С терминами в архитектуре всегда наблюдалась некоторая путаница. Во всяком случае, очень часто одно и то же понятие употребляется для явлений различного порядка. Так, в массовых изданиях и в научной литературе еще с 1940–1950х годов широко используется противоречивое определение силуэта застройки или силуэта города. Вот одно из них: “Что такое силуэт города?
Панорамное или плоскостное, контурное выражение и восприятие городских объемов, зданий и сооружений на фоне небосклона или ландшафта, видимых с различных расстояний…Это вертикальная проекция плана города…” [8, с. 21]. Чаще всего силуэт города понимают именно как условный плоский рисунок контура застройки, абстрагируемый от обтекающего ее пространства и функционального назначения.
Для обозначения зрительной вершины застройки как границы массы на фоне природной среды существует и другой, более точный по значению термин – очертание. Вот как, к примеру, использовали его два авторитетных автора:
Гибберд Ф.: “Что представляют собой визуальные характеристики, общие для всех элементов городского ансамбля? Общим для всех объектов является наличие формы, т.е. определенных очертаний… Независимо от того, будет ли объект плоским или объемным, он имеет линейные очертания” [4, с. 18].
Что такое СИЛУЭТ. Графика. История искусств.
Грушка Э.: “Очертание города, его индивидуальный художественный облик определяются главными площадями, главными магистралями и доминирующими сооружениями” [5, с. 234].
Но поскольку очертание является следствием чередования архитектурных объектов и пространственных интервалов между ними, понятие силуэта оказывается частным и производным в отношении общего объемного построения города. С конца 1970х годов предметом научного анализа постепенно становилась высотная композиция города в целом, обеспечивающая его художественное и смысловое единство.
Формирование высотной композиции должно решить и вопросы построения очертания застройки, подобно тому как полноценная объемнопространственная структура здания является предпосылкой удачной прорисовки его фасадов. Это, конечно же, не исключает дополнительной корректировки основных вертикальных проекций и очертаний высотных зданий.
К 1980м годам в СССР оформилась тенденция пространственной организации городов комплексом вертикальных акцентов. Действительно, с полным основанием координация взаимосвязанных элементов целостной городской застройки должна была распространиться на художественные аспекты отношений между высотными доминантами.
Создание пространственной целостности города через систему высотных доминант – классический пример ансамблевого подхода к городу. Поэтому одним из ведущих принципов современной градостроительной композиции остается проверенное столетиями чередование эмоционально ярких, концентрирующих в себе высокие художественные качества опорных узлов с более спокойными элементами застройки. Попрежнему большое значение имеет способность вертикальных акцентов служить центром притяжения пространственных связей, укрупнять первичную единицу структурной организации застройки, закреплять объемнопространственное построение города.
Miyagi & Эндшпиль — Silhouette (Official Video)
Однако устоявшейся методики прогнозирования комплекса архитектурных вертикалей к 1980м годам еще не было предложено. Изучение проектного опыта организованного размещения объемных и линейных ориентиров в городах БССР, СССР и других социалистических стран позволило мне восполнить этот пробел. В кандидатской диссертации “Композиционнопространственная организация системы высотных доминант в крупных исторических городах” (Москва, ЦНИИПградостроительства, 1989) были разработаны принципы и методы формирования сети вертикальных акцентов в растущих городах. Они сводились к нескольким основным положениям [6].
1. В современном градостроительстве функциональное зонирование все чаще дополняется прогрессивным принципом интеграции отдельных функциональных элементов. Поэтому сеть архитектурных вертикалей должна быть сформирована из объектов, связанных со всеми сторонами социальной жизни города – трудом, бытом, отдыхом. Отсюда следует установка на интеграцию городского пространства в художественное целое и использование в качестве одной из структурирующих систем комплекса архитектурных вертикалей, расположенных в различных функциональнопространственных зонах или на их стыках. На основе поляризованной линейноузловой структуры и следует формировать систему пространственных связей среднего, большого или крупного города.
2. Необходимость соподчинения вертикальных акцентов как системных объектов требует установления их иерархии по художественнокомпозиционным функциям. Оптимально ранжирование в три категории. Высотные доминанты 1го порядка выделяют опорные узлы, которые составляют основу городской структуры; они размещаются через крупные интервалы, соответствующие природному модулю.
Вертикали 2й категории поддерживают ведущие пространственные связи и фиксируют дополнительные композиционные оси. Доминанты 3го порядка формируют ритмические ряды, выявляющие направления основных магистралей. Чем выше порядок доминант, тем в большей степени их размещение должно соответствовать схеме ведущих пространственных связей. Непременным условием рациональной организации системы высотных доминант является выполнение ориентирами более высокого порядка функций вертикалей предшествующего уровня.
