Система стандартизации в строительстве это

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.

3 ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.

4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

Стандартизация для чайников. Общие понятия

Изменения внесены юридическим бюро «Кодекс» по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Галилео. Истории изобретений. Стандартизация

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП

государственные стандарты Российской Федерации

в области строительства — ГОСТ Р

своды правил по проектированию и строительству — СП

руководящие документы Системы — РДС

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

территориальные строительные нормы — ТСН

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного

комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 Содержание, построение, изложение и оформление

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.

Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:

— Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы.

— Должно быть обеспечено.

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Эти требования должны определять:

надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:

требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;

требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;

контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

6.6(К) В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:

положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроиетльного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;

объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.

Примечание — Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.

6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1.4.

6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.

Построение, изложение и оформление технических условий — в соответствии с документами Госстандарта России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «Одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)».

Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210х297 мм.

6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС — с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.

Читайте также:  Образец сметы контракта на строительство

Обозначения нормативных документов по стандартизации — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают:

«В системе нормативных документов в строительстве ______________________входит в

7 Разработка и принятие нормативных документов

7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.

7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:

1-я стадия — организация разработки документа;

2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия — издание документа.

Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.

При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.

Территориальные строительные нормы направляют на заключение в числе других заинтересованных организаций также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.

Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.

Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов;

протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);

предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы — вводятся в действие Минстроем России в установленном им порядке.

Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.

7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.

Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.

7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.

При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.

Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.

По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).

Текущую информацию о введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП — Центр проектной продукции массового применения Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.

8 Применение нормативных документов

8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих эданий или помещений.

8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Источник: www.vashdom.ru

Метрология+градостроительство / Лекции метрология распечатать / Lektsia__8

Стандартизация в строительстве является составной частью государственной системы стандартизации. Ее цель — развитие индустриализации строительного производства, внедрение новых эффективных типов строительных материалов и конструкций, новых проектных решений, совершенствование управления строительным производством, улучшение качества строительства.

Объектами стандартизации в строительстве являются:

строительные материалы и изделия

промышленное, сельскохозяйственное и мелиоративное строительство

оборудование зданий, сооружений

техника безопасности и т.д.

Государство с помощью стандартов регулирует отношения, связанные с производством, обменом и потреблением продукции.

Государственные стандарты – высшая категория нормативно-технической документации. При изготовлении продукции должен быть обеспечен уровень качества не меньший, чем предусмотрен стандартом.

Принципы и методы стандартизации (унификация, типизация и агрегатирование)

Первым принципом отечественной стандартизации является обязательность. Несоблюдение стандартов преследуется по закону. За нарушение требований стандартов и технических условий конкретные виновники несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность

Другим важным принципом, положенным в основу отечественной стандартизации, является комплектность.

Был разработан и принят принцип “трех уровней” стандартизации. На основе этого принципа вся нормативно техническая документация в строительстве разделяется на три уровня.

Первый – общестроительные комплексы документов, регламентирующие организацион-но-методические и нормативно-технические основы строительства.

Второй – комплекс документов, регламентирующий технические нормы и требования на сооружения, здания и их элементы.

Третий – комплекс документов, регламентирующий технические нормы и требования на строительные материалы, конструкции (изделия) и другую промышленную продукцию, применяемою в строительстве.

Результатом комплексной стандартизации является образование крупных общегосударственных межотраслевых систем стандартов.

Следующим принципом работ по стандартизации является перспективность работ по стандартизации, которая обеспечивает выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные по отношению к достигнутому уровню норм и требования к объекту стандартизации, которые будут оптимальны в будущем.

Методами стандартизации являются унификация, типизация и агрегатирование, обеспечивающие взаимозаменяемость и специализацию на разных уровнях.

Унификация – рациональное сокращение числа типов, видов и размеров изделий одинакового функционального назначения. Например, оснастку и инвентарь для производства строительно-монтажных работ изготавливают и применяют все строительные организации. Поэтому для осуществления единой политики в проектировании, изготовлении и ……………………………………………………………………………………… соответствующий комплекс государственных стандартов.

Типизация – разработка и установление таких, конструктивных или технологических решений, в которых отобраны общие для ряда изделий или процессов технические характеристики 1 .

Агрегатирование – метод создания и эксплуатации машин, приборов и оборудования из отдельных стандартных, унифицированных узлов, многократно используемых при создании различных изделий на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости 2 .

Началом работ по стандартизации являются систематизация и классификация. Самой простой формой систематизации является алфавитная система расположения объектов. Ежегодно выпускается указатель “Государственные стандарты”, в котором все стандарты разделены на разделы, классы и группы в соответствии с Классификатором государственных стандартов.

