Третья взлётно-посадочная полоса аэропорта Шереметьево (ВПП-3) остаётся клином между теми, кто заинтересован в её существовании, и теми, кто живёт рядом с ней. Шесть лет назад, когда, по сути, началось строительство полосы, было очень много проблем как в связи с технологией строительства ВПП-3, так и с тем, какова будет судьба людей, живущих рядом с аэропортом. Агентство федеральных расследований рассказывало в 2013 году о нападении на журналистов издания, которые расследовали нарушения при строительстве объекта. Вскоре вышел репортаж с места строительства, опубликованный в материале «ШеремЗона», где журналисты и экологи чуть не стали «пропавшей экспедицией».
Тогда же мы рассказывали о том, что возведение ВПП-3 привело и к уничтожению 300 га леса, а также поставило под удар основной источник питьевой воды города Москвы – реку Клязьму, о чём подробнее в материале «Взлётно-посадочная патология». Через три года, в 2016 году, в материале «Взлётно-посадочная патология. Часть 2» речь шла о взаимных исках Росавиации и «Трансстроя» вокруг строительства третьей полосы в Шереметьево. Прошло ещё три года…
Как согласовать строительство частного дома
СТАЛО НЕВЫНОСИМО ЖИТЬ
В конце ноября 2019 года жители московского района Митино и подмосковной деревни Благовещенка обратились в редакцию FLB и рассказали, что их жизнь, как и нескольких десятков тысяч людей, проживающих а районе Красногорска, Митино, Сходни, Лобни и населенных пунктов, стоящих по Пятницкому и Волоколамскому шоссе, резко изменилась после введения в действие в марте 2019 года третьей взлётно-посадочной полосы Шереметьево. Но совсем невыносимо стало жить с 19 сентября этого года, когда торжественно была перерезана ленточка и началась эксплуатация полосы: шум от самолётов не даёт житья никому – ни здоровым мужчинам и женщинам, ни грудным детям, ни старикам. В итоге под круглосуточный шумовой удар попали около 600 000 человек.
«Просыпаемся под гул самолётов, засыпаем под него, уроки с детьми делаем под него. Если хочется выспаться, то те, у кого свои дома, уходят спать в подвал. Самолёты летают каждые 10 минут практически круглые сутки ,а по вечерам интервал сокращается часто до 40-80 сек», — говорят жители. Переставлять спальню в самом доме, как и в квартирах многоэтажек, бесполезно.
Устанавливать дополнительную шумоизоляцию – тоже. Они забыли, как открывать окна.
В многоэтажках, где другая технология строительства, ситуация чуть лучше, чем в деревянных домах или домах с деревянными перекрытиями, каких рядом с ВПП-3 достаточно много, и которые должны были в обязательном порядке выселить ещё аж до 2018 года. Но даже в соседних к ВПП-3 деревнях Перепечино и Дубровке пока никого не выселили, а это 104 дома на расстоянии 100 метров от полосы.
Люди вынуждены жить даже на расстоянии 25-50 метров от места, где взлетают и садятся самолёты. Почти каждый день. Без выходных. Днём и ночью.
Авиационный шум стал для многих средой обитания. Когда люди заселялись в новые благоустроенные квартиры «спальных» районов на север-западе Москвы или приобретали в районе Пятницкого и Волоколамского шоссе участки под ИЖС, то были уверены, что будут жить в комфортной и экологически безопасной среде. Как и в Красногорске.
Ещё до 2018 года территории Митино, Красногорска и населённых пунктов, находящихся на Пятницком и Волоколамском шоссе, не входили в так называемые полосы воздушных подходов (ПВП). Но Приказом №176 от 04.05.2018 года Минтранс автоматически включил эти территории в ПВП. А почему не было обсуждения? Ведь теперь автоматически несколько десятков многоэтажек и сотни индивидуальных домов не попали в кадастровые реестры как территории, обременённые по шуму.
HАRDROCK-«МАРШРУТ 224»
С 28 марта 2019 г. аэропорт Шереметьево изменил схему полётов. Рейсы теперь делают разворот к Москве (а не от Москвы, как было все предыдущие годы). Как рассказали жители района Митино, кошмар начался, когда появился так называемый «маршрут 224», или, как называют его специалисты, «маршрут с магнитным курсом 224 градуса». Именно по нему пролетают над головами людей на высоте от 1000 до 2500 метров над землёй порядка 150-210 самолётов в сутки.
Маршрут пролёта самолёта, направляющегося в Гонконг.
