17 августа 2019 года Правительство РФ приняло постановление, которым определены случаи, когда не требуется получать разрешение на строительство.
В постановлении от 17 августа 2019 года N 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» говорится, что больше не нужно получать разрешение при строительстве или реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами капитального строительства.
Исключения из нового правила составляют случаи, установленные Градостроительным Кодексом РФ.
Введение такой нормы продиктовано Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов», а именно внесением изменений в пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановление вступит в силу с 28 августа 2019 года.
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также — заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее — заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf — прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения — не осуществляется.
Работа ООО «МИНЭКС» в режиме карантина
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 — 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ.
Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны.
Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий.
Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба.
Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения.
Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг — а, как правило, это именно так — то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями.
В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Источник: minexpert.ru
В каких случаях не требуется разрешение на строительство
Ответы на все вопросы по теме: «В каких случаях не требуется разрешение на строительство» от профессионалов. Актуальность информации на 2021 год вы можете уточнить у дежурного консультанта.
А всегда ли требуется разрешение на строительство: давайте разберемся
Приветствую, вас, читатели! Кто постоянно читает мой блог уже знают, что строить объект можно только имея на руках разрешение на строительство. А что это такое и как его оформить я писал в статье «Что такое разрешение на строительство и как его оформить, продлить, внести изменения».
Но всегда ли нужно оформлять разрешение на строительство, а в каких случаях можно обойтись без него? Думаю, многие задают этот вопрос и не могут на него правильно ответить. Так вот, сейчас я постараюсь вам разъяснить.
Вообще строительство и реконструкцию разрешается вести только на основании разрешения, но есть исключения, а написано это в ч. 2 ст. 51 ГрК РФ:
Когда не требуется разрешение на строительство указано уже в ч. 17 ст. 51 ГрК РФ:
Вроде бы все понятно, но скажем в п. 2 где написано «строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства» возникает вопрос: «А как определить является ли наша стройка объектом капитального строительства?». Скажу честно не всегда удается на это правильно ответить. Ну а для начала обратимся к ч. 10 ст. 1 ГрК РФ:
Еще не запутались? Тогда идем дальше.
Также необходимо определить является ли ваш объект недвижимым имуществом (недвижимостью), если да то его можно отнести к объекту капитального строительства. В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации №51-ФЗ сказано:
Резюмируя можно сказать, что разрешение не требуется:
- если вы строите гараж для собственных нужд и на земельном участке, предоставленном не для предпринимательской деятельности, либо для садоводства и дачного хозяйства. При этом являетесь физическим лицом;
- если ваш объект строительства, реконструкции не является объектом капитального строительства (навесом, киоском, временной постройкой, движимым имуществом). А как это определить читайте ч. 10 ст. 1 ГрК РФ и статью 130 ГК РФ;
- если строите сооружение или строение для вспомогательного пользования. То есть ваш объект является вспомогательным по отношению к основному зданию;
- если ваша работа не затрагивает конструктивные характеристики надежности и безопасности здания и не превышает предельные параметры. По сути капитальный ремонт;
Также при строительстве индивидуального жилого дома (ИЖС) есть возможность оформить его в собственность без оформления разрешения на строительство (по дачной амнистии). Но при этом надо знать, что вы можете быть привлечены за это к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Без разрешения на строительство ИЖС строить нельзя хоть в деревне, хоть в городе, но в собственность оформить пока еще можно. Вот такой парадокс!
До скорых встреч, не забываем делиться статьей в социальных сетях — для этого нажмите на одну из кнопок чуть ниже. Спасибо!
Когда не требуется разрешение на строительство
В целом, процедура получения разрешения на строительство необходима для того, чтобы сверить проектную документацию с техническими планами, согласно которым будет проводиться вся дальнейшая работа. Целью такой сверки служит установление отсутствия отклонений плана от законодательных норм и требований. Технический и пожарный надзор, санитарно-эпидемиологическая служба, строительные нормативы, коммунальные службы и прочие государственные структуры ставят много требований, отклонение от которых послужит законным основанием для запрета строительных работ. Именно поэтому некоторые чрезмерно бдительные граждане могут проделывать массу ненужных действий.
На ком лежит ответственность
Получить необходимое разрешение на планируемое строительство, если таковой документ действительно требуется, можно, пройдя разные виды процедур, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Они всегда имеют некоторые нюансы, которые зависят от характеристик недвижимых объектов, целевого назначения и их места расположения.
Решается вопрос обычно с помощью подачи соответствующего заявления в местные органы самоуправления. Однако иногда следует обращаться к территориальному ведомству, которое занимается природными ресурсами. Посетить их необходимо при планировании работ, связанных с земными недрами. Для объектов, которые связаны с использованием атомной энергии, и вовсе будет действовать другой, особый порядок действий, при котором обратиться нужно будет в службы атомного, технологического и экологического контроля. Впрочем, подобные ситуации на практике встречаются достаточно редко, поэтому большинство собственников вынуждены проходить стандартную процедуру при получении разрешения на какое-либо строительство.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Однако вопрос о том, в каком случае разрешение не требуется, нельзя оставлять без внимания, поскольку он также имеет немало нюансов и нуждается в некоторых пояснениях.