Стандарты по строительству и стройматериалам выделены в разделе “Ж”, в который, в свою очередь, разделен по классам:

Общие правила и нормы по строительству и стройматериалам

Санитарное, инженерное и противопожарное оборудование зданий

Строительные конструкции и детали

Промышленные здания и сооружения

Сельскохозяйственные здания и сооружения

Дорожное, мостовое и железнодорожное строительство

Классы в свою очередь разделены на группы, например:

Обозначения стандартов внутри групп расположены по порядку возрастания номеров. Таким образом, в указателе в соответствующей группе можно найти обозначения и наименование всех стандартов, действующих в стране в этом году. Если при поиске известно только обозначение документа (например ГОСТ 10629-78), его группу можно установить в последнем томе указателя, где все стандарты расположены только по порядку возрастания номеров, например:

В графе “Для отметок” в скобках указывается номер изменения, номер и год издания информационного указателя, в котором оно опубликовано, если в обозначении стандарта после года регистрации стоит одна звездочка. В этой же графе для вновь вводимых или прекращающих свое действие стандартов указывают строки введения или прекращения действия.

В томе указателя с соответствующей группой можно найти и наименование документа 3 .

1 Например, на продукцию цементной промышленности разработан комплекс стандартов, включающий общие стандарты и стандарты на конкретные виды цементов. Общие стандарты комплекса устанавливают классификацию цементов, номенклатуру показателей их качества, правила приемки, упаковки, маркировки, транспортирования и хранения.

2 Например, в государственных стандартных регламентированных унифицированные объемно-планировочные параметры жилых и общественных, промышленных и сельскохозяйственных зданий. Цель разработки стандартов этой группы – создание такой объемно-планировочной структуры здания, которая обеспечивает унификацию и взаимозаменяемость строительных конструкций из разных материалов, а также широкое применение индустриальных методов возведение зданий.

Источник: studfile.net

ВОПРОС 1. Стандартизация, унификация и индустриализация в производстве строительных материалов и конструкций. Нормативные документы. Модульная координация размеров.

ВОПРОС 1. Стандартизация, унификация и индустриализация в производстве строительных материалов и конструкций. Нормативные документы. Модульная координация размеров.

Индустриализации – процесс перенесения изготовления конструкций в заводские условия.

Сущность индустриализации строительства состоит в механизированном поточном процессе сборки и монтажа зда­ний и сооружений из крупноразмерных конструктивных элементов и деталей, заранее изготовленных на заводах и имеющих макси­мальную заводскую готовность.

Читайте также:  Проект организации строительства сетей

Применение сборных конструкций и комплексной механизации строительно-монтажных работ превращает строительные площадки в монтажные. Это позволяет уменьшить затраты общественного труда на возведение зданий, снизить их стоимость, а также сокра­тить сроки строительства.

Экономическая эффективность заводского производства зависит от массового изготовления однотипных изделий, поэтому индустриализация строительства зданий основана на принципах типизации. Типизация в строительстве имеет целью разработать и отобрать наилучшие, с технической и экономической точек зрения конструкции, отдельные узлы, а также объемно-планировочные решения зданий для многократного использования их в строительстве в качестве типовых.

Количество типов и размеров типовых деталей и конструкций ограничивают с целью обеспечить экономичность их массового изготовления, упростить монтаж и в конечном результате снизить стоимость строительства. В этих целях при типизации элементов зданий их унифицируют, т.е. приводят многообразные виды типовых деталей и конструкций к небольшому числу определенных типов, близких по форме и размерам.

Унификация– это придельное сокращение типоразмеров в строительстве. При унификации деталей и конструкций зданий предусматривают их взаимозаменяемость (универсальность). Под взаимозаменяемостью понимают возможность замены данного из­делия другим без изменения объемно-планировочного решения здания. Например, взаимозаменяемы плиты перекрытий шириной 1600 и 800 мм, поскольку вместо одной широкой плиты можно уложить две узкие. Взаимозаменяемость изделий и конструкций предусматривают не только по размерам, но по материалу и по конструктивному их решению.

Универсальность деталей и конструкций позволяет применять один и тот же типоразмер для зданий различных видов с различными конструктивными схемами.

Стандартизация – это система единых требований к качеству продукции принятые в России. Типовые детали и конструкции, всесторонне проверенные в строительстве, стандартизируют, после чего они становятся обязательными как для заводского изготовления, так и для применения в строительстве. Стандартные элементы регламентируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами).

Нормативные документы

Гост-Государственный стандарт — основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами. В ГОСТах на строительные детали, конструкции и изделия предусмотрены точные их размеры и допуски, технические характеристики, содержится описание внешнего вида, методов испытаний, условий хранения и транспортирования.

СНиП- Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил.

