1. Разработаны Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России, Государственным предприятием «Туластройпроект» и Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) Минстроя России.
Внесены Главным управлением совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Минстроя России.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 20.06.95 № 18-60.
3. Взамен СНиП 5.01.18-86 «Положение о производственном нормировании расхода материалов в строительстве».
1. Область применения . 2
2. Нормативные ссылки . 3
3. Определения . 3
4. Основные цели, принципы и структура подсистемы (комплекса) 3
5. Порядок и методы разработки норм расхода материалов . 6
6. Содержание, построение, изложение и оформление норм расхода материалов в строительстве . 7
7. Применение норм расхода материалов в строительстве . 8
Применение норм права, касающихся самовольных построек
Приложение А. Термины и их определения . 8
Приложение Б. Перечень федеральных (типовых) элементных норм .. 9
Приложение В. Перечень федеральных (типовых) усредненных норм .. 9
Приложение Г. Перечень федеральных (типовых) укрупненных норм .. 10
Приложение Д. Форма обложки нормативного документа по расходу материалов в строительстве . 11
Приложение Е. Форма первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве . 11
ВВЕДЕНИЕ
Строительные нормы и правила (СНиП 82-01-95) «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения» разработаны в соответствии с новыми экономическими условиями и действующими в России законодательством и нормативными актами федеральных органов Российской Федерации.
СНиП 82-01-95 разработан в соответствии с общей Системой нормативных документов (п. 82 прил. Б СНиП 10-01-94) и устанавливает подсистему (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве, а также состав, основные методологические положения, порядок разработки, пересмотра норм и нормативов и области их применения. Подсистема (комплекс) формируется как открытая для дальнейшего развития и для создания норм и нормативов расхода материалов, разрабатываемых на общей методической и технической основе. Нормативные документы, детализирующие, развивающие и дополняющие данный СНиП, должны выпускаться в виде СНиП, СП, РДС и других нормативных документов и вводиться в действие соответствующими решениями Минстроя России.
Министерства и другие центральные органы федеральной исполнительной власти, местная администрация республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, акционерные общества, строительные концерны и ассоциации в соответствии с предоставленными им правами могут разрабатывать методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели по расходу материальных ресурсов, отражающие социальные и природно-климатические особенности территорий, специфику отдельных отраслей, производств и видов строительно-монтажных работ. При этом создаваемые методические документы, нормы, нормативы и нормативные показатели должны отвечать требованиям настоящего СНиП, содержать эксплуатационные характеристики строительных материалов, изделий и конструкций, основанные на требованиях потребителя в соответствии с областью их применения и использоваться по согласованию между участниками инвестиционного процесса.
Нормы строительства частного дома. Все по уму.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ И НОРМАТИВОВ РАСХОДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
NORMS OF MATERIALS USAGE FOR CONSTRUCTION INDUSTRY BASIC PRINCIPLES
Дата введения 1996-01-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила по разработке и применению норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве определяют основные цели, принципы, общую структуру подсистемы (комплекса) норм и нормативов расхода материалов, требования к видам норм и области их применения.
СНиП 82-01-95 разработан в развитие и дополнение СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
Положения настоящего документа обязательны для органов управления, предприятий, организаций и объединений независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Для организаций, осуществляющих разработку норм и нормативов расхода материалов в строительстве, соблюдение положений разделов 4, 5, 6 и п. 7.2 настоящего СНиП является обязательным.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы положения следующих документов:
ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».
ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».
ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению к содержанию стандартов».
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих строительных нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А, ГОСТ Р 1.0 и СНиП 10-01-94.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ (КОМПЛЕКСА)
4.1. Подсистема (комплекс) норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве 1 представляет собой совокупность взаимоувязанных методической основой, правила разработки, обновления и применения норм и нормативов расхода материалов, необходимого для производства строительной продукции, исходя из структуры управления строительством и стадий инвестиционного цикла на территории Российской Федерации.
1 В дальнейшем — подсистема (комплекс) норм расхода материалов.
4.2. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов направлена на решение стоящих перед строительством задач с целью обеспечения:
соответствия строительных материалов, конструкций и изделий своему назначению, безопасности в процессе их производства и эксплуатации в различных условиях при выполнении экономических и общетехнических требований;
разработки и применения норм расхода материалов, позволяющих при оптимальной технологии получать строительную продукцию заданного качества с минимальными затратами;
контроля за использованием государственных и других инвестиций в строительстве;
рассмотрения в арбитражных судах и других инстанциях спорных вопросов между заказчиками и подрядчиками;
методического единства разработки и применения подсистемы (комплекса) норм расхода материалов, позволяющего осуществлять привязку федеральных (типовых) норм в конкретных условиях производства с целью создания на их основе региональных, местных и других норм расхода материалов.
4.3. Объектами нормирования в подсистеме (комплексе) норм расхода материалов являются: единица объема работ; укрепленные и усредненные единицы строительной продукции; здания, сооружения и объекты строительства; виды строительных, специальных строительных и монтажных работ; единицы мощности, прироста мощности и другие единицы измерения строительной продукции.
4.4. Подсистема (комплекс) норм расхода материалов в строительстве построена на принципах прогрессивности, научно — технической обоснованности и взаимодействия с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации.
Прогрессивность норм обеспечивается путем отражения в них тенденций снижения материалоемкости единицы продукции или единицы объема работ и ориентации пользователя на рациональное использование сырьевых ресурсов, расширение применения материалов — заменителей и вторичных ресурсов.
Научно-техническая обоснованность определяется максимальным отражением в нормах достижений в области техники, технологии, организации производства материалов, конструкций и изделий, методах ведения строительно-монтажных работ, а также современных способов их проектирования.
Взаимодействие с государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации осуществляется посредством сопоставимости со стандартами по строительству и промышленности строительных материалов, строительным законодательством и стандартами технического развития зарубежных стран.
4.5. Структура подсистемы (комплекса) норм расхода материалов определена исходы из единства целей, задач и объектов нормирования. В ее составе формируются комплексы взаимоувязанных норм расхода материалов следующих видов: элементные, усредненные и укрупненные.
По масштабу применения данные виды норм подразделяются на: федеральные (типовые), территориальные (региональные) и местные (фирменные).
Федеральные (типовые) нормы могут быть элементными, усредненными и укрупненными.
Территориальные (региональные) нормы могут быть усредненными и укрупненными.
Местные (фирменные) нормы могут быть элементными.
4.6 . Федеральная (типовая) элементная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ, учитывающий проектные характеристики материалов, их стандартное качество, типовые технологии изготовления продукции и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) элементная норма регламентирует расход материала в единице объема продукции (работ), обеспечивающий ему заданные свойства при рациональном использовании материала и оптимальных способах изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ.
