Строительство складов имеет огромное значение в любой отрасти производства, торговли, логистики и экономики в целом. На рынке строительства быстровозводимых ангаров сооружения для складирования и хранения занимают существенную долю рынка. Склады играют важную роль в любом секторе экономики, будь то промышленное производство, сельское хозяйство или торговля.
В современном динамично развивающемся мире самым главным ресурсом становиться время. Поэтому все бизнес процессы строятся с учетом невосполнимого временного ресурса. И строительство складов является одним из важных этапов его экономии. Причем как на этапе самого строительства хранилища, так и его устройства и автоматизации процессов складского учета и движения товаров.
Мы работаем по всей России. Оставьте заявку на расчет стоимости ангара на нашем сайте, сравните сметы разных компаний и выберите лучшее предложение.
Содержание
Быстровозводимые склады
Сроки строительства имеют превалирующие значение над стоимостью, поэтому наибольшую популярность получили технологии строительства быстровозводимых складов из металлоконструкций.
Стоимость склада часть-2. На чем можно экономить?
Основными преимуществами данных типов строений являются:
- короткие сроки возведения;
- низкая стоимость;
- возможность наращивания складских площадей;
- строительство на любом грунте и в любых климатических условиях.
Какой тип ангаров подойдет лучше под ваши нужды можно понять, ознакомившись со статьей о быстровозводимых ангарах.
Самыми востребованными на сегодняшний день в качестве складских помещений являются быстровозводимые ангары из сэндвич панелей.
Строительство склада под ключ
Стандартный комплекс работ, включающий строительство склада «Под ключ», включает в себя:
- проектные работы;
- устройство фундамента;
- производство и монтаж металлического каркаса здания;
- монтаж кровли;
- монтаж покрытия стен и утеплителя, при необходимости;
- монтаж перегородок внутри здания, установка ворот, дверей и окон;
- монтаж инженерных коммуникаций;
- внутренняя отделка помещения, по договоренности.
Обращаем ваше внимание на то, что перечень работ, включенных в коммерческие предложения, у разных подрядчиков может отличаться, поэтому рекомендуем сначала запросить смету с подробным описанием стоимости материалов и проводимых работ. Сделать это можно на странице «Поиск подрядчиков» на нашем сайте.
Строительство склада из сэндвич панелей
Ангары из сэндвич панелей являются универсальными, но наибольшее распространение они получили именно при строительстве складов. И этому есть вполне обоснованные причины.
Во-первых, высокая скорость строительства. Склады из сэндвич панелей возводятся очень быстро. Под такие ангары не требуется устройство монолитного капитального фундамента, требующего времени на усадку и затвердевание. Металлический каркас собирается просто, как конструктор. Монтаж сэндвич панелей, словно пазл, осуществляется в кратчайшие сроки.
Стоимость строительства склада категории А. Как снизить стоимость метра при строительстве.
Во-вторых, максимальная вместительность. Прямостенные ангары из сэндвич панелей являются лидерами по эффективности использования внутреннего пространства в сравнении с другими типами быстровозводимых ангаров. А для складов это один самых важных факторов. К тому же они могут строиться в несколько этажей и иметь несколько пролетов, разделяя внутреннее пространство не несколько различных зон с собственной платформой загрузки-выгрузки товаров.
В-третьих, надежная теплоизоляция. Ангары из сэндвич панелей не требуют дополнительной теплоизоляции. Технология монтажа блоков предусматривает герметичное соединение их между собой, обеспечивая стабильную температуру и влажность внутри помещения, что позволяет создать необходимый микроклимат для сохранения товара и материалов.
Строительство складов из металлоконструкций
Склады из металлоконструкций являются одной из разновидностей быстровозводимых сооружений из металлоконструкций. Ангары из сэндвич панелей хоть и являются самым оптимальным решением для организации складского комплекса, но все же очень дороги для применения данной технологии при строительстве небольших складских помещений.
Для организации собственного хранилища торговым организациям, промышленным предприятиям или сельхозпроизводителям достаточно небольшого ангара. Как правило, в данном случае используют арочные бескаркасные или каркасные ангары. В качестве временных хранилищ используются каркасно-тентовые сооружения. Чтобы не повторяться, рекомендуем вам ознакомиться с преимуществами той или иной технологии строительства ангаров под склады в нашей статье «Быстровозводимые ангары».
Строительство капитального склада
Несмотря на колоссальный спрос на быстровозводимые склады, строительство капитальных сооружений все еще не теряет актуальность. Прежде всего, данный тип сооружений востребован при хранении легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, а также крупных логистических и сортировочных центрах, где необходимо организовать максимальный уровень безопасности.
Сегодня капитальные сооружения под склады возводятся по технологии монолитного строительства или собираются из железобетонных конструкций. Данные технологии наряду с высокой надежностью позволяют сократить сроки строительства складского помещения.
Ознакомьтесь с некоторыми предложениями нашей доски объявлений
Проектирование складов
Прежде чем приступить к строительству, необходимо провести подготовительную работу и обозначить ключевые моменты, оказывающие влияние на функционирование складского комплекса. Еще до разработки проекта требуется выбрать участок, на котором будет размещаться склад. Важным критерием при выборе участка является удаленность от транспортных магистралей (автомобильных, железнодорожных, воздушных и морских путей). Правильное расположение еще на этапе планирования позволит значительно снизить издержки в будущем.
Классификация складов (классы складских помещений)
Классификация складов в России носит весьма условных характер. В нашей стране еще не выработаны стандарты, поэтому опираются в основном на зарубежный опыт. При классификации складов учитываются размеры, тип конструкции, уровень автоматизации складских операций, наличия и уровня систем безопасности, удаленности от транспортной инфраструктуры, функциональному назначению.
Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D». Жесткой градации у нас не предусмотрено, но есть несколько требований, которым обязательно должны соответствовать склады класса A и B.
Склады класса C и D это более низкая категория, провести грань между ними довольно сложно. К этому классу относят как здания советской постройки, так и новые которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к складам класса «А»и «B».
Склады класса «A»
Складские помещения класса «A» – высшая категория складов согласно общей классификации.
Часто можно встретить условное разделение на категории «А+» и «А». Отличия у них незначительные. Главным образом – это наличие отдельной железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению и более высокие потолки от 13 метров, позволяющие складировать товары на стеллажах в шесть-семь ярусов.
Основные характеристики складских помещений класса «A»
- Тип здания. Складские помещения класса «A» — это современный одноэтажный ангар из легких металлоконструкций и сэндвич панелей, построенный специально под склад. Высота потолков не менее 13 метров для складов класса «A+», не менее 10 метров для класса «A».
- Конструкция здания. Каркас ангара имеет прямоугольную форму без внутренних колонн, либо с колоннами шагом не менее 12 метров и расстоянием между рядами не менее 24 метров.
- Покрытие пола. Ровный бетонный пол с дополнительным противопылевым покрытием, должен располагатся на высоте 1.2 метра от земли и выдерживать нагрузку не менее 5 тонн/кв.м.
- Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «A» в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
- Температурный режим. Обязательно наличие отопления с системой регулировки температуры для обеспечения в помещении необходимого микроклимата, соответствующего условиям хранения товаров или материалов.
- Системы безопасности. Склад класса «А» должен быть оборудован системами охраны и видеонаблюдения. В здании размещено помещение дежурного сотрудника службы безопасности. Обязательно наличие системы противопожарной безопасности (сигнализации и системой автоматического пожаротушения).
- Электроснабжение и коммуникации. Обязательно наличие автономной котельной и электрическая подстанции.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса «А» оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
- Офисные и подсобные помещения. Обязательно наличие помещений для работников, офисных помещений, других служебных помещений.
- Телекоммуникации. Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
- Системы контроля и учета. Данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов.
- Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны маневрирования для большегрузного транспорта.
- Расположение. Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более 4 км.
Фото склада класса «A»
Стоимость (цена) строительства склада класса «A»
Склады высокого класса «А» и «А+» строятся преимущественно под крупные логистические центры, обеспечивающие непрерывный поток товаров между производителями и торговыми организациями. Строятся как для собственных нужд крупных предприятий, так и для сдачи в аренду сторонним организациям. Стоимость строительства данных складских комплексов начинается от 10000 рублей за квадратный метр здания, без учета инженерных сетей и внутренней отделки помещений.
