Сфера культурного строительства это

Начало процессу формирования советской системы управления сферой культуры положил декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 9 ноя­бря 1917 года «Об учреждении Государственной комиссии по про­свещению», на которую возлагалась обязанность осуществлять об­щее государственное руководство всей системой народного образо­вания и культуры.

18 июня 1918 г. Совнарком принял Положение «Об организа­ции дела народного образования в Российской Республике». Этим Положением было предусмотрено образование Народного комисса­риата просвещения.

Предполагалось, что все дело народного образования будет пе­редано органам местного самоуправления, а Государственная ко­миссия будет служить лишь связующим звеном между центром и органами культуры на местах, будет обеспечивать материальную поддержку местных органов. Таким образом, предполагалось ра­зумное решение вопроса о взаимоотношениях центра и местной власти. Но, как будет показано далее на конкретных примерах, на практике этого не случилось. Руководители Наркомпроса, боясь потерять свое влияние на местные органы культуры и просвещения, стали обвинять их без всяких оснований в склонно­сти к сепаратизму и местничеству, «взяли за основу безусловный принцип централизации и сосредоточения всего дела народного образования в одном центре».

Public Talk «Инженеры и техническая магия для сферы культуры»

Управление Народным комиссариатом просвещения возлагалось на Коллегию в составе наркома А.В. Луначарского, его заместителя М.Н. Покровского и пяти членов: Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, В.М. Познера, Д.Б. Рязанова и П.К.

Штернберга. В Наркомпросе были созданы отделы введения всеобщей грамотности, вне­школьного образования, школьного строительства, высшей школы, народных университетов, театрального, изобразительного искусств.

В первые два-три года после создания Наркомпроса и отделов народного образования на местах через них осуществлялось и пар­тийное влияние на сферу культуры и просвещения, так как среди большевиков практически не было людей, хоть сколько-нибудь пригодных для руководства этими вопросами.

После образования СССР вопросы культурного строительства остались в компетенции союзных республик: общесоюзный нарко­мат просвещения создан не был. При этом важно подчеркнуть, что именно представители наркомпросов национальных республик вы­ступали с критикой партийной монополии в области культуры. Наибольшие споры вызывал порядок разработки и проведения в жизнь союзных законодательных актов в сфере культуры и просве­щения, который носил строго централизованный характер.

Представители наркомпросов республик критиковали СНК СССР за то, что он превышал свои полномочия, не считался с суверенными правами республик и не учитывал законодательства республик.

Проблемы взаимодействия органов, управлявших культурой в СССР, не раз обсуждались на совместных совещаниях наркомов просвещения союзных республик. Так, в декабре 1923 г. Н.К. Круп­ская сделала доклад о единой системе народного образования. Было принято решение об урегулировании управления учреждениями просвещения, имеющими общесоюзное значение.

Юридические аспекты проведения работ по сохранению объекта культурного наследия

На следующем совещании, в октябре 1924 г., решено было за­няться координацией в общесоюзном масштабе деятельности науч­ных, музейных, научно-художественных учреждений общесоюзного значения, согласовать деятельность в области охраны памятников искусства, старины и народного быта.

Была создана специальная комиссия во главе с Луначарским, которая занялась разработкой плана реорганизации Наркомпроса. Этот вопрос считался настолько важным, что Пленум ЦК РКП(б) создал партийную комиссию во главе с Лениным для разработки нового положения о Наркомпросе. Утвержденное на заседании Совнаркома 11 февраля 1921 г., это положение стало основой реор­ганизации системы управления народным образованием.

По новому положению Наркомпрос подразделялся на Академи­ческий центр в составе научной и художественной секций, Главархива и Главмузея, Организационный центр, Главпрофобр (Главное управление социального воспитания и политехнического образова­ния), Главполитпросвет (Главное внешкольное управление), Госиз­дат (Главное управление государственного издательства) и Совет по делам просвещения национальных меньшинств.

