Сметная работа в строительстве это

применение строительных и отделочных материалов и их расход.

подсчёт объёмов работ по чертежам и спецификациям;

защита сметной документации у Заказчика, взаимодействие с представителями банковской сферы;

составление отчётной документации ( формы КС-2, КС-3, КС-6а, М-29 );

взаимодействие с Заказчиками (Банковская сфера), Подрядчиками, с Департаментами;

ведение накопительной ведомости выполненных работ по объектам (ССР по статьям затрат);

определение стоимости строительных работ, не предусмотренных утверждёнными сметами, а также при замене материалов и оборудования;

стаж работы в аналогичной должности от 3-х лет;

знание технологий строительного производства;

знание порядка разработки сметной документации и ценообразования в строительстве;

  • оформление согласно ТК РФ;
  • график работы с 9-00 до 18-00.

Ключевые навыки

Задайте вопрос работодателю

Адрес

Вакансия опубликована 13 октября 2022 в Москве

Инженер сметчик — про работу сметчиком, реформу ценообразования, смета ру, гранд смету

Что говорят сотрудники

Офис расположен в шаговой доступности от трех станций метро. Трудоустройство по договору в первый день, достойная зарплата, всегда вовремя. Коллектив неплохой, коллеги помогли на первых порах адаптироваться, все открытые и дружелюбные.

Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Оглавление

Строительная смета
Сметная документация
Сметная стоимость.
Договорная (контрактная) стоимость строительства
Понятия и определения профессионального сметного дела
Примерная рыночная стоимость дорожно-строительных работ

Дата введения Добавлен в базу Актуализация
01.01.2009
10.11.2009
01.01.2009

Этот документ находится в:

  • Раздел Информационные материалы

Понятия сметы и сметной стоимости в строительстве

Договорная (контрактная) стоимость строительства

Понятия и определения профессионального сметного дела

Примерная рыночная стоимость дорожно-строительных работ

Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства — составление смет, законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется, а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положениях Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и профессиональной деятельностью специалистов в области строительного инжиниринга.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Действующее законодательство — Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ, не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений (письмо Минстроя России от 28.02.97 № БЕ-19-7/12).

Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости будущего строительства устанавливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ — «1. В договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы». Таким образом, по законодательству составление сметы не является обязательным условием определения стоимости строительства, а расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей цены строительства.

Строительная смета является обобщающим понятием, объединяющим все виды экономических расчетов и обоснований в строительстве на этапах планирования, организации работ и учета расхода ресурсов при сооружении объекта и на период его полезной эксплуатации. Сметой устанавливаются как средние, общественно-необходимые затраты ресурсов, так и индивидуальные издержки производителей строительных работ и заказчиков строительства. Смета в строительстве может принимать разные формы и качества экономических расчетов в зависимости от поставленных задач, интересов потребителей — субъектов строительной деятельности, уровня управления проектом, этапов строительства, конъюнктуры рынка строительных ресурсов и услуг. В строительных сметах отражаются все элементы экономических обоснований, представляется исходная информация расчетов, источники ее получения и результаты составления сметы. Задачей сметных расчетов является определение потребности во всех видах ресурсов, необходимых для строительства объекта.

Сметная документация является итогом сметных расчетов, определенным образом оформленных материалов расчета потребности в ресурсах для основных этапов и уровней планирования и управления строительным проектом. Общепринятая публичная форма сметного расчета в строительстве реализуется в виде сметной документации, которая является собственностью заказчика, независимо от разработчиков — составителей сметного расчета.

Сметная стоимость является составной частью сметных расчетов, наиболее важным и значительным результатом разработки смет на строительство, и устанавливает потребность строительства в финансовых ресурсах. Физические показатели сметы (перечни и объемы работ, расход ресурсов, потребность в услугах) в натуральных измерителях определяются в полном объеме при проектировании строительства и являются постоянными, неизменяемыми характеристиками строительного проекта, а сметная стоимость может быть рассчитана на любой момент времени по новым текущим ценам на ресурсы и услуги в строительстве. Стоимостные показатели сметного расчета

— сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно-строительного проекта. После проведения конкурсов (торгов) и заключения подрядных договоров с исполнителями

— строительными и прочими организациями, правоотношения и взаиморасчеты между участниками строительства осуществляется только на основе договорной (контрактной) стоимости строительства.

Строительная смета

В «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» — информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 № БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России:

«(п.1.1.) При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

— гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

— возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

— соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

— рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

— возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

(п.1.5.) Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.»

Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России административного порядка составления смет и внедрение нерыночных методов определения стоимости строительства привело к тотальной дискреции ценообразования строительства — неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.

В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: — «(п.10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регистрации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.

По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета — сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:

— по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен — базисно-индексный метод;

— по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим региональным ценам на эти ресурсы — нормативный и проектный методы.

Базисно-индексный метод использует традиционные нормы, правила и порядок сметных расчетов директивного управления строительством с приведением базисной цены прошлых периодов к текущему уровню с помощью административных индексов пересчета сметной стоимости. Такие модели сохраняют и переносят в настоящее время принципы ортодоксального затратного механизма административно-командной системы. Применяемые индексы пересчета базисной сметной стоимости (для 2000 года) в текущий уровень цен, разрабатываются не для отдельных строительных ресурсов или их номенклатурных групп, а для абстрактного набора ресурсов в нормативно-технологических моделях (ПТМ) строительства. Базисно-индексный метод дает приблизительные и неопределенные по точности результаты планирования стоимости предстоящего строительства.

Сметные расчеты в текущих ценах используют сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Принципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах — нормативный или проектный.

Нормативный метод сметного расчета устанавливает порядок расчета потребности на основе норм расхода ресурсов на строительные процессы (сметные работы) в сметно-нормативных базах и показателей физических объемов для этих работ на объекте строительства. В нормативном методе сметного расчета объемы сметных работ принимаются по данным проекта строительства объекта, в формулировке (по названиям и единицам измерения) сметных норм в сборниках существующих сметно-нормативных баз (сметно-информационные базы). Сметные нормы в действующих базах усредняют расход ресурсов для типовых условий и технологии строительных работ, а сами перечни сметных работ ограничены и укрупнены по отношению к реальным строительным работам и процессам. Сметная потребность в ресурсах, рассчитанная нормативным методом, оценивается приблизительно и зависит как от качества норм расхода ресурсов в сметно-информационных базах, так и от квалификации исполнителей — разработчиков смет, описывающих технологию строительства конкретного объекта в понятиях и терминах сметно-нормативных баз прошлых периодов.

