В статье рассматривается влияние специфики отрасли строительства на ценообразование. Исследуются этапы становления действующей системы сметного нормирования и проблемы ее развития. Названы направления совершенствования ценообразования в строительстве.
1. Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». — http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48827/2242acd2735deabe26c23ada2c3598d 2af46ce27/.
2. Письмо Минстроя России от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03 «О порядке применения сметной документации, разрабатываемой с использованием сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов для расчетов за выполненные работы по реализации государственных контрактов на строительство объектов капитального строительства» // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179156/.
3. Рекомендации Совета Федерации Федерального собрания РФ «Проблемы ценообразования в строительстве» от 03.07.2015 // council.gov.ru. — URL: http://council. gov.ru/activity/activities/roundtables/56157/.
Паскина М.В. «Ценообразование и сметное нормирование для инженера-сметчика и экономиста»
4. Екимова К.В. Российская система ценообразования в строительстве: текущие проблемы обоснования цены строительства / К.В. Екимова, Ж.С. Мартынюк // Вестник ЮУрГУ. — 2011. — № 21. — С. 68–72.
5. Шепелев И.Г. Актуальные проблемы и направления совершенствования системы сметного нормирования в строительстве / И.Г. Шепелев, И.П. Савельев, М.С. Овчинникова // Вестник ЮУрГу, серия «Экономика и менеджмент». — 2013. — Т. 7. — № 1. — С. 136–140.
1. The decision of Gosstroy of Russia from 05.03.2004 № 15/1 «Об the approval and introduction of the methods of determining the cost of construction products in the territory of the Russian Federation» // SPS ConsultantPlus. Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48827/2242acd2735deabe26c23ada2c3598d2af46ce27/.
2. Letter No. 7830-ls / 03 of the Ministry of Construction of Russia from 23.03.2015 “On the procedure for the use of estimate documentation developed using the estimate standards included in the Federal Register of Estimate Standards for settlements for work performed on the implementation of state contracts for the construction of capital construction projects” // SPS ConsultantPlus. Url: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_179156/.
3. Recommendations of the Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation «Pricing Problems in Construction» from 03.07.2015 // council.gov.ru. — Url: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/56157/.
4. Ekimova K.V., Martynyuk Zh.S. Russian pricing system in construction: current problems of justifying the price of construction / K.V. Ekimova, Zh.S. Martynyuk // Bulletin of the SUSU. — № 21. — 2011. — P. 68–72.
5. Shepelev I.G. Actual problems and directions for improving the system of estimated rationing in construction / I.G. Shepelev, I.P. Saveliev, M.S. Ovchinnikova // Vestnik YUrGU, series «Economist and Management». — 2013. — V. 7. — No.
Ценообразование в строительстве в 2023 году. Серия 1
1. — P. 136–140.
Ценообразование является важным элементом управленческого учета, его совершенствование в строительстве рассматривается как условие повышения эффективности инвестиций. На федеральном уровне ведется активная работа по созданию нормативно-правовой базы и методического обеспечения процесса ценообразования в строительстве [1]. Особое внимание уделяется регулированию условий определения контрактной стоимости строительства. С этой целью приняты нормативноправовые акты, устанавливающие специальные требования по определению цены строительства при осуществлении закупок работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].
Цель исследования: исследование особенностей сметного нормирования и ценообразования в строительстве и обоснование направлений их совершенствования.
Задачи исследования: обоснование направлений совершенствования ценообразования в строительстве на основе изучения истории развития сметно-нормативного финансирования и действующей системы ценообразования в строительстве.
Изучены законодательная и нормативная база ценообразования в строительстве, научные труды отечественных исследователей о проблемах и направлениях совершенствования ценообразования в строительстве в рыночных условиях.
Отраслевая специфика строительства определяет особенности системы ценообразования в этой сфере. Длительность процесса строительства вызывает необходимость корректировки стоимости строительства на всех его этапах с использованием различных уровней цен, включая базовые и текущие.