Стоимость аренды склада класса «A»
Стоимость аренды складов высшей категории, прежде всего, зависит от его расположения. В крупных городах и важных транспортных узлах цена за 1 кв.м. площади может доходить до 1000 рублей. В среднем цена колеблется в районе 500-600 рублей за один квадратный метр. В областных центрах и крупных городах регионов цена несколько ниже, порядка 300-400 рублей за квадратный метр.
Склады класса «B» («Б»)
Отличия складов класса «A» и «B» незначительные, но их отличия позволяют найти баланс между приемлемой ценой и качественным уровнем хранения. К складам класса «B» уже можно отнести не только новые, но и реконструированные здания и переоборудованные под складские помещения. Здесь уже отсутствуют жесткие требования к расположение колонн, высота потолка составляет от 6 до 10 метров, количество доковых ворот составляет 1 на 1000 м2, присутствуют разгрузочные пандусы.
Основные характеристики складских помещений класса «B»
- Тип здания. Помещения под склады данной категории либо вновь построены, либо переоборудованы. Это могут быть как одноэтажные, так и многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от 6 до 8 метров. Транспортировка на верхние этажи должна обеспечивается грузовыми лифтами.
- Внутренние конструкции. Особых требований не предъявляется, но при наличии колонн, они не должны препятствовать перемещению груза.
- Покрытие пола. Полы могут быть бетонированными без защитного покрытия, так и асфальтированными. Расстояние до земли не менее 1 метра.
- Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса «B» могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до 90% помещения. Система кондиционирования не обязательна.
- Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
- Системы безопасности. Предусмотрено наличие охранной и противопожарной сигнализации. Обязательно наличие пожарного гидранта.
- Электроснабжение и коммуникации. Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции. Для обеспечения погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на 2 000 кв. м. Грузоподъемность каждого не менее 3 тонн.
- Офисные и подсобные помещения. На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
- Телекоммуникации. Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
- Системы контроля и учета. Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
- Прилегающая территория. Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
- Стоянки для автотранспорта. Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
- Железнодорожное сообщение. Желательно наличие в непосредственной близости железнодорожной грузовой станции.
- Расположение. Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.
Фото склада класса «B»
Стоимость (цена) строительства склада класса «B»
В качестве складов класса «В» преимущественно используются переоборудованные старые промышленные объекты, а также быстровозводимые прямостенные многоэтажные и многопролетные ангары типа «Молодечно». Для небольших хранилищ могут использоваться арочные ангары из металлоконструкций покрытые профлистом и утепленные тепофолом или минеральной ватой. Часто для строительства складов данного типа используется и технология бескаркасного строительства, реже каркасно-тентовые конструкции. Из-за более низких требований к зданию, стоимость строительства утепленных ангаров под склады класса «Б» значительно ниже, порядка 5000-8000 рублей за квадратный метр полезной площади, без учета внутренней отделки и инженерных коммуникаций.
Гораздо более экономичным вариантом будет реконструкция старых промышленных объектов.
Стоимость аренды склада класса «B»
Склады класса «B» более распространены на рынке коммерческой недвижимости. Поэтому, несмотря на обеспечение приемлемого уровня хранения продукции цены на аренду данных складов немного ниже. В крупных городах цена порядка 400-500 рублей за квадратный метр. В областных центрах цена не превышает 350 рублей.
Склады класса «C»
Складские помещения класса «C» – это, самые распространенные в нашей стране складские помещения. Как правило, новые быстровозводимые ангары с утеплением, либо реконструированные ангары доставшиеся в наследство от Советского Союза. Сюда же можно отнести производственные помещения, а также любые многоэтажные здания промышленного назначения с высотой потолков не менее четырех метров. Для последних необходимым условием является наличие грузовых лифтов в достаточном для нормальной работы количестве. Полы в складах класса «С» могут быть асфальтированные или бетонные, без покрытия.
Обязательным требованием для складских помещений данной категории является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Необходимый микроклимат обеспечивается естественной вентиляцией и стандартной системой отопления без автоматического регулирования температуры.
В плане безопасности склады категории «С» должны быть обеспечены противопожарной и охранной сигнализацией, наличием огнетушителей и пожарного гидранта. На территории должен быть организован контрольно-пропускной пункт.
Необходимым условием является расположение склада на небольшом удалении от основных автомагистралей и организация стоянки для грузовых автомобилей с возможностью их маневрирования.
Склады класса «D»
Помещения под склады класса «D» имеют самые низкие требования. Здесь могут использоваться подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. На таких складах достаточно иметь освещение и естественную вентиляцию, могут быть даже не отапливаемыми.
Особых требований к зоне погрузки-выгрузки нет, достаточно иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота. Безопасность обеспечивается пожарной и охранной сигнализацией и наличием средств пожаротушения. Основным назначением таких складов является временно хранение товаров и грузов небольшого объема. Главным преимуществом складских помещений категории «D» является небольшая арендная плата, в среднем она колеблется в пределах 100 рублей за квадратный метр. Помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.
Где заказать строительство склада
Целью нашего сайта является помощь в поиске подрядчика на строительство ангаров любого назначения, в том числе и быстровозводимых складов, в любом регионе России по самой оптимальной цене. Оставьте быструю заявку на расчет стоимости вашего склада внизу этой страницы и мы подберем для вас подрядчиков, удовлетворяющих вашим критериям с самой привлекательной ценой.
Возможно вас заинтересует:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АНГАРА
Ответьте на 5 вопросов, чтобы сравнить сметы на строительство ангара от разных организаций и выбрать лучшее предложение.
Выберите назначение ангара
Производство
Зернохранилище
Крытый ток
Овощехранилище
Коровник (свинарник)
Птицеферма
Склад
Гараж
Спортивные сооружения
Торговый комплекс
Административное здание
Другое
Выберите тип сооружения
Бескаркасный ангар
Каркасный ангар из ЛМК
Тентовый ангар
Каркасный ангар из ЛСТК
Воздухоопорный (пневмоангар)
Другой
Выберите вид ангара
Арочный
Арочный с вертикальной стеной
Прямостенный
Полигональный
Шатровый
Другой
Укажите объем работ
Только металлоконструкции
Ангар под ключ (комплект+монтаж)
Источник: angarinfo.ru
Проектирование складов Главная — Информация — Информационные статьи
Ни одна современная сфера деятельности не может обойтись без наличия на своем балансе товарно-материальных ценностей, вещественных ресурсов и многих других элементов, необходимых для функционирования предприятия. Их количество может быть как существенно малым, не требующим наличия специальных площадей для хранения, так и предельно большим, требующим создания специально отведенных мест для их хранения – складов.
Склад – специальное помещение для хранения материальных ценностей, служащее для аккумулирования имеющихся резервов в одном месте, для создания запаса ресурсов, а также их надлежащего хранения и дальнейшего распределения.
Склады используются в большинстве отраслей жизни – в медицине, в военной деятельности, в торговле, общественном питании, строительстве, металлургии, промышленности, в автотранспортной сфере и многих других.
Наличие собственного склада значительно облегчает существование предприятия – снижает расходы на аренду, создает возможность планирования необходимого производственного запаса ресурсов. Грамотно спроектированный склад является залогом дальнейшего успешного функционирования всего хозяйства предприятия, именно поэтому так важно при проектировании складов учитывать все потребности планируемого помещения, его мощности и предназначение.
Подходя к вопросу проектирования складов в первую очередь необходимо определиться для какой конечной цели он планируется и в соответствии с этим выбрать вид будущего склада.
1. Один из важнейших параметров при проектировании складов – это их назначение. Условно можно выделить следующие виды проектирования складов в зависимости от назначения:
• Проектирование производственных складов – проектирование складов, предназначенных для хранения материалов, сырья для изготавливаемой продукции, а также готовой произведенной продукции и товаров.
• Проектирование транзитно-перевалочных складов – проектирование складов, служащих для временного хранения ресурсов при перемещении их с одного вида транспорта на другой. Чаще всего такие склады располагаются при аэропортах, портах, железнодорожных станциях, грузовых терминалах и т.п.
