1. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
2. Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
3. Проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.
5. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.03.2011 N 41-ФЗ.
Согласование проекта строительства жилого дома
7. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
8. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.
9. Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 20 ГрК РФ
Текст комментария: Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»
Авторы: Мельников Н.Н., Амелин Р.В., Борисов А.А., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Иванов А.В., Майборода В.А., Макаров О.В., Начичко Ж.А., Поваров Ю.С., Беляев М.А., Гемпик Е.А., Калинин А.А., Коновальчикова С.С., Котухов С.А., Султанов Р.С.
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что утверждение схемы территориального планирования муниципального района находится в компетенции представительного органа местного самоуправления муниципального района.
1 января 2015 г. вступило в силу положение Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, наделяющее органы государственной власти субъекта РФ правом региональным законом осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ.
Более 30 субъектов РФ воспользовалось своим правом и приняли законы, осуществляющие перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти.
Согласование проекта задания на проектирование объектов капитального строительства Жихарева Т А
Некоторыми из указанных законов на уровень региона были переданы полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документов территориального планирования муниципальных образований.
Так, Законом Тюменской области от 26 декабря 2014 г. N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в ст. 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 г. N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края перераспределены на срок полномочий законодательного собрания Приморского края пятого созыва. В числе перераспределенных полномочий предусмотрены подготовка и утверждение схем территориального планирования муниципальных районов.
В некоторых случаях причиной передачи полномочий по утверждению градостроительной документации на уровень региона стало неудовлетворительное качество ранее утвержденных документов.
В этой связи вопросы отмены ранее утвержденной градостроительной документации, а также внесения изменений в такую документацию приобретают особую актуальность.
Н.В. Верхотина отмечает, что в настоящее время не урегулирован вопрос об отмене муниципальных правовых актов и о внесении изменений в ранее принятые акты органов местного самоуправления по вопросам переданных полномочий .
См.: Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации. URL: http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=13art=5288 (дата обращения: 28.02.2017).
Вопрос отмены органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на утверждение градостроительной документации в результате перераспределения полномочий, градостроительной документации, ранее утвержденной органом местного самоуправления, в административном порядке законодательством в настоящее время не урегулирован.
Судебная процедура отмены градостроительной документации зависит от юридической природы такой документации.
Согласно абзацу 1 п. 1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Таким образом, отмена схемы территориального планирования муниципального района должна осуществляться по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов.
При этом ранее утвержденные органами местного самоуправления схемы территориального планирования могут быть признаны недействующими полностью или в части по административному иску уполномоченного в результате перераспределения полномочий органа государственной власти субъекта РФ только в случаях, если такие схемы:
— нарушают права, свободы и законные интересы граждан;
— приняты с нарушением нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, процедуру принятия и введения в их действие;
— не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Следует отметить, что согласно ч. 1.2 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. С истечением установленного срока полномочия возвращаются к органам местного самоуправления, а значит, возникнет аналогичная вышеуказанной проблема, но уже связанная с отменой органами местного самоуправления схем территориального планирования муниципальных районов, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ в рамках перераспределения полномочий.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает возможность внесения изменений в ранее утвержденные схемы территориального планирования муниципального района решениями органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных на утверждение таких схем в результате перераспределения.
Следовательно, единственным способом корректировки ранее утвержденных решений будут являться разработка и утверждение соответствующей схемы территориального планирования в новой редакции. При этом вопрос отмены ранее утвержденной схемы территориального планирования муниципального района сохраняется. По общему правилу такая схема будет действовать в части, не противоречащей схеме территориального планирования муниципального района, утвержденной в новой редакции.
Правовая неопределенность в вопросах отмены ранее утвержденной градостроительной документации, внесения изменений в такую документацию препятствует формированию единой политики управления, развитию агломерационных процессов на территории субъектов РФ, противоречит принципам, изложенным в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ, согласно которым передача какой-либо функции органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требования, согласно которым подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (см. комментарий к ст. 9 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения субъекта РФ и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального значения для населения субъекта РФ применяются в целях уточнения местоположения планируемого размещения объектов регионального значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района при наличии в составе муниципального района межселенной территории и при условии планирования размещения на ней таких объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
В отсутствие утвержденных местных нормативов градостроительного проектирования, разработанных с учетом вышеуказанных предельных значений, соответствующие расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района.
