек. Вместо сидений также используют пластиковые контейнеры, наполненные водой. Они стоят по периметру здания и «прикрепляют» его к земле.
10. Школа Panta Rhei
Место
Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».
Интерьер
В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.
Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры». Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.
Фото: Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.
Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:
— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff
— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture
— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten
Строительство дома своими руками — Школа строительного мастерства
Добро пожаловать на строительный портал, дорогие гости!
Строительство собственного дома — это сложный процесс, который зачастую под силам только профессиональным строителям, но раз вы находитесь на данном ресурсе — значит вы не испугались трудностей, а может просто решили доказать себе и окружающим, что вы — настоящий мужчина, который должен сделать 3 вещи одна из которых — это построить свой собственный дом (А с помощью нашего сайта еще и баньку построите:)). Полностью поддерживаем вас в этом выборе, и хотим сказать, что в большинстве случаев строительством домов занимаются — подрядчики, которые с трудом могут объяснить, зачем и для чего они делают ту или иную вещь, часто их работа сводится лишь к физическим усилиям, за которые они получают весьма хорошие деньги. Именно поэтому мы считаем, что если даже такие люди могут построить дачу, то почему мы сами боимся начать строительство дома с нуля ?
Красивый дом построенный своими руками
Итак, перед вами большая энциклопедия, которая позволит вам не переходить с одного информационного ресурса на другой в поисках информации по вопросам строительства или проектирования загородного дома, как раз наоборот — наш сайт структурирован таким образом, что вы всегда сможете найти исчерпывающий ответ на возникающий вопрос, мы постарались, как можно шире расписать каждую категорию, которая надеемся поможет вам в достижении заданной цели. Наш портал наполняется профессиональными строителями, которые делятся своим собственным опытом, а мы выступаем своего рода кладовой знаний, которые структурированы в одном месте и это место сайт — StroyVopros.net, советуем запомнить наш адрес, т.к теперь этот сайт будет вашим проводником в школу современного дачного строительства.
С чего начать строительство дома?
Такой вопрос задает каждый будущий хозяин, когда начинает строительство своего особняка, строительство конечно в первую очередь начинается с места для будущего дома. Сначала выберите месте для строения, как только определились с местом и оно вам нравится обойдите соседей по участку, спросите — есть ли какие-либо проблемы с грунтовыми водами, а именно уровень их заложения ведь или засоренности — это делается для того чтобы узнать делать колодец или может все таки придется бурить скважину на участке, а это совершенно разная стоимость. Кроме этого спросите какая обстановка в районе нет ли криминала или буйных соседей и тд.
Теперь давайте перейдем непосредственно к этапам строительства дома.
Первым, что необходимо сделать это составить ориентировочный проект дома сразу скажем, что для того чтобы составить проект дома/дачи не нужно быть профессиональным архитектором, но и создавать проект «на коленке» за 1 час тоже не стоит, самым оптимальным вариантом будет заказать проекты типовых домов. Проект типового дома можно будет купить за небольшую сумму в проектных компаниях, но если же вы собрались делать эксклюзивный дом (уникальное строение), тогда придется либо платить проектным компаниям порядка 50$ за кв/м или составлять проект самостоятельно. Неужели без проекта не обойтись? Да!. Можно построить дом и без проекта, но обратите внимание, что строя дом «на глазок» вы не сможете учесть даже приблизительные затраты на строительство и можете не совладеть со строительным бюджетом, кроме этого от неправильно распределенных нагрузок, или неподготовленной в соответствии со стандартами например нагрузки на фундамент все строение может пойти наперекосяк и переплачивать за переделку придется намного больше.
Проект небольшого дома
Кроме этого не забывайте, что копию проекта необходимо будет подать вместе с заявлением на разрешение строительства. В заключении стоит отметить, что проект дома состоит из нескольких разделов — это:
- Инженерную часть, которая включает в себя: Электрику, Канализацию, Водоснабжение и отопление.
- Архитектурную часть — к ней относятся чертежи и размеры конструкций.
После того, как проект готов двигаемся дальше. Теперь необходимо обустроить наш участок: сначала поставим на территории строительный вагончик — он необходим, для того чтобы на первых этапах строительства было где переодеться, а также где спрятать дорогостоящий инструмент от дождя и не званных гостей, кроме этого подбодриться теплым чайком, когда вы устали.
На начальных этапах строительства строительный вагончик послужит хорошую службу
Следующая ступень строительного пути — это строительство забора. Забор — это очень функциональная вещь, во первых он защитит начальное строительство от не званных гостей, а также от животных, которые то и дело будут забредать на ваш участок. Забор из горбыля — это очень быстрое и удобное решение, которое на первых порах окажет незаменимую службу, также советуем почитать про забор из штакетника, и разумеется популярный нынче забор из профлиста.
