Это величественное сооружение в центре Флоренции, являющееся одним из самых выдающихся архитектурных шедевров средневековой Европы, в 1982 году было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. История строительства кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре насчитывает в общей сложности почти 600 лет. Над его возведением работали знаменитые архитекторы прошлого, такие как Арнольфо ди Камбио, Джотто, Филиппо Брунеллески, Франческо Таленти, Андреа Орканья и многие другие. Сегодня Дуомо является одним из символов Флоренции и пятым в Европе по величине после Собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Миланского Дуомо и Севильского кафедрального собора.
История Санта Мария дель Фьоре
Нынешнее здание собора стоит на фундаменте раннехристианской церкви Санта Репарата, которая со времен Римской империи являлась главным религиозным центром города. Первый камень в основание новой базилики был заложен в сентябре 1296 года автором проекта – архитектором и скульптором Арнольфо ди Камбио.
Флоренция. По следам гениев Возрождения. Санта-Мария-дель-Фьоре, Баптистерий, улочки и площади
Главной задачей, поставленной синьорией перед архитектором, было создание более вместительной базилики, чем в соседних городах – Пизе и Сиене. Она должна была превзойти культовые строения не только по размерам, но и по красоте. Строительство длилось почти полтора столетия, а первоначальный проект Арнольфо, скончавшегося около 1301 года, был частично изменен в XIV веке сначала архитектором Франческо Таленти, а затем Джованни ди Лапо Гини.
Купол Брунеллески
К 1380 году было закончено возведение всех стен собора, однако из-за трудностей, возникших со строительством купола, работу приостановили на 40 лет. Водружение грандиозной конструкции по проекту Арнольфо технически было просто не осуществимо и многие архитекторы того времени ломали голову над решением этой непростой задачи. Работы доверили Филиппо Брунеллески, который, перебирая незаконченные эскизы Арнольфо, нашел правильное решение, внеся некоторые корректировки технического характера. Кроме того, при возведении конструкции он разработал также специальные механизмы, позволившие поднимать строительные материалы на высоту. Гениальные находки Брунеллески настолько поразили его современников, что авторство купола было присвоено именно ему.
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Конструкция купола Брунеллески представляет собой пустотелый двойной купол, в основе которого лежат 8 главных и 16 дополнительных ребер, соединенных кольцами. Его внутренний диаметр в основании равен более 45 м, а наружный – около 55.
Каркас, имеющий вытянутую стрельчатую форму, равномерно распределяет нагрузку верхней оболочки и не дает куполу обрушиться под собственным весом, который составляет около 9 тыс. тонн. Купол собора Санта Мария дель Фьоре до сих пор является самым большим из подобных сооружений в мире, построенных когда-либо в технике кирпичной кладки. В 1572-1579 гг. его внутренний свод был украшен знаменитыми художниками Джорджо Вазари и Федерико Дзуккари, расписавшими фресками площадь порядка 3600 квадратных метров. С наружной стороны, у расположенного на высоте 60 метров основания, находится панорамная терраса с видом на город.
Флоренция. Великий купол Санта Мария дель Фьоре. Экскурсия одного дня
Обзорная площадка на куполе собора Санта Мария дель Фьоре
Интересные факты о Дуомо Флоренции
Грандиозные строительные работы возобновились в 1420 году и продолжались без заметных перерывов в течение следующих 15 лет. 25 марта 1436 года папа Евгений IV торжественным благословением освятил здание, чем было официально отмечено завершение его строительства. С тех пор главная церковь города всегда использовалась для собрания горожан при проведении торжеств в религиозные и самые важные флорентийские праздники.
- Здесь были проведены первые публичные чтения «Божественной комедии» Данте, а в 1438 году собирался Совет Флоренции, на котором председательствовал Великий герцог тосканский Козимо I Медичи.
- В 1441 году философ и гуманист Леон Баттиста Альберти, воспользовавшись пребыванием в городе представителей папского двора, провел в соборе знаменитый конкурс поэзии Certame coronario, чтобы продемонстрировать литературное достоинство простого народного языка.
- Начиная с 1491 года, священник Джироламо Савонарола, служивший при базилике Сан Марко, читал здесь свои знаменитые, отмеченные абсолютной моральной строгостью религиозные проповеди, в которых выражал свое отвращение к наглому демонстрированию богатства и упадку традиций.