Согласно ч. 3 ст. 29.2 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
Вышеуказанные расчетные показатели должны применяться в целях планирования размещения объектов местного значения при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусматривает рассмотрение предложений заинтересованных лиц.
В правоприменительной практике суды, рассматривая вопрос об обязательности учета предложений заинтересованных лиц при подготовке схемы территориального планирования муниципального района, указывают на то, что учет соответствующих предложений является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Пример: глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального района во включении в документы территориального планирования муниципального района в качестве перспективных для производственной деятельности принадлежащих заявителю на праве собственности земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, и обязании включить эти земельные участки в схему территориального планирования муниципального района в качестве земель промышленности и иного специального назначения, а также признании незаконным отказа Администрации муниципального района в признании шести принадлежащих заявителю земельных участков перспективными для включения их в черту населенных пунктов и обязании Администрации предусмотреть данные земли в схеме территориального планирования района для осуществления на них индивидуального жилищного строительства. Согласно материалам дела соответствующие предложения главы крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке ч. 2 ст. 20 ГрК РФ были учтены Администрацией муниципального района, в связи с чем письмами заявителю были разъяснены мотивы, по которым в принятии данных предложений было отказано. Федеральный арбитражный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства на решение Арбитражного суда, указал, что орган местного самоуправления вправе, а не обязан учитывать предложения заинтересованных лиц в схеме территориального планирования, и оставил обжалуемое решение без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А62-5521/2009).
При подготовке проектов схем территориального планирования муниципальных районов в целях изучения общественного мнения также могут применяться методы социологических исследований, такие как контент-анализ и опросы.
Контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой .
См.: Власкина Е.Я. Комплексные социологические исследования в управлении развитием территорий. URL: http://www.itpgrad.ru/node/1703 (дата обращения: 28.02.2017).
При проведении данного анализа могут, например, изучаться тематизированные в средствах массовой информации стороны жизни муниципального образования: инфраструктура, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития и др.
Опрос — это метод сбора информации, основанный на взаимодействии анкетера с респондентами .
Методика разработки инструментария социологического исследования // Социология: методическая помощь студентам и аспирантам. URL: http://www.smolsoc.ru/ (дата обращения: 28.02.2017).
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит в соответствии со ст. 21 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» определены правила согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, проектов внесения изменения в такие проекты с федеральными органами исполнительной власти, а также состав и порядок деятельности согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (см. п. 2 комментария к ст. 18 ГрК РФ).
4. Часть 5 комментируемой статьи наделяет заинтересованных лиц правом представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
Решение о подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района, а также решение о подготовке предложений о внесении в схему территориального планирования муниципального района изменений принимаются органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Как правило, такое решение принимается главой местной администрации муниципального района.
Важно, чтобы в вышеуказанном решении и (или) в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, устанавливающих состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципального района, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов, был определен порядок направления и рассмотрения предложений заинтересованных лиц.
Так, согласно п. 4.3 Положения о составе, порядке подготовки документов территориального планирования Тобольского муниципального района и сельских поселений, порядке подготовки изменений и внесения их в такие документы, утв. Постановлением Администрации Тобольского муниципального района от 4 сентября 2015 г. N 48, в решении о подготовке проекта схемы территориального планирования района должен указываться срок для подачи предложений заинтересованных лиц, а также способ направления таких предложений.
Представляется целесообразным в соответствующих правовых актах указывать также срок рассмотрения направленных предложений. В случае если такой срок не будет установлен, предложения заинтересованных лиц будут рассматриваться органом местного самоуправления в общем порядке. Напомним, что срок рассмотрения обращений граждан согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Представляется, что эффективная работа с заинтересованными лицами должна осуществляться в условиях сокращенных сроков рассмотрения направленных обращений.
