1.1 . Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов (далее Рекомендации) подготовлены в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7.
1.3 . Методические рекомендации являются практическим пособием, не носят директивный характер и призваны способствовать созданию профессиональных норм и правил во взаимоотношениях между участниками процедуры подрядных торгов.
1.4 . Процедура подрядных торгов является составной частью процесса по подготовке, организации, проведению и регулированию последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказание услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением и ремонтом действующих объектов на территории Российской Федерации.
Предварительное согласование земельного участка от государства
В Рекомендациях описание процедуры проведения подрядных торгов приведено в рамках общего анализа вышеуказанного процесса.
В дополнении к терминологии, приведенной в Положении о подрядных торгах в Российской Федерации, в данных Рекомендациях используются следующие термины:
процесс — совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Процесс проведения подрядных торгов — совокупность взаимосвязанных последовательных процедур, направленных на конкурсное размещение подряда (услуг) путем квалифицированного отбора достойного исполнителя из многочисленных претендентов.
Организационно процесс из ряда последовательных этапов, при выполнении которых осуществляется достижение заданных целей, например, подготовительный, проведение подрядных торгов, оценка конкурсных предложений и выявление победителя, подписание контракта;
процедура — взаимосвязанная последовательность действий, ориентированных на выполнение работы или услуги. Процедура имеет адресный характер, т.е. конкретных исполнителей и протекает в определенные интервалы времени;
банковская гарантия — обязательство, выданное банком в письменной форме по просьбе клиента банка бенефициару — организатору торгов (заказчику), согласно которому банк обязуется в случае ненадлежащего исполнения клиентом условий торгов произвести в пользу бенефициара платеж в пределах суммы и сроков, указанных в гарантийном обязательстве;
консультант — организация, привлекаемая тендерным комитетом для методического обеспечения торгов, подготовки тендерной документации, проведения систематизации и предварительного анализа тендерных предложений. В качестве консультантов могут привлекаться физические лица или специализированные инженерно-консультационные организации, в том числе проектные, имеющие лицензии на необходимые виды деятельности.
2. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ
2.1 . Одной из первых проблем, возникающих при организации и проведении подрядных торгов, является разработка организационной схемы процесса их проведения.
Агентская схема на торгах по банкротству. Закон, нормы, практика. Юрист на час #6
Формирование этой схемы желательно начинать еще до окончательного решения о проведении торгов, т.е. на стадии прогнозирования строительства требуемого объекта.
Выполнение этой работы полезно во всех отношениях, так как она позволяет лучше подготовиться к проведению торгов, провести их в кратчайшие сроки и получить положительный результат.
2.2 . Общая типовая схема технологического процесса проведения подрядных торгов, которая получена в результате его системного анализа, приведена на рисунке.
ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ
На рисунке процесс разбит на ряд последовательных этапов, состоящих из набора процедур. Реализация процедур каждого этапа характеризуется качественными изменениями в процессе. Например, завершение подготовительного этапа позволяет организовывать и проводить торги, окончание этапа проведения подрядных торгов, оценки конкурсных предложений и выявление победителя означают, по существу, что торги завершились и начинается новый этап — этап подготовки и заключения контракта между победителем торгов и заказчиком.
2.3 . Общая схема процесса подрядных торгов позволяет проследить процесс взаимодействия участников торгов по выполнению тех или иных работ, определенных в соответствующих процедурах.
Анализ организационной схемы выявляет также функциональные задачи, выполняемые каждым участником в процессе проведения торгов, их последовательность и сроки выполнения. Приведенная на рисунке схема носит общий характер, на ней отсутствует временная ось. Однако при разработке аналогичной схемы для реального объекта и конкретного предмета торгов временная ось может быть проведена (на рисунке она показана пунктирной линией), и тогда данную схему можно рассматривать как модель процесса, протекающего в реальном масштабе времени.
2.4 . Общий методический подход при определении перечня процедур процесса и их содержания связан с подготовкой и реализацией решения. Это позволяет определить управленческие решения всех участников торгов на разных этапах их проведения.
3. УЧАСТНИКИ ТОРГОВ
3.1 . Заказчик — лицо, для которого строится, реконструируется или переоснащается объект.
На момент принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени), подтвержденными соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти.
Заказчик обязан иметь статус официального юридического или физического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций заказчика.
При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:
назначает организатора торгов;
контролирует работу и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;
устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем.
3.2 . Организатор торгов — лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.
Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов.
В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации и учреждения независимо от форм собственности.