Красивый забор для дома
Участок оборудован за исключением туалета, не забывайте про него, т.к это место является довольно посещаемым про туалет на даче можно говорить довольно долго, но одно можно сказать точно, не делайте туалет на скорую руку!. Сделайте хорошую выгребную яму для туалета, при наличии свободного времени сразу соедините ее с септиком (например с септиком из бетонных колец), тогда не придется переделывать структуру канализации по несколько раз.
Итак с подготовкой к строительству разобрались. Теперь приступаем к строительству дома:
На начальном этапе нам будет необходимо заложить фундамент. Фундамент закладывают отталкиваясь от типа строения, промерзания почвы в регионе, а также от конструкции дома. Конечно сначала нужно определиться с его типом и конструкцией давайте дадим им краткое описание:
- Кирпичный фундамент — Вытесненная технология, но которая и сейчас подойдет для легких домов, теплиц, беседок, веранд или бани.
- Свайно-ленточный фундамент — Технология, которая отлично подойдет для слабых и пучинистых грунтов.
- Монолитный фундамент — Технология, которая используется в основном для возведения домов нестандартной постройки, такие фундаменты обладают высокими качествами надежности и долговечности, но требуют больших затрат.
- Мелкозаглубленный фундамент — Широко применяющаяся технология, которая позволяет сэкономить на строительстве, но в тоже время обладающая хорошими долговечными качествами.
- Фундамент из асбестоцементных труб — в основном применяются для легких каркасных домов, теплиц и тд. Данная технология закладки фундамента также часто применяется на участках склонных к затоплению, т.к данный вид фундамент не поддается влиянию грунтовых вод.
- Ленточный фундамент — вид строения, который применяется для постройки домов и коттеджей. Ленточный фундамент зачастую обходится дешевле сплошной конструкции.
- Плавающий (плитный) фундамент — фундамент, который применяется на плавающих, пучинистых, торфяных, болотных почвах склонных к постоянному движению. Данный вид фундамент укладывается на насыпную подушку и смешается вместе с движением грунта, он не углубляется на высоту промерзания, что позволяет сохранять свою целостность.
- Буронабивной фундамент — фундамент, который как и свайный применяется в основном на участках с большим количеством грунтовых вод и на плавающих грунтах.
Строительство и армирование фундамента
После того, как с выбором типа и армированием фундамента закончено, кстати внимательно выберите подходящий бетон для заливки фундамента . Далее утепляем фундамент снаружи и изнутри, чтобы сохранять тепло внутри дома и не тратиться на его отопление.
Следующий этап — это нижняя обвязка каркасного дома, и возведение стен, что касается стен, то определитесь из чего будет состоять дом из кирпича или шлакоблоков, а может из дерева или керамзитных блоков, кстати говоря о возведении стен часто в наше время стало модно использовать арболитовые блоки — это образец материала, который производят из опилок, цемента и специальных примесей, которые отлично удерживают тепло и являются пожаробезопасными.
После возведения стен наступает момент при котором происходит возведение крыши, сначала необходимо сделать армопояс под мауэрлат, затем организовать стропильную систему крыши определиться с ее составляющими элементами и выбрать тип крыши:
- Односкатная крыша;
- Двускатная крыша;
- Трехская крыша и другие;
Крыша обшивается любыми подручными материалами, конечно соломой отделывать мы вам не советуем ведь сейчас популярны:
- Мягкая черепица — отличный материал обладающий невысокой стоимостью и отличным качеством.
- Кровля из ондулина — материал который иначе называют еврошифером, но в отличии от шифера обладает меньшим весом и более красивой формой.
- Шифер — классический материал для кровли.
Перед тем, как начать покрывать крышу облицовочным материалом, конечно необходимо сделать обрешетку.
Итак с крышей тоже разобрались, теперь нужно начинать делать крыльцо, вставлять окна и другие соответствующие процедуры, которые входят в рамки проектных конструкций. Говоря о строительстве крыльца мы расскажем, как делать:
Крыльцо из кирпича
После основных этапов связанных со строительством, теперь будем постепенно переходить к внешней (наружней) отделке загородного дома. Сначала сделаем монтаж обрешетки под сайдинг, затем сделаем монтаж винилового сайдинга или металлосайдинга под дерево фундамент после его утепления тоже желательно отделать сайдингом или термопанелями с клинкерной плиткой — это позволит заодно утеплить и придать красивый вид вашему дому.
Отделка дома сайдингом
Ну вот в общих чертах дом построен, теперь давайте приступим к системе канализации и водоотвода.
Водоснабжение на участке — это очень важная вещь наравне с электричеством. Но если про электропроводку в деревянном доме все понятно, то что касается водопровода, то это еще вопрос, конечно водопровод можно сделать и из колодца, но здесь нужно знать о уровне заложения грунтовых вод, но как про него узнать мы ведь не геологи?. Ответ прост — это спросить у соседей и узнать делают они колодцы или все же бурят скважины. Разница зачастую очень значительная и проявляется она в стоимости работ, поэтому читайте наш раздел про строительство колодца и скважины, там вы найдете ответы на вопросы: когда лучше копать колодец?, чем колодец лучше скважины и многое другое.