Партийное руководство во главе с Лениным рассматривало Наркомпрос в качестве инструмента, способного создать новую со­ветскую школу, осуществить задачи культурной революции. В выс­ших партийных сферах стремились повысить эффективность дея­тельности Наркомпроса. В частности, Ленин в статье «О работе Наркомпроса», написанной в феврале 1921 г., критиковал Наркомат и его руководителя Луначарского за то, что в их деятельности пре­обладали «общие рассуждения и абстрактные лозунги» и отсутство­вал «контакт с учителями практиками».

Надо отметить, что созданный в отечественной историографии образ А.В. Луначарского далек от объективности. В литературе, на наш взгляд, сильно преувеличена степень его большевизма, а также приближенность к верхам большевистского партийного руковод­ства. Возможно, что ленинский выбор Наркома просвещения во многом определялся тем, что Луначарский гораздо больше интересо­вался творческими проблемами сферы художественной культуры, чем политикой.

К партийному руководству Луначарского близко не под­пускали, очевидно, учитывая его определенную аполитич­ность. Он не был членом по­литбюро ЦК РКП (б), полити­ческой власти у него не было. Это, без сомнения, от­рицательно сказывалось на авторитете и политическом весе Наркомпроса в целом. Не слу­чайно М.И.

Калинин не без ехидства замечал, что «реко­мендация Луначарского не имеет никакого значения». Не был А.В. Луначарский и страстным и бескомпромиссным защитником старой интеллиген­ции; во всяком случае последовательности в этом вопросе не про­являл: под воздействием Ленина он стал, например, утверждать, что старые педагогические кадры надо быстрее «переделать на социали­стический лад».

Вообще влияние Ленина на Луначарского было чрезвычайно значительным, а поскольку свои взгляды отстаивать он не умел и не любил, то большевистскому руководству несложно было сделать Наркома просвещения орудием своей политики — не всегда надеж­ным, но, в конечном счете, удобным.

А.В. Луначарский первоначально активно боролся за сохранение отечественного культурного наследия. В ноябре 1917 г., узнав об огромных разрушениях памятников культуры в период революци­онных боев, он даже пытался уйти в отставку, однако под влиянием ленинской критики вскоре заговорил о необходимости «революци­онной ломки старой культуры». В 1919 г. в статье «Советская власть и памятники старины» Луначарский писал: «Мы совершили чудеса в деле охраны памятников. Конечно, я отнюдь не хочу этим ска­зать, что за время русской революции не погибли некоторые худо­жественные ценности. не на отдельные разрушения надо обращать внимание, но на то, что в стране, преступно задержанной в своем развитии на стадии варварства, это разрушение не приняло широ­ких размеров».

Наркома просвещения можно было критиковать не только Ле­нину, но и, например, руководству профсоюза работников просве­щения (Всерабиса). В сентябре 1922 г. пленум этого союза принял резолюцию, в которой признавалось «недопустимым дальнейшее пребывание т. Луначарского на посту Народного комиссара про­свещения» и выдвигалось перед ЦК РКП(б) категорическое требо­вание о назначении на этот пост Л.Д. Троцкого.

Основной недостаток в деятельности Наркомпроса Всерабис видел в том, что в нем не было «того хозяина, который фактически повсе­дневно и ежечасно руководил бы его работой». В резолюции отмеча­лось, что Луначарский из всей области просветительной работы инте­ресуется больше всего «наименее в настоящий момент важной частью — искусством, в частности, театром, недостаточно уделяя внимание наи­более актуальным вопросам просветительной работы».

Хотя ЦК РКП(б) не согласился с предложением Всерабиса, критика в адрес Луначарского, исходившая из партийных верхов, порой чуть ли не дословно повторяла профсоюзные инвективы. Так, в августе 1921 г. Ленин говорил Луначарскому: «Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит зани­маться не театрами, а обучением грамоте».