• Проектирование таможенные — для хранения транзитных грузов, ожидающих таможенной очистки.
• Проектирование оптовых, распределительных складов – проектирование складов, предназначенных для хранения, перегрузки и распределения ресурсов при снабжении товарных сетей.
• Проектирование розничных складов – проектирование складов, для хранения товаров торговых предприятий.
• Проектирование резервных складов – проектирование складов, предназначены для содержания запасов на случай чрезвычайных ситуаций.
• Проектирование военных складов – проектирование складов, служащих для удовлетворения нужд вооруженных сил.
2. В зависимости от степени автоматизации операций можно выделить следующие виды проектирования складов:
• Проектирование немеханизированных складов
• Проектирование механизированных складов
• Проектирование частично механизированных складов
• Проектирование комплексно-механизированных складов
• Проектирование атоматизированных складов
• Проектирование автоматических складов
3. По виду содержащегося на хранении типа грузов при проектировании выделяют следующие виды складских комплексов :
• Проектирование специализированных складских комплексов — проектирование складов, предусмотренные для хранения только одного типа грузов;
• Проектирование складов смешанного типа — проектирование складов,где могут храниться несколько типов грузов;
• Проектирование универсальных складов — проектирование складов, которые предназначенные для большинства типов грузов.
4. По конструкции при проектировани складских комплексов и складов выделяют:
5. По виду хранимой продукции при проектировани складских комплексов и складов различают:
— Проектирование складов сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
— Проектирование промежуточных-производственных складов т.е. склады незавершенного производства;
— Проектирование складовготовой продукции;
— Проектирование складов тары;
— Проектирование складовостатков и отходов;
— Проектирование складов инструментов.
Функции складов
Проектирование складов должно опираться на предъявляемые Заказчиком требованиям к будущему сооружению. Именно поэтому так важно знать, какую функцию должен выполнять склад, а, может быть, и сразу несколько функций. Рассмотрим основные из них:
1. Аккумулирование необходимого ассортимента в соответствии с спросом потребителей. Эта функция нацелена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами различных фаз производства, создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Наличие нужного ассортимента (по качеству и количеству) на складе содействует эффективному выполнению заказов конечных потребителей и осуществлению поставок в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение. Реализация этой функции направлена на сокращение разницы сроков между производством продукции и ее потреблением, обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей и непрерывность производственных процессов.
4. Предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги, первичная обработка и учет и т.д.
Проектирование складов – грамотно выстроенный линейный процесс, выполняющийся постепенно от этапа к этапу. Для успешной реализации данного процесса необходимо уточнить все исходные требования и пожелания Заказчика, получив от него верно составленное техническое задание и все исходные данные для проектирования.
Исходные данные при проектировании складов
Точно собранные и полученные исходные данные для проектирования склада – залог успешного выполнения всего проекта по строительству склада. Именно поэтому очень важно учитывать всевозможные детали, которые могут возникнуть при дальнейшем строительстве, а также эксплуатации склада и заранее их предупреждать.
Исходными данными при проектировании складов являются:
• Техническое задание, полученное от Заказчика, в котором указываются основные параметры будущего строения: назначение склада, вид хранимой продукции, функции складского комплекса, объемы проектируемого здания, наличие или отсутствие административной, офисной части здания, требования по оснащению инженерными системами (внутренними и наружными, степень автоматизации склада, количество и характеристики инфраструктуры будущего складского комплекса, наличие и грузоподъемность машин и механизмов и другие не менее важные дополнительные параметры.
• Результаты инженерно-геологических изысканий – шурфовка почвы на местности с целью определения категории грунтов, представляющих рельеф данной территории застройки.
• Геодезические изыскания (топографическая съёмка) – для закрепления координат территории застройки в системе координат местности.
• Генеральный план земельного участка ГПЗУ, выданный органами местного управления.
• Технические условия на подключение будущего здания к сетям и коммуникациям, полученные от ресурсоснабжающих организаций.
Нормативная документация при проектировании складов
Проектирование складов – сфера проектной деятельности, имеющая свои специальные стандарты, нормы и правила, ориентируясь на которые любой проектировщик сможет грамотно составить проект, успешно воплощаемый в дальнейшем. Рассмотрим основные из них:
• СП 57.13330.2010 Складские здания. Актуализированная редакция СНиП 31-04-2001
• СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001 (с Изменениями N 1, 2)
• СП 44.13330.2010 Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87
• Градостроительный кодекс РФ
• Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями на 6 июля 2019 года)
• Специальные нормы на сети, отдельные конструкции и узлы.
Состав проектной документации при проектировании складов
Собрав все исходные данные для проектирования склада, проектировщик должен определиться с составом разделов проекта, его стадийностью и необходимостью прохождения экспертизы.
Согласно Градостроительному Кодексу РФ, статьи 49 пп. 4 и 5, экспертиза проектной документации не проводится, если сооружения представляют собой отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 м2. Таким образом, в зависимости от площади и размеров проектируемого склада, регламентируется дальнейшая тактика проектирования.
Состав проектной документации при проектировании складов определяется Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Проектирование складов не менее трудоемкий и кропотливый процесс, чем, например, проектирование жилых комплексов. Каждый раздел проекта требует детальной проработки и должен содержать все необходимые сведения, указанные в постановлении №87.
Основными разделами, от успешной разработки которых зависит качество всего проекта являются:
АР – архитектурные решения
КР – конструктивные решения
Сети – ВК, НВК, ОВ, ЭО, ЭС, СС
СПОЗУ – схема планировочной организации земельного участка
ПБ – пожарная безопасность (АПТ, АДУ, АПС, огнезащита).
Архитектурные решения при проектировании складов
Данный раздел при проектировании складов состоит из нескольких подразделов — непосредственно сами архитектурные решения и ТХ – технологические решения.
Это основополагающие разделы проектирования складов. Именно здесь подробно рассматривается что, как и где будет располагаться в будущем сооружении склада.
Разделом АР предусматривается проработка всего внешнего и внутреннего вида проектируемого склада – состав складского комплекса, фасады, планировка помещений, разрезы, количество и размер световых проемов при их наличии, устройство кровли, варианты отделки помещений, экспликация помещений с указанием их размеров, площади, высотных отметок, привязок к осям.
Проектирование складов в части технологических решений (ТХ) рассматривает местоположение зон размещения складируемых материалов, варианты их размещения (высота стеллажей, габариты систем хранения, их оснащенность специальными защитными средствами), способы загрузки и загрузки, наличие докшелтеров, количество и марка специального оборудования для загрузки и разгрузки, их грузоподъемность, организация рабочих мест, организация логистического пространства здания, одним словом — определяются все технологические процессы, происходящие на складе.
Конструктивные решения при проектировании складов
В части конструктивных решений проектирование складов объединяет в себе основные разделы КМ – конструкции металлические и КЖ – конструкции железобетонные.
Современные реалии таковы, что при проектировании складов особую роль играет быстрая возводимость конструкций. Поэтому большинство Заказчиков в качестве конструктивных решений складов выбирает конструкции металлические (КМ), которые легко и быстро возводятся, а также имеют свойство разбираться и переезжать в другое место, легко преобразовываться в другие формы при возможных изменениях способа складирования и объема складирования без перестройки.
Конструкции железобетонные (КЖ) в свою очередь более прочные и основательные. Для сейсмически опасных районов – это самый актуальный вид конструктивных решений. Выбор данного способа проектирования склада рационален, когда планируется долгосрочное постоянное размещение склада на данной территории.
Тем не менее, вне зависимости от выбранного материала будущих конструктивных решений проектируемого склада, этот раздел проектной документации особо тщательно прорабатывается и содержит следующие решения:
размер пролетов склада, шаг колонн, высоту этажей, схемы расположения конструкций – колонн, ригелей, ферм, связей, прогонов, конструкций покрытия, способы соединения элементов каркаса здания, антикоррозийная защита, отдельные узлы крепления элементов, нанесение защитной краски на конструкции для защиты от механических повреждений (светосигнальные обозначения), спецификации металлоконструкций, а также конструктивные решения фундамента будущего сооружения (выпускается под маркой КЖ).
