1. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, предусмотренное статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
Самовольная постройка — легализация самостроя в 2021 году
3. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в любом виде, состоянии, совершенная в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, превышающая один миллион рублей.
Комментарий к Ст. 255 УК РФ
1. Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию недр.
Законодательство РФ о недрах состоит из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; Закона о континентальном шельфе, Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 21.11.2011) , Закона об охране окружающей среды и иных нормативных правовых актов. Положения общего характера по охране или застройке территорий закреплены в ГрК.
———————————
Как узаконить самовольную постройку?
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000.
N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст.
2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27.
Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44.
Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч.
1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29.
Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21.
Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011.
N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст.
7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31.
Ст. 4322.
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 1999. N 14. Ст. 1664; 2002. N 2. Ст.
131; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 45. Ст. 4177; 2005. N 19. Ст. 1752; N 30 (ч. 1).
Ст. 3101; 2007. N 31. Ст. 4011; N 50. Ст. 6594; РГ. 2011.
N 159.
2. Предмет преступления — содержимое недр (полезные ископаемые, в том числе уголь, нефть, газы, руды, нерудные полезные ископаемые, воды, драгоценные металлы и драгоценные камни), добыча и использование которых природопользователями требуют специального разрешения (см. коммент. к ст. ст. 191, 192).
Полезные ископаемые классифицируются на твердые (угли, руды и др.), жидкие (нефть, воды, в том числе минеральные), газообразные (природные горючие и инертные газы).
Предметом рассматриваемого преступления могут быть любые природные минералы: драгоценные и полудрагоценные камни, поделочные цветные камни. Жемчуг как продукт органического происхождения не подпадает под понятие «полезные ископаемые недр земли» и не может быть предметом рассматриваемого преступления. Незаконная добыча ракушек-жемчужниц (как морских, так и речных) при наличии необходимых признаков состава преступления квалифицируется по ст. 256 УК.
3. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в нарушении правил охраны и использования недр при совершении хотя бы одного из нижеперечисленных действий (бездействия): проектировании; размещении; строительстве; вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Понятие «охрана недр» как составная часть понятия «охрана окружающей среды» (ст. 1 Закона об охране окружающей среды) предполагает их сохранение, рациональное использование, предотвращение экологически вредного воздействия на недра в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности пользователя.
Недра предоставляются гражданам и юридическим лицам, включая иностранных, в пользование для осуществления видов деятельности, указанных в ст. 6 Закона РФ «О недрах».
Права и обязанности пользователя, основания возникновения права недропользования, сроки, виды работ, места пользования, виды полезных ископаемых, которые разрешены к пользованию, и прочие условия оформляются специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом (ст. 16 указанного Закона).
Порядок оформления государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых (песка, глины, торфа и др.), или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.
Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения недр, добычи подземных вод, образования особо охраняемых геологических объектов и других целей, указанных в ст. 16 названного Закона, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Порядок лицензирования пользования участками недр устанавливает законодательство РФ.
Наиболее характерными нарушениями правил охраны недр, влекущими уголовную ответственность, следует считать: самовольное без разрешения строительство, размещение горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; нарушения, приводящие к порче месторождений; неприведение участков земли и других природных объектов, испорченных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; затопление, загрязнение недр, в частности при хранении нефти, газа; размещение отходов производства без разрешения либо в ненадлежащем месте или с превышением объемов захоронения, несоблюдением их химического состава, указанного в разрешении.
К нарушениям правил использования недр относятся: их использование при строительстве либо в процессе эксплуатации горнодобывающих предприятий или сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разработка недр за пределами горного отвода; добыча полезных ископаемых сверх установленного объема; осуществление таких видов пользования недрами, которые не указаны в лицензии; выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых.
Горнодобывающее предприятие — это предприятие по добыче и обогащению полезных ископаемых открытым способом (карьерный) или из-под земли (шахтный). Подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, включают сооружения (тоннели, шахты, колодцы, штреки, скважины и т.п.), не предназначенные для добычи полезных ископаемых, а необходимые для осуществления иной деятельности: археологических, палеонтологических работ; научно-исследовательских изысканий; прогнозирования землетрясений.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых подразумевает возведение сооружений без разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, если получение такового обязательно.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения указанных органов (ст. 25 Закона РФ «О недрах»).
