Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков конкретизировал слова президента России Владимира Путина о воровстве при строительстве космодрома Восточный. Как оказалось, из выделенных 91 миллиардов рублей украден был каждый десятый рубль.
«Всего было похищено – установлено, что было похищено – 11 миллиардов рублей. Возвращено 3,5 миллиарда рублей», — сказал представитель кремля, добавив, что освоили в ходе проекта 66 миллиардов рублей.
Завершить из планируемых 19 объектов пока удалось лишь пять. А на первом этапе расследования краж при строительстве космодрома возбудили 128 уголовных дел, которые после были объединены в 32 дела, а в суд – на очередном этапе, передали уже 21 уголовное дело, добавил Песков. В общей сложности, осуждены 32 человека. А пять уголовных дел остаются в работе у СКР.
Сегодня Путин упомянул тему воровства при строительстве космодрома в качестве иллюстрации на заседании правительства, объясняя, что так делать нельзя – «воруют сотнями миллионов!» Песков заверил, что все сказанное Путиным относится к прежнему период строительства, сейчас о новых инцидентах с присвоением бюджетных средств неизвестно. А вспомнил Путин о Восточном, потому что на днях выслушал доклад о расследовании уголовных дел.
Сколько можно украсть на строительстве дороги?
Источник: kazanreporter.ru
Почему президент заявил о «воровстве сотнями миллионов» на Восточном
Владимир Путин заявил, что на сооружаемом космодроме Восточный так и не удалось навести порядок — «воруют сотнями миллионов». Почему создание первого российского космодрома сопровождается серьезными проблемами, разбирался РБК
Что президент сказал о Восточном
В понедельник, 11 ноября, президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил, что в строительстве космодрома Восточный в Амурской области так и не удалось навести порядок, несмотря на возбужденные уголовные дела.
«Сто раз сказано было: «Работайте прозрачно. Деньги большие выделяются. Проект тоже носит практически общенациональный характер». Нет! Воруют сотнями миллионов, сотнями миллионов. Уже несколько десятков уголовных дел возбуждено. Состоялись уже решения судов, в тюрьме люди сидят.
Нет. Порядка так там до сих пор и не удалось навести как следует», — сказал глава государства.
Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что претензии Путина не относятся к нынешним кураторам Восточного. «Это относится к предыдущему периоду», — уточнил представитель российского лидера.
Космодром Восточный в цифрах и делах
- На строительство космодрома был выделен 91 млрд руб., из них освоено 66 млрд.
- Похищено 11 млрд руб., возвращено 3,5 млрд.
- Из 19 объектов не завершено строительство пяти.
- По делам о хищениях осуждены 32 человека.
- Пять уголовных дел еще расследуются.
Источник: заявление Дмитрия Пескова
Олимпиада в Сочи: как украли $3 млрд на строительстве дороги
РБК направил запрос в «Роскосмос».
Источники РБК в «Роскосмосе» и Министерстве обороны сказали, что заявление главы государства по поводу Восточного было неожиданным.
Как начиналось строительство Восточного
В 2011 году было начато техническое и эскизное проектирование космодрома, назначены руководители работ. Строительство стартового комплекса космодрома началось в 2012 году. Сроки окончания неоднократно переносились, а из-за нарушений на объекте было возбуждено более сотни уголовных дел. Генподрядчиком по строительству выступало подведомственное Минобороны Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой).
В 2011 году директор Спецстроя Григорий Нагинский заявлял, что строительство космодрома Восточный обойдется России в 300 млрд руб. В 2015 году занимавший тогда пост главы «Роскосмоса» Игорь Комаров сообщил, что стоимость космодрома оценивается специалистами госкорпорации примерно в 180 млрд руб.
На конец 2017 года было построено пять из 19 объектов первой очереди, говорится в отчете госкорпорации «Роскосмос». Это два этапа системы внешнего энергоснабжения, автомобильные и железные дороги, а также комплекс измерительных средств. Стоимость построенных объектов первой очереди составила порядка 92 млрд руб. В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что за полтора года ничего не изменилось: закончены только пять объектов.