Теперь о канализации: Первым делом нам нужно будет необходимо сделать канализацию. Она делается либо стоком к выгребной яме, либо к сливной яме. Вообще говоря о канализации, как о таковой ее лучше проектировать по стандартам то есть не использовать сливные ямы, т.к это может подорвать экологическую ситуацию на участке и загрязнить воду вам и соседям. Делать канализацию желательно при использовании выгребной ямы, но тогда придется часто вызывать ассенизаторскую машину, а лучшим способом постройки канализации — это подключить все Сантехнические узлы к септику, а затем отфильтрованную воду спускать на поля аэрации.
Канализация своими руками для загородного дома
Говоря о использовании септиков, то их можно разделить на несколько видов, какой из них выбрать давайте решайте сами:
- Септик из бетонных колец — это вид септика, который создается своими руками в основе работы устройства являются бетонные кольца в которых с помощью бактерий постепенно перерабатываются стоки и в конечной стадии очищаются и окончательно фильтруются в грунтовых водах.
- Септик астра — септик от производителя, характеризующийся компактностью и относительно простой установкой.
- Септик из еврокубов своими руками — характеризуется простой установкой (если сравнивать с септиком из бетонных колец), а также небольшой стоимостью.
- Септик ТАНК — это септик отечественного производства основной целью которого является качественная переработка отходов.
- Септик ТРИТОН — еще один образец Российского производства.
- И если вы все таки решили установить септик, тогда почитайте про септик Топас и его характеристики.
Материально-техническое обоснование строительства школ в сельской местности
Потребность в строительстве школ в селах возрастает пропорционально отсутствию интереса сельской молодежи оставаться жить в родных местах. В целях сокращения бюджетных средств и повышения эффективности сельского образования требуется предпринимать меры по строительству малокомплектных школ.
Интересны разработки немецких коллег, которые уже строят начальные школы по стандартам пассивного строительства, где затраты на материалы и энергоресурсы сведены до минимума. При этом возведение зданий ограничивается небольшим сроком. Такая программа будет востребована прежде всего потому, что ближайшие перспективы строительства или реконструкции классических школьных зданий не смогут полностью охватить запросы поселков и деревень, удаленных от больших городов.
Решить данный вопрос может только внедрение современной материальной и технической базы в процесс строительства школ. Устаревшие методы затянут сроки постройки и приведут к удорожанию инженерных проектов. К тому же, при разворачивании инфраструктуры школ нужно учитывать различия в качестве городского и сельского образования. В отличие от города, село не имеет сложной разветвленной структуры школьных фондов. Поэтому компенсировать этот недостаток следует за счет привлечения новых педагогических кадров и внедрения компактных телекоммуникационных средств с поддержкой специализированного клиент-серверного программного обеспечения.
В селах давно не решался вопрос по ликвидации коммуникационного кризиса, что привело к изолированности остатков сельских жителей от цивилизованного мира. Обычный молодой провинциал не может себе позволить надолго уезжать с родных мест на учебу в город. Так как это чревато разрушением сельско-хозяйственного цикла, который формировался целыми поколениями его предков.
Пожилые родители требуют постоянного ухода, что затрудняет жизнь деревенского жителя, учащегося в крупном городском центре. Отсюда вывод: если не предпринимать мер, то образование в деревнях некому будет получать. Села окончательно вымрут. Следовательно, наращивание строительства школ и их последующая инфраструктуризация жизненно необходимы.
Строительство не крупных объектов приобрело большую популярность в нашей стране. По сравнению с гигантскими стройками на бывшей территории СССР, они отличаются узкой специализацией и не задаются целью объять необъятное. Загородный дом проект приобретает не только коммерческую составляющую, но и общесоциальную. Строительство и проектирование коттеджей одна из важных вех в развитии новых архитектурных концепций.
Строительство школы
В 1965 году на карте нашей страны появился новый город под красивым названием Берёзовский. Особенностью новой административной единицы было то, что он имел большие границы. В состав города вошли около 60 населённых пунктов. Место, где будет вестись строительство будущей школы №16, назывался Микрорайон-2.
В то время там были построены дома по Комсомольскому бульвару, первые дома по проспекту Ленина. Дома заселялись семейными людьми, а в школу приходилось ходить в посёлок Октябрьский, где находилась школа №3.