СП-Свод правил документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Модульная система.При индустриальном строительстве необходимо обязательно соблюдать правила координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов, строительных деталей, изделий и оборудования на базе единого модуля. Основу для такой координации создает единая модульная система (ЕМС); с ее помощью, при проектировании и строительстве зданий, устанавливают все главные размеры параметров здания и его конструктивных элементов, деталей, изделий кратными модулю 100 мм, обозначаемому буквой М. Иногда размеры элементов принимают кратными производному укрупненному модулю, в свою очередь кратному 100 мм (например, 200, 300, 600 мм и более), или производному дробному модулю размером менее основного. 1/10, 1/100=1мм.

При проектировании по ЕМС предусматривают следующие размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов: номинальные модульные, конструктивные и натурные.

Номинальные модульные размеры устанавливают между разбивочными осями зданий, а также между условными гранями отдельных строительных конструкций и деталей. Конструктивные размеры, отличающиеся от номинальных на величину нормированного зазора или шва между элементами, представляют собой проектные размеры между действительными их гранями. Натурные размеры — это фактические размеры элементов, конструкций и деталей, получившиеся в процессе их изготовления или сооружения. Эти размеры могут отличаться от конструктивных в пределах установленного допуска.

ВОПРОС 2. Воздушные вяжущие. Гипс. Требования к качеству, условия применения.
Неорганические вяжущие-это тонкодисперсные минеральные материалы, которые при смешивании с водой, вступая в реакцию гидратации, образуют пластичное тесто, которое со временем твердеет, превращаясь в искусственный камень. По условиям твердения вяжущие делят на: воздушные, гидравлические и автоклавного твердения.

Воздушные вяжущие при затворении с водой твердеют на воздухе. К ним относятся вяжущие способные твердеть и сохранять прочность только на воздухе, такие как: воздушная строительная известь, гипс, жидкое стекло. Гипс является быстросхватывающимся и быстротвердеющим вяжущим веществом.

К основным свойствам относят водопотребность, сроки схватывания, тонкость помола и предел прочности при сжатии и изгибе. Качество гипса зависит от способа его производства. Лучшим считается строительный гипс получаемый низкотемпературным обжигом гипсовой породы в варочных котлах и печах. Применяется гипс для изготовления декоративных изделий, гипсобетонных изделий, для кладочных и штукатурных растворов, сухой штукатурки и плит для перегородок.

ВОПРОС 3. Гидравлические вяжущие. Требования к качеству, условия применения по разновидностям.

Гидравлические вяжущие после затворения водой способны твердеть как на воздухе,

так и в воде. После предварительного затвердевания на воздухе они продолжают твердеть в воде, длительно сохраняя и наращивая свою прочность. Способность к длительному гидравлическому твердению вяжущим придают силикаты, алюминаты и ферриты кальция, образующиеся при производстве 36 вяжущих, что можно выразить гидравлическим модулем. Гидравлический модуль m – это отношение содержания основного оксида СаО к суммарному содержанию кислотных оксидов в составе вяжущего.m= Прочностные характеристики гидравлических вяжущих (при одинаковой тонкости помола и прочих

равных условиях) определяются минералогическим составом вяжущего, который зависит от гидравлического модуля и условий обжига.

К этой группе относится гидравлическая известь, романцемент, портландцемент и его разновидности. Гидравлические вяжущие вещества широко используются в надземных, подземных, подводных и гидротехнических сооружениях.

Гидравлическая известь- это продукт, получаемый обжигом не до спекания известняков, содержащих от 6 до 20% глинистых примесей. Такие известняки, называемые обычно мергелистыми, могут содержать примеси песка, углекислого магния и другие примеси. В зависимости от содержания в сырье глинистых веществ различают:

•сильногидравлическую известь с гидравлическим модулем 1,7. 4,5,

•слабогидравлическую известь с гидравлическим модулем 4,5. 9,0.

Гидравлическую известь, используют для изготовления кладочных и штукатурных растворов. Растворы и бетоны на гидравлической извести можно применять в конструкциях, находящихся в воздушной среде и во влажных условиях.

Употреблять гидравлическую известь можно для приготовления легких и тяжелых бетонов низких классов, применяемых в различных частях зданий.

Романцемент – называется продукт тонкого помола обожженных не до спекания известковых или магнезиальных мергелей, содержащих не менее 23% глинистых примесей. Романцемент лучшего качества получают из мергелей, несодержащих значительного количества магнезиальных примесей. Романцемент можно применять в растворах для каменной кладки в надземных и подземных сооружениях, а также для изготовления бетонов низких классов.

Портландцементомназывается гидравлическое вяжущее вещество — продукт тонкого измельчения цементного клинкера, получаемого путем обжига до спекания природного сырья или искусственной сырьевой смеси определенного минералогического состава.