На наш взгляд, при решении этого вопроса следует принимать во внимание определение существенного вреда природной среде, данное в п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 (см. коммент. к ст. ст. 246 и 247), в отношении последствий, названных в ст. ст. 246 — 250, 254 УК.
Применительно к комментируемой статье следует учитывать ценность используемого участка земли; вид добываемого природного ресурса; количество добытого; количество уничтоженных или поврежденных ресурсов (например, земли, растительности, лесных угодий), их экологическую значимость и стоимость потерь запасов полезных ископаемых; возможность дальнейшего пользования недрами и восстановления нарушенных естественных свойств недр; расходы на восстановление прежнего состояния земли; упущенную выгоду; выведение из сельхозоборота земель; вред, причиненный животному миру, и т.п. Например, следует считать значительным ущерб, причиненный проектированием и размещением крупного гидроузла с затоплением в районе площади залегания месторождения полезных ископаемых, имеющего промышленное значение.
Между названными нарушениями соответствующих правил и причиненным значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным, когда причинен значительный ущерб.
4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объекта.
Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо, использующее свои служебные полномочия, то при наличии необходимых признаков содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 201 или 285 УК.
5. С субъективной стороны возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины. Лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления значительного ущерба и желает его наступления (прямой умысел) либо сознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность наступления значительного ущерба, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Мотивы и цели находятся за пределами состава и для квалификации преступления значения не имеют.
При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности причинения значительного ущерба, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления такого ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на его предотвращение (легкомыслие).
6. Преступное нарушение правил охраны и использования недр следует отграничивать от административно наказуемых проступков, предусмотренных ст. ст. 8.9 — 8.11 КоАП, по последствиям. В составах административных проступков они не предусмотрены.
Поскольку проведение работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11 КоАП) является самостоятельным видом недропользования и его результаты служат основанием принятия решения о размещении, проектировании, строительстве горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, о которых говорится в комментируемой статье, то нарушения правил и требований проведения этих работ могут привести к совершению преступления. Сами же по себе эти нарушения содержат только состав административно наказуемого проступка.
Источник: stykrf.ru
Самовольное строительство на своем участке ответственность
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 07.07.2022 вынесла определение по делу №308-ЭС21-28715 в котором рассмотрела возможность льготного выкупа публичного земельного участка после приобретении права на расположенные на нем объекты недвижимости на основании ст. 222 Гражданского кодекса РФ.
Фото: www.amgkh.ru
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель (Предприниматель) обратился в Арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования (Администрация) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка (ЗУ) площадью 13 638 кв. м по цене 372 071 руб., составляющей 2,5% от кадастровой стоимости ЗУ по состоянию на момент подачи заявления о выкупе.
Арбитражный суд Краснодарского края решением от 24.05.2021 иск удовлетворил, указав, что Предприниматель своевременно переоформил право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ на право аренды и является собственником расположенных на этом участке нежилых помещений.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2021, решение от 24.05.2021 отменил, в удовлетворении иска отказал.
Судебные акты мотивированы тем, что расположенные на земельном участке нежилые здания не отчуждались из публичной собственности и не возводились вместо снесенных (разрушенных) ранее приватизированных зданий. Право собственности предпринимателя на нежилые здания как на самовольные постройки признано в судебном порядке как на объекты самовольного строительства в порядке ст. 222 ГК РФ.
Фото: www.edsro.center
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данное обстоятельство препятствует признанию Предпринимателя субъектом права на выкуп земельного участка по льготной цене (2,5% от его кадастровой стоимости).
Исходя из того, что Предприниматель не выражал согласие на выкуп земельного участка по цене, предложенной Администрацией (100% его кадастровой стоимости), апелляционный суд отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, полагая выкупную стоимость завышенной, Предприниматель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.