Проектный метод предусматривает использование для определения потребности в ресурсах расчетных данных проектной документации строительства и любых нормативных или справочных материалов, кроме показателей расхода ресурсов в сборниках сметных норм. Проектная потребность в ресурсах на объект строительства определяется «прямым счетом» по данным проектных спецификаций, проектов производства работ, технологических карт, расчетов продолжительности строительства и прочей проектной информации в рабочей документации строительства конкретного объекта. Проектный метод устанавливает объективное, необходимое и достаточное количество строительных ресурсов и услуг в специфицированной номенклатуре, с максимально возможной точностью при качественной разработке проекта строительства.

Форма сметного расчета в строительстве не регламентирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве составляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.

Технологическая форма сметного расчета (технологическая смета) включает перечень строительных (монтажных, пусконаладочных, ремонтно-строительных, специальных) законченных рабочих процессов, необходимых по технологии и организации строительства объекта, в формулировке работ, принятой в действующих сметно-нормативных базах. По каждой сметной работе приводятся идентификационные характеристики из базы (основание — шифр работы, наименование, единица измерения), количественные показатели (объемы работ) по данным проекта строительства объекта и сметные нормы расхода основных ресурсов (затраты труда рабочих, стоимость прямых затрат и их составляющих) из сметно-нормативной базы. Калькулирование сметных затрат в технологической форме расчета выполняется по каждой строке перечня рабочих операций, по разделам и в целом по локальной смете. Потребность в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, других ресурсов в натуральных единицах измерения (ведомость «Выборка ресурсов по смете») не обязательна, но может рассчитываться по данным технологического формата и включаться в состав сметной документации нормативного метода составления строительных смет.

Ресурсная форма сметного расчета (ресурсная смета) составляется в формате расцененной ведомости всех необходимых ресурсов и услуг на строительство объекта. Сметная потребность в ресурсах определяется по проектным данным, с добавлением трудноустанимых и неустранимых потерь, а цена на ресурсы принимается в текущим уровне оптовых цен для территории, где осуществляется строительство.

В составе ресурсной сметы отдельно выделяется расчетная потребность в ресурсах и сметная стоимость логистических затрат на доставку материальных ресурсов на строительные площадки, а также расход ресурсов и затраты на работы внутрипостроечного транспорта материалов. Калькулирование сметной стоимости строительства в ресурсной форме выполняется по каждой строке перечня ресурсов, по разделам и в целом по локальной смете. Ресурсная форма сметного расчета применяется при разработке строительных смет проектным методом. Сметный перечень технологических операций на объекте строительства при использовании ресурсной формы сметного расчета не составляется.

Сметная документация

Публичная форма сметного расчета — сметная документация на проект строительства, установлена практикой делового оборота в стране и сохраняет роль и значение единой экономической информации, необходимый всем потребителям на период строительства. Сметная документация разрабатывается в соответствии с техническим заданием заказчика, который является правообладателем всех сметных расчетов по объекту строительства.

Сметная документация как публичная форма результатов составления смет в строительстве, должна иметь строго установленные параметры, необходимые и достаточные для однозначного понимания и интерпретации результатов сметного расчета всеми участниками инвестиционно-строительной деятельности. Сметная документация в строительстве обозначается как «Смета. » с указанием вида строительства и идентификационных характеристик объекта строительства. Сметная документация в строительстве включает комплект расчетных материалов — стандартных форм сметных калькуляций и расчетных ведомостей с дискрептивными пояснениями, в объеме и перечне, установленным техническим заданием заказчика. Отдельные формы расчетов в сметной документации обозначаются как «смета» с указанием значащего признака принадлежности к общепринятому виду регистрации и публикации результатов сметного расчета.

Основные виды смет в сметной документации, используемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства — концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты самого сметного расчета — локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.

Читайте также:  Сколько людей погибло при строительстве беломорканала

На этапе проектирования и планирования базовой стоимости строительства разрабатывается тендерная документация заказчика (тендерная смета) в форме стандартной сметной документации. Заказчик может разработать тендерную документацию в любой произвольной форме, удобной для планирования и контроля строительства инвестором и заказчиком-застройщиком, например, в форме пообъектного и поэтапного графика строительства и финансирования. Базовая сметная стоимость объектов строительства устанавливается в процессе разработки тендерной документации и является основой предложения заказчика цены строительства на конкурсных торгах (тендерах) на подрядные строительные работы. В преддоговорной период строительные организации — участники конкурса на подрядное строительство, выполняют собственные расчеты стоимости предстоящего строительства в произвольной форме на основе проектных данных строительства, общих и фирменных сметных норм, рыночных цен на ресурсы, технических и финансовых возможностей организации.

Исполнительная сметная документация (исполнительная смета) составляется подрядчиком после заключения подрядного договора и установления договорной цены строительства или порядка её определения. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации только такая сметная документация имеет значение нормативного документа, легитимно регулирующего финансовые и прочие взаимоотношения сторон — «В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком» (пункт 3 статья 709 ГК РФ).

После утверждения исполнительной сметы заказчиком все изменения и добавления в смете, а также исправления ошибок и корректировка результатов расчета относится к компетенции заказчика и выполняется за его счет. При разработке исполнительных смет строительные подрядчики могут использовать сметные расчеты базовой стоимости — формы тендерной документации заказчика, или выполнять собственные расчеты по правилам и нормативам фирменной сметно-информационной базы и текущей конъюнктуры регионального рынка строительных ресурсов. В состав исполнительной сметной документации могут включаться, кроме форм стандартной сметной документации, календарные и сетевые графики строительства, планы материально-технического снабжения, объемы и сроки расчетов за выполненные строительные работы. Итогом разработки исполнительной сметной документации строительства является график строительства и финансирования объекта, сформированный по выделенным этапам (секциям, участкам, законченным комплексам работ, отдельным зданиям и сооружениям) строительства, с расчетом объемов финансирования по календарным срокам и исполнителям.

Фактическая сметная документация (фактическая смета) является вариантом исполнительной сметы подрядчика с использованием отчетных показателей по составу работ, расходу используемых ресурсов и фактических цен на ресурсы и услуги по данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика. Расчетные показатели фактической сметы должны корреспондироваться с данными в формах учета работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России 30.10.97 № 71а: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2); справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3); общий журнал работ (форма № КС-6); журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Фактическая смета составляется по общей стоимости строительства в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика, принятой в его производственном учете.

Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает следующие формы:

— Техническое задание заказчика на разработку сметной документации;

— Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости строительства;

— График строительства и финансирования.

Локальная смета разрабатывается по видам работ

или основным конструктивным элементам и инженерному оборудованию зданий и сооружений для каждого отдельного объекта строительного проекта. Локальные сметы являются основным элементом сметного калькулирования и могут разрабатываться в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета. В локальных сметах, при необходимости, работы или ресурсы группируются в разделы, необходимые по технологическим и организационным особенностям проекта строительства. В локальных сметах определяются только стоимость прямых затрат в строительстве. Если локальная смета является единственным сметным документом для подрядчика, то к ней добавляется косвенные затраты и прибыль подрядчика, и такая смета приобретает функции объектной сметы.