Строительная готовность стартового комплекса и технического комплекса позволяет производить пуск ракет среднего класса «Союз-2», сказано в отчете госкорпорации. В 2016–2018 годах с Восточного произведено четыре пуска: трех ракет «Союз-2.1а» и одной «Союз-2.1б», который оказался неудачным.
Почему у проекта сменился генподрядчик
В декабре 2016 года президент подписал указ об упразднении Спецстроя. Генпрокуратура связывала ликвидацию ведомства с хищениями при постройке важных государственных объектов, в том числе космодрома Восточный. В Министерстве обороны уточняли, что Спецстрой был ликвидирован из-за плохой организации работы с субподрядчиками.
Контракт с генподрядчиком работ по строительству был расторгнут в начале 2017 года. В том же году «Роскосмос» поручил подведомственному ему ФГУП ЦЭНКИ достроить первую очередь космодрома.
В октябре 2018 года «Роскосмос» подписал контракт объемом 39 млрд руб. с ПСО «Казань» на строительство второй очереди Восточного. Эта компания выступала подрядчиком по строительству объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. «Коммерсантъ» утверждал, что «Казань» как генподрядчика лоббировал президент Татарстана Рустам Минниханов, который «весьма трепетно относится к загрузке мощностей крупнейшей республиканской строительной компании».
В середине ноября ФНС обратилась в суд с требованием признать «Казань» банкротом, заявив требования почти в 2 млрд руб. После подачи иска руководство «Роскосмоса» выразило обеспокоенность в связи со сложной финансовой ситуацией подрядчика, при этом в декабре официальный представитель госкорпорации утверждал, что смена генподрядчика не планируется.
В феврале 2019 года вице-премьер по ОПК Юрий Борисов заявил, что «Роскосмос» расторг контракт с генподрядчиком строительства второй очереди космодрома Восточный.
В марте глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин перечислял компании, которые госкорпорация рассматривает в качестве возможных подрядчиков строительства, — «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж» и «Крокус». Однако ни одна из этих компаний не согласилась на участие в проекте. Владелец Crocus Group Араз Агаларов объяснил невозможностью реализовать проект за выделенные на него деньги, не обанкротив компанию. То же самое сказал РБК источник в «Стройтрансгазе»: «В компании рассматривали проект, но посчитали нецелесообразным участвовать из-за его стоимости».
«Борисов поторопился с заявлением — формально контракт не расторгали», — рассказал источник РБК в «Роскосмосе». По его словам, это собирались сделать и активно искали нового подрядчика на место ПСО «Казань». «Однако эти поиски не увенчались успехом, и строительство второй очереди космодрома продолжила та же самая компания», — пояснил источник.
Проблемы с поиском подрядчиков, скорее всего, связаны не с тем, что заявленные сроки по строительству второй очереди космодрома многократно сорваны и велика вероятность не уложиться в срок снова, считает создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров.
«Будет низкая норма прибыли. Помимо сроков сдачи еще одна сложность — климатическая и географическая зона. Ну и предыдущий опыт показывает, что есть серьезные риски после завершения стройки получить не премию», — перечисляет Егоров.
Кто будет завершать проект
В августе «Роскосмос» предложил создать подрядную организацию для строительства объектов космодрома с целью «усиления контроля над эффективностью расходования средств».
В сентябре Борисов в интервью «Ведомостям» выразил недовольство тем, как ведется достройка Восточного, и не исключил, что к достройке объекта в итоге могут быть привлечены структуры Минобороны. Спустя неделю после выхода интервью президент провел совещание на космодроме по вопросам строительства первой и второй очередей объектов космической инфраструктуры. На этом совещании резко против привлечения военных к строительству космодрома выступил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, позже он заявил, что президент не поддержал идею привлечь Минобороны к строительству второй очереди космодрома.