Верховный Суд не согласился с выводами апелляционной и кассационной инстанций, указав, что суды не учли следующее:
• право на приобретение земельного участка по льготной цене предоставлено не только первым собственникам приватизированных зданий, строений, сооружений, но и всем последующим. Для приобретения собственником такого объекта недвижимости ЗУ по льготной цене, достаточно установить факт своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды;
• отказ собственнику легализованной в судебном порядке самовольной постройки в реализации предоставляемых государством льгот на выкуп земельного участка на том основании, что постройка изначально была самовольной, влечет введение еще одной санкции, которая законом не предусмотрена, и по существу означает пересмотр обоснованности такого судебного решения.
Фото: www.rosotkat.ru
Прямого ограничения (исключения) для применения льготной цены выкупа публичного земельного участка только на том основании, что право на объект приобретено в силу признания его судом на основании ст. 222 ГК РФ, действующее законодательство не содержит. А следовательно, и оснований для отказа в их применении лишь на этом основании не имеется.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение первой инстанции.
Фото: www.cashcirculation.ru
Другие публикации по теме:
Минстрой предложил новый законопроект для борьбы с взрывами бытового газа
На портале проектов нормативных -правовых актов опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в часть 15 статьи 14 Федерального закона “О теплоснабжении”».
Фото: www. avatars.mds.yandex.net
Минстрой России, который является разработчиком данного законопроекта, указал, что участившиеся случаи взрыва газового оборудования в помещениях многоквартирных домов (МКД), во многих случаях являются последствиями перехода на отопление одного или нескольких жилых помещений на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, работающих на природном газе.
Действующей редакцией ч. 15 ст.14 ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении определенный требований:
• наличия проекта на переустройство и перепланировку;
• наличия согласия всех собственников МКД на переустройство и перепланировку;
• наличия схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Законопроект предлагает установить запрет на переход на отопление одного или нескольких помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, работающих на газе, сохранив возможность перехода на индивидуальные источники тепловой энергии, работающих на иных видах топлива, при сохранении ограничения, связанного с наличием осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Фото: www.www.1obl.ru
Это уже не первая попытка на законодательном уровне уменьшить количество взрывов бытового газа в МКД. В 2019 году в Госдуму РФ вносился проект федерального закона «О внесении изменения в статью 166 Жилищного кодекса РФ».
Фото: www.bestreferat.ru
Авторы законопроекта, руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов и председатель Комитета ГД РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская в качестве решения предлагали в круг вопросов, решаемых региональными программами капитального ремонта общего имущества в МКД, включить контроль по обеспечению газовой безопасности, предусмотрев при этом установку автоматизированной системы контроля обеспечения газовой безопасности за счет средств фондов капитального ремонта.
Источник: erzrf.ru
Самовольное подключение к сетям водоснабжения – незаконное использование водных ресурсов. Это является не только правонарушением, но может спровоцировать непредвиденные и опасные последствия, в том числе серьезные поломки в системе водопровода. К сожалению, многих недобросовестных пользователей не останавливает возможное наказание, поэтому ежегодно количество случаев нелегального пользования водопроводом неуклонно растет.
Когда подключение к системе водоснабжения считается самовольным?
В правовой среде, самовольная врезка в сеть водоснабжения означает несанкционированный доступ лица к ресурсу без заключения соглашения с поставщиком воды или при выявленных нарушениях правил технического регламента на данные работы. Легальное подключение осуществляется только после заключения соглашения с водоканалом и получения разрешения на транспортировку воды.
Нарушением является использование водопроводной сети без установки учетных устройств или счетчиков. Приборы нужны для того, чтобы отслеживать фактический расход воды, а их отсутствие делает данную задачу невыполнимой для контролирующих органов. Согласно действующему законодательству, абонент – лицо, обладающее объектами водоснабжения, подключаемыми к системе водоподачи по договору с Водоканалом.
Нормативная база
Процедура подключения к водоснабжающей системе регулируется рядом нормативно-правовых актов. Так, порядок данной процедуры устанавливает Постановление Правительства РФ №167 «Правила использования систем коммунального водоснабжения и канализации России». Далее, следует Постановление ПРФ №354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно вышеперечисленным документам, самовольная врезка труб без составления договора с водоснабжающей компанией признается незаконной. Руководствуясь этими правилами, коммунальная служба может подать иск на нарушителя.