В каких случаях не нужно разрешение
Законодательно выделен целый ряд строительных работ, при которых нет необходимости получать разрешение:
- Строительство гаража на участке земли, предоставленном для некоммерческого использования, например, садоводства, земельных работ или индивидуального жилищного строительства;
- Монтаж компактного хозяйственного объекта (навеса, киоска, прочего);
- Возведение вспомогательного объекта для построения инженерных технических коммуникаций, прокладки и подключения инженерной сети не с коммерческой целью и только для физических лиц;
- Строительство объекта технического дорожного обеспечения (только для дорожных участков, которые используются владельцем недвижимого объекта для подъезда к своему имуществу);
- Внутриканальные системные соединения (линии электропередачи любого типа, при электроустановках мощностью не более десяти киловатт, а также прокладка водопровода диаметром тридцать сантиметров и менее, монтирование внутренних газопроводных сетей диаметром менее двадцати сантиметров и с уровнем давления не больше 0,6 Мпа).
Разумеется, каждый из этих пунктов должен быть зафиксирован документально, чтобы у государственных служб не возникало каких-либо вопросов.
Также не требуется
Разрешение на строительство по закону не требуется также в случае:
- Возведения таких вспомогательных построек, как сараи, бани, колодцы;
- Бурения скважин глубиной менее пяти метров. Для более глубоких скважин разрешение обязательно и получить его можно при обращении к ведомству по природным ресурсам;
- Проведения реставрационных работ или линейного объекта, не выходящие в результате за рамку полосы отвода;
- Выполнения капитального ремонта при условии, что несущая конструкция затронута не будет.
При этом относительно всех вышеперечисленных пунктов разрешение не требуется только при условии, что речь не идёт об опасных объектах с высоким уровнем сложности.
Получать разрешение не понадобится, если строительство никоим образом не повлияет на безопасность и устойчивость уже имеющихся строений. Однако в любом случае правила безопасности и строительные нормы должны быть соблюдены.
Кроме того, не требуется получать разрешение на строительство площадок для выгула собак, бассейна, пруда объёмом не больше ста метров квадратных, частных подъездных дорог, опор освещения и пункта регулирования газа.
Дороги и внутриканальные сети
Отсутствие необходимости в получении разрешения, когда речь идёт о дорогах, касается только инфраструктурного обеспечения ими в категории общего использования в зоне выполнения подъездов к земельным участкам. Кроме того, это также объекты инженерно-технических сетей, с помощью которых происходит обеспечение коммуникационного снабжения переходной скоростной зоны, примыкающего участка, выезда, площадок для автостоянки, съезда, прочего.
В качестве типичного примера подобных проектов предусмотрена организация кабельной электролинии, подключённой к линейному объекту капитального строительства. Не требуется разрешение на проводимое строительство и в случае, когда осуществляется обеспечение технической инженерной инфраструктуры, связанной с подъездными автомобильными дорогами и примыкающими сооружениями системы основных транспортных и коммунальных комплексов.
Говоря о распределении внутриквартальной сети, входящей в комплекс той же инженерной технической инфраструктуры, разрешение иногда также не требуется. Это касается электролиний воздушного, кабельного и комбинированного типа мощностью до 10-ти киловатт, а также систем блочной канализации.
Вспомогательные объекты и скважины
Одним из наиболее распространённых видов индивидуальной застройки, ведущей к судебным спорам, является категория объектов, построенных на территории садоводческого или дачного участка с некоммерческим назначением. Как показывает практика, это могут быть объекты, относящиеся к части совместной инфраструктуры, которая обслуживает жилое здание.
Возникают споры, когда сарай рассматривают не как вспомогательный объект, а отдельной недвижимостью. Это происходит по той причине, что законодательно не существует чёткого разграничения касательно определения вспомогательных объектов. По сути, это недвижимость, которая используется для ведения хозяйства и содержания жилых домов.
О буровых скважинах можно сказать, что они являются тем самым случаем, когда разрешение на их строительство может, как требоваться, так и не требоваться. Для того чтобы удостоверится в необходимости получить разрешение, следует обратиться в орган по надзору за природными ресурсами, чтобы после не возникало ненужных проблем с законом. Впрочем, если речь идёт о частной недвижимости, проблем не возникнет при бурении скважины глубиной до пяти метров, как упоминалось ранее.
Реконструкция и временные объекты
Реконструкция и реставрация, как известно, бывает абсолютно разного размаха, поэтому достаточно часто сопряжена с полномасштабным строительством, хоть и с меньшей ответственностью. Не требуется разрешение на такое строительство в случае, когда не запланировано отведение границы охранной зоны, а сама реконструкция не затрагивает прежние полосы отвода. При этом строительные работы порой затрагивают системы коммуникации, которые связаны с капитальными зданиями. К таким системам отнесено водоснабжение, канализация, местные автомобильные дороги.
Разрешение обычно может потребоваться для того, чтобы облегчить рабочий процесс, который часто затянут на немалый срок. Однако разрешение в этом случае получается временное, позволяющее закончить некоторые не столь ответственные строительные этапы проекта. Для примера можно привести такие работы, как геодезическая операция, подготовка строительных площадок при закладке фундамента, ведение очистительных работ, земельных мероприятий, прочее. Однако запрещается возводить стены, поскольку такое строительство будет носить более серьезный характер.
Риски отсутствия согласования
Следует знать, что в строительстве часто фигурирует не только разрешение на него, но и необходимость согласования производимых работ. Это обычно касается согласования строительства с собственниками соседних земельных участков. Но стоит также учитывать, что не нужно согласовывать строительство с каждым владельцем. Это делается лишь в случае, если планируемый недвижимый объект будет возведён менее, чем за три метра от собственности соседа. При этом отсутствие согласования не грозит слишком серьезными последствиями, в сравнении с отсутствием разрешения на строительство, если оно всё же требуется.
