Строительство знаменитого Беломорско-Балтийского канала некогда преподносилось как одно из главных достижений советской эпохи. На самом же деле за этим помпезным проектом стоял тяжелейший труд десятков тысяч заключенных, которых заставили жить и работать в нечеловеческих условиях.
На возведение Беломорканала – одной из первых гигантских строек Страны Советов – отводилась одна пятилетка, с 1928 по 1932 год. Как раз тогда впервые была внедрена система пятилетних планов. Проект всячески раскручивался и пропагандировался, начали даже выпускать папиросы «Беломор» с картой-схемой «великой стройки».
Однако в средствах советская экономика была стеснена. Поэтому Сталин потребовал, чтобы прокладка канала велась «малой кровью». Это означало, что никакая передовая техника того времени применяться не будет. Основная часть работ велась вручную, лопатами и кайлами, а строительные материалы использовали только самые дешевые и местного происхождения: дерево, камень, грунт, торф.
Тратиться на обеспечение быта строителей советская власть тоже не планировала. Поэтому на проект были брошены в основном заключенные из лагерей. Направляли сюда и осужденных по политическим статьям, и раскулаченных «лишенцев», и «воров в законе». Как пафосно объявлялось, все они подлежали «перевоспитанию физическим трудом». Здесь было организовано особое подразделение ГУЛАГа – БелБалтЛаг.
«Беломор» История строительства, Беломоро-Балтийского канала, 1933 г. СССР, Документальный фильм
Именно в те годы возник термин «зэк». Полностью он расшифровывался как «заключенные каналоармейцы». Стройка организовывалась по военному принципу: там имелись штабы, роты и т.д.
Условия жизни и работы на Беломорканале были крайне тяжелыми. На день строителям-заключенным полагалось всего 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Только часть рабочих проживала в продуваемых ветрами бараках, многие размещались в палатках и даже в шалашах, наспех сложенных из бревен и веток. Иногда укладывались спать прямо на снег. Если кто-то нарушал дисциплину, администрация имела право увеличить ему срок заключения.
Работы шли круглосуточно, смены были многочасовыми, практически без перерывов на отдых и перекур. Чтобы вдохновлять арестантов на трудовые подвиги, на берегу играл оркестр. Понятно, что далеко не все выдерживали тяжелых условий и изматывающего труда. Вот строки из «Архипелага ГУЛАГ» А.И. Солженицына: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица… Их посылают на канал сразу десятками тысяч…»
«Бессмысленный и никому не нужный»
Завершилось строительство Беломорканала в 1933 году. Ему тут же было присвоено имя И.В. Сталина. Когда руководители стройки отрапортовали о готовности канала, генсек вместе с К.Е. Ворошиловым и С.М. Кировым отправились на его «ревизию».
Однако Сталина новый водный путь не слишком впечатлил: он заявил, что канал слишком мелок и узок, и даже обозвал его «бессмысленным и никому не нужным». Ничего удивительного в этом не было: ведь проект был затеян не столько из соображений экономической целесообразности, сколько для «идеологической перековки» враждебных советскому строю элементов…
Как зеки строили Беломорско-Балтийский канал им. Сталина
Вскоре на Беломорканал приехала группа из 120 писателей и журналистов, которым предстояло дать литературные отчеты о «чуде социалистической экономики». Заключенные, разумеется, по указанию лагерного начальства, наперебой рассказывали гостям, как они благодарны Советскому государству за возможность искупить свою вину ударным трудом.[С-BLOCK]
Впоследствии вышла книга «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства 1931-1934 гг.». Авторами ее являлись 36 видных советских литераторов, среди которых были А.М. Горький, В.П. Катаев, А.Н. Толстой, М.М.
Зощенко. Книга с восторгом рассказывала о самоотверженном труде строителей Беломорканала под чутким руководством ОГПУ. Конечно, о жестоких условиях, труде без отдыха, голоде, холоде, многочисленных лишениях и унижениях, гибели людей на ее страницах не было сказано ни слова.