Организатор торгов осуществляет следующие функции:
подготавливает документы для объявления торгов, публикует объявление или рассылает приглашения;
формирует тендерный комитет;
направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;
собирает и анализирует оферты;
утверждает результаты торгов;
рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;
несет все расходы по подготовке и проведению торгов.
3.3 . Тендерный комитет — постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов для их проведения.
Тендерный комитет — коллегиальный орган, сформированный организатором торгов из своих представителей, представителей заказчика (инвестора), а также экспертных и консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекаться представители Госстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Госстрое России.
Тендерный комитет является рабочим органом. Он осуществляет прием, вскрытие и оценку представленных тендерных предложений, определяет победителя торгов.
Как рабочий орган, он может образовать в своем составе или с привлечением других специализированных фирм секретариат и различные подкомиссии для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов.
Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции:
собирает заявки на участие претендентов в предварительной квалификации, а также регистрирует и хранит конкурсные предложения и другую входящую документацию;
оформляет все необходимые документы, обеспечивающие подготовку и проведение торгов;
разрабатывает тендерную документацию или заказывает ее разработку инженерно-консультационной организации;
разрабатывает документацию по предварительной квалификации (или заказывает ее разработку);
проводит заседания согласно утвержденному регламенту и оформляет их протоколами;
определяет победителя торгов и предоставляет протокол на утверждение заказчику (организатору торгов);
рассматривает споры между участниками торгов, а также претензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.
Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.
3.4 . Претендент — организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка.
К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг, зарегистрированные на территории Российской Федерации и выразившие в письменном виде согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.
3.5 . Оферент — претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией, содержащее согласие оферента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Он может также прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающее эффективность выполнения подряда.
4. ПРОЦЕДУРЫ ПРОЦЕССА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ
4.1 . Процедуры подготовительного этапа охватывают весь перечень работ от принятия решения на проведение торгов, создание организационной структуры участников торгов, разработку тендерной документации до определения претендентов и рассылки им тендерной документации.
4.1.1 . Принятие решения о назначении и времени проведения подрядных торгов осуществляется заказчиком, который, являясь собственником объекта или обладая правом распоряжения собственностью (средствами) или оперативного его управления (ведения), принимает решение об организации и проведении подрядных торгов путем издания официального распорядительного документа в форме, принятой в организации заказчика, например приказ, постановление, распоряжение и т.д. В этом документе заказчик определяет подразделение в его организации, которому он поручает выполнение функций организатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.
Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности. В этом случае заказчик заключает договор (контракт) с организацией, которой он поручает выполнение функций организатора торгов. В нем определяются права и обязанности договаривающихся сторон, условия выполнения ими предмета договора.
В общем случае можно рекомендовать, как это в настоящее время осуществлено в ряде регионов России, приказом главы администрации определить фирму, которой поручается работа по подготовке, организации проведения и регулирования последствий торгов на всей территории данного субъекта Федерации. Аналогично можно рекомендовать и для отраслевых министерств и ведомств России.
Финансовые взаимоотношения между заказчиком и организатором торгов регулируются распорядительным документом по организации заказчика, а в случае привлечения специализированной фирмы — соответствующим разделом договора.
Организатор торгов осуществляет оплату всех финансовых расходов деятельности тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, а также несет ответственность по всем видам расходов.
4.1.2 . В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, используя собственных специалистов, представителей проектных, научно-исследовательских, инженерно-консультационных и других организаций и отдельных экспертов на основании заключаемых с ними договоров, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Инженерно-консультационная организация может привлекаться тендерным комитетом также для проведения исследований о целесообразности выставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации, разработки оферт.
Инженерно-консультационная организация должна иметь лицензии на те виды работ, по которым она привлекается тендерным комитетом, организатором торгов или претендентом.
Одна и та же инженерно-консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком и претендентом.
Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются все объявления об открытых торгах, проводящихся на территории Российской Федерации, а также результаты их проведения, являются «Строительная газета» и газета «Развитие».
Объявления об открытых торгах должны содержать:
наименование заказчика и организатора торгов;
наименование вида торгов и предмета торгов;
краткую характеристику места строительства;
ориентировочный объем и сроки выполнения работ;
условия исполнения контракта, необходимость учета рада ограничений;
адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения для получения тендерной документации;
срок представления оферт.
Объявление о торгах должно быть произведено за 2 — 6 мес. до срока представления оферт.
При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета непосредственно в адрес потенциальных претендентов.
4.1.3 . Процедура разработки тендерной документации изложена в Методических рекомендациях по подготовке тендерной документации на проведение подрядных торгов, разработанных АО ЦНИИпроект и одобренных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.