В зоне пролёта воздушных судов (ВС) оказались детские сады и школы, поликлиники и больницы, дома престарелых, для которых применяются более строгие, чем просто для жилых построек, ограничения по шуму. По данным группы в ВК «Без самолётов на Митино и СЗАО» в «зоне поражения» оказались 31 детский сад, 17 школ, 14 соцобъектов – поликлиники, дом престарелых, дворец молодёжи, педагогический колледж…
Шум усиливается ещё и от того, что, учитывая розу ветров Шереметьево, 85 дней из 100 самолёты здесь летают в одном направлении. То есть, чтобы понимать, на каждые 25 дней есть только два дня паузы, когда самолёты не летают, причём шум от взлёта сильнее, чем от посадки. А если учесть, что на «маршруте 224» очень много так называемых «длинных рейсов», то есть это более тяжёлые самолёты, в основном грузовые, которые летят в Китай, например, или Вьетнам, и это двухэтажные боинги, у которых не два двигателя, а четыре, то они не могут быстро подняться, поэтому летят ниже, а поэтому и шум выше. И таких тяжёлых самолётов, рассказывают жители, в день пролетает штук 25-30.
Никто не отрицает, что Москве важно сохранить за собой статус крупного авиационного узла, с этой целью в своё время и начали развивать строительство ВПП-3 аэропорта Шереметьево. Введение в строй третьей полосы должно увеличить пропускную способность аэропорта: с 55 до 90 взлётно-посадочных операций в час. Авиаторам, безусловно, важно, чтобы взлёты с третьей полосы не пересекались с разворотами самолётов старых полос. Вероятно, поэтому и было принято решение, чтобы развернуть на этой полосе восточные и северные рейсы. Но скоро на ремонт встанет первая взлётно-посадочная полоса, а это значит, что её маршруты перейдут на ВПП-3 и она заработает не просто в полном объёме, а с перегрузом.
И хотя, по сравнению с летом 2019 года, ситуация в начале декабря стала чуть легче – самолёты время от времени перестали летать ночью – жить всё равно невозможно. То есть, если раньше, как говорят жители Митино, был «кошмар-кошмар», то сейчас «просто кошмар».
На дворе зима, поэтому нет чартеров. Но будущим летом, как и предыдущим, вероятно, снова возникнет эта проблема. А если учесть, что «Шереметьево» развивается, то количество полётов, как и маршрутов, тоже будет увеличиваться.
Можно, безусловно, поставить хорошие стеклопакеты, купить отличные бируши, но низкочастотные волны – это низкочастотные волны, и их воздействие на человека губительно, прежде всего, для сердца человека: возрастает риск инсультов и инфарктов, рака, не говоря о понижении слуха и других последствиях.
66,2 ДЕЦИБЕЛ. КОШМАР 7-ОЙ ПОДЗОНЫ
Конечно же, написаны тысячи писем и жалоб в ОАО «Московский Аэропорт Шереметьево», Росавиацию, Роспотребнадзор, в другие возможные инстанции, в том числе в правительства Москвы и Московской области, в Генпрокуратуру, в которых просят предпринять меры в защиту жителей и требуют убрать «Маршрут МК 224 градуса», опираясь на ФЗ № 52, в котором утверждается, что при нарушении санитарных норм деятельность лица (юридического или физического) должна быть приостановлена до выяснения и исправления ситуации. Создали группу в соцсети «Без самолетов над Митино и СЗАО».
Более того, жителям районов, оказавшихся в зоне «Маршрута 224», самим пришлось доказывать, что шум превышает допустимую норму.
Вот какую историю нам рассказали жители Благовещенки: «В августе мы попросили Роспотребнадзор Московской области приехать и замерить шумы. Сказали, когда надо приезжать, то есть в вечернее и ночное время, как, собственно и в правилах проведения замера шумов прописано.
23 августа, не созвонившись с жителями, хотя контактные данные были оставлены, днём, в 13.00, вдруг приехали представители Роспотребнадзора, то есть когда в расписании пауза в полётах, и начали проводить замеры. Получилось, что шумы замерили, но они оказались пассивные, хотя при этом всё равно были, и замеряли не «маршрут 224», а соседние, дававшие шум. Конечно, превышения по итогам этого замера не было. Жители предложили составить акт, что приехали не в назначенное время, на что представители Роспотребнадзора сослались на то, что приехали, когда была машина. Заключение было составлено, но работа проведена формально».
В итоге жителям пришлось оплатить независимые замеры, которые подтверждают превышение шумов от самолётов.
Результаты независимой экспертизы, сделанной в августе 2019 г. в деревне Благовещенка Солнечногорского района
Замеры, кстати, показали, например, над районом Митино уровень шума в 66,2 Дб. Напомним, что на территории России действует ограничение по шуму: в дневное время (с 7 до 23 часов) средний уровень шума должен составлять не более 55 Дб. В ночное время (с 23 до 7 часов) средний уровень шума должен составлять не более 45 дБ.