Август, 1967 год. Продолжается строительство в микрорайоне №2. Завершён монтаж домов №15, 16, монтируется пятый этаж дома №14. Начались работы по сборке дома №17. Отделочники близки к завершению строительства дома №16, который планируют сдать к концу месяца. При вводе всех этих домов жители города получат около 400 квартир
Проблема открытия новой школы стояла очень остро. Даже люди, не связанные со сферой образования никаким образом, отмечали, что это наболевший вопрос. Например, главный маркшейдер шахты «Бирюлинская» в 1965 году в своём интервью в городской газете «За коммунизм» на вопрос, что его сейчас волнует больше всего, отвечал, что это «вопрос об устройстве детей рабочих и служащих в детские сады и школы. Вопрос о детях очень серьёзный, если своевременно не побеспокоиться об открытии к новому учебному году школы в микрорайоне, то рассчитывать на успешное освоение шахты нечего. Семейные рабочие будут увольняться».
Однако школу в 1965 году так и не построили. Рабочие на открывшиеся в 1965 году Черниговский разрез и шахту «Бирюлинскую» всё прибывали и прибывали. Школа №3, которая была рассчитана всего 560 учащихся, вынуждена была перейти на трёхсменную работу. В 1965 году в школе обучалось 1525 учащихся.
В 1966 году количество детей возросло до 1800 (Источник: Р А. Кто ответит за бесхозяйственность? — За коммунизм,Берёзовский, 11 августа, 1966, с.1). Учителя, которые работали в школе №3 в те годы, вспоминали, что количество детей в классах было таким большим, что приходилось подклеивать листочки на страницах журнала класса, чтобы вписать всех учеников.
Однако новую школу стали строить только в 1967 году, как это было заложено в государственных планах развития города. В те годы нарушать их никто не смел. Всё, что нужно любому населённому пункту, решали в Москве, деньги тоже получали оттуда, поэтому у администрации города просто не было финансов, чтобы начать строительство школы раньше. Первое сообщение в городской газете о начале строительства мы встречаем в феврале 1967 года.
«В микрорайоне сооружается школа на 960 мест. Здесь работают две бригады каменщиков, на правом крыле – Василия Б, на левом – Михаила Е. Сейчас ведётся кладка второго этажа Н образного здания (школа современного типа). С фасадной части будет трёхэтажный корпус. Он соединяется с одноэтажной частью спортзала. Территория школы будет благоустроена, обнесена штакетником, появятся клумбы цветов, а со временем расцветёт школьный сад, будет теплица» (Источник: Б В. Несмотря на трудности. — За коммунизм, Берёзовский, 25 февраля, 1967, с.2).
Возведение здания школы было поручено тресту «Кемеровошахтострой». Этот трест внёс большой клад в строительство нашего города: шахты «Бирюлинская», «Берёзовская», «Первомайская», разрез «Черниговский», Берзовская ЦОФ, хлебозавод, завод «Стройдеталь», завод КПДС, горбольница, узел связи, здания администрации и горкома партии, дворец культуры шахтостроителей, 4 школы, 6 детских садов, 2 профтехучилища и т.д., – всё это построили работники треста «Кемеровошахтострой» (Источник: Трест «Кемеровошахтострой» — 35 лет. – Типография г. Берёзовского, Берёзовский, 1980. с.5).
Само строительство здания осуществляло Бирюлинское строительное управление (БСУ). Начальником участка был Филипп Петрович Г. Кроме БСУ в строительстве школы принимали участие спецуправление механизации №5 (они предоставили на стройку два башенных крана), Бирюлинская автобаза (на их машинах перевозили строительные грузы), завод железобетонных конструкций №7 (изготавливал раствор), кирпич привозили с кемеровского кирпичного завода.
Бригадиры-строители, которые трудились на строительстве школы
С самого начала строители испытывали много трудностей. Во-первых, морозы, так как приступили к строительству в январе, самый разгар зимы. Раствор, который привозили на место строительства школы, успевал схватиться.
Строителям приходилось его «подмолаживать» . «Раствор схватывается, на кирпич налипает снег, кельма обрастает замёрзшим раствором, становится тяжёлой, отвес, словно маятник качается, попробуй, сделай ровную кладку» . Во-вторых, оставляло желать лучшего и качество строительного материала. В растворе было много крупных камней, мешавших нормальной кладке кирпича.
Сам кирпич был нестандартного размера, от этого кладка получалось неровной. Кроме того в руках кирпич часто осыпался на крошки, ломался на половинки. В-третьих, часто ощущалась нехватка раствора, без которого невозможно продолжать кладку. Ежедневно требовалось 13-15 автомашин, фактически на объект привозили 7-10 машин. Это сдерживало работу строителей, затягивало сроки сдачи школы в эксплуатацию.
Школу сооружали очень быстро. Вопрос о строительстве школы держался на постоянном контроле у городских властей. В начале декабря на заседание горкома партии было заслушано руководство БСУ о ходе строительства. Им было предложено к 25 декабря окончить все внешние работы и пустить тепло, чтобы приступить к отделочным работам.