4.1.4 . Процедура проведения предварительной квалификации претендентов изложена в Методических рекомендациях по проведению предварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах, разработанных АО ЦНИИпроект и одобренных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.
4.1.5 . Распространение тендерной документации по запросам претендентов осуществляется секретариатом тендерного комитета в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной тендерным комитетом.
4.1.6 . Разработка оферт претендентами осуществляется самостоятельно или с привлечением инженерно-консультационных фирм в соответствии с Инструкцией оферентам, изложенной в Методических рекомендациях по подготовке тендерной документации при проведении тендерных торгов, разработанных АО ЦНИИпроект и одобренных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.
4.2 . Процедуры этапа проведения подрядных торгов, оценки конкурсных предложений и выявление победителя.
4.2.1 . Приемка оферты осуществляется тендерным комитетом в лице его секретариата или уполномоченного им лица с немедленной се регистрацией в специальной книге.
Оференту, представившему оферту нарочным, выдается расписка, подтверждающая прием и регистрацию оферты.
Оференту, представившему оферту с использованием других видов связи, высылается уведомление, подтверждающее получение и регистрацию оферты.
Оферты, представленные оферентами, хранятся вместе с книгой о регистрации в опечатанном сейфе под ответственность лица, осуществляющего приемку оферт.
Ответственность за сохранность представленной документации несет тендерный комитет.
Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем конверте содержатся заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение первого задатка, и внутренний конверт, в котором находятся предложения претендента-оферента и банковская гарантия.
Внутренний конверт должен быть запечатан претендентом на момент подачи оферты.
При приемке оферты секретариат тендерного комитета проверяет полноту внешнего конверта.
Если во внешнем конверте оферты отсутствует один из указанных выше документов (заявка, копия платежного документа о внесении задатка или внутренний конверт), тендерный комитет может принять решение об отказе в приемке оферты.
Принятие решения об отказе в приемке оферты осуществляется на заседании тендерного комитета по докладу секретариата и оформляется протоколом.
Секретариат высылает уведомление претенденту об отказе принять его оферту к регистрации с приложением протокола тендерного комитета.
4.2.2 . Регламент проведения торгов.
Датой открытия торгов является дата официальной публикации объявления в средствах массовой информации (для открытых торгов) либо дата рассылки официальных приглашений участникам торгов по почте или телефаксу (для закрытых торгов).
Срок подачи тендерных предложений (оферт) устанавливается тендерным комитетом и указывается в объявлении об открытии торгов.
Тендерный комитет определяет дату закрытия торгов, час и место вскрытия конвертов, сроки рассмотрения оферт. Полученные после закрытия торгов оферты не рассматриваются и возвращаются претендентам без вскрытия конвертов. Участники торгов не могут вносить свои изменения или отзывать свое тендерное предложение до завершения торгов. В противном случае задаток претенденту не возвращается.
Срок рассмотрения оферт определяется тендерным комитетом с момента вскрытия конвертов. При рассмотрении предложений устанавливается их соответствие требованиям тендерной документации, проверяется наличие необходимых документов и правильность их оформления.
После получения уведомления победитель обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика в срок, устанавливаемый тендерным комитетом.
В случае невнесения победителем второго задатка в установленный срок организатор торга может отменить присуждение заказа данному победителю.
После внесения победителем второго задатка между заказчиком и победителем торгов заключается контракт на условиях, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя. При подписании контракта по взаимовыгодному согласию в него могут быть внесены и иные данные, не изменяющие условия, содержащиеся в тендерной документации и оферте победителя.
Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры по предмету торгов с их участниками или с другими лицами с момента объявления о проведении торгов до момента заключения контракта.
Если в ходе переговоров с победителем торгов претендент выдвигает неприемлемые условия, тендерный комитет по согласованию с заказчиком вправе начать переговоры с претендентом, занявшим последующее место.
После проведения торгов заказчик (организатор торгов) возвращает сумму задатка претендентам в течение установленного срока с момента объявления победителя торгов. Этот срок не может превышать пяти банковских дней.
Заказчик не возвращает победителю задаток, если он откажется заключить контракт на условиях, изложенных в тендерной документации.
Торги могут быть объявлены тендерным комитетом несостоявшимися, если:
до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одной оферты;
все представленные оферты не содержат банковских гарантий.
Если все представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеют отрицательный результат. В этом случае заказчик может назначить повторные торги.
