СТ 48.1 ГрК РФ введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
Сложные вопросы ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10) утратил силу;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
Сложные вопросы ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
Комментарий к СТ 48.1 Градостроительного кодекса РФ
В правилах комментируемой статьи законодатель определил правовые особенности исчерпывающих перечней специальных объектов капитального строительства, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, которыми являются:
— определение в ч. 1 настоящей статьи исчерпывающего перечня двенадцати особо опасных и технически сложных объектов;
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи исчерпывающего перечня пяти категорий уникальных объектов.
Отметим, что объекты указанных двух исчерпывающих перечней могут быть квалифицированными объектами в соответствии с п. 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса.
Положениями Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исчерпывающий перечень объектов использования атомной энергии дополнен пунктом хранения радиоактивных отходов (см. ч. 14 ст. 48 и п. 1 ч. 1 настоящей статьи), которыми согласно ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ являются:
— стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;
— пункты размещения особых радиоактивных отходов — природные объекты или объекты техногенного происхождения, содержащие особые радиоактивные отходы, не изолированные от окружающей среды, либо объекты, содержащие особые радиоактивные отходы, срок изоляции которых от окружающей среды не установлен;
— пункты консервации особых радиоактивных отходов — природные объекты или объекты техногенного происхождения, в которых содержатся особые радиоактивные отходы, имеются барьеры для обеспечения безопасности, изолирующие радиоактивные отходы от окружающей среды в течение определенного соответствующим проектом срока эксплуатации указанных объектов.
Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 4.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ Российская Федерация передает в порядке, установленном ст. 6.1 комментируемого Кодекса, органам государственной власти субъекта РФ — города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2013 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в ч. 2 ст. 48.1 Кодекса и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов.
Второй комментарий к статье 48.1 ГрК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи законодатель приводит перечень особо опасных, технически сложных объектов. Указанный перечень признан Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ исчерпывающим. Такого мнения придерживается и Верховный Суд РФ (см. решение ВС РФ от 14 октября 2014 г. N АКПИ14-937).
Письмо Министерства экономического развития РФ N 10194-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/18475/14 от 7 мая 2014 г. «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных».
Рассмотрим данный перечень подробнее:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов). Объекты использования атомной энергии определены в ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений. Виды гидротехнических сооружений установлены в ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Законодатель относит к особо опасным и технически сложным только те гидротехнические сооружения, которые имеют первый и второй классы. Всего ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст. 3) установлено 4 класса опасности гидротехнических сооружений, первый и второй классы — это классы чрезвычайно высокой и высокой опасности соответственно. Каждый класс гидротехнического сооружения определяется по критериям классификации гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. N 986 «О классификации гидротехнических сооружений»;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством РФ в области связи. Законодатель в п. 14.1 ст. 2 ФЗ «О связи» отнес к особо опасным и технически сложным те сооружения связи, в проектной документации которых имеются следующие характеристики сооружения: высота от 75 до 100 м; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более. Объектами электросетевого хозяйства являются в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Для отнесения объектов электросетевого хозяйства к особо опасным и технически сложным необходима мощность напряжения от 330 киловольт и выше;
5) объекты космической инфраструктуры. Составляющие космической инфраструктуры России определены в ст. 18 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности». Указанные объекты, в том числе мобильные, являются объектами космической инфраструктуры, если они используются для осуществления и (или) обеспечения космической деятельности;
6) объекты авиационной инфраструктуры. Составляющие авиационной инфраструктуры определены в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Элементы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования определены в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»;
8) метрополитены. Понятие метрополитена закреплено в ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов. Понятие морского порта закреплено в ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, объекты инфраструктуры морского порта определены также в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Законодатель отмечает, что объекты инфраструктуры морского порта, назначением которых является стоянка и обслуживание прогулочных судов, спортивных парусных судов, маломерных судов, не относятся к особо опасным, технически сложным объектам;
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше. Определение данных объектов приводится в Своде правил «СП 90.13330.2012. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75», утв. Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. N 282. Для отнесения тепловой электростанции к категории особо опасного и (или) технически сложного объекта необходимо наличие у нее мощности 150 мегаватт и выше;
11) подвесные канатные дороги. Выделяются пассажирские и грузовые канатные дороги. Их определения, а также основные требования к их безопасности определены в Приказе Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. N 42 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» и Приказе Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. N 563 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»;
12) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством РФ о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под опасными производственными объектами законодатель определяет предприятия или их цехи, площадки, участки, а также те производственные объекты, которые отвечают критериям опасных производственных объектов, приведенным в приложениях к ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Законодатель уточняет перечень тех опасных производственных объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным в соответствии с ГрК РФ. К ним относятся:
— объекты, на которых хранятся, получаются, используются, транспортируются, уничтожаются и перерабатываются опасные вещества. Ключевым моментом является наличие у этих объектов I и II класса опасности. Перечень и виды опасных веществ приведены в приложении N 1 к ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Отметим, что класс опасности опасного производственного объекта зависит от количества содержания в нем опасного вещества;
— объекты, на которых используются, получаются, транспортируются расплавы черных или цветных металлов, а также сплавы на основе указанных расплавов. При этом должно применяться оборудование, которое рассчитано на 500 кг и более расплавов;
— объекты, на которых ведутся горные работы, а также работы по обогащению полезных ископаемых. Под горными работами понимается комплекс производственных процессов (работ) по креплению, проведению и поддержанию горных выработок, выемке полезного ископаемого (абз. 4 ст.