Прочностные свойства

Прочность материала является одной из основных характеристик для большинства строительных материалов, так как они в сооружениях всегда подвергаются тем или иным воздействиям, вызывающим напряженное состояние (сжатие, растяжение, изгиб, срез, удар и др.). По заданной нагрузке можно рассчитывать технически и экономически целесообразное сечение конструкций из данного материала.

Прочность – способность материала сопротивляться раз- рушению под действием внутренних напряжений, возникающих в нем под действием внешних нагрузок.

В зависимости от вида внешних воздействий различают:

– прочность при сжатии;

– прочность при растяжении;

– прочность при изгибе и т.д.

От внешней нагрузки Р в материале возникают внутренние напряжения s, т.е. нагрузке противодействуют внутренние силы, знак которых противоположен:

По мере возрастания нагрузки (Р) до разрушающей (Рраз) внутренние напряжения (s) нарастают, а при разрушении становятся равными 0, поскольку связь между частицами материала разрывается.

Предел прочности (R) – критическое напряжение, при котором наступает разрушение материала (нарушение сплошности). Определение предела прочности производится при испытании до разрушения:– стандартных образцов (специально изготовленных или выпиленных из конструкции) на специальных прессах или разрывных машинах;– непосредственно конструкций на специальных испытательных стендах. Теоретически прочность однородного материала характеризуется напряжением, необходимым для разделения двух при- мыкающих слоев атомов, т.е. зависит от сил атомно-молекулярного взаимодействия. Прочность реальных тел в тысячи раз меньше прочности, рассчитанной для идеальных кристаллов. Причины – дефекты в структуре материала: микродефекты – дефекты кристаллической решетки, микротрещины; макродефекты – поры и трещины.

Деформативные свойства. Упругость – свойство материала принимать после снятия нагрузки первоначальную форму и размеры. Модуль упругости (модуль Юнга) характеризует меру жесткости материала, т.е. его способность сопротивляться упругому изменению формы и размеров при приложении к нему внешних сил.

Пластичность – свойство материала при нагружении в значительных пределах изменять размеры и форму без образования трещин и разрывов и сохранять эту форму после снятия нагрузки. Пластическая деформация, медленно нарастающая без увеличения напряжения, характеризует пластичность материала. Чаще всего с повышением скорости нагружения и понижением температуры материала деформации по своему характеру приближаются к упругопластическим.

Пластическая деформация, медленно нарастающая длительное время (месяцы и годы), при нагрузках, меньших тех, которые способны вызвать остаточную деформацию за обычные периоды наблюдений, называется деформацией ползучести, а процесс такого деформирования – ползучестью.

Релаксация – свойство материала самопроизвольно снижать напряжения при условии, что начальная величина деформации зафиксирована и остается неизменной. Время, в течение которого первоначальная величина напряжения снижается в e раз (где е – основание натуральных логарифмов), называется периодом релаксации.

Хрупкость – свойство материала под действием нагрузки разрушаться без заметной пластической деформации.

Типы систем вентиляции

В общем случае вентиляцией называют регулируемый воздухообмен в помещении. Однако за этим термином скрывается несколько различных типов вентиляционных систем. Прежде чем переходить описанию и правилам подбора их элементов, нам необходимо разобраться с основными терминами и понятиями, используемыми в этой области. Итак, общепринятая классификация системы вентиляции:

· по способу перемещения воздуха: естественная и искусственная;

· по назначению: приточная и вытяжная;

· по зоне обслуживания: местная и общеобменная;

· по конструкции: наборная и моноблочная.

Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на состояние экосистем. Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

В зависимости от масштабов распространения выделяют различные типы загрязнения атмосферы: местное, региональное и глобальное.

Расчет по нормированию выбросов обычно проводится в две стадии:

1–я стадия – предприятие разрабатывает проект ПДВ(предельно-допустимый выброс) с учетом фонового загрязнения (его величина запрашивается в местном подразделении Росгидромета), регламента работы производственных мощностей, технических возможностей снижения выбросов и направляет в городской орган природопользования.

2–я стадия –местные органы охраны окружающей среды обобщают предложения всех предприятий, расположенных на его территории. На участках, где все концентрации в зоне жилой застройки ниже ПДК, предложенные ПДВ могут быть утверждены. Там, где концентрации превышают ПДК определяют предприятие, которое имеет наибольшую мощность выбросов, и предлагают ему изыскать возможность снижения предложенного ПДВ.

Объекты, являющиеся источниками выделения в ОС вредных веществ следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (Установлено 5 санитарно-защитных зон: для п.п. I класса –1000 м, II – 500 м, III – 300 м, IV – 100 м, V –50 м).

Размеры этих зон устанавливаются в зависимости от мощности предприятия, особенностей технологического процесса, характера и количества выделяемых вредных веществ. В сан-защитной зоне можно располагать объекты более низкого класса, пожарные депо, гаражи, склады, административные здания и т.д.