Организатор торгов (тендерный комитет) не принимает претензий оферентов и не несет имущественной или иной юридической ответственности перед ними при объявлении торгов несостоявшимися или имеющими отрицательный результат. В этом случае только залог подлежит возврату оферентам.
4.2.3 . Вскрытие оферт и их экспертиза.
Вскрытие внутренних конвертов производится на заседании тендерного комитета, проводимом согласно регламенту его работы секретариатом комитета при наличии полномочного состава тендерного комитета (кворума).
На данном заседании тендерный комитет с помощью экспертов удостоверяется в полноте представленных документов во внутреннем конверте, соответствии их основным требованиям тендерной документации. Любая другая информация по каждому претенденту не оповещается, если это не предусмотрено в тендерной документации.
В случае полного соответствия представленной оферты условиям тендерной документации оферта претендента принимается к рассмотрению. Претендент принимает статус оферента.
Если представленная оферта не соответствует требованиям, содержащимся в тендерной документации и исправление недостатков меняет предложение оферента, указанная оферта не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе заседания тендерного комитета.
При обнаружении тендерным комитетом недостатков в представленной оферте, не меняющих предложения оферента, тендерный комитет вправе требовать от оферента приведения представленных документов в соответствии с требованиями и сроками, предусмотренными в тендерной документации, что фиксируется в протоколе заседания комитета.
В случае неприведения оферты в соответствие с требованиями, содержащимися в тендерной документации, указанная оферта не подлежит рассмотрению, что фиксируется в протоколе следующего заседания тендерного комитета.
В зависимости от сложности объекта и предмета торгов тендерный комитет устанавливает соответствующий срок экспертизы оферт, который может быть не более 6 мес. с момента вскрытия внутреннего конверта.
Срок экспертизы оферт объявляется на первом заседании тендерного комитета.
Тендерный комитет в процессе рассмотрения оферт экспертными группами имеет право пригласить оферентов для дачи разъяснений, запрашивать у них и из других источников дополнительные сведения, подтверждающие, присланную информацию.
Оферент не вправе самостоятельно вносить какие-либо изменения в свои оферты в процессе торгов и после принятия их оферт для рассмотрения.
Если оферент отзывает свою оферту после ее регистрации, ему не возвращается внесенный задаток.
При изменении регламента проведения торгов всем лицам извещают об этом и своевременно уведомляют тем же способом, каким было объявлено о торгах.
При проведении гласных видов торгов допускается участие оферентов или их представителей в процедуре их проведения.
В случае отсутствия предложений, удовлетворяющих тендерный комитет, он может принять решение о закрытии торгов или о проведении повторных торгов.
4.2.4 . Порядок оценки тендерных предложений.
Оценка тендерных предложений проводится в течение определенного срока, установленного регламентом работы тендерного комитета. Участники торгов или их представители не вправе присутствовать при оценке оферт. В ходе оценки тендерный комитет имеет право вызывать претендентов для дачи пояснений.
Выбор победителя определяется критериями, содержащимися в тендерной документации. Перечень показателей (критериев), их оценка, методический подход к оценке оферты в целом и выбору лучшего предложения разрабатываются тендерным комитетом (или инженерной фирмой по его заявке) и зависят от особенности объекта, специфики предмета торгов, задач, целей, поставленных заказчиком.
Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие предложения, представленные оферентами, а также их деловая репутация.
Анализ и оценка поданных предложений осуществляется тендерным комитетом или отдельно привлекаемыми экспертными группами (экспертами) в установленный тендерным комитетом срок в зависимости от стоимости объекта и предмета торгов согласно регламенту работы тендерного комитета.
Определенную помощь в работе тендерных комитетов могут оказать Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги, разработанные авторским коллективом Межрегионального научно-методического центра ценообразования в строительстве ЦНИИЭУС Госстроя России и одобренные Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.
Информация о рассмотрении и оценке оферт не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены тендерного комитета и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение данной информации.
4.2.5 . Принятие решения тендерным комитетом.
Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов принимается большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании тендерного комитета полномочного состава и оформляется протоколом.
В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель (представитель заказчика) тендерного комитета, если не предусмотрено утверждение решения заказчиком (организатором торгов).
Тендерный комитет извещает участников о результате торгов в сроки, предусмотренные в тендерной документации (не более чем в недельный срок) и возвращает им задатки, кроме победителя.
4.2.6 . Утверждение результатов торгов.
Протокол о результатах торгов тендерный комитет представляет заказчику либо по его поручению организатору торгов на утверждение в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.
Заказчик — организатор торгов в недельный срок рассматривает представленный протокол и соответствующие необходимые документы и принимает решение об утверждении (неутверждении) результатов торгов.