Объектная смета разрабатывается на законченный элемент проекта (объект) строительства — здание, сооружение, пусковой комплекс, и включает все формы локальных смет, относящиеся к данному объекту. В объектных сметах определяются общие сметные затраты подрядчиков на выполнение всех строительных работ по объекту. К прямым затратам в локальных сметах добавляются косвенные затраты и сметная прибыль строительных подрядчиков в уровне, определяемым индивидуальным (фирменным) расчетом,

соглашением сторон или по нормативам общественно-необходимых затрат на эти цели для строительного комплекса региона, где осуществляется строительство.

Сводная смета (сводный сметный расчет) разрабатывается как сводка сметных затрат по всем объектным сметам строительного проекта с добавлением собственных затрат заказчика планируемых на весь период до завершения строительства. Сводный сметный расчет состоит из глав, объединяющих данные о сметной стоимости объектов основного и вспомогательного состава, другие расходы заказчика на выполнение строительного проекта, в соответствии с пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.08 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Сметная стоимость

Сметная стоимость строительства, полученная в результате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребности в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты потребности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строительства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.

Сметная стоимость, в отличие от потребности в ресурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях — базисная, базовая и текущая сметная стоимость.

Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.

Базовая сметная стоимость строительства определяется при разработке тендерной документации и является для заказчиков исходным расчетным показателем цены строительства для проведения подрядных конкурсов, формирования договорных отношений и определения договорной стоимости строительства. Базовая сметная стоимость определяет расчетную стоимость строительства объекта на календарную дату разработки и согласования заказчиком сметной документации.

Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости — текущих индексов.

Текущая сметная стоимость определяется по сметному расчету, в котором используются сегодняшние (текущие) цены, сложившиеся на региональных рынках строительных ресурсов и услуг. В сметных расчетах стоимости строительства текущие цены являются основным уровнем расчетной сметной стоимости при реализации строительного проекта.

В современной системе ценообразования используются текущие цены — показатели стоимости ресурсов в уровне цен на текущий момент времени или на начало планируемого периода. Цены на строительные работы, ресурсы и услуги в стране с различными природно-климатическими, административными, демографическими условиями, неравномерным размещением предприятий строительной индустрии и концентрацией строительных организаций, можно определять только для условно обособленных региональных рынков инвестиционно-строительной деятельности. Текущие цены в сметном ценообразовании принимаются как средние показатели для группы однородных видов ресурсов для конкретных периодов планирования стоимости строительства и в ограниченных территориальных районах применения этих цен. Рыночные текущие цены на строительные ресурсы и услуги, для использования в сметных расчетах стоимости строительства, принимаются по фактическим отпускным ценам поставщиков регионального рынка или по средним показателям рыночного мониторинга цен на строительные ресурсы в регионе. Сметная стоимость, как расчетная плановая цена строительства, действует только до момента заключения порядного договора и определения договорной стоимости строительства, поэтому последняя текущая стоимость строительства определяется на дату заключения договора строительного подряда.

К прямым расходам относятся материальные расходы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ (строительные материалы, изделия и конструкции, строительные машины и оборудование, транспортные затраты) и расходы на оплату труда рабочих в соответствии с положениями статьи 255 НК РФ.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, необходимые для осуществления нормального строительного процесса, обоснованные расчетам и используемые для получения дохода от уставной деятельности организации. Косвенные затраты в сметных расчетах группируются по принадлежности к субъектам строительства — подрядчикам и заказчикам. Косвенные затраты подрядчика учитываются в объектных сметах на производство строительных работ, а косвенные затраты заказчика включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта. К косвенным расходам подрядчика в строительстве относятся накладные расходы, определяющие затраты на управление строительной организацией и прочие затраты подрядчика, как лимитируемые законодательно (платежи по обязательному и добровольному страхованию, расходы на передвижной характер работ, вахтовый метод строительства и проч.), так и не лимитируемые (стоимость нематериальных активов, платежи по кредитам банков и т.п.).

Кроме прямых и косвенных затрат в сметах на подрядное строительство предусматривается необходимое вознаграждение подрядчика (статья 709 ГК РФ) в виде сметной прибыли. Сметная прибыль в строительстве

должна обеспечивать выплаты по обязательным платежам и налогам из прибыли, пополнение оборотных средств предприятия, создание фонда материального поощрения и необходимые финансовые ресурсы на развития строительной организации. Размер сметной прибыли в расчетах стоимости предстоящего строительства определяется на уровне общественно-необходимых затрат на расширенное воспроизводство подрядных организации строительной отрасли региона. В подрядном договоре на строительство сметная прибыль в стоимости строительства устанавливается в индивидуальном размере для конкретного подрядчика по результатам формирования договорной (контрактной) стоимости строительства.

Договорная (контрактная) стоимость строительства

В рыночном ценообразовании договорная (контрактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фактический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведется только на основе ^договорных (контрактных) цен: — «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94 -Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство, приказ Минфина РФ от 20.12.94 № 167).

Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.

Рыночная цена строительства определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства конкретного объекта в данном регионе в реальный календарный период времени с максимальным учетом конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного договора. В сметном ценообразовании настоящего времени рыночная цена строительства формируется в договорном процессе на основе базовой сметной стоимости в текущих ценах и затрат, учитывающих рыночные факторы изменения расчетной стоимости за период строительства. Базовая сметная стоимость строительства отражает затратные элементы ценообразования и учитывает текущие издержки на строительство, а рыночная составляющая цены включает инфляционное ожидание и возмещение строительных рисков подрядчиков и заказчиков при текущей конъюнктуре строительного рынка.

Суррогатная цена в строительстве устанавливается заказчиком или подрядчиком в одностороннем и обязательном порядке, при отсутствии конкуренции или монопольном положении на рынке инвестиций и строительных услуг. Суррогатная цена определяется на основе сметных расчетов, выполняемых по особым правилам, с использованием сметных норм, расценок, цен и индексов, разработанных и утвержденных ведомственными и административными органами исполнительной власти и отраслевого управления. Суррогатная цена в договорной стоимости строительства отражает административный (или корпоративный) лимит финансирования строительства объекта в рыночных условиях инвестиционно-строительной деятельности на территории России.

В зависимости от способа фиксации цены в договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости — подвижные и скользящие цены: — «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).

Твердая цена контракта устанавливается в момент подписания договора и не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. Договор строительного подряда с фиксированной (твердой) ценой становится предпочтительнее для участников инвестиционно-строительного процесса по мере развития рыночных отношений и стабилизации рынка строительных ресурсов и услуг.