3. Вдоль основных пространственных связей, которые должны совпадать со структурными осями рельефных форм, следует располагать не отдельные акценты, а звенья соподчиненных вертикалей. Этот принцип природосообразности обусловливает такие методические приемы, как генерализация рельефа, наложение на характерные направления его осей ведущих пространственных связей, сосредоточение возле них высотных доминант высших категорий, упорядочение пространственных интервалов вдоль осей с помощью природного модуля.
4. Новые формы упорядоченности высотных доминант должны не только служить композиционной организации значительных территорий, но обеспечивать непреходящую образнокультурную ценность. Поэтому при выборе определенного способа взаимосвязи вертикальных акцентов в крупных исторических городах огромное значение приобретает использование сложившихся особенностей пространственной организации опорных ориентиров. Будущая система формируется при этом не на абсолютно привнесенном композиционном начале, а как сопоставляемая с предыдущими этапами и преемственно развивающая своеобразие городского комплекса.
Разработанные принципы системной организации высотных доминант определили методический подход к их прогнозированию, которое целесообразно осуществлять уже на стадии генерального плана города с помощью комплекса приемов. Они сведены в четыре группы, соответствующие выведенным принципам в обратном порядке, – преемственности, природосообразности, субординации и пространственной интеграции. При этом имеется в виду постоянное действие обобщающего принципа художественнокомпозиционной гармонизации.
Эту концепцию удалось реализовать на примере Гродно, Лиды и Новогрудка, то есть городов разной величины. Оказалось, что для крупного города даже легче выполнить генерализацию рельефа: при значительном охвате территории закономерности его структурных осей выявляются почти однозначно. Так, в Гродно в северном ландшафтном наделе определились система параллельных водоразделов, чередующихся приблизительно через равные интервалы, и большой природный амфитеатр в занеманской части. Намеченная с учетом природной подосновы треугольная ориентация ведущих пространственных связей хорошо согласуется со сложившимся к концу XVIII века треугольником архитектурных вертикалей. Для подчеркивания композиционных осей прогнозируемой городской структуры понадобится несколько (в пределах пяти) высотных доминант высшей категории.
Территория меньшего города, каким является Новогрудок, по проекту подчинилась композиционному влиянию лишь одной пары взаимоперпендикулярных ведущих пространственных связей. Естественно, в первую очередь в зоне их пересечения, на высокой природной гряде, возникает необходимость в одной доминанте 1й категории. Цепочки архитектурных вертикалей 2го и 3го порядков выявляют террасы склонов и радиальные направления вылетных магистралей.
По существу, результатом всей исследовательской и проектной работы по каждому городу являются два основных оперативных чертежа. На одном фиксируется размещение системы высотных доминант на схеме планировочной структуры и пространственноструктурных особенностей рельефа.
На другом та же сеть вертикальных акцентов показана более наглядно на аксонометрической реконструкции всего городского комплекса и топографической поверхности ландшафтного надела. Безусловно, определенную пользу приносят и контрольные панорамы: они активно вынуждают ограничивать количество объемных ориентиров, помогают обеспечивать верное их соотношение с сохранившимися историческими вертикалями. Кроме того, в состав переданной документации входил еще один небезынтересный раздел – эскизное объемное решение прогнозируемых высотных доминант высших категорий (исполнитель раздела по Гродно и Лиде – В.Ф. Морозов). С учетом функционального зонирования городов такими сооружениями стали жилые, производственные и прочие типы зданий; их художественнокомпозиционная роль в застройке обусловливала крупный масштаб и выразительное завершение объемов.
Однако ни характерный силуэт застройки, ни целостная высотная композиция городов нашего времени сами по себе не возникнут. Потребуется длительная и, главное, последовательная планомерная работа. За последние два десятилетия, пусть не самые удачные в отношении количественного и качественного развития городов, она не продвинулась даже там, где имелись долговременные прогнозные проекты. Сменились, и не однажды, руководители городов, областных и городских отделов архитектуры. Хотя большинство выгодных участков продолжает резервироваться для будущего строительства высотных акцентов, в целом подтверждается печальное правило: каждая тенденция прокладывает себе дорогу не без торможения и даже не без попятного движения.
1. Бабуров В.В., Лавров В.А. О композиции в планировке городов // Проблемы современного градостроительства. Вып. 5. М., 1955.
2. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л., 1980.
3. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М., 1940.
4. Гибберд Ф. Градостроительство. М., 1963.
5. Грушка Э. Развитие градостроительства. Братислава, 1963.
6. Кишик Ю.Н. Системная организация высотных доминант // Реконструкция исторических зон городов. Киев, 1991. С. 27–40.