Протокол заседания тендерного комитета, представленный на утверждение заказчику, должен содержать:
сроки реализации проекта;
заключение экспертов по представленным для оценки офертам;
состав тендерного комитета.
В случае неутверждения результатов торгов заказчик направляет в тендерный комитет мотивированное решение.
Заказчик при рассмотрении протокола о результатах торгов может принять решения:
о проведении повторных торгов;
об утверждении победителя торгов и приглашении его на подписание протокола о намерениях по заключению подрядного договора;
об утверждении победителя торгов и приглашении его к процедуре подготовки и подписания подрядного договора на предмет торгов.
4.3 . Заключение контракта.
4.3.1 . Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, изложенных им в оферте, составленной в соответствии с тендерной документацией.
При подготовке контракта рекомендуется пользоваться Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 812 и Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, одобренным Минстроем России 27 мая 1993 г.
Источник: gosthelp.ru
Как участвовать в коммерческих торгах со стороны заказчика
Участие в аукционах или подача котировочных заявок – хороший способ заработать репутацию у покупателей или получить крупный бюджетный контракт. Но любая компания вправе сама проводить закупки и выступать уже в качестве заказчика, а не участника. Законодательно не установлены правила проведения для таких торгов, поэтому придется проанализировать прошедшие мероприятия, рекомендации площадок и на их основе составить собственный план.
Различия коммерческих и государственных закупок
Госзакупки регулируются федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, устанавливающими строгие правила аукционов, сбора котировочных заявок и т.д., также регулируются отдельные положения, в частности доля закупок у малых предприятий, приобретение товаров импортного производства.
Для коммерческих торгов применяется только один федеральный закон – №135-ФЗ «О защите конкуренции», а в остальном организации должны руководствоваться Гражданским кодексом и уставом электронных торговых площадок (ЭТП).
Кстати! Организации вправе создать собственную ЭТП и проводить на ней торги. Например, группа компаний «Северсталь» (горнодобывающая и металлургическая отрасли) проводит процедуры в собственной системе.
В чем основные отличия коммерческих торгов от государственных:
- Законодательное регулирование (то, о чем сказано выше).
- Финансирование. Все расходы ложатся на организацию-заказчика, она же несет полные финансовые риски (к примеру, если подрядчик окажется недобросовестным и, получив аванс, не выполнит работу).
- Индивидуальная разработка положений по торгам. Придется с нуля составить документацию для участников, в то время как госорганизации по большей части ориентируются на соответствующие ФЗ. Можно использовать для основы положения крупных корпораций, они открыто размещаются на сайтах, в составе аукционной документации, чтобы участники могли с ними ознакомиться.
- Объемы закупок. Коммерческие гиганты и концерны активно организуют торги и их обороты достаточно крупные, а вот обычные компании предпочитают заключать договора напрямую, иногда пользуясь советами «сарафанного радио» или просто поиском в интернете.
К торгам такие организации прибегают тогда, когда начинаются масштабные проекты: выигран аукцион на строительство, например, или понадобились услуги, работы или товары, исполнителей (поставщиков) которых в своем регионе нет.
- Ограничения. Они существуют, но в значительно меньшем количестве, чем для госзакупок. Можно установить свои, если они не противоречат пунктам 135-ФЗ, т.е. не нарушают положения о монополии и конкуренции.
Делаем вывод: коммерческие торги более свободные, проводятся любыми компаниями на большом количестве ЭТП, причем включая и те, что предназначены для государственных закупок.
Виды торговых площадок
Если провести в браузере поиск ЭТП, окажется, что их сотни. Как сориентироваться в таком разнообразии? Для простоты разделим их на несколько категорий:
-
Общие. Это всероссийские ЭТП, аукционные гиганты, объединяющие большое количество заказчиков и участников.
Примеры: Сбербанк АСТ, Росэлторг, РТС-Тендер, B2B-Center.
Часть из них аккредитована для госзакупок, другие работают с коммерческими торгами, некоторые также в рамках 223-ФЗ.
Плюсы: универсальность, большое количество процедур, гибкая ценовая политика для участников, лояльность к заказчикам.
Примеры: «Рыбный рынок» на Сбербанк АСТ, В2В-Стройка и т.п.
Плюсы: если вы занимаетесь одной деятельностью и планируете закупки только по ней, то удобно выбрать одну или несколько таких площадок, не распыляясь на остальные.
Примеры: Портал поставщиков города Москвы, Портал закупок Рефери (Ростовская область).