Подвижная цена контракта устанавливает, что принятая в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту сдачи объекта изменились условия реализации проекта. Подвижная цена характеризуется тем, что в контракт вносится оговорка о повышении или понижении цены к моменту исполнения договора. Оговорка определяет условия пересмотра, допустимый уровень отклонения от начальной цены, при котором договорная цена пересматривается, а также источник (документ или рыночная публикация), на основе которого принимается решение об изменении цены.

Скользящая цена определяется в момент исполнения договора путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в издержках производства, произошедших в период исполнения контракта. Скользящая цена объединяет разновидности контрактов с возмещением фактических затрат. Скользящая цена контракта может быть определена расчетом по формуле с оговоренными правилами пересмотра индексов. При установлении скользящей цены может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек, а лишь на определенные их элементы или, что скольжение цены может быть ограничено более коротким временем, чем общая продолжительность строительства.

Для определения инвентарной (балансовой) стоимости законченных строительством объектов в соответствии с «Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.93 № 160 используется данные фактической стоимости строительства. Инвентарная (балансовая) стоимость объекта формируется в соответствии с инвентаризационной структурой основных фондов заказчика или инвестора.

Понятия и определения профессионального сметного дела

Основные понятия сметного дела широко применяются не только в методических, нормативных и практических разработках сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы также всем пользователям сметной документации строительства — субъектам инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации профессиональной деятельности.

Формулировки понятий и определения должны отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации, содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия, позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах применения.

Базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой. Однако понятия и определения основных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и область применения в практической сметной деятельности.

Обязательным условием создания системы стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «О техническом регулировании» определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов (включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных специалистов и общественности в целом.

Необходимость применения специальных дефиниций практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ — национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и определений сметного дела.

Смета в строительстве

Расчет потребности в ресурсах (труда, материалов, машин, механизмов, финансов, времени и т.п.) на объект предстоящего строительства

Определение средних показателей потребности в ресурсах при планировании общественно-необходимых затрат на строительство объекта в данное время на данной территории

Сметный расчет, выполненный по расценкам базисных (прошлых) периодов с приведением расчетной сметной стоимости в текущий уровень цен по коэффициентам изменения сметной стоимости — индексам

Читайте также:  Проектная документация строительства жилого комплекса

Сметный расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах, рассчитанной по объемам работ на объекте и нормам расхода ресурсов на работы в сметно-информационных базах

Сметный расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах, принятой по рабочим чертежам, спецификациям и расчетам в проектной документации строительства

Система сметных норм, расценок, правил и регламентов, разработанных на единой научно-методической основе, и используемых при выполнении сметных расчетов для строительства в определенных организационно-технологических условиях и временных периодах

Форма калькуляции строительной сметы в текущих ценах, содержащая перечень, объемы и нормы расхода ресурсов на работы по технологии строительства объекта, в формулировке показателей сметно-информационных баз

Форма калькуляции строительной сметы в текущих ценах, представленная расцененной ведомостью сметной потребности на ресурсы и услуги по объекту строительства с сопутствующими затратами

Сметная документация

Сметный расчет, составленный по правилам делового оборота в стандартной форме профессионального сметного дела или по указаниям заказчика

Ориентировочный расчет стоимости предстоящего строительства в произвольной форме экономического обоснования затрат по укрупненным нормативам

Базовый сметный расчет заказчика, выполненный в стандартном формате сметной документации, с определением сметной стоимости в текущих ценах на момент утверждения сметы заказчиком

Детальный сметный расчет подрядчика, составленный с учетом условий подрядного договора, и после согласования заказчиком, являющийся правовой основой взаимоотношения сторон

Детальный сметный расчет строительства, откорректированный по фактически выполненным работам и отчетным данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика

Основной элемент калькулирования прямых затрат сметной стоимости строительства, составленный в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета

Сводка всех показатели локальных смет, относящихся к объекту, с начислением косвенных затрат и сметной прибыли строительных подрядчиков

Сводка сметных затрат по всем объектным сметам проекта строительства с добавлением собственных затрат заказчика на период строительства

Сметная стоимость

Результаты сметного расчета, устанавливающие потребность в финансовых ресурсах (денежных средств) на выполнение отдельных строительных работ, этапов и строительство объекта в целом

Базисная сметная стоимость

Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная на основе сметных расценок и нормативов на строительные работы и услуги, утвержденных на прошлую, базисную дату

Базовая сметная стоимость

Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на дату разработки или утверждения заказчиком сметной документации

Текущая сметная стоимость

Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на региональных рынках в любой (текущий) момент времени

Часть общей стоимости по смете, включающая расчетные затраты на оплату труда рабочих с налогами, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, стоимость работы строительные машины, оборудования и инструмента, логистические затраты по доставке материальных ресурсов на стройки

Часть общей стоимости по смете, включающая расчетные (общественно-необходимые) или договорные затраты на расширенное воспроизводство подрядных организаций строительной отрасли

Договорная стоимость

Цена строительства объекта, установленная в результате подрядных торгов и зафиксированная в подрядном договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком

Договорная стоимость, определенная по месту и времени строительства на основе рыночной конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного договора

Сметная стоимость, принятая как договорная цена строительства, рассчитанная по особым правилам, сметным норм, расценкам, ценам и индексам, утвержденными ведомственными или административными органами

Договорная стоимость, установленная в момент подписания договора без возможности её пересмотра, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения

Договорная стоимость, устанавливающая возможность её пересмотра, если в контракте имеется оговорка о корректировке цены при изменении определенных условий реализации проекта к моменту исполнения договора

Договорная стоимость, предусматривающая возмещение фактических издержек подрядчика по согласованным правилам пересмотра базовой цены строительства в период исполнения контракта

Инвентарная (балансовая) стоимость

Фактическая стоимость строительства в инвентаризационной структуре основных фондов заказчика или инвестора

Источник: standartgost.ru

СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВОМ

В условиях свободных рыночных отношений изменилась роль государства в управлении предприятием. Командно-административные методы управления сменились на экономическое регулирование производственной деятельности на основе государственных законов о налогах, пошлинах, акцизах. Управление производством — один из важнейших компонентов эффективной экономики.

В сущности это вид человеческой деятельности, направленной на руководство предприятием для достижения поставленной цели по выпуску продукта. Его воздействие на процесс производства происходит через реализацию ряда взаимосвязанных функций, в составе которых обособляются организация, планирование, нормирование, координация, мотивация, контроль и регулирование. Функция «организация» включает выбор организационной и производственной структуры, определение должностных обязанностей и разработку полномочий руководителей, специалистов и служащих для достижения значимого результата выполняемой работы.