Источник: ais.by
Силуэт
Силуэт — это вертикальное контурное очертание застройки города. Он имеет в своей основе планировочное решение, но визуально воспринимается через очертание-границу между безграничным небом и городской застройкой. Игра высот архитектурных сооружений, контуры крыш, башен и фронтонов — все это создает неповторимый силуэт города, своего рода узнаваемый портрет. Ритм архитектурных сооружений и композиционное построение ассоциативно передают дух и настроение того или иного города.
Пластика
Пластика (от греч. plastike — формирование, образование) в архитектуре -это художественное выражение объемной формы, проработанной в соответствии с назначением и структурой сооружения. Пластику можно понимать как лепку архитектурной формы, а пластичность — как выразительность этой лепки.
В более общем смысле термин обозначает объемность, скульптурность. Иногда он употребляется в значении «скульптура», а также применительно к выразительности жестов и движений (пластика танца, позы).
Архитектурная форма здания — это результат пластического разрешения его утилитарной структуры. В конечном итоге форма и является реальной пластикой архитектурного сооружения.
Тектоника
Тектоника, или архитектоника (от др.-греч. tektoviki) — строение, построение) в архитектуре — это пластическое построение формы архитектурного сооружения в соответствии с его строительной, конструктивной сущностью.
Этот термин употребляется во многих науках: в геологии он обозначает внутреннее строение (архитектуру) земной коры, в биологии применяется для определения структуры элементов живого организма. В искусстве под тектоникой подразумевают структуру и построение художественного произведения (по аналогии с закономерностями строительного искусства).
Тектоника архитектурного сооружения обусловливается расположением и соподчинением его частей, вытекающими из конструктивной основы здания. В каждой конструктивной системе вырабатываются свои тектонические формы и приемы, что наглядно прослеживается в истории архитектуры. Влияние конструкции и материала на тектонический характер сооружения можно показать, 6
в частности, на примере гипостильного зала храма в Карнаке (Египет) площадью около 5000 м 2 . Зал представляет собой лес мощных колонн диаметрами 2,5 и 3,5 м, по которым перекинуты каменные балки, образующие основу перекрытия. 138 колонн занимают около 30 % всей площади зала. Тот же материал (камень), но применяемый в другой конструкции — сводчатой, дает совершенно иную тектоническую картину, например, в соборе Святого Петра в Риме, где своды пролетом 25 м перекрывают главные нефы также площадью около 5000 м 2 .
Характер конструкции влияет не только на ее общее пространственное и объемное решение, но и на формирование отдельных элементов. Если у каменных колонн отношение диаметра к высоте не более 1:10, то железобетонные стойки могут иметь отношение 1:30 и более.
Тектоничность архитектурного сооружения зависит от того, в какой мере его формы выражают закономерности строительной структуры и его конструктивную основу. В истории архитектуры можно выделить группы сооружений и даже целые периоды, архитектура которых отличалась тектонической ясностью и выразительностью (архитектура античной Греции, византийская и готическая архитектура и др.). В атектоничных стилях конструктивная сущность не получает полного выявления, а иногда и сознательно затушевывается для усиления напряженности форм и декоративного эффекта (таковы, например, некоторые памятники индийского средневековья).
Статика и динамика
Статика (от греч. statikos — приводящий к покою). Неподвижные, статичные, незыблемые формы в течение многих веков считались определяющими характеристиками архитектуры, поэтому основная часть архитектурного наследия прошлого выражает своими формами покой и полное подчинение силам гравитации, воплощая тем самым статичные архитектурные принципы.
Новые подходы к архитектурному формообразованию способствовали рождению принципов динамизма. Динамическая архитектура, несущая идеи движения, пластики и трансформации, проявляется больше на уровне концепций и проектов.
Архитектурная динамика (от греч. dynamis — сила) может быть выражена как в форме художественной имитации, так и посредством создания способных к реальному движению зданий и сооружений.
Композиция (от лат. compositio — сочинение, составление, связывание, примирение) подразумевает расположение, взаимосвязь и сочетание отдельных частей, создающие единство и законченность целого. В искусстве этот термин обозначает систему построения художественного произведения и приведения его в единство в соответствии с творческим замыслом при помощи средств и приемов, свойственных данному виду искусства.
Под архитектурной композицией понимаются взаимосвязь и соподчинение всех элементов сооружения, сведение воедино разнообразных требований функционального, технического и эстетического порядка, дающие в результате целостное законченное архитектурное произведение. Это понятие относится и к творческому процессу (проектированию), и к проекту, и к самому архитектурному сооружению, его частям и деталям (композиция плана, фасада и т. д.).
Источник: bstudy.net