При проектировании металлоконструкций обязательным разделом рабочей документации является КМД (Конструкции металлические деталировочные). В этом разделе подробно описываются решения по сборке металлокаркаса, предоставляются размеры и количество всех элементов, как несущих, так и монтажных, из которых состоит здание.
Проектирование инженерных сетей складов
Раздел «Инженерные сети» состоит из нескольких подразделов, в зависимости от вида проектируемой системы – водопровод и канализация (ВК, НВК), отопление, вентиляция и кондиционирование (ОВ), электроснабжение (ЭО,ЭС), сети связи (СС) и разрабатывается так называемыми специалистами-смежниками.
Для проектирования внутренних инженерных систем складов требуется соблюдение многих параметров:
1. Наличие технологических и хозяйственно-бытовых нужд помещения склада.
2. Температура в складском помещении. От степени отапливаемости здания зависит вид применяемых систем – в неотапливаемом помещении применение водозаполненных систем трубопроводов нецелесообразно, выбор вида приборов учета электроэнергии и электрокабелей также напрямую зависит от температуры окружающей среды.
3. Высота потолков в помещениях склада. Например, при проектировании системы автоматического пожаротушения склада этот параметр играет важную роль, т.к. спринклерные оросители, устанавливаемые под потолком, должны обеспечивать требуемую площадь орошения огнетушащим веществом. Существуют специальные виды оросителей для складов, которые могут устанавливаться на определенной высоте и обеспечивать подачу необходимое количества огнетушащего вещества.
4. Наличие специальных условий хранения грузов в складируемом помещении, таких как повышенная влажность, наличие холодильных установок, т.к. в присутствии данных факторов могут повреждаться распределяющие ресурс устройства и оборудование – электрокабели, трубопроводы и пр. А при хранении, например, скоропортящейся продукции очень важно обеспечивать бесперебойную подачу электроснабжения, при выходе из строя основной линии электропитания, необходимо иметь резервную, дабы не допустить порчи продуктов. При хранении некоторых товаров также имеет значение грамотно разработанный проект вентиляции и кондиционирования склада, ведь при неправильной работе данных систем товар может быть подвержен негативному действию плесени, грибов.
5. Наличие на складе движущихся механизмов – краны, лебедки, манипуляторы, гидравлические штабелеры, тележки и пр. Трассировка распределяющих магистралей при проектировании складов должна быть устроена так, чтобы она не мешала передвижению механизмов и была защищена от их воздействия.
Эти и другие параметры играют очень важную роль при проектировании складов и должны учитываться каждым проектировщиком для успешной реализации своего проекта.
К проектированию наружных инженерных систем также предъявляется немало требований, но основные параметры, учитывающиеся при проектировании – это количество потребителей ресурса для расчета расхода, который необходимо обеспечить наружными подающими сетями.
Раздел инженерные сети склада должен содержать:
• пояснительную записку с указанием и обоснованием принятых схем и решений, расчетами, характеристиками применяемых материалов и оборудования, характеристиками системы;
• графическую часть – схемы, графики, планы расположения инженерных систем на плане (в т.ч. поэтажная разводка), чертежи отдельных узлов и конструкций;
• спецификацию оборудования и материалов.
Схема планировочной организации земельного участка складского комплекса
Проектирование складов в данном разделе заключается в том, чтобы грамотно «посадить» на выделенную территорию запроектированное здание, с учетом рельефа местности, ее высотных отметок и геологических условий, обеспечить подведение к нему всех инженерных сетей, организовать планировку территории – наличие пешеходных зон и дорожек, организация автотранспортного движения на участке, определение мест под стоянку автотранспорта, мест разворота и проезда техники, мероприятия по благоустройству и озеленению территории.
В пояснительной записке проекта предоставляются все характеристики имеющейся территории, результаты всех предпроектных изысканий по данной местности, а также описывается характер будущей застройки и принятые проектно-технологические решения для успешного размещения запроектированного строения склада на плане местности.
В графической части проекта представляются чертежи – сама схема планировочной организации земельного участка, схема движения земляных масс, схема котлована, объемно-планировочные решения, строительный генеральный план, календарный график производства работ.
Пожарная безопасность при проектировании складов
ПОчень важным разделом при проектировании складов является проект пожарной безопасности склада. Сам по себе складской комплекс представляет собой объект повышенной пожарной опасности из-за наличия в нем большого скопления материалов, особенно если на складе действительно хранятся горючие, легковоспламеняющиеся вещества и смеси, взрывоопасные и пожароопасные вещества.
Следует подчеркнуть, что половиной успеха при проектировании пожарной безопасности склада является применение не подверженных горению строительных материалов.
Для определения допустимости хранения на проектируемом складе тех или иных веществ должна учитываться степень огнестойкости, а также классы конструктивной и функциональной пожарной опасности. Степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций, класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов, а класс функциональной пожарной опасности здания и его частей выявляется их назначением и особенностями используемых технологических процессов. ФЗ от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) определяет степени огнестойкости зданий – I, II, III, IV, V четыре класса конструктивной пожарной опасности – С0, С1, С2 и С3 (непожароопасные, малопожароопасные, умеренно пожароопасные, пожароопасные). По функциональной пожарной опасности здания подразделяются на пять классов Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 в зависимости от способов их применения и от угрозы для жизни человека. Складские здания относятся к классу Ф5.2.
Степень огнестойкости здания – это время, за которое конструкции, представляющие здание, будут полностью подвержены выгоранию – 120, 90, 45 и 15 минут. Для повышения степени огнестойкости может быть использована огнезащита отдельных конструкций – металлических, конструкций вентиляции (воздуховоды и пр.). Для нанесения огнезащитных материалов разрабатывается специальный проект, в котором приводятся расчеты, принимаемые решения, характеристики и свойства применяемых огнезащитных материалов.
В проектировании пожарной безопасности складов применяют следующие виды и меры пожарной защиты:
• огнезащитная обработка отдельных конструкций;
• разделение помещений склада на пожарные отсеки (установка противопожарных дверей и перегородок);
• наличие системы автоматического пожаротушения (водяного, пенного, газового, порошкового – в зависимости от категории помещений);
• наличие автоматической пожарной сигнализации;
• наличие системы автоматического дымоудаления;
• наличие системы оповещения и эвакуации людей при пожаре (световые табло, звуковое оповещение, планы эвакуации, ручные извещатели);
• наличие наружного и внутреннего противопожарного водопровода;
• наличие локальных огнетушащих систем – огнетушители, пожарные ведра, ящики с песком;
• соблюдение нормативных расстояний при проектировании стеллажей и других конструкций склада, с целью обеспечения достаточных размеров путей для выхода и эвакуации.
Иные разделы при проектировании складов
Отдельно разрабатываемыми разделами проектной документации при проектировании складов являются – охрана окружающей среды, мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, мероприятия по обеспечению энергоэффективности, сметная документация и пр. Они являются не менее важными, как и другие, но по объему значительно уступают всем вышеописанным разделам. При их разработке следует учитывать все параметры проектируемого здания склада, соблюдать требования нормативных документов и контролирующих органов.
Источник: www.ovikv.ru
§ 45. Организация складского хозяйства в строительстве и анализ его хозяйственной деятельности
Основными задачами складского хозяйства в строительстве являются: количественная и качественная приемка материальных ресурсов, рациональное размещение и укладка материалов с учетом их физико-химических свойств, механизация погрузочно-разгрузочных работ, совершенствование техники хранения материалов, конструкций и изделий, ликвидация потерь при хранении, организация отпуска материалов, учет материальных ценностей.
Все строительные материалы, изделия и конструкции в зависимости от их химических и физических свойств должны храниться в соответствующих условиях, применительно к которым на строительной площадке создаются различные типы складов:
открытые склады, предназначенные для хранения материалов, конструкций и деталей в любых атмосферных условиях (песок, гравий, бутовый камень, кирпич, сборные железобетонные изделия, лес, шпалы, рельсы, балки и т. п.);
полузакрытые склады (навесы), в которых хранятся материалы и детали, не меняющие своих свойств от перемены температуры и влажности воздуха, но изменяющие свойства от непосредственного воздействия атмосферных осадков и солнца (деревянные изделия, толь, рубероид, шифер);
закрытые склады для материалов, теряющих свои свойства при хранении на открытом воздухе, для дорогостоящих материалов (цемент, известь, мел, линолеум, краски, олифа, скобяные изделия), а также для электрического и сантехнического оборудования;
специальные склады, предназначенные для хранения жидкого топлива, легковоспламеняющихся и горючих материалов.