Федеральная (типовая) элементная норма содержит чистый расход материала и не включает отходы и потери, образующиеся при производстве, транспортировании и хранении.
Перечень федеральных (типовых) элементных норм приведен в приложении Б.
Местная (фирменная) элементная норма — это разработанный методами технического нормирования необходимый расход материала на производство единицы продукции или единицы объема работ заданного качества с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий на конкретном заводе (полигоне) и производства подрядных работ в конкретной строительной организации.
Местная (фирменная) элементная норма состоит из чистой нормы расхода материалов и нормы трудноустранимых отходов и потерь, образующихся в пределах строительной площадки.
4.7. Федеральная (типовая) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного проектом качества, рассчитанный по усредненным характеристикам качества материалов и технологическим условиям изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) усредненная норма включает чистый расход и типовые нормы трудноустранимых отходов и потерь.
Перечень федеральных (типовых) усредненных норм приведен в приложении В.
Территориальная (региональная) усредненная норма — это расход материалов, необходимый для производства единицы продукции или объема работ заданного качества с учетом усредненных характеристик материалов, технологий и условий изготовления изделий и на производстве подрядных работ в данном регионе, территории, республике, крае, области.
Территориальная (региональная) усредненная норма состоит из чистой нормы и типовой нормы трудноустранимых отходов и потерь.
4.8. Федеральная (типовая) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов работ, технологических этапов и пусковых комплексов, возведения зданий, сооружений или их частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом специфики отраслевой и внутриотраслевой принадлежности объектов строительства на территории Российской Федерации.
Федеральная (типовая) укрупненная норма включает расход материалов, определенный по федеральным (типовым) усредненным нормам с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расход материалов, необходимый для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).
Перечень федеральный (типовых) укрупненных норм приведен в приложении Г.
Территориальная (региональная) укрупненная норма — это расход материалов, необходимый для выполнения укрупненных видов, технологических и пусковых комплексов работ, возведения здания, сооружения или и частей, рассчитанный на единицу стоимости строительной продукции, единицу мощности, прироста мощности, на 1000 м 2 приведенной общей площади жилых зданий и другие показатели, выраженные в натуральных или приведенных показателях с учетом отраслевой и внутриотраслевой специфики объектов строительства, а также природно-климатических, экологических и других особенностей данного региона, территории, края, области.
Территориальная (региональная) укрупненная норма может быть сформирована либо посредством адаптации федеральной (типовой) укрупненной нормы к условиям данного региона, либо на основе региональных усредненных норм расхода материалов с учетом типовых норм отходов и потерь, образующихся при транспортировании от поставщика до потребителя, а также расхода материалов, необходимого для выполнения вспомогательных работ (ремонтных, эксплуатационных и др.).
4.9. Размерность норм расхода — единица измерения норм расхода сырья, материалов, изделий и конструкций — должна отвечать возможностям ее использования в организации и управлении строительным производством, статистической отчетности, бухгалтерском учете, других экономических расчетах и соответствовать применяемым единицам измерения ресурсов. При выборе единицы измерения нормы рекомендуется использовать единицы международной системы СИ: длина — в м, масса — в кг, объем — в м 3 , площадь — в м 2 . При разработке усредненных или укрупненных норм, наряду с указанными, можно использовать условные (приведенные) единицы измерения: черные металлы — в тоннах стали марки Ст3, цемент — в тоннах в пересчете на марку «400», лесоматериалы — в кубических метрах круглого леса, стеновые материалы — в тысячах штук условного кирпича, листы асбестоцементные — в тысячах штук условных плиток, трубы асбестоцементные и керамические — в метрах условных труб и т.д.
Единицы измерения объектов нормирования ( п. 4.3) должны в стоимостном или натуральном выражении соответствовать единицам измерения, использующимся при планировании, организации и управлении строительством исходя из инвестиционных циклов и уровней управления.
5. ПОРЯДОК И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ
5.1. Порядок разработки, согласования, принятия и применения норм расхода материалов, установленный настоящим СНиПом, является обязательным для разработчиков элементных, усредненных и укрупненных норм — федеральных (типовых), территориальных (региональных) и местных (фирменных).
5.2. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются федеральные (типовые) нормы, устанавливается Минстроем России.
Федеральные (типовые) нормы разрабатываются под методическим руководством и по заданию Минстроя России ведущими проектными, проектно-технологическими, научно-исследовательскими и другими организациями.
Федеральные (типовые) нормы принимаются (согласовываются) Минстроем России и рекомендуются к использованию на всей территории Российской Федерации.
5.3. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются территориальные нормы, устанавливается местной администрацией республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований или действующими на всей территории региона предприятиями и организациями независимо от форм собственности. Территориальные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом местных условий по заданию администрации региона проектными, проектно-технологическими, научно — исследовательскими и другими организациями.
Территориальные нормы принимаются (согласовываются) в соответствии с действующим порядком и рекомендуются к использованию на территории данного региона.
5.4. Номенклатура объектов нормирования, материальных ресурсов и единиц измерения, по которым формируются местные нормы, устанавливается руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. Местные нормы разрабатываются по действующим типовым (федеральным) методикам с учетом фактических характеристик материалов, технологий, условий изготовления изделий и производства строительно-монтажных работ на конкретном заводе (полигоне) и в конкретной строительной организации.
Местные нормы утверждаются (согласовываются) руководством строительно-монтажной организации, завода, фирмы, акционерного общества и т.п. и рекомендуются к применению на данном предприятии и в организации.
5.5. В зависимости от вида норм (элементные, усредненные, укрупненные) могут применяться различные методы их нормирования.
При разработке элементных норм используется сочетание расчетно-аналитического и опытного методов. Расчетно-аналитическим методом рассчитывается расход материалов на единицу продукции по данным рабочих чертежей, конструкторских спецификаций, рецептур, технологических регламентов и т.п. Нормируемые величины трудноустранимых технологических отходов и потерь определяются на основе карт технологических процессов, технологических карт раскроя, согласования обработки, актов взвешивания заготовок и т.п. Условия проведения опытов должны быть наиболее типичными для данной технологии конкретного производства и максимально приближенными к условиям реализации.
При разработке усредненных и укрупненных норм используется в основном расчетно-аналитический метод в сочетании с отчетно-статистическим. При расчете указанным способом необходимо учитывать сопоставимость конструкций, технологий и организации производства, опыт передовых организаций, изменение структуры и ассортимента материалов с использованием данных об их фактических удельных расходах на единицу продукции или вид строительно-монтажных работ.
5.6. Нормы расхода материалов подлежат пересмотру по мере внедрения новых технологических процессов, повышения уровня организации строительного производства, изменения свойств и видов материалов, позволяющих уменьшить их расход на единицу продукции и вид строительно-монтажных работ.