В ст. 20 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» выделены объекты, подлежащие обязательно учету. Сюда относятся количества:
- воды, транспортированной пользователю за определенное время согласно условиям водоснабжения;
- воды, полученной лицом, эксплуатирующим участок водопровода;
- стоков, полученных от абонента и транспортируемых специализированными организациями.
Административное наказание за самовольное подключение водоснабжения устанавливается статьей 7.20 КОАП РФ «Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения». Ее правовая база основана на Постановлении РФ №167 от 12.02.99 и ряде других нормативных документов. Контроль соблюдения правил потребления водных ресурсов осуществляют должностные лица, представляющие органы, ответственные за объекты водоснабжения, а также полиция (статьи 23.23 и 28.3 КОАП РФ)
Правила подключения к водоснабжению
Поскольку водопровод находится под контролем коммунальной службы, то подключение новых абонентов находится в компетенции данных специалистов. Самостоятельное подключение также возможно, но только после предварительного согласования этого вопроса с коммунхозом. Тогда процедура врезки будет осуществляться коммунальщиками.
Врезка водопровода происходит в три этапа:
- заключение договора с ВКХ;
- прокладывание трубопровода;
- подключение к магистрали в соответствии с законодательными требованиями.
ВАЖНО
Элементы водопровода должны соединяться с магистралью определенным образом с использованием специализированного оборудования. К работам допускаются только сотрудники организации-поставщика воды, в обязательном порядке устанавливаются счетчики, производятся плановые техосмотры водопроводного оборудования.
Абоненту запрещается:
- пользоваться неквалифицированными услугами при проведении водопровода;
- подключать к системе приборы, непредусмотренные правилами процедуры врезки;
- вмешиваться в работу счетчиков и других контрольно-измерительных инструментов;
- сливать воду из теплового оборудования.
Наказание за самовольное подключение водоснабжения
Самовольное подключение водоснабжения является причиной для применения штрафных санкций:
- для организаций – от 20 до 30 тыс. руб.;
- для должностных лиц — 2-3 тыс. руб.;
- для граждан и индивидуальных предпринимателей – 1-1,5 тыс. руб.
Представители ВКХ составляют акт, где указывают выявленные в ходе проверок нарушения, сведения о нарушителе и поставщике услуг. На основании этого документа лицо привлекается к административной ответственности.
ВНИМАНИЕ
Если был выявлен факт длительного незаконного использования воды, нарушителю грозит штраф, который рассчитывается по формуле S = P*D*V, где P – максимальный диаметр труб, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м3 воды. Результат умножают на число дней, когда вода потреблялась нелегально. Его величина может быть гораздо больше размера ежемесячных выплат за пользование водой.
Помимо штрафов за самовольное подключение водоснабжения, правонарушитель может попасть под уголовную ответственность, регулирующуюся статьей 165 УК РФ. Тогда лицу грозит лишение свободы, поскольку такое преступление расценивается как хищение имущества.
В любом случае, при обнаружении нелегальной врезки, ее демонтируют и объект останется без водоснабжения.
Незаконное подключение водопровода к скважине
К скважинам чаще всего подключают частные жилища. Это не только дешево, но и позволяет пользоваться коммуникациями автономно, поскольку источник воды нецентрализованный. Однако, подземные источники являются полезными ископаемыми и попадают под требования ФЗ РФ №2395-1 «О недрах», в котором говорится о том, что для пользования недрами нужно получить лицензию. В частности это относится к предпринимателям.
ВАЖНО
Поскольку в артезианской скважине находится много пресной воды, такой источник является стратегическим. Статья 19 ФЗ РФ № 2395-1 определяет возможность использовать запасы воды из скважины без лицензии только те, которые не числятся на балансе государства, и количества выкачанной воды не более 100 м3 в сутки. Кроме того, водоносные горизонты не должны относиться к системе централизованного водоснабжения. Любые коммерческие действия в отношении воды запрещены и требуют наличия лицензии: ресурс можно использовать только для личных нужд.