Временной лаг между разработкой сметной документации и периодом проведения работ приводит к существенным отклонениям фактической стоимости строительства от сметной стоимости в текущих ценах на определенный период времени. Формирование стоимости строительства происходит с участием различных организаций, включая проектные, генеральные подрядные, подрядные, осуществляющие технический надзор, государственных и частных инвесторов, что усложняет обеспечение достоверности учета стоимости на различных этапах. Широкая номенклатура используемых материалов, необходимость учета динамики их рыночной стоимости также влияют на процессы ценообразования в строительстве. Известно, что даже при строительстве по типовым проектам стоимость объекта зависит от конкретных условий ведения работ (время года, месторасположение, сроки строительства).
Семенова Альбина Николаевна, Зацаринная Елена Ивановна, Особенности сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Бухучет в строительных организациях. 2018;11.
Источник: panor.ru
Вопрос 71. Сметное дело и ценообразование в строительстве.
Политика ценообразования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации и исходит из общих для всех отраслей принципов ценообразования. В то же время механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений. Стоимость строительной продукции также связана с местными условиями строительства, большое влияние на нее оказывают природные, экономико-географические факторы и территориальные различия в условиях оплаты труда рабочих-строителей. На механизме ценообразования сказываются и особенности строительства как отрасли народного хозяйства: многообразие строительной продукции, длительный производственный цикл по сравнению с другими отраслями материального производства, высокая материалоемкость.
Особенность формирования цены на строительную продукцию состоит и в том, что в этом процессе одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик.
Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода — от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она соответствовала требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система ценообразования непригодна для рыночной экономики.
Основные задачи рыночной системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве следующие:
формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;
определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;
рекомендательный характер общих положений с учетом отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой проводится расчет затрат.
Определение стоимости строительства осуществляется: 1. В составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектной стадии разработки проекта.
Результатом расчетов является расчетная стоимость, которая определяет собой предварительную сумму денежных средств, требующихся для осуществления строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений.
Для определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок рекомендуется использовать укрупненные показатели базовой стоимости для объектов, зданий и сооружений, а также отдельных видов работ. В случае отсутствия необходимых укрупненных показателей для определения стоимости строительства в составе ТЭО возможно использование данных объектов-аналогов.
В расчетах по определению стоимости строительства необходимо учитывать резерв средств на непредвиденные работы и за- траты и налог на добавленную стоимость (НДС).
2. В составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяется сметная стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений. Сметная стоимость строительства — это сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Определяется проектной организацией по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной документации.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляется следующая документация:
а) в составе проекта: сводный сметный расчет стоимости строительства и (при необходимости) сводка затрат; объектные и локальные сметные расчеты; сметные расчеты на отдельные виды затрат (в том числе на проектные и изыскательские работы);
б) в составе рабочей документации (РД): объектные и локальные сметы.
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
проект и рабочая документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости на оборудование; основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, а также пояснительные записки к проектным мате- риалам;
действующая сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 г. (возможно также использование сметных норм и цен 1984 г.).
В случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы, а также для специализированных строек в составе проекта могут использоваться индивидуальные сметные нормы.
Сметная стоимость является основой для определения капитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажных работ. Исходя из сметной стоимости определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
В условиях рыночных отношений оценка стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора- подряда (контракта) на выполнение комплекса работ по строительству или капитальному ремонту предприятий, зданий и сооружений.
Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:
а) при разработке предпроектной или проектно-сметной документации по заказу инвесторов — инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);
б) при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации — расчеты (сметы, калькуляции издержек производства).
Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен: 1) в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен; 2) в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции.
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве — это от- ношения текущих (прогнозных) стоимостных показателейк базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.
Они формируются на основе данных статистической отчетности, материалов первичного учета, а также результатов специального наблюдения, организованного региональными центра- ми по ценообразованию. Усредненные текущие индексы по отраслям промышленности определяются Госкомстатом России и ежеквартально публикуются в Строительной газете». Индексы разнятся по регионам страны (наибольшие — г. Москва, Восточно-Сибирский район, наименьшие — Центрально-Черноземный и другие районы).
Индексы разрабатываются как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).