6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
6.1. Разработанные нормы и нормативные показатели расхода материальных ресурсов объединяются в сборники, и им присваивается соответствующий номер. Формы обложки и первой страницы нормативного документа по расходу материалов в строительстве приведены в приложениях Д, Е. Сборники норм и нормативов расхода материалов должны содержать техническую часть и таблицы норм.
6.2. Техническая часть должна состоять из разделов: «Общие указания», «Правила исчисления объемов работ» (или изделий) и «Коэффициенты к нормам».
В разделе «Общие указания» должны помещаться общие для сборника сведения о назначении и порядке применения норм. Запрещается помещать в этом разделе информацию, влияющую на размер норм.
В разделе «Правила исчисления объемов работ», кроме правил, могут приводиться при необходимости формулы и примеры расчетов.
В разделе «Коэффициенты к нормам» при необходимости могут помещаться коэффициенты, разработанные для сокращения количества аналогичных норм при изменении условий производства работ, технологии, замене материалов, приспособлений и т.п. При этом условия использования коэффициентов должны быть четко определены.
Пункты технической части должны иметь двойную нумерацию, состоящую из номера раздела и порядкового номера внутри раздела.
6.3. Таблицы норм должны иметь наименование, описание состава работ, измеритель и количественные показатели норм. Наименование таблицы должно обозначать процесс производства работ (изделий) и иметь самостоятельный законченный смысл. Не допускается присваивать одно наименование нескольким таблицам.
Заголовочная часть таблицы может формироваться из нескольких уровней по вертикали. На верхнем уровне помещается информация, общая для многих норм; на втором — для нескольких норм и т.д.; на последнем — для одной нормы. Последовательное соединение наименования таблицы и информации, помещенной в заголовочной части таблицы, при прочтении сверху вниз должно давать законченное и грамматически правильное наименование нормы.
В описании состава работ должен приводиться полный перечень основных операций. Если работа относится не ко всем нормам таблицы, то необходимо указывать номера граф, к которым она относится.
6.4. Измеритель должен относиться ко всем графам таблицы и содержать единицу измерения, множитель и поясняющий текст.
6.5. Наименование и единица измерения материала должны совпадать с наименованием и единицей измерения, предусмотренными Классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП).
6.6. Каждая графа таблицы должна включать нормы по конкретному варианту выполнения данного вида работ (изделия), а таблица в целом — объединять однородные нормы. Не рекомендуется объединять в одну таблицу нормы на разные виды работ (изделий) или нормы, имеющие разные измерители. Не следует под таблицами помещать примечания, содержащие информацию, влияющую на размер норм.
6.7. В сборниках таблицы норм рекомендуется объединять в разделы и подразделы. Каждый раздел и подраздел должен иметь номер и наименование. Разделы должны нумероваться в пределах сборника, а подразделы — в пределах раздела. Наименование подраздела должно конкретизировать наименование раздела, не повторяя его.
6.8. Нумерация разделов и таблиц норм ведется в целом по сборнику сквозным методом, а страниц — от титульного листа, являющегося первой страницей, без проставления на нем номера. Каждый сборник должен иметь оглавление.
7. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
7.1. Нормы и нормативные показатели расхода материалов в строительстве применяются в пределах установленной каждым документов области в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим СНиПом.
7.2. Обязательные положения и требования настоящих строительных норм и правил подлежат применению всеми органами управления, предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, включая общественные и иные организации, совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами. Разрешение на отступления от обязательных требований настоящего СНиПа в обоснованных случаях дает Минстрой России в установленном порядке.
7.3. Рекомендательные положения данного СНиПа применяются по усмотрению исполнителя (разработчика норм) или потребителя (заказчика). После согласования этих положений в установленном порядке они являются обязательными как для исполнителя, так и для заказчика.
7.4. Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений настоящего СНиПа в соответствии с действующим законодательством.
Приложение А
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Определенное количество продукции в единицах измерения массы, объема, площади, длины, стоимости
Номенклатура материальных ресурсов
Упорядоченный перечень наименований сырья и материалов
Норма расхода материальных ресурсов
Количество материальных ресурсов, необходимое для производства единицы продукции (работ)
Нормативы материальных ресурсов
Поэлементные составляющие норм расхода сырья и материалов
Вид продукции или работ, на производство которых определяется норма или норматив расхода ресурсов
Способ разработки норм, нормативов или нормативных показателей расхода ресурсов
Количество материалов, необходимое для производства единицы продукции (работ) без учета всех видов отходов и потерь
Остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе превращения (переработки) исходных материалов в готовую продукцию, если они не могут быть использованы в процессе изготовления этой продукции
Отходы технологические трудноустранимые
Отходы, возникновение которых обусловлено техническим уровнем технологического оборудования и качественными характеристиками сырья и материалов
Отходы технологические устранимые
Отходы, возникающие при нарушении технологической дисциплины, требований стандартов и т.п.
Часть сырья, материалов, которая утрачивается в процессе производства продукции (работ)
Потери технологические трудноустранимые
Неизбежные потери, зависящие от технического уровня и состояния оборудования, а также качественных характеристик материалов
Потери технологические устранимые
Потери, вызванные отступлением от установленных рецептур, технологий, требований стандартов и технических условий по качеству сырья и материалов
Источник: znaytovar.ru
Разработка индивидуальных сметных норм и расценок
При отсутствии в сборниках ГЭСН норм на отдельные виды конструкций и работ, а также в тех случаях, когда технология и расход ресурсов в конкретных условиях выполнения строительных работ отличается от принятых в ГЭСН, следует разрабатывать индивидуальные сметные нормы и расценки.
При разработке индивидуальных сметных норм и расценок используются методы сметного нормирования: расчетно-исследовательский и расчетно-аналитический. Первый основан на исследовании данных, получаемых в результате специальных нормативных наблюдений. Второй метод базируется на использовании уже имеющихся нормативных и технических данных.
Оба метода могут применяться в комбинированном виде. В табл. 3.2 представлены этапы разработки первичных норм при использовании указанных методов.