В связи с тем что проект схемы территориального планирования не подлежит рассмотрению на публичных слушаниях, этап рассмотрения предложений приобретает особое значение как средство обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
5. Часть 7 комментируемой статьи указывает на то, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
Следует отметить, что Пленум ВАС РФ, рассматривая вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, на примере ч. 7 комментируемой статьи указал, что в случае, когда федеральным законом предусмотрено обжалование нормативного правового акта в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов»).
6. Часть 8 комментируемой статьи наделяет органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц правом представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района. Специфика реализации данного права соответствует специфике рассмотренного выше права представления предложений по проекту схемы территориального планирования муниципального района.
7. Часть 9 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными для подготовки проекта схемы территориального планирования муниципального района.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Согласование и утверждение проектов строительства
1.1. Проект планировки территории является документацией по планировке территории, подготавливаемой для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Утвержденный проект планировки территории является основой для подготовки проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков, а также проектной документации линейных объектов, проектов благоустройства природных и озелененных территорий, территорий общего пользования.
1.2. Основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Правительства Москвы об утверждении плана реализации Генерального плана города Москвы, иной правовой акт Правительства Москвы, который содержит решение о подготовке проекта планировки территории с указанием территории или описанием границ территории, заказчика, источника финансирования и сроков подготовки проекта планировки территории, или договор о развитии застроенной территории, договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
1.3. Проект планировки территории подготавливается в соответствии с Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, требованиями региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами и иными законами, а также территориальными, отраслевыми схемами. До введения в действие региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве подготовка проектов планировки территории осуществляется в соответствии с действующими техническими регламентами, нормами и правилами, Московскими городскими строительными нормами.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется с учетом границ территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, санитарно-защитных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения), с учетом режимов использования территорий и градостроительных регламентов в зонах с особыми условиями использования территорий, порядок установления которых регламентируется законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Данное положение не распространяется на проекты планировки особо охраняемых природных территорий. Проекты планировки особо охраняемых природных территорий подготавливаются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, земельного, лесного и водного законодательства.
1.4. Подготовка проектов планировки территории финансируется из средств бюджета города Москвы в порядке, установленном законодательством о размещении государственного заказа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. В случае, если Правительством Москвы принято решение о подготовке проекта планировки территории за счет внебюджетных средств, подготовка проекта планировки территории может быть осуществлена за счет средств правообладателя земельного участка или объединения правообладателей земельных участков, располагающихся на данной территории, без последующей компенсации из средств бюджета города Москвы.
1.5. Проект планировки территории подготавливается в целях установления границ территорий общего пользования, установления границ зон планируемого размещения, реконструкции объектов капитального строительства федерального и регионального значения, а также в случаях, предусмотренных техническим заданием, в целях:
- установления границ зон планируемого размещения, реконструкции нормативно необходимых объектов социальной инфраструктуры, линейных объектов;
- установления границ земельных участков, зон действия публичных сервитутов, видов обременений и ограничений использования земельных участков в проекте межевания, выполняемом в составе проекта планировки территории;
- внесения изменений по вышеперечисленным позициям в ранее утвержденную документацию по планировке территории.
- Состав объектов, для строительства, реконструкции которых осуществляется подготовка проекта планировки, состав территорий их размещения и материалов по обоснованию размещения определяются техническим заданием.
1.6. Проект планировки территории подготавливается в отношении территорий: функциональных зон; функционально-планировочных образований (границы которых определены территориальными схемами); территориальных зон; кварталов; микрорайонов; земельных участков (поставленных на кадастровый учет), в границах которых могут быть выделены элементы планировочной структуры, включаемые в состав земель, подлежащих резервированию для государственных и муниципальных нужд.
Границы подготовки проекта планировки территории определяются правовым актом Правительства Москвы о подготовке проекта и уточняются техническим заданием.
1.7. Подготовленный и согласованный проект планировки территории утверждается нормативным правовым актом Правительства Москвы. Утвержденный проект планировки территории подлежит опубликованию в установленном законодательством порядке.