Самовольное подключение водопровода к бесхозяйному колодцу
Учет бесхозных объектов предполагает определенные трудности для управляющих органов. Обязанности и ответственность по обслуживанию системы водоснабжения без собственника переходят к муниципальным учреждениям, которые содержат такие объекты за счет бюджетных средств.
Согласно статье 8 ФЗ РФ № 416, за эксплуатацию выявленных бесхозных колодцев отвечает РСО после утверждения акта передачи объекта в собственность ВКХ. Следовательно, подключение к колодцу, поставленому на учет, осуществляется также как и процедура врезки в централизованную сеть водоснабжения – после заключения договора и проведения инженерных работ на участке водопровода.
Доначисление
Подобная ситуация нормируется пунктом 62 Постановления ПРФ №354. Доначисление размера оплаты за эксплуатацию водопроводной сети производится по результатам расчета объема использованных водных ресурсов. Если невозможно определить этот показатель, доначисление производится на основании норматива потребления воды, значения которого будет скорректировано специальным коэффициентом, равным 10. Тогда, объем потребленных услуг рассчитывают с учетом количества собственников помещения.
Перед тем, как провести доначисление за неразрешенное подключение к коммунальным системам, необходимо установить факт несанкционированного доступа к ресурсам. Для этого сотрудники службы проверяют:
- исправность и работоспособность счетчиков;
- наличие пломб и других инструментов, фиксирующих незаконное вмешательство в работу оборудования;
- отсутствие уязвимостей в соединениях между приборами контроля и учета потребленных услуг.
Возможные последствия самовольного подключения к системе водоснабжения
Незаконное подключение к водопроводной магистрали не только несет материальный ущерб службе, отвечающей за водопровод, но и представляет опасность для нарушителей и их соседей. Незаконная врезка ухудшает качество питьевой воды, приводит к загрязнению трубопроводов и становится причиной развития опасных микроорганизмов в воде, таких как кишечная палочка и так далее.
К СВЕДЕНИЮ
Еще одной распространенной ситуацией, возникающей при несанкционированной врезке, являются серьезные технические нарушения в системе водоснабжения. Так, может произойти уменьшение напора воды или наоборот – повышение давления ее подачи. При неправильном прокладывании водопровода, трубы перемерзают зимой, что также ведет к серьезным поломкам системы. Поэтому так важно проводить подключение и обслуживание водопровода посредством специализированных служб.
Действия если подключение к сети без разрешения уже осуществлено
Иногда новоиспеченные владельцы жилья обнаруживают, что оно подключено к центральной системе водоснабжения нелегально. Нередко в ситуациях самовольного подключения водоснабжения очень непросто доказать свою непричастность к нарушению закона. Граждане, которые обнаружили, что используют воду на незаконных основаниях, обязаны незамедлительно сообщить об этом в коммунальную службу.
Как правило, после выявления факта самовольного подключения водоснабжения, собирается комиссия, которая составляет соответствующий акт и отключает пользователя от водопровода. Если у лица есть доказательства о непричастности к нарушению, то санкций можно избежать. В таком случае понадобится легализация подключения к сети. Врезка, произведенная с соблюдением требований СНиП не демонтируется, однако пользователь ресурса должен собрать пакет документов, включая разрешения, справки, техническую документацию.
ВАЖНО
Лицензированием нелегальной врезки занимаются организации, располагающиеся на территории местного водоканала. Там помогут составить заявление на подключение новой линии. Это поможет избежать возможных штрафов и других наказаний.
Судебная практика
Ниже представлены примеры, взятые из судебной практики в виде исков в отношении лиц, которые самовольно подключились к водоснабжению:
- Водоканал города А подал иск на гражданина Б о взыскании оплаты за незаконное подключение к сети водоснабжения. Жилье ответчика отключили от системы, а суд на основании свидетельских показаний постановил взыскать с Б сумму денег, которую требовал Водоканал и судебные расходы. Ответчик может подать апелляцию в течении недели со дня вручения ему копии судебного решения.