Перечисленные типы складов по своему назначению подразделяются на:
перегрузочные, которые располагаются на железнодорожных станциях или пристанях, куда прибывают материалы, изделия и конструкции. Такие склады создаются в тех случаях, когда железнодорожные пути не могут быть введены на площадку строительства;
базисные (центральные), предназначенные для обслуживания ряда объектов, сооружаемых одной строительной организацией. Такой склад для хранения материалов, главным образом «замкового» хранения (гвозди, скобяные изделия, метизы, стекло, краски, спецодежда), располагается на территории наиболее крупной строительной площадки или за пределами ее, но у подъездных путей. На базисный склад доставляются также материалы, изделия и оборудование, требующие сортировки и комплектования; перегрузочные и базисные склады вызывают удорожание строительства, и поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы материалы, детали и конструкции подавались к строящемуся объекту, минуя эти промежуточные склады;
участковые склады размещаются на строительной площадке и предназначаются для хранения материалов и изделий, необходимых отдельным участкам строительства;
приобъектные склады (обычно открытые) располагаются в непосредственной близости к строящимся объектам (рабочим зонам) и предназначаются для обеспечения этих зон материалами, деталями и конструкциями. Для хранения инструмента, приспособлений и спецодежды на строительных объектах организуются небольшие кладовые;
склады подсобных предприятий устраиваются только в том случае, когда организуются вспомогательные предприятия для приготовления растворов и бетонной смеси, укрупнительной сборки стальных конструкций, изготовления арматуры, сборки сантехнических узлов, ремонтно-механических работ.
Все склады на строительных площадках являются временными зданиями, поэтому число и объем их необходимо сводить к минимуму; при устройстве их следует применять инвентарные секции УТС (универсальные типовые секции) и сборно-разборные конструкции.
Разгрузка и укладка в штабеля сборных элементов, деталей, оборудования и отдельных материалов на приобъектных складах производится автомобильными, гусеничными, козловыми или башенными кранами, а также с помощью других механизмов и приспособлений.
Для устройства открытого склада необходимо тщательно спланировать отведенную площадку, засыпать ее дренирующим слоем шлака, гравия или щебня и хорошо уплотнить. Для отвода поверхностных вод она должна иметь уклон в 1 — 2° в сторону внешнего контура склада. Открытые склады сборных конструкций и деталей должны располагаться в зоне действия монтажных кранов с учетом размещения изделий в технологической последовательности укрупнительной сборки и монтажа конструкций.
Способы хранения материалов и деталей на складах. На открытых складах, а также под навесами и в за крытых помещениях рекомендуется штабельный способ хранения материалов и деталей.
В штабелях нижний ряд изделий укладывается на деревянные подкладки, а последующие ряды на прокладки из брусков сечением 6Хб~и 8×8 см (для железобетонных изделий) или на досок сечением 4X12 и 5X12 см (для бетонных блоков).
Сборные конструкции и детали штабелируются раздельно по видам и типоразмерам изделий.
Блоки фундаментов и стен подвала, а также колонны укладываются в штабеля в несколько рядов (до четырех) с общей высотой не более 2,25 м (рис. 29).
Рис. 29. Укладка фундаментных блоков на складе
Подкладки. и прокладки располагаются на расстоянии 1,2 м от торца колонн длиной 6,6 л и на расстоянии 0,5 м для колонн длиной 3,3 м (рис. 30).
Рис. 30. Укладка колонн на складе а — для многоэтажных гражданских и промышленных зданий; б — для одноэтажных, промышленных зданий
Колонны для одноэтажных промышленных зданий укладываются в основном’ в один ряд. Ригели укладываются в штабеля рядами (два-три) на ребро с подкладками и прокладками на расстоянии 1,2 м от торцов изделия (рис. 31).
Плиты перекрытий (многопустотные) укладываются в штабеля рядами (до 10 — 12), но не более 2,5 м по высоте. Подкладки и прокладки располагаются на расстоянии 0,6 м от краев плиты (рис.32).
Стеновые панели хранятся в вертикальном или наклонном положении (в пределах 10 — 12°) в специальных металлических кассетных устройствах (рис. 33), а гипсобетонные панели перегородок — в деревянных кассетах монтажными петлями вверх. Под панели укладываются деревянные подкладки для предохранения нижних кромок панелей от повреждения.
Стеновые блоки высотой 1,25 м и более устанавливают на складе в один ряд, а остальные — в два-три ряда, но при этом общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м. Подкладки и прокладки из брусков располагаются с отступом от граней блока не менее чем на 5 еж и не более чем на /4 длины элементов /.
Балки и прогоны тавровых сечений длиной 9, 12, 15, 18 и 24 м складируются при помощи специальных приспособлений, позволяющих удерживать изделия в положении на ребро (рис. 34), либо подпорок, устанавливаемых с обеих сторон балок и придающих последним вертикальное положение.
Железобетонные фермы складируют в рабочем положении с небольшим уклоном так, чтобы крайняя ферма опиралась на опорные столбы, устанавливаемые через 2 — 3 м. Под низ ферм в опорных частях должны быть положены подкладки.
Рис. 31. Укладка ригелей на складе
Панели совмещенных крыш (прокатные) хранятся горизонтально в штабелях в несколько (до трех) рядов на подкладках сечением 0,15×0,15 м, длиной 5 м. Между панелями по их длинной стороне (по ребрам нижней скорлупы) укладываются три укороченные прокладки высотой 0,55 м и длиной 0,75 м (рис. 35).
В теплое время года рекомендуется производить поливку бетонных и железобетонных деталей водой не реже двух раз в сутки (в утренние и вечерние часы) и покрывать изделия рогожей.
Кирпич складируется по сортам и маркам, а лицевой кирпич — также и по цвету лицевой поверхности. Кирпич доставляется на строительную площадку в пакетах, как правило, уложенным на поддоны «в елку» в 10 рядов по типу укладки паркетных клепок — с наклоном кирпича под углом 45° к центру поддона. Такой пакет при погрузке и подъеме (при помощи захватов) не разрушается; для транспортирования его в кузове автомашины устанавливаются дополнительные бортовые ограждения, являющиеся ее постоянным оборудованием.
Выгрузка пакетов с автомашин производится кранами непосредственно на рабочее место каменщиков либо на приобъектный склад с укладкой в сплошные ленточные штабеля в один или два ряда.
Рис. 32. Укладка многопустотных настилов на складе
Рис. 33. Штабелирование стеновых панелей 1 — панели; 2 — откидные упоры кассеты
Осенью и зимой штабеля кирпича должны накрываться листами толя или рубероида, а весной излетом (в жаркие дни) поливаться водой один раз в день.
Камень бутовый хранится на открытой площадке в прямоугольных штабелях объемом до 200 мг и высотой до 1 м при ручной и до 3 м при механической загрузке.
Нерудные материалы (песок, гравий, щебень) хранятся в рассортированном (по фракциям) виде на открытых площадках.
Трубы больших диаметров хранятся на открытых площадках в штабелях высотой не более 1,5 м.
Рис. 34. Складирование балок и прогонов таврового сечения а — в металлических кондукторах; б — при помощи деревянных шаблонов; 7 — опорный швеллер; 2 — стойки; 3 — подкосы; 4 — деревянная подкладка; 5 — подкрановая балка; б — бруски для упора подкосов
Полузакрытые склады (навесы) в зависимости от вида хранимых материалов и климатических условий могут быть открытыми с трех сторон или же обшитыми с двух или трех сторон. Навесы должны быть сборно-разборными из УТС (универсальных типовых секций).
Кровельные рулонные материалы, рассортированные по маркам, хранят под навесами в вертикальном положении «на торец» не более чем в два ряда по высоте.