Административная ответственность, которая предусмотрена российским законодательством, зависит от имеющихся характеристик недвижимых объектов. Это может быть штраф, требование переделать некоторые нюансы, конфискация имущества или его снос за счёт самого владельца. К слову, конфискация обычно применима в случае, когда не удалось завершить строительство своевременно или изначально не было никаких разрешающих документов. При этом конфисковать имущество имеют право только через суд, точно так же, как и требовать сноса и выплаты штрафа.
Разрешение на строительство бани на собственном участке
«Хорошая баня – лучше сытного обеда». Любой владелец земли задается вопросом, как благоустроить свою территорию? Если на участке стоит один дом, а рядом много свободного места – возводятся хозяйственные и вспомогательные постройки. Особой популярностью пользуется баня. Иногда ее делают двухэтажной – сверху располагается комната для отдыха.
Бывает, что на земле вырастает банный комплекс – сложное техническое сооружение большой площади.
Нужно ли брать разрешение на строительство бани? Завершение и продление «дачной амнистии» создают неразбериху в среде дачников. Появляются разные слухи и домыслы относительно разрешений и регистрации бань. Они не имеют ничего общего с реальностью. О том, что актуально, а что нет – читайте в нашей статье.
Нужно ли разрешение для строительства бани?
Закон гласит, что объекты недвижимости нуждаются в регистрации. Их ставят на кадастровый учёт, а владельцу выдают правоутверждающий документ – выписку из ЕГРН. Указанные объекты облагаются налогом. Так государство стремится пополнить базу налогообложения, поэтому вводятся всевозможные разрешения и согласования.
Баня – это надворная вспомогательная постройка. Прежде чем оформлять документы, нужно разобраться с ее правовым статусом.
На землях ИЖС и ЛПХ
Ответ на вопрос кроется в дачной амнистии – упрощенном порядке регистрации объектов недвижимости.
1 марта 2019 года завершился очередной этап дачной амнистии для земель под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Затем амнистию продлили до 1 марта 2021 года. Но так вышло, что вышеназванные участки обошли стороной.
Означает ли это, что и бани теперь нужно оформлять через уведомление о строительстве? Нет, старый порядок сохранился и никуда не исчез. Об этом, в частности, говорится в Письме Минэкономразвития РФ № 32363-ВА/Д23и от 7 ноября 2018 года.
Неважно, какую баню вы строите – на капитальном фундаменте или на винтовых сваях – ни с кем согласовывать не нужно. Закон сообщает, что вспомогательные строения и сооружения не требуют получать разрешение на строительство (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Достаточно подготовить техплан и передать сведения в орган Росреестра (см. «В каких случаях не требуется разрешение на строительство«).
Пример:
Дима живёт в доме, который находится в коттеджном поселке. Земля была куплена недавно. Помимо дома на участке нет других объектов. Если Дима захочет построить баню, ему не нужно подавать уведомление о предстоящем строительстве. Достаточно выдержать отступ от забора соседей – 1 метр и от жилого дома – 8 метров.
Также предстоит продумать, где организовать сток воды и куда она будет уходить потом. По завершению стройки, баню нужно поставить на учет. Для этого Дима должен заключить договор с кадастровой фирмой и пригласить геодезистов. Они помогут составить техплан и подготовить документы для регистрации бани.
Однако есть ряд исключений, при которых согласование все же нужно.
Когда подается уведомление о строительстве:
- Если строится баня, а дома еще нет.
- Если баня вмещает комнату для отдыха, т.е. мини-домик для проживания (хотя бы одно спальное место).
- Если баня в виде пристроя к коттеджу.
Строительство банного комплекса потребует не просто уведомления, а полноценного разрешения на строительство. Речь идет о коммерческом объекте. Застройщику придется готовить проект, договариваться с соседями и согласовывать стройку с Росавиацией, Роснедрами, СЭС и т.д.
В СНТ
Комфортнее всего собственникам садовых участков в некоммерческих товариществах. Для них «дачную амнистию» продлили – в силу ФЗ № 267.
Начиная со 2 августа 2019 года, на землях под садоводство можно регистрировать любые некоммерческие объекты в упрощенном порядке. Сюда входит и баня. Никакие разрешения и уведомления на ее возведение не нужны. Достаточно сделать техплан строения, подготовить документ на свою землю – и подать заявление в орган Росреестра. Так было и в предыдущей «амнистии» – ничего не поменялось.
Однако нужно помнить о требованиях закона и нормах СНиП 30-02-97. Если окажется, что объект не отвечает стандартам – регистраторы откажутся вносить его в базу.
Основные сложности:
- Нет дома, зато есть баня. Росреестр может вынести отказ по причине отсутствия жилого здания. Такие случаи не редкость – их приходится решать в индивидуальном порядке. Кому-то отказывают в регистрации, а кому-то нет. Лучше обратиться за консультацией к юристу.
- Не соблюдены отступы от границ участка – до забора соседей, до жилого дома, от водоемов. Данные правила часто не соблюдаются, существует риск споров с соседями.
- Нарушены противопожарные нормы, например – смолянистая древесина, горючие материалы, слабая вентиляция, нет заземления и огнетушителя.
- Отсутствует сток, септик, автономная канализация и т.д.
