Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [1] . Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п. [2]
Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных акторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности — социального отношения. Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.
Социальное взаимодействие 10.02
Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:
Источник: dic.academic.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ является одним из основных объектов исследования в социологии. С.в. обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.
С.в. осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании — социальны, так как результаты контактов индивидов небезразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его состояние.
Одна из моделей взаимодействия между индивидами — социальный обмен. В социальном поле как бы обмениваются поведением. Поведенческие события содержат определенные ценности, которые обеспечивают участникам социального взаимодействия выигрыш или проигрыш в достижении желаемых материальных целей или желаемого статуса. В разобщенном обществе люди обменивают между собой результаты своего труда и вступают таким образом в оживленный социальный обмен.
Имея в виду выигрышный социальный обмен, люди с удовольствием вступают в контакт с теми индивидами или группами, которые могут оказаться полезными в достижении их целей. По теории социального обмена влечение к человеку или группе возрастает в той мере, в какой это способствует достижению цели. Важным мотивом взаимодействия может также служить феномен социальной сопоставимости: человек пытается анализировать и оценивать свои способности и успехи по сравнению с другими. Мотивами взаимодействия, естественно, могут быть и влечение, и симпатия к другому (G. Wiswede, 1991).
Что такое социальное взаимодействие?
Для социального обмена хорошие предпосылки создает компетентность, которая означает владение ресурсами, т.е. силовыми запасами. В этом аспекте взаимодействие можно понимать как социальную способность, определяемую социальным интеллектом и социальной компетентностью. Наблюдение ситуации и реагирование — важная составная часть взаимодействия: анализ предшествующей ситуации определяет последующие этапы продвижения в процессе взаимодействия (G. Wiswede, 1991).
Некоторые социологи используют вместо понятия “взаимодействие” термин “коммуникация”, понимая коммуникацию шире, чем ситуацию “face to face” (лицом к лицу). Однако условились считать, что в понятии “коммуникация” наиболее важен объект коммуникации, т.е. то, о чем говорят, в то время как в понятии “взаимодействие” на переднем плане — социальные отношения участников, т.е. “кто есть кто” 1992).
Результатом взаимодействия является некий продукт. Человек находится в постоянном диалектическом деятельностном взаимодействии и взаимосвязи с окружающими мирами — экзистенциальным, трансцендентным и трансцендентальным, и все процессы взаимодействия (по П. Сорокину) можно разделить на три основные формы: 1) “неорганические” взаимодействующие центры и взаимодействие физикохимическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые “органические” взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) взаимодействующие центры, одаренные психикой, осознанием, и взаимодействие психическое, т. е. обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.
Поэтому форм взаимодействия человека с миром бесконечное множество. Именно в “продуктах” активного осознанного деятельного взаимодействия человека с миром проявляется социальная, творческая сущность человека. Вне активного осознанного деятельностного взаимодействия человека с миром нет и не может быть никакого продукта-агрегата, ассоциации или общества и вообще социального явления.
До недавнего времени, при определении сущности творчества как проявления активного взаимодействия субъекта и объекта речь обычно шла только о преобразовании объекта взаимодействия. Творчество есть такое взаимодействие субъекта и объекта, в котором субъект активен и изменяет внешний мир, а объект — это то, на что направлена деятельность, причем особенности объекта определяют характер деятельности. Представляется, что продукт творчества проявляется только при активном деятельностном взаимодействии субъекта и объекта, причем изменяются при этом и объект, и субъект взаимодействия. Поэтому в результате творчества объективируются способности, возможности и внутренняя потребность человека не только к изменению окружающего мира, отношений, но и к самореализации, самовыражению, самоизменению и самофункционированию в обществе.
Целеполагающее взаимодействие позволяет рассматривать человека не в духе одностороннего агрессивно-насильственного активизма по отношению как к окружающей его природной и социальной среде, так и к внутреннему миру самого человека. При таком подходе человека нельзя рассматривать как некий пассивный материал, выступающий предметом обработки в деятельности.
Л.И. Кононова
Лит.: Сорокин П.Л. Человек. Цивилизаця. Общество / Под общ. ред. А.Ю.
Согомонова: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.
Источник: studref.com