1.8. В целях подготовки проекта планировки территории осуществляется подготовка материалов по обоснованию проекта планировки территории, состав которых изложен в разделе 3 настоящего Положения.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории не подлежат согласованию и утверждению.
1.9. Порядок выполнения мероприятий проекта планировки территории за счет средств бюджета города Москвы определяется отдельным правовым актом Правительства Москвы.
Раздел 2. Состав проекта планировки территории
2.1. Проект планировки территории включает:
1) положения о планировке территории — текстовые и табличные материалы;
2) графические материалы — планы, разработанные на государственной топографической основе в масштабе 1:2000.
2.2. На планах в составе проекта планировки территории отображаются: границы территории подготовки проекта планировки; планируемые и сохраняемые границы (в том числе красные линии) и параметры планируемого развития элементов планировочной структуры территории; границы земель, планируемые для резервирования для государственных и муниципальных нужд. Планы могут быть выполнены на одном или нескольких чертежах.
2.4. Графические материалы в составе проекта планировки территории включают планы обязательные и дополнительные, предусмотренные техническим заданием.Планы обязательные для подготовки
2.4.1. План «Планировочная организация территории», на котором отображаются элементы планировочной структуры с указанием площадей:
1) планируемые и сохраняемые границы территорий общего пользования, озелененных территорий общего пользования, участков территорий линейных объектов и линейных наземных инженерных сооружений;
2) границы зон (участков территории) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения, иных объектов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, техническим заданием, в том числе:
а) объектов и участков транспортной инфраструктуры (в том числе метрополитена, наземного пассажирского транспорта, улично-дорожной сети, транспортно-пересадочных узлов, хранения автомобилей, а также сооружений внешнего транспорта);
б) объектов инженерно-технического обеспечения;
в) объектов социальной инфраструктуры (в том числе объектов здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения, потребительского рынка, культуры, досуга, физической культуры и спорта, иных объектов, отнесенных нормативными правовыми актами Правительства Москвы к социально значимым объектам обслуживания населения);
г) объектов жилищного строительства, планируемых в целях реализации федеральных и городских целевых программ (в том числе жилых домов первоочередного строительства для начала последовательного переселения жителей из аварийного, ветхого, заменяемого жилищного фонда);
д) прочих объектов и территорий, планируемых в целях реализации федеральных и городских целевых программ.
2.4.2. План «Планируемое размещение объектов капитального строительства», на котором отображаются границы зон планируемого размещения, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе участков территории, перечисленных в подпункте 2) пункта 2.4.1 с указанием (в том числе в индексной форме) характеристик и параметров планируемого развития указанных территорий. План может быть совмещен с планом пункта 2.4.1.
2.4.3. План «Участки территории для подготовки документации по планировке территории (проектов межевания, градостроительных планов земельных участков), проектной документации линейных объектов, проектов благоустройства территорий общего пользования», на котором могут отображаться:
1) границы территорий — объектов подготовки проектов межевания территории (в случаях, если проект межевания не подготавливается в составе проекта планировки территории или может быть подготовлен на часть территории за счет средств правообладателей объектов капитального строительства);
2) границы земельных участков, планируемых для подготовки градостроительных планов земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства федерального, регионального значения (в случае подготовки проекта межевания в составе проекта планировки территории);
3) границы территорий планируемой подготовки проектной документации линейных объектов;
4) границы территорий планируемой подготовки проектов благоустройства пешеходных зон, улиц, площадей;
5) границы территорий планируемой подготовки проектов благоустройства природных и озелененных территорий общего пользования;
6) границы зон планируемого размещения, реконструкции отдельно стоящих подземных сооружений. План может быть совмещен с планом пункта 2.4.1.Дополнительные планы, необходимость подготовки которых определяется техническим заданием
2.4.4. План «Земли, подлежащие резервированию для государственных и муниципальных нужд», на котором отображаются границы указанных земель и их площадь. План может быть совмещен с планом пункта 2.4.1. Выполняется в случае, если это определено техническим заданием и (или) обосновано проектом планировки территории.