С января 1968 годы штукатуры-маляры, плотники приступили к отделочным работам. Они штукатурили стены и потолки, настилали полы, навешивали межкомнатные двери, делали подоконники и т.д. Ближе к лету приступили к малярным работам.
Руководил работой штукатуров-маляров молодой мастер Таня Ж. Ей тогда было только 19 лет, совсем недавно она окончила строительный техникум и была отправлена на строительство школы. Несмотря на молодость с работой она хорошо справлялась. Её смена всегда перевыполняла ежедневный план на 120-130%.
На отделочных работах в школе работала бригада ударников коммунистического труда Клавдии Афанасьевны Поповой. Хорошо трудятся штукатуры: Анастасия Савкина, Зинаида Иванова, Тамара Верба, Елена Чигряева. На снимке Клавдия Афанасьевна Попова, Зинаида Иванова – член комитета ВЛКСМ БСУ.
К концу июля 1968 года внутренние помещения классов, коридоров уже были выкрашены. Не был готов ещё спортзал. В начале августа там только закончили штукатурные работы и приступили настилке полов. Пятого августа маляры начали окраску стен, потолков, окон и полов помещения спортзала. Все остальные строители в начале августа перешли на оформление фасада школы.
Здесь трудились бригады Поповой, Банновой, Нохриной, Андриянова. Строительные леса для маляров возводили бригады плотников Л.П. Парфенова и Н.И. Муравьёва. Бригада Н.Г.
Казакова возводила школьную ограду (Источник: Римская И. В намеченный срок. – За коммунизм, Берёзовский, 3 августа, 1968, с.2).
Где бы ни работала бригада штукатуров-маляров БСУ Анны Фёдоровны Нохриной всюду у неё дело спорится. В бригаде все хорошо работают постоянно перевыполняют планы. На снимке слева направо: Марина Гуленина, Татяна Новоклинова, Людмила Короткова
«23 августа 1968 года в торжественной обстановке государственная комиссия принимала новую школу. Оценку, которую должна была поставить школе государственная комиссия, с нетерпением ждали не только строители, но и ученики будущей школы, которые в этот день также пришли к школе. Государственная комиссия, внимательно осмотрев здание, поставила оценку «отлично».
После того как был подписан акт о сдаче школы в эксплуатацию, на площади перед школой состоялся митинг. Перед собравшимися строителями и учениками выступил директор Вьюнов Леонид Тимофеевич. От имени учеников он заверил строителей, что новую школу они будут беречь, постараются, чтобы её в капитальный ремонт не сдавали как можно дольше.
От имени строителей выступил начальник Бирюлинского строительного управления Бочаров Виктор Иванович. Он пожелал мальчикам и девочкам учиться на отлично, рассказал, каких трудов стоило построить эту школу. Наступает торжественная минута, два будущих школьника разрезают алую ленту. Им предоставляется право первыми осмотреть новую школу.
— Ну, как? – с нетерпением спрашивают строители, когда они вышли из школы.
— Хорошая школа? Понравилась? – Очень, — слышится в ответ.
Затем в школу даётся право войти всем. И сразу она зазвенела ребячьими голосами, восклицаниями: «Здорово!» (Источник: Гапеева Н. Строители – школьникам. — За коммунизм, Берёзовский, 27 августа, 1968, с.1).
Первые строители посёлка Октябрьский Степан Ефимович А, Николай Иванович М
Хорошими показателями в труде отличается бригада Плотников П Лаврентия Павловича
Бригада плотников БСУ под руководством К Н.Г. участвовала в строительстве многих строительных объектов города. Везде они работают слаженно, ритмично, постоянно перевыполняя план. На снимке брагада К (второй слева) во время обеденного перерыва
Так выглядела школа №16 в августе 1968 года. (Фотография сделана со стороны детского сада)
Начальник Бирюлинского строительного управления Б Виктор Иванович. вручает символический ключ
Источник: spbbuilding.ru
Урок выживания: как открыть частную школу
Предприниматель и мать троих детей Лола Шурыгина, задумавшая открыть частную школу, сначала пережила разрыв с бизнес-партнером, затем в последний момент лишилась помещения, но все-таки реализовала свою мечту
«Сначала мы просто хотели создать лучшую школу для своих детей. Но затем поняли, что это может стать бизнесом», — говорит основательница школы «Макарун» 35-летняя Лола Шурыгина. Она окончила Национальный университет Узбекистана по специальности «экономист-международник», перебралась в Москву и в 2008 году основала ООО «Первый тендер» — агентство, которое занимается управленческим консалтингом и услугами по организации торгов. Сейчас компанией владеет и управляет ее муж Сергей Шурыгин.
Первую попытку построить бизнес, связанный с обучением, Шурыгина предприняла в 2015 году. Тогда она присоединилась к своей знакомой Дарье Дубровиной, которая собирала класс для обучения детей по методике Владимира Жохова, — это система преподавания в младших классах, когда материал излагается с помощью слайдов и презентаций.