Судя по замерам авиационного шума, в Митино превышение нормы порядка 8-10 Дб для ночного периода, для Благовещенки, Федоровки, Козино, Большаково днем — 12-15 Дб, а это превышение звукового давления приблизительно в 12 раз! То есть в целом санитарные нормы превышаются более чем на 30%.
Превышение в итоге было зафиксировано и в Роспотребнадзоре, который, по мнению людей, должен был предпринять радикальные меры, а в итоге ограничился штрафами.
Генпрокуратура в ноябре подтвердила, что полосы аэропорта Шереметьево работают в круглосуточном режиме, вследствие чего признала превышение нормативов уровня шумов и обязала ОАО «МАШ», ПАО «Аэрофлот» и ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» принять комплекс мер по снижению шумового воздействия на жилую застройку, выписав штраф аэропорту.
Проект положенных так называемых санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон санитарных разрывов делался без учёта новых маршрутов (и прежде всего, без учёта М224). А в решении Роспотребнадзора об установлении СЗЗ аэропорта «Шереметьево» с учётом ВПП-3 зоны санитарных разрывов и вовсе не установлены. Но, согласно санитарному законодательству (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны. »), в местах пролёта воздушных судов должен быть установлен так называемый санитарный разрыв, то есть место наиболее напряжённого воздействия на землю, окружающую среду, с обязательными мероприятиями по защите и отселению людей.
В 2017 году был принят ФЗ № 135, созданный, чтобы разрулить конфликт интересов аэропортов и жителей и регламентирующий использование приаэродромной территории.
Поскольку в СаНПиН прописаны границы семи так называемых санитарных зон и зон санитарных разрывов, то аэропорт на основании 135-го ФЗ обязан установить санитарно-защитную зону. По идее, к августу 2018 года приаэродромные территории, в том числе седьмая, самая сложная, должны были быть согласованы. Но, как стало известно, приаэродромная территория и 7-я подзона аэропорта «Шереметьево» до сих пор не установлены. То есть получается, что, согласно тому же ФЗ № 135, эксплуатация аэропорта «Шереметьево» уже больше года осуществляется с нарушением требования безопасности полётов.
«ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ ШУМ». КОМУ МЕДВЕДЬ НАСТУПИЛ НА УХО
Но вопрос шума – не единственный, который мучает людей. На данный момент даже не ставился перед ведомствами вопрос выброса вредных веществ, прежде всего, продуктов горения авиационного топлива, расходуемого во время маневров по изменению высоты и направления. А это примерно от 35 кг до 200 кг в минуту или за время пролёта над Митино и Тушино в пределах 170 — 1000 кг керосина.
В случае набора или снижения скорости и высоты показатели существенно больше. Если подсчитать для, скажем, 20 самолётов, то уже получим от 3,5 тонн до 20 тонн. Можно представить какой там выхлоп.
Позиция Росавиации, Роспотребнадзора и других ведомств:
Вопрос использования воздушного пространства находится в ведении «Федерального агентства воздушного пространства РФ» (Росавиации). В ответах чиновников на запросы жителей в августе и сентябре 2019 года говорится, что всё работает по правилам, что маршруты проложены как положено согласно «Воздушному кодексу Российской Федерации», что «траектории полётов в полной мере соответствуют положениям Международной организации гражданской авиации (ИКАО)», и что «районы Митино г. Москвы, а также г.о. Красногорск Московской области расположены в границах аэропорта «Шереметьево», в полосе воздушных подходов» и «не являются запретной зоной для полётов». Что касается авиационного шума в целом, то в Росавиации отмечают, что его контроль «находится вне ведения Предприятия».
В общем, как следует из ответа Росавиации, ссылающегося на самые разные законы и подзаконные акты, изменить схемы полётов в данный момент невозможно. И всё, что может ведомство, так это «определить новые параметры выдерживания скорости на начальных этапах маршрута вылета с магнитным курсом 224 градуса, что позволит увеличить высоту полётов воздушных судов на 300 метров». В Росавиации полагают, что именно это и приведёт к снижению воздействия шума на места массовой застройки. Однако, по законам физики, сила звука от самолета при увеличении высоты на 1000 м уменьшается на 3-4 Дб. Решит ли это проблему зафиксированного превышения на 12-15 Дб?
При этом известно, что не слышно самолёт, когда он летит в эшелоне от 8000 до 10 000 метров над землёй и во многом зависит от типа самолёта и окружающего шумового фона.
Роспотребнадзор, на котором лежит ответственность за исполнение, прежде всего санитарных норм, фиксирует нарушения по каждому отдельному случаю, уведомляет аэропорт «Шереметьево» и другие ведомства о нарушениях, и, как мы уже сказали, выписывает штрафы, не предпринимая радикальных мер.