2.4.5. План «Межевание территории» подготавливается в случае, если техническим заданием предусмотрена подготовка проекта межевания в составе проекта планировки. Чертеж, на котором отображаются:
1) границы земельных участков существующих и планируемых к размещению объектов капитального строительства, предусмотренных техническим заданием, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, земельных участков наземных частей отдельно стоящих подземных сооружений, а также части земельных участков, в пределах которых расположены подземные или надземные части объектов капитального строительства, размещенных на сопредельных земельных участках;
2) границы земельных участков территорий общего пользования;
3) границы зон действия публичных сервитутов, иных обременений и ограничений использования земельных участков, установленных в соответствии законодательством Российской Федерации и города Москвы.
2.5.1. Пояснительную записку, содержащую цели и задачи развития территории, описание планируемых градостроительных мероприятий, в том числе:
1) по реорганизации застроенных территорий (в том числе по развитию и закреплению красными линиями внутриквартальной улично-дорожной сети, линейных объектов, территорий общего пользования);
2) по размещению, реконструкции объектов капитального строительства:
а) транспортной инфраструктуры, включая подземные сооружения;
в) социальной инфраструктуры, включая их подземные части;
г) жилого назначения, включая их подземные части;
д) производственного назначения, включая их подземные части;
е) иных объектов;
3) по сохранению и развитию природных и озелененных территорий;
4) по учету ограничений использования территории в зонах с особыми условиями использования территорий, на особо охраняемых природных территориях;
5) по обеспечению требований охраны окружающей среды;
6) по обеспечению требований ГО и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В пояснительной записке отражается выполнение требований и решений по развитию территории (включая характеристики планируемого развития, требования развития и размещения объектов федерального, регионального значения), установленных правовыми актами Российской Федерации, Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, территориальными схемами, отраслевыми схемами и иными правовыми актами Правительства Москвы.
2.5.2. Таблицу «Планируемый баланс проектируемой территории» к плану пункта 2.4.1 (с учетом размещения, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных техническим заданием, и сохранения прочих объектов), в которой указываются в процентах от площади всей территории подготовки проекта планировки территории, равной 100%:
1) площади территорий общего пользования (в целом и по видам территорий общего пользования);
2) площади участков территорий — зон размещения объектов капитального строительства (в целом, по планируемым к размещению, по сохраняемым объектам капитального строительства с распределением по видам и группам видов разрешенного использования объектов капитального строительства);
3) площади территорий особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, объектов культурного наследия, водных объектов, зон 1 и 2 пояса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения).
2.5.3. Основные показатели планируемого развития территории, в том числе:
- характеристики и параметры планируемого развития территории, в том числе предусмотренные единой системой типологических характеристик и параметров использования, разрешенного использования участков территории;
- информация по использованию подземного пространства, в том числе размещение, реконструкция отдельно стоящих подземных сооружений.
2) Таблицу «Показатели планируемого развития сетей и сооружений инженерно-технического обеспечения» (реконструкции, строительства объектов, включая подземные сооружения, и прокладки коммуникаций):
д) топливоснабжения, в т.ч. газоснабжения;
3) Таблицу «Минимальные показатели обеспеченности населения»:
а) социально значимыми объектами обслуживания населения (по видам объектов);
б) озелененными территориями общего пользования, в том числе рекреационного назначения.
Состав показателей определяется техническим заданием, уточняется и обосновывается в составе проекта.
2.5.4. Таблица «Характеристика земельных участков территории» к плану пункта 2.4.5, в которой указываются:
- земельных участков, расположенных на территориях общего пользования;
- земельных участков линейных объектов;
- земельных участков объектов капитального строительства, в том числе подлежащих строительству, реконструкции;
- земельных участков иных объектов, затрагиваемых мероприятиями по планировке территории;
Выполняется в случае, если техническим заданием предусмотрена подготовка проекта межевания в составе проекта планировки территории.
2.5.5. Перечень участков территории для подготовки проектов межевания, земельных участков для оформления градостроительных планов земельных участков, участков территории подготовки проектной документации, планируемых для включения в план реализации Генерального плана города Москвы.