- Самый трагический момент в истории Санта Мария дель Фьоре произошел 26 апреля 1478 года, когда собор стал ареной жестокого убийства Джулиано Медичи и ранения его старшего брата Лоренцо, известного в будущем как «Лоренцо Великолепный». По поручению семьи Пацци, заинтересованной в низвержении гегемонии Медичи и поддерживаемой Папой Сикстом IV вместе с его племянником Джироламо Риарио, во время мессы в толпе прихожан расположились наемные убийцы, чтобы физически ликвидировать наследников семьи. Однако профессиональный киллер Джованни Баттиста да Монтесекко, который должен был убить Лоренцо, отказался действовать в освященном месте и был заменен менее опытным наемником. В то время как Джулиано попал под град смертельных колотых ранений, Лоренцо удалось убежать в ризницу собора и забаррикадироваться внутри. Возмущенное население Флоренции выступило против заговорщиков – их повесили на стенах Палаццо Веккьо.
На протяжении длительного времени собор Санта Мария дель Фьоре оставался без фасадной части. В 1587 году, при Франческо I Медичи, существовавший декоративный фасад был разрушен по предложению Бернардо Буонталенти. Он выдвинул более «современный» проект, который, однако, так и не был реализован. В последующие века Дуомо Флоренции для важных торжеств оборудовался эфемерными фасадами, и только в 1871 году, после международного конкурса, оживленных дискуссий и ожесточенных дебатов начал строиться настоящий фасад по проекту и под руководством Эмилио де Фабриса. После его смерти работы продолжил Луиджи дель Моро, завершив их в 1887 году.
Санта Мария дель Фьоре внутри
Довольно простой и строгий интерьер собора, представляющего собой великолепный пример флорентийской готической архитектуры, впечатляет пустотой колоссального внутреннего пространства. Высокие своды пролетов, которые всего лишь на три метра ниже сводов готического Собора Бове (самый большой готический собор, находящийся во Франции), покрывают огромное пространство с очень незначительным количеством опор.
При посещении Дуомо Флоренции стоит обратить внимание на некоторые достопримечательности его интерьера:
- расположенные над главным входом часы с циферблатом художника Паоло Уччелло, изготовленные в 1443 году и оснащенные не совсем обычным механизмом. Они идут против часовой стрелки и до сих пор показывают точное время;
- находящуюся ниже мозаику «Коронация Девы Марии», созданную итальянским художником Гаддо Гадди на рубеже XIII-XIV веков, по бокам которой находятся изображения ангелов работы Санти ди Тито (1536-1603 гг.);
- оконные витражи собора, бòльшая часть которых была изготовлена в 1434-1455 гг. по рисункам Донателло, Паоло Уччелло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Кастаньо. На них изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов, лики Богородицы, Иисуса Христа и святых;
- роспись купола, выполненную Федерико Дзуккари и Джорджо Вазари в 1572-79 гг., на тему Страшного Суда, выбранную для украшения церкви самим Козимо I Медичи.
В многочисленных часовнях Собора находятся не менее достойные внимания произведения средневекового искусства, а на нижнем уровне базилики можно увидеть гробницы с захоронениями Джотто и Брунеллески – великих флорентийских мастеров, участвовавших в его возведении. Однако подлинные сокровища Санта Мария дель Фьоре хранятся в музее Дуомо, где собраны шедевры Микеланджело, Донателло, Луки делла Роббиа, Антонио дель Поллайоло, Верроккьо и некоторых других знаменитых мастеров.
Санта Репарата в Дуомо Флоренции
Под Санта Мария дель Фьоре находится древнее сердце Флоренции – остатки раннехристианской церкви Санта Репарата, которая являлась первым собором города. Археологические раскопки, проводившиеся с 1965 по 1973 гг., выявили многочисленные надгробия священнослужителей, в том числе могилы двух пап – Стефана IX (Фридрих Лотарингский, 1010-1058) и Николо II (Gerard de Bourgogne, 980-1061), который был епископом во Флоренции до 1058 г., а также гробницу Филиппо Брунеллески.