О Пролеткульте

Особое место в системе управления культурным строительством и организации культурно-просветительной работы в первые годы советской власти занимал Пролеткульт. Он возник после Февраль­ской революции в виде автономной от государственных органов сети литературно-художественных и культурно-просветительных организаций. Пролеткульт отстаивал эту автономию и после октяб­ря 1917 г., интенсивно разветвляясь вширь. В 1917-1920 гг. в него входило 400 тыс. членов, из них 80 тыс. реально участвовало в ра­боте студий и кружков.

В.И. Ленин и партийное руководство придавали огромное значе­ние практической культурно-просветительной деятельности пролет­культовских организаций и делали все для того, чтобы связать ее с работой партийных и государственных органов в этой области. Од­нако руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Ф.И. Калинин, В.Ф.

Плетнев и др.) решительно высту­пали против монополии партии большевиков на власть в сфере куль­туры, считая это «большим унижением культурного достоинства ра­бочего класса, отрицанием его права культурно самоопределиться».

Между партийными, государственными и пролеткультовскими руководящими органами началась настоящая борьба за подчинение массовых культурно-просветительных организаций рабочего класса.

Действительное подчинение Пролеткульта руководству партии и государства Ленин считал политически чрезвычайно важным: речь шла о партийном влиянии на сотни тысяч рабочих — членов этих организаций.

На Всероссийском съезде Пролеткульта, проходившем в Москве в октябре 1920 г. была принята резолюция, проект которой принад­лежал Ленину. Резолюция предполагала вхождение Пролеткульта в Наркомпрос на правах отдела; однако руководители Пролеткульта не соглашались на слияние с Наркомпросом. Два дня спустя после закрытия съезда политбюро ЦК РКП(б) опять рассматривало во­прос о Пролеткульте и указало на необходимость проведения в жизнь принятой резолюции. Только после этого руководство Про­леткульта заявило о своем подчинении решению политбюро «в по­рядке партийной дисциплины», однако собиралось апеллировать к предстоящему X съезду партии. Было решено вновь обсудить этот вопрос на пленуме ЦК РКП(б).

Уже 10 ноября 1920 г. пленум специально рассмотрел вопрос «О фор­мах слияния Пролеткульта с Наркомпросом». В принятом решении отмечалось, что в области «научного и политического просвеще­ния» работа Пролеткульта сливается с работой Наркомпроса и гу­бернских отделов народного образования; в области же художест­венной (музыкальной, театральной, изобразительного искусства, литературной) работа должна была оставаться автономной. Для практического проведения в жизнь этого решения предусматрива­лось проведение специального совещания с коммунистами, рабо­тавшими в пролеткультах.

Еще два дня спустя декрет Совнаркома «О Главном политико-просветительном комитете» закрепил решение пленума ЦК РКП(б): в составе Наркомпроса создавался специальный отдел пролетарской культуры (Пролеткульт), который сохранял административную обо­собленность, но строил работу в соответствии с планами Главполитпросвета.

1 декабря 1920 г. в «Правде» было опубликовано письмо ЦК РКП(б) «О пролеткультах», в котором указывалось, что в своей деятельно­сти пролеткульты должны руководствоваться «направлением, дик­туемым Наркомпросу РКП».

Таким образом, в начале 1920-х годов в стране стала склады­ваться система партийно-государственного руководства культурой и просвещением. При этом монополия на власть в сфере культуры принадлежала партийным комитетам. Как и в других областях, сло­во «пролетарский» объявлялось синонимом слова «партийный», а партия имела возможность проводить свои решения в сфере куль­туры через государственные органы в рамках Конституции страны.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 443 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Государственное управление социально-культурной сферой

Российское государство — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социально-культурное строительство — сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей (образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ), каждая из которых имеет ряд особенностей. Рассмотрим каждую более подробно.

Образование — сложный и целенаправленный процесс, включающий в себя различные виды обучения и образовательных учреждений. К ним относятся: начальные, основные, средние школы, лицеи, гимназии; профессиональные училища, центры и лицеи, техникумы, училища, колледжи, университеты, академии, институты.

Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. В статье 43 Конституции РФ говорится:

  • 1. Каждый имеет право на образование.
  • 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
Читайте также:  Что лучше силикатный кирпич или газобетон для строительства дома

Основным общим образованием на данный момент считается образование одиннадцать классов, которое считается обязательным для всех.

За последние годы в связи с развитием рыночных отношений стали появляться частные учебные образования начального, среднего и даже высшего уровня. Но самыми престижными все же считаются государственные ВУЗы с уже сложившейся системой преподавания и преподавательским составом.

В соответствии с законом «Об образовании» общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, по той причине, что уровень образования населения напрямую связан с благополучием страны и ее дальнейшим развитием.

Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно — общественный характер управления образованием. Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.

Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы приказом Министра образования РФ от 9 февраля 1999г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.

В XX веке Россия стала одной из самых образованных стран, что подтверждали многочисленные научные открытия и исследования, о высоком уровне образованности говорит и такой малоприятный фактор, как «утечка мозгов» за границу. Ни для кого ни секрет, что наши ученые пользуются спросом за рубежом, и стараются сделать карьеру именно в развитых странах. Причиной этому является, естественно, финансовая политика нашего государства в отношении науки. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

  • — реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
  • — сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
  • — формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
  • — воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
  • — создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
  • — стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенный льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
  • — предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования; .
  • — законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и обучающихся;
  • — активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.

В РФ действуют следующие госорганы управления образованием:

  • 1) Министерство образования и науки РФ, возглавляющее всю систему образования;
  • 2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
  • 3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации, государственный управление образование дума

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

  • — разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • — разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности документов об образовании;
  • — государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • — установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;
  • — формирование структуры системы образования; разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • — прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждении;
  • — разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • — контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования и науки РФ на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство образования и науки разрабатывает и реализует концепцию развития образования; координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования; разрабатывает целевые, федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования; организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений; формирует программы научно-исследовательских работ этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство образования и науки обеспечивает контроль за реализацией, законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После того, как Указом Президента от 15 октября 1999 г. Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Министерство образования России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно- педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

Государственная научно-техническая политика — это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственно- научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Субъектами научной и научно-технической деятельности являются: научный работник, специалист по научной организации и работник сферы научного обслуживания как индивидуальные субъекты, научные организации как коллективные субъекты научной и научно-технической деятельности.

Организация государственного управления наукой и технической политикой связана с ее делением на фундаментальную, прикладную (отраслевую) и вузовскую в зависимости от характера решаемых задач и источников финансирования.

Фундаментальная наука должна быть предметом особой заботы государства, так же как образование и оборона. Без фундаментальных исследований прикладные проекты не могут развиваться и быть конкурентоспособными. Фундаментальная наука всегда финансировалась из государственного бюджета, так как ее разработки, хотя и являются перспективными, но не обещают быстрой окупаемости, а тем более быстрых прибылей.

Фундаментальная наука непосредственно не создает товаров, она создает интеллектуальные ресурсы, обеспечивающие принципиально новые основы технологического, экономического и социального развития. Ее достижения реализуются прикладной (отраслевой) наукой.

В Указе Президента от 22 июля 1998 г. подчеркнуто, что при осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающие:

  • — сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов деятельности в этой сфере;
  • — государственное регулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.

При этом главной целью является закрепление за Российской Федерацией исключительных прав на результаты научной деятельности, которые были получены за счет средств государственного бюджета.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации.

Министерство образования и науки России осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре»:

  • — выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • — художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
  • — архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • — самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
  • — книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • — эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
Читайте также:  С начала или сначала строительства

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»», Федеральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»~, от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по кинематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.

Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Основными задачами Министерства являются:

  • — осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
  • — содействие развитию национальных культур народов России;
  • — определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
  • — разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
  • — осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;
  • — управление деятельностью подведомственных организаций.

Рад важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причинённого культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения, ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки; и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Основными направлениями социальной политики государства являются регулирование доходов, занятости, создание эффективной системы социальной защиты. Согласно ст. 7 Конституции в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Для реализации этих конституционных положений в стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных), а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и потому нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

В условиях перехода к рыночной экономике и массовых сокращений работников, особенно управленческого аппарата и Вооруженных Сил, вопросы управления в области труда и социального развития приобретают исключительно важное значение.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, предусмотрены Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». Закон устанавливает, какие граждане считаются занятыми, а какие безработными, права граждан в области занятости, определяет регулирование и организацию занятости, социальные гарантии и компенсации безработным, а также полномочия органов государственной власти в области содействия занятости населения. Важное значение имеет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который определяет правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме», а 17 июля 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

В сегодняшних условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровня жизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни — они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону ее оценочно- сопоставительной функции

Следовательно, создана реальная правовая база, которая, позволяет решать ряд важных вопросов в сфере труда и социального развития, создает возможность проследить и учесть в дальнейшем изменения, происходящие в потреблении населения, а также реальные экономические возможности государства по обеспечению социальных гарантий.

Значительная роль в решении задач в области труда и социального Развития принадлежит Правительству. Оно принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; принимает меры по реализации молодежной политики; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики. Одной из важнейших задач Правительства является регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и принятие мер для повышения уровня жизни слабозащищенных слоев населения, в особенности граждан, живущих за чертой бедности.

В соответствии с Конституцией Российской Федераций (ст.ст. 7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере.

Охрана здоровья людей в широком смысле представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и санитарии. Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности. Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально-культурной сфере — здравоохранение.

Развитие физической культуры, спорта и туризма является составной частью многоаспектной деятельности государства по охране здоровья граждан. Успешное решение вопросов в отрасли здравоохранения немыслимо без повышения массовости и уровня физической культуры и спорта, совершенствования организации физкультурной и спортивной работы, укрепления материальной базы спортивных организаций, всемерной поддержки и развития туризма. В то же время руководство физической культурой, спортом и туризмом — достаточно специфическая и сложная деятельность государства, составляющая самостоятельную отрасль социально-культурной сферы управления.

Физическая культура как часть рассматриваемой отрасли управления представляет собой систему государственных и общественных форм деятельности, направленной на организацию процессов физического воспитания населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и куль туры граждан российской Федерации. Эта система включает: физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно- оздоровительных и спортивных организациях; физическую культуру в учреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; физкультурно- оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; физическую культуру и спорт инвалидов.

Спорт — обобщенное понятие одного из компонентов физической культуры общества, исторически сложившееся в форме соревновательной деятельности и специальной практики — подготовки человека к соревнованиям. Спортивная деятельность ориентирована на совершенствование физической подготовленности, духовных и волевых качеств личности, на организацию физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и досуга населения. В ней выделяются две сферы:

  • а) cnopm высших достижений, обеспечивающий раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий;
  • б) профессиональный спорт как коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно — зрелищных мероприятий.

Общие вопросы физической культуры и спорта относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Так, компетенция Российской Федерации в данной области включает:

  • * формирование и осуществление федеральной и внешней политики; разработку и реализацию соответствующих федеральных программ;
  • * формирование Государственного фонда физической культуры и спорта Российской Федерации;
  • * установление федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта, требований к спортивным сооружениям, нормативов физической подготовленности различных групп населения;
  • * прямое финансирование научных исследований в этой области, спортивных сооружений и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения, подготовки и выступления сборных команд под Государственным флагом Российской Федерации в официальных международных спортивных соревнованиях;
  • * контроль за исполнением федерального законодательства в области физической, культуры и спорта и др.