При составлении смет (расчетов) инвестором и подрядчиком могут применяться различные методы и, в частности, ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, а также на основе банка данных о стоимости ранее по- строенных или запроектированных объектов-аналогов.
Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.
Источник: studfile.net
Сметное ценообразование в строительстве это
С целью обеспечения единства в составлении сметной документации и определения сметной стоимости, достижения стабильности смет в стране действуют общеобязательные положения ценообразования в строительстве и единые сметные нормы. Применение единых и стабильных (для определенного периода) сметных норм и цен на строительные и монтажные работы упрощает планирование капитальных вложений и выявление их эффективности, делает сопоставимыми во времени результаты производственно-хозяйственной деятельности отдельных строительно-монтажных организаций и создает для них экономические стимулы сокращения себестоимости выполняемых работ. [c.224]
Вместе со Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), содержащим в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, эти сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. [c.27]
Отношения между продавцами и покупателями строительной продукции формируют соответствующий рынок. Экономическое равновесие на этом рынке устанавливается на тех же условиях, что на других рынках. При этом специфика строительной продукции как товара определяет особенности этого рынка, что проявляется, в частности, в ценообразовании.
Цена на строительную продукцию складывается из сметной стоимости строительно-монтажных работ и прибыли строительной организации. В современной практике существуют различные методы определения сметной стоимости строительства. Основными являются три метода. Первый метод основан на собственно договорных ценах как результате переговоров. Они применяются при инвестировании в некрупные объекты и во многом основаны на хозяйственном и экономическом опыте сторон и знании рыночной конъюнктуры (например, рыночная цена квартиры в жилом доме). [c.302]
В целом система сметных нормативов и ценообразования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — часть IV Сметные нормы и правила и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства и утверждаемые Госстроем СССР, министерствами и ведомствами СССР, советами министров союзных республик и госстроями союзных республик. В эту систему входят отдельные сметные нормативы, утверждаемые Советом Министров СССР (нормы накладных расходов и плановые накопления в строительстве). [c.219]
Сметные нормативы должны отвечать прямым задачам правильного определения сметной стоимости строительства. Предъявление к сметным нормативам требований, не относящихся прямо к сметному нормированию и ценообразованию в строительстве (обеспечение контроля за расходованием материалов, изделий и конструкций, заработной платы и др.) не имеет под собой ни научной, ни практической основы. Попытки создать универсальные сметные нормативы могут привести к разрушению созданной системы сметного нормирования на основе общесоюзных документов, так как эти попытки приведут к созданию индивидуальных для каждой стройки сметных нормативов. [c.221]
Определение сметной стоимости осуществляется с помощью системы сметных норм и цен, образующих основу планового ценообразования в строительстве. Система сметных норм и цен приведена в Строительных нормах и правилах (СНиП) в ч. IV Сметные нормы и правила , включающей в себя правила разработки и применения сметных норм и порядок определения сметной стоимости строительства. [c.175]
Постановка ценообразования в строительстве нуждается в серьезном улучшении. Проектные организации при определении сметной стоимости строительства допускают значительные просчеты, нередко занижают финансовые затраты, необходимые на возведение объектов, и неправильно определяют цену строительной продукции. Решение этих и ряда других задач требует от руководящих и инженерно-технических работников, занятых в строительстве, глубоких экономических и технических знаний. [c.7]
Экономическая обоснованность цен на строительную продукцию, их соответствие общественно необходимым затратам зависят от эффективности методов определения сметной стоимости строительства и достоверности сметно-нормативной базы, поэтому совершенствование сметного дела и ценообразования осуществляется в. направлении улучшения методов определения сметной стоимости строительства и калькулирования сметных норм и цен. Важным этапом на этом пути явился переход в строительстве с 1 января 1984 г. на новые сметные нормы и цены. [c.3]
Важной проблемой ценообразования является повышение достоверности сметной стоимости строительства. К сожалению, до настоящего времени она еще не решена. Практика показывает, что не удалось еще обеспечить достоверность определения сметной стоимости строительства большинства крупных объектов производственного назначения, многих крупных общественных зданий и сооружений. Так, за годы десятой пятилетки сметная стоимость только производственного строительства возросла по сравнению с утвержденной на 65,2 млрд. руб. [c.152]
Основанием для определения сметной стоимости строительства является действующая система ценообразования и сметного нормирования. [c.121]
Структура построения новой нормативной базы предусматривает во многом творческий подход к определению сметной стоимости. В базу закладываются основные материалы, стоимость которых может быть выделена из прямых затрат даже при базисно-индексном методе расчета и тем более при ресурсных вычислениях. В отдельных случаях возможна замена и механизмов.