Согласно одной из древних легенд, церковь построили в честь победы над остготами во главе с королем Радагайзо. Решающая битва произошла 8 октября 406 года, в день Святой Репараты. По преданию, молодая 12-летняя девушка из Кесарии (провинции Римской империи в Палестине) подверглась жестоким пыткам и обезглавливанию при римском императоре Траяно Дечио (Traiano Decio, 201-251гг.) за отказ приносить пожертвования языческим богам. Почитаемая католической церковью как святая, Репарата Кесарийская оставалась главной покровительницей Флоренции до 1298 года, когда город был отдан под покровительство Иоанна Крестителя и Богородицы.
Внутри Дуомо, с правой стороны от центрального нефа, находится лестница, которая ведет к раскопкам древнего собора, где сохранились его стены и великолепный пол, выложенный полихромной мозаикой. Путешествие в прошлое дополняет представленная здесь экспозиция керамики, римского стекла и предметов из мрамора, обнаруженных при археологических раскопках Санта Репарата.
Музей собора Санта Мария дель Фьоре
Здание нынешнего музея, расположенное с тыльной стороны собора, использовалось для размещения Оперы дель Дуомо – светского учреждения, основанного Флорентийской Республикой в 1296 году. Оно занималось управлением возведения главного церковного храма города. После завершения его строительства в 1436 году и на протяжении всех последующих столетий основной задачей Оперы являлось поддержание сохранности всего комплекса зданий на Пьяцца дель Дуомо, включающего в себя собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто.
Здание Оперы дель Дуомо использовалось, также, художниками и скульпторами в качестве мастерской. В 1501-1504 гг. Микеланджело Буонарроти изваял здесь свою знаменитую статую Давида. Скульптура высотой более 5 метров, изображающая библейского героя перед встречей с Голиафом, первоначально была размещена на Пьяцца делла Синьория как символ Флорентийской Республики, победившей врагов. Считающаяся мировым шедевром и одним из символов Флоренции, сегодня она хранится в Галерее Академии.
С 1891 года для публики была открыта часть помещений, в которых демонстрировалась коллекция экспонатов, представлявшая историю возведения собора: различные модели проектов фасада XVII века, средневековые механизмы и приспособления, использовавшиеся при строительстве, а также древние оригинальные скульптуры Арнольфо ди Камбио, украшавшие первоначальный фасад собора.
Сегодня в Museo dell’Opera del Duomo, занимающего три этажа древнего здания, представлено большое количество шедевров, демонстрирующих развитие флорентийской скульптуры с XIV по XVI век. Среди наиболее важных экспонатов, которые обязательно стоит увидеть – одна из последних незаконченных работ Микеланджело «Пьета Бандини» (1555 г.), деревянная скульптура Донателло «Кающаяся Магдолина» (1453 г.), оригинальные бронзовые панели со сценами из Ветхого Завета, отлитые в 1452 г. скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия и известные как «Porta del Paradiso» (Врата Рая). Кроме того, в музее хранятся многочисленные древнеримские артефакты, использовавшиеся при строительстве флорентийских храмов и находившиеся в них ранее. Особую значимость имеют некоторые оригинальные украшения собора, которые по причинам сохранности были удалены из их первоначального местоположения и заменены копиями.
Посещение комплекса Кафедрального собора
Вход в собор Санта Мария дель Фьоре бесплатный. Посещение Музея Собора и раскопок древней базилики Санта Репарата осуществляется по единому билету, в стоимость которого входит, также, посещение баптистерия Сан Джованни, колокольни Джотто и купола Брунеллески. Он действителен в течение 30 календарных дней со дня покупки и на протяжении 72 часов с момента первого посещения обозначенных в нем исторических достопримечательностей.
ВНИМАНИЕ!
В случае бронирования купола билет действителен в течение 72 часов с даты бронирования. Бронирование купола Брунеллески является обязательным. С одним и тем же билетом вы не сможете получить доступ к одному и тому же памятнику дважды.
Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре
Кафедральный собор Флоренции находится в историческом центре города на площади Пьяцца дель Дуомо. Кратчайший пеший маршрут от центрального ж/д вокзала, занимающий не более 20 минут, – по via Panzani до пересечения с улицей Cerretani, которая выводит на соборную площадь.
Кроме того, добраться до собора Санта Мария дель Фьоре можно на автобусах линий С1,С2 и С4, которые следуют по специальным историческим маршрутам Флоренции.