Столярного изделия, рассортированные по типам, размерам и сортам, хранят в штабелях на подкладках защищенными от загрязнения, увлажнения и обледенения. Если помещение не имеет пола, то изделия следует укладывать на специальные подкладки. Оконные и дверные блоки хранятся в вертикальном положении. Погонажные столярные детали короче 3 м и толщиной менее 22 мм, а также детали составных наличников независимо от длины ‘должны быть прочно увязаны в пачки весом до 50 кг.
Рис. 35. Складирование панелей совмещенных крыш а — равнопролетных; б — разнопролетных; 1 — подкладки; 2 — укороченные прокладки
Закрытые склады должны:
иметь достаточные противопожарные устройства, отопление I и вентиляцию (в необходимых случаях);
располагать достаточной емкостью, внутренней планировкой и оборудованием отвечающими характеру операций по приемке и отпуску материалов;
быть надежно защищенными от проникания атмосферных осадков, грунтовых и поверхностных вод, газов, пара и дыма.
Закрытые склады кроме площади для хранения материалов должны иметь: место для сортировки прибывающих грузов, раздаточную площадку, проходы и проезды к местам складирования материалов, отапливаемые контору склада и часть его, где хранятся материалы, портящиеся при низких температурах. Закрытые склады могут быть инвентарными, сборно-разборными и даже передвижными.
Рулонные и листовые отделочные материалы хранят в сухих закрытых помещениях; в зимнее время — в отапливаемых помещениях, за исключением обоев, которые разрешается хранить в неотапливаемых, но хорошо вентилируемых помещениях. Линолеум складируют вертикально в один ряд по высоте в помещениях с температурой не ниже + 10° С.
Древесноволокнистые плиты и гипсовую сухую штукатурку, рассортированные по видам и размерам, укладывают плашмя в штабеля высотой до 1 — 2 м без прокладок.
Стекло хранится независимо от времени года в закрытых неотапливаемых и сухих помещениях в деревянных ящиках, установленных на ребро, крышками кверху, в один ряд по высоте.
Склады для хранения цемента подразделяются на стационарные и инвентарные (сборно-разборные). Простейшим типом склада для цемента являются закрома, затем бункерные склады, а за ними наиболее совершенные — склады силосного типа. На строительных площадках склады цемента организуются, как правило, только в том случае, если приготовление бетонной смеси (раствора) происходит на самой площадке. Применение того или иного типа склада определяется масштабом строительства и проектом его организации.
Расчет площади складов. При проектировании стройгенплана необходимо не только знать правила складирования материалов, деталей и конструкций, но и, определять площадь и размеры склада, а также длину разгрузочного фронта. Общая площадь склада состоит из полезной площади, непосредственно занятой материалами, деталями и конструкциями, и вспомогательной площади, занятой проходами, проездами, служебными помещениями.
Полезная площадь складов определяется расчетным запасом материалов, хранимых на складах, и количеством материалов, укладываемых на 1 м2 полезной площади склада.
Расчетный запас материалов, зависящий от местных условий снабжения, вида транспорта, доставляющего материалы, и организации его работ, расстояния перевозки, времени года, должен быть на строительной площадке минимальным, но вместе с тем гарантирующим бесперебойное выполнение строительно-монтажных работ.
Ориентировочно можно принимать расчетный запас массовых материалов, доставляемых автотранспортом (кирпич, бутовый камень, песок), в размере одно — трехсуточной потребности, а железнодорожным транспортом, в зависимости от расстояния перевозки и вида материала, — в размере 10 — 30-суточной потребности.
После установления расчетного запаса материалов в днях площадь складов определяется наибольшим количеством мате-. риалов, которое может находиться на данном складе.
Количество материалов, укладываемое на 1 м2 полезной площади складов (норма складирования), зависит от вида складируемого материала, способа хранения, вида и способа укладки (ручной или механизированной) и высоты укладки.
При складировании материалов навалом в штабелях или в закромах площадь склада в м2 определяется, по формуле
где Q3an — количество материала, хранимое на складе;
Р — норма складирования материала на 1 м2 полезной площади склада.
При хранении материалов на стеллажах полезная площадь склада в м2 определяется по формуле
где п — количество бункеров на складе; площадь бункера поверху в м2.
При хранении материалов на стеллажах полезная площадь склада Fпол в м2 определяется по формуле
где % — требуемое количество стеллажей; 1 — длина стеллажа в мм — Ширина стеллажа в м.
Требуемое количество стеллажей определяется по формуле
где QCT — емкость стеллажа в т;
Фзап — количество материала, хранимое на складе.
где 1 — длина стеллажа в м; b — ширина стеллажа в м; h — высота стеллажа в м; у — объемный вес материала; а — коэффициент заполнения стеллажа (для гвоздей а = 0,12, для заклепок при хранении в ящиках а = 0,15, для стали круглой а = 0,66, для стали угловой а =0,45).
Общая площадь склада (т. е. площадь с учетом проходов, проездов и т. п.) во всех рассмотренных выше случаях будет равна:
где К — коэффициент, учитывающий проезды, проходы, служебные помещения и it. п., принимаемый равным: для открытых складов при хранении материалов навалом 1,15 — 1,25, а в штабелях 1,2 — 1,3, для складов закромного и бункерного хранения 1,3 — 1,4, для универсальных складов 1,5 — 1,7; Fmjt — полезная площадь в м2.
После определения площади склада устанавливают его размеры в плане — длину и ширину. Наименьшая величина разгрузочного фронта bф в м определяется по формуле
где n2 — количество одновременно разгружаемых транспортных единиц; .
1 — длина транспортной единицы в м; 1г — промежуток между транспортными единицами при установке их под разгрузку в м.
При доставке материалов на склад автотранспортом количество одновременно разгружаемых автомашин (п2) будет равно:
где Ост — количество груза, прибывающего на склад в смену, В Т; 7авт — грузоподъемность автомашины в тс; Раз — продолжительность разгрузки- одной автомашины в мин; Т — продолжительность смены в мин; k — коэффициент неравномерного прибытия автомашин, в пределах 1,15 — 1,2.
Ширина открытых складов зависит от радиуса действия кранов и машин, используемых для разгрузки и погрузки. Следует иметь в виду, что увеличение ширины открытого склада усложняет внутрискладской транспорт.
Закрытые склады в условиях строительной площадки обычно имеют ширину 6 — 10 м.
Установив необходимую емкость и основные размеры приобъектных складов, можно выбрать нужные типовые проекты складов.
В настоящее время разработаны, типовые проекты инвентарных приобъектных складов и механизированных складов при растворных узлах различной мощности с различными схемами механизации погрузочно-разгрузочных работ.
На складах с небольшим грузооборотом применение сложных механизмов нерентабельно. Для горизонтального перемещения материалов в этом случае могут быть использованы ручные, аккумуляторные, электрические и с двигателем внутреннего сгорания тележки, а также механизмы непрерывного действия — конвейеры: роликовые, ленточные, пластинчатые и скребковые. К простейшим механизмам для подъема и опускания грузов относятся домкраты, лебедки и полиспасты.
Для укладки штучных материалов в штабеля и на транспорт тирующие механизмы используются передвижные универсальные штабелеукладчики и самоходные погрузчики с вилочными захватами.
На складах инертных материалов широко применяются одноковшовые тракторные погрузчики.
Передвижные стреловые краны на железнодорожном, гусеничном, пневматическом и автомобильном ходу могут выполнять операции как со штучными, так и с сыпучими и навалочными материалами.
На открытых площадках используются также и козловые краны. Они отличаются от мостовых главным образом тем, что имеют ферму, укрепленную на высоких передвижных опорах.
Для подъема и перемещения грузов внутри складских помещений применяются мостовые краны, двигающиеся по подкрановым балкам, расположенным вверху. Эти краны не занимают складской площади и в пределах пролета, перекрываемого мостом, могут обслуживать любую точку склада.
Количество машин Км, потребных для выполнения заданного объема работ, определяется по формуле
где фгод — годовой грузооборот материалов, подлежащих механизированной перегрузке, в т; 7год — годовая производительность машины в т.
Если величина Кb1 значительно меньше единицы, применение такой машины нецелесообразно.