При этом в октябре Путин подписал указ о создании Военно-строительной компании (ВСК) — для «обеспечения защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции и капремонта объектов военной и социальной инфраструктуры». Как считает партнер строительной компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев, о хищениях при строительстве на космодроме снова вспомнили именно в связи с этим. «Ключевой фактор, указывающий, что ему [военному мегаподрядчику] достанутся контракты на завершение работ на Восточном, — в расставленных акцентах на необходимость контроля над расходованием бюджетных средств. На сегодняшний день ВСК является наиболее прозрачной для государства в силу специфики ее управления. Помимо контроля над расходованием средств наличие такой вертикали позволит оперативнее реализовывать все исходящие от государства инициативы, тогда как в случае с заключением контракта с одним или несколькими независимыми подрядчиками это требовало бы внесения изменения в заключенные с ними договоры. Наконец, сам факт создания мегаподрядчика предполагает мегапроекты, которые он мог бы реализовывать, а Восточный на сегодняшний день едва ли не самый амбициозный и проблемный из них», — резюмирует эксперт.
Источник: www.rbc.ru
Космические хищения. На «Восточном» украден каждый 10-й рубль
«В отношении 58 лиц вынесены приговоры, по которым осужденные получили до 11 с половиной лет лишения свободы, — уточнила официальный представитель СКР Светлана Петренко. — Среди осужденных бывший начальник ФГУП «Дальспецстрой» Юрий Хризман, главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин, бывший заместитель начальника ФГУП ««Главное управление специального строительства по территории ДФО при Федеральном агентстве специального строительства» Михаил Гельман, бывший глава ФГУП «Спецстройтехнологии» Александр Никитин. Только Хризман своими преступными действиями причинил ущерб государству в размере 5 млрд 200 млн рублей. Никитин — в размере 665 млн рублей».
Как заявили в СКР, уже на стадии следствия государству возмещен ущерб в размере более 1 млрд 500 млн рублей.
Напомним, что космодром «Восточный» является первым в России гражданским космодромом, который предназначается для запуска и подготовки космических аппаратов социально-экономического, научного и коммерческого назначения. Космодром строится в Амурской области, в 8 тысячах км от Москвы и в 180 км от Благовещенска, и занимает площадь примерно в 700 кв. км. В 2019 году завершилось возведение первой очереди, которая предполагала строительство комплекса для ракет «Союз» легкого и среднего классов. Стоимость всего проекта составляет примерно 300 млрд рублей.
«Сто раз было сказано: работайте прозрачно»
Тему хищений при строительстве космодрома «Восточный» в минувший понедельник затронул президент России Владимир Путин. На совещании с членами правительства он потребовал у чиновников не допускать нецелевого расходования средств при закупке техники и оборудования для реализации нацпроектов, как это было при строительстве космодрома. «Нужно добиться абсолютной прозрачности в этой сфере. Движение средств должно четко прослеживаться на всех уровнях управления и по всем видам бюджетных расходов», — сказал глава государства.
Президент заметил, что в свое время то же самое он говорил о других крупных проектах, в том числе и о строительстве космодрома «Восточный». «Сто раз сказано было: работайте прозрачно, деньги выделяются большие, проект носит практически общенациональный характер. Нет, воруют сотнями миллионов», — продолжил президент.
Он напомнил, что по факту хищений заведены десятки уголовных дел, по многим из них уже вынесены судебные решения: виновные сидят в тюрьме, однако «порядка там так и не удалось навести, как следует». Также глава государства подчеркнул, что на данный проект выделяют большие деньги, потому что он носит «общенациональный характер».
Президент выразил надежду, что впредь в сфере ОПК с деньгами «все будет выстроено должным образом». «Буду просить прокуратуру, следственные органы внимательным образом за этим следить, так же как и контрольное управление президента», — предупредил Владимир Путин.
