ЩПС – щебеночно-песчаная смесь, являющаяся комбинированным строительным материалом натурального происхождения. В состав ее входят песок разных фракций и щебенка. Материал применяется в дорожно-строительных работах при ремонте или возведении новых полотен.
Общая характеристика
Проще говоря, смесь представляет собой отходы от добычи и переработки горного гранита и известняка. Во время дробления смесь щпс просеивается, измельчается до ходовых размеров, очищается от мусора. В конечном итоге получаются разные виды материала исходя из параметров зерен щебенки.
Если в составе щпс имеется четыре и более процента глины и пыли, материал не соответствует параметрам ГОСТа. Кроме этого, соблюдается еще одно условие – радиоактивный фон, который не должен превышать 300 Бк/кг. Это значение считается безопасным для человека и говорит о том, что материал может использоваться при строительстве жилых объектов.
К основным характеристикам щпс, оказывающим влияние на укладку и перевозку, относятся:
секреты строительства дороги ЩПС в России Выпуск 1
- объемная масса;
- насыпная плотность щпс.
Отсюда следует, что значение имеет не только размер фракций зерен щпс, но и показатель плотности материала, называемый коэффициентом уплотнения и характеризующим изменения его объема во время трамбовки, усадки и транспортировки.
Наиболее востребованный размер – от 2 до 4 см. Такая смесь маркируется С6 и имеет объемный вес 1.35 тонны на кубический метр. Если материал более крупных фракций, уплотнение его особого эффекта не даст.
Как выглядит ЩПС
Имеет значение и форма зерен, лучше всего, если она кубовидная.
Приведенными здесь показателями определяется качество стройматериала. Если ими пренебречь, то хорошего качества в ремонтных или строительных работах вы не добьетесь.
Основные свойства
На них оказывают влияние свойства песчаного материала и характеристики щебенки.
Морозостойкость
Важная характеристика щебеночного материала, оказывающая влияние на эксплуатационные показатели ЩПС, так как после замораживания и последующего оттаивания он подвергается разрушениям. Число циклов, которые способен выдерживать материал, маркируется буквой F. Наиболее распространенный тип щебенки, используемый в приготовлении ЩПС – F300.
Прочность
Этот показатель щебенки полностью зависит от того, из каких горных пород материал произвели. Чем больше такой показатель, тем большими показателями прочности обладает щебеночно-песчаная смесь. По показателю прочности щебенку разделяют на несколько групп:
- высокопрочный – М1 200 – М1 400;
- прочный – М800 – М1 200;
- средней прочности – М600 – М800;
- слабой прочности – М300 – М600;
- очень слабой прочности – М200 .
Высокопрочный материал используют для изготовления щебеночно-песчаной смеси, которая предназначается для строительства дорог.
Коэффициент фильтрации
Данным показателем определяется глубина, на которую за сутки способна проникнуть влага. Во время укладки автодорог при обустройстве оснований дренажей применяются смеси с коэффициентом 1. Составы с показателем фильтрации, равным 7, используются для строительства аэродромов. А вот ЩПС с коэффициентом 0.2 идут на создание оснований автострад.
Содержание глинистых и пылевидных частиц
Особенности производства
Производственный процесс по изготовлению ЩПС обеспечивается специальными обогатительными заводами, на конвейерных линиях которых осуществляется дробление, очистка и просеивание песка и щебня до придания им нужных стандартов качества. Производство отличается простотой и приемлемой стоимостью, что в конечном итоге определяет окончательные расценки на строительный материал.
Классификация материала
Смесь представляет собой продукт дробления, имеет зерна разных размеров, чем и определяются ее фракции, от которых зависит сфера использования:
- щпс С1 – размеры зерен достигают 4 см, но продукт может иметь фракции в 5 – 10 мм, на которые приходится большая часть всего объема. На крупные фракции приходится около десяти процентов, и столько же допускается на пылевидные микрочастицы;
- состав С2 – отличается высоким показателем прочности, в него входит щебенка, обладающая хорошими морозоустойчивыми показателями. По размеру зерна достигают 2 см, основу составляют частицы около 1 см. На глину и пыль допускается не более пяти процентов. С таким материалом можно работать при любых погодных условиях и температурных режимах;
- С3 – основное отличие – самые крупные гранулы, достигающие 12 см. Основу смеси составляет гранитная щебенка и песок карьерный, на глину и пыль приходится не более четырех процентов. Основные свойства такой ЩПС – прочность и устойчивость к морозам, легкость укладки;
- С4 – в состав входит просеянный песок и щебенка, гранулы которой составляют 8 см. ЩПС обладает хорошим качеством и высоким коэффициентом уплотнения, что придает удобство при хранении и транспортировке;
- С5 – средний размер фракций от 4 до 8 см. Насыпной материал отличается высоким качественным уровнем, пользуется особой популярностью. На долю глины и пыли отводится не более четырех процентов;
- Смесь С6 – отлично трамбуется катком, хранится долго. С таким материалом можно работать при любых температурных режимах;
- С7 и С8 – мелкофракционный материал в 5 – 10 мм;
- С9 – гранулы до 8 см.