Подробности «стройки на костях» всплыли только в эпоху гласности. Сегодня на берегах канала можно увидеть скульптурные композиции, изображающие погибших при строительстве зэков. А в Повенце возведена деревянная церковь Святителя Николая – в память о тех, кто отдал свои жизни во имя «торжества социализма»…
Источник: news.rambler.ru
Сколько человек погибло при строительстве беломоро балтийского канала
3 июня 1930 года было принято решение о начале строительства Беломорско-Балтийского канала. Беломорканал длиною в 227 км был построен за рекордные 20 месяцев. За это время было создано русло протяженностью 37 км (остальную длину составил естественный речной путь), 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба и 12 водосбросов.
Нафталий Френкель, приговоренный к расстрелу, был назначен помощником начальника строительства Беломорканала. Освободили его прямо перед казнью. Френкель был награжден за трудовые успехи, но, чтобы не очень-то расслаблялся, все же расстрелян в 1937 году.
Это строительство обросло мифами, в основном, негативного характера. По непроверенным источникам, например, выходило, что каналармейцев — врагов народа, воров и убийц — кормили хлебом и баландой из морских водорослей. Похоже, это ложь, слишком уж оригинальный паек получается. Но есть еще более яркий, запоминающийся вариант от писателя Александра Авдеева:
«Я ошалел от увиденного достатка ударников-каналстроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, сёмги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска…»
Видимо, свежая редиска пламенела только тогда, когда по Беломору катались писатели и начальство, а писателей на Беломорканал возили пачками: Горький, Зощенко, Ильф и Петров, Пришвин. Кушали они хорошо.
Нельзя отрицать факт, что Беломорканал был построен на костях — как всем известный город Питер, к примеру.
Почему-то считается дурным тоном критиковать Петра Первого за то, что он сотворил на месте болот, пользующихся дурной славой. Представляете, сколько людей полегло на строительстве, после того, как Петя сообщил всем, что «Здесь будет город заложон — и не волнует!» Кстати, и Беломорканал задумал все тот же Петр I, мастер размашистых проектов. Однако, крестьяне кончились, если все помрут на стройке — кто пахать будет, и Петр переключился на корабли.
Наиболее жизнеспособный проект сооружения был предложен только в 1900 году профессором Тимановым. За создание проекта нового пути ученый получил на Парижской всемирной выставке золотую медаль. Но на тот момент реализация строительства не представлялась возможной из-за отсутствия большого количества врагов народа и бандитов.
Хороший тон — критиковать Сталина за Беломорканал. Кровопиец закопал в грунт много-много врагов народа — какой подлец. Что же на самом деле.
Смертность на строительстве была вначале не такой уж и высокой, учитывая особенности того времени:
Согласно официальным данным, во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %).
Но в 1933 году ситуация меняется, умирают 8870 заключённых (10,56 %) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.
Причина ясна — голод в стране не щадил никого. Однако стройку просто не могли бросить.
После окончания строительства советская власть полностью исполнила свои обещания: после окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых.
Иосиф Виссарионович раздал ордена деятелям ОГПУ, это были Г. Г. Ягода, М. Д. Берман, Л. И. Коган, Я. Д. Рапопорт, С. Г. Фирин и Н. А. Френкель.
Были также награждены амнистированные инженеры С. Я. Жук и К. А. Вержбицкий.
Сам канал Сталину не понравился. Его глубина составила три с половиной метра, Иосиф Виссарионович назвал его мелким, узким, никому не нужным и бессмысленным.
Что и дало впоследствии возможность писать о бессмысленных зверствах чекистов и Сталина. Идея «перековки вражеских кадров и преступных элементов» была переписана по-иному: Беломор запланировали, чтобы выморить «лишних» людей, физически уничтожить интеллигенцию и прочих врагов народа. Про бандитов и воров, трудившихся на Беломорканале, как-то позабыли.
Оригинал взят у ilyavaliev в Нужен ли был Беломорканал?
В войну канал почти разрушили, но позднее он был реконструирован, приведен в порядок, и еще не раз пригодился стране.
Хотя отношение к этой великой стройке до сих пор неоднозначное, в том числе и у меня.
Нынче землёй-Кормилицей в РФ, за которую много поколений предков пролили моря крови, странная публика торгует, сдаёт в аренду, даже без паспортов состояния её «здоровья». Барыги высасывают остатки соков, накачивают ядохимикатами, снимают навар и бросают . . .