«Критика абсолютно обоснована»
Как позже уточнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, при строительстве «Восточного» украли каждый десятый рубль! «Всего было похищено 11 млрд руб. Возвращено 3,5 млрд рублей. Всего в общем объеме на строительство «Восточного» был выделен 91 млрд рублей, из них освоено 66 млрд рублей, — сообщил он журналистам. — На первом этапе СК России возбудил 128 уголовных дел, которые потом объединили в 32 производства. Дополнительно 8 дел вело МВД». Некоторые результаты этой работы и обнародовала официальный представитель СКР Светлана Петренко.
Между тем глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, комментируя прессе заявление президента, сообщил, что сейчас у властей нет оснований беспокоиться об эффективности расходования средств на космодром «Восточный». Хотя и отметил, что критика президента «абсолютно обоснована».
«Естественно, он информирован в деталях, мы тоже в деталях знаем, кто там и чем занимался, и рады тому, что эти люди давно устранены со стройки и находятся в местах не столь отдаленных», — сказал Рогозин. Он рассказал, что специалистам предстоит немало бумажной работы по первой очереди космодрома. «Это завершение претензионной работы, возвращение в бюджет тех средств, которые были выведены со стройки, это около 24 млрд рублей, неотработанных авансов. Все контракты расторгнуты, по ряду контрактов заключены мировые соглашения. Как действовать дальше — все понятно», — пояснил глава «Роскосмоса».
Пожалуй, самое важное, что государство знает о проблеме, видит ее и борется с ней. Простой пример. Масштабы хищений при строительстве космодрома «Восточный» глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал беспрецедентными и уточнил, что главные злоупотребления при бюджетном финансировании произошли на этапе строительных работ нулевого цикла — бетон, котлован, песок.
В октябре президент Владимир Путин подписал указ о создании Военно-строительной компании (ВСК) — для «обеспечения защиты государственных интересов при организации и осуществлении строительства, реконструкции и капремонта объектов военной и социальной инфраструктуры». Проще говоря, воровать бюджетные деньги подрядчикам больше не позволят. А правоохранители активно работают над возвращением украденного в казну.
Источник: aif.ru
Как там с дорожным строительством? — Воруют-сс, Ваше Величество…
Устойчивое мнение о том, что у нас в дорожной отрасли не ворует только ленивый и от этого наши дороги оставляют желать лучшего, уже много лет живет в сознании многих граждан России. Отраслевое сообщество и правоохранительные органы тоже не отрицают факты хищения. О том, кто, как и сколько ворует при ремонте и строительстве дорог, говорилось на III международной конференции «Применение разновидностей дорожного асфальтобетона в России», которая прошла на днях в столице.
Кто и как это отслеживает
Дорожное строительство практически всегда является объектом государственного заказа, а надзором за расходованием государственных средств в основном занимаются органы прокуратуры. Главное внимание при этом уделяется качеству дорожного полотна, поскольку, согласно статистике ГИБДД, в первом полугодии 2016 года было зафиксировано свыше 89 тыс. ДТП , 45% которых произошли по причине ненадлежащего качества асфальта. Для сравнения: количество ДТП, совершенных по причине эксплуатации неисправных машин, составляет не более 3%.
Как показывает практика, несмотря на все предпринимаемые силовыми органами меры, ситуация в дорожной отрасли по-прежнему остается сложной. Во многом она обусловлена кризисными явлениями в экономике и недостаточным финансированием из региональных бюджетов.
Например, в Республике Калмыкия объемы финансирования на протяжении целого ряда лет не соответствуют фактическим потребностям отрасли. Годами не выделяются средства на ремонт и капремонт дорог регионального значения.
В таких условиях особую актуальность приобретают вопросы соблюдения законодательства при выделении бюджетных средств. Ведь даже несмотря на слабое финансирование хищения все равно имеют место.
Кто и как ворует
Видов хищения в отрасли не так уж мало. В дорожном строительстве (впрочем, как и в любом другом) существуют три основных участника, три субъекта: заказчик-инвестор, проектировщик и подрядчик. Следовательно, хищением может заниматься или каждый по отдельности, или все вместе.