Hop-on hop-off автобус на 24, 48 или 72 часа во Флоренции — одно из самых популярных развлечений в городе. 2 увлекательных маршрута, аудиогид на русском языке и бесплатный Wi-Fi на борту!
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!
Источник: unitalia.ru
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
История знаменитого долгостроя
Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе.
Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.
Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет.
Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто.
В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке
Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера.
Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.
История внешнего декора и интерьера церкви
Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди.
Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.
Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.
Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.
Фасад и главный вход
Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди.
Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.
В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века.
По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан.
Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы.
Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится.
Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.
Интерьер собора
Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.
Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.
Крипта собора
Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески.
Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.
Информация для туристов
Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.
Осмотр платных достопримечательностей
Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.
Как добраться
Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Источник: wikiway.com
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
Один из самых прославленных шедевров средневековой архитектуры, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Basilica di Santa Maria del Fiore) является пятым по величине собором в Европе после Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Кафедрального собора Севильи и Миланского собора. Благодаря смелости создателей его конструкции, пышности декораций и авторской уникальности, собор был признан в 1982 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История собора и его конструкция
В 1285 году во Флоренции было решено расширить старую и уже обветшалую церковь Санта-Репарата, построенную в 6-м веке, функции которой между 9-м и 11-м веком выполнял баптистерий. Проект был поручен архитектору и скульптору Арнольфо ди Камбио (14 век), который заложил первый камень в 1296 году. Новый собор был посвящен Деве Марии и освящён в 1412 году в честь Санта Марии дель Фьоре. Строительство здания заняло почти два столетия, не считая строительства нынешнего фасада, который был выполнен только в девятнадцатом веке.
План флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре представляет из себя продольный корпус с тремя нефами и четырьмя пролётами в общем восьмиугольном пространстве. Три стороны восьмиугольника открываются нишами, увенчанными в свою очередь часовнями.
Этот проект является результатом тщательного изучения Арнольфо классической архитектуры: его восьмигранная форма отсылает к поздним античным строениям, а тема соединения продольного корпуса с центральным напоминает Римский Пантеон.
Колокольня Джотто
В 1334 году начались работы над колокольней. Спроектировать эту великолепную башню было поручено художнику Джотто (Giotto). Джотто, будучи уже в то время признанным художником, был также назначен архитектором и ответственным за строительство собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это был первый случай в истории, когда столь важные обязанности были возложены на художника.
Башня, отделенная от корпуса церкви, имеет квадратное строение и компактную конструкцию, усиленную по углам прочными контрфорсами с восьмигранным сечением. Её строительство, которое после смерти Джотто дошло до первого каркаса, продолжил Андреа Пизано и закончили в 1357 году Франческо Таленти и Нери ди Фиораванте. Снаружи и собор, и колокольня облицованы полихромным мрамором, с утонченным рисунком на башне, соответствующем замыслу Джотто, и более крупным на стенах собора, имитирующим полосчатый мотив, украшающий Баптистерий.
Фасад собора
Нынешний фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре является не готическим, а неоготическим, поскольку он был построен в 19 веке. В конце 19 века в Италии были проведены конкурсы по завершению некоторых известных незаконченных средневековых памятников: Сан Петронио в Болонье, Кафедральный собор Милана, Кафедральный собор Амальфи. В 1864 году во Флоренции по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883) было решено завершить работы над фасадом собора Арнольфи. Строительство фасада было выполнено в период между 1880 и 1888 годами по проекту Эмилио де Фабриса (1807-1883).
Структура, выполненная из полихромного мрамора, хроматически гармонирует как с боковыми возвышенностями Собора, так и с близлежащими зданиями, то есть с колокольней и баптистерием. Современность фасада, который в комплексе почти идеально гармонирует со всем собором, выдаёт только избыточное присутствие декораций. Кроме того, по сравнению с боковыми сторонами собора, в фасаде преобладает «красный сиенский» мрамор, выбранный из патриотических соображений. Это были годы объединения Италии, и триколор фасада служил манифестом нового государства.
Купол Брунеллески собора Санта Мария дель Фьоре
Символ Возрождения и памятник человеческой изобретательности, Купол Брунеллески был самым большим в мире во время своего строительства и до сих пор является самым большим каменным куполом из когда-либо построенных.