Преимущества и недостатки
ЩПС различных типов представляют собой прочные строительные материалы с хорошим показателем плотности, что позволяет использовать их для выполнения наружных работ.
К основным преимуществам относятся:
- способность к поглощению водяных паров;
- устойчивость к влажной среде;
- невосприимчивость к низким температурным режимам;
- безопасность по классу радиактивности;
- устойчивость к изнашиванию, прочность;
- оптимальный коэффициент по фильтрации дренажа в различных покрытиях, для обустройства которых применялась ЩПС;
- гранулированные зерна песка и щебенки.
Область применения
Так как материал отличается приемлемой стоимостью и отлично поглощает влагу, он пользуется популярностью и получил широкое применение, как универсальное сырье.
ЩПС применяют в следующих видах работ:
- создании покрытий из бетона и асфальта;
- уплотнении и выравнивании слоев перед укладкой дорожных покрытий;
- формировании главного и балластного слоя железнодорожных путей;
- приготовлении асфальтобетона.
ЩПС считается незаменимым материалом при обустройстве различных площадок, путей для передвижения крана. При выполнении каких-нибудь особых работ строительного характера удельную массу гравия и щебенки разрешается увеличить до семидесяти процентов и более.
Исходя из применения, материал делится на определенные виды смесей, предназначенных для:
- устройства оснований аэродромов и автодорожных покрытий;
- балансировок насыпных частей железнодорожных путей;
- асфальтобетонных составов любых типов.
Своими качествами строительный материал приобрел популярность и стал востребованным почти на каждом объекте.
Источник 1nerudnyi.ruЩебеночно-песчаная смесь: описание и применение
Строительный материал, такой как щебёночно-песчаная смесь, является побочным продуктом добычи натурального гранита. Кроме того, она может образовываться в результате выветривания скальных пород. По сути, это комбинация песка и щебня, широко применяющаяся в строительстве.
Общие характеристики
В целом стройматериал представляет собой образующиеся при добыче и переработке отходы горных пород гранита и известняка, которые содержат обломки щебня и карьерный песок.
При дроблении на сортировочной фабрике смесь проходит просеивание, измельчение до ходовых фракций, очистку от мелкого мусора, в итоге получаются разные виды стройматериала исходя из размера зёрен щебня.
В случае наличия в составе 4 и более процентов глины и пыли изделие не может соответствовать стандартам ГОСТа 25607-94. Помимо этого, требуется, чтобы радиоактивный фон находился в пределах 300 Бк/кг, что считается безопасным и позволяет применять смесь в строительстве жилых зданий.
Основные характеристики, которые нужно знать при укладке и транспортировке:
- объёмный вес;
- насыпная плотность.
Получается, что важен не только зерновой состав, но и плотность, то есть коэффициент уплотнения щебня, характеризующий изменение его объёма при трамбовке, а также усадке и перевозке. Один из самых востребованных размеров фракции – 20-40 мм, это смесь С6 с объёмным весом 1.35 т/м3. При более крупной фракции трамбовка менее эффективна.
Играет роль и форма зёрен, предпочтительнее, когда она кубовидная. Собственно, этими показателями и определяется качество строительного материала. Если его игнорировать, вряд ли можно добиться хороших эксплуатационных характеристик дорожного покрытия, для чего в большинстве случаев и применяется щебёночно-песчаная смесь.
Преимущества сыпучих смесей
Щебёночно-песчаные смеси разных типов являются прочными материалами, дающими возможность их использовать при проведении наружных работ.
Основные достоинства:
- способность поглощать водяные пары;
- устойчивость к повышенной влажности;
- невосприимчивость к низким температурам;
- безопасный класс радиоактивности;
- прочность, износостойкость в условиях высоких нагрузок;
- оптимальный коэффициент фильтрации дренажа в покрытиях разного назначения;
- гранулированный состав щебня и песка.