Плюсы: При работе (или поиске подрядчиков) в конкретном субъекте РФ или городе очень удобно. Скорее всего, участники будут либо местные, либо имеющие соответствующий опыт и знания (об особенностях местного ландшафта, законодательства).
Примеры: ЭТП Газпромбанк, секция торгов на ЭТП Росэлторг для ПАО Ростелеком.
Плюсы: допустим, вы оказываете услуги в сфере связи (монтаж сетей, подключение, настройка оборудования), вам будут интересны тендеры в этом сегменте, сотрудничество с надежными и постоянными заказчиками, что способна обеспечить корпоративная площадка.
Важно! Госзакупки требуют регистрации в ЕИС, для коммерческих торгов она не нужна.
Выбирать можно любое количество площадок, но регистрация на многих, как и работа, платная, и сумма зависит от тарифного плана. Для начала проведите анализ: ознакомьтесь с регламентом, просмотрите списки активных и завершенных процедур, оцените конкурентов (заказчиков в той же сфере), их предложения по стоимости закупа товаров (работ, услуг) и результаты проведенных аукционов.
Регистрация на площадке
Сколько площадок – столько правил, положений и регламентов. Перед подачей заявки рекомендуется их внимательно изучить, даже если на сайте ЭТП все подробно расписано.
Общее есть у всех площадок:
- Обязательная проверка технической возможности. Требования предъявляются к конфигурациям и настройкам ПК (операционная система, память, браузеры и т.д.).
- Создание учетной записи. Потребуется указать основные данные об организации и руководителе, придумать логин и пароль.
- Получение ЭЦП. Для участия и подписания электронных документов.
- Настройка оповещений и выборки. Это не обязательно, но такая подготовка позволит получать информирование о новых процедурах, подходящих вашей организации, начале торгов, окончании времени приема заявок и т.д. Зависят от функционала конкретной площадки.
Поскольку ЭТП заинтересованы в привлечении большого количества участников, для заказчиков есть много бонусов: бесплатная регистрация или стартовый период, активная техническая и правовая поддержка, бесплатная рассылка, дополнительная ЭЦП и т.п.
После подтверждения аккаунта и аккредитации придется изучить интерфейс и возможности личного кабинета, посмотреть, какие виды процедур более интересны участникам (спойлер – электронные аукционы) и, конечно, подготовить внутренние документы и регламенты. В первую очередь с ними захочет ознакомиться потенциальный исполнитель или поставщик.
Подготовка документации
Повторюсь, что лучший способ создать свое – изучить чужое. Обратитесь к базе закупок, посмотрите, какие требования выдвигают конкуренты, изучите и постройте собственные правила.
Что следует учесть:
- Вид торгов. Обычно выбирают вариант с открытым аукционом или конкурсом.
- Состав документации. Разделение идет на техническую и коммерческую часть. Техническая (техзадание) – основная информация о предмете тендера, планы, схемы, графики и прочее. Коммерческая содержит сведения о первоначальной цене, условиях участия, требованиях к поставщику, видах гарантий, а также формы заявок и контракта.
- Требования к исполнителям. Это может быть опыт проведения аналогичных работ, успешно исполненные контракты, наличие материально-технической базы, специалисты определенного уровня и другое.
- Сведения, указываемые участником. В законе отсутствуют, сами обозначьте интересующие вас данные. Чаще всего это наименование, адрес, контакты, ФИО руководителя, сведения о взаимозависимости, системе налогообложения и т.д.
- Критерии оценки. В аукционе решающий фактор – цена, остальное вторично (если только участник соответствует всем остальным требованиям), в конкурсе принимаются во внимание сроки, дополнительные преимущества (увеличенный период гарантии, например) и другие факторы. Иногда оценку проводят с помощью процентовки или системы баллов. Это значит, что каждому критерию устанавливают значение % или балла, а их размер зависит от предложения участника.
Пример: Период гарантии в 1 год признается базовым, за него начисляют 10 баллов, за каждый дополнительный год – еще 5.
- Сроки проведения тендера и оценки результатов. Опять же устанавливаются заказчиком.
- Ответственные лица. Наймите специалиста в области закупок или назначайте на каждый аукцион нового сотрудника. Желательно определить должностных лиц, ответственных за составление аукционной документации и ответы на вопросы участников. К примеру, инженер отвечает за техническую часть, сметчик — за сметы, соответственно, начальник отдела снабжения — за контракт и т.д.
Эти сведения будут в каждом пакете документов на площадке при проведении очередной закупки, но конкретные, а во внутреннем положении требуется определить базовые установки.