Источник: aleksei-44.livejournal.com
2 августа 1933 года. Открыт построенный на русских костях Беломорканал
«Сталин, Ворошилов и Киров на Беломорканале» Иллюстрация с картины Налбандяна
2 августа 1933 года был в торжественной обстановке открыт Беломорско-Балтийский канал. Первый раз в истории СССР, на его строительстве применялся труд заключенных в огромных масштабах.
Беломорканал не только заложил основы будущих сталинских строек с применением рабского труда, но и стал одним из главных символов подневольного труда 30-х.
Судоходный канал в тех местах собирались строить еще до революции. Но все проекты откладывались в самый дальний сундук по причине крайней дороговизны. Согнать со всей страны каторжан и заставить их трудиться за паек тогда и в голову никому не пришло. Зато большевики решили, что зэков в стране многовато, сидят без дела, а чего без дела сидеть, когда надо вкалывать? Пускай строят канал!
Вопрос решили просто. На базе Соловков развернули новый большой лагерь — Белбалтлаг. Специально для работ на канале. Развернули в ноябре 1931 года, а уже через месяц начались первые строительные работы.
Строительство Беломорканала считалось одной из важнейших задач первой пятилетки. Тот факт, что на строительстве задействованы почти исключительно заключенные, не только не скрывался, но и подчеркивался. В частности, была организована агитационная поездка ведущих советских писателей, которые потом всем рассказывали, как зэки обжираются килограммами осетрины (серьезно, так и писали).
Заключенные строят Беломорканал
Всё это подавалось как перековка и исправление человека. Превратим ударным трудом преступника в достойного члена социалистического общества и т. д.
Негодяй Горький, который во времена Дореволюционной России устроил бы неистовый вой на весь мир из-за подобного использования труда заключенных, плакал над гуманностью чекистов и Ягоды.
Современные коммунисты, когда им указывают на Беломорканал, всегда кивают на то, что до революции тоже использовался труд заключенных. Это тот самый случай, когда это только по форме верно, а по сути издевательство.
До революции труд заключенных действительно использовался, но в гораздо меньших масштабах. Чтобы вывести заключенных на внешние работы, было столько мороки, что их предпочитали оставить на каторге. Известен случай использования труда каторжан на отдельных участках Транссибирской магистрали. Но цифры несопоставимы.
На строительстве Транссиба было задействовано более 100 тысяч человек, это был колоссальный проект. Из них только порядка 15 тысяч составляли каторжане, и то только на слабозаселенных участках, где было трудно найти наемных рабочих в достаточном количестве.
На строительстве Беломорканала работало более 125 тысяч человек. Из них порядка 108 тысяч были заключенными-каналоармейцами. Масштабы просто несопоставимы.
Заключенные строят Беломорканал
Строительство канала целиком находилось в руках чекистов, курировавших стройку. Стоит отметить, что Беломорканал хотя и стал символом подневольного труда, все же был одним из первых пробных шаров системы. На фоне последующих «строек» условия там были довольно щадящими.
Например, ударный труд с перевыполнением планов сокращал срок заключения. Получить УДО или значительно сократить свой срок было еще реально — в отличие от конца 30-х, когда УДО полностью отменили и заключенные работали уже в буквальном смысле слова за еду.
Вопреки байкам некорых современных историков и совковых блогеров про осетрину, питались каналоармейцы исключительно хлебом и иногда овощами.
Учитывая большие проблемы с продовольствием в СССР в начале 30-х, хлеба хватало далеко не всем. Если в первый год строительных работ смертность не превышала 2%, то в последний год работ умер каждый десятый работник на стройке.
Строители канала погибали от изнурительного труда, холода, недоедания, травм, за 20 месяцев умерли по официальным данным 12 318 человек из 124 тысяч заключённых, принимавших участие в строительстве.
2 августа 1933 года канал был торжественно открыт. Раскрутке этого события придавалось большое значение, о канале писали все ведущие издания. Вскоре после открытия под редакцией Горького вышла огромная книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства». Белбалткомбинат, созданный для эксплуатации канала, также оставался в руках чекистов.
Помимо заключенных там трудились еще и семьи раскулаченных.
Опыт использования заключенных был признан крайне удачным как для «перековки» преступного и контрреволюционного элемента, так и для максимального удешевления строительства.
В дальнейшем подневольный труд стал применяться в еще больших масштабах и более жестких условиях.
Источник: vitalidrobishev.livejournal.com