- Водоканал ООО «Б» подал в суд иск в адрес В о взыскании долга за пользование водными ресурсами и канализацией без заключения договора. Гражданин В – собственник нежилого объекта, в результате проверки которого было установлено, что водопровод подключен незаконно. Ссылаясь на правила пользования системами водоснабжения, суд постановил, что ответчик обязан выплатить сумму, которую требует Водоканал ООО «Б» и расходы на госпошлину за судебное разбирательство.
Нюансы
Согласно правилам использования систем водоснабжения и канализации, физические и юридические лица обязаны выполнять следующие предписания:
- для обслуживания водопровода и контрольно-измерительного оборудования допускать только сотрудников из организаций, обслуживающих водоканал;
- соблюдать технику безопасности при пользовании сетями;
- не вмешиваться в работу водопровода.
Опросы
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ММУП КХ «Клетское» продолжает кампанию по проверке индивидуальных приборов учета холодной воды. Проверка приборов учёта проводится путём посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета.
В ходе проверки устанавливается состояние приборов учета, факт их наличия или отсутствия, достоверность переданных потребителем сведений об их показаниях, одновременно производится снятие показаний. При проверке состояния прибора учёта в соответствии с абз.2 п.81.11 Правил №354 обращают внимание на его целостность, отсутствие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора, наличие и сохранность контрольных пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
Проверка прибора учёта, установленного в жилом помещении, должна проводиться с учётом установленных в законодательстве процедур. Общее правило таково, что при согласии и готовности потребителя проверка может быть проведена в любое время, согласованное сторонами в устной форме.
В отношении потребителей, с которыми не удаётся в упрощённой форме прийти к согласию о проведении проверки, применяется следующий порядок, закреплённый в п.85 Правил №354. После проверки составляется акт проверки приборов учета и правильности снятия их показаний, который подписывается проверяющими и потребителем либо его представителем.
Если потребитель не пустил проверяющих к себе в помещение, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. Последствия составления акта об отказе в допуске к прибору учёта для потребителя установлены в п.853 Правил №354. Заключаются эти последствия в том, что по истечении 3 расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске к прибору учёта, начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен, расчет платы за воду может быть произведён исходя из норматива её потребления. При таком подсчёте норматив потребления холодной воды умножается на повышающий коэффициент 1,5 и на количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц. С учётом положений законодательства о предоставлении коммунальных услуг, ММУП КХ «Клетское» рекомендует всем потребителям своевременно допускать представителей предприятия к приборам учёта воды и не доводить ситуацию до наступления неблагоприятных последствий в виде начисления повышенной платы за потреблённую воду.
Источник: xn--e1ajbac1bg1a.xn--p1ai
Самовольное занятие земельного участка
Распространенным нарушением земельного законодательства РФ является самовольное занятие земельного участка. Мало того, что земля представляет особенную ценность и для населения, и бизнеса, и для государства. Но и само земельное право достаточно запутанно. Некоторые лица специально захватывают чужие земли. А некоторые — могут даже и не знать о нарушении.
То есть нарушить закон «случайно». Например, установить забор не в соответствии с границами земельного участка, отраженными в кадастре. А «на глазок», по уже существующему порядку.
Самовольное занятие земельного участка образует состав административного правонарушения по статье 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушения в области охраны собственности).
Что такое самовольное занятие земельного участка
«Ничейной» земли в России нет. Есть частная собственность граждан и организаций. Есть муниципальная и государственная (РФ и субъекты РФ), а также так называемые неразграниченные земли. С точки зрения законодательства РФ неразграниченные земли являются государственными. И просто так начать на этой земле жить либо использовать ее — нельзя.
Сначала нужно получить право, которое даст возможность использовать землю. Да и то, только с учетом разрешенного использования.
Самовольное занятие земельного участка является предметом регулирования административного, гражданского и земельного законодательства. С точки зрения любой из видов ответственности ключевое значение имеет наличие права на землю. Причем не всегда права собственности. В некоторых случаях достаточно права пользования.