В июле Лола и Дарья собрали родителей, заинтересованных в таком обучении, и зарегистрировали ООО «Альтернатива», доли распределили 50 на 50. За пару месяцев до 1 сентября собрали 55 детей, а к декабрю у них было уже три класса, в которых учились 97 первоклашек.
Однако по мере роста бизнеса Шурыгина и Дубровина всё чаще спорили и не могли прийти к единому мнению, как развивать школу. «Две женщины не поделили одну кухню», — вспоминает Лола. Конфликт был болезненным и продолжался несколько месяцев, рассказала РБК Дарья.
Как-то Шурыгина опубликовала в Facebook свои впечатления об уроке письма и чтения и навлекла на себя гнев автора методики Владимира Жохова, который, по ее словам, посчитал посты утечкой конфиденциальных данных и пригрозил школе закрытием. Сам Жохов отказался комментировать этот инцидент.
В итоге весной 2016 года Шурыгина продала Дубровиной свою долю в уставном капитале, а также получила дивиденды после распределения прибыли. По словам Дубровиной, выплата составила порядка 350 тыс. руб.
Школа за два месяца
Покупатели релоцировались. Как элитное жилье Москвы стало слабым звеном
Серж Фаге – РБК: «В Кремниевой долине против русских ничего не имеют»
«Психология влияния» Роберта Чалдини: как эта книга учит убеждать
Забудьте про лидеров: какие качества на самом деле нужны управленцу
Из грязи в князи: как устроены касты в современном обществе
Привычные инструменты продажи жилья перестают работать. Что может помочь
Уже не те: есть ли польза от современных овощей и фруктов
Какие способы приготовления кофе самые опасные для здоровья
После этого Шурыгина ушла в декрет и родила третьего сына, но не оставила замысла открыть свою школу. В июне 2016-го ее знакомая, владелица бизнес-центра «Москва-Сокол» на Ленинградском проспекте, предложила низкую арендную ставку (какую, Шурыгина не разглашает, ссылаясь на личную просьбу хозяйки) на подходящее помещение, и она решила не откладывать мечту в долгий ящик.
На этот раз Шурыгина стала искать уже не партнеров, а наемных сотрудников, которые помогли бы ей поднять проект. «Когда я решила, что открываю школу, то опубликовала на Facebook запрос, не хочет ли кто-нибудь посидеть со мной в кафе и провести «мозговой штурм». Откликнулось порядка шести человек, почти все — директора детских проектов», — вспоминает Лола. Среди них была Екатерина Сикорская, экс-соучредитель развивающего детского центра «Солнечный город», работающего по методике Монтессори, впоследствии она стала исполнительным директором школы и заместителем Шурыгиной. «Катя была самой молчаливой на той встрече, — вспоминает Лола. — Я ее спросила: почему вы все время молчали? А она говорит: «А чего болтать? Делать надо!» И я поняла, что мы сработаемся».
Шурыгина и Сикорская первым делом объявили набор в новую школу и начали искать учителей. Большинство родителей пришли через «сарафанное радио» — кто-то знал Шурыгину или Сикорскую по предыдущим проектам, кто-то заинтересовался объявлением в Facebook. С поиском учителей возникли проблемы: Шурыгина перебрала более 80 резюме и провела десятки собеседований, но подходящий педагог начальных классов никак не находился. «Мы искали человека, знакомого с методикой развивающего обучения, который уже применял бы ее на практике, чтобы у него была приятная внешность, грамотная речь, желание учиться и расти. При таком количестве требований очень сложно было найти учителя без признаков эмоционального выгорания», — говорит Шурыгина. В итоге опять помог Facebook: там не только нашли учителя, но и впоследствии собрали бóльшую часть персонала, рассказала Екатерина Сикорская.
Но судьба проекта снова повисла на волоске: хозяйка помещения не смогла договориться с партнерами и попросила Шурыгину съехать. Найти новое помещение и отремонтировать его за месяц до начала учебного года казалось делом безнадежным. А в ремонт Шурыгина уже вложила 450 тыс. руб. (впоследствии их удалось компенсировать лишь частично). «Положение было отчаянным», — говорит Лола.
Однако ей повезло: в базе недвижимости ЦИАН она нашла бывшее здание Московского института управления, которое подходило под образовательные цели. «Еще месяц мы согласовывали договор аренды и только 10 сентября начали ремонт», — вспоминает она. Официальное начало учебного года было уже позади, поэтому часть родителей, которые собирались в «Макарун», отдали своих детей в другие школы. Остальным Лола клятвенно пообещала запуститься в начале октября.