Последствия возведения бани без разрешения
Забыв подать уведомление о строительстве объекта, владельцы провоцируют власти на ответные меры.
Эксплуатировать неоформленные постройки нельзя. Они приравниваются к самовольным – такую баню нельзя продать, заложить, отдать в дар или завещать по наследству (ст. 222 ГК РФ). Существует риск сноса объекта за счет ее владельца.
Обычно таким способом выявляют жилые и садовые дома. Цель – пополнить базу налогообложения за счет неучтенных объектов недвижимости. Вспомогательные постройки пока вне поля зрения. Но, кто знает, ужесточат ли санкции в дальнейшем?
Как получить разрешение?
Итак, мы выяснили, что вид разрешенного использования (ВРИ) земли не играет существенной роли. Вспомогательные постройки в виде бань оформляются по одному принципу – на основании техплана.
Уведомление понадобится в случае, если баня – это жилое место отдыха или пристрой к дому, а разрешение на строительство – если застройщик хочет возвести целый комплекс.
Пошаговый алгоритм
Если нужно построить обычную баньку на участках ИЖС, ЛПХ или в садовом товариществе, действует упрощенный порядок. Схема очень простая – сверяетесь с ГПЗУ, строите баню, приглашаете геодезистов, ждете готовности техплана – а затем передаете документы на регистрацию в МФЦ.
Разница в том, что уведомление подавать не нужно. Согласование происходит напрямую с Росреестром одновременно с регистрацией права собственности. Такой вариант узаконить баню подходит в 90% случаев.
Предположим, ваш случай подпадает под уведомительный порядок.
Следуйте алгоритму действий:
- Закажите в администрации градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) – это бесплатно.
- Определите, где можно построить баню.
- Составьте уведомление, начертите схему будущего объекта (пятно) и подайте вместе с документами в ближайший МФЦ. Сведения направят на рассмотрение в местный отдел архитектуры.
- Дождитесь ответного письма – с разрешением строить баню по предложенному вами плану.
- Приступайте к строительству.
Завершив возведение бани, пригласите геодезистов, чтобы они составили технический план. Услугу можно заказать в Росреестре, БТИ или в лицензированной фирме вашего города. Геодезисты приедут на место, сделают обмеры бани, зафиксируют оконные и дверные проемы, перегородки, высоту и прочие параметры. Затем данные передадут главному кадастровому инженеру. Он составит техплан в электронной форме (*xml).
Останется передать документы на повторное рассмотрение архитектуры. Это можно сделать в офисе МФЦ, где подавалось первое уведомление. Второе письмо должно содержать сведения о завершении строительства. Архитектура проверяет данные на соответствие плану. Если всё в порядке – документы с заявлением передадут на регистрацию в Росреестр.
Таким образом, баня будет зарегистрирована в качестве объекта недвижимости.
Список документов
Для постройки и оформления бани на дачном участке понадобятся:
- уведомления о начале и завершении строительных работ – только для пристроя к дому или надстройки жилого этажа;
- заявление в Росреестр – о кадастровом учете и регистрации права собственности;
- паспорт РФ;
- техпаспорт на готовый объект – оформляется инженером на основе декларации от собственника;
- один из документов на землю, например – акт о бессрочной передаче, договор о приватизации, купле-продаже;
- доверенность – если оформлением занимается не сам собственник;
- квитанция об оплате госпошлины.
Если строится банный комплекс, вместо уведомлений нужно получать разрешительный акт. Для этого застройщик готовит проектную документацию – в нее входит пояснительная записка, схема, описание строительных материалов, отопления, дренажа, стока, септика + согласования с органами власти и т.д.
Документы подаются в виде копий. Взамен сотрудники МФЦ выдадут расписку – с датой следующего приёма и с подтверждением того, что бумаги приняты.
Сколько стоит?
Цена оформления бани зависит от региона проживания.
Основные затраты приходятся на изготовление техплана. Например, в Москве и области эта услуга стоит 15-18 тысяч рублей. Расценки для других регионов чуть ниже – до 8 тысяч рублей.
Заявитель оплачивает и госпошлину за регистрацию объекта – 350 рублей.
После оформления баню поставят на кадастровый учёт. Сведения о новом объекте передаются в Налоговую. Собственнику начнут приходить «письма счастья» об оплате налога на имущество. Однако, если площадь бани меньше 50 кв. метров – налог взимать не будут. Льгота касается всех надворных построек на земельном участке: дома, гаража, сарая и прочих (пп.
15 п.1 ст. 407 НК РФ).
От налогов в той или иной мере освобождены льготники. Например, инвалиды I-II группы, ветераны ВОВ и т.д.
Сроки
Направленное в архитектуру уведомление (если оно обязательно) рассматривают в течение 7 рабочих дней. Ответ приходит в виде письма. Как только строительство закончено, нужно подать второе уведомление – на это дается один месяц. Ждать письма от администрации придется тоже 7 дней.
Подготовка техплана вместе с геодезическими работами на участке обычно занимают 2-3 недели. Итого, с момента оформления пройдет чуть больше месяца. Если вы лично подаете заявление о регистрации в МФЦ – проверка займет 9 дней.
Подведем итоги:
- Баня – это вспомогательное строение на земельном участке.
- Закон не требует получать разрешение и/или уведомление о строительстве при частном использовании бань. Исключение – пристрой к дому.
- Оформление происходит через МФЦ в упрощенном порядке – на основании декларации, техплана, документов на землю и паспорта.