В правительственном Постановлении № 222 от 3 марта 2018 года, на которое в ответах жителям ссылается Роспотребнадзор, регулируется только установка санитарно-защитной зоны, но не упоминается зона санитарного разрыва, и нет никакого документа, который бы прописывал процедуру его установления для аэропортов.
А в конце октября в ответе на очередной запрос жителей Роспотребнадзор написал, что не вправе согласовывать маршруты, трассы, высоту вылетов самолётов и режим их полётов. Поэтому и отменить полёты самолётов «Шереметьево» над территорией жилой застройки г. Москвы и Подмосковья не может. Не их компетенция. Данное решение может принять только владелец аэропорта, Росавиация или в судебном порядке.
Однако известно, что экс-глава Роспотребнадзора и экс-главный санитарный врач РФ, а ныне депутат Госдумы Геннадий Онищенко уже более десяти лет старается предпринять меры по защите населения в приаэродромных зонах, в частности, аэропорта «Шереметьево», и рассказал на днях на страницах «Парламентской газеты», что поскольку районы плотной застройки, над которыми проходят маршруты аэропорта, расселить не получится, то нужно найти технические решения, то есть изменить траектории взлёта и посадки, а также использовать средства защиты от шума.
Всё, что сделано на данный момент, как следует из ответа Роспотребнадзора жителям, на заседаниях совместных рабочих групп, где представлены ПАО «Аэрофлот», АО «МАШ» и ФГУП «Госкорпорация ОрВД», разработаны новые схемы маневрирования в районе аэродрома «Шереметьево», исключающие полёты над указанными жилыми застройками. Когда работы над схемами будут завершены и отработаны в тренажёрах, то их возможно внесут в соответствующие документы. Но когда это произойдёт – непонятно.
Интересно, но ещё в начале 2019 года российские СМИ обратили внимание на пояснительную записку Минтранса к законопроекту «О внесении изменений в градостроительный кодекс», в которой было сказано, что третью ВПП в Шереметьево не получится ввести в полноценную эксплуатацию из-за её слишком близкого расположения к населённым пунктам.
«Расположение полосы рядом с крупными населёнными пунктами Лобня (5 км), Сходня (3 км), Зеленоград (5 км) не позволит полноценно её использовать — из-за высоких показателей авиационного шума количество рейсов в ночное время придётся ограничить», — говорилось в пояснительной записке. Вскоре документ был удалён из федеральной базы данных проектов нормативных правовых актов.
А 22 октября этого года, после поручения правительства пересмотреть методику оценки аэропортами уровня шума, Роспотребнадзор внёс поправки в санитарное законодательство. Речь идёт о замерах шума, который теперь будет производиться по так называемому эквивалентному уровню.
Дело в том, что существуют понятия «максимальный шум» и «эквивалентный шум». Эквивалентный – это, простыми словами, средний по времени уровень шума, как «средняя температура по больнице». Максимальный — уровень шума в данный момент и в данном месте, то есть конкретного больного.
Но если для вновь возводимых районов, где будет учитываться технология защиты от шума, эти законодательные изменения с большой натяжкой, но допустимы, то это не возможно для уже сформированных старых районов, где проживают сотни тысяч людей.
Итог: люди, живущие в зоне «маршрута № 224», вынуждены каждый день слушать, как практически каждые пять минут над их головами с превышением шума взлетают и садятся самолёты.
Источник: flb.ru
Шумовая карта Подмосковья
В Москве и в ближайшем Подмосковье существует так называемая проблема повышенного шума. Ее даже местные власти признают и обещают бороться с ней, чтобы сделать жизнь людей более комфортной и менее проблемной. Вот только для решения сей проблемы пока что сделано не так уж и много.
Еще в конце 2007 года была утверждена концепция «снижения шумов и вибраций в Москве», как утверждают специалисты, в зоне сверхнормативного воздействия авиашума находится порядка 10% площади городской территории, а также прилегающих к столице областей.
Если говорить только о Москве, то в зоне риска сразу же 40 районов столицы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном и Зеленоградском административных округах. Согласно документам и докладам, превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете авиационных судов над жилой территорией, достигает 10–15 децибелов. А нагрузка на уши тех, кто живет в Подмосковье, толком не подсчитана.
И если с другими источниками городского шума — строительными площадками — бороться относительно просто, то с авиашумом дело обстоит сложнее: доказать факты нарушений со стороны авиатранспорта сложно. Причина этого проста — в Москве и Подмосковье практически не ведется мониторинг уровня авиашума. А, следовательно, невозможно получить фактические доказательства, необходимые для возбуждения административных дел по фактам нарушений.