Проведение торгов
Вроде самое простое дело – выложил аукцион и сиди жди, когда пойдут косяком участники с заявками, но заказчики допускают массу ошибок и не получают отклика на, казалось бы, заманчивый тендер. Почему?
Во-первых, неудачный выбор ЭТП. Выше я рассказала, сколько есть видов, в цифрах это сотни и тысячи площадок, которые делятся на секции, порталы и прочие подсистемы. Возможно, попадется неудачная платформа, предложившая супервыгодные условия подключения, но не привлекающая контингент нужных поставщиков.
Во-вторых, неверная идентификация закупки. Многие организации ведут автоматизированный поиск (подбор) процедур. Если вы отнесли закупку не к тому коду ОКВЭД, указали неточное название товара, то поисковики пройдут мимо.
Важно! Существуют сознательные и случайные искажения, приводящие к потере потенциальных участников. К примеру, вместо некоторых букв в наименовании товара указаны латинские – автопоиск его не «увидит». Намеренные ошибки допускаются только недобросовестными заказчиками.
В-третьих, маловостребованные услуги или работы, редкий, уникальный товар. Найти исполнителя или поставщика, возможно, проще самостоятельно через интернет или посредника, знакомого с этим сегментом рынка. Скорее всего, аукцион или конкурс результата не дадут.
В-четвертых, путанная, сложная документация, завышенные требования. Вот почему я советую воспользоваться опытом давно работающих конкурентов – они набили себе шишки и знают, что стоит включать в документацию, а что излишне.
В проведении процедуры торгов, если вы знакомы с системой госзакупок, вряд ли ждет что-то новое. Для начала нужно опубликовать извещение о проведении закупки. В нем указывается:
- Название организатора и его реквизиты: юридический, почтовый адрес, email , телефоны для связи.
- Предмет закупки с техническими характеристиками, количество товаров, наименование и местонахождения объекта, где будут проводиться работы, срок выполнения и т.п.
- Наименование и электронный адрес ЭТП, куда необходимо направлять заявки и где пройдет тендер.
- Дата и время торгов.
- Требования к участникам.
- Критерии оценки и сопоставления результатов (для конкурса).
- Необходимость внесения гарантийных платежей или банковской гарантии при заключении контракта и подаче заявки.
- Форма контракта и заявок.
Аукцион
Участники присылают заявки (анонимные, для исключения сговора), вы проверяете их на соответствие требованиям и условиям и допускаете или не допускаете до торгов. В день «Х» участники заходят на ЭТП, на страницу торгов, и делают ставки. Предложивший меньшую цену объявляется победителем.
После этого участник-победитель представляет вторую часть заявки (обычно она уже загружена в систему ЭТП и заказчик просто получает к ней доступ) с более подробными сведениями. Если и здесь все в порядке, то заключаете контракт.
Если окажется, что участник-победитель в чем-то не дотянул (нет нужного количества персонала, не указаны точные характеристики продукции), то право на заключение договора, как правило, переходит к участнику, занявшему второе место.
Обратите внимание! Если второй, следующий за победителем, участник соответствует требованиям, то с ним заключается контракт, если нет – торги признаются несостоявшимися. Но это зависит от положений о закупках заказчика.
Схема аукциона: Анонсирование закупки (по желанию или регламенту заказчика) – Появление извещения о закупке на ЭТП – Подача заявок (первые части) – Отклонение и принятие заявок – Проведение аукциона – Получение вторых частей заявок – Рассмотрение документов – Определение победителя и заключение контракта или признание торгов несостоявшимися.
Конкурс
Отличие в том, что здесь роль играет не только низкая стоимость. К учету принимаются сроки, гарантия, наличие репутации (опыт в подобных услугах или работах, завершенные без санкций контракты по аналогичным поставкам).
Участники, не разобравшиеся в документации, вправе обратиться за разъяснениями (разумеется до проведения аукциона или конкурса).
Кстати! Для госзакупок имеет значение, находится ли участник в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), в коммерческих торгах заказчик также вправе установить требование об отсутствии записи в реестре.
Процесс почти аналогичен аукционному, но у заявителей есть возможность поучаствовать в переторжке. Это один из этапов конкурса, когда участники, допущенные по первым частям заявок, уведомляются об этом и могут (но не обязаны) поменять ценовое предложение, уменьшив стоимость.
Важно! Если собираетесь проводить конкурс, не забудьте конкурсную комиссию. Ее членами могут быть сотрудники организации или привлеченные третьи лица.