- Расходы связаны с оформлением техплана, также предстоит оплатить госпошлину в размере 350 рублей.
- Вспомогательные постройки облагаются налогом, но есть шанс избежать его уплаты, например – если площадь бани не превышает 50 кв. метров.
- Возведение банного комплекса – это коммерческая застройка. Инициатору предстоит оформить проектную документацию. Для таких сооружений нужно брать разрешение на строительство.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ БЕСПЛАТНО
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7(499)648-11-59
- Санкт-Петербург и область — +7(812)655-72-96
В каких случаях не требуется разрешение на строительство?
Если вы хотите без проблем зарегистрировать право собственности на построенный объект недвижимости, вам придется ввести его в эксплуатацию в установленном порядке.
А первым документом, который потребуется предъявить при вводе здания, строения, сооружения в эксплуатацию, является разрешение на строительство.
Положения о выдаче разрешения на строительство подробно расписаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Однако, существуют исключения, при которых разрешение на строительство не нужно.
В каких случаях не требуется разрешение на строительство, рассмотрим в настоящей статье.
Разрешение на строительство не требуется в случае:
- Постройки гаража физическим лицом, на земельном участке, предоставленном ему для строительства индивидуального жилого дома, дачи, садоводства и других целей, не связанных с предпринимательством
- Строительства киоска, навеса, других мобильных сооружений, которые не являются объектами недвижимости
- Если на земельном участке возводятся объекты вспомогательного назначения. Таковыми являются сооружения, которые не имеют самостоятельной хозяйственной функции. Они призваны обслуживать основное здание.
Например, на территории частного домовладения, жилой дом будет основным строением, а сарай, надворный туалет – вспомогательными постройками.
На территории предприятия производственный корпус будет основным строением, а газораспределительный пункт – вспомогательным строением.
При этом, вспомогательное сооружение может даже иметь неразрывную связь с земельным участком, то есть формально соответствовать признакам объекта капитального строительства. Если его единственная функция — обеспечивать эксплуатацию основного объекта, то разрешение на строительство не требуется.
Так, судебная практика оказалась на стороне организации, которая организовала парковку и ограждение на принадлежащем ей земельном участке. Данные объекты были признаны относящимися к благоустройству, выполняющим вспомогательные функции для земельного участка. (дело N А26-10116/2010).
-
Разрешение на строительство не требуется в случае капитального ремонта объекта недвижимости, либо внесения в него таких строительных изменений, которые не скажутся на его несущих конструкциях.
Закон также разрешает вносить без отдельного разрешения строительные изменения, в пределах допустимых градостроительными регламентами. Но в настоящее время таких регламентов не много. Возможно, в будущем, при их разработке допустимые пределы строительных работ без оформления разрешения конкретизируются.
С марта 2015 года не требуется получать разрешение на строительство буровых скважин
Подразумеваются буровые скважины, которые запроектированы в соответствии с законодательством о недрах. Особенность в том, что для освоения полезных ископаемых предусмотрена разработка специального технического проекта и другой документации, применяемой при разработке месторождений.
Общие требования
В целом, разрешение на строительство не требуется в случае осуществления работ, которые не оказывают влияния на надежность и безопасность объектов недвижимости.
При этом, производимые работы должны соответствовать СНиПам (строительным нормам и правилам).
Полномочия местных администраций
Помимо перечисленных видов работ, которые прямо указаны в статье 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство не требуется в иных случаях, которые могут устанавливать местные органы власти.
Например, Московская областная дума приняла закон от 25.09.2014 №15/99-П, в соответствии с которым, разрешение на строительстве не требуется в случае:
- строительства электросетевых сооружений напряжением до 20 Кв (киловольт)
- реконструкции тех же сооружений, за исключением линейных объектов
- нового строительства или строительных изменений линейно-кабельных устройств связи, кабельных линий электрической связи
- строительства газопроводов и устройств газораспределения и газопотребления, давление в которых не превышает 0,6 мегапаскалей
- при реконструкции инженерных сетей, включая линии электропередачи, связи, газо- и водопроводы, сети канализации, если их охранные зоны не увеличатся по результату реконструкции
- если объектом строительства или реконструкции являются тепловые сети
В случае, если строится особо опасный или сложный объект, перечисленные пункты не применяются. Для особо опасных и технически сложных объектов разрешение на строительство требуется в любом случае.
А в Ленинградской области, также на основании областного закона от 18.05.2012 №38-оз, разрешение на строительство не требуется в случае:
- строительства на рекреационных землях объектов физкультурно-оздоровительного назначения до двух этажей в высоту и площадью до полутора тысяч кв м;
- пляжей и открытых площадок, в том числе для выгула собак;
- колодцев, прудов и водохранилищ объемом до ста кубов
- частных автодорог необщего пользования
- а также инженерных коммуникаций, примерно совпадающих по списку с перечисленными в предыдущем пункте.
Возможно в вашем регионе существует свой список, в котором перечислены объекты, при строительстве которых разрешение на строительство получать не нужно.
Разновидности вспомогательных объектов
Предвидя вопросы о том, следует ли отнести к вспомогательным объектам, для которых не требуется разрешение на строительство, то или иное сооружение, приведу здесь небольшой перечень зданий, строений и сооружений, которые суды признавали вспомогательными объектами:
- сооружения уличного освещения
- помещение для размещения инженерных коммуникаций
- блочный пункт ГРПШ на газопроводе
- производственная площадка с покрытием из вибропресованной плитки
- блок модуль для размещения комплектного распределительного устройства
Список можно продолжать, но я оставлю простор для вашей фантазии.