С позиций управления производством «планирование» предусматривает установление целей и задач хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также способов их достижения на основе формирования плановых заданий (действий, мероприятий, решений), которые должны быть выполнены в заранее установленные сроки.

Функция «мотивация» включает создание заинтересованности персонала в конечных результатах производственной деятельности за счет рациональной организации оплаты труда, создания необходимых условий работы и возможности продвижения по службе. Она необходима для успешного выполнения намеченной цели.

Функции «контроль» и «регулирование» охватывают процесс проверки результатов управленческой работы.

Среди всей совокупности функций управления ведущее место занимает планирование, так как оно призвано жестко регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленной задачи. Для этого на предприятии разрабатываются программные плановые документы в области производства продукции, работ и услуг, маркетинга (снабженческо-сбытовой деятельности предприятия), менеджмента, цен, издержек, налогов, финансов, использования основных и оборотных средств, амортизации, инвестиций, кредитов и накоплений.

Роль функций самой системы управления и функции планирования в годы советской власти и в современных условиях неоднозначны. Среди провозглашенных после Октябрьской революции 1917 г. главных принципов экономического развития страны основное место отводилось не управлению производством, а планомерности ведения социалистического хозяйства.

Понятия «планомерность» и «планирование» имеют разное назначение. Первое понятие — «планомерность» характеризует плановое руководство всем общественным, или, как его называли, «народным» хозяйством, осуществляемое на основе единого государственного плана и контроля за его выполнением, охватывающее все звенья этого хозяйства, начиная от рабочих мест на предприятии и кончая высшими эшелонами власти. Единый план должен был выполнять роль главного регулятора централизованного управления экономикой страны, для чего были национализированы важнейшие сферы промышленности, транспорта, земля, недра, леса, банки, учреждения страхового дела и др. Субъектом управления, руководящей силой производства стало государство.

Второе понятие — «планирование» включает разработку плановых заданий только для отдельного предприятия. Естественно, при организационной системе, основанной на централизованных, административно-командных, планово-распределительных методах руководства экономикой, приоритетным считалась планомерность, а управлению отводилась второстепенная роль.

В современных условиях изменения общих принципов государственного устройства, становления свободных рыночных отношений на первое место по важности выходит управление, а планирование приобретает статус одной из его функций. В свою очередь, планирование — это система разработки взаимосвязанных технико-экономических показателей, определяющих конечные цели производственно-хозяйственной деятельности в оптимальном режиме, за определенный календарный период, а также ресурсы и мероприятия, необходимые для их достижения.

Плановые показатели — это целевые ориентиры производственно-хозяйственной деятельности предприятия. От состава этих показателей и обоснованности применяемых методов расчета в значительной мере зависит эффективность работы предприятия. Показатели служат важнейшим инструментом планового регулирования всей воспроизводственной сферы, включая производство, распределение и потребление. Роль плановых показателей в хозяйственном механизме чрезвычайно велика, так как они влияют не только на принятие плановых решений, но и на организацию производства, сбыт продукта и его учет. При их помощи реализуются контрольные функции управления.

Показатели, используемые в планировании, классифицируются по следующим признакам:

  • • важности при оценке производственной деятельности;
  • • от положенных в их основу измерителей;
  • • от характера оценки производственных процессов.

По первому признаку показатели делятся на обобщающие и частные. Обобщающие показатели характеризуют главные явления (элементы), цели предприятия или потребностей в необходимых ресурсах. С помощью этих показателей осуществляется стоимостная оценка планов по производству продукции, труду и заработной плате, использованию техники, себестоимости продукции, работ, услуг и прибыли.

Частные показатели носят информационный характер, детализирующий стороны обобщающих показателей. Частные показатели могут быть выражены в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Например, к частным показателям в плане по труду можно отнести показатель производительности труда по категориям персонала.

В зависимости от положенных в основу измерителей плановые показатели подразделяются на стоимостные и натуральные.

Стоимостные показатели определяются величиной денежных затрат или по оплате (выручке) в сопоставимых базисных ценах или текущих ценах. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, стоимость капитала, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, работ, услуг). На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать объемы по производству продукции, работ, услуг с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и т.д.

Натуральные показатели определяют вещественную сторону производства. Они измеряются в единицах, которые связаны с характеристиками продукции, его физическими размерами в тоннах, штуках, единицах длины и др.

По характеру оценки производственных процессов плановые показатели могут быть количественными и качественными. Коли-

явственные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства; качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий примерным оценочным критериям (стандартным, техническим условиям). Плановые показатели рассматриваются как в абсолютном, так и относительном выражении. Все они, в зависимости от предназначения, входят в совокупность планов по различным направлениям деятельности предприятия.

Состав планов, действующий в дореформенное время, не претерпел особых изменений, но при переходе к рынку появился новый раздел «План маркетинга». Обычно перспективный и текущий (годовой) план производственной деятельности предприятия включает:

  • • производство и реализацию продукции (производственная программа);
  • • маркетинг;
  • • материально-технического обеспечение;
  • • данные по труду и заработной плате;
  • • смету затрат на производство подрядных работ (план издержек производства и обращения);
  • • организационно-технические мероприятия (план развития науки и техники);
  • • показатели социального развития;
  • • мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
  • • финансовый план.

В условиях командно-административной системы управления экономикой предприятия разрабатывали так называемый техпром- финплан (в отраслях — стройфинплан, трансфинплан и т.д.). Однако при переходе к рыночным отношениям в экономической литературе стал больше популяризироваться зарубежный опыт разработки планов.

Успехи и неудачи предприятий в условиях рынка зависят от воздействия факторов внешней и внутренней среды, которые включают всю совокупность сил, влияющих на возможные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В прессе, на экономических конференциях и симпозиумах преимущественно обсуждаются элементы внешней среды — политические, социальные, правовые, демографические и т.п.

Анализом неудовлетворительного состояния важнейших факторов внутренней среды — управления, планирования и организации производства, снабжения и сбыта продукции занимаются от случая к случаю. Это заметно по составу и содержанию текущей и периодической печати и почти полного отсутствия критических работ в научной экономической литературе. В то же время в практической экономике не все благополучно. По многим вопросам в этой области научных знаний относительно решения управленческих задач у экономистов наблюдаются различные подходы и суждения.

Особые противоречия наметились в научных взглядах по принципам планирования на производстве. Многие авторы учебников и учебных пособий, рассматривающих проблемы производственного планирования в современных условиях, своеобразно трактуют научные принципы составления планов. Большинство из них обозначают процесс разработки планов на предприятии или фирме только как бизнес-планирование.

Этим грешит не только учебная литература, но и нормативные документы государственных учреждений. Так, например, в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 18 используют такое же определение.