Этапы разработки
Методы разработки
Организация исследовательской группы
Предварительное ознакомление с технической документацией, нормативной и технической литературой
Предварительное ознакомление с процессом в натуре
Проектирование нормали процесса
Выбор объекта наблюдения, определение способа и числа наблюдений
Этапы разработки
Методы разработки
Расчленение процесса на операции и выбор измерителей операций и процесса в целом
Установление фиксажных точек операций процесса
Проведение нормативных наблюдений для определения затрат по операциям и по процессу в целом
Определение источников получения информации для расчета затрат по операциям процесса
Обработка материалов нормативных наблюдений и проектирование затрат по операциям процесса на оперативную работу
Выбор способа расчета и проектирования затрат по отдельным операциям процесса
Обобщение затрат на оперативную работу
Определение затрат времени на подготовительнозаключительную работу
Определение затрат времени на отдых и личные надобности рабочих
Проектирование затрат времени на технологические перерывы (при необходимости)
Проектирование состава звена исполнителей
Расчет величины проектируемой нормы
Проектирование параграфа нормы и проверка ее в производственных условиях
Оформление материалов и расчетов по проекту параграфа норм в виде пояснительной записки
Расчетно-исследовательские методы применяются преимущественно в техническом нормировании для разработки производственных норм расхода ресурсов. Методы технического нормирования основаны на элементном подходе к изучаемым строительно-монтажным работам и нормативных наблюдениях. Элементный подход предполагает разложение рассматриваемого процесса на составные элементы: рабочие операции, приемы, движения. Нормативные наблюдения включают разработку нормали; выбор объекта наблюдения; замеры рабочего времени рабочих или времени работы машин; замеры продукции, произведенной за время наблюдения.
Нормаль определяет организационно-технические условия производства строительного процесса: состав работ, требования к продукции, исходным материалам, схему организации работ, потребность в материалах, машинах, инструменте, инвентаре, требования техники безопасности.
В зависимости от технологических особенностей нормируемого процесса применяются различные способы нормативных наблюдений: хронометраж, фотоучет (прямое наблюдение), технический учет.
Способом хронометража замеряют полезные затраты времени на выполнение каждой операции технологического процесса. Хронометраж имеет высокую точность данных (0,2-1,0 сек), но требует предварительной подготовки: разбивки процесса на операции, установления фиксажных точек (границ между отдельными операциями), определения коэффициентов перехода от измерителей продукции по операциям к измерителю продукции процесса.
При помощи фотоучета изучают все виды затрат рабочего времени при точности записи времени 5 сек — 1 минута. Этот способ чаще всего применяют в нормировании, так как с достаточной точностью и более просто он позволяет определить необходимые затраты времени на выполнение рабочего процесса.
С помощью технического учета фиксируют общие размеры нормируемых затрат и потерь рабочего времени без подразделения по операциям при точности записи времени не более 5 минут. Этим способом проводят наблюдения за работой бригад с целью определения уровня выполнения действующих норм выработки.
Проектирование первичных норм для немеханизированных процессов осуществляется по формуле:
где Нвр — норма времени, час;
top — затраты времени на оперативную работу, мин;
Н пзр— норматив на подготовительно-заключительную работу, %
Н0 — норматив на отдых и личные надобности, %
Птп — проектная величина технологических перерывов, %.
Состав звена проектируют в соответствии с номенклатурой работ нормируемого процесса и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих в строительстве. Механизированный труд нормируется путем расчета норм времени работы строительных машин и состава звена рабочих, управляющих этими машинами.
Порядок сметного нормирования расчетно-аналитическим методом изложен в Методических указаниях о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденных постановлением Госстроя от 24.14.98 г. № 18-40.
Сметные нормы разрабатываются на основе технологических карт, в которых содержится перечень всех видов работ и операций, характеристика строительных машин и механизмов. В соответствии с технологической картой составляется калькуляция затрат, в состав которой входят затраты труда рабочих, включая погрузочно-разгрузочные работы и внутрипостроечный транспорт, чел.-ч; потребность в строительных машинах и механизмах, маш.-ч; расход материалов, изделий и конструкций в принятых единицах измерения. При определении сметных норм затрат труда рабочих на основе калькуляций, составленных по производственным нормам, учитывается поправочный коэффициент. Для немеханизированных процессов его принимают в размере 1,03 для учета мелких, трудно поддающихся учету операций.
На основе калькуляции затрат составляются сводки потребности в отдельных видах ресурсов и формируются таблицы элементных сметных норм, содержащие наименование работ, их состав, измеритель и количественные показатели.
Индивидуальные сметные нормы и расценки оформляются как приложение к соответствующей сметной документации, утверждаемой заказчиком в составе проекта. Пример составления индивидуальной сметной нормы и расценки на основе расчетно-исследовательского метода приведен в таблицах 3.3-3.9.
Пример разработки индивидуальной элементной сметной нормы на устройство плинтусов поливинилхлоридных на винтах самонарезающихся СМ 1-35. В сборнике № 11 «Полы» Государственных элементных сметных норм на строительные работы (ГЭСН 81-02-11-2001), таблица ГЭСН 11-01-040 «Устройство плинтусов поливинилхлоридных» предусмотрено устройство плинтусов поливинилхлоридных, крепление которых предусмотрено только на клею КН-2 или на мастике кумарно-каучуковой КН-3. Однако в настоящее время существует потребность разработки элементной сметной нормы установки поливинилхлоридных плинтусов, крепление которых осуществляется сверлением гнезд электродрелью в плинтусе к стене и вставка дюбелей, в которые вкручиваются винты самонарезающиеся СМ 1-35 с помощью шуруповерта.
Элементная сметная норма на устройство плинтусов поливинилхлоридных рассчитана для строительной организации ООО «Союзстрой» г. Вологды. Необходимость разработки данной нормы вызвана тем, что организация стала выполнять много работ по устройству плинтусов поливинилхлоридных, а расценки по данной работе в новой сметно-нормативной базе нет.
Объект представитель — административное здание департамента образования области. Измерения проводились в 20 помещениях общей площадью от 15 (5*3) до 20 (5*4) квадратных метров каждое. В каждом помещении имеется одна дверь шириной до 0,9 м.
В ходе наблюдений было отмечено, что плинтус поливинилхлоридный, дюбели, саморезы, которыми крепится плинтус, заглушки и соединительные элементы для заделывания стыков плинтусов доставляются на объект автотранспортом в упаковке, а в помещении осуществляется ручная их подноска. По результатам наблюдений определено, что вначале делаются отверстия электродрелью в плинтусе и стене одновременно, затем в отверстия вставляются дюбеля, в них вкручиваются шуруповертом саморезы и закрываются заглушками. Плинтуса соединяются между собой соединительными элементами, а в углах — угловыми соединительными элементами.
Технологическая карта на устройство плинтуса поливинилхлоридного
1. Подготовительные операции
- — проверка ровности поверхности для установки плинтуса;
- — очистка поверхности стен от пыли;
- — разбивка площади установки плинтусов на отдельные участки с расчетом, чтобы в течение смены закончить работу на участке.