Остались вопросы? Задайте их в комментариях!
Для обслуживания парусной школы и хранения маломерных судов в зимнее время нами построен эллинг. Земельный участок, на котором построен эллинг не имеет кадастрового номера, так-как образован в результате отсыпки береговой линии пруда, согласно разработанному проекту постройки причальных сооружений . Здание эллинга сборно-каркасное, смонтировано на бетонной плите и представляет из себя объемное сооружение высотой 13 метров и общей площадью около 1500кв.м., разделенное вертикальной стеной.
В одной части хранятся катера и яхты, в другой — мастерские для ремонта маломерных судов и помещения обслуживающего персонала. Вопрос. Как правильно оформить этот объект недвижимости. Разрешение на строительство не получали, так-как земельный участок в силу выше указанной причины не имеет кадастрового номера. По сути он как бы построен на воде.
Спасибо за ответ.
Исходя из вашего же комментария, имеется разработанный проект постройки причальных сооружений.
Следовательно, один из его разделов должен предусматривать перемещение земляных масс и дальнейшее формирование границ этих самых сооружений в осях.
Если при реализации проекта вы не вышли за пределы конструктивных решений, то проблем со вводом в эксплуатацию быть не должно.
Если же в ходе стройки вы решили, что «вот так будет еще лучше» и внесли не предусмотренные проектом изменения — извините, но это требует дополнительных разрешений и корректировок.
Насколько я понимаю из вашего описания, эллинг является объектом капитального строительства, то есть не может быть перемещен без причинения ущерба его назначению.
К тому же, указанная вами площадь в 1500 кв м является критичной. Объекты свыше 1500 кв м или выше трех этажей подлежат обязательной экспертизе. Слава богу, сейчас монополии на ее проведение уже не существует, экспертных организаций достаточно.
Поэтому полагаю, что проблема не столь малозначительна, как вы ее хотите представить. По факту — имеем самовольно возведенный объект капитального строительства.
Как правило, для таких объектов применяется следующая последовательность: 1) составление независимого заключения о возможности эксплуатации при отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан
2) рассмотрение возможности сохранения на межведомственной комиссии при местной администрации
3) решение вопроса о предоставлении земельного участка для эксплуатации объекта.
Ключевым, как вы понимаете, является вопрос о земельном участке, в свете положений ст.222 ГК РФ.
Особенности формирования созданного вами земельного участка регулирует Земельный Кодекс РФ, в части положений об искусственно созданных объектах.
В целом — необходимо изучать документы для выработки рекомендаций. Одним комментарием данный вопрос на разрешить.
Возможно ли сохранить существующий объект? Не знаю, и не готов давать заключения, пока нет достаточной уверенности, что ваша насыпь не «поплывет», вместе с эллингом.
Здравствуйте. У меня вопросик. Собираюсь купить дом с участком. Участок с домом в собственности.На участок и дом есть все документы и адрес есть на нём. Идёт как жилой. Дом после пожара,надо менять несущую стенку из бруса, перекрытие потолка.Можно ли обойтись без огласки на переделку дома, если в итоге дом будет абсолютно такой же как и в документах.
Тобишь планировка,брус,фундамент,не измениться, все размеры останутся как заявлено в документах? Смогу ли я там жить после оформления документов на себя и его ремонта? И ещё один момент. Что написали пожарники про этот дом я не вкурсе. Не начнутся ли потом проблемы?
Здравствуйте.
Я рекомендовал бы вам потребовать обновления технической документации на дом в текущем состоянии перед покупкой. Продавец сам должен быть в этом заинтересован.
Опять таки, из практики, никогда не знаешь, куда тебя заведет ремонт. Будет ли это косметическая отделка или реконструкция. А реконструкция, по закону, требует проекта.
Акт о пожаре тоже может получить существующий собственник.
Скажите, пож-та, нужно ли получать разрешение на строительство бытовки 4х8 с отступом от красных линий в три метра (забор соседа и наш забор от дороги)? В Дальнейшем планируется строительство основного дома. Спасибо!
Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли разрешение на возведение сборного купольного домика на облегченном фундаменте? Планируется сдавать в аренду пару домиков взведенных возле основного частного дома. Чисто теоретически можно такие домики разобрать и без особых проблем возвести заново на другом месте — или это все равно будет объект недвижимости?
нужно ли получать разрешение на строительство газопровода низкого давления менее 005 мп так как он вычеркнут из росреестра как опасный производственный объект?
Разрешение на строительство — в каких случаях оно необходимо, в каких нет?
Выполнение подавляющего большинства строительных и (или) ремонтных работ без получения соответствующего на то разрешения запрещено законодательством нашей страны. При этом все же существует перечень построек, для возведения которых получение разрешения на строительство не требуется. О том, что можно строить без данного разрешения, а что – нет, мы решили рассказать в данном материале.
Разрешение на строительство — определение понятия.
С полным текстом понятия о разрешении на строительство можно ознакомиться в статье №51 Градостроительного кодекса РФ. Согласного данному документу, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В целом, разрешение на строительство требуется при возведении или реконструкции практически любого объекта капитального строительства. Исключения существуют, но они незначительные и не во всех случаях они могут быть.