Трудная задача
Учитывая то, что Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре — это гигантское здание: 153 метра в длину, рассчитанное на 30 000 человек, с размерами купола, достигающего 43 метра в диаметре, строительство купола было непростой задачей, несмотря даже на имеющийся пример прекрасно сохранившегося купола Римского пантеона. Дело в том, что древние римляне построили свой купол из бетона, но техника такого строительства была уже давно утеряна. Купол флорентийского собора должен был быть построен как и своды готических соборов из камня или кирпича. Но строительство деревянного опорного каркаса свода, который начинался бы с земли и поднимался на 93 метра в высоту, эквивалентной 30-этажному зданию, считалось невозможным и слишком дорогим. Кроме того, ни один сорт дерева не мог выдержать вес такого большого и тяжелого покрытия до завершения его строительства.
Проект Брунеллески
Конкурс 1418 года ставил задачу решения проблемы со строительством купола. Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), 1377-1446 гг., был в числе семнадцати архитекторов, представивших свои проекты, и единственным, кто прошел отбор. Его идея была гениальна своей простотой: «самонесущая» конструкция, способная поддерживать себя на каждом этапе строительства.
Конструкция купола Брунеллески состоит из двух отдельных куполов, один внутри другого. Это мощный каркас из двадцати четырёх ребер, соединенных горизонтальными арками, которые усиливают внутренний купол и разбивают очень широкие грани наружного купола на три части.
Внутренний купол несет основную конструктивную нагрузку и представляет из себя каркас из арматур и соединительных частей. Внешний купол — более легкий, и выполняет декоративную функцию. Нижняя часть купола построена из камня до тех пор, пока это позволял изгиб стен, затем использовались кирпичи, которые выкладывались «ёлочкой» для соблюдения равновесия всей конструкции.
Завершающим штрихом гения была облицовка купола. Брунеллески не хотел, чтобы его купол был похож на существующие сооружения 14 века. Для этого он создал его простую, но четко отличительную черту с помощью хроматического эффекта, заметную даже на расстоянии многих километров. Поверхность сооружения была покрыта красной черепицей и разделена восьмью рядами белого мрамора, расположенными на угловых ребрах. Эти хребты, сходившиеся у своего основания в латерне, не имеют несущей функции, но создают видимость легкого каркаса, похожего на зонтик, благодаря которому стены выглядят как натянутые мембраны.
Лантерна купола и мертвые трибуны
Лантерна
Спустя много лет после завершения строительства купола, Брунеллески занялся строительством Латерны (1438-60) и четырёх полукруглых эдикул, известных как «мертвые трибуны» (1438-70). Латерна, соединявшая белые мраморные рёбра с волютами, была задумана как настоящий маленький храм и гармонично завершала величественную структуру купола. Её архитектурная ценность неоспорима — своими масштабными размерами, один только бронзовый шар на вершине купола превышает 2 метра в диаметре, она создает неповторимый образ панорамы Флоренции.
Мертвые трибуны
У основания барабана купола были построены Мертвые трибуны, имеющие функцию статического сдерживания, заменив собой строгие готические арки. Они подпирают четыре стороны восьмиугольника, не усиленные сводами трех апсид. Их открытые большие ниши, украшенные огромными ракушками, представляют собой одну из самых ясных форм, задуманных архитектором.
Источник: italotrip.com
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – самая узнаваемая достопримечательность во Флоренции. Великолепно декорированный образец готического искусства Италии и одновременно символ Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.
Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.
История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре
По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.
Собор построен на месте, где раньше располагался древнеримский храм, а после него — церковь Санта-Репарата.
Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.
Колокольня архитектора Джотто
После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.
Далее во Флоренции вспыхнула чума и работы по возведению собора вновь были отложены. Строительством занялись только в 15 веке, когда завершили устройство стен собора.
Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.
Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.
В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.
Для посещения смотровой площадки купола желающим нужно преодолеть 463 ступеньки. Вход с северной стороны собора.
Однако строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.
Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.
Фасад
Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.
Фото: vvoe / Shutterstock.com
По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!
Центральный вход
Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.
На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.
Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.
Интерьер
Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.
Фото: V_E / Shutterstock.com
Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.
В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.
На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.