Хотя попытки как-то исправить ситуацию были. Например, в 2008 году депутаты Московской городской думы возмущались тем фактом, что лайнеры нередко срезают маршрут и пролетают прямо над жилыми кварталами не только из-за нелетной погоды, но и из-за желания сэкономить время и топливо, причиняя страдания около 2 миллионам москвичей и жителей ближайшего Подмосковья. Еще пять лет назад для организации мониторинга городские власти решили установить во всех близких к аэропортам районах автоматические станции контроля авиашума. Однако эти планы до сих пор не реализованы. Руководство организации «Мосэкомониторинг» на своем официальном сайте сообщает, что первая автоматическая станция контроля авиашума находится только лишь в стадии создания.
Ни для кого не является секретом, что наибольшие проблемы испытывают жители Москвы и прилегающих населенных пунктов, которые расположены непосредственно под «воздушными коридорами», идущими от трех крупнейших аэропортов: «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».
«Шереметьево»
Начнем, пожалуй, с самого «забитого» рейсами аэропорта — «Шереметьево». Самолеты тут взлетают и приземляются чуть ли не каждые 10–15 минут, а, значит, нагрузка на уши тех, кто попадает в тот или иной «воздушный коридор» (в частности жителей Зеленограда), весьма велика.
Есть еще один тонкий момент, до начала 2015 года руководство аэропорта собирается построить и запустить в эксплуатацию третью взлетно-посадочную полосу. Делается это для того, чтобы разгрузить уже две имеющиеся полосы, которые сейчас эксплуатируют, что называется, «и в хвост, и в гриву».
Третья взлетно-посадочная полоса аэропорта «Шереметьево» непременно увеличит зону его шумового и экологического воздействия. В этой самой зоне окажутся не те населенные пункты, которые планируют снести, а уже существующие и строящиеся жилые массивы и даже целые микрорайоны.
Аэропорт «Шереметьево» и прилегающие к нему территории условно делятся на четыре категории: «А», «Б», «В» и «Г». Именно последняя в настоящее время считается наиболее шумной. Более того, ведение в ней жилой застройки запрещено в связи с негативным воздействием на здоровье людей. Но какая бы ни была зона, люди у нас живут везде.
Как утверждают в Центре экологических инициатив, в зону «Г» входят следующие населенные пункты и микрорайоны с вполне сформировавшейся застройкой: Лобня, Новоподрезково, Сходня, Долгопрудный, Усково, Кирилловка, Юрлово, Козино, Рузино, Лугино, Горетовка, Бакеево, Лунево, Носово, Черная Грязь, Водники, Виноградово, Сумароково, Еремино и Шолохово. А львиная доля новостроек расположена в Лобне, Долгопрудном, а также в микрорайонах Химок Новоподрезково и Сходня. В общем, надо серьезно подумать и изучить карту, прежде чем покупать недвижимость на этом направлении.
Можно пройтись и по коттеджным поселкам. Поселок таунхаусов «Фирсановка Life» расположен прямо под шереметьевской глиссадой, коттеджный поселок «Еремино» расположен в 12 км от аэропорта, прямо над траекторией взлета самолетов.
«Домодедово»
По общему признанию специалистов, достаточно шумным является и второй по величине и пропускной способности московский аэропорт — «Домодедово». В «Домодедово» в скором времени будет построена третья взлетно-посадочная полоса, которая будет принимать самолеты чуть ли не круглые сутки.
При этом вторая взлетно-посадочная полоса, построенная в далеком 1968 году, может эксплуатироваться только до середины 2014 года, после чего ее необходимо закрывать на реконструкцию. Так что строительство третьей полосы — не прихоть, а необходимость. Ведь этот аэропорт всегда загружен, что называется, «под завязку». И, как советуют специалисты, покупать загородный дом в радиусе 5–8 км от «Домодедово» просто неразумно. Деньги будут потрачены, но покоя не предвидится.
Интересно, что некоторые неудобства от аэропорта «Домодедово» иногда испытывают даже жители населенных пунктов, которые находятся довольно далеко от взлетно-посадочных полос. Например, когда меняется воздушный коридор и самолеты подлетают к аэропорту мимо Бронниц, то в городе зачастую бывает весьма шумно. То же самое можно сказать про окрестности Подольска и Климовска — тоже иногда сильно грохочет.
А вот список населенных пунктов, которые периодически попадают в шумовые зоны при взлетах или посадках воздушных судов: Артемьево, Рождественское, Степанчиково, Заборье, Шебанцево, Авдотьино, Никитское, Ловцово, Буняково, Лямцево, Кутузово, Пестово, Яковлевское, Шувайлово, Татарское, Истомиха, Жеребятьево и Воскресенское.