Сметчик может и должен работать с номенклатурой и ценами на ресурсы, если хочет наиболее точно определить сметную стоимость. Все операции с установлением сметной стоимости на отдельные ресурсы значительно изменяют как прямые затраты отдельных позиций, так и итоговое значение сметной стоимости.
Для того, чтобы действия сметчика при работе с ресурсами были обоснованы, требуется либо тщательная подборка товарно-транспортных документов на использованные по объекту материалы, либо официальный источник базовых и текущих сметных цен на строительные ресурсы. Существенную поддержку в этом начинают оказывать строительным организациям Региональные центры по ценообразованию в строительстве. Наиболее сильные центры начинают вести мониторинг цен на основные ресурсы по своим регионам, а там, где это выполнить силами центров трудно, допускается пользоваться данными ежемесячного всероссийского Сборника средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации (ССЦ Стройцена с учетом поправочных территориальных коэффициентов). В комплекте с печатным изданием выпускается и электронная версия сборника, называемая кодификатор . Таким образом, у сметчика есть возможность обоснованно выбирать в сметных расчетах стоимость тех ресурсов, которые определяют стоимость выполняемых работ с использованием конкретного материала или механизма. Для точного и быстрого расчета сметной стоимости при работе с ценами на ресурсы необходимо наличие следующих возможностей сметных программ [c.513]
Цены на строительную продукцию устанавливаются исходя из общих принципов ценообразования, присущих социалистическому способу производства. Вместе с тем система цен в строительстве характеризуется некоторыми специфическими чертами, отражающими технико-экономические особенности строительства как отрасли материального производства. Государственное регулирование ценообразования в этой отрасли осуществляется путем установления системы общеобязательных норм и цен, а также правил их применения при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ, которая выполняет роль цены строительной продукции. [c.7]
Особенности современного этапа развития строительства и его материально-технической базы должны найти соответствующее отражение IB системе ценообразования и в том числе в методах определения сметных норм и цен, их структуре и уровне, территориальной дифференциации, формах и способах использования сметных нормативов при исчислении сметной стоимости строительства. [c.111]
Для упорядочения ценообразования в строительстве и устранения недостатков, связанных с отсутствием отпускных цен на конечную строительную продукцию, с 1959 г. начали переходить на определение твердой (окончательной) сметной стоимости строительства зданий и сооружений по прейскурантным ценам. [c.101]
На совещании по вопросам ускорения научно-технического прогресса (июнь 1985 г.) самым объективным и обобщающим показателем научно-технического прогресса, уровня организации производства, культуры и дисциплины труда определено качество продукции. Признана необходимость существенного улучшения всей системы стимулирования предприятий за производство изделий высокого качества и в числе основных мер названо усовершенствование ценообразования. Цена в строительстве определяется сметой и является важнейшим показателем уровня и динамики эффективности капитального строительства. Сметная стоимость строительства служит основой для составления титульных списков строек, определения объемов товарной строительной продукции. На основе сметы осуществляют финансирование и кредитование строительства, а также расчеты за выполненные работы между заказчиком и подрядными строительными организациями. [c.3]
При анализе объектных и локальных смет надлежит руководствоваться также соответствующими разделами Инструкции СН 202-81, Методическими указаниями по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сводных сметных расчетов и смет, а также консультациями Отдела сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР, приводимыми в журнале Экономика строительства . При этом следует иметь в виду предпроектные согласования исходных данных и основные положения на строительное проектирование, а также заключение по сводному сметному расчету. [c.111]
Почти во всех развитых странах мира системы ценообразования базируются на совершенных сметных нормативах для определения стоимости строительства. Так, в США и Канаде насчитывается свыше 100 тысяч единичных расценок, закодированных по единой общенациональной [c.4]