А наверху, под куполом собора, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.
Фото: Renata Sedmakova / Shutterstock.com
Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.
Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.
Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.
Склеп
В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.
Музей Дуомо
Расположенный недалеко от собора музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.
В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.
Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.
Как добраться до собора
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу Соборная площадь (Piazza del Duomo). Здесь же располагается баптистерий Сан-Джованни, построенный в 5 веке, и колокольня Джотто, на которую можно подняться.
Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.
Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор открыт для посещения:
- с понедельника по субботу — с 10.15 до 16.30;
- в воскресенье – с 13.30 до 16.30.
Расписание зависит от сезона, а также может меняться во время проведения торжественных мероприятий. Уточняйте информацию на конкретную дату на официальном сайте.
На смотровую площадку купола собора можно подняться:
- с понедельника по пятницу — с 8.15 до 19.30;
- в субботу — с 8.15 до 17.15;
- в воскресенье — с 12.45 до 17.15.
Музей работает с 9.00 до 19.45 каждый день. Закрыт каждый первый вторник месяца.
Стоимость посещения
Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.
По состоянию на 2022 год для осмотра других достопримечательностей на площади нужно приобрести один из комбинированных билетов, который действителен в течение 3 дней с выбранной даты посещения.
Исключение составляет подъем на купол Брунеллески, который осуществляется только в обозначенное в билете время.
Виды комбинированных билетов:
- Brunelleschi Pass: Баптистерий Сан-Джованни, купол Брунеллески, колокольня Джотто, музей оперы Дуомо и церковь Санта Репарата. Стоимость:
- 30 Евро для взрослых,
- 12 Евро для детей от 7 до 14 лет,
- бесплатно для детей до 6 лет.
- 20 Евро для взрослых,
- 7 Евро для детей от 7 до 14 лет,
- бесплатно для детей до 6 лет.
- 15 Евро для взрослых,
- 5 Евро для детей от 7 до 14 лет,
- бесплатно для детей до 6 лет.
На официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it можно уточнить информацию и заранее купить билет, который получите на электронную почту. Обязательно распечатайте его, чтобы предъявить при входе.
Экскурсии по Флоренции
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
Источник: italyme.ru
Санта Мария Дель Фьоре — собор флорентийского кватроченто
Санта Мария дель Фьоре — самое известное флорентийское сооружение 14-го века и один из крупнейших католических храмов Италии. Своими размерами он уступает лишь базилике Святого Петра в Риме. Храм находится в центре Флоренции, итальянской области Тоскана, и определяет облик всего города, является его «визитной карточкой». Название переводится на русский язык как «Святая Мария с цветком» и напоминает о символе Флоренции — цветке лилии. По-другому этот храм флорентийцы называют Duomo, что значит просто «собор».
История и этапы строительства
Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.
Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.
Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.
Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.
В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.
Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.
Внешний вид
Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.
Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.
Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.
Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.
Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.
Центральный вход
Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.
Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.
Интерьер
Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики — протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.
Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках. Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии. Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.
Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.
Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид. Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло — необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году. Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.
В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.
Местоположение
Собор находится по адресу Соборная площадь, 17.
Как добраться до собора
Из Рима до храма можно доехать на автобусе маршрута Roma — Calzoleria Bologna (C1, C2), а также Pucci (14, 23, 71, C1).
Поскольку собор находится в самом центре, найти его легко, и добраться до него можно на любом автобусе, проходящем в центре города: № 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Время работы и стоимость
C понедельника по пятницу — с 10:00 до 17:00, в субботу — с 10:00 до 16:35, в воскресенье — с 13:30 до 16:45.
Купол собора открыт с 8:30 до 19:00 во все дни, кроме субботы. В субботу — с 8:30 до 16:40.
Музей Дуомо, расположенный на территории комплекса, работает с 9:00 до 19:30 во все дни, кроме воскресенья. В воскресенье — с 9:00 до 13:45
Вход в собор — бесплатный. Возможны длинные очереди на входе. Подъем к куполу стоит 6 евро, посещение Музея Дуомо также стоит 6 евро. Также за плату в 3 евро возможен осмотр раскопок старого собора Санта Репарта.
Предусмотрен комплексный билет на посещение всех достопримечательностей соборного комплекса стоимостью 10 евро.
Источник: fly2italy.ru