С предлагаемым новым обозначением процесса составления планов ни в коей мере нельзя согласиться, так как бизнес-план имеет другое назначение, чем производственный план. Он служит отправной точкой при создании нового производства или осуществления каких-либо преобразований на уже действующем предприятии. Например, его применяют при освоении новых видов продукции, выхода предприятия в новые направления бизнеса и т.п. Такой документ нужен чаще всего как единовременный плановый расчет для получения кредита в банке. Нельзя согласиться также с мнением авторов ряда изданий о использовании бизнес- планов для инвестиционных проектов по строительству зданий и сооружений, так как в области капитальных вложений проектирование и обоснование инвестиций осуществляется строго в соответствии с ведомственными инструкциями, нарушать требования которых не допускается.

Традиционный состав плановых расчетов должен быть дополнен планом маркетинга, составляемым на базе диагностики и анализа производственно-хозяйственной деятельности. Такая методика планирования вполне приемлема при детерминированных условиях, когда предприятие действует в предсказуемой внутренней среде и обладает необходимой информацией.

При вероятностных условиях производства, отсутствии необходимой предсказуемости среды возникают предпосылки для использования методов прогнозирования. Концепция стратегического и тактического планирования может быть использована только как элемент стратегического управления, ориентированного на долгосрочные цели. Функция планирования в данном случае — обеспечить стратегические и тактические управленческие решения обоснованными плановыми расчетами.

Предлагаемые в изданиях по планированию временные сроки составления плановых расчетов и наличие в них указаний о среднесрочном планировании неразумны, так как такие требования способствуют дополнительным затратам труда специалистов плановой службы и росту финансовых расходов. Представляется, что дифференциация планов по периоду должна быть перспективной (любой реальный период производства товара), текущей (календарный год) и оперативной (месяц, декада, неделя, сутки).

Проведенные исследования научных трудов по планированию российских авторов показывают, что заметная их часть содержит рекомендации, не представляющие практического интереса для основной массы предпринимателей и менеджеров.

В учебниках и учебных пособиях по этой дисциплине не раскрыта роль и значение оперативного планирования, не произведена увязка бюджетирования и системы разработки плановых показателей. В них очень слабо отражена отраслевая и внутрипроизводственная специфика разработки планов. Особенности планирования деятельности малых предприятий, которых в настоящее время абсолютное большинство, авторы изданий вообще не обсуждают. И что очень важно, книги по планированию не сопровождаются сквозными примерами составления всей совокупности производственных плановых расчетов применительно к предложенной методике.

В сложившейся ситуации, несомненно, назрела объективная необходимость более обстоятельного обсуждения существующих проблем планирования производственной деятельности. Предприятия различных сфер производства нуждаются в обновленных апробированных указаниях о порядке планирования на предприятии. Они должны быть составлены на базе мирового и отечественного опыта организации плановой работы.

Рассматривая процесс управления предприятием как особый целенаправленный вид производственной деятельности по обеспечению слаженности работы через систему плановых показателей, следует исходить из того, что результаты принятия решений по руководству предприятием во многом зависят от степени достоверности сметных цен.

При определении экономической эффективности капитальных вложений предлагалось применять показатели себестоимости подрядных работ, но не исключалась возможность использовать для этой цели сметные цены. Однако нормативные документы не полностью раскрывают характер применения сметной стоимости в процессе управления предприятиями в строительстве. Сметные нормы, расценки и цены не характеризуют индивидуальный характер строительного производства и соответственно стоимость для подрядной организации возведения здания или сооружения, так как за единицу измерения принят среднеотраслевой, усредненный нормативный расход затрат труда, машинного времени, а также материалов, изделий и конструкций, часто не соответствующий реальным затратам ресурсов на конкретной строительной площадке.

Ведь каждый объект отличается сугубо индивидуальными свойствами: местом строительства, масштабами застройки, видами применяемой техники, квалификацией рабочей силы, габаритами, площадью, планировочными решениями, техническими свойствами применяемых материалов, изделий и конструкций, которые полностью не устраняются даже при высоком уровне типизации. К тому же на индивидуальный уровень строительства оказывают влияние такие природные факторы, как климат, геология участка застройки, гористость, безводность местности, сейсмичность района, состояние инфраструктуры и др.

Следующей причиной, по которой сметная цена не может учитывать реальные затраты времени на выполнение строительных операций, является необходимость сокращения числа сметных норм по отношению к количеству производственных норм (ЕНиР, ведомственных и местных). Это вызвано тем, что производственных норм чрезвычайно много, более сотни тысяч. Нормы установлены практически на каждый отдельный элемент, а сметные нормы — на укрупненный комплекс строительных процессов с подготовительными и вспомогательными операциями. У сметных и производственных норм могут быть разные измерители единицы работ (1 погонный метр швов, залитых раствором; 1 стык; 1 погонный метр сварочных швов и т.д.), которые приходится приводить к единому показателю.

Читайте также:  Что такое отгон в дорожном строительстве

Чтобы не усложнять сметное нормирование, приходится объединять несколько разновидностей производственных норм в одной сметной норме. Невыполнение этой процедуры для расчета ресурсов значительно бы усложнило порядок составления сметной документации, так как число сметных норм должно бы было вырасти во много раз. Например, в ГЭСН-2001 (Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы) предусмотрены всего две элементные нормы на кладку стен из кирпича. В то же время в производственных нормах на этот вид строительных работ насчитывается, в зависимости от технологической и архитектурной сложности кладки, более восьмидесяти (толщина кладки в один, два, три кирпича, колодцевая кладка, разный процент площади, занимаемой оконными и дверными проемами, количество архитектурных включений и др.).

На устройство монолитных ребристых перекрытий из бетона предусмотрены всего две нормы, зависящие от высоты перекрываемых помещений, но при этом не учитывается толщина плиты, высота ребер и т.д. При изменении перечисленных параметров нужен другой объем опалубки, бетона, арматуры и соответственно трудовых ресурсов и времени работы машин. Причиной несоответствия сметных нормативов фактическим условиям производства также служит существенное их усреднение. Этому подвергаются практически все условия, влияющие на уровень сметных нормативов, и их элементы: методы выполнения работ, виды применяемой техники, нормы и расценки по оплате труда рабочих и их квалификационные разряды, время работы строительных машин, транспортные схемы доставки строительных материалов, изделий и конструкций, их сортность, виды используемого транспорта, условия погрузки грузов и их удельные веса, размер заготовительно-складских расходов, нормативы по внутриплощадочной транспортировке грузов от приобъектного склада до рабочей зоны и др. Особенно это относится к нормам накладных расходов сметной прибыли (плановых накоплений), лимитированных затрат и прочих, предназначенных для включения в различные главы сводного сметного расчета стоимости строительства, а также для применения в необходимых случаях в различных поправочных коэффициентах, приведенных в общих указаниях по применению норм и цен.