Название «Макарун» Шурыгина придумала сама. «Поначалу мы немного сомневались, подойдет ли это странное слово, — вспоминает Екатерина Сикорская. — Муж меня спросил, как называется школа, куда я иду работать. — «Макарун». — А что это? — И тут моя дочка говорит: это же такие вкусные круглые печеньки! И стало понятно, что название сработает».
На подготовку оставалось так мало времени, что часть процессов пришлось «допиливать» уже после запуска, вспоминает Шурыгина. Но 3 октября 2016 года школа «Макарун», как и было обещано, открыла двери. На открытие одна из родительниц испекла огромный торт с теми самыми миндальными печеньками.
Школьная экономика
Общий бюджет проекта составил 8,75 млн руб. По словам Шурыгиной, 7 млн руб. из этой суммы — субсидия департамента науки и промышленности Москвы на создание центров молодежного инновационного творчества. Тут Лоле пригодился предыдущий опыт работы с тендерной документацией. По ее словам, получить субсидию не так сложно, как кажется многим: «Достаточно подать заявку на конкурс, она рассматривается комиссией, и если доказываешь намерение реализовать проект, это, как правило, находит отклик».
В первой половине дня «Макарун» работает как школа, а после обеда в центре открываются мастерские и научные лаборатории, где дети занимаются творчеством, от рисования до 3D-моделирования и робототехники. На оборудование лабораторий и пошла бóльшая часть субсидии, остальное потратили на ремонт и закупку мебели. Кроме того, одну из комнат в здании отвели под детский сад.
Около 1,75 млн руб. Шурыгина вложила из собственных средств вместе с мужем Сергеем Шурыгиным, который стал единственным учредителем школы (ООО «Техникум»). «Муж принял мое желание основать школу как неизбежность, но согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги», — смеется Лола.
После запуска в школу пришлось вложить еще около 2 млн руб. «Нам важно было организовать комфортную среду, а это подразумевает множество мелочей, которые формируют комфорт родителя и ребенка, — купить доску объявлений, светильники, перепахать землю перед зданием, поставить заборчик», — говорит она.
Сейчас операционные расходы школы составляют 1,3 млн руб. в месяц, бóльшая часть из которых идет на аренду и ФОТ. Команда «Макаруна» насчитывает 39 человек постоянных и временных сотрудников, включая 30 учителей (11 — на основной блок и 17 — на дополнительный, мастерские и кружки), двух тьюторов-ассистентов и администраторов. На аренду помещения площадью 430 кв. м уходит примерно 400 тыс. руб., на зарплаты — более 700 тыс. руб. с учетом налогов.
В 2016–2017 учебном году в школе учились 17 детей в двух классах — первом и втором, еще семь дошкольников росли в детском саду, в основном это младшие братья и сестры учеников «Макаруна». По идее, число детей может быть больше в несколько раз без существенного увеличения затрат. По словам Шурыгиной, на одного педагога может приходится трое-пятеро детей. Чтобы привлечь новых школьников на следующий учебный год, весной 2017-го хозяйка школы начала рекламную кампанию через «Яндекс.Директ» и социальные сети.
«При запуске я слишком сильно полагалась на «сарафанное радио». Если бы мы тогда вложились в рекламу, возможно, сейчас уже были бы в плюсе», — говорит Шурыгина.
По ее словам, сейчас школа работает с операционным убытком около 400 тыс. руб. в месяц, однако к сентябрю этого года планирует выйти на операционную прибыль, поскольку на следующий учебный год же заключила 20 контрактов, а всего планирует принять 40 учеников. При этом пик спроса обычно приходится на август. Это уже выводит проект в плюс. Отбить инвестиции школа может через два-три года, рассчитывает Шурыгина.
Стоимость обучения в школе начинается от 30 тыс. руб. в месяц, максимальная цена с продленкой и кружками — 46 тыс. руб. Детский сад обходится родителям в 29 тыс. руб.
Чему учат в школе «Макарун»
Обучение строится по традиционной модели, но есть и различия. Во-первых, учителя ведут уроки по учебникам для развивающего обучения, проводят факультативы по чтению, используют оригинальную методику выработки у ребенка красивого почерка. Во-вторых, в школе действует тьюторский подход: каждый предмет ведет отдельный педагог, а работать ему помогает тьютор — ассистент, который следит за дисциплиной на уроке, а на переменах помогает устраивать игры. Кроме того, тьютор наблюдает за детьми как психолог — следит за их успехами и разрешает конфликты, помогает работать над проектами.
Занятия начинаются в 9:00: сначала физическая разминка, затем четыре-пять уроков, прогулка, обед, подготовка домашних заданий, а потом либо кружки, либо продленка до шести-семи часов вечера. Раз в месяц в субботу устраивают «семейный день», когда в школу приглашают психолога, ортопеда либо других специалистов, с которыми могут проконсультироваться родители.