«Внуково»
Далеко не все так просто и с аэропортом «Внуково», который довольно активно борется за первенство в перевозках пассажиров с «Шереметьево» и «Домодедово». Летом 2011 года жители Ново-Переделкино направляли письма руководству «Внуково» по поводу шума от пролетающих самолетов. После этого руководство аэропорта выступило с заявлением, в котором сетовало на… незаконную застройку в приаэродромной территории. То есть, за последние 20 лет несколько тысяч человек приобрели жилье на приаэродромной территории и проживают в заведомо вредных условиях, связанных с воздействием авиационного шума. Естественно, что в возникновении этой проблемы руководство «Внуково» обвиняло местные муниципальные власти, которые нарушали законодательство и раздавили разрешения на застройку.
Более того, во «Внуково» даже провели своеобразное расследование, в ходе которого выяснилось, что у владельцев многих объектов имеется согласованный землеотвод и разрешение на строительство, но отсутствует разрешение гендиректора ОАО «Аэропорт Внуково». А без этого вообще нельзя строить, потому что никто не гарантирует в этом случае тишины. Как сообщили корреспонденту «DOMzaMKAD.ru» в пресс-службе аэропорта «Внуково», нарушения были выявлены во многих населенных пунктах: — Внуково, Абабурово, Лапшинка, Давыдково, Шарапово, Соколово, Марушкино, Анкудиново, Большое Свинорье, Бурцево, Аннино, Картмазово и Саларьево. Список действительно впечатляющий.
А если учесть, что со стороны Москвы аэропорт «Внуково» буквально зажат жилой застройкой районов Солнцево и Ново-Переделкино, то единственная возможность для взлета самолета — это двигаться в направлении области. А это может означать лишь одно — самолеты из аэропорта «Внуково» будут мучить шумом людей, которые имеют недвижимость в районе Киевского шоссе.
Есть и еще один немаловажный момент, который необходимо учитывать. Дело в том, что одна из реконструируемых взлетно-посадочных полос аэропорта «Внуково» идет чуть ли не параллельно Киевскому шоссе. Но с середины 2014 года самолеты вновь начнут взлетать и садиться, и это принесет множество неудобств всем тем, кто живет на Киевском шоссе.
Также можно привести несколько примеров коттеджных поселков, которые страдают от аэропорта «Внуково». Так, поселки «Клубничные поля» и «Черничные поля» находятся в непосредственной близости от аэропорта. По утверждениям специалистов, максимальный шум от взлетающих и садящихся самолетов здесь может доходить чуть ли не до 83 децибел.
Довольно шумно и в деревне Акинтшино, недалеко от которой построен поселок под названием «Променад». В этом районе мало тишины, потому что именно здесь самолеты маневрируют при взлете и посадке. А, значит, 80 с лишним децибел обеспечены.
В своеобразной зоне риска и поселок таунхасов «Бристоль», он расположен на удалении всего лишь 2,800 км от взлетно-посадочной полосы. И здесь максимальный шум равняется 85 децибелам.
Как пояснили в пресс-службе аэропорта Внуково, застройщики и сейчас должны проводить согласование с директором аэропорта, но делают это не всегда. При этом муниципалитеты, выдавая разрешения, не учитывают требования Воздушного кодекса. Как говорят в пресс-службе аэропорта, согласование строительства со стороны Росавиации является логичным, так как именно она отвечает за авиационную безопасность. Осталось только получать от нее «добро» при возведении каждого коттеджного поселка. Чтобы потом не было проблем.
Так что, обдумывая покупку на Киевском шоссе, стоит скрупулезно изучить вопрос полета самолетов из Внуково. Иначе можно столкнуться с очень неприятными и весьма шумными сюрпризами.
Впрочем, есть в Подмосковье и действительно спокойные уголки. Речь идет о Новорижском и Рублево-Успенском шоссе, жителей которых самолетный грохот практически не затрагивает. Более того, над Рублевкой полеты вообще запрещены, да и Новорижское шоссе тоже попадает в эту благословенную зону. Некоторые эксперты, шутят, что для жителей Новой Риги это своеобразная компенсация за масштабную реконструкцию трассы и большие пробки.
Одно только омрачает хорошее настроение жителей Новорижского и Волоколамского шоссе. Есть информация, что в скором времени собираются построить новый аэропорт бизнес-авиации в районе трассы для авто и мотогонок Moscow Raceway. Впрочем, официального подтверждения этому нет.
Также важно помнить, что в Москве, кроме «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», есть еще пять небольших аэропортов. Это «Быково», «Мячково», аэропорт частной авиации «Раменское», военный аэропорт «Чкаловский» и «Остафьево». Шума от них, конечно, не так много как от первой тройки. Но некоторые неудобства жителям Новорязанского, Каширского и Варшавского шоссе они способны доставить.
Также известно, что районе Мякинино строится площадка для вертолетного такси. Также настоящим бедствием для жителей Красногорска стали военные вертолеты, которые с завидной регулярностью пролетают над городом.