2.5.6. Перечень основных мероприятий проекта планировки территории с указанием последовательности выполнения, включая мероприятия для обеспечения реализации проекта планировки территории за пределами границ его разработки, в том числе:
- по жилым объектам с указанием общей площади квартир и встроенно-пристроенных нежилых помещений;
- по нежилым объектам с указанием их емкости;
2) адресный перечень жилых домов, предлагаемых для проведения капитального ремонта, затрагивающего конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания с указанием общей площади помещений, в том числе общей площади квартир, встроенно-пристроенных помещений;
- для размещения жилых домов первоочередного строительства для начала последовательного переселения жителей из аварийного, ветхого, иного, признанного непригодным для проживания жилищного фонда, с указанием общей площади помещений, в том числе общей площади квартир и встроенно-пристроенных нежилых помещений;
- для строительства жилых домов с размещением на первых этажах квартир для инвалидов с указанием их общей площади;
4) перечень предложений по развитию транспортной инфраструктуры (в том числе организация, строительство пешеходных переходов; размещение светофорных объектов; строительство, реконструкция улично-дорожной сети, сети скоростного внеуличного транспорта, гаражных объектов вне границ подготовки проекта планировки территории для обеспечения обслуживания территории в соответствии с требованиями региональных нормативов градостроительного проектирования);
5) перечень предложений по развитию инженерно-технического обеспечения (в том числе перекладка инженерных коммуникаций, строительство, реконструкция головных инженерных сооружений вне границ разработки проекта планировки территории);
6) перечень предложений по выполнению мероприятий в области охраны окружающей среды (в том числе разработка проектов по установлению, сокращению санитарно-защитных зон от сохраняемых и проектируемых объектов, озеленение территории, шумозащитные мероприятия).
Раздел 3. Состав материалов по обоснованию проекта планировки территории
3.2. Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают:
3.2.1. Характеристики существующего состояния и использования территории, выявление предпосылок развития территории на основе анализа существующих характеристик, в том числе характеристики:
1) использования территории в соответствии с установленными градостроительными регламентами;
2) состояния и использования объектов капитального строительства, включая подземные сооружения, объекты социальной инфраструктуры районного и городского уровней;
3) состояния жилищного фонда, включая перечень домов с указанием адреса, серии, года постройки, материала несущих и ограждающих конструкций, этажности, общей площади (в том числе квартир и встроенно-пристроенных помещений), процента износа здания, набора квартир, численности жителей; обеспеченность населения жилой площадью; потребность жилья для переселения с указанием набора квартир;
4) состояния объектов, территорий, производственной деятельности предприятий и организаций производственной сферы, в том числе предприятий промышленности, размеров их санитарно-защитных зон;
5) межевания территории по фактическому использованию с определением территорий общего пользования, обоснованием размеров участков территории, выявлением неиспользуемых участков и определением наличия обременений и ограничений по использованию земельных участков и объектов капитального строительства;
6) состояния окружающей природной среды, ее компонентов по экологическим показателям (воздушная, водная, геологическая среды, почвенный покров, зеленые насаждения), а также источников и характера неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды (в том числе определение наличия или отсутствия резерва по качественным и количественным величинам выбросов и установлении квоты допустимого воздействия выбросов проектируемых хозяйствующих субъектов на сопредельные территории, в том числе в границах санитарно-защитной зоны проектируемой промышленной зоны);
7) состояния транспортной инфраструктуры и инженерно-технического обеспечения;
8) состояния и использования объектов культурного наследия, историко-градостроительная оценка территории;
9) состояния и использования природных (включая особо охраняемые) и озелененных территорий, в том числе характеристики природных условий (флора и растительность, фауна и животное население, природные сообщества, ценные природные объекты, почвенный покров, водные объекты), а также характеристики рекреационного и иного использования территорий;
10) социально-демографической структуры населения (в том числе численности жителей, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий, количество инвалидов для которых требуется предоставление жилья на первом этаже в соответствии с требованиями уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), структуры занятости;
11) правового режима землепользования и использования объектов капитального строительства (в составе проекта межевания);
12) состояния инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
3.2.2. Комплексную оценку градостроительных предпосылок и выявление тенденций и проблем развития территории, определяемых:
1) Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, региональными нормативами градостроительного проектирования, а также утвержденными территориальными схемами развития территорий, отраслевыми схемами;
2) федеральными и городскими целевыми программами;
3) правовыми актами Правительства Москвы о сносе, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
4) потенциалом природных и озелененных территорий для выполнения ими средозащитной, рекреационной функции;
5) градостроительными требованиями к реорганизации территории, в том числе с позиций:
а) соответствия использования территории требованиям, установленным в зонах с особыми условиями использования территории;
б) соответствия использования территории требованиям градостроительных регламентов;
в) соответствия использования территории требованиям региональных нормативов градостроительного проектирования;
г) соответствия требованиям безопасности территории, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия;
д) необходимости изменения использования территории и застройки, в том числе изменения фактического функционального использования территории;
е) необходимости резервирования земель для государственных и муниципальных нужд;
ж) экономической эффективности проектных предложений.