2. Работы и операции по устройству плинтусов
- — выемка плинтусов из упаковки, подноска;
- — замер плинтусов;
- — нарезка плинтусов по размеру;
- — устройство в плинтусах и стене электродрелью отверстий;
- — вкручивание шуруповертом в дюбеля саморезов, крепление к стене;
- — установка дюбелей в отверстия;
- — заделка стыков плинтуса соединительными элементами, в том числе боковыми;
- — установка клипс.
3. Операции, выполняемые в процессе установки плинтусов
- — нарезка плинтусов;
- — подготовка отверстий электродрелью для установки дюбелей;
- — вкручивание шурповертом в дюбеля саморезов.
4. Состав работ, учитываемых при разработке сметной нормы
- — выгрузка пачек плинтусов из транспортного средства;
- — переноска плинтусов до 100 м;
- — выемка плинтусов из упаковки;
- — подготовка поверхности мест установки плинтусов;
- — нарезка плинтусов по размеру;
- — примерка плинтусов по месту установки с разметкой отверстий электродрелью;
- — вкручивание саморезов в дюбели шуруповертами;
- — установка дюбелей в отверстия;
- — установка клипс;
- — заделка стыков плинтусов углом внешним, внутренним, соединяющим профили;
- — установка наконечников торцевых (левых, правых)
Исходные данные:
- 1. Состав звена — 2 человека.
- 2. Разряд работы — 4,1.
- 3. Механизмы: электродрель — 1 шт., шуруповёрт — 1шт.
4. Объем выполняемых работ — 332 м, всего потребность плинтуса поливинилхлоридного на объем работ — 335,32 м.
По результатам хронометража времени производимой работы и на основе подсчетов объемов работ составлена калькуляция производственных затрат.
Калькуляция производственных затрат на установку плинтусов поливинилхлоридных
Источник: bstudy.net
Сметные нормативы в жилищном строительстве
Виды и методы определения сметных нормативов. Состав и структура государственных элементных штатных норм. Разработка и составление сметы на строительство пятиэтажного жилого здания в кирпичном исполнении. Особенность бюджетирования проектных работ.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.02.2015 |
Размер файла | 42,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» в г. Чебоксары
Кафедра экономики и менеджмента
по дисциплине: «Сметное дело и ценообразование в строительстве»
на тему: «Сметные нормативы в жилищном строительстве»
Студентка группы 41-10
г. Чебоксары 2014
Содержание
Глава 1. Сметные нормативы на строительные работы
1.1 Виды и методы определения сметных нормативов
1.2 Состав и структура государственных элементных сметных норм
1.3 Порядок разработки государственных элементных сметных норм
1.4 Применение государственных элементных сметных норм
Глава 2. Разработка и составление сметы на строительство пятиэтажного жилого здания в кирпичном исполнении
Глава 3. Направления совершенствования системы сметного нормирования в жилищном строительстве
Список использованной литературы
Строительство имеет развитую систему сметных нормативов. Сметные нормы и расценки содержат свыше 20 тысяч единиц нормативов. В основе эволюции сметного дела в строительстве лежит развитие и совершенствование технологии строительного производства разработки и применения новых строительных материалов.
Этапы развития сметного дела имеют межотраслевой характер и касаются не только истории развития народного хозяйства в целом, но и его отдельных отраслей, в том числе специализированных строительных работ: энергетической, транспортной и других отраслей народного хозяйства, включающие все основные элементы технологии, организации и экономики строительного производства. Это также свидетельствует о том, что на каждом этапе составлялись обоснованные нормативы материальных и трудовых затрат в соответствии с развитием производственных отношений.
Основными задачами выполнения курсовой работы являются: приобретениепрактических навыков и умения самостоятельного определения сметнойстоимости выполнения строительных и ремонтно-строительных работ, расчетаединичной расценки выполнения работ, определение сметной стоимостиресурсов.
Глава 1. Сметные нормативы на строительные работы
1.1 Виды и методы определения сметных нормативов
Важным инструментом поддержания необходимого экономического равновесия в условиях рыночных отношений — являются нормативы, выполняющие роль обоснованного измерителя предстоящих затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности субъектов. Под сметными нормативами в строительстве понимается обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей хозяйства и промышленности.
В строительной отрасли, рост производства, повышение качества труда, рост его производительности зависят от соблюдения количественных и качественных пропорций между важнейшими элементами производительных сил: предметами труда, средствами труда и непосредственно трудом. В нормативах отражены наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и методы производства работ.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
· государственные сметные нормативы — ГСН;
· отраслевые сметные нормативы — ОСН;
· территориальные сметные нормативы — ТСН;
· фирменные сметные нормативы — ФСН;
· индивидуальные сметные нормативы — ИСН.
Эти нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
В случае отсутствия в действующих сборниках отдельных норм по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норми единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные. К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
Сметная стоимость может быть определена двумя способами — ресурсным и базисно — индексным методом.Конец формы
Ресурсный метод определения стоимости представляет собой калькулирование в текущих (базисных, прогнозируемых) ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. К ресурсам, потребляемым в процессе строительства, относятся: затраты труда рабочих основного производства и механизаторов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, выраженный в натуральных измерителях расход материалов и энергетических ресурсов (материалы, изделия, конструкции, энергоносители на технологические нужды). Ресурсы определяются на основе сборников ГЭСН-2001 и других сметных нормативов.
Ресурсный метод очень трудоемкий и, как правило, применяется при производстве работ, содержащих небольшое количество операций (например: строительство простейших дорог, без инженерных сооружений и т.п.).
Для определения сметной стоимости строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы):
— форма №5 — локальная ресурсная ведомость;
— форма №4 — локальный ресурсный сметный расчет;
Оценку выделенных ресурсов при определении стоимости рекомендуется производить в текущем или базисном уровнях цен. Для определения прямых затрат в локальных сметах на строительные работы рекомендуется предварительно составлять локальную ресурсную ведомость, в которой выделяются ресурсные показатели.
Все ресурсные показатели, выделяемые из сметных нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН.
Составление ресурсных смет на крупные объекты с большой номенклатурой ресурсов возможно только с использованием компьютера и специальных программ. Наибольшее затруднение у сметчиков вызывает необходимость проставлять цены на тысячи материальных ресурсов основного и вспомогательного назначения. В ресурсных сметах затруднен учет повышенных тарифных ставок при выполнении работ с тяжелыми и вредными условиями труда, потому что приходится выделять долю таких работ, как по отдельным позициям сметы, так и в целом. Немало сложностей и при расчете среднего разряда работ по смете (или разделу), а также при расчете оплаты труда машинистов через затраты труда.
Базисно-индексный метод определения сметной стоимости основан на использовании единичных расценок (ФЕР, ТЕР и другие) с пересчетом в текущие цены с помощью текущих и прогнозных индексов перечета.