Анализ хозяйственной деятельности складов и баз. Анализ работы складов и баз производится по следующим основным технико-экономическим показателям: грузооборот базы или склада, скорость оборота материалов и изделий, использование площади складских помещений и открытых площадок, использование подъемно-транспортных машин и приспособлений, обеспечение сохранности материалов, себестоимость перегрузки одной тонны грузов, обеспечение бесперебойного снабжения потребителей, производительность труда работников базы и складов, экономия рабочей силы, сокращение простоев подвижного состава.
На основе анализа показателей работы баз и складов намечаются мероприятия по дальнейшему улучшению обслуживания строительных организаций.
Источник: stroim-domik.ru
Виды складов, их классификация и функции
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Специалисты используют несколько разных терминов для складов, чаще их называют распределительными (distribution centers) и логистическими центрами (logistics centers).
Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Классификация складов
Существует различная классификация складов.
По критериям
- По размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
- По высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
- По конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
- По необходимостисоздавать и поддерживать специальный режим, например, температура, влажность.
- По количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель).
- По степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.
- По возможностям доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
- По широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом.
- По месту в процессе движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:
- склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
- склады готовой продукции предприятий-изготовителей;
- склады сырья и исходных материалов;
- склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;
- склады на участке движения товаров народного потребления:
- склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы;
- склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.
Западная классификация
На Западе существует определенная классификация складских помещений, которая отражает и упорядочивает весь спектр требований, в соответствии с которыми и строятся склады определенного уровня.
В России же четкой классификации, утверждённой на законодательном уровне, пока нет.
Но для упорядочивания данного вопроса и определения единых критериев оценки складских помещений для всех участников этого рынка в нашей стране международная консалтинговая компания разработала и предложила свою классификацию складских помещений.
Согласно этой классификации все складские помещения делятся на 6 классов: А+, А, В+, В, С, D.
Соответствие склада тому или иному классу носит рекомендательный характер и зависит от многих факторов:
- месторасположение;
- этажность;
- высота;
- пролет;
- наличие инженерного оборудования (вентиляция, отопление и прочее оборудование, позволяющее создавать определенные климатические условия);
- наличие охранных систем и систем пожаротушения, видеонаблюдения;
- высота расположения полов и наличие антипылевого покрытия;
- наличие определенного количества ворот докового типа, погрузочно-разгрузочных площадок, регулируемых по высоте;
- наличие площадок для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта;
- наличие офисных, вспомогательных помещений и строений;
- наличие ограждения территории с круглосуточной охраной и многое другое.
Склад класса А+
Складские помещения класса “А+” – высшая категория складов согласно общей классификации. Такие помещения отвечают самым высоким требованиям складского хозяйства. Склад категории “А+” своего рода президентские апартаменты среди помещений этого предназначения.
Характеристики складских помещений класса A+:
- Тип здания. складские помещения класса “А+” представляют собой одноэтажные здания единого объема. Они построены из легких высококачественных металлоконструкций и предназначены специально для складских нужд. Высота потолков должна обеспечивать складирование в шесть-семь ярусов (не менее тринадцати метров).
- Внутренние конструкции. Здания, как правило, прямоугольной формы без колонн, либо с колоннами. Шаг колонн не менее двенадцати метров и расстоянием между рядами не менее двадцати четырех метров.
- Покрытие пола. Ровный бетонный пол располагается на уровне одного метра двадцати сантиметров от земли. Он должен обеспечивать нагрузку не менее пяти тонн на квадратный метр. Имеется антипылевое покрытие.
- Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса “А+” в обязательном порядке оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада.
- Температурный режим. Температурный режим регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза и обеспечивается системой кондиционирования.
- Системы безопасности. Складское помещение оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения. Все сигналы дублируются в соответствующие чрезвычайные службы.
- Электроснабжение и коммуникации. электроснабжение обеспечивается собственной автономной электроподстанцией. Отопление поступает за счет собственного теплового узла. Имеются горячее и холодное водоснабжение и канализация.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса “А+” оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на пятьсот квадратных метров склада. Ворота оборудованы погрузочными площадками регулируемой высоты.
- Офисные и подсобные помещения. На территории склада имеются офисные помещения, конференцзал, комнаты отдыха, пункты питания и другие необходимые помещения.
- Телекоммуникации. Связь и передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Есть доступ в Интернет.
- Системы контроля и учета. Данные системы разграничивают доступ сотрудников, обеспечивают контроль за движением грузов. Производится учет пропускного режима.
- Прилегающая территория. Территория склада круглосуточно охраняется. Отдельное внимание уделяется благоустройству и освещению территории.
- Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование. Отдельно оборудуются стоянки легкового автотранспорта.
- Железнодорожное сообщение. Наличие отдельной железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению. Желательно наличие ж/д рампы.
- Расположение. Складское помещение располагается непосредственно у крупных транспортных магистралей, либо имеет хороший подъезд протяженностью не более 4 км.
Склад класса А
Складские помещения класса “А” отвечают высоким требованиям логистики. От складов высшего класса они отличаются немногим. Различия в основном заключаются в площади самого помещения и высоте потолков. Играет роль также расположение склада относительно магистралей. Склады класса “А” – это профильные сооружения, призванные обеспечить наилучшие условия хранения любых типов груза.
Характеристики складских помещений класса A:
- Тип здания. Помещения складов класса “А” – это одноэтажные и однообъемные здания из металлоконструкций или сендвичпанелей. Они построены после 1994 года специально для использования в качестве складских помещений. Высота потолков составляет не менее десяти метров, что позволяет организовать многоуровневое хранение грузов.
- Внутренние конструкции. Шаг колонн в складских помещениях класса А составляет не менее 9 метров и расстоянием между пролетами не менее 24 метров. Площадь застройки не более 55%.
- Покрытие пола склада. Ровный бетонный пол имеет антипылевое покрытие. Высота от земли составляет 1,2 м. Полы обеспечивают нагрузку не менее 5 тонн на кв. м.
Системы вентиляции и кондиционирования. Склады класса “А” оборудуются кондиционерами и вентиляцией, обеспечивающими качественное проветривание всего помещения склада. - Температурный режим. Температурный режим в складах класса А обеспечивается системой кондиционирования и регулируется в зависимости от требований к условиям хранения того или иного груза.
- Системы безопасности. Складское помещение класса A оборудуется системами охраны и видеонаблюдения. Имеется пульт дежурного сотрудника службы безопасности, куда поступают сигналы о срабатывании сигнализации на том или ином участке и изображение от камер наблюдения. Пожарная безопасность обеспечивается системой предупреждения о пожаре, а также порошковой или спринклерной системой автоматического пожаротушения.
- Электроснабжение и коммуникации. Склады данного класса оснащены собственной автономной электроподстанцией. Отопление обеспечивается за счет собственного теплового узла. Подведено горячее и холодное водоснабжение и канализация.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции. Склады класса “А” оборудуются воротами докового типа из расчета одни ворота на семьсот квадратных метров площади. Ворота оборудованы docklevelers – погрузочно-разгрузочными площадками c регулируемой высотой подъема.
- Офисные и подсобные помещения на складах А класса. На территории склада имеются офисные помещения, комнаты отдыха персонала, туалеты, душевые, иные служебные помещения.
- Телекоммуникации. Передача данных осуществляется по оптоволоконным каналам. Обеспечение телефонной связью осуществляется собственной АТС.
- Системы контроля и учета на складах класса A. На территории склада действует пропускной режим, система учета и доступа сотрудников. Все движения грузов регистрируются в автоматизированной системе учета грузов.
- Прилегающая к складу территория. Благоустроенная территория с достаточной степенью освещенности. Территория клада круглосуточно охраняется.
- Стоянки для автотранспорта. Имеются стоянки и зоны отстоя для большегрузного транспорта. Обеспечено беспрепятственное его маневрирование.
- Железнодорожное сообщение. Желательно наличие железнодорожной ветки, подходящей непосредственно к складскому помещению.
- Расположение. Складское помещение располагается вблизи крупных транспортных артерий и имеет подъезд, обеспечивающий движение большегрузного транспорта.