Отечественная система ценообразования и сметного нормирования включает 3 части свод правил по определению стоимости строительства в составе проектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), сметно-нормативная (сметно-информационная) база и вспомогательные сметные документы. [c.5]
Система ценообразования и сметного нормирования в строительстве представляет собой совокупность правил, положений, норм, расценок, цен и других сметных материалов, необходимых для определения стоимости строительной продукции в конкретных условиях ее создания. Сметные нормы в физических единицах измерения сохраняют действенность отечественной, десятилетиями наработанной сметно-информационной базы в условиях современного рынка. Сметные нормы и расценки используются на всех стадиях инвестиционного цикла при обосновании необходимости строительства при разработке тендерной документации при проведении конкурсов и торгов при проектировании и строительном производстве при расчетах за выполненные работы и при сдаче объекта в эксплуатацию. Сметная документация составляется в определенной последовательности вид работ (затрат) — объект — пусковой комплекс — очередь строительства -стройка в целом. В учебном пособии рассматривается первый этап этой последовательности. Оставшиеся этапы будут рассматриваться на 5 курсе. [c.80]
В систему сметных нормативных документов и ценообразования в строительстве не входят нормативы, применяемые при определении в сметной документации стоимости оборудования, которые относятся к нормативам смежных систем [c.219]
Механизм ценообразования в строительстве имеет специфические особенности. Прежде всего, это связано с индивидуальным характером строящихся зданий и сооружений, особенно проявляющимся в гидротехническом строительстве, существенной зависимостью стоимости от конкретных, часто неповторяющихся условий строительства. Подобные обстоятельства не позволяют установить единые отпускные цены на продукцию строительства, как это делается в других отраслях народного хозяйства. Поэтому цена на строительную продукцию в подавляющем большинстве случаев определяется в индивидуальном порядке на основе сметной документации в соответствии с объемами работ, методами технологии производства работ и единичных расценок на отдельные виды работ. Поэтому для оценки стоимости строительной продукции разработана специальная система ценообразования. Действующая система ценообразования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила — ч. IV СНиП Сметные нормы и правила , Государственные федеральные сметные нормативы — ГФСН-91, Методические указания, рекомендации и другие сметно-нормативные документы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. [c.60]
В настоящее время, несмотря на кардинальные изменения в системе ценообразования в России многие проблемы определения договорных цен в строительстве решаются традиционно. В качестве базы для расчета договорной цены принимается сметная стоимость строительства, определяемая по сметным нормам и ценам 1984 г. На основании этой сметно-нормативной базы определяется так называемая базисная стоимость строительства в ценах 1991 г. Учет всех глобальных изменений в организации производства, финансировании и материально-техническом обеспечении, в уровне цен на материалы и изделия, эксплуатацию машин, в системе оплаты труда, особенностях формирования и распределения прибыли в современных условиях производится введением некоторого общего индекса к базисной цене 1991 г. Для определения величин этих индексов были созданы региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), т.е. организации в республиках и др. субъектах федерации для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем изменении цен на строительную продукцию. В частности, такой центр по запросам может сообщить величину индекса при определении так называемой договорной цены на строительство какого-либо объекта по сравнению с ценами начала 80-х годов, значение которого приближается к пятизначной цифре. [c.17]
Права, предоставленные основным (первичным) звеньям законодательством в сфере ценообразования, безусловно оказывают положительное влияние на обеспечение достоверности и стабильности сметной стоимости строительной продукции. А это, в свою очередь, является важным правовым средством, создающим необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности строительных организаций на основе хозрасчетного принципа самоокупаемости.