Из всего можно сделать только лишь один вывод. Перед покупкой подмосковной недвижимости необходимо очень тщательно изучить не только карту местности, но и карту полетов. Сделать это надо для того, чтобы «увернуться» от «самолетных коридоров». И если есть малейший намек на то, что может быть шумно, лучше отказаться от покупки.
Иначе потом жизнь осложнится, и ничего с этим нельзя будет поделать. Так что, изучайте карты — иного способа обезопасить себя от шума взлетающих и приземляющихся самолетов еще никто не придумал.
Источник: www.domzamkad.ru
От Дерипаски до Ротенберга: кто владеет крупнейшими аэропортами
Уже в ближайшие недели катарский инвестиционный фонд закроет сделку по покупке 24,99% акций управляющей компании петербургского аэропорта Пулково. Приходу арабских инвесторов в Пулково предшествовала череда сделок с акциями управляющей компании аэропорта.
Эти операции, а также многочисленные сделки прошлого года с региональными аэропортами дали возможность понять реальную стоимость аэропортовых активов в России. Сколько они стоят и кому принадлежат?
Forbes оценил стоимость аэропортового хозяйства миллиардеров и рассчитал долю этих активов в общем состоянии предпринимателей.
Миллиардер: Дмитрий Каменщик
Состояние: $3,7 млрд
Актив: аэропорт Домодедово
Пассажиропоток: 28,5 млн человек
Дмитрий Каменщик — единственный владелец аэропорта Домодедово. В аэропортовый бизнес миллиардер пришел еще в 1990-х, рассказывал он в интервью Forbes. Тогда он был владельцем авиакомпании «Ист Лайн», которая через Домодедово возила товары из Китая в Москву. К 1998 году Каменщик установил фактический контроль над базовым аэропортом «Ист Лайна» и возглавил совет директоров аэропорта Домодедово.
За последующие годы Дмитрий Каменщик сумел превратить свой аэропорт в один из крупнейших в России. До 2015 года Домодедово был ведущим в стране по объему пассажиропотока. После банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» (базировалась в Домодедово) и в целом снижения пассажиропотока в России уступил этот статус аэропорту Шереметьево.
Миллиардер: Роман Троценко
Состояние: $1,6 млрд
Активы: «Новапорт»
Пассажиропоток: 14,7 млн человек
Партнеры и подчиненные называют Романа Троценко «ярким, зажигающим человеком», стратегом и «свободным художником». В бизнесе Троценко чаще полагается на интуицию, а не на расчет. «Чем хуже в начале, тем лучше в конце» — так описывает Троценко свою стратегию в интервью Forbes.
Троценко не раз брался за развитие аэропортов, которые участники рынка называют «неликвидом», — с пассажиропотоком менее миллиона и большим износом. «Новапорт» неоднократно выполнял функцию «спасителя отечества» в гражданской авиации, отмечает Владимир Тасун, бывший начальник Западно-Сибирского управления Росавиации. Сейчас у компании 13 аэропортов.
Троценко может получить 10% управляющей компании аэропорта Пулково — «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). На такой пакет инвесткомпания бизнесмена AEON Corporation претендует в рамках сделки с ВТБ, он может обойтись Троценко приблизительно в 6 млрд рублей.
Миллиардер: Аркадий Ротенберг
Состояние: $2,6 млрд
Актив: Шереметьево
Пассажиропоток: 33,7 млн человек
В 2014 году Аркадий Ротенберг попал в санкционные списки, часть его активов приобрел за счет собственных и заемных средств сын миллиардера Игорь. Однако контроль над активами в Шереметьево Аркадий Ротенберг сохранил. TPS Avia Ротенберга и его партнеров Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько начала вхождение в Шереметьево со скупки небольших, в основном совместных с аэропортом компаний, которые оказывают неавиационные услуги — паркинг, реклама и другие сервисы.
Самым же большим бизнесом в Шереметьево, доставшимся TPS, была «грузовая деревня» — несколько специализированных терминалов в северной зоне. TPS купила у «Интерпорта», совместного предприятия «Интерроса» Владимира Потанина и «Кратоса» Игоря Каталевского, три компании: «Аэропорт Москва» — когда-то отпочковавшийся от «Аэрофлота» независимый склад, «Грузовой комплекс Шереметьево» — проект строительства большого, на 21 000 кв. м, высокотехнологичного склада, блокпакет в котором принадлежал Шереметьево, и «Руспорт» — оператор терминала на 9000 кв. м.
В 2013 году TPS обошла «Аэропорт Кольцово», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, и победила в конкурсе на право развивать крупнейший аэропорт страны. В дальнейшем частные инвесторы объединили с государством свои активы в Шереметьево, вложив также собственные средства в размере $635 млн, и получили контрольный пакет в объединенной компании.