3.2.3. Подготовку проектных решений, содержащихся в планах и положениях о планировке территории, указанных в разделе 2 настоящего Положения, в том числе:
1) предложение по планировочной организации территории с учетом прогнозируемой численности жителей, численности занятых, численности посетителей территории (в том числе, если объектом подготовки проекта планировки территории является жилая территория, предложения по замене и сохранению жилищного фонда (реконструкции; капитальному ремонту, затрагивающего конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания); по объемам строительства жилья; по потребности жилой площади и набора квартир на цели переселения, в том числе для инвалидов; по участкам для размещения жилых домов первоочередного строительства для начала последовательного переселения жителей из аварийного, ветхого, заменяемого жилищного фонда; по схеме последовательного переселения жителей);
2) прогноз состояния окружающей среды по принятым проектным решениям, в том числе по ее компонентам: гидрогеологические характеристики территории, почвенный покров, зеленые насаждения, водные объекты, атмосферный воздух, оценка принятых проектных решений на соответствие санитарным правилам и нормам и техническим регламентам; предложения по сохранению, установлению границ санитарно-защитных зон от сохраняемых и проектируемых объектов;
3) предложения по сохранению, развитию и ограничению использования природных и озелененных территорий; предложение по установлению, изменению, отмене границ (красных линий) природных и озелененных территорий;
4) предложения по сохранению, развитию и ограничению использования участков территории (территории) в зонах с особыми условиями использования;
5) предложения по развитию транспортного обслуживания территории с указанием на схеме пешеходной доступности станций метрополитена и остановочных пунктов наземного пассажирского транспорта (в составе раздела, если это определено техническим заданием, выполняются: схемы вертикальной планировки территории на улично-дорожную сеть и основные внутриквартальные проезды, расчеты предельных уклонов планируемых объектов улично-дорожной сети, существующие и проектные поперечные профили в масштабе 1:200, схемы существующей и проектируемой организации движения с предложениями по дальнейшей разработке рабочей документации); предложения по установлению, изменению, отмене красных линий улично-дорожной сети;
6) предложения по развитию инженерного обеспечения, предложения по установлению, изменению, отмене красных линий границ технических зон инженерных сооружений;
7) предложения по мероприятиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
8) предложение по очередности реализации проекта планировки территории с учетом мероприятий для его реализации за пределами границ подготовки проекта планировки территории;
9) материалы по обоснованию проекта межевания территории, части территории (выполняется в случае, если определено техническим заданием) содержат:
а) предложение по межеванию территории (проектное межевание) — чертеж, на котором отображаются: территории, земельные участки существующих, планируемых к размещению объектов капитального строительства; территории линейных объектов; территории общего пользования; территории объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, санитарно-защитных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения);
б) выполненные в соответствии с региональными нормативами, расчеты и обоснования границ земельных участков существующих и проектируемых объектов капитального строительства с учетом градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки города Москвы, с учетом зон размещения и параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории; обоснования границ зон действия публичных сервитутов, обременений и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
3.3. Материалы по обоснованию проекта планировки территории должны включать текстовые, табличные и графические материалы. Графические материалы, характеризующие расположение проектируемой территории на территории города Москвы, выполняются в масштабе 1:10000-1:5000; графические материалы, содержащие варианты развития территории, характеризующие существующее состояние, тенденции развития территории, а также материалы, обосновывающие проектное решение, — в масштабе 1:2000-1:5000. Табличные материалы (например: экспликации объектов, сведения по объектам, параметры объектов) должны включаться в соответствующие листы графических материалов. В целях выявления ограничений использования, резервов и объемов застройки участков территории в составе материалов по обоснованию проекта планировки могут использоваться топографические планы с инженерными коммуникациями в масштабе 1:500, а также могут выполняться: аналитические и предпроектные проработки по застройке участков территории в масштабе 1:500; при сложном рельефе — вертикальная планировка внутриквартальной территории; детализированная оценка инженерно-геологического районирования в случае нахождения территории в зоне особо опасных геологических процессов (в том числе применительно к размещению подземных сооружений).