Приведение в текущий уровень цен производится путем перемножения элементов прямых затрат или итогов в базисном уровне цен на соответствующий индекс пересчета с последующим суммированием итогов. Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным единичным расценкам (т.н. «неучтенные ресурсы») и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается, как правило, в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости. В актах выполненных работ фактическая, текущая стоимость ресурсов, подтверждается соответствующими расчетно-платежными документами и данными складского и производственного учета.
1.2 Состав и структура государственных элементных сметных норм
Государственные элементные сметные нормы входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве. Они предназначены для определения потребности в ресурсах (затратах труда рабочих, строительных машин, материалов, изделий и конструкций) при выполнении строительных, монтажных, пуско-наладочных и ремонтно-строительных работ в промышленном и гражданском строительстве. Их используют для разработки индивидуальных и укрупненных сметных нормативов, единичных расценок федерального, отраслевого, территориального, фирменного уровней, для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом.
Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные элементные сметные нормы, или поправочные коэффициенты учитывающие соответствующие особенности производства работ.
Таблица «ГЭСНы на строительные и специальные строительные работы»(см. в Приложения) содержит сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы.
Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы элементных сметных норм.
Техническая часть сборника подразделяется на разделы:
В этот раздел включается перечень общих требований и положений о порядке применения элементных сметных норм.
· Правила исчисления объемов работ.
В этот раздел включаются правила, формулы и примеры расчетов.
· Коэффициенты к сметным нормам.
В этот раздел включаются коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов.
ГЭСН сводятся в таблицы с пояснениями к ним. В пояснениях к таблицам приводится состав работ с полным перечнем основных и вспомогательных операций.
Кладка перегородок толщиной 120 мм из камней керамических или силикатных:
01. Заготовка и установка арматуры при кладке армированных перегородок.
02. Кладка конструкций из камней.
Измеритель: 100 м2 перегородок (за вычетом проемов) Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:
· затраты труда рабочих (строителей, монтажников), в чел.-ч;
· средний разряд работы (звена рабочих); затраты труда машинистов, в чел.-ч;
· состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в маш.-ч;Начало формы
· перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.
Таблица 1 Таблица ГЭСН
Наименование элементов затрат
Затраты труда рабочих-строителей
Средний разряд работы
Затраты труда машинистов
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
Краны башенные при работе на других видах строительства (кроме монтажа технологического оборудования) 8 т
Автомобили бортовые грузоподъемностью до 5 т
Камни керамические или силикатные кладочные
Раствор готовый кладочный (состав и марка по проекту)
Арматура класса А-1
Пиломатериалы хвойных пород. Бруски обрезные длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, IV сорта
Поковки из квадратных заготовок массой 1,8 кг
Состав применяемых машин и механизмов в сборниках ГЭСН как правило приводится без конкретных марок (тип, назначение, основные характеристики), и уточняется в проектной документации при разработке ППР (проекта производства работ) или ПОС (проекта организации строительства) без корректировки норм машино-времени.
Материальные ресурсы приводятся в ГЭСН в сокращенных наименованиях с основными техническими характеристиками и марками, в отдельных случаях без указания расхода (в случаях когда расход определяется по проекту)
Материальные ресурсы (материалы, изделия и конструкции) представлены в ГЭСНр в сокращенных наименованиях, по обобщенной номенклатуре, без указания дополнительных технических характеристик и марок (не влияющих на числовые значения норм), с приведением нормируемого расхода ресурсов, а в отдельных случаях и без него.
1.3 Порядок разработки государственных элементных сметных норм
Методические указания по порядку разработкиГЭСНов подробно указаны в МДС 81_19_2000 которые приняты и введены в действие с 01.05.98 постановлением Госстроя России от 24.04.98 №18 — 40.
Согласно этому документу, Государственные элементные сметные нормы являются составной частью СНиП 81. Порядок разработки государственных элементных сметных норм, установленный Методическими указаниями, обязателен для всех организаций-разработчиков.
Координацию и контроль за проведением указанных работ осуществляет Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (далее — Управление ценообразования)
Организации-разработчики на подготовительном этапе выполняют следующие мероприятия:
· составляют техническое задание и рабочую программу, согласовывают их с Управлением ценообразования;
· отбирают из проектных материалов технические условия и проекты производства работ по всей разрабатываемой ими номенклатуре сборников ГЭСН;
· определяют исходные условия для составления новых ГЭСН и согласовывают их с Управлением ценообразования;
· выбирают оптимальные технологические карты на производство отдельных видов работ и рабочие чертежи,
· составляют сводки (выборки) затрат труда, машинного времени строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций на измеритель ГЭСН.
Согласно этих норм, каждому виду элементов затрат присваивается свой код. Таблицам ГЭСН также присваивается свой конкретный код, который состоит из номера сборника и номера таблицы в составе сборника.
При нумерации таблиц допускается оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к ГЭСН.
Номенклатура рабочих по профессиям принимается по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Потребность в строительных машинах и механизмах определяется по проекту производства работ или типовым технологическим картам трудовых процессов. При этом в качестве справочного материала могут использоваться сборники СНиР-91 (СНиП 4.02-91; 4.05-91).
Потребность в строительных материалах, определяется на основании сборников нормативных показателей расхода материалов введенных в действие Госстроем России в период с 1993 г. по 1998 г. При отсутствии на отдельные виды работ норм расхода строительных материалов и других материальных ресурсов их потребное количество определяется по рабочим чертежам или по местным нормам, утвержденным в установленном порядке. При применении новых материалов их потребность определяется в соответствии с технологическими картами производства работ.
Проекты сборников ГЭСН, разработанные исполнителями, проходят экспертизу Управления ценообразования и затем утверждаются. Экспертные заключения рассматриваются межведомственной комиссией (рабочей группой). По экспертным заключениям и результатам рассмотрения организации-разработчики вносят в проекты сборников ГЭСН соответствующие изменения и дополнения.
1.4 Применение государственных элементных сметных норм
Подробный порядок применения ГЭСНов прописан в «Указаниях по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы» (МДС 81-28.2001), принятых и введенных в действие с 15 июля 2001 постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. №85.
Применение ГЭСНов практикуется в ресурсном методе определения стоимости. сметный норматив строительство бюджетирование
Для определения сметной стоимости ремонтно-строительных работ ресурсным методом рекомендуется применять формы локальной ресурсной ведомости и локального сметного расчета (локальной сметы).
Также, так как нормы предусматривают выполнение строительных работ в нормальных, не осложненных внешними факторами, условиях. То в случаях производства работ в особых условиях, осложненных внешними факторами, а также в других, более сложных, чем предусмотрено в нормах, условиях к нормам затрат труда рабочих-строителей и машинистов, в ряде случаев к норме эксплуатации машин и механизмов применяются повышающие коэффициенты. Также если при составлении использовались цены текущие цены по состоянию, на какое либо число, и эти цены уже не актуальны, то необходимо использовать индексы-дефляторы.