Это немаловажные производственные качества сыпучих изделий, отличающихся к тому же невысокой стоимостью.
Виды материала
Щебёночно-песчаная смесь, являясь продуктом дробления, имеет разные по размеру зёрна, что и обуславливает её фракцию. От этого параметра зависит область применения материала.
- ЩПС С1 – смесь, имеющая размер зерна 40 мм. На самом деле, продукт может включать фракции от 5 до 10 мм, которые занимают большую часть объёма, самые крупные присутствуют в количестве 10% от общего числа, в составе также допускается наличие 10% пылевидных микрочастиц. Главной сферой применения смеси С1 считается обустройство дорожных покрытий, в частности, когда требуется получить идеально ровную, гладкую поверхность. С помощью материала можно возводить даже не асфальтированные дороги. В основном это посадочные полосы аэродромов.
- Смесь С2 обладает высокими прочностными свойствами, в её состав входит щебень с морозостойкими свойствами (F100 или F300). Максимальный размер входящих в состав зёрен составляет 20 мм, а в основе лежат гранулированные фракции размером около 10 мм. Глины и пылеобразных частиц всего 5%. Материал имеет свои достоинства, среди которых возможность укладки при любых погодных условиях и температуре.
Покрытие, полученное с помощью этого продукта, не боится влажности, холода, не подвержено растрескиванию в ходе эксплуатации. Может применяться как для создания покрытий I-III категории, так и для ландшафтных работ на частных территориях, благодаря доступной стоимости.
- Продукция С3 отличается самыми крупными гранулами размером 120 мм. Её составляющие – гранитный щебень и карьерный песок, при этом пыль и глина по ГОСТу не превышают 4%. Это прочный, морозоустойчивый материал, укладка которого осуществляется проще и легче, по сравнению с другими видами ЩПС. Основное предназначение – дополнительные слои дорожного покрытия, дающие возможность сократить расходы на такие материалы, как асфальт, бетон.
Гранитные фракции обладают хорошей уплотняемостью, по этой причине покрытия устойчивы к повышенным нагрузкам.
- ЩПС С4 включает просеянный карьерный песок и гранулы щебня фракцией 80 мм. Смесь применяется для жилого строительства, так как радиационные показатели изделия не превышают 300 Бк/кг. Это качественный материал, удобный для хранения и перевозки, работать с ним можно в любых климатических условиях. Применяется для создания автомобильных дорожных покрытий, балластной призмы железнодорожных и трамвайных путей, укрепления дорожных обочин.
- Смесь С5 обладает фракцией от 40 до 80 мм. Это высококачественное насыпное изделие, пользующееся повышенным спросом, основной объём которого составляют частицы размером 40-60 мм при количестве пылевидных добавок не более 4%. Сфера использования изделия аналогична применению С4, также его задействуют при возведении жилых и производственных построек, дорожных покрытий, для бетонных работ, в качестве укрепительных слоёв обочин.
Область применения смесей С4 и С5 более обширна, они считаются самыми востребованными материалами.
- Щебёночно-песчаный состав С6 отличается от других сыпучих смесей оптимальной трамбовкой катком, длительным хранением, возможностью проведения работ при критических температурах и в разных погодных условиях. Основой материала являются гранитные фракции от 5 до 20 и 20-40 мм. Применяется практически во всех областях строительства. После укладки движение по созданному покрытию допустимо почти сразу. Смесь имеет невысокую цену, благодаря чему есть возможность экономии на асфальте и бетоне.
- Изделия С7 и С8 в основном служат при закладке нижнего слоя автомобильных дорог и отличаются мелкой фракцией – 10 и 5 мм. Укрепление цементом материала С7 делает смесь более устойчивой к низким температурам и исключает появление трещин на покрытии во время эксплуатации.
- Смесь С9 имеет размер гранул 80 мм, помимо дорожных покрытий, используется для строительства стоянок, площадей, тротуаров и просёлочных дорог.
- На начальных этапах постройки дорог допускается использование С10 с частицами 20 мм, в составе её присутствуют до 30% карьерного песка и 20% глины и пыли.
Исходя из высоких характеристик качества по уплотнению материала, самой востребованной является щебеночно-песчаная смесь С4, к тому же считающаяся самой близкой к натуральным минералам по своему составу.
В следующем видеоролике можно узнать, как получают ЩПС С5 и каковы ее главные преимущества.