При решении данной задачи, конечно, нельзя ограничиться одним лишь упорядочением сметного ценообразования и обеспечением в этой сфере прав строительных организаций. Не менее важно устранение довольно часто встречающихся на практике фактов искусственного занижения проектировщиками и заказчиками сметной стоимости объектов (до определенной суммы) с одной лишь целью — не утверждать их в союзном министерстве и ведомстве122. Поскольку проекты наиболее крупных предприятий утверждаются после прохождения ими экспертизы Госстроя СССР, ГКНТ и Госкомитета по ценам, проектировщики и заказчики нередко расчленяют единые комплексы на отдельные, якобы самостоятельные объекты, снижают стоимость оборудования и т. д. А при обнаружении в процессе строительства реальной стоимости обт.екта меняются прежние расчеты, переутверждается смета и вносятся коррективы в заключенные договоры. Все это, конечно, самым отрицательным образом сказывается на хозрасчете строительных организаций. Представляется, что постепенный переход к строительству объектов под ключ 123 во многом будет способствовать устранению отмеченных выше негативных явлений. [c.97]
В процессе определения сметной стоимости может быть использована информация о текущем изменении цен на применяемые в строительстве ресурсы, предоставляемая на договорной основе региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и (или) органами государственной статистики. [c.193]
Пособие реализует принцип многовариантности решения тех или иных вопросов сметного дела и является шагом к созданию целой системы подходов к определению стоимости строительства в условиях рыночных отношений. По сути, сведенные вместе правила сметного ценообразования позволят заказчикам и подрядчикам при заключении договоров подряда (контрактов) закреплять в них (или в специальных приложениях и протоколах) именно те подходы и решения, которым стороны и будут следовать при реализации конкретного инвестиционно-строительного проекта. Таким образом, будет происходить юридическое закрепление в качестве обязательных к исполнению правил определения цены контрактов и расчетов за выполненные работы. Нечто подобное уже давно существует в Европе в отношении договоров подряда (контрактов) на строительство и поставку строительных материалов и оборудования. Это так называемые правила FIDI , разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов. Не будем забывать, что ценообразование в строительстве по действующему российскому законодательству не относится к области прямого государственного регулирования цен и построено на нормативах, носящих рекомендательный характер. [c.7]
В новой системе ценообразования индексы применяются к базисной сметной стоимости 2000 года, определенной по единичным расценкам или по элементным нормам ресурсным методом с учетом базисной стоимости ресурсов. Как правило, индексы формируются на строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пус-коналадочные, иногда и на реставрационно-восстановительные работы, предусмотренные наиболее распространенными проектными решениями частей зданий и сооружений и дифференцированы по унифицированной номенклатуре видов и комплексов работ, соответствующих технологической последовательности строительства и специализации строительно-монтажных (ремонтно-строительных, реставрационных) организаций. [c.273]
Указанные в таблице нормативные показатели расхода электроэнергии на 1 млн рублей сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенной по сметным нормам и ценам 2000 года, могут быть откорректированы и уточнены, а также дополнены в регионах соответствующими органами, отвечающими за вопросы ценообразования в строительстве — РЦЦС, МВК и т. д. исходя из уровня сметных цен и сметной стоимости строительно-монтажных работ по состоянию на 01.01.2000 года. [c.488]
Основные (первичные) звенья обладают определенной компетенцией в области ценообразования в строительстве 118. Так, согласно законодательству, заказчик обязан согласовать с генподрядной организацией сметы, составленные по рабочим чертежам 12°. Такое согласование следует рассматривать как участие генподрядчика в определении цены намечаемого строительством объекта. Хотя он не назначает и не утверждает цену, но решение, принимаемое сторонами в процессе согласования сметной стоимости, в последующем оказывает решающее влияние на установление окончательной цены строительной продукции. Ведь в процессе проверки раздела проекта организации строительства объекта и сметы может возникнуть необходимость в дополнительных работах либо подрядчик может отказаться от ненужных, излишних работ и исключить объекты, без которых вполне можно обойтись, не ухудшая эксплуатационные качества предпринимаемого строительства в целом. Например, при строительстве Байпазинской ГЭС трест Таджикгидро-энергострой пересмотрел проектное решение и предложил сократить затраты на временные здания и сооруже- [c.96]
Источник: economy-ru.info