Но даже если права есть, не факт, что захвата (самовольное занятие) не будет. Отсутствие самовольного занятия будет только в том случае, когда осуществляемая пользователем участка хозяйственная деятельность на этом участке разрешена (не запрещена).
Таким образом, самовольное занятие земельного участка — использование земли лицом, не имеющим прав на такой участок. Это может быть размещение строений, склад стройматериалов, огораживание, и т.п. действия. К таким действиям можно отнести и крайне распространенную практику переноса забора. Важно понимать, что собственник земельного участка (государство, гражданин, организация) могут бороться с самовольным занятием земельного участка. Разумеется, правовыми способами и методами.
Когда самозахвата не будет
Право пользования земельным участком подтверждают документы о:
- праве собственности на земельный участок. Оно должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Сейчас подтверждение — выписка из ЕГРН и (или) свидетельство о регистрации права.
- аренда, безвозмездное пользование. Подтверждение — договор, выписка из ЕГРН об аренде.
- постоянное (бессрочное) пользование. Подтверждение — выписка их ЕГРН, постановление о предоставлении.
- пожизненное наследуемое владение. Подтверждение — выписка из ЕГРН, государственный акт и т.п.
- обладатель сервитута (иск об установлении сервитута). Подтверждение — выписка из ЕГРН, соглашение об установлении сервитута без регистрации (государственная, муниципальная и неразграниченная земля сроком до 3 лет).
В спорных случаях, когда официально право не зарегистрировано и не подтверждено, необходимо подать иск о признании права собственности на земельный участок. Чтобы избежать ответственности за самовольное занятие.
Есть еще земельные участки общего пользования. Каждый гражданин может без каких-либо разрешений находится на такой земле. И использовать расположенные на такой земле природные объекты.
При этом по общему правилу если земельный участок не огорожен, собственник не обозначил ясно, что вход на такой участок без его разрешения не допускается, то любой гражданин может пройти через такой участок. Пользоваться им уже нельзя. И проходя через него нельзя причинять ущерб или беспокойство собственнику (ст. 262 Гражданского кодекса РФ).
Как бороться с самовольным занятием земельного участка
Привлечение к административной ответственности при самовольном занятии земельного участка означает только применение административного штрафа. Поэтому для восстановления прав заинтересованное лицо должно обратиться к Земельному и Гражданскому кодексам.
Статья 60 ЗК РФ закрепляет такой способ защиты, как восстановление нарушенных земельных прав. Согласно ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые участки возвращаются из собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами за время незаконного использования. Грубо говоря, сделали ландшафтный дизайн на Вашем участке? Участок вернется и возмещать стоимость затрат на дизайн не нужно.
А вот убытки с незаконного пользователя взыскать можно, например, по восстановлению плодородия почв. Часть 3 ст. 76 ЗК РФ возлагает обязанность привести самозанятый земельный участок в пригодное для использование состояние (при загрязнении, необходимости сноса зданий и т.п.) на лицо, которое заняло такой участок. Или за его счет (выбор осуществляет надлежащий собственник).
Таким образом, заинтересованному лицу в данном случае поможет защитить свои права иск об устанении препятствий в пользовании земельным участком, о возмещении убытков и т.п.
Не всегда самовольное занятие влечет ответственность. Все дело в том, что Земельный кодекс позволяет «прирезать» к своему участку» еще часть. Называется эта процедура перераспределение земельных участков. И ему посвящена отдельная глава в Земельном кодексе. И отдельная публикация на нашем сайте.
Невозможно «прирезать» участок, если в результате такой прирезки образуется участок, площадь которого больше установленного предельного размера. В таком случае нужен выкуп, а это совсем иная процедура. Кроме того, соседний участок (которые «прирезается») не должен быть обременен правами третьих лиц.
Оказывает влияние на возможность прирезки и ряд иных факторов, в т.ч. градостроительный регламент территории. И прирезку необходимо оформить. Только тогда не будет ответственности.
Мы настоятельно не рекомендуем осуществлять самовольное занятие земельного участка, а при выявлении такого обстоятельства принять меры по получению прав на использование такого участка или его части.
Источник: iskiplus.ru