Источник stroy-podskazka.ru
Щебеночно-песчаные смеси — виды и применение
Щебеночно–песчаная смесь — побочный продукт при промышленной разработке горных пород. Природный материал очищают и сортируют, проверяют на соответствие ГОСТ 25607-2009. Сфера применения ЩПС зависит от зернового состава, количества пылевидных и глинистых частиц, марок морозостойкости, дробимости и других характеристик.
Основные характеристики ЩПС
- Прочность щебня отображена в ГОСТ 8267-93. Марка дробимости щебня из осадочных горных пород должна быть не ниже 400. Прочность щебня с маркировкой до М600 считается слабой, до М800 — средней, М1200 — прочной, М1400 — высокопрочной;
- Морозостойкость щебеня маркируется по числу циклов замораживания и оттаивания: от F15 до F400;
- Смеси, в которых до 10% песчаной составляющей от массы, подходят для морозозащитных слоев, если процент больше — проводятся испытания на степень пучинистости, допустимо не более 0,04 деформации;
- Водостойкость ЩПС маркируется в зависимости от потери массы при испытаниях: до 1% — В1, 1–3% — В2;
- Пластичность щебня: Пл1 до 1%, Пл2 —1–5%, Пл3 — 5–7%;
- Процент пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях: до 20% для оснований, до 10% для покрытий.
- Коэффициент фильтрации показывает на сколько мл за сутки влага проникает в материал.
- Насыпная плотность для ЩПС в среднем — 1,7 т/м3, коэффициент уплотнения зависит гранулометрического состава смеси — 1,1-1,5.
Классификация щебеночно-песчаных смесей
Готовые смеси по ГОСТ 25607-2009 сортируются на 11 групп. В каждой отмечен размер самой крупной фракции, которой в составе до 10% от массы, количество частиц менее 0,05 мм, а также допустимое процентное соотношение частиц других размеров.
Для покрытий применяют смеси С1 и С2.
- В С1 самая крупная фракция 40 мм. Применяется состав там, где нужна гладкая поверхность, позволяет возводить даже не асфальтированные дороги.
- В С2 самые крупные гранулы — 20 мм, используется там же, где и С1 и для ландшафтных работ.
Смеси С3–С8 используются для оснований, где нужна непрерывная гранулометрия, С9–С11 — для оснований, где прерывистая.
- В С3 размер зерен — 120 мм и меньше, задействуется для дополнительных слоев дорожного покрытия. С ее помощью экономят на асфальте и бетоне при строительстве дорог.
С4 и С5 наиболее востребованы.
- Самая крупная фракция ЩПС 4 — 80 мм, применяется для покрытий автомобильных дорог, укрепления обочин, для балластной призмы трамвайных и железнодорожных путей.
- С5 наибольшими гранулами 40мм используется там же, где и С4, а также при строительстве жилых и производственных зданий.
- У С6 самые крупные гранулы 20 мм, задействуется почти во всех областях строительства.
- У С7 самая крупная фракция 10 мм, у С8 —5, используются при закладке подушки дорожного полотна.
- С9 с зернами 80 мм и меньшего размера используется для нижнего слоя автодорог, а также при строительстве тротуаров, стоянок площадей.
- С10 — 40 мм, применяют на 1 этапе строительства дорог.
- С11 — 20 мм используется для временных дорог, засыпки разворотных и стояночных площадок, обустройства автодорог.
Преимущества щебеночно-песчаных смесей
Смеси — побочный продукт карьерного производства, для их производства и сортировки не требуется дорогостоящее промышленное оборудование, поэтому они отличаются невысокой стоимостью.
ЩПС неприхотливы к погодным условиям, морозостойкие составы не требуют особых условий для складирования, неморозостойкие после обработки стабилизаторами — тоже. Использовать их можно в любую погоду, а срок хранения практически неограничен.
Для транспортировки можно использовать любой грузовой транспорт, главное чтобы разные составы не смешивались между собой. Нельзя проводить промежуточные погрузочно-разгрузочные работы после отправления на стройплощадку.
Основные области применения ЩПС
В зависимости от радиационных показателей смеси можно использовать для строительства:
- жилых и общественных зданий — до 370 Бк/кг,
- дорог в пределах населенных пунктов и производственных зданий — 370–740 Бк/кг,
- дорог вне населенных мест —740 –1500 Бк/кг.
ЩПС используются для устройства фундаментов при сооружении зданий, для дренажных систем, обустройства площадок и ландшафтных решений. Продукт нужен при производстве бетонных и асфальтобетонных смесей, применяется для железнодорожных насыпей, уплотнения и выравнивания автодорог и тротуаров, а также взлётных полос аэродромов.
Источник 72taktika.ru