Правовое регулирование в отрасли физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Читайте также:  Нормы строительства забора между соседями в ижс

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции обязаны: использовать физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществлять врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; создавать центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры; оснащать их специальной аппаратурой и медицинским оборудованием и т.д.

Туризм — это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.

Источник: studwood.net

Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации

Государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Культура — многозначное социальное явление, относящееся к сфере духовной жизни страны. Культурные ценности представляют собой богатство и достоинство государства. Культурные традиции, заложенные нашими предками, являются неотъемлемой частью престижа страны на мировой арене. Недаром, приглашая международную делегацию, сторона-хозяйка стремиться показать самые яркие особенности традиционной культуры, тем самым привлекая и располагая к себе дипломатических гостей.

Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.

1.Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации. 4

2. Основы организации государственного управления в сфере экономики. 7

3.Общая характеристика организации управления административно-политической сферой. 9

Список литературы.. 14

Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации

Под социально-культурной сферой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой деятельности и др

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, оказывающих медицинские, образовательные, культурные и другие услуги населению.

Государственное управление социально-культурной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Социальная политика государства — это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости. Оно опирается на принципы: целеполагания; уменьшения рассогласования между заданным и фактическим значением управляемого параметра (отрицательная обратная связь); непрерывной циркуляции текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления и замкнутости контура управления.

Характерные особенности организации управления СКС:

— направленность управления на реализацию конституционных прав граждан;

— децентрализация для более эффективного управления (стратегическое — на федеральном уровне, тактическое — на уровне субъектов РФ и непосредственное предоставление услуг гражданам на местном уровне);

— демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

Таким образом, управление в социально-культурной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятельности направлено на утверждение такого образа жизни граждан, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.

К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся:

— создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения;

— организация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства;

— укрепление семьи и забота о подрастающем поколении;

— сохранение и приумножение культурного достояния;

— организация отдыха и досуга населения;

— создание благоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т.д.

Значительное место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ, которое согласно ст. 16-17 ФКЗ «О Правительстве РФ», в сфере науки, культуры, образования:

— обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

— принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

— обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

— принимает меры по реализации молодежной политики;

— разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере образования и науки, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

— обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

Каждое направление в социально-культурной сфере подведомственно конкретным государственным структурам и министерствам, которые в свою очередь организовывают и контролируют работу в своей сфере. В настоящее время государственное управление в социально-культурной сфере осуществляют министерства:

Источник: poisk-ru.ru

Как строятся культурные кластеры современной России

В Калининграде и Кемерово первые объекты культурных кластеров уже введены в эксплуатацию, в Севастополе и Владивостоке — они планируются к сдаче в 2022 году.

Строительство четырех новых культурно-образовательных кластеров осуществляется по поручению Президента РФ Владимира Путина и на основании его указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Проекты реализуются в Севастополе, Калининграде, Кемерово и Владивостоке.

Заказчиком строительства выступает Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное и культурное наследие», учредителями которого выступили Большой и Мариинский театры, Эрмитаж и Третьяковская галерея. Генеральный подрядчик проекта — группа компаний «Стройтрансгаз». Средства выделяет основной жертвователь фонда национального культурного наследия — компания «Роснефтегаз». Все строительные работы на объектах должны завершиться до конца 2023 года.

Севастополь

Объекты культурного кластера в Севастополе размещают на мысе Хрустальный. В составе кластера: музейный комплекс, театр оперы и балета, Севастопольская государственная хореографическая академия, Музей обороны Севастополя, жилые дома для преподавателей и артистов.

Архитектурную концепцию и эскизный проект зданий оперного театра и Музейного комплекса разработало австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au. По словам руководителя архитектурного бюро Вольфа Прикса, его проект создаст новый облик Севастополя: «Нельзя повторять историческую архитектуру в будущем. У каждого города есть эволюция. Возьмите тот же Рим.