1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»). Полезные ископаемые определяются в ст. 337 НК РФ как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая содержится в фактически добытом либо извлеченном из недр, отходов, потерь минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. N 599 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», дающие в том числе понятие обогащения полезных ископаемых.
Не подпадают под категорию опасных и технически сложных опасные производственные объекты, на которых осуществляются горные работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых и разработке россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ. Помимо открытого (карьерного) способа, осуществляемого с помощью горных открытых выработок, применяются также такие способы разработки месторождений полезных ископаемых, как подземный (шахтный) (с помощью подземных горных выработок), скважинный (с помощью системы буровых эксплуатационных скважин) и морской (работы проводятся ниже уровня моря). В данном случае речь идет только об открытом способе разработки месторождений полезных ископаемых, проводимом без применения взрывных работ.
Распоряжение МПР РФ от 7 февраля 2003 г. N 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным».
Все опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре (ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Правила регистрации опасных производственных объектов установлены Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». Государственную регистрацию осуществляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и отдельные уполномоченные органы по подведомственным объектам.
2. В ч. 2 комментируемой статьи законодатель устанавливает признаки уникальности объекта капитального строительства. К ним относятся:
— высота объекта более чем 100 м;
— пролеты более чем 100 м;
— наличие консоли более чем 20 м;
— заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 м.
Следует отметить, что все здания или сооружения и строения (в отношении которых осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт), имеющие признаки уникальности, подлежат в процессе строительства государственному строительному надзору и занесению в Реестр объектов строительного надзора. В случае если объект не обладает одним из признаков уникальности, он исключается из реестра объектов государственного строительного надзора. Данное подтверждается и судебной практикой (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2015 г. по делу N А73-15847/2014).
Источник: www.gradkod.ru
Ростехнадзор обращает внимание проектировщиков на необходимость более детальной проработки особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Из вышеуказанного следует, что письмо Минрегиона России от 27.09.2010 N 33838-КК/08 «О перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства» носит рекомендательный характер в силу отсутствия прямой нормы закона.
Также стоит отметить, что перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленный частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в настоящее время существенно отличается от перечня, речь о котором идет в указанном письме Минрегиона России.
При разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Требования), перечень которых утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее — Перечень видов работ), саморегулируемая организация должна руководствоваться
При разработке саморегулируемой организацией Требований в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, перечень которых установлен частью 1 статьи 48.1 Кодекса, также необходимо руководствоваться
Помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, при разработке Требований необходимо также учитывать требования специальных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. К ним относятся, в том числе,
- Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ),
- Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «О безопасности использования атомной энергии» (далее — Федеральный закон N 170-ФЗ), ,
- Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»,
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Перечень национальных стандартов)
- и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к проектированию и строительству соответствующих объектов капитального строительства.
Так, например, вид работ N 6.1 «Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию может выполняться только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных.
При этом согласно пункту 3.1 раздела 3 «Общие требования» ГОСТ 27751-2014. «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014), отдельные разделы которого (включая указанный) включены в Перечень национальных стандартов, для каждого сооружения необходимо установить класс сооружения (КС-1, КС-2 или КС-3) в соответствии с Приложением «А» к ГОСТ 27751-2014, в зависимости от его назначения, а также социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений. При этом согласно таблице 2 ГОСТ 27751-2014 класс сооружений КС-3 устанавливается к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности, которыми в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона N 384-ФЗ являются здания и сооружения, отнесенные частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства или уникальным объектам капитального строительства, параметры уникальности которых установлены частью 2 статьи 48.1 Кодекса.
Таким образом, в отношении объектов капитального строительства жилищного назначения может быть установлен класс КС-3 по иным признакам, указанным в Приложении А к ГОСТ 27751-2014, кроме отнесения этих объектов к особо опасным и технически сложным.
В отношении вида работ N 6.2 «Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов» раздела II Перечня видов работ необходимо учитывать, что данный вид работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов капитального строительства, не отнесенных частью 1 статьи 48.1 Кодекса к категории особо опасных и технически сложных, поскольку приложением «В» к СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (указанное приложение включено в Перечень национальных стандартов) установлены основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, а также помещений общественного назначения, которые не включают в себя здания и сооружения, в отношении которых может быть установлен класс КС-3 по основаниям отнесения их к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
В отношении вида работ N 7.3 «Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов» раздела II Перечня видов работ стоит отметить, что статьей 14 Федерального закона N 116-ФЗ установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов только I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Такие опасные производственные объекты отнесены частью 1 статьи 48.1 Кодекса к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства.
Пунктом 32 Положения о составе проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлена необходимость наличия в разделе «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» проектной документации объекта капитального строительства перечня мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, перечень которых установлен статьей 3 Федерального закона N 170-ФЗ, следовательно, вид работ N 7.5 «Разработка обоснования радиационной и ядерной защиты» раздела II Перечня видов работ по своему содержанию выполняется только в отношении объектов использования атомной энергии.
Иные виды работ раздела II Перечня видов работ могут выполняться в отношении любых объектов капитального строительства, вне зависимости от их класса сооружения.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 55.5 Кодекса документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям технических регламентов, полагаем целесообразным обратить внимание саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства, на необходимость более детальной проработки разрабатываемых документов, а также своевременной их актуализации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Источник: tk-servis.ru