То, что сметные нормы не обеспечивают определения достоверной сметной стоимости строительства, косвенно оговорено в методиках по разработке этих норм. Так, указано, что при определении производственных норм отклонение крайних показателей затрат труда в человеко-часах по разновидностям работ и конструктивных элементов не должно различаться более чем на 20%, но на практике это требование никогда не соблюдается и разрыв всегда больше 20%.

В связи с тем что сметные нормативы по ряду причин не соответствуют индивидуальной стоимости строительного продукта и разрабатываются на основе принципа усреднения и минимизации расхода всех необходимых ресурсов, следует осторожно подходить к вопросу об участии сметных нормативов в процессе управления строительным комплексом. Вопреки утверждениям, отмеченным в методических документах, среди элементов управления строительным производством, на которые не распространяется действие сметных норм и цен, следует назвать планы производственно-хозяйственной деятельности предприятий:

  • • технического развития и организационно-хозяйственных мероприятий;
  • • по труду в части подсчета трудоемкости строительных работ и фонда заработной платы работников, необходимого строительной организации для выполнения программы подрядных работ, а также для находящихся в ее ведении подсобных производств, транспорта и прочих обслуживающих хозяйств;
  • • обеспечения материалами, изделиями и конструкциями в части определения их стоимости;
  • • смету накладных расходов по плану;
  • • механизации в части затрат по эксплуатации строительных машин, находящихся на балансе подрядной организации;
  • • работы подсобных производств;
  • • смету затрат на производство подрядных работ и план снижения себестоимости (за исключением метода определения плановой себестоимости), исходя из сметной стоимости подрядных работ за вычетом сметной прибыли и заданного снижения себестоимости;
  • • доходов и расходов.

Непригодность сметных норм и цен из-за их усредненного характера и для учета отраслевой стоимости сооружаемых объектов при планировании основных технико-экономических показателей очевидна. Однако основная масса строительных организаций осуществляет планирование и анализ стоимостных показателей преимущественно на базе сметных норм и цен, а не планово-расчетных цен на строительные ресурсы, учитывающих фактические условия строительства.

Причина такого подхода объясняется традициями планирования строительного производства, когда вплоть до 1960 г. в государственном плане устанавливалось задание по снижению сметной стоимости строительства. Считалось, что снижение сметной стоимости строительства означает и снижение себестоимости строительно-монтажных работ. Этот взгляд был ошибочным, так как сметная себестоимость, т.е. сметная стоимость минус плановые накопления, формируется в процессе проектирования и не характеризует планового уровня издержек непосредственно строительной организации.

В значительной степени на такую постановку планирования затрат в строительстве повлияла методология составления смет. Не следует также исключать то обстоятельство, что работникам, составляющим планы, намного проще пользоваться готовыми сметными нормами и ценами, разработанными другими инстанциями, чем составлять трудоемкие плановые расчеты. Однако не следует забывать, что достоверность таких плановых расчетов чрезвычайно низка вследствие длительного срока применения неизменных сметных нормативов. В них не находят своего отражения новые условия и способы производства работ в строительных организациях, а также размеры и структура каждой организации, объемы и состав выполняемых работ, особенности организации производственного процесса и его техническое оснащение. Применение индексного метода расчета договорных цен в еще большей степени искажает точность расчетов.

На использование сметных цен в планировании влияет отчетность по себестоимости подрядных работ, составленная не по каждому объекту (еще лучше по виду работ и конструктивному элементу), а по строительной организации в целом.

Из наиболее распространенных на практике трех методов определения плановой себестоимости два из них предусматривают использование сметной стоимости. При первом методе исключают из себестоимости суммы экономии в затратах, исчисленной по плану оргтехмероприятий и сметную прибыль. Второй метод основан на расчете плановых затрат на рубль, сто или тысячу рублей сметной стоимости подрядных работ. Только применение плановой калькуляции для установления планово-расчетных цен обеспечивает наиболее достоверное определение планового показателя себестоимости.

Следующий важный раздел экономики, где в расчетах не следует применять сметные нормы и цены, — это обоснование экономической эффективности проектных решений, применение новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. Эта область экономической деятельности также требует высокой точности расчетов, что можно обеспечить только составлением производственных калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг) исходя из реальных условий выполнения работ в конкретной строительной организации до и после внедрения новшеств. Однако такая работа выполняется весьма редко и большинство расчетов составляются с использованием сметных норм и цен.

Среди специалистов существует мнение, что с созданием новой сметно-нормативной базы необходимость использования плановорасчетных цен на строительные ресурсы отпала. Но это не так, поскольку методика ценообразования нисколько не изменились и сохраняется в том же состоянии, в котором она была раньше. Сметные нормы и цены стали даже менее достоверными, что подтверждается относительно низким удельным весом заработной платы в структуре сметной стоимости прямых затрат на строительство (8—10%). Об этом же свидетельствует примененная методика разработки сметных норм ГЭСН-2001, где для ее исчисления использованы Единые нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ЕНиР) и другие производственные нормы выпуска 1987 г. А как известно, в советское время для повышения производительности труда производственные нормы при увеличении тарифных ставок периодически «ужесточались». При каждом пересмотре норм величина нормы времени сокращалась в среднем на 15— 25%.

Методическими рекомендациями по ценообразованию (МДС 81-1.99) предусматривалось, что в условиях рыночных отношений оценка строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство или капительный ремонт предприятий, зданий и сооружений. При этом рекомендовалось составлять:

  • • при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвестора инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
  • • при подготовке заключаемого договора, в том числе при подрядных торгах на основании предъявляемой инвестором тендерной документации, — расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика. Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могли составляться различными методами, выбор которых мог осуществляться в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

Таким образом, при разработке предпроектной (обосновании инвестиций) и проектно-сметной документации предлагалось составлять инвесторские сметы; одновременно подрядчику разрешалось составлять смету-оферту, т.е. смету, отражающую индивидуальную стоимость строительства. К сожалению, в новой редакции методических рекомендаций МДС 81-35-04 это положение не предусмотрено.

К тому же подрядные организации, недооценивая важность установления реальной стоимости строительства, не используют такую возможность. В итоге они работают наугад, в отрыве от фактической себестоимости строительных работ. Это невыгодно не только подрядчику, который несет убытки, в случае если индивидуальная себестоимость работ выше среднеотраслевой цены.

Заказчику при несоответствии индивидуальной стоимости инвесторской смете придется заплатить за строительный продукт дороже, чем он предполагал раньше. Финансовый результат, прибыльна или убыточна сметная стоимость строительства станут известны подрядной организации только после составления годового бухгалтерского баланса по результатам производственно-хозяйственной деятельности. И то в целом только по строительной организации, а не по конкретному объекту, поскольку в отчетности (форма № 5-з) себестоимость подрядных работ определяется котловым методом и в целом для строительной организации.