В школе есть урок коммуникаций — это синтез из психологии, тренинга общения и преподавания этикета, где школьников учат общаться, правильно осознавать себя и разрешать конфликты. Во втором полугодии дети посещают специальный урок-проект, где изучают основы предпринимательства.
На «испытательном сроке»
Запуск частной школы предполагает соблюдение обязательных требований. Во-первых, необходимы лицензия и государственная аккредитация, позволяющая выпускать собственные аттестаты. Чтобы ее получить, школа должна осуществить хотя бы один выпуск учеников. «Государство здесь защищает интересы потребителя образовательных услуг. Тут дело в некоем испытательном сроке, который должна пройти школа, чтобы показать, что она не однодневка, не начнет штамповать дипломы», — говорит председатель правления «Лиги образования» Сергей Сафронов.
Пока «испытательный срок» не пройден, а первого выпуска еще ждать и ждать, частные школы нередко работают в формате досуговых и развивающих центров образования, что не требует лицензирования. Это не значит, что официально ученики не получают знаний по программе. Например, дети из «Макаруна» числятся на домашнем обучении в аккредитованной частной школе «Наши пенаты». Это обходится «Макарун» примерно в 42 тыс. руб. в год (по 2,5 тыс. на ребенка). «Нам два-три раза в год присылают контрольные, мы их выполняем, пересылаем, их проверяют, выставляют оценки в электронный дневник и заносят в личное дело каждого ученика», — говорит Шурыгина.
Сергей Сафронов говорит, что многие частные школы начинают работать по такой схеме: «Получение лицензии — процесс сложный и долгий, а нужно опробовать бизнес-модель, наладить образовательный процесс. По сути, это тест-драйв до того момента, пока проект не станет большим и его не надо преобразовывать в нечто формальное».
Во-вторых, зарегистрированная общеобразовательная школа должна функционировать как некоммерческая организация. По закону «О некоммерческих организациях» она хотя и может получать прибыль, но не имеет права распределять ее между учредителями. Таким образом, основатели частной школы обязаны реинвестировать всё заработанное в развитие. «Школа — это же не столовая, где можно каждый пирожок с накруткой 100–200% продавать. Практически всё, что нам приносят родители, позволяет нам выйти «в ноль», покрывая основные расходы. Если что-то остается, это уходит на развитие школы», — рассказал Владимир Андреев, директор петербургской частной школы «Обучение в диалоге», которую он основал в 1988 году.
Но возможность превратить школу в полноценный бизнес все-таки есть. Если зарабатывать на уроках нельзя, то на продленке, дополнительных курсах, услугах психолога и логопеда можно. По словам Шурыгиной, сейчас на выручку от дополнительных услуг приходится примерно 25% общих доходов, в будущем она планирует довести эту цифру минимум до 60%. Лола также намерена разделить школу на два юрлица — НОУ (некоммерческое образовательное учреждение с лицензией и аккредитацией) и ООО. Таким образом можно будет отделить образовательную часть от коммерческой и иметь возможность выводить прибыль.
Бизнес или подвижничество
В Москве работают 158 аккредитованных частных школ и детских садов, рассказала РБК председатель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций Карина Чернякова. Большинство из них были основаны еще в 1990-е. Еще несколько десятков новых работают без аккредитации, например, как организации дополнительного образования или детские клубы.
Стоимость обучения во многом зависит от района: в «рабочих» обучение стоит от 27–35 тыс. руб. в месяц, в более престижных — от 45 тыс. В крупнейших и наиболее известных частных школах столицы, например в Павловской гимназии или Ломоносовской школе, стоимость обучения превышает 150 тыс. руб. в месяц. Для района станции метро «Сокол», где располагается «Макарун», базовая цена 30 тыс. руб. кажется достаточно демократичной.
Несмотря на высокие цены, частные школы — это не столько бизнес, сколько подвижничество, возможность заниматься любимым делом без бюрократии, с которой сталкиваются сотрудники государственных школ, считает Карина Чернякова: «Бóльшая часть давно работающих частных школ Москвы — это авторские заведения, которые создавали сами педагоги, и эти руководители создали для себя и своих сотрудников довольно высокооплачиваемые рабочие места».
Со спросом проблем нет, уверяет Чернякова: «В государственных школах учителя разучились работать. Раньше, если ребенок что-то не понимал, учитель оставлял его после уроков, занимался с ним, а сейчас это отдельная услуга». Поэтому многие делают выбор в пользу частных школ, где детей в числе прочего кормят два-три раза в день, а учителя делают с ними уроки на продленке.
Частные школы привлекательны атмосферой, которая в них создается, уверен Сергей Сафронов из «Лиги образования»: «Есть, конечно, школы-комбинаты, которые предлагают дежурный коктейль из популярных на рынке услуг, но обычно частные школы удовлетворяют потребности тех родителей, которые задумываются о том, какую систему воспитания для своего ребенка выбрать, какие идеи заложить».
Источник: www.rbc.ru