Склад класса B+
Складские помещения класса “B+” – категория B+ объединяет складские помещения, построенные или переоборудованные под выполнение задач хранения различных типов грузов. Категория “В+” – своего рода люкс в классификации складских помещений. Сооружения данной категории имеют ряд преимуществ, таких как приемлемая стоимость в сочетании со всеми необходимыми условиями складского хозяйства.
Характеристики складских помещений класса B+:
- Тип здания: Складские помещения данной категории были построены или переоборудованы из сооружений промышленного назначения. Они представляют собой одноэтажные здания с высотой потолков не менее 8 метров. Это позволяет расположить стеллажи для хранения грузов многоуровневым принципом.
- Внутренние конструкции: Шаг колонн должен обеспечивать беспрепятственную транспортировку груза внутри склада и удобную закладку на хранение. Площадь застройки составляет от 45 до 55 %.
- Покрытие пола: Антипылевое покрытие бетонного пола обеспечивает снижение пыльности во внутреннем пространстве. Допустимая нагрузка на 1 кв. м. не менее 5 тонн. Расстояние до земли не менее 1 метра.
- Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса “В+” оснащены системой вентиляции, система кондиционирования является желательным условием.
- Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью отопления и системы вентиляции. В помещениях этого класса поддерживается постоянный микроклимат, обеспечивающий оптимальные условия хранения.
- Системы безопасности: Система противопожарной безопасности дополняется гидрантной системой пожаротушения, что обеспечивает надежную защиту от огня. Нередко применяется система порошкового пожаротушения.
- Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение может происходить как от общих источников энергии, так и силами собственной автономной электроподстанции.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции: Обязательно наличие пандуса для грузовых машин. Ворота докового типа расположены из расчета не менее одних на тысячу квадратных метров склада.
- Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения, помещения для персонала, туалеты, душевые. Офисные помещения располагаются либо в здании склада, либо в пристройке.
- Телекоммуникации: Телефонная связь, системы телекоммуникаций, обеспечивающие работу электронных систем и средств автоматизации.
- Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, учет прибытия-убытия сотрудников.
- Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
- Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта непосредственно у складского помещения, возможно наличия мест отстоя вблизи территории.
- Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции или наличие собственной ж/д ветки.
- Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.
Склад класса B
Складские помещения класса “B” в полной мере можно считать оптимальным решением для компаний, умеющих считать свои деньги и в то же время пользоваться благами цивилизации без ненужных излишеств. Хранение грузов на складах этой категории выгодно и в то же время надежно. Склады отвечают современным требованиям.
Характеристики складских помещений класса B:
- Тип здания: Складские помещения данной категории были вновь построены или реконструированы для выполнения задач хранения. Они представляют собой, как правило, многоэтажные здания с высотой потолков каждого уровня от 4 до 8 метров. Транспортировка на верхние этажи обеспечивается грузовыми лифтами.
- Внутренние конструкции: Особых требований не предъявляется.
- Покрытие пола: Полы покрытия не имеют. Полы могут быть как бетонными, так и асфальтными. Расстояние до земли не менее 1 метра.
- Системы вентиляции и кондиционирования: Склады класса “В” могут быть оснащены системой вентиляции, которая должна обеспечивать эффективное проветривание до 90% помещения.
- Температурный режим: Температура и уровень влажности регулируются с помощью системы отопления. В помещениях этого класса поддерживается постоянная температура хранения и допустимый уровень влажности.
- Системы безопасности: Безопасность грузов обеспечивается системой сигнализации. Имеется система гидрантного пожаротушения и противопожарная сигнализация.
- Электроснабжение и коммуникации: Помещение склада имеет собственную систему отопления, канализацию и водоснабжение. Электроснабжение обеспечивается за счет общей электросети.
- Разгрузочно-погрузочные конструкции: Для обеспечения удобства погрузки-выгрузки имеется пандус для большегрузного транспорта. Грузовые лифты располагаются из расчета не менее одного на 2 000 кв. м. Грузоподъемность каждого не менее 3 тонн.
- Офисные и подсобные помещения: На территории склада имеются подсобные помещения. Офисные помещения располагаются в непосредственной близости к территории склада.
- Телекоммуникации: Стационарная телефонная сеть, локальная сеть между рабочими местами.
- Системы контроля и учета: Контрольно-пропускной режим на территории, автоматизированный учет движения грузов.
- Прилегающая территория: Благоустроенная территория, оборудованная искусственным освещением.
- Стоянки для автотранспорта: Достаточное количество мест для стоянки большегрузного транспорта как непосредственно у складского помещения, так и вблизи территории.
- Железнодорожное сообщение: Непосредственная близость к железнодорожной грузовой станции.
- Расположение: Близость к основным транспортным магистралям, удобный подъезд, хорошее состояние дорог.
Склад класса C
Складские помещения класса “C” – это, чаще всего, утепленный ангар или капитальное производственное помещение, с высотой потолков не менее четырех метров. Здания могут быть любой этажности. Главное в случае многоэтажных строений – наличие грузовых лифтов в необходимом количестве. Полы – бетонные или из асфальта, покрытие отсутствует.
Обязательным условием для складских помещений категории “С” является наличие ворот на нулевом уровне, для обеспечения заезда грузового транспорта внутрь помещения. Климатический и температурный режим поддерживается системой отопления и вентиляцией. Поддерживаемая температура составляет от +8 до +14 градусов по Цельсию.
Посещения данной категории имеют, как правило, систему водоснабжения и канализации. Противопожарная безопасность обеспечивается пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Организуется охрана периметра и контрольно-пропускной режим на территории склада.
Склады класса “С” находятся на небольшом удалении от основных автомагистралей, к ним ведут качественные дороги-сателлиты, обеспечивающие беспрепятственное движение большегрузного транспорта. Вблизи складских помещений имеются стоянки для грузовых автомобилей и места для их маневрирования. Склады данного класса наиболее распространены на территории России. Стоимость аренды – невысокая, но арендатору зачастую самостоятельно приходиться оплачивать водоснабжение и электричество.
Склад класса D
Складские помещения класса “D” – пожалуй, самые непритязательные в плане требований к их оснащению. Под склады данной категории используют подвальные помещения, объекты гражданской обороны, ангары, производственные помещения и прочие нежилые и технические площади. Требования здесь предъявляются минимальные.
На таких складах должно быть освещение, обеспечиваться постоянная температура и уровень влажности. Складские помещения должны иметь удобный для грузового автотранспорта подъезд и ворота для осуществления погрузки и выгрузки. Безопасность обеспечивается сигнализацией. Для предупреждения пожаров устанавливается пожарная сигнализация, система и средства пожаротушения.
Данные склады используются в основном для непродолжительного хранения небольших партий различных грузов. Плюсом складских помещений категории “D” является небольшая арендная плата. Складские помещения этого класса могут находиться как в городской черте, в промышленных зонах, так и на достаточном удалении от основных магистралей.
Назначение и функции складов
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. Но кроме хранения многие организации используют склады как удобные места для выполнения и других видов работ. Общая тенденция такова, что в настоящее время склады выполняют все больше задач, добавляющих ценность продукту, а не являются чистыми центрами затрат.
Основные функции склада
- Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
- Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.
- Преобразование материальных потоков. Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида потоков: входной, выходной и внутренний. На складе происходит расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.
- Сокращение затрат на перевозку. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять унитизацию, т.е. объединение небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства. Еще одна форма объединения происходит в случае, когда заказчику необходимы материальные ресурсы от разных поставщиков. Противоположная операция – разбивка опта – также позволяет сократить расходы на перевозку грузов от одного поставщика ко множеству заказчиков на определенной территории.
- Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
- подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
- придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
- выполнения работ, связанных с уменьшением коммерческого риска (проведения заключительных работ в последний момент – отсрочка);
- доводки продукции до нужной кондиции, наклеивания этикеток, упаковывания, подготовки продуктов для ритейлеров, чтобы те могли сразу выставлять ее на продажу;
- транспортно-экспедиционные услуги;
- услуга «запасы, управляемые продавцом» и др.
Цель складирования – оказывать поддержку более широким логистическим функциям, обеспечивая комбинацию высокого уровня обслуживания потребителей и низких затрат. Эти цели подразумевают выполнение ряда задач, например:
Источник: angargid.ru