В процессе планирования и учета объема подрядных работ и производительности труда длительное время используется показатель сметной стоимости подрядных работ. Существенным недостатком этого показателя является его зависимость от структуры затрат. Благодаря этому он не обеспечивает достаточную оценку результатов производственной деятельности строительных организаций в стоимостном выражении. Применение при планировании и учете такого показателя способствует выполнению в первую очередь дорогостоящих материалоемких работ часто в ущерб принятой технологии. Это ведет к распылению ресурсов строительных организаций по многочисленным объектам, увеличению объема незавершенного строительства, нарушению сроков ввода в действие объектов строительства и производственных мощностей.

Плановые и отчетные данные, исчисленные на основе показателя сметной стоимости подрядных работ, становятся малосопоставимыми. Показатель сметной стоимости подрядных работ в ряде случаев неправильно определяет величину производительности труда в стоимостном выражении и фонда заработной платы, когда исчисляется в процентах от этого показателя. Этим объясняется, что в строительстве производительность труда кроме выработки исчисляют также в натуральных измерителях и по проценту выполнения производственных норм.

В практике управления строительством неоднократно делались попытки разработать более совершенные показатели. Так, в одно время практиковалось планирование объема подрядных работ на основе показателя нормативной стоимости производства работ (НСР) и нормативно-условной чистой продукции (НУЧП). Объем работ по НСР измерялся сметными затратами на заработную плату, механизацию, а также накладными расходами, т.е. сметной стоимостью за вычетом затрат на материалы, детали и конструкции и плановых накоплений. Для расчетов с заказчиками, планирования себестоимости наряду с НСР в целом по строительной организации учет выполненных работ производился и по сметной стоимости.

Показатель НУЧП имел такое же назначение, что и показатель НСР, но особенность его применения была в том, что НУЧП выделялся в проектно-сметной документации, разрабатываемой проектными институтами. Перевод строительных организаций на эти показатели в значительной степени снизил влияние материалоемкости работ на оценку выполнения плана и на динамику показателей деятельности строительных организаций за различные периоды, а также на размер фонда заработной платы, за выполненный объем работ. Но опыт Госстроя СССР планировать фонд заработной платы на основе уровня, учтенного в сметных нормах и ценах, оказался несостоятельным из-за несоответствия сметных нормативов реальным затратам на строительство зданий и сооружений.

Следует заметить, что в практике ценообразования в строительстве есть несколько нерешенных методологических проблем, МД С 81-35.04 рекомендует методику ценообразования для использования организациями, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования, однако в стране действует «дикий» рынок, когда цены на объекты строительства устанавливаются по обоюдному соглашению заказчика и подрядчика. На этом рынке цены зависят главным образом от конъюнктуры рыночных цен на строительные материалы, изделия и конструкции, а ставки оплаты труда, в зависимости от спроса и предложения рабочей силы, принимаются в размере 50—100% от стоимости материальных ресурсов. Однако такой метод установления договорных цен на объекты строительства, получивший у предпринимателей и риэлторов название «50 на 50», имеет ограниченную сферу применения и характерен для объектов строительства коммерческих организаций, при строительстве и ремонте контор частных фирм, банковских зданий, коттеджей и квартир.

Поскольку такие строительные работы выполняют небольшие организации, а иногда и отдельные предприниматели, возникает масса вопросов, связанных с определением выработки рабочих на строительных процессах, выполняемых преимущественно вручную, установлением размера затрат на эксплуатацию строительных машин, накладных расходов и сметной прибыли. Очевидно, значение норм времени и выработки для таких работ будет иным, чем на крупных стройках. Этот метод делает заказчика беззащитным перед посягательствами подрядчика. Цены на «диком» рынке не поддаются проверке, в большинстве случаев не соответствуют затратам подрядчиков, а величина прибыли строителей полностью зависит от уровня материальной обеспеченности заказчика.

Аналогичная ситуация складывается для ценообразования у малых строительных организаций, где численность работников доходит до 100 человек. В этих организациях контингент руководителей, специалистов и служащих невелик, выполняется небольшой объем подрядных работ и возводятся 1—2 объекта в год. Совершенно очевидно, что для таких организаций также нужна своя сметнонормативная база, особенно в части накладных расходов, сметной прибыли и лимитированных затрат.

Система управления строительством существенно влияет на сроки, стоимость и качество возводимых объектов. В нашей стране уже много лет существуют проектно-строительные фирмы, которые совмещают процесс проектирования и строительства, обеспечивая неразрывность этих процессов.

За счет концентрации и совмещения проектных и строительно-монтажных работ во времени снижаются затраты на проектно-изыскательские работы, а также на подготовку проектно-сметной документации. Кроме того, уменьшаются накладные расходы, поскольку необходима меньшая численность административно-управленческого персонала всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Однако особенность условий ценообразования для проектно-строительных фирм методической и научно-исследовательской литературой не рассмотрена. Также не изучена специфика этого элемента управления производством за счет использования системы выполнения строительных работ «под ключ», когда строительная организация принимает на себя перед заказчиком всю полноту ответственности за все инвестиционные издержки, включаемые в состав сметной документации. Несомненно, при таком методе строительства достигается экономия в рамках установленной цены строительства.

Не нашло свое отражение в системе сметных нормативов также участие в процессе строительства застройщика, исполняющего роль профессионального технического руководителя строительства как жилых, промышленных, так и общественных зданий и сооружений.

Практика современного строительства все чаще сопровождается определением цен на объект до начала подготовки проектносметной документации. Во многих строительных организациях, особенно использующих монолитные конструкции, на них даже апробированы единичные расценки на каждый элемент (бетонирование, монтаж и демонтаж опалубки, установка арматурных каркасов и т.д.). Однако такие цены часто устанавливают без их апробации методами технического нормирования.

Существенной проблемой остается такое положение, что на всех сферах общественного хозяйства, с которыми взаимодействует строительный комплекс, действуют свободные договорные цены на продукцию и услуги, а для него применяют централизованно рассчитанные цены, утверждаемые на государственном уровне. Несоответствие условий формирования экономических результатов особенно чувствительно, когда одни строительные организации приобретают продукцию предприятий промышленности строительных материалов по фиксированным ценам на уровне себестоимости, а другие — по договорным ценам со всеми накрутками, включая планируемую прибыль.

Задача методических указаний (методик) и сметных нормативов — увязать эти новые условия управления строительным производством с действующими принципами ценообразования.

Задание предусматривает выполнение следующих расчетов:

1) составление калькуляции стоимости материала (изделия) франко-строительная площадка и калькуляции транспортных расходов по доставке на строительную площадку того же материала (изделия) на основе данных табл. 7.26 и 7.27.

Источник: studref.com

Рейтинг
Загрузка ...