Так получение разрешения на строительство всегда будет необходимо при строительстве жилого дома, причем не важно: индивидуального или многоквартирного. Вместе с этим без него никак не обойтись при строительстве любых сложных технических объектов, гидротехнических сооружений, построек, связанных с добычей полезных ископаемых, атомной энергетикой, опасных или чрезвычайно опасных объектов строительства или реконструкции таких объектов.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Также без данного разрешения не могут быть построены железные или автомобильные дороги общего пользования и другие виды различных линейных и капитальных объектов строительства – перечислять их все можно очень долго.
Еще отдельно стоит упомянуть про реконструкцию или строительство объектов, находящихся в особо охраняемых земельных границах или являющихся культурным наследием. Любое строительство на вышеупомянутых землях возможно только после получения всех необходимых разрешений и согласований. Так же, как и любые работы на объектах культурного наследия, связанные с какими-либо изменениями их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, без получения на то разрешения проводиться не могут.
Вывод приходит сам собой: серьёзной постройки без разрешения на строительство законно построить не получится. Но все же некоторые постройки не требуют получения разрешения на строительство.
Где и что можно строить без разрешения?
Такими постройками являются любые вспомогательные постройки, на частном земельном участке, принадлежащим физическому лицу. Но и здесь нужно сделать оговорку: на дачном или садовом участке без получения каких-либо разрешений можно строить все, что угодно, кроме жилого дома. Для дома уже необходимо разрешение. Также строительство гаражей, сараев, бань, теплиц и т.д. без каких-либо на то разрешений возможно, только если их использование планируется в сугубо частных целях, без какой-либо коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли (ведения производства, оказания услуг, и т. д.).
Без разрешения можно строить или реконструировать объекты, которые не являются объектами капитального строительства. Киоски, каркасные легкие ангары, небольшие павильоны, различные временные объекты – т.е. то, что не имеет фундамента и может быть быстро демонтировано или перемещено.
Вместе с этим также без разрешений возможно возведение различных вспомогательных построек возле жилых домов или торговых центров.
Например, очень часто к магазинам, торговым центрам пристраивают выставочные залы, тамбуры из светопрозрачных конструкций, дополнительные складские помещения. При этом тут уже не все так просто, как получается на первый взгляд.
Ведь, чтобы пристройки или устройства дополнительных помещений не требовали никаких разрешений, они должны иметь статус не самостоятельной, а сугубо вспомогательной постройки. А здесь в нашем законодательстве существует пробел. В нем нет четкого разъяснения, понятия, что является вспомогательной постройкой, а что нет. Следовательно, при таком строительстве часто возникает перечень спорных моментов.
В общих чертах, одним из критериев отнесения постройки к вспомогательным объектам является её низкая функциональная значимость. Объект не может функционировать без основного здания, имеет пониженный уровень ответственности конструктивных элементов и не выходит за границы земельного участка основного здания.
Вместе с этим сооружение одновременно должно обладать целевой связью с основным строением и быть обособленным от него. Вход в него должен осуществляться исключительно через улицу, а не из основного здания.
При этом следует отметить: у такой снисходительности есть побочный эффект, который выражается в возникновении спорных ситуаций. При конфликте между застройщиком и органом государственной власти дело, как правило, доходит до суда.
Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.
Источник: skstroi.ru
Вопросы градостроительного законодательства разъяснил Госстрой
Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска получены разъяснения Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству – Госстроя по 9 актуальным вопросам градостроительного законодательства, которые допускают неоднозначное толкование.
Напомним, что Агентство наделено полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его сфере деятельности. Предлагаем ознакомиться с ответами, которые УАСИ планирует руководствоваться в своей деятельности наряду с нормативной документацией.
Вопрос 1. Если здание или сооружение уже частично или полностью выстроено, но не эксплуатируется.
Должен ли орган местного самоуправления при подаче застройщиком или техническим заказчиком заявления о выдаче разрешения на строительство и документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдать разрешение или должен отказать в выдаче разрешения на строительство?
Ответ. Выдача разрешений на строительство регламентируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — кодекс).
В соответствии с частью 2 упомянутой статьи кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Выдача разрешения на строительство при наличии частично или полностью построенного здания (сооружения) не предусмотрена статьей 51 кодекса.
Таким образом, в случае если здания, сооружения не относятся к объектам, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 кодекса, лицо, осуществляющее строительство без указанного разрешения, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а построенный объект определяется как самовольная постройка и подлежит сносу в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вопрос 2. Согласно Градостроительному кодексу РФ внесение изменений в разрешение на строительство осуществляется только в случае перехода прав на земельные участки или при образовании земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела.
Имеет ли право орган местного самоуправления вносить изменения в разрешение на строительство, в случае внесения застройщиком или техническим заказчиком изменений в проектную документацию, предусмотренном ст. 52 Градостроительного кодекса РФ?
Ответ. В случаях необходимости получения разрешения на строительство, предусмотренных статьей 51 кодекса, для получения такого разрешения необходимо представлять, в том числе материалы проектной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 52 кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
Таким образом, после внесения изменений и утверждения застройщиком (техническим заказчиком) откорректированной проектной документации ее параметры не соответствуют параметрам, приведенным в разрешении на строительство, выданном до корректировки, что противоречит положениям статьи 51 кодекса.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что статья 51 кодекса не содержит запретов на внесение изменений в разрешение на строительство (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части 21.15 статьи 51 кодекса), орган местного самоуправления может вносить изменения в выданное разрешение на строительство для приведения такого разрешения в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой ведется строительство.