Эти зоны необходимо благоустраивать и озеленять газоустойчивыми породами деревьев и кустарников. Технологические мероприятия по охране атмосферы: 1) Создание безотходных технологий на основе разработки принципиально новых процессов, комплексного использования сырья и утилизации отходов, повышения эффективности работы газопылеулавливающих установок. 2) Замена местных котельных на крупные централизованные ТЭЦ и ТЭС. 3) Замена топлива – предпочтительнее топливо с меньшим количеством токсичных продуктов сгорания (вместо угля и мазута – природный газ).

4) Предварительная очистка сырья и топлива от вредных примесей, в частности снижение содержания серы в топливе.

5) Электрификация производства, транспорта и быта, замена пламенного нагрева электрическим.

ВОПРОС 1. Стандартизация, унификация и индустриализация в производстве строительных материалов и конструкций. Нормативные документы. Модульная координация размеров.

Индустриализации – процесс перенесения изготовления конструкций в заводские условия.

Сущность индустриализации строительства состоит в механизированном поточном процессе сборки и монтажа зда­ний и сооружений из крупноразмерных конструктивных элементов и деталей, заранее изготовленных на заводах и имеющих макси­мальную заводскую готовность.

Применение сборных конструкций и комплексной механизации строительно-монтажных работ превращает строительные площадки в монтажные. Это позволяет уменьшить затраты общественного труда на возведение зданий, снизить их стоимость, а также сокра­тить сроки строительства.

Экономическая эффективность заводского производства зависит от массового изготовления однотипных изделий, поэтому индустриализация строительства зданий основана на принципах типизации. Типизация в строительстве имеет целью разработать и отобрать наилучшие, с технической и экономической точек зрения конструкции, отдельные узлы, а также объемно-планировочные решения зданий для многократного использования их в строительстве в качестве типовых.

Количество типов и размеров типовых деталей и конструкций ограничивают с целью обеспечить экономичность их массового изготовления, упростить монтаж и в конечном результате снизить стоимость строительства. В этих целях при типизации элементов зданий их унифицируют, т.е. приводят многообразные виды типовых деталей и конструкций к небольшому числу определенных типов, близких по форме и размерам.

Унификация– это придельное сокращение типоразмеров в строительстве. При унификации деталей и конструкций зданий предусматривают их взаимозаменяемость (универсальность). Под взаимозаменяемостью понимают возможность замены данного из­делия другим без изменения объемно-планировочного решения здания. Например, взаимозаменяемы плиты перекрытий шириной 1600 и 800 мм, поскольку вместо одной широкой плиты можно уложить две узкие. Взаимозаменяемость изделий и конструкций предусматривают не только по размерам, но по материалу и по конструктивному их решению.

Универсальность деталей и конструкций позволяет применять один и тот же типоразмер для зданий различных видов с различными конструктивными схемами.

Стандартизация – это система единых требований к качеству продукции принятые в России. Типовые детали и конструкции, всесторонне проверенные в строительстве, стандартизируют, после чего они становятся обязательными как для заводского изготовления, так и для применения в строительстве. Стандартные элементы регламентируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами).

Нормативные документы

Гост-Государственный стандарт — основная категория стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). В настоящее время являются нормативными неправовыми актами. В ГОСТах на строительные детали, конструкции и изделия предусмотрены точные их размеры и допуски, технические характеристики, содержится описание внешнего вида, методов испытаний, условий хранения и транспортирования.

СНиП- Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Система нормативных документов в строительстве в СССР действовала наряду с системой стандартизации в строительстве, являющейся частью Государственной системы стандартизации, а также с системой стандартизации в рамках СЭВ. С 1995 года СНиПы являлись частным случаем технических регламентов В 2010 году существующие СНиПы были признаны сводами правил.

СП-Свод правил документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Модульная система.При индустриальном строительстве необходимо обязательно соблюдать правила координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов, строительных деталей, изделий и оборудования на базе единого модуля. Основу для такой координации создает единая модульная система (ЕМС); с ее помощью, при проектировании и строительстве зданий, устанавливают все главные размеры параметров здания и его конструктивных элементов, деталей, изделий кратными модулю 100 мм, обозначаемому буквой М. Иногда размеры элементов принимают кратными производному укрупненному модулю, в свою очередь кратному 100 мм (например, 200, 300, 600 мм и более), или производному дробному модулю размером менее основного. 1/10, 1/100=1мм.

При проектировании по ЕМС предусматривают следующие размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов: номинальные модульные, конструктивные и натурные.

Номинальные модульные размеры устанавливают между разбивочными осями зданий, а также между условными гранями отдельных строительных конструкций и деталей. Конструктивные размеры, отличающиеся от номинальных на величину нормированного зазора или шва между элементами, представляют собой проектные размеры между действительными их гранями. Натурные размеры — это фактические размеры элементов, конструкций и деталей, получившиеся в процессе их изготовления или сооружения. Эти размеры могут отличаться от конструктивных в пределах установленного допуска.