От римской культуры они перешли к готике, затем к барокко, классицизму. И эти перемены будут всегда».

Калининград

В Калининграде культурный кластер строят в южной части острова Октябрьский. Объекты почти такие же, как в Севастополе: Высшая школа (филиал Российского государственного института сценических искусств), Музейный комплекс (филиал Государственной Третьяковской галереи), театр оперы и балета — филиал Большого театра, филиал Московской государственной академии хореографии, филиал Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской госконсерватории им.Чайковского, интернаты и общежития для учащихся, жилой комплекс для проживания преподавателей и артистов.

Проектировщики кластера — британцы. По мнению директора Балтийской высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде Юлии Алейниковой, строятся здания «потрясающей радикальной архитектуры».

Музыкальная школа и интернат для ее учащихся, общеобразовательная школа с бассейном на 550 учащихся уже построены. Академию хореографии с интернатом для учащихся, оперный театр и художественную галерею должны сдать в 2023 году,

Кемерово

Третий кластер — сибирский — строят в Кемерово. В его составе: театр оперы и балета — филиал Мариинского театра, музейный комплекс — филиал Русского музея, фондохранилище, киноконцертный комплекс, Высшая школа музыкального и театрального искусства — филиал РГИСИ, хореографическая академия с концертным залом и интернатом для учащихся, музыкальная школа при Московской государственной консерватории им.Чайковского, общеобразовательная школа с бассейном, жилье для артистов и специалистов комплекса.

Проект в Кемерово, как и в Севастополе, разработан австрийским архитектурным бюро Coop Himmelb(l)au.

Одно из пяти зданий образовательной части сибирского кластера — интернат для студентов музыкальной школы — уже введено в эксплуатацию.

Владивосток

Самый восточный из культурных кластеров расположится в нескольких живописных точках столицы Приморья. На острове Русском строится образовательный комплекс. Здесь будут работать филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им.Чайковского и хореографическая академия — филиал Московской государственной академии хореографии. Неподалеку от мест учебы строятся интернаты для подопечных этих образовательных учреждений. Параллельно возводят три многоквартирных дома для преподавателей, а также общежитие для учащихся высшей школы музыкального и театрального искусства.

На сопке Орлиное гнездо — самой высокой точке исторической части Владивостока — построят масштабный музейный и театральный центр, где разместятся филиалы Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, а также филиал Мариинского театра. Разработчиком архитектурной концепции театрально-образовательного комплекса в районе сопки Орлиное гнездо во Владивостоке выступила норвежская компании Snohetta.

Скандалы на стройках

Изначально планировалось, что все четыре крупнейших музейных комплекса построит компания «Стройгазмонтаж» (СГМ) Аркадия Ротенберга, затем они были переданы группе компаний «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко. Бюджет проекта составляет 120 млрд рублей.

Строительные работы культурного кластера в Севастополе начались в отсутствие проекта, ряда экспертиз, разрешения на строительство. В связи с этим севастопольские активисты неоднократно проводили одиночные пикеты против застройки мыса Хрустальный. Высказывалось мнение, что архитектурное решение объектов кластера диссонирует со сложившейся в исторической части города застройкой. Общественные слушания были проведены формально.

Строительство музейно-театрального комплекса во Владивостоке также не обошлось без проблем. В марте 2020 года более тысячи строителей комплекса на о.Русском вышли на забастовку. Строители требовали выплаты зарплаты. Кроме того, вахтовики жаловались на антисанитарию, отсутствие рабочего инвентаря, плохое питание и неоплачиваемые переработки. В связи с этим надзорными органами были проведены проверки, в ходе которых установлено, что работодатель допустил образование задолженности по заработной плате перед 1760 работниками за март 2020 года.

В результате принятых мер задолженность перед работниками была погашена в полном объеме. По факту нарушения трудового законодательства было возбуждено административное производство.

Источник: sevastopol.press

Рейтинг
Загрузка ...