Рисунок Олега Хромова
Первый способ, самый безобидный — это тривиальное бездействие. Например, в прошлом году в Астраханской области был выявлен ряд участков автомобильных дорог, не соответствующих требованиям технического регламента и другим нормативным документам в области безопасности дорожного движения.
Прокуратура региона направила в суды 469 исков в адрес органов местного самоуправления с требованием обеспечить надлежащее качество их дорог. Благодаря принятым мерам свыше 300 муниципальных дорог в регионе было приведено в надлежащее состояние. А в целом по стране в прошлом году в суды было направлено свыше 23 тыс. подобных заявлений.
Второй способ — построить не то, что надо. Подобный пример в нынешнем году имел место в Брянской области. Там на средства, выделенные из областного бюджета на ремонт автодорог к социальным объектам, были построены дороги к объектам коммерческого назначения.
Третий способ — хищения при госзакупках и заключении госконтрактов. Тут маневры могут быть различные. Один из них — завышение стоимости. Так, в 2016 году в Республике Крым было возбуждено уголовное дело по факту завышения на 25 млн руб. стоимости услуг по проектированию развития дорожной сети региона.
Еще один «маневр» основывается на картельным сговоре заказчика и исполнителя. Например, в Чувашской Республике был вскрыт факт покровительства со стороны местной администрации деятельности коммерческой компании в сфере дорожного строительства. Заместитель главы администрации одного из районов республики, ранее занимавший должность руководителя этой коммерческой компании, обеспечил победу «своей» организации в торгах. Сумма ущерба для бюджета составила свыше 1 млн руб. По данному факту возбуждено уголовное дело, чиновник уволен с государственной службы.
Еще один подобный случай произошел в Тверской области. Там постановлением прокуратуры был привлечен к административной ответственности заместитель директора одного из казенных учреждений. Он без проведения конкурса или торгов заключил контракт с подрядчиком на сумму свыше 20 млн руб. на выполнение работ по ремонту аварийного моста.
Наконец, еще один способ хищения — заключить туманные дополнительные соглашения к госконтрактам. Явным примером тому может служить ситуация в Республике Мордовия. Там местный арбитражный суд признал недействительным дополнительное соглашение с подрядчиком, по которому срок окончания работ был неправомерно увеличен на 10 месяцев, а цена работ — на 24 млн руб.
Воровство подрядчика
Разумеется, не во всех случаях средства воруют заказчики — иногда это делают и подрядчики. Например, проверки исполнения контракта на проведение дорожных работ в Псковской области недавно выявили, что объем работ по выравниванию верхнего слоя проезжей части на одной из автомобильных дорог не соответствует стоимости затрат: разница между оплаченными и фактически выполненными работами составила свыше 7 млн руб.
А в Республике Марий-Эл на участке автомобильной дороги протяженностью около 3 км подрядчик уменьшил толщину верхнего слоя (слоя износа) дороги, «сэкономив» на этом около 3 млн руб. Разумеется, сей факт послужил поводом для возбуждения уголовного дела.
Прибегают разного рода «умельцы» и к использованию при производстве работ заведомо более дешевых материалов. Примером тому в текущем году стала Пензенская область, где подобный факт был выявлен при устройстве основания щебеночного покрытия дороги во время ремонта улично-дорожной сети.
А прокуратура Самарской области при проверке расходования бюджетных средств, выделенных на проектирование моста, выявила факты хищения в особо крупном размере. Там в рамках исполнения государственного контракта стоимостью свыше 10 млрд руб. региональный Минтранс перечислил исполнителю аванс на выполнение работ. Однако работы по контракту задерживались, а часть полученных средств ушла на иные цели.
Разумеется, сегодня мы рассказали далеко не обо всех случаях и видах хищения в дорожной отрасли. Но даже из приведенных примеров видно, что «возможностей для маневров» у преступников более чем достаточно.
Источник: rcmm.ru