ВОПРОС 2. Воздушные вяжущие. Гипс. Требования к качеству, условия применения.
Неорганические вяжущие-это тонкодисперсные минеральные материалы, которые при смешивании с водой, вступая в реакцию гидратации, образуют пластичное тесто, которое со временем твердеет, превращаясь в искусственный камень. По условиям твердения вяжущие делят на: воздушные, гидравлические и автоклавного твердения.

Читайте также:  Документы для договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома

Воздушные вяжущие при затворении с водой твердеют на воздухе. К ним относятся вяжущие способные твердеть и сохранять прочность только на воздухе, такие как: воздушная строительная известь, гипс, жидкое стекло. Гипс является быстросхватывающимся и быстротвердеющим вяжущим веществом.

К основным свойствам относят водопотребность, сроки схватывания, тонкость помола и предел прочности при сжатии и изгибе. Качество гипса зависит от способа его производства. Лучшим считается строительный гипс получаемый низкотемпературным обжигом гипсовой породы в варочных котлах и печах. Применяется гипс для изготовления декоративных изделий, гипсобетонных изделий, для кладочных и штукатурных растворов, сухой штукатурки и плит для перегородок.

ВОПРОС 3. Гидравлические вяжущие. Требования к качеству, условия применения по разновидностям.

Гидравлические вяжущие после затворения водой способны твердеть как на воздухе,

так и в воде. После предварительного затвердевания на воздухе они продолжают твердеть в воде, длительно сохраняя и наращивая свою прочность. Способность к длительному гидравлическому твердению вяжущим придают силикаты, алюминаты и ферриты кальция, образующиеся при производстве 36 вяжущих, что можно выразить гидравлическим модулем. Гидравлический модуль m – это отношение содержания основного оксида СаО к суммарному содержанию кислотных оксидов в составе вяжущего.m= Прочностные характеристики гидравлических вяжущих (при одинаковой тонкости помола и прочих

равных условиях) определяются минералогическим составом вяжущего, который зависит от гидравлического модуля и условий обжига.

К этой группе относится гидравлическая известь, романцемент, портландцемент и его разновидности. Гидравлические вяжущие вещества широко используются в надземных, подземных, подводных и гидротехнических сооружениях.

Гидравлическая известь- это продукт, получаемый обжигом не до спекания известняков, содержащих от 6 до 20% глинистых примесей. Такие известняки, называемые обычно мергелистыми, могут содержать примеси песка, углекислого магния и другие примеси. В зависимости от содержания в сырье глинистых веществ различают:

•сильногидравлическую известь с гидравлическим модулем 1,7. 4,5,

•слабогидравлическую известь с гидравлическим модулем 4,5. 9,0.

Гидравлическую известь, используют для изготовления кладочных и штукатурных растворов. Растворы и бетоны на гидравлической извести можно применять в конструкциях, находящихся в воздушной среде и во влажных условиях.

Употреблять гидравлическую известь можно для приготовления легких и тяжелых бетонов низких классов, применяемых в различных частях зданий.

Романцемент – называется продукт тонкого помола обожженных не до спекания известковых или магнезиальных мергелей, содержащих не менее 23% глинистых примесей. Романцемент лучшего качества получают из мергелей, несодержащих значительного количества магнезиальных примесей. Романцемент можно применять в растворах для каменной кладки в надземных и подземных сооружениях, а также для изготовления бетонов низких классов.

Портландцементомназывается гидравлическое вяжущее вещество — продукт тонкого измельчения цементного клинкера, получаемого путем обжига до спекания природного сырья или искусственной сырьевой смеси определенного минералогического состава.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.) Главная | Обратная связь

Источник: lektsia.com

Система стандартизации в строительстве это

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра — СКСС — Систем качества, стандартизации и сертификации

студент группы 114з

канд. техн. наук, профессор

Новосибирск 2013

.1 Цель и основные положения стандартизации

.2 Методические и организационные основы стандартизации

.3 Информация о службах, документах по стандартизации

.4 Международное сотрудничество в области стандартизации и эффективность работ по стандартизации

. Сертификация (подтверждение соответствия)

.1 Основы подтверждения соответствия: цели, принципы

.2 Правовая база подтверждения соответствия

.3 Организационная структура Системы ГОСТ Р

.4 Система добровольной сертификации в строительстве «Росстройсертификация

.5 Формы подтверждения соответствия

.6 Схемы сертификации

.7 Порядок проведения сертификации продукции в строительстве

.8 Сертификация систем менеджмента качества и сертификация производств, услуг в строительстве

.9 Органы по сертификации

.10 Испытательная лаборатория (центр)

1. Стандартизация

.1 Цель и основные положения стандартизации

Стандартизация -деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядоченности в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положении, требовании, норм.