Раздел 4. Порядок подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории
4.1. На основании указанного в пункте 1.2 раздела 1 правового акта Правительства Москвы определяется источник финансирования и заказчик подготовки проекта планировки территории.
4.2. Москомархитектура обеспечивает подготовку, согласование и утверждение технического задания на подготовку проекта планировки территории в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению вне зависимости от заказчика и источника финансирования подготовки проекта планировки территории.
4.3. Заказчик подготовки проекта планировки территории:
1) в установленном законодательством порядке определяет проектную организацию — исполнителя проекта планировки территории (далее — исполнитель), заключает с исполнителем контракт (договор) на подготовку проекта планировки территории;
2) направляет (на бумажном и электронном носителях) проект планировки территории, подготовленный в объеме, определенном техническим заданием, в окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки соответствующего административного округа города Москвы для рассмотрения этого проекта на публичных слушаниях в установленном порядке; при необходимости по запросу указанной комиссии могут быть представлены соответствующие разделы материалов по обоснованию;
3) в случае подготовки проекта планировки территории за счет внебюджетных средств, передает в Москомархитектуру для согласования и представления проекта планировки территории на утверждение в Правительство Москвы:
а) проект планировки территории — на бумажном (один экземпляр, разработанный в М 1:2000 и в уменьшенном масштабе) и электронном носителях в количестве, необходимом для проведения согласований;
б) материалы по обоснованию проекта планировки территории на бумажном и электронном носителях;
в) протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории, оформленные по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы.
4.4. Исполнитель проекта планировки территории:
а) осуществляет сбор исходных данных для подготовки проекта планировки территории в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению;
б) анализирует достаточность собранных исходных данных для подготовки проекта; подготавливает материалы по обоснованию проекта планировки территории и проект планировки территории; совместно с заказчиком и Москомархитектурой (если проект планировки территории подготавливается за счет внебюджетных средств) участвует в проведении публичных слушаний, снимает замечания, полученные в ходе согласований, и вносит соответствующие изменения и дополнения в проект по результатам проведенных согласований и публичных слушаний.
1) обеспечивает в установленном порядке подготовку проекта правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории;
2) в установленном порядке направляет первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющему Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы, проект правового акта Правительства Москвы с приложением проекта планировки территории на электронном носителе (при необходимости на бумажном носителе) для рассылки в согласующие организации в соответствии с приложением 3 к настоящему Положения (перечень согласующих организаций уточняется техническим заданием);
3) направляет в Москомэкспертизу материалы по обоснованию проекта планировки территории на электронном носителе (при необходимости на бумажном носителе);
4) представляет в установленном порядке в Правительство Москвы для внесения на утверждение Правительства Москвы:
а) согласованный проект правового акта Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории с приложением проекта планировки территории;
б) протокол публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории.
Источник: vashproect.ru