В заключение можно отметить, что ГЭСН это одни самых важных норм в современной системе строительной документации, на их основе разрабатываются и рассчитываются множество единичных расценок. Благодаря применению ресурсного метода, который позволяет более точно посчитать стоимость строительства, эти нормы до сих пор могут использоваться в составлении сметных расчетов, однако, по причине большой трудоемкости, развит базисно-индексный метод использующий уже готовые единичные расценки, остается только применить соответствующие индексы пересчета, ресурсный же метод используется очень редко.
Глава 2. Разработка и составление сметы на строительство пятиэтажного жилого здания в кирпичном исполнении
Локальная смета №1
Локальная смета №2 ,№3.№4 на работы
Локальная смета №2 на сантехнические работы
Сметная стоимость 966,07 тыс.руб.
Сметная заработная плата 109,25 тыс.руб.
Составлена в текущем уровне цен.
Дано: нормативы прямых затрат
Спз1=30,9 руб/м3- на внутренний водопровод
Спз2=51,48 руб/м3 -на внутреннюю канализацию
Спз3= 41,19 руб/м3- на внутреннее отопление
1)Спз= Спз1+ Спз2+ Спз3= 30,9+51,48+41,19= 123,57 руб/м3
2)Спз на обьем= Спз*Vco=123,57*6315=780344,55
3)Сфот=14% от Спз на обьем=780344,55*0,14=109248,24
4)Снр= 90% от Сфот=109248,24* 0,9=98323,42
5)Ссп=80% от Сфот=109248,24*0,8= 87398,59
6)Собщ=Спз на обьем+Снр+Ссп= 780344,55+98323,42+87398,59= 966066,56
Локальная смета №3 на электромонтажные работы
Сметная стоимость 517,05 тыс.руб.
Сметная заработная плата 66,72 тыс.руб.
Составлена в текущем уровне цен.
Дано: нормативы прямых затрат
Спз1=57,78 руб/м3- на внутреннее электроосвещение
Спз2=8,25 руб/м3 -на внутренние слаботочные сети
Сфот=16% от прямых затрат
1)Спз= Спз1+ Спз2=57,78+8,25=66,03 руб/м3
2)Спз на обьем= Спз*Vco=66,03*6315=416979,45
3)Сфот=16% от Спз на обьем=416979,45*0,16=66716,71
4)Снр= 90% от Сфот=66716,71*0,9=60045,04
5)Ссп=60% от Сфот= 66716,71*0,6=40030,03
6)Собщ = Спз на обьем+Снр+Ссп = 416979,45+60045,04+40030,03 = 517054,52
Локальная смета №4 на приобретение и монтаж оборудования
Сметная стоимость 500,42 тыс.руб.
Сметная заработная плата 47,25 тыс.руб.
Составлена в текущем уровне цен.
Дано: нормативы прямых затрат
Спз1=53,61 руб/м3- стоимость оборудования
Спз2=14,41 руб/м3 — монтаж оборудования
Сфот=11% от прямых затрат
1)Спз= Спз1+ Спз2 =53,61+14,41 руб/м3
2)Спз на обьем= Спз*Vco=68,02*6315=429546,3
3)Сфот=11% от Спз на обьем=429546,3*0,11=47250,09
4)Снр= 90% от Сфот=47250,09*0,9=42525,08
5)Ссп=60% от Сфот=47250,09*0,6=28350,05
6)Собщ = Спз на обьем+Снр+Ссп = 429546,3+42525,08+28350,05 = 500421,43
Обьектная смета
Номер смет и расчетов
Наименование работ и затрат
Сметная стоимость, тыс.руб
Сметная з /п ,тыс. руб
Локальная смета №1
Локальная смета №2
Локальная смета №3
Локальная смета №4
Приобретение и монтаж оборудования
Сводный сметный расчет стоимости строительства
Номер смет и расчетов
Наименование работ и затрат глав и объектов
Сметная стоимость, тыс.руб
Постановление правительства РФ №319 от 15.03.97
Подготовка территории под строительство. Отвод земельного участка 1,5% от СМР (14418,79+855,6)*0,015
Итого по главе 1
Основные объекты строительства «Пятиэтажного жилого дома в кирпичном исполнении»
Итого по главе 2
Объекты подсобного и обслуживающего назначения 0,1% от СМР(14418,79+855,6)*0,001
Итого по главе 3
Объекты энергетического хозяйства
Итого по главе 4
Объекты транспортного хозяйства и связи 0,2 от СМР(14418,79+855,6)*0,002
Итого по главе 5
Наружные сети и сооружения водоснабжения ,канализации, теплоснабжения, газоснабжения 8% от СМР(14418,79+855,6)*0,08
Итого по главе 6
Благоустройство и озеленение территории 4% от СМР(14418,79+855,6)*0,04
Итого по главе 7
Итого по главам 1-7
Временные здания и сооружения 1,1% от итога 1-7 глав
Прочие работы и затраты
Производство работ в зимнее время 1,7*1,05=1,785
Доставка рабочих на объект 2,5% от 1-8 глав(17753,41*0,025)
Затраты на отчисление в фонд НИОКР 1,5% от 1-8 глав(17753,41*0,015)
Письмо ГосСтроя РФ №ВБ21-98/12.ВБ 20-82/12
Взносы на добровольное страхование и страховые риски 1% от 1-8 глав
Постановление правительства РФ о нормах возможных командировочных
Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительно- монтажных работ.15 чел*30 суток*500 руб+3000 р на каждого=270000/1000=270
Содержание дирекции заказчика- застройщика. Технический надзор 1,4% от 1-9(19224,25*0,014)
Итого главы 1-10
Справочная база цен на проектные работы
Проектно- изыскательские работы 3%(16860,19+885,73)*0,03
Авторский надзор 0,2%(19224,25*0,002)
Итого главы 1-12
Непредвиденные затраты 2% от 1-12 глав
Итого 1-12 с непред. затратами
Смета на проектные работы
Характеристика здания, сооружения или вида работ
Номер частей глав, таблиц, параграфов и пунктов раздела справочника базовых цен
Стоимость работ, руб.
Здания жилые многоквартирные
Проект планировки территории и
СБЦП «Территориальное планирование и планирование территории»(2010)
Инженерно- геодезические изыскания при развитии плановой геодезической сети
УБЦ инженерно-геодезических изысканий (2004) табл. 2,п.1
Создание инженерно-топографического плана на застройку территории 2 категории сложности
УБЦ «Инженерно- геодезическое изыскание»(2004)табл.2 п.1
Коэффициент на инфляцию по 3-му кварталу 2014 г.-3,7
(28314,73+3107,38)/1263=24,878 тыс.руб за кв. м.