С 1 июля 2005 г. начал действовать комплекс стандартов «Стандартизация в РФ», определяющие основные положения системы стандартизации в стране.

Система стандартизации РФ — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган РФ по стандартизации — Росстандарт (Постановление Правительства РФ №408 от 9 июня 2010 г.)

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

мая 2004 г. указом президента РФ №649 Госстандарт России преобразован в «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии».

ФЗ «О техническом регулировании» установил только один орган, который уполномочен заниматься стандартизаций на федеральном уровне, — национальный орган по стандартизации «Ростехрегулирование» (с 9.06.2011 г. называется Росстандарт).

1.2 Методические и организационные основы стандартизации

Объектами стандартизации являются продукция, а также правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение. Различают три направления стандартизации как нормотворческой деятельности:

разработка и применение организационно-технических стандартов, устанавливающих порядок и правила разработки продукции, подготовки ее производства, изготовления, испытаний, хранения, транспортирования и т.д.

разработка и применение общетехнических стандартов, регламентирующих общетехнические нормы, научно-технические термины и обозначения и т.п.

разработка и применение стандартов и технических условий на продукцию, устанавливающих технические требования к ней и др.

Объектом стандартизации называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п.

Основные задачи стандартизации:

— обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями;

установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства;

установление требований по совместимости;

согласование и увязка показателей и характеристик продукции;

унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкции;

установление метрологических норм, правил, положений и требований;

нормативно — техническое обеспечение контроля;

установление требований к технологическим процессам;

создание и введение систем классификации и кодирования технико-экономических информации и др.

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

Упорядочение объектов стандартизации — состоит из отдельных методов: систематизации, селекции, симплификации, типизации и оптимизации.

Систематизация объектов стандартизации — заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании объектов стандартизации.

Селекции объектов стандартизации — деятельность, заключающаяся в отборе таких конкретных объектов.

Комплексная стандартизация — осуществление целенаправленного и планомерного установления и применения системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы.

Унификация — рациональное сокращение видов, типов и размеров одинаковых изделии с целью создания ограниченного числа заменяемых узлов и деталей.

Симплификация — деятельность, определяющая объекты, нецелесообразные для дальнейшего производства.

Агрегатирование — метод создания и эксплуатации машин, многократно используемых при создании изделии на основе геометрической и функциональной взаимозаменяемости.

Типизация — установление типовых объектов для данной совокупности.

1.3 Информация о службах, документах по стандартизации

Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, осуществляющие работы и выполнение определенных функции по стандартизации.

Органы по стандартизации — органы, функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Служба стандартизации — подразделение, обеспечивающее организацию и проведение работ по стандартизации в пределах компетенции.

Федеральные нормативные документы :

строительные нормы и правила РФ — СНиП;

государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;

своды правил по проектированию и строительству — СП;

руководящие документы Системы — РДС.

Нормативные документы субъектов РФ: территориальные строительные нормы — ТСН.

Строительные нормы и правила РФ (СниП) устанавливает обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе строительства.

Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений.

Территориальные строительные нормы (ТСН) обязательные для применения рекомендуемые положения, учитывающие природно — климатические и социальные особенности и др.

Руководящие документы Системы (РДС) обязательные и рекомендуемые организационно — методические процедуры по осуществлению деятельности, связанной с разработкой и применением нормативных документов.

Межгосударственный стандарт — региональный стандарт, принятый Межгосударственным советом стран СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации, Р50.1.004-2002 «Подготовка для принятия и введения в действие в РФ межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия».

Национальным стандартом является стандарт, принятый Национальным органом по стандартизации, ГОСТ Р 1.14 — 2009 Стандартизация в РФ.

Виды национальных стандартов:

Основополагающий стандарт — стандарт, содержащий общие положения для определенной области.

Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция.

Стандарт на процессы (работы) устанавливает требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции и др.

1.4 Международное сотрудничество в области стандартизации и эффективность работ по стандартизации

Основными функциями Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) является:

— выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации;

представление проектов межгосударственных стандартов на утверждение;

рассмотрение и принятие основных направлений работ.

Международная стандартизация — это совокупность организации по стандартизации и продуктов их деятельности.

Международная организация по стандартам ИСО (ISO).

Главная цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи и др.

Эффективность работ по стандартизации .

Экономия (Э) — величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги).

Затраты (З) — величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги).

Экономическая эффективность работ по стандартизации — соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов).

Эффективность работ по стандартизации рассмотрена в Р 50.1.058-2006.

Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта.