Частью 21.16 статьи 51 кодекса предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в разрешение на строительство органом местного самоуправления указанный орган уведомляет о таких изменениях застройщика.
Вопрос 3. Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Имеет ли право орган местного самоуправления по объектам капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, при предоставлении застройщиком откорректированного заключения государственной экспертизы в части сметной стоимости вносить изменения в разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?
Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после окончания строительства объекта. Это означает, что любое представляемое застройщиком (техническим заказчиком) откорректированное заключение государственной экспертизы может быть выдано органом государственной экспертизы в рамках реконструкции объекта, при проведении которой необходимо получать разрешение на строительство в соответствии со статьей 51 кодекса, а после ее окончания разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Внесение изменений в выданное разрешение на ввод объектов в эксплуатацию не предусмотрено кодексом.
Вопрос 4. Если разделы проектной документации, представляемые застройщиком или техническим заказчиком, для оформления разрешения на строительство объектов капитального строительства, проектная документация которых, согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, не подлежит экспертизе, по своему составу и содержанию не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство?
Ответ. В соответствии с частью 13 статьи 48 кодекса состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, проектная документация, вне зависимости от необходимости ее представления на экспертизу, должна соответствовать требованиям Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
В то же время положениями статьи 51 кодекса не предусмотрена проверка органами местного самоуправления соответствия проектной документации указанному Положению.
При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 48 кодекса лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
Вопрос 5. Для инженерного обеспечения объекта капитального строительства застройщиком иногда используются модульные котельные, КТПН (комплектная трансформаторная подстанция наземная) и другие объекты, имеющие заводскую готовность и технический паспорт завода изготовителя, по которым зачастую должны устанавливаться санитарно-защитные зоны.
Необходимо ли по указанным объектам в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получать разрешения на строительство?
Ответ. В случае использования для инженерного обеспечения объекта модульных установок заводской готовности, изготовленных по технической документации завода-изготовителя, такие установки рассматриваются в качестве оборудования.
В случае если модульные установки заводской готовности устанавливаются самостоятельно, вне участка, выделенного для строительства объекта капитального строительства, то проектная документация должна быть разработана для производства земляных работ, устройства фундаментов, сетей инженерного обеспечения, представлены технические условия на присоединение к имеющимся сетям инженерного обеспечения, обоснованы границы санитарно-защитных зон и т. п.
В этом случае необходимость выдачи разрешения на строительство определяется требованиями статьи 51 кодекса.
Вопрос 6. Разрешение на строительство объектов капитального строительства выдается на срок, указанный в проекте организации строительства, которое, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, по заявлению застройщика может быть продлено.
Сколько раз по заявлению застройщика разрешение на строительство может быть продлено, если строительство начато?
Ответ. Статьей 51 кодекса^ не регламентируется количество продлений разрешения на строительство при условии, что строительство объекта было начато.
Вопрос 7. Согласно инструкции (утвержденной приказом Министерства Регионального Развития РФ от 19.10.2006 № 121) о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются проектные характеристики объекта капитального строительства.
Однако органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, отказываются регистрировать право собственности на объекты, так как проектные характеристики объекта и характеристики объекта, после проведенной технической инвентаризации уполномоченными органами в большинстве случаев не соответствуют. Технический план, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 № 175 для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не содержит в полном объеме сведений, указываемых в разрешении, а именно, отсутствуют:
— количество и площадь встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах,
— количество и площадь квартир по типу (однокомнатные, двухкомнатные и т. д.),
— строительный объем, в том числе надземной части здания, и так далее.
Может ли орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по проектным характеристикам, внести в него изменения, если характеристики объекта, указанные в техническом плане, подготовленном кадастровым инженером, не будут соответствовать фактическим характеристикам?
Ответ. Позиция Госстроя по указанному вопросу заключается в том, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указываются параметры объекта, определенные по заключению органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта проектной документации.
При этом необходимо исключить формальный подход к выдаче заключений о соответствии органами государственного строительного надзора, а также установить возможные погрешности при определении параметров объекта, которые будут учитываться соответствующими органами при государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества.
Вопрос 8. При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация которых согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ не подлежит государственной экспертизе, и государственный надзор не осуществляется, орган местного самоуправления уполномочен проводить осмотр объекта, на соответствие его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (что подтверждается исполнительной документацией). Однако полномочиями проверять их на соответствие требованиям технических регламентов (норм и правил), включая проверку наличия и соответствия исполнительной документации требованиям нормативных документов ни на объекте при строительстве, ни при вводе его в эксплуатацию, органы местного самоуправления не наделены.
Имеет ли право орган местного самоуправления при осмотре объекта капитального строительства проводить проверку исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации?
Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 55 кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик (технический заказчик) направляет в уполномоченный орган местного самоуправления пакет документов, в том числе:
документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Положения статьи 55 кодекса не предусматривают проверку органами местного самоуправления исполнительной документации, подтверждающей соответствие объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.
Вопрос 9. Согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» подземные стоянки автомобилей допускается размещать на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами и др.), которая является территорией общего пользования.
Может ли орган местного самоуправления отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, если основное здание размещено в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, а встроено-пристроенная подземная автостоянка размещена под территорией общего пользования за границами земельного участка?
Ответ. Статья 51 кодекса определяет, что выдача разрешения на строительство предусматривает наличие у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок.
Орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство Объекта за пределами земельного участка, отведенного для строительства.
Источник: vseon.com