Глава 3. Направления совершенствования системы сметного нормирования в жилищном строительстве
Основные проблемы в сметном нормированиии ценообразовании в настоящее время связаны снедостаточным учетом разработчиками в составе действующей сметно-нормативной базы многообразия современных отечественных и зарубежныхтехнологий производства строительных работ, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования, а также отражения в нормах объективно необходимых производственных и прочих затрат.
Если проанализировать изменения, внесенныев сметно-нормативные базы редакции 2008 и 2009года, то по одинаковым видам работ можно заметить уменьшение величины сметных нормативовза счет их стоимостной составляющей, т. е. корректировки элементных сметных норм и норм расходования материальных, трудовых и техническихресурсов не производились. А это противоречитвсей истории развития сметного нормирования,ведь тогда на первом месте была технология производства, которая определяла состав и количествонеобходимых ресурсов, и стоимость строительстваформировалась как стоимость результата применения тех или иных технологий.
Нельзя забывать и о том, что смета являетсяеще и функцией проекта, а сметные нормативыдолжны являться функцией технических норм. Иесли ранее разработкой типовых деталей узлов,проведением соответствующих испытаний и формированием технических норм занимались целыенаучно-исследовательские институты, то на сегодняшний день нет даже службы, занимающейся техническим нормированием, а разработка «новых» сметных норм производится на основе требований к устаревшим технологиям.
И эта ситуация, конечно же, совершенно недопустима, поскольку невозможно рассматриватьвопросы ценообразования в строительстве в отрыве от технологических аспектов строительного производства — технические регламенты должныстать основой формирования сметных нормативов.
Существуют также серьезные проблемы исвязанная с ними необходимость совершенствования системы ценообразования в части определениястоимости проектных работ, так как действующая совершенно для них не подходит и действуеткрайне неэффективно. Ведь проектировщика зачастую совершенно не интересует бюджетное планирование строительных организаций, особенно при создании уникальных объектов или приприменении прогрессивных конструктивных элементов и технологических решений.
Выход здесь может быть найден в существенной доработке методов создания укрупненных показателей, предложенных еще в сметно-нормативной базе 1984 года, и практически не использующихся в настоящее время в силу того, чтоне получили соответствующую поддержку современными методическими документами. В этой связи вспомнить можно, например, метод агрегирования, который был предложен В.Р.
Дорожкиным уже много лет назад, когда он представил к рассмотрению очень грамотную концепцию разработки системы укрупненных показателей, в которой предполагался переход от укрупненных ресурсных показателей к стоимости ресурсов, а затем и к стоимости объекта, опираясь насметно-нормативную базу. Это предложение было одобрено бывшим Госстрой России, и впоследствии забыто, как забыт теперь и сам Госстрой. В одном из интервью Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, подчеркнул, что новые сметные нормативы и современные комплексы нормативов — сборники базы ценообразования в строительстве должны адекватно отражать достигнутый технологический и организационный уровень строительства, соответствовать современным требованиям к качеству конечной продукции, применяемым эффективным строительным материалам, используемым строительным машинам, механизмам, оборудованию, инструменту и высокому уровню квалификации рабочих. Это становится особенно актуальным на фоневхождения Российской Федерации в общеевропейскую систему профессиональных стандартов определения стоимости строительства путем унификации строительных норм и правил, действующихна территории единого экономического пространства, гармонизации Европейской и Российскойсистем технического регулирования.
Рассмотренные проблемы и направления совершенствования системы ценообразования встроительной отрасли приводят к пониманию того,что процесс этот будет долгим и это имеет под собой весьма разумные основания. Но некоторыепроблемы участников инвестиционно-строительного комплекса могут быть решены уже сейчас.
В рамках совершенствования действующей системы сметного нормирования и ценообразования должны быть осуществлены следующие действия:
? расширить возможности применения ресурсного метода ценообразования при государственном финансировании;
? приступить к разработке современных сметных нормативов с привлечением профессионалов, в т. ч. из консалтинговых фирм, занимающимися вопросами ценообразования в строительстве;
? обеспечить участие государственных органов управления строительством в формировании политики ценообразования, проведении грамотной экспертизы сметной документации на строительство, а также при разработке новой системы сметного нормирования на основе технических регламентов;
? упростить процесс согласования и утверждения индивидуальных сметных нормативов сцелью своевременного пополнения нормативных документов нормами и расценками на новые технологии.
Перечисленные меры пусть и не решат всех обозначенных проблем, но дадут возможность задать верное направление на пути к достоверному определению размера требуемых капитальных вложений в строительство как для государственного, так и для частного заказчика.
Заключение
В заключение можно отметить, что ГЭСН это одни самых важных норм в современной системе строительной документации, на их основе разрабатываются и рассчитываются множество единичных расценок. Благодаря применению ресурсного метода, который позволяет более точно посчитать стоимость строительства, эти нормы до сих пор могут использоваться в составлении сметных расчетов, однако, по причине большой трудоемкости, развит базисно-индексный метод использующий уже готовые единичные расценки, остается только применить соответствующие индексы пересчета, ресурсный же метод используется очень редко.
Список использованной литературы
1. ГЭСНр-2001 «Общие указания по применению Государственных Элементных Сметных Норм на ремонтно-строительные работы.
2. МДС 81.35-2004 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории РФ»
3. МДС 81_19_2000 «О порядке разработки Государственных Элементных Сметных Норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы».
4. МДС 81-28.2001 «Указания по применению Государственных Элементных Сметных Норм на строительные и специальные строительные работы».
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1,2).
6. Барановская, Н.И. Проблемы современного ценообразования в строительстве / Н.И. Барановская.
7. Курсовое и дипломное проектирование «Промышленные и гражданские здания» / Под редакцией Гаевого А.Ф., Усик С.А. — «Стройиздат», 2008 год.
8. Основы сметного дела в строительстве / Под редакцией Барановской Н.И., Котова А.А. — 2005 год.
9.Сметное нормирование и ценообразование строительных работ: Справ, изд. — М.: Финансы и статистика,2006. — 300 с: ил. ISBN 5-279-00194-5.
10. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года (практическое пособие). — Москва-, Санкт-Петербург, 2009 г. — 560
11. Шабаева, Е.А. Проблема оценки стоимости применения инноваций в строительстве /Е.А. Шабаева // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. — 2011. — № 2. — С. 332-345.
12. Экономика строительства: учебник / под общей ред. И.С. Степанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М: Юрайт-Издат, 2007. — 620 с.
Источник: revolution.allbest.ru