С оценкой результата придется потрудиться. Подсчет баллов, процентов, выявление лучшего исполнителя займет больше времени. Конечно, процесс можно автоматизировать с помощью программы.
Схема конкурса: Анонсирование закупки – Появление закупки на ЭТП – Подача заявок (первые части) – Отклонение и принятие заявок – Переторжка – Получение заказчиком вторых частей заявок с новыми предложениями – Рассмотрение документов – Определение победителя и заключение контракта или признание торгов несостоявшимися.
Для установления сроков по каждому этапу лучше ориентироваться на привычные 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Обратите внимание! Организатор вправе отказаться от проведения торгов, но соблюдая установленные законом сроки (см. п. 4 статья 448 ГК РФ). Для аукциона – не позднее чем за три дня до даты проведения, для конкурса – не позднее чем за 30 дней.
Что еще важно предусмотреть:
- Может ли заказчик или победитель отказаться от заключения контракта.
- Возможность заказчика менять условия контракта. Например, снизить дополнительно цену, если победитель предлагает не оригинал, а аналог товара или если договор заключается с единственным участником.
- НДС – это вообще отдельная тема для разговора. Будьте внимательны к формулировкам в своей документации. Вы, как заказчик, можете требовать снижения стоимости, заявленной победителем-упрощенцем на сумму налога, если такое условие будет указано в вашем положении о закупках.
- Что делать с недобросовестным исполнителем: разрывать контракт, требовать пени и неустойки, подавать в суд.
Сейчас доступно много сервисов, предлагающих услуги проверки контрагентов, анализ деятельности и выявление финансового риска, если вы собираетесь стать завсегдатаем ЭТП, с любой стороны, советую их использовать.
Оплата услуг площадки
Иногда заказчикам предлагают поработать бесплатно, а комиссию ЭТП взимают только с участников-победителей, но обычно коммерческие площадки базируются на принципе «с миру по нитке…» и с организаторов торгов также берут комиссию.
Кстати! Выгоднее воспользоваться тарифным планом, включающим определенное количество процедур или конкретный период – 1 месяц, полгода, год и т.д.
Пакетное обслуживание может включать не только услуги площадки, но еще получение ЭЦП, обучение, консультации и другие полезные «плюшки» для заказчиков.
Затраты на оплату услуг ЭТП относим на расходы в зависимости от системы налогообложения. По УСН учитывать расходы можно при условии включения в перечень (статья 346.16), например, юридические услуги, оплата труда (управляющий закупками), командировочные расходы. На ОСНО расходы принимаются как прочие, НДС подлежит вычету при наличии счета-фактуры. В бухгалтерском учете делаем проводку Д 91.2 К 60, 76, 26, 10… – затраты по организации и проведению конкурса или аукциона.
Заметьте, заказчик может получать задаток (взнос) за участие в процедуре. Эти суммы не относятся к доходам, если в будущем возвращаются участникам. Если они становятся платой за участие или изымаются в счет санкций по контракту, то их необходимо учесть как прочие доходы: Д 76 К 91.1. Получение задатка или платы за участие (подлежащих возврату) – Д 51 К 76 и Д 76 К 51 после перечисление обратно участнику.
Возможности, которые дают коммерческие торги
Коммерческие закупки хороши тем, что не ограничены в выборе формы и площадок для проведения. Другие положительные стороны:
- Экономия. Собственно, для этого все затевается – найти поставщика или подрядчика, предлагающего самую низкую цену. Признаю, в этом отношении конкурс объективнее, по его результатам побеждает не столько участник с наименьшей ценой, сколько тот, кто указал самые выгодные условия в целом.
- Долгосрочность. С удачным исполнителем компания может продолжить работу в дальнейшем без проведения аукциона, заключая обычный договор (конечно, если устав и другие внутренние положения позволяют так поступать).
- Широкий круг участников. Вы, как организаторы и будущие заказчики, способны проявить лояльность к будущим партнерам, ими могут стать не только юридические лица или ИП, но и физлица и самозанятые.
Даже крупные корпорации не брезгуют контрактом с частниками. Предметом такого договора может выступить покупка недвижимости, автомобиля, выкуп земельного участка, оказание редких или специфических услуг (реставрация, например).
Работа по 44 и 223 федеральным законам закаляет и готовит к любым другим торгам. Если вы уже побывали участником госзакупок, пора переходить на другую сторону и регистрироваться в качестве заказчика. Совет дня: для первого раза выбирайте крупного игрока на рынке ЭТП, у таких все отработано и устроено максимально комфортно для пользователя, да и линейка тарифов привлекательнее и шире.
Источник: assistentus.ru