стандартизация подтверждение качество услуга

2. Сертификация (подтверждение соответствия)

.1 Основы подтверждения соответствия: цели, принципы

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования, производства и др. или оказание услуг требованиям технических регламентов, положением стандартов или условиями договоров (ФЗ «О техническом регулировании»).

Сертификация — это гарантия потребителю того, что продукция соответствует требованиям качества, указанным в нормативных документах на данную продукцию.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования и т.д.

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации и осуществления международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

— доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованными лицами;

недоступности применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте и др.

2.2 Правовая база подтверждения соответствия

Сертификация как инструмент подтверждения качества, экологичности и безопасности человека в окружающей среде развивается в России с 1992 года, т.е. с момента принятия закона «О защите прав потребителей». В настоящее время основным законом, регулирующим и обеспечивающим деятельность по подтверждению соответствия продукции, является ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.

Росстроем России впервые были разработаны и опубликованы руководящие документы по сертификации в строительстве:

РДС 10-231-93 Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения в строительстве;

РДС 10-232-94 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации в строительстве;

РДС 10-233-94 Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям и порядок проведения их аккредитации;

РДС 10-236-99 Система сертификации ГОСТ Р. Порядок сертификации систем качества и производств в строительстве.

В документах РДС приводятся основные положения и указываются:

основные принципы и общие правила сертификации продукции, услуг и др.

правила подготовки и порядок аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в строительстве;

порядок проведения процедуры сертификации и регистрации выданных сертификатов в государственном Реестре.

2.3 Организационная структура Системы ГОСТ Р

Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) — национальный орган РФ по подтверждению соответствия;

центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг);

органы по сертификации;

испытательные лаборатории (центры).

Система ГОСТ Р создана для организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации. Система ГОСТ Р обеспечивает проведение обязательного подтверждения соответствия в стране путем формирования аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий по всей номенклатуре продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

2.4 Система добровольной сертификации в строительстве «Росстройсертификация»

В 2004 году Госстроем РФ на базе Федерального центра технической оценки продукции в строительстве (ФГУ «ФЦС») была создана Система добровольной сертификации в строительстве «Росстройсертификация». Руководящим органом Системы является ФГУ «ФЦС».

Цели создания данной системы — это совершенствование работы по оценке и подтверждению соответствия материалов, конструкций, изделий и др. или оказание услуг в организациях строительной отрасли.

2.5 Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться с помощью декларации.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из приведенных ниже форм:

односторонней — принятие декларации на основании только собственных доказательств соответствия.

двухсторонней — принятие декларации на основании собственных доказательств соответствия и участием независимой (третьей) стороны (в случае недостаточности собственных доказательств).

Знак обращения на рынке — это обозначение, которое служит для информирования покупателей о соответствии выпускаемой продукции техническим регламентам.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов и т.п.) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, сводам правил и др.

Знак соответствия является обозначением, предназначенным для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

2.6 Схемы сертификации

Схема подтверждения соответствия — это перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям.

Схемы сертификации (схемы подтверждения соответствия) устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования.

2.7 Порядок проведения сертификации продукции в строительстве

Порядок проведения сертификации промышленной продукции в строительстве установлен в РДС 10-232-94.

Сертификация продукции включает следующие этапы:

.Подача и рассмотрение декларации-заявки (добровольном) или заявки (обязательном) на проведение сертификации продукции в строительстве.

.Составление программы и методики проведения работ по сертификации.

.Отбор проб, идентификация и их испытания.

.Анализ состояния производства продукции.

.Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия.

.Выдача сертификата и права применения знака соответствия системы ГОСТ Р.

2.8 Сертификация систем менеджмента качества и сертификация производств, услуг в строительстве

Качество — степень соответствия присущих отличительных свойств потребностям или ожиданиям, которые установлены.

Система менеджмента качества — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов для разработки политики, целей и достижений этих целей для руководства и управления организацией применительно к качеству.

2.9 Органы по сертификации

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Функции органа по сертификации:

.Привлекает испытательные лаборатории для проведения исследования.

.Выдает сертификаты соответствия.

.Осуществляет контроль за объектами сертификации.

.Ведет реестр выданных им сертификатов соответствия.

.Обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации и пр.

2.10 Испытательная лаборатория (центр)

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результат исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

1. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для студентов вузов, Под ред. В.М. Мишина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 495 с.

2. Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества: учебное пособие / A.Г. Шелепаев, Л.М. Осипович, О.Н. Соловьева, О.Е. Смирнова; Под тех. ред.

О.Н. Соловьевой; Новосиб. гос. архитектур. — строит. ун-т. -Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012.- 124 с.

Теги: Стандартизация и сертификация продукции продукции в строительстве Реферат Маркетинг

Источник: dodiplom.ru

Рейтинг
Загрузка ...