Миллиардер: Александр Пономаренко
Состояние: $3 млрд
Актив: Шереметьево
Пассажиропоток: 33,7 млн человек
Пономаренко рассказывал, что к 2018 году перед Шереметьево стоят масштабные задачи по модернизации: строительство нового пассажирского терминала, межтерминального перехода и третьей взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пассажиропоток до 58 млн пассажиров в год.
Работы по строительству межтерминального перехода активно ведутся. А вот строительство полосы, по всей вероятности, не успеют завершить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В конце 2016 года Пономаренко заявил, что полосу могут сдать «в усеченном варианте» без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, которые изначально предусмотрены проектом.
Позже Росавиация сообщила, что общая стоимость работ выросла на 60%. Завершение проекта потребует дополнительных 20,19 млрд рублей. Эту сумму Росавиация изыскала, перераспределив ресурсы с других проектов, запланированных на 2017-2020 годы.
Миллиардер: Александр Скоробогатько
Состояние: $3 млрд
Актив: Шереметьево
Пассажиропоток: 33,7 млн человек
В феврале 2016 года правительство России опубликовало распоряжение, в соответствии с которым компания «Шереметьево Холдинг», принадлежащая (через TPS Avia) Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, получила 68,44% аэропорта Шереметьево. Скоробогатько и Пономаренко принадлежит 65,3% акций компании TPS Avia, остальное у Аркадия Ротенберга.
Скоробогатько был депутатом Госдумы с 2003 года. В парламенте седьмого созыва он был одним из самых состоятельных — его задекларированный доход за 2015 год составлял 745,1 млн рублей. В декабре 2016 года он сдал мандат по собственному желанию.
Миллиардер: Виктор Вексельберг
Состояние: $12,3 млрд
Актив: «Аэропорты регионов»
Пассажиропоток: около 9 млн человек
Аэропортовый бизнес Виктор Вексельберг развивает с 2013 года в рамках холдинга «Аэропорты регионов». Вексельберг владеет 90% аэропортового бизнеса, еще по 5% принадлежит его партнерам — Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.
В холдинг входят аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород) и Ростов-на-Дону. Бизнес расширяется: одна из структур «Аэропортов регионов» в 2015 году заняла в Газпромбанке 15 млрд. рублей на строительство аэропорта под Ростовом-на-Дону, еще один аэропорт — «Центральный» строится в Саратове.
Миллиардер не исключает и приобретения европейских аэропортов, потому что «холдингу не хватает чего-то западного». В начале 2015 года Вексельберг перевел «Аэропорты регионов» из офшора в российскую юрисдикцию.
Миллиардер: Олег Дерипаска
Состояние: $4,9 млрд
Актив: «Базэл-Аэро»
Пассажиропоток: около 12 млн человек
Инвестировать в авиационную индустрию Олег Дерписка начал в 2004 году, когда приобрел авиакомпанию «Авиалиний Кубани». Однако бизнес на авиаперевозках удачным не был — в 2012 году компания была объявлена банкротом и прекратила свою деятельность.
Аэропортовый бизнес оказался наоборот очень успешным, группа «Базовый Элемент» Олега Дерипаски консолидировала в рамках «Базэл Аэро» аэропорты Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. Ежегодно они обслуживают почти 10% всех российских пассажиров и 3,5% грузового потока. В 2012 году Олег Дерипаска продал 30% акций «Базэл аэро» Changi Airports International, которая управляет аэропортом Сингапура. Еще 20% минус 1 акция принадлежит Сбербанку России. Контрольный пакет «Базэл аэро» остается у Олега Дерипаски.
В феврале 2017 года «Базэл» вместе с партнерами закрыл сделку по приобретению аэропорта Кневичи (Владивосток) у аэропорта Шереметьево.
Миллиардер: Андрей Скоч
Состояние: $6,8 млрд
Актив: аэропорт Внуково
Пассажиропоток: 13,9 млн человек
Андрей Скоч — один из частных владельцев аэропорта «Внуково», хотя формально долями Скоча владеет его отец, пенсионер Владимир Скоч. Скочу и его партнеру Виталию Ванцеву принадлежит 74,9% объединенного аэропорта Внуково в пропорции 82% на 18%.
В феврале 2016 года Росимущество и инвесторы Внуково подписали акционерное соглашение по консолидации частных и государственных активов аэропорта. Частные собственники вкладывают блокпакет ОАО «Аэропорт Внуково» и контроль в ОАО «Международный аэропорт Внуково» через «Внуково-Инвест» и Авиационно-нефтяную компанию. Доля РФ в уставном капитале составит не менее 25% +1 акция. Аэропорт Внуково планирует завершить консолидацию активов в октябре-ноябре 